Примечание РЦПИ!
Порядок введения в действие приказа см. п. 6.
В соответствии со статьей 164 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года "О здоровье народа и системе здравоохранения" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила контроля качества и безопасности донорской крови и ее компонентов.
2. Департаменту стратегии и развития здравоохранения Министерства здравоохранения (Айдарханов А.Т.) обеспечить в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
3. Департаменту административно-правовой работы Министерства здравоохранения Республики Казахстан (Бисмильдин Ф.Б.) обеспечить в установленном законодательством порядке официальное опубликование настоящего приказа в средствах массовой информации после его государственной регистрации.
4. Признать утратившим силу приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 29 сентября 2005 года № 491 "Об утверждении Перечня требований по безопасности и качеству крови и ее компонентов, препаратов крови, консервирующих средств и Правил осуществления контроля безопасности и качества крови, ее компонентов и препаратов" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 3906, опубликованный в газете "Юридическая газета" от 29 ноября 2005 года № 222).
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Вице-министра здравоохранения Республики Казахстан Вощенкову Т.А.
6. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опуоликования.
И.о. министра Б. Садыков
Утверждены приказом
и.о. Министра здравоохранения
Республики Казахстан
от 10 ноября 2009 года № 684
Правила
контроля качества и безопасности донорской крови
и ее компонентов
1. Общие положения
1. Настоящие Правила контроля качества и безопасности донорской крови и ее компонентов (далее - Правила) определяют порядок осуществления контроля качества и безопасности донорской крови и ее компонентов при их заготовке и производстве, направленного на обеспечение безопасности, биологической полноценности и клинической эффективности.
2. Контроль качества и безопасности донорской крови и ее компонентов осуществляется государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере службы крови (далее - организации службы крови) в процессе заготовки крови и ее компонентов (далее - продуктов крови).
3. Для организации системы контроля качества в организациях службы крови создаются отделения контроля качества или назначаются ответственные лица, подчиняющиеся непосредственно первому руководителю организации службы крови.
4. Организация службы крови должна проводить мониторинг и аудит процессов заготовки продуктов крови, соответствующих установленным требованиям, а также осуществлять постоянное повышение результативности системы менеджмента качества. Требования к качеству крови и ее компонентов при проведении их контроля должны соответствовать стандартам, утвержденным уполномоченным органом в области здравоохранения согласно приложения 1 к настоящим Правилам. Качество препаратов крови должно соответствовать нормативной документации (далее - НД).
5. Организации службы крови осуществляют контроль качества продуктов крови в соответствии с гарантиями качества, обеспечивающими безопасность продуктов крови, определяемыми совокупностью методов, используемых в их заготовке, производстве, обработке, упаковке, контроле и хранении, и совокупностью показателей, включающих в себя соответствие всех контролируемых параметров требованиям Кодекса Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения".
6. Гарантии качества должны включать требования к помещениям (площадь, вентиляция, санитарное состояние); оборудованию, его обслуживанию и контролю для обеспечения его бесперебойной работы; материалам; организации производства; документации; квалификации персонала, определяемые в соответствии с перечнем требований гарантий качества согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
2. Контроль качества и безопасности продуктов крови,
его виды и порядок осуществления
2. Контроль качества и безопасности продуктов крови включает в себя следующие виды:
1) входной контроль;
2) контроль в процессе производства;
3) контроль соответствия готовой продукции утвержденным стандартам;
4) контроль хранения продуктов крови;
5) контроль транспортировки продуктов крови.
8. Входному контролю подлежат закупленные материалы (контейнеры для сбора крови, реагенты, тест-системы, дезинфицирующие средства, инструменты и другие материалы), номенклатура которых утверждается первым руководителем организации службы крови; единицы донорской крови и ее компонентов (при приемке в производство).
9. Контроль производственных процессов включает проверку:
1) наличия и полноты информации о лицах, не подлежащим временному или постоянному допуску к донорству;
2) объема и качества медицинского обследования доноров;
3) качества лабораторных исследований;
4) параметров технологических режимов;
5) состояния производственной среды;
6) состояния и технического обслуживания оборудования;
7) материалов (контейнеры для сбора крови, реагенты, тест-системы, дезинфицирующие средства, инструменты, и другие);
8) продукции на этапах производства (контроль стерильности, соблюдения технологических режимов);
9) бактериологический контроль (внешняя среда, руки эксфузиониста, кожа локтевого сгиба донора, мягкие материалы, инструменты);
10) квалификации персонала;
11) наличия необходимой документации и качество записей.
10. Для проведения контроля на определенных стадиях процесса производства и использования продуктов крови следует установить критические контрольные точки процессов производства и методы контроля.
11. Контроль стерильности продуктов крови осуществляется в процессе контроля производственных процессов и направлен на обеспечение стерильности продуктов крови и используемого оборудования при их заготовке и переработке с использованием технологий и мероприятий, направленных на предупреждение попадания микроорганизмов в конечный продукт. Условия и методы исследований для осуществления контроля стерильности определяются согласно приложению 3 к настоящим Правилам.
12. Контроль стерильности продуктов крови осуществляется бактериологической лабораторией организации службы крови. Бактериологическая лаборатория должна иметь разрешение территориального подразделения государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения на проведение работы с микроорганизмами 3 и 4 группы патогенности.
13. Контроль готовых продуктов крови проводится в соответствии с методами и критериями нормативной документации в области здравоохранения, а также внутренними документами организации службы крови.
14. Контроль хранения продуктов крови, образцов исследуемой крови, реагентов и других материалов включает проверку:
1) размещения продукции;
2) средств измерения температуры и ее регистрации (включая периодичность замеров);
3) журналов регистрации периодичности замеров температуры образцов исследуемой крови, продуктов крови.
15. Контроль транспортировки продуктов крови включает проверку:
1) порядка движения продукции и материалов внутри организации;
2) наличия специальных средств транспортировки (термоконтейнеры);
3) обеспечение "холодовой цепи";
4) продолжительности транспортирования из пункта выдачи в пункт назначения;
5) целостности упаковки по прибытии.
16. При выдаче готовой продукции крови потребителю осуществляется:
1) проверка наличия и правильности оформления заявки от потребителя;
2) проверка наличия специальных средств транспортировки (термоконтейнеры);
3) учет выданной продукции;
4) учет отказов выдачи продукции по заявкам.
17. Продукты крови, не соответствующие установленным требованиям НД, должны быть немедленно задержаны, изъяты из мест хранения, изолированы, соответственно маркированы, размещены в специально отведенных зонах (помещениях), документально оформлены и защищены от непреднамеренного использования до принятия решения. При выявлении любого несоответствия обязательно проведение повторного контроля.
18. В случае признания окончательного несоответствия продукции НД производится:
1) отзыв продукции, выданной потребителю;
2) изъятие из мест хранения;
3) утилизация или уничтожение.
19. Препараты крови, не соответствующие НД, могут быть подвергнуты переработке по технологии, предусмотренной технологическим регламентом на производство этой продукции. Повторное предъявление на контроль сопровождается производственным паспортом, в котором указывается дата и методы переработки продукции, потери от брака и причин допущения брака.
20. С целью оценки качества препаратов крови в случаях получения отзыва с мест потребления или выявления несоответствия качества образцов препарата требованиям НД, для наблюдения за их качеством в процессе хранения от каждой серии препарата отбираются пробы для закладывания в музей архивных образцов.
21. В организации службы крови создается комиссия, осуществляющая контроль по выявленным несоответствиям производственной деятельности (отведение от донорства, восстановление в донорстве; санкционирование использования продукции; признание брака; уничтожение продукции и так далее). Случаи выявления недоброкачественных продуктов крови, а также претензии потребителей должны быть рассмотрены комиссией, выявлены причины брака и приняты меры по их устранению и предупреждению.
3. Внутренний и внешний аудит контроля качества
и безопасности продуктов крови
22. Проведение внутреннего и внешнего аудита контроля качества и безопасности продуктов крови осуществляется в целях:
1) проверки системы качества на соответствие установленным требованиям НД;
2) определения областей возможного улучшения системы качества;
3) проверки и оценки эффективности корректирующих мероприятий.
23. Нормативной основой аудита является действующее законодательство Республики Казахстан и настоящие Правила.
24. Внутренний аудит (проверка) должен проводиться в соответствии с документально оформленной и утвержденной процедурой, которая включает:
1) разработку плана аудита;
2) подготовку рабочей документации;
3) отчетность по результатам проверок;
4) организацию мероприятий по проведению корректирующих действий и контроль их выполнения.
25. Внутренний аудит необходимо проводить на регулярной основе с учетом результатов предыдущих аудитов.
26. Основными задачами внутреннего аудита являются:
1) подтверждение наличия и доступности всех документов системы качества, обязательных для выполнения в данном подразделении или на данном объекте: стандартных операционных процедур, методик выполнения анализов, руководств, графиков технического обслуживания и калибровки (поверки) оборудования;
2) подтверждение соответствия деятельности подразделений и их результатов требованиям НД и запланированным мероприятиям;
3) подтверждение соответствия знаний сотрудников подразделений.
27. В ходе внутреннего аудита в проверяемых подразделениях необходимо получить объективную и достоверную информацию, на основе которой должны быть сделаны обоснованные выводы о состоянии деятельности по системе качества. Данные формируются путем опроса сотрудников, контроля производственных процессов, экспертизы документов, анализа результатов предыдущих проверок и мероприятий по устранению недостатков. Все наблюдения и несоответствия, выявленные в ходе проверки, документируются.
28. В каждом подразделении организации службы крови проводится внутренний аудит не реже одного раза в год.
29. Внешний аудит осуществляется уполномоченным органом в области здравоохранения.
Приложение 1
к Правилам контроля качества и
безопасности донорской крови и
ее компонентов
Стандарты качества
донорской крови и ее компонентов
Показатели, |
Требования |
Частота |
Кем |
ABO, Rh (D) |
Типирование |
Все дозы |
Отделение |
АЛТ |
Не увеличен |
Все дозы |
Отделение |
HBsAg |
Негативный в |
Все дозы |
|
Анти-ВГС |
Негативный в |
Все дозы |
|
Анти-ВИЧ и р24 |
Негативный в |
Все дозы |
|
Сифилис |
Негативный в |
Все дозы |
|
Объем |
450 мл ± 10 % |
1 % всех доз, не |
Отдел заготовки |
гемоглобин |
Не менее 45 |
4 дозы в месяц |
Отдел контроля |
Гемолиз в конце |
Не более 0,8 % |
4 дозы в месяц |
2. Эритроциты (эритроцитная масса)
Показатели |
Требования к |
Частота контроля |
Кем |
Объем |
280 ± 50 мл |
1 % всех доз |
Отдел заготовки |
Гематокрит |
0,65 - 0,75 |
4 дозы в месяц |
Отдел контроля |
Гемоглобин |
минимум 45 г/доза |
4 дозы в месяц |
|
Гемолиз в конце |
<0,8% эритроцитной |
4 дозы в месяц |
3. Эритроцитная взвесь
Показатели |
Требования к |
Частота контроля |
Кем |
Объем |
Определяется в |
1 % всех доз |
Отдел заготовки |
Гематокрит |
0,50 - 0,70 |
4 дозы в месяц |
Отдел контроля |
Гемоглобин |
минимум 45 г/доза |
4 дозы в месяц |
|
Гемолиз в конце |
<0,8% |
4 дозы в месяц |
4. Эритроциты, обедненные лейкоцитами и тромбоцитами (ЭМОЛТ)
Показатели |
Требования к |
Частота контроля |
Кем |
Объем |
250 ± 50 мл |
1 % всех доз |
Отдел заготовки |
Гематокрит |
0,65 - 0,75 |
4 дозы в месяц |
Отдел контроля |
Гемоглобин |
Не менее 40 г/доза |
4 дозы в месяц |
|
Количество |
Не более 1,2 х 109 |
4 дозы в месяц |
|
Гемолиз по |
<0,8% эритроцитной |
4 дозы в месяц |
Отдел контроля |
Содержание белка |
0,5 г/ед. |
4 дозы в месяц |
Примечание: * - этому требованию должны соответствовать не менее 75 % обследованных доз.
5. Отмытые эритроциты
Показатели, |
Требования |
Частота |
Кем |
Объем |
Определяется |
все дозы |
Отдел заготовки |
Гематокрит |
от 0,65 до 0,75 |
все дозы |
Отдел контроля |
Гемоглобин |
Не менее 40 |
все дозы |
|
Гемолиз в конце |
Не более 0,8 % |
все дозы |
|
Количество белка |
Не более 0,5 |
все дозы |
Примечание: * количество белка в конечной надосадочной жидкости должно обеспечить содержание IgA менее 0,2 мг/доза.
6. Криоконсервированные (замороженные) эритроциты
Показатели, |
Требования |
Частота |
Кем |
Объем |
Не менее 185 мл |
все дозы |
Отдел заготовки |
Гематокрит |
от 0,65 до 0,75 |
все дозы |
Отдел контроля |
Гемоглобин |
Менее 0,2 г/доза |
все дозы |
Отдел контроля |
Гемоглобин |
Не менее 36 г/доза |
все дозы |
|
Осмолярность |
Не менее 340 |
1 % всех доз, но |
Отдел |
Лейкоциты** |
Не более 0,1 х 109 |
1 % всех доз, но |
Отдел контроля |
Стерильность |
Стерильно |
1 % всех доз, но |
Примечание: * - окончательный взвешивающий раствор.
** - этому требованию должны соответствовать не менее 75 % обследованных доз.
В отмывающем растворе по окончании процедуры отмывания не должно быть выраженного гемолиза.
7. Эритроциты, обедненные лейкоцитами методом лейкофильтрации
Показатели, |
Требования |
Частота |
Кем |
Остаточные |
Не более 1 х 106 |
1 % всех доз, но |
Отдел контроля |
Гемоглобин |
Не менее 40 г/доза |
1 % всех доз, но не менее 4 доз в месяц |
|
Гемолиз в конце |
Не более 0,8 % |
4 дозы в месяц |
Примечание: * - этому требованию должны соответствовать не менее 90 % обследованных доз.
8. Эритроциты, полученные методом афереза
Показатели, |
Требования |
Частота |
Кем |
Объем |
Определяется |
1 % всех доз |
Отдел заготовки |
Гематокрит |
от 0,65 до 0,75 |
4 дозы в месяц |
Отдел контроля |
Гематокрит |
от 0,50 до 0,70 |
4 дозы в месяц |
|
Гемоглобин |
Не менее 40 |
4 дозы в месяц |
|
Остаточные |
Не более 1 х 106 |
1 % всех доз, |
|
Гемолиз в конце |
Не более 0,8 % |
4 дозы в месяц |
Примечание: * - этому требованию должны соответствовать не менее 90 % обследованных доз.
9. Концентрат тромбоцитов,
выделенный из цельной консервированной крови
Показатели, |
Требования |
Частота |
Кем |
HLА или НРА - |
Типирование |
По требованию |
Лаборатория HLA |
Объем |
Не менее 40 мл |
Все дозы |
Отдел заготовки |
Тромбоциты* |
Не менее 60 х 109 /эквивалент одной |
1 % всех доз, но |
Отдел контроля |
Лейкоциты* - до |
Не более 0,2 х 109 |
1 % всех доз, но |
Отдел контроля |
б. КТ из ЛТС |
Не более 0,05 х |
||
Лейкоциты** - |
Не более 0,2 х 106 |
1 % всех доз, |
|
рН***(при +22 0С) |
от 6,8 до 7,4 |
1 % всех доз, но |
Примечание: * - этому требованию должны соответствовать не менее 75 % обследованных доз;
** - этому требованию должны соответствовать не менее 90 % обследованных доз;
*** - измерение рН предпочтительно проводить в закрытой системе во избежание выхода С02. Измерение может быть выполнено при любой температуре, и значение расчетным методом конвертировано применительно к рН +22 0С. Другие пределы рН могут применяться, если при конкретном методе приготовления и хранения тромбоцитов будет приемлемый прирост тромбоцитов in vivo. Если срок хранения тромбоцитов не превышает трех суток - измерение рН может не проводиться.
10. Концентрат тромбоцитов, полученный методом цитафереза
Показатели, |
Требования |
Частота |
Кем |
Объем |
Не менее |
Все дозы |
Отдел заготовки |
Тромбоциты* |
Не менее |
1 % всех доз, |
Отдел контроля |
Лейкоциты* после |
Не более |
1 % всех доз, |
|
рН***(при +220С) |
от 6,8 до 7,4 |
1 % всех доз, |
Отдел контроля |
HLA или НРА - |
Типирование |
По требованию |
Лаборатория HLA |
Примечание: * - этому требованию должны соответствовать не менее 90 % обследованных доз. При использовании некоторых аппаратов содержание остаточных лейкоцитов может быть значительно ниже.
** - измерение рН предпочтительно проводить в закрытой системе во избежание выхода С02. Измерение может быть выполнено при любой температуре, и значение расчетным методом конвертировано применительно к рН +22 0С. Другие пределы рН могут применяться, если при конкретном методе приготовления и хранения тромбоцитов будет приемлемый прирост тромбоцитов in vivo. Если срок хранения тромбоцитов не превышает трех суток - измерение рН может не проводиться.
11. Концентрат тромбоцитов криоконсервированный
(замороженный), полученный методом цитафереза
Показатели, |
Требования |
Частота |
Кем осуществляется |
Объем |
От 50 до 200 мл |
Все дозы |
Отдел заготовки крови |
Количество |
Не менее 40 % от |
Все дозы |
Отдел контроля |
Остаточные |
Не более 0,2 х |
Все дозы |
12. Свежезамороженная плазма
Показатели, |
Требования |
Частота |
Кем |
Объем |
заявленный объем ± |
Все дозы |
Отдел заготовки |
ABO, Rh (D)* |
Типирование |
Все дозы |
Отделение |
Анти-ВИЧ 1,2 |
Негативный в |
Все дозы |
Отделение |
HbsAg* |
Негативный |
Все дозы |
|
Анти-ВГС* |
Негативный в |
Все дозы |
|
Сифилис* |
Негативный в |
Все дозы |
|
Фактор VIII: С |
Не менее 70 % |
Каждые два |
Отдел контроля |
Остаточные |
Эритроциты - не |
1 % вcex доз, |
|
Целость |
Не должно быть |
Все дозы |
Отдел |
Визуальные |
Не должно быть |
Все дозы |
Примечание: * - если исследование не выполнено при контроле качества цельной крови, из которой получена плазма.
Клетки подсчитываются до замораживания. Возможно снижение пороговых величин при включении в протокол процедур элиминации клеток.
Если свежезамороженная плазма регулярно используется как сырье для получения иного компонента, чем Фактор VIIIc, необходимо проводить соответствующие расчеты (подсчеты) на типичных образцах единиц для обеспечения эффективности подготовительной процедуры.
13. Криопреципитат
Показатели, |
Требования |
Частота |
Кем |
Объем |
От 10 до 20 мл |
Все дозы |
Отдел переработки |
Фактор VIIIc |
Не менее 70 |
Каждые два месяца. |
Отдел контроля |
Фибриноген |
Не менее |
1 % всех доз, но не |
Примечание: Если криопреципитат регулярно используется для получения других препаратов нежели фактор VIIIc, процедуры контроля дополняются другими исследованиями, позволяющими оценить эффективность производства.
14. Криосупернатантная плазма
Показатели, |
Требования |
Частота |
Кем |
Объем |
Отклонение от |
Все дозы |
Отдел переработки |
Примечание: Содержание альбумина, иммуноглобулинов и свертывающих факторов такое же, как и в свежезамороженной, за исключением лабильных факторов V и VIII, а также фибриногена.
15. Гранулоциты, полученные методом цитафереза
Показатели, |
Требования |
Частота |
Кем |
Объем |
Не более 500 мл |
Все дозы |
Отдел переработки |
Количество |
Более 10 х 109 |
Все дозы |
16. Стволовые клетки (СК)
Показатели, |
Требования |
Частота |
Кем осуществляется |
ABO Rh |
Типирование |
Все донации |
Иммунологическая |
HLA - аллогенные |
Типирование |
Все донации |
Иммунологическая |
Анти-ВИЧ-1,2 и р24 |
Негативный* |
Все донации |
Лаборатория |
HBsAg |
Негативный* |
Все донации |
|
Анти-ВГС |
Негативный* |
Все донации |
|
Сифилис (когда |
Негативный* |
Все донации |
Лаборатория |
Жизнеспособность |
Не менее 80 % |
Все донации |
Иммунологическая |
Стерильность |
Стерильно |
Все донации |
Бактериологическая |
примечание: - исследование проводиться методом, специально одобренным для обследования доноров.
Время трансплантации определяется как число дней, необходимых для достижения содержания клеток в периферической крови пациента не менее 0,5 х 109 гранулоцитов/л и не менее 20 х 109 тромбоцитов/л.
Обзор количества клеток и жизнеспособности лейкоцитов совместно с обзором времени трансплантации составит компонент контроля качества заготовки СК, их обработки и криоконсервирования.
Для любых процедур, подразумевающихся как часть приготовления СК, должны выполняться соответствующие и утвержденные исследования.
Приложение 2
к Правилам контроля качества и
безопасности донорской крови и
ее компонентов
Перечень требований гарантий качества
1. Требования к помещениям
1. Объемно-планировочные и конструктивные решения производственных зданий и помещений организации службы крови должны удовлетворять требованиям действующих СНиП.
2. Оборудование производственных помещений необходимыми инфраструктурами электроснабжения, отопления, водоснабжения, канализации, вентиляции, кондиционирования, связи также должно осуществляться в соответствии с требованиями СНиП.
3. Помещения должны соответствовать следующим требованиям, предъявляемым к основным процессам производства:
1) помещения должны располагаться в логической последовательности производственного цикла;
2) планировка, конструкция, объем, расположение мебели и оборудования в помещениях должны обеспечивать условия для эффективной работы персонала;
3) конструкция и отделка стен, пола и потолков должны обеспечивать легкую уборку помещений, позволять производить обработку моющими и дезинфицирующими средствами, быть устойчивыми к ультрафиолетовому облучению.
4. Для исключения возможности загрязнения в результате пересечения потоков (людских, материальных, технологических) производственные помещения, технологически связанные по видам работ, следует объединить в функциональные блоки.
5. Расположение и размеры помещений, размещение рабочих мест и оборудования в пределах функциональных блоков должны обеспечивать соответствующее направление движения доноров, персонала и поточность процессов.
6. Условия, места и оборудование для размещения доноров должны обеспечивать им максимальный комфорт.
7. Помещения для приготовления компонентов крови, производственные и лабораторные должны располагаться отдельно от других помещений, использоваться исключительно для предназначенных целей и иметь санкционированный доступ.
8. Заготовку и разделение крови на компоненты в замкнутой системе (мешки для взятия крови с раствором коагулянта - далее гемакон) можно безопасно осуществлять в среде обычных помещений при соблюдении общих правил санитарно-эпидемиологического режима.
Технологические процессы и работы, для которых требуются асептические условия, должны осуществляться в "чистых помещениях" или помещениях, оборудованных ламинарными установками. Класс чистоты помещения определяется видом проводимых работ.
9. Помещения для хранения различных категорий материалов и продуктов должны обеспечить их раздельное хранение и порядок:
1) заготовленной цельной крови и ее компонентов;
2) промежуточных продуктов;
3) готовой продукции на карантине (до получения результатов испытаний);
4) готовой продукции, предназначенной для выдачи в организации здравоохранения;
5) отозванной продукции;
6) бракованной продукции;
7) гемаконов, упаковочных, расходных материалов, и так далее;
8) инвентаря.
При отсутствии таких условий в отдельных помещениях необходимо выделить специально маркированные стеллажи, холодильники, контейнеры.
10. На всех этапах производства, хранения и транспортировки продуктов крови должны быть организованы условия "холодовой цепи":
1) холодильное оборудование, обеспечивающее соответствующие условия хранения и доставки продуктов крови (термоконтейнеры или авторефрижераторы);
2) упаковка, способная сохранять регламентируемую температуру, защитить продукт от физического повреждения и минимизировать риск микробиологического загрязнения;
3) постоянное наблюдение за соблюдением температурного режима.
11. Продукты крови должны храниться в защищенном от несанкционированного доступа месте. Для хранения следует применять холодильное оборудование, снабженное замками или устройствами ограничения доступа.
12. Для хранения продуктов крови, выдача которых разрешена в организации здравоохранения, должно быть отдельное помещение, расположенное так, чтобы транспортировка их осуществлялась без пересечения рабочих зон.
13. Для хранения отозванной и бракованной продукции должно быть отдельное помещение с санкционированным доступом.
14. Для обеспечения санитарно-эпидемиологического режима должны быть предусмотрены отдельные помещения для персонала, столовые, санитарно-бытовые помещения и туалеты, расположенные вблизи, но изолированно от производственных помещений, оснащенные соответствующим оборудованием, моющими и дезинфицирующими средствами, уборочным инвентарем.
2. Требования к оборудованию, его обслуживанию и контролю
15. Вес оборудование, применяемое в производстве и контроле качества продуктов крови, подлежит учету. Для организации учета следует составить перечень и разработать систему идентификации оборудования.
16. Оборудование следует использовать согласно назначению, соблюдая необходимые меры охраны труда и техники безопасности при монтаже, эксплуатации и ремонте оборудования.
17. Организация, осуществляющая деятельность в сфере службы крови должна назначить лицо, ответственное за состояние, техническое обслуживание и ремонт оборудования.
18. Необходимо иметь планы и графики профилактического обслуживания и метрологического контроля оборудования и средств измерения для обеспечения их бесперебойной работы и стандартов качества выпускаемой продукции.
19. Случаи поломок (отказов) оборудования должны быть зарегистрированы. По каждому случаю отказа должен составляться акт (в сроки, установленные производителем каждого вида оборудования), направляемый производителю, либо организации, обеспечивающей техническое обслуживание оборудования. Неисправное оборудование должно немедленно маркироваться соответствующим образом. Работы по ремонту и обслуживанию не должны создавать угрозы качеству продуктов крови.
20. В случае неудовлетворительных результатов поверки и калибровки необходимо:
1) вывести оборудование из эксплуатации, обозначив его соответствующей маркировкой:
временно - до тех пор, пока не будет установлена и устранена причина, и новая калибровка (поверка) не покажет соответствие требованиям;
на постоянное время, если не удастся правильно откалибровать оборудование;
2) если при измерениях используются компьютерные программные средства, необходимо подтвердить их пригодность для применения.
21. К техническому Обслуживанию и ремонту оборудования должен допускаться только прошедший обучение и аттестованный персонал.
22. Персонал должен быть обучен правилам эксплуатации и уходу за оборудованием.
23. Гарантированная стабильность качества продуктов крови обеспечивается использованием современного специализированного оборудования и аппаратуры, расходных материалов и внедрением новых технологий.
24. Необходимо осуществлять мониторинг следующих измерений, влияющих на здоровье донора, качество и безопасность готовой продукции, а также оборудования, при помощи которого проводятся измерения:
1) температуры (тела у донора; условий хранения, транспортирования и использования крови и ее компонентов; инкубирования и экспозиции образцов при проведении лабораторных исследований);
2) артериального давления (у донора);
3) веса (тела донора; крови или ее компонентов; навески субстанции или реагентов для проведения исследований);
4) объема (продуктов крови, реагентов);
5) времени (разделения крови на компоненты, их хранения);
6) скорости вращения (ротора центрифуги);
7) рН (продуктов крови, растворов, реагентов, воды и др.);
8) оптической плотности (образцов крови при анализе крови на наличие маркеров гемотрансфузионных инфекций);
9) другие, в зависимости от используемых технологий и методов.
3. Требования к материалам
25. Для использования материалов и реагентов необходимо иметь инструкции по их применению. Поставщики товаров должны предоставлять документацию, содержащую точные и полные данные о каждой единице (партии) закупаемого товара (материалов, оборудования, реагентов, используемых при заборе, производстве и контроле крови, ее компонентов и препаратов и др.) в том числе документы, удостоверяющие качество материалов (сертификат соответствия, паспорт) в соответствии с требованиями конкурсной документации и договора на их поставку.
26. Для предотвращения использования в производстве материалов, не отвечающих установленным стандартам, и сокращения непроизводительных расходов, проводится входной контроль, который является неотъемлемой частью процесса изготовления продуктов крови.
27. Приобретаемая продукция должна быть принята на склад после проведения входного контроля и проверки сопроводительной документации. При ее отсутствии продукция может быть принята на временное изолированное хранение до предоставления необходимой документации.
28. При необходимости, полученные материалы подвергаются лабораторному контролю согласно нормативному документу. На основании полученных результатов исследований выдается заключение о годности материала.
29. До получения результатов входного контроля материалы должны размещаться отдельно от проверенной продукции.
30. Перечень материалов, позиций и показатели, подлежащие входному контролю, устанавливаются на основе требований НД на каждый конкретный материал с учетом их влияния на качество готового продукта.
31. При положительных результатах входного контроля материалы разрешается использовать в производстве.
32. Если при входном контроле выявлено несоответствие материала требованиям НД, оформляется отзыв о качестве материала с указанием причины несоответствия для предъявления поставщику (рекламационный акт). Материалы соответственно маркируются и хранятся в специально отведенном месте.
4. Требования к организации производства
33. Организация, осуществляющая деятельность в сфере службы крови должна планировать и обеспечивать управляемые условия для процессов производства продуктов крови, которые включают:
1) наличие информации, описывающей характеристики цельной крови и продуктов крови, получаемых в результате заготовки и проведения процессов производства (спецификации);
2) наличие рабочих инструкций, стандартных операционных процедур (далее - СОП) на выполнение производственных процедур;
3) создание соответствующих производственных условий при выполнении конкретных видов работ (производственной среды);
4) применение контрольных и измерительных приборов;
5) применение мониторинга и измерений для процессов производства;
6) обоснованные критерии при выпуске компонентов крови из карантина и их поставке;
7) эффективное взаимодействие с организациями здравоохранения.
34. В процессе взятия крови следует обеспечить:
1) строгое соблюдение правил асептики;
2) метод венепункции, не вызывающий неприятных ощущений у донора;
3) безопасное и комфортное рабочее место для забора крови и наблюдения за донором во время донации;
4) наличие стандартных операционных процедур на оказание первой помощи донору.
35. Для заготовки крови в выездных условиях необходимо обеспечить:
1) документированную процедуру заготовки крови в выездных условиях, включающую этапы транспортирования персонала, оборудования и заготовленной крови;
2) условия конфиденциальности проведения собеседования с донором;
3) меры оказания помощи в условиях удаленности от стационара.
36. В организации, осуществляющей деятельность в сфере службы крови должны быть определены:
1) критические этапы в производстве продуктов крови, начиная от привлечения и отбора доноров, взятия и обследования крови, производства хранения, выдачи, транспортировки продуктов крови и до их использования;
2) критические точки, процедуры на этапах процессов, которые необходимо контролировать для обеспечения 6езопасности крови, продуктов крови, доноров, реципиентов, персонала;
3) система проверки критических контрольных точек при помощи запланированных испытаний и измерений, и выполнение последующих корректирующих действий, если установлено, что конкретная критическая точка не контролируется.
37. Организация, осуществляющая деятельность в сфере службы крови обязана обеспечить качество и эффективность продуктов крови, в том числе их инфекционную и иммунологическую безопасность на основании строго выполнения правил НД при:
1) отборе и медицинском обследовании доноров;
2) лабораторном обследовании крови, в том числе на гемотрансфузионные инфекции;
3) процедуре заготовки крови и ее компонентов;
4) соблюдении технологических процессов изготовления продуктов крови;
5) внедрении современных методов заготовки донорской крови и производства ее продуктов (карантинизация, лейкофильтрация, вирусинактивация, аппаратные методы плазмацитафереза и так далее);
6) скрининге донорской крови на наличие антилейкоцитарных (HLA) и антиэритроцитарных антител для уменьшения риска сенсибилизации реципиента;
7) соблюдении условий "холодовой цепи" на всех этапах заготовки, переработки, хранения и транспортирования, в том числе раздельной транспортировки криоконсервированных и клеточных продуктов крови, а также сохранности продуктов крови во время их транспортировки.
38. Методы, используемые в производстве компонентов (центрифугирование, замораживание, размораживание, фильтрация, отмывание, деглициринизация, пулирование и так далее), должны обеспечивать:
1) сохранение жизнеспособности и активности действующих факторов компонентов крови;
2) минимизацию разрушения контейнеров с кровью или ее компонентами;
3) герметичность системы контейнеров.
39. Организация, осуществляющая деятельность в сфере службы крови, должна обеспечить процесс контроля безопасности и качества продуктов крови на всех этапах их производства, хранения, транспортировки и реализации.
40. Производство продуктов крови осуществляется согласно производственным регламентам.
41. Организация, осуществляющая деятельность в сфере службы крови должна обеспечить процесс прослеживаемости движения каждого продукта крови от донора до получения готового продукта и его использования.
5. Требования к документации
42. Организации, осуществляющие деятельность в сфере службы крови, обязаны иметь нормативные документы, регламентирующие правовые основы и их производственную деятельность и являющиеся основанием для разработки внутренней документации.
43. Документация должна вестись согласно формам, утвержденным уполномоченным органом в области здравоохранения, четко, аккуратно и отражать последовательность выполнения процедур, а также обеспечение стабильности и воспроизводимости процессов, содержать информацию о комплексе норм качества продуктов крови, методик их определения, обеспечивающих безопасность и эффективность.
В организации, осуществляющей деятельность в сфере службы крови, должен быть перечень документов с указанием:
1) названий документов;
2) кодов;
3) должностных лиц, ответственных за их утверждение;
4) даты утверждения действующих документов.
44. Документация должна предоставить возможность проверки всей информации относительно процессов обработки и качества продуктов крови, требующих проверки.
45. Организация, осуществляющая деятельность в сфере службы крови, должна иметь документально оформленное описание любой деятельности на все этапы производства и контроля продукции крови (стандартные операционные процедуры - СОПы), обеспечивающие их качество, включающее последовательность операции, методы ее выполнения, используемое оборудование, необходимые записи процесса.
46. Информация может храниться как в письменной форме, так и на электронных носителях. Доступ к информации должен быть ограничен.
47. Документация должна быть утверждена, датирована и подписана руководителем организации. Любые изменения в рукописном тексте следует датировать и заверять.
48. Документация должна храниться в течение срока установленного нормативным документом.
49. Данные обследования доноров должны быть зарегистрированы в соответствующих формах, подписаны исполнителями и внесены в базу донорских данных единого донорского центра (ЕДИЦ). При использовании компьютерной записи информации следует предусмотреть средство идентификации исполнителя и создания архивных копий записей.
50. Информации о донорах является конфиденциальной. Необходимо обеспечить меры защиты соответствующей документации и санкционированного доступа к ней.
51. Процесс этикетирования изготовленных продуктов крови должен осуществляться в условиях, обеспечивающими минимизацию риска ошибок:
1) отсутствие отвлекающих факторов (шум, потоки людей);
2) порядок на рабочем месте;
3) одновременное этикетирование одноименной продукции;
4) специальное обучение персонала;
5) применение системы проверок.
52. Маркировка должна обеспечивать быстрое визуальное распознавание статуса продукта (на карантине, выпущенная для использования или предназначен для уничтожения и т.д.), оставаться легко читаемой на всех этапах процессов переработки.
6. Требования к квалификации персонала
53. Функциональные обязанности сотрудников должны быть четко определены и сформулированы в должностных инструкциях и утверждены руководителем организации.
54. Сотрудники должны строго выполнять СОПы, соблюдать правила асептики, санитарно-эпидемиологического и дезинфекционного режима во избежание заражения их самих, доноров, окружающих и продуктов крови.
55. Персонал должен обладать необходимыми профессиональными знаниями, навыками, быть соответственно подготовленным.
56. В организации, осуществляющей деятельность в сфере службы крови, должны вестись и поддерживаться в рабочем состоянии записи, содержащие сведения обо всех видах обучения сотрудников, как в процессе работы, так и с отрывом от работы.
Приложение 3
к Правилам контроля качества и
безопасности донорской крови и
ее компонентов
Условия и методы исследований
для осуществления контроля стерильности
1. Отбор образцов крови и ее компонентов
для исследования и анализа
1. Каждая доза заготовленной донорской крови или компонентов крови, предназначенных для переливания, составляет одну серию, исследование и анализ стерильности которой осуществляется методами, исключающими нарушение герметичность емкости (полимерного контейнера). Контроль стерильности крови и ее компонентов осуществляется путем исследования образцов, выборочно изъятых из общего количества заготовленных емкостей.
2. Для исследования стерильности донорской крови и ее компонентов проводится отбор не менее чем 1 % (каждый сотый контейнер) от заготовленных полимерных контейнеров. Для этой цели могут использоваться устройства для отбора первой порции крови для лабораторных исследований, встроенные в систему для сбора крови, или герметизированные отрезки магистралей полимерного контейнера.
3. Донорская кровь, заготовленная на выездах, контролируется в количестве не менее 1 образца в неделю (от каждой выездной бригады).
4. Криопреципитат, заготовленный в полимерные контейнеры закрытым методом, контролируется в количестве 1 % от заготовленных в течение рабочего дня контейнеров, но не менее одного контейнера. При изготовлении криопреципитата открытым методом в условиях боксированного помещения или ламинарного шкафа для контроля отбирается в полимерные контейнеры не менее 5 мл супернатантной плазмы от каждой дозы криопреципитата.
5. Плазма, заготовленная методом плазмафереза, контролируется не реже одного раза в месяц, выборочно 1-2 образца из числа емкостей, взятых на контроль отделением контроля качества.
6. Отмытые эритроциты отбираются от каждой 20-й емкости из общего количества одномоментно изготовленной продукции, но не менее одной дозы. При изготовлении одномоментно менее пяти доз, допускается контроль путем бактериологического посева промывных вод. Отмытые эритроциты используются в течение их срока годности до получения результатов бактериологического исследования, который проводится ретроспективно.
7. Концентраты гранулоцитов, тромбоцитов, используемые в течение 24 часов после заготовки крови, контролю не подлежат.
8. Концентраты тромбоцитов со сроком хранения свыше 24 часов при температуре +200С - +240С контролируются выборочно в количестве не менее 1 образца из числа емкостей, заготовленных в течение рабочего дня.
9. Криоконсервированные эритроциты длительного срока хранения, подготовленные к замораживанию, контролируются на стерильность перед глицеринизацией (около 10 мл отбирается в мешок-сателлит) и после глицеринизации (из эритромассы, остающейся в полимерном контейнере после перевода ее в криоконтейнер), а при размораживании - после их деглициниризации (по 5 мл от каждой дозы эритроцитов). Отбор проб производится в стерильные сухие емкости.
10. Отбор образцов при производственном контроле препаратов крови проводится ежедневно от работы каждого бокса, парового стерилизатора (автоклава), стерилизующей системы, сублимационного аппарата.
11. Препараты крови (растворы альбумина 5 %, 10 % и 20 %, протеин, препараты иммуноглобулинов, глюнат и другие) контролируются в процессе стерилизующей фильтрации и розлива. Для контроля берется в стерильные сухие флаконы не менее 5 мл раствора в начале, середине и конце розлива в двойном количестве, а при розливе препаратов, подвергаемых в дальнейшем лиофильной сушке, утроенное количество образцов разлитого препарата герметически укупоренного. Эти образцы исследуются в случае пророста образцов жидкого или высушенного препарата для выяснения причин инфицирования.
12. Препараты крови, подвергшиеся лиофильной сушке, отбираются на контроль по одному образцу от каждой кассеты, этажерки или полки, а при мелкой расфасовке - по два флакона (ампулы) от кассеты.
13. Оставшаяся после посева на стерильность продукция (кровь, компоненты крови, протеин, альбумин) может быть передана в отделения контроля качества, фракционирования или в любое другое подразделение организации службы крови для последующего контроля или переработки.
14. Отбор образцов препаратов крови отделением контроля качества производится согласно требованиям Государственной фармакопеи. В отделение контроля качества предъявляется готовая серия препарата.
2. Проведение исследований на стерильность
15. Исследование на стерильность проводится в условиях, исключающих случайное загрязнение препарата - асептических боксах.
Возможно использование боксов с ламинарным потоком стерильного воздуха (в соответствии с руководством по эксплуатации от завода-изготовителя).
16. Ежедневно перед началом исследований асептический бокс подвергаются влажной уборке.
17. В боксах, предназначенных для проведения контроля стерильности медицинских биологических препаратов, работа с живыми микробными культурами не допускается.
18. Исследование на стерильность может быть проведено путем прямого посева или методом мембранной фильтрации, который предпочтительнее использовать, если объем содержимого одной единицы продукции превышает 100 мл. Также могут быть использованы различные системы определения бактериальной контаминации продуктов крови, основанные на измерении концентрации кислорода воздуха или изменения уровня кислотно-щелочного баланса (рН) в качестве маркеров бактериального роста в соответствии с инструкциями завода-изготовителя.
19. Подготовка к проведению исследований:
1) все доставленные в лабораторию образцы продукции проверяются визуально на целостность укупорки, регистрируются в рабочих журналах, после чего заносятся в предбокс;
2) полимерные контейнеры, бутылки, ампулы с исследуемыми образцами обрабатываются раствором перекиси водорода с массовой долей 3 % или этиловым спиртом с объемной долей 70 %. Возможно использование других дезинфицирующих растворов;
3) при поступлении изделий в матерчатой или бумажной упаковке наружный слой снимается в предбоксе и изделие во внутренней упаковке сразу переносится в бокс;
4) в предбоксе сотрудники лаборатории тщательно моют руки с мылом, вытирают их стерильным полотенцем, надевают стерильные халаты, шапочки или косынки, четырехслойные марлевые маски, а также тапочки или бахилы;
5) перед началом исследования на стерильность образцов продукции, сотрудники лаборатории обрабатывают руки антисептическими средствами или 70 % этиловым спиртом, затем надевают стерильные перчатки, которые в процессе работы дезинфицируются через каждые 15 минут;
6) все инструменты и материалы во время работы располагаются на стерильном лотке.
20. Метод прямого посева в питательные среды:
1) материал из исследуемых образцов при прямом посеве засевается непосредственно в пробирки с питательными средами;
2) посев каждого образца исследуемой продукции производится вблизи пламени горелки в толщу питательной среды отдельной стерильной пипеткой (без выдувания) при помощи резиновой груши. Перед посевом пипетка проводится через пламя горелки. Запрещается производить посев пипеткой ртом, без резиновой груши или резиновой трубки;
3) перед посевом жидких препаратов содержимое ампул или бутылок встряхивается, так как микробы - контаминанты могут осесть на дно;
4) образцы сухих препаратов предварительно растворяются стерильным растворителем в объеме, указанном на этикетке;
5) инструменты, предварительно простерилизованные, помещаются в емкость с 95 % этилового спирта и обжигаются в пламени горелки при работе с каждым образцом продукции;
6) концы ампул или горлышки бутылок перед вскрытием обрабатываются 95 % этиловым спиртом и обжигаются над пламенем горелки;
7) запрещается прокаливать пипетки и концы ампул в пламени горелки;
8) использованные пипетки сразу помещаются в находящиеся на рабочем столе емкости с дезинфицирующим раствором.
21. Кровь, ее компоненты засеваются по 1,5-2 мл в две пробирки, содержащие по 20 мл тиогликолевой среды. Одна пробирка с посевом в тиогликолевой среде инкубируется при температуре от +300С до +350С, другая - при температуре от +200С до +250С.
22. Через двое суток инкубации производится пересев по 1 мл из каждой пробирки в другие пробирки, содержащие по 10 мл тиогликолевой среды. Пересевы инкубируются при температурах, аналогичных первичному посеву.
23. Пробирки с первичными посевами, из которых произведен пересев, сохраняются в термостатах до окончания процесса контроля стерильности. Общий период инкубации первичного посева и пересева составляет 72 часа (3 суток).
24. При посеве образцов крови и компонентов, заготовленных в полимерные контейнеры, трубка контейнера пережимается зажимом выше места герметизации и отрезается стерильными ножницами между местом герметизации и зажимом. Обрезанный конец трубки быстро проводится через пламя горелки. Зажим ослабляется, и необходимое количество посевного материала вытесняется в пробирки с питательной средой надавливанием на контейнер, расположенный вертикально основанием вверх, свернув свободную от крови или компонента часть контейнера. После посева контейнер вновь дважды герметизируется.
25. Посев образцов препаратов крови методом прямого посева и методом фильтрации проводится в соответствии с требованиями Государственной фармакопеи.
3. Учет и интерпретация результатов испытания на стерильность
26. Посевы просматриваются в рассеянном свете ежедневно и по окончании периода инкубации. Наличие роста микроорганизмов в питательных средах оцениваются визуально по появлению мутности, пленок, осадка и других макроскопических изменений. Выявленный рост микроорганизмов необходимо подтвердить микроскопированием мазков, окрашенных по Граму (в любой модификации).
27. В случае пророста образца компонента крови в течение первых-вторых суток после посева подлежит выяснению причина роста и решается вопрос о необходимости отзыва выданных организациям здравоохранения и неиспользованных для трансфузии компонентов крови этой даты заготовки, которые должны быть возвращены в организацию службы крови, заготовившую их.
28. На повторный контроль берется 2-3 образца крови (ее компонентов), по срокам и условиям заготовки соответствующие первичным образцам, и в случае повторного роста вся плазма крови используется только для переработки на препараты, эритроцитсодержащие компоненты крови утилизируются.
29. В случае пророста образца криопреципитата, заготовленного закрытым методом, на повторный контроль отбирается 2-3 контейнера из серии криопреципитата от того же дня заготовки, и в случае бактериального роста криопреципитата хотя бы из одного контейнера, бракуется вся серия.
30. Из серии криопреципитата, заготовленного открытым методом, для повторного посева изымаются контейнеры, в образцах которых наблюдался бактериальный рост, для выяснения его причины. Контейнеры, в образцах которых не наблюдалось роста микроорганизмов, считают удовлетворяющими требованиям испытания на стерильность.
31. Для контроля стерильности крови и ее компонентов в процессе их хранения рекомендуется ежемесячно по направлению отделения контроля качества, производить посев не менее одного образца из числа емкостей, отобранных на контроль.
32. При повторном проросте отмытых и размороженных эритроцитов рекомендуется для выяснения причин их инфицирования дополнительно контролировать промывные воды после каждой процедуры отмывания.
33. Разрешается до получения заключения о стерильности образца использовать компоненты крови в течение первых трех суток с момента их заготовки, если при контроле стерильности исследуемые образцы были стерильны в течение предыдущих трех месяцев работы.
34. Результаты контроля препаратов крови на стерильность и действия при обнаружении бактериального роста в образцах продукции должны соответствовать требованиям Государственной фармакопеи.
35. Результаты контроля стерильности компонентов и препаратов крови на стерильность регистрируются в журнале установленной формы.
4. Условия контроля стерильности плазмы для
фракционирования и производства продуктов крови
36. Стерильное сырье, поступающее для фракционирования из организаций службы крови или организаций здравоохранения, отбирается для исследования на стерильность в количестве 1 % от числа поступивших емкостей, но не менее одного образца. Посев проводится в том же порядке, что и при проведении исследований на стерильность.
37. При обнаружении роста микроорганизмов хотя бы в одной пробирке, проводится испытание на общую микробную обсемененность.
38 В сырье, полученном в нестерильных условиях, определяется общее количество микроорганизмов (2 % от количества поступивших образцов).
39. Определение общего количества микроорганизмов и грибов в препаратах и плазме проводят двухслойным агаровым методом в чашках Петри или в жидкой среде в пробирках методом серийных разведений в соответствии с требованиями Государственной фармакопеи.
40. В сырье для производства продуктов крови и полуфабрикатах продукции общее количество бактерий и грибов суммарно в одном грамме (мл) не должно превышать 100 колоний при отсутствии Enterobacteriaceae, Pseudomonas aeruginosa, Staphylococcus aureus.
5. Условия исследований при заготовке
и переработке консервированной крови
41. Эффективность комплекса мероприятий, осуществляемых при заготовке крови, производстве продуктов крови, направленного на получение стерильного и апирогенного готового продукта, должна находиться под постоянным бактериологическим наблюдением, в процессе которого осуществляется контроль:
1) воды очищенной и воды для инъекций;
2) эффективности работы стерилизующих аппаратов;
3) стерильности материалов первичной упаковки (бутылки, ампулы, пробки, колпачки), игл, инструментов, перевязочного материала, белья и других материалов, подвергаемых стерилизации;
4) микробной контаминации воздуха асептических боксов и отдельных производственных помещений, рук персонала и кожи локтевых сгибов доноров;
5) качества предстерилизационной очистки изделий медицинского назначения (азопирамовая проба).
42. Бактериологическое исследование воды очищенной и воды для инъекций, используемых для приготовления лекарственных форм, осуществляется 2 раза в месяц от каждого аппарата. Производят посев воды и посев (смыв) с внутренней поверхности крана дистилляционного аппарата.
43. Микробиологическая чистота воды очищенной должна соответствовать требованиям Фармакопейной статьи "Вода очищенная" (не более 100 микроорганизмов в 1 мл при отсутствии бактерий семейства Enterobacteriaceae, Pseudomonas aeruginosa, Staphylococcus aureus). Исследования на микробиологическую чистоту проводятся согласно требованиям Государственной фармакопеи.
44. Вода для инъекций должна быть стерильной.
45. Методика и техника посева простерилизованных изделий:
1) стерильность изделий определяется не реже 1 раза в неделю и не ранее чем через 24 часа после стерилизации. Для контроля стерильности используется тиогликолевая среда и среда Сабуро;
2) объектами для контроля стерильности являются: шприцы, иглы, медицинский инструментарий, перевязочные материалы, белье, резиновые перчатки и другие изделия из резины, колпачки, резиновые пробки, посуда (бутылки, флаконы, ампулы), пробирки, пипетки и другие изделия;
3) стерильность проверяется путем смывов или погружением простерилизованного изделия или его части в питательные среды;
4) при смывах одновременный посев изделий (или их отдельных узлов и составных частей) производятся в 2 пробирки, содержащие не менее 10 мл указанных выше питательных сред. При погружении количество среды в емкости должно быть достаточным для полного погружения пробы;
5) посевы выдерживаются в термостате: пробирку с тиогликолевой средой при температуре в диапазоне от +300С до +350С, пробирку со средой Сабуро в диапазоне от +200С до +250С, в течение восьми суток. При помутнении питательной среды делают мазки, которые окрашиваются по Граму, и проводят микроскопию;
6) при посеве на стерильность белья простерилизованными и обожженными над пламенем горелки ножницами с помощью пинцета от белья отрезаются небольшие кусочки ткани и погружаются в пробирки с тиогликолевой питательной средой и средой Сабуро. Если стерильность белья контролируются методом смыва, то смыв производят стерильными тампонами, смоченными в стерильном изотоническом 0,9 % растворе натрия хлорида, которые затем вносятся в пробирки с тиогликолевой питательной средой и средой Сабуро.
46. Хирургические инструменты извлекаются из бикса или матерчатой упаковки и подвергаются контролю стерильности методом смыва с поверхности (2 смыва с одного инструмента).
47. Контроль стерильности резиновых перчаток и других изделий из резины (колпачки, резиновые пробки) производится методом смыва.
48. Стерильность посуды (бутылок, флаконов, бидонов, пипеток и других емкостей) проверяется путем смывов с ее наружной поверхности стерильными тампонами, смоченными в стерильном изотоническом 0,9 % растворе натрия хлорида, которые помещаются в пробирки с тиогликолевой питательной средой и средой Сабуро. Смыв с внутренней поверхности осуществляются путем ополаскивания ее 10 мл стерильного изотонического 0,9 % раствора натрия хлорида и засевания по 1 мл в пробирки с тиогликолевой питательной средой и средой Сабуро.
49. Исследование материала на стерильность может проводиться с использованием экспресс - анализаторов. Сроки выращивания и учет результатов проводятся согласно инструкции завода-изготовителя экспресс-анализаторов.
50. Контроль микробной контаминации воздуха асептических боксов и отдельных производственных помещений (определение количества колоний образующими микроорганизмами (КОЕ), содержащихся в 1 м3 воздуха помещения) осуществляется путем исследования воздуха аспирационным и седиментационным методом.
Пробы воздуха отбираются аспирационным методом с помощью аппарата Кротова, ПАБ, ПОВ-1 и других аналогичных моделей. Скорость протягивания воздуха через аппарат составляет 25 л/мин. Пропускают 100 литров воздуха для определения общего содержания микроорганизмов и 250 литров - для определения St.aureus.
При отсутствии пробоотборников допускается производить исследование микрофлоры воздуха закрытых помещений методом седиментации (оседания) микрофлоры на чашки Петри с агаровыми средами, отбор проб производится на 2 % мясопептонный агар (МПА) в течение 10 минут для определения общей обсемененности воздуха и на желточно-солевой агар (ЖСА) в течение 20 минут для определения содержания St. Aureus.
51. В помещениях для производства стерильных препаратов крови (боксах) чистота воздуха контролируется ежедневно в начале и конце работы бокса.
52. Отбор проб воздуха производится при соблюдении следующих условий:
1) уровень высоты отбора проб должен соответствовать высоте рабочего стола;
2) закрытые окна и двери;
3) не раньше, чем через 30 минут после влажной уборки помещения и отключения бактерицидных ламп.
53. Посевы инкубируются при температуре + 370С в течение 24 часов, затем оставляются на 24 часа при температуре в диапазоне от +200С до +250с. После чего подсчитываем общее количество выросших колоний на чашках Петри и производится перерасчет на количество микроорганизмов в 1 м3 воздуха; количество плесневых грибов указывается отдельно.
Пересчет количества выросших колоний на 1 м3 воздуха при седиментационном методе производится по Омелянскому, при десятиминутной экспозиции стандартных чашек Петри (диаметром девять сантиметров) с агаром множитель для пересчета берется равным восьмидесяти.
Максимально допустимое количество жизнеспособных микроорганизмов в 1 м3 воздуха: асептических боксах в начале работы не более 400 м/о в 1 м3 (не более 5 колоний), а в конце работы - не более 800 м/о в 1 м3 (10 колоний).
В случае роста на чашках Петри более 400 м/о в 1 м3 в начале работы и более 800 м/о в 1 м3 в конце работы, бокс подвергается более тщательной обработке. Если в боксе выявляются спорообразующие микроорганизмы или трибы, то при уборке помещения применяются дезинфицирующие средства в концентрации, используемой для режима дезинфекции при грибковых инфекциях. При появлении колоний грибов, помимо дезинфекции обращается особое внимание на снижение влажности в боксе и предбоксе, что устраняется путем просушивания помещения с помощью электронагревательных приборов.
Воздух процедурных кабинетов, залов для взятия крови и заготовки компонентов контролируется не реже одного раза в месяц. Общее количество колоний на чашках Петри суммарно не должно превышать до работы 400 м/о в 1 м3.
Воздух в стерилизационном отделении контролируется не реже двух раз в месяц. Общее количество колоний на чашках Петри суммарно в помещении для хранения стерильного материала не должно превышать 400 м/о в 1 м3 до работы и 800 м/о в 1 м3 во время работы. В нестерильной зоне число колоний до работы не должно быть выше 800 м/о в 1 м3 на чашках Петри суммарно.
54. Для выявления St. aureus производится посев на одну из питательных сред: желточно-солевой, молочно-солевой или молочно-желточно-солевой агар.
После инкубации проводится просмотр чашек для определения характера и массивности роста колоний, с последующим снятием с плотных солевых сред на скошенный питательный агар колоний стафилококков, образующих радужный венчик и пигментированные колонии. При отсутствии на чашках пигментированных колоний и колоний с положительной лецитовителлазной активностью для исследования снимаются безпигментные колонии и колонии с отсутствием лецитовителлазной активности, похожие по морфологии на стафилококк. Следует отбирать не менее 2-х колоний различного вида.
55. Пробирки с посевами помещаются в термостат при температуре от +350С до +370С на 18-20 часов. После суточной инкубации у выделенных штаммов проверяется морфология, тинкториальные свойства (окраска по Граму) и наличие плазмокоагулирующей активности и хлопьеобразующего фактора.
Для идентификации коагулазоположительных стафилококков используются 2-3 доступных теста помимо реакции плазмокоагуляции.
Принадлежность культуры, обладающей типичной морфологией, плазмокоагулирующей активностью, при отсутствии пигмента и хлопьеобразования, к виду коагулазоположительных стафилококков определяется по таблице.
Таблица
Микробиологическая чистота субстанций и вспомогательных
веществ, используемых при производстве препаратов крови
Вид |
Koaгу |
Пигмент |
Реакция |
Продукция |
Хлопье- |
Гемолиз |
|
Манит |
Маль- |
||||||
St. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
St |
+ |
- |
- |
+/- |
+/- |
+/- |
+ |
St |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
56. Контроль стерильности эффективности обработки рук персонала во время производственного процесса заготовки и переработки крови контролируется выборочно у нескольких работников, не реже одного раза в неделю, кожи локтевых сгибов доноров - не реже двух раз в неделю. Смывы с локтевых сгибов берутся от 3 % доноров.
57. Проверка эффективности обработки рук персонала и кожи локтевых сгибов доноров проводится одним из следующих методов:
1) ладони, околоногтевые и межпальцевые пространства обеих рук персонала или конец локтевого сгиба донора на 3-4 сантиметра ниже места венепункции, тщательно протираются стерильными марлевыми салфетками, смоченными в растворе нейтрализатора (в зависимости от применяемого антисептика) или в стерильном изотоническом 0,9 % растворе натрия хлорида. После взятия пробы марлевая салфетка помещается в широкогорлую посуду с раствором нейтрализатора, воды или изотонического 0,9 % раствора натрия хлорида и стеклянными бусами и встряхивается в течение 10 минут для отмыва марлевой салфетки. Промывную жидкость засевают по 0,5 мл в две пробирки с пятью миллилитрами тиоглико левой среды и среды Сабуро. Посевы инкубируют при температуре 300С - 350С и 200С - 250С в течение 48 часов;
2) пальцами рук прикасаются к поверхности плотной питательной среды (МПА) в чашке Петри и делают ими несколько круговых движений. "Засеянные" чашки термостатируются при температуре в диапазоне +(30-35)0С в течение двух суток.
58. Кожа локтевых сгибов доноров и рук медицинского персонала должны быть стерильны.
6. Условия проведения исследований для
внутрилабораторного контроля стерильности
59. В бактериологических лабораториях должен осуществляться внутрилабораторный контроль стерильности рабочих условий, в которых проводятся исследования на стерильность крови, ее компонентов и препаратов.
60. При внутрилабораторном контроле стерильности проводятся следующие виды исследований:
1) стерильности каждой партии приготовленной питательной среды;
2) стерильности каждой партии лабораторной посуды, инструментария;
3) микробной контаминации воздуха в боксе;
4) чистоты рук сотрудников при работе в боксе;
5) работы сухожаровых шкафов, автоклавов;
6) работы термостатов;
7) температурного режима холодильников;
8) контрольных проб с использованием заведомо стерильных препаратов.
61. Ежедневно поверхности, оборудование бокса и предбокса подвергаются тщательной влажной уборке стерильной ветошью с применением любых дезинфицирующих и моющих средств, зарегистрированных в Республике Казахстан и разрешенных к применению органами и учреждениями Государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Рабочий раствор дезинфицирующих и моющий средств готовится в концентрации в соответствии с утвержденными методическими указаниями.
Норма расхода дезинфицирующих средств - 100-150 мл/м2.
62. Бокс обрабатывается в резиновых перчатках и марлевой маске, а при необходимости - в респираторе.
63. Для обеззараживания воздуха в боксе применяются бактерицидные лампы из расчета 2-2,5 ватт мощности на кубический метр, которые включаются не ранее, чем через 30 минут после окончания влажной уборки. Облучение проводится в течение 1,5-2 часов. Время работы бактерицидных ламп регистрируется в специальных журналах. Применение бактерицидных ламп должно соответствовать их техническим данным по паспорту.
64. Генеральная уборка бокса проводится один раз в неделю дезинфицирующими средствами в концентрации, указанной в инструкции для вирусных и грибковых инфекций. После проведения генеральной уборки бактерицидные лампы включаются на 2 часа.
65. При обнаружении в воздухе боксов грибов и плесени, проводится внеочередная генеральная уборка.
66. Необходимо чередовать дезинфицирующие средства для предотвращения появления устойчивых форм микроорганизмов.
7. Подготовка посуды для питательных сред
67. Пробирки (бутылки, колбы) с бактериальным ростом продукции подлежат утилизации.
68. После работы питательные среды без бактериального из использованной лабораторной посуды роста собираются в емкости и после обеззараживания сливаются в канализацию.
69. Использованная лабораторная посуда (чашки Петри, пробирки, колбы, бутылки и т.д.) и резиновые груши помещаются в 4 % раствор перекиси водорода с 0,5 % моющим средством или любое дезинфицирующее средство с моющим эффектом, зарегистрированное в Республике Казахстан. В пипетки, перед погружением в раствор, предварительно насасывается этот раствор с помощью резинового баллончика. Выдерживается экспозиция, обеспечивающая надежную дезинфекцию и предстерилизационную очистку. Посуда моется ершами в этом же растворе и многократно (8-10 раз) ополаскивается вначале обычной проточной водой до полного удаления запаха дезинфицирующего средства, а затем очищенной водой, после чего производится их дальнейшая обработка.
70. Сушится посуда при комнатной температуре (холодная сушка) или в сухожаровом шкафу при температуре +85-900С. Высушенная посуда просматривается на свет. Стекло должно быть совершенно прозрачным без матового налета и пятен. Сухая посуда закрывается (в пробирки, бутылки вставляются пробки, к чашкам Петри подбираются крышки) и помещается в пеналы или заворачивается в бумагу. У колб и бутылок горловина дополнительно обертывается бумажными колпачками.
71. Посуда стерилизуется сухим горячим воздухом при температуре 1800С - 1900С - 60 минут, при температуре 1600С - 1700С - 150 мин, или водяным насыщенным паром под избыточным давлением при 2,0 (±0,2) кгс/см2 /+132 +1340 С/ - 20-22 минуты, при 1,1 (±0,2) кгс/см2 /+1200С - +1220С/ - 45-48 минут.
8. Исследование питательных сред
72. Подготовка питательных сред к исследованиям (варка, розлив, стерилизация, хранение) проводится в соответствии с инструкциями производителя.
73. Контроль каждой приготовленной партии питательных сред, используемых в работе бактериологической лаборатории, после автоклавирования должен предусматривать оценку их качества по стерильности путем термостатирования контрольных образцов (не менее 2 % от партии) в течение 48 часов.
74. Контрольные образцы тиогликолевой среды, предназначенной для обнаружения бактерий, инкубируются в течение 48 часов при температуре от +30 до +350С. Образцы среды Сабуро, предназначенной для обнаружения грибов, инкубируют в течение 72 часов при температуре от +200C до 250С.
75. Учет результатов проводится путем визуального просмотра образцов. Во время термостатирования рост микроорганизмов не должен наблюдаться. В случае пророста (помутнения) среды в оставленных на контроль образцах, бракуется вся партия. Образцы сред, выдержанные в термостате, для исследований не используются.
76. Одновременно с исследуемыми образцами продукции проводится параллельный контроль питательных сред (не менее одного образца каждой питательной среды) в течение всего периода их термостатирования.