Об утверждении Методики определения стоимости объекта концессии, концессионного проекта и суммарной стоимости государственной поддержки деятельности концессионера

Приказ Министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан от 23 февраля 2009 года N 24. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 24 марта 2009 года N 5604

Действующий

      В соответствии с подпунктом 5) статьи 9 Закона Республики Казахстан от 7 июля 2006 года «О концессиях» ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемую Методику определения стоимости объекта концессии, концессионного проекта и суммарной стоимости государственной поддержки деятельности концессионера.
      2. Департаменту инвестиционной политики и планирования (Тортаев Б.К.) и Юридическому Департаменту (Ешимова Д.А.) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан Кусаинова М.А.
      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр                                    Б. Султанов

Утверждена        
приказом Министра экономики и
бюджетного планирования  
Республики Казахстан   
от 23 февраля 2009 года № 24

Методика
определения стоимости объекта концессии, концессионного
проекта и суммарной стоимости государственной поддержки
деятельности концессионера

1. Общие положения

      1. Настоящая методика определения стоимости объекта концессии, концессионного проекта и суммарной стоимости государственной поддержки деятельности концессионера (далее – Методика) разработана в соответствии с подпунктом 5) статьи 9 Закона Республики Казахстан от 7 июля 2006 года «О концессиях» (далее – Закон).
      2. Настоящая методика:
       1) устанавливает порядок расчета стоимости объекта концессии, стоимости концессионного проекта и суммарной стоимости государственной поддержки;
       2) обеспечивает соблюдение единых требований к расчету стоимости объекта концессии, стоимости концессионного проекта и суммарной стоимости государственной поддержки;
       3) распространяется на все концессионные проекты, по которым осуществляется расчет стоимости объекта концессии, стоимости концессионного проекта и суммарной стоимости государственной поддержки.
      3. Методика разработана для руководства должностными, юридическими и физическими лицами, участвующими в определении стоимости объекта концессии, стоимости концессионного проекта и суммарной стоимости государственной поддержки.
      4. В Методике используются следующие понятия:
      меры государственной поддержки – это виды государственной поддержки деятельности концессионера, согласно статье 14 Закона;
      меры нефинансовой государственной поддержки - натурные гранты, гарантии потребления и передача исключительных прав, связанных с эксплуатацией объекта концессии;
      меры финансовой государственной поддержки – меры государственной поддержки за исключением мер нефинансовой государственной поддержки;
      социальные проекты – концессионные проекты, предполагающие строительство или реконструкцию объектов социальной инфраструктуры, за исключением объектов, включенных в Перечень объектов, не подлежащих передаче в концессию, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 5 марта 2007 года № 294.

2. Определение стоимости объекта концессии

      5. Стоимость объекта соответствует понятию первоначальная стоимость актива/основных средств, используемому в Международных стандартах финансовой отчетности 16 (далее – МСФО). Первоначальная стоимость основных средств согласно МСФО складывается из всех затрат, необходимых для приведения актива в рабочее состояние для его использования по назначению. Фактически для основных средств собственного изготовления она определяется как сумма произведенных компанией затрат, включая расходы на привлечение заемных средств (МСФО 23).
      6. Стоимость объекта концессии определяется в целях определения объема государственной поддержки. Расчет стоимости объекта осуществляется для проектов, предполагающих создание (строительство) или реконструкцию объекта концессии.
      7. На этапе формирования предложения о возможности передачи объекта в концессию стоимость объекта определяется методом сравнительного подхода согласно «Рекомендациям по применению методов оценки стоимости объектов республиканской государственной собственности», утвержденным приказом Министра финансов № 130 от 31 марта 2003 года.
      8. На этапе разработки технико-экономического обоснования концессионного проекта (далее - ТЭО) и заключения договора концессии стоимость объекта концессии определяется как сумма всех расходов концессионера, произведенных с целью создания (строительства) объекта концессии:

          ,

      P t = P t nсд +P t mру + P t ayn + P t фn + P t cmрах + P t аморm +P t прочие      (1)

      где:
      СО – стоимость объекта;
      N – длительность этапа строительства в годах;
      Р t – суммарный размер всех затрат концессионера на создание объекта концессии в период t создания (строительства) объекта концессии;
      P t nсд - расходы в период t на:
      разработку проектно-сметной документации, определяемые в соответствии со сборником сметных норм и расценок соответствующей отрасли, сборником цен на проектные работы соответствующей отрасли, Сводом правил по проектированию и строительству;
      проведение необходимых экспертиз (государственная экспертиза, технический надзоравторский надзор и другие), согласно действующим нормативам соответствующей отрасли;
      получение лицензий, патентов, разрешений и иных документов, предусмотренных в соответствии с действующим законодательством до момента введения объекта концессии в эксплуатацию;
      P t mру - расходы в период t на сырье и материалы, работы и услуги, используемые в создании (строительстве) объекта концессии согласно соответствующим стандартам, нормам и правилам;
      P t ayn – расходы в период t на управление компанией в период создания (строительства) объекта концессии, включая технические и административные расходы в пределах нормативных значений в период создания объекта концессии, согласно Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Трудовому Кодексу Республики Казахстан;
      P t фn – расходы в период t на:
      выплату начисляемых вознаграждений по привлекаемым краткосрочным и долгосрочным займам, рассчитываемые по рыночной ставке вознаграждения, установившейся на рынке заемного капитала. В случае привлечения инвестиций на рынке заемного капитала Республики Казахстан расходы на выплату вознаграждений по займам определяются на основе данных статистики Национального Банка Республики Казахстан «Ставки вознаграждения (средневзвешенные) по выданным кредитам» (http://www.nationalbank.kz), при привлечении иностранного капитала - расходы по выплате вознаграждений рассчитываются с учетом ставки LIBOR и маржи в размере 3 %;
      выплату начисляемых вознаграждений по инфраструктурным облигациям в период создания (строительства) объекта концессии, которые определяются как уровень инфляции (потребительских цен), прогнозируемый в финансово-экономической модели (далее – ФЭМ) на момент расчетов согласно соответствующему одобренному Прогнозу социально-экономического развития и бюджетных параметров, размещенному на сайте Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан (www.minplan.kz) + фиксированная маржа, действующая на протяжении всего срока обращения облигаций;
      курсовые разницы по кредитам в иностранной валюте согласно соответствующему одобренному Прогнозу социально-экономического развития и бюджетных параметров, размещенному на сайте Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан (www.minplan.kz);
      P t cmрах - расходы в период t на все виды страхования, связанные с созданием (строительством) объекта концессии, включая страхование по поручительству государства по инфраструктурным облигациям, согласно рыночным ценам на услуги страхования по результатам обследования рынка страховых услуг;
      P t аморm – амортизация, начисляемая в период t на основные средства и нематериальные активы, используемые непосредственно в создании (строительстве) нового объекта в пределах норм, предусмотренных налоговым законодательством;
      P t прочие – прочие расходы в период t, включающие в себя расходы по:
      привлечению займов, которые определяются как средние тарифы на услуги банков-участников Соглашения KASE о формировании индикатора KazPrime. Тарифы являются публичной информацией и размещены на сайтах соответствующих финансовых организаций;
      организации выпуска инфраструктурных облигаций, согласно рыночным ценам на соответствующие услуги по результатам обследования рынка;
      платным банковским услугам и комиссиям по банковским гарантиям, согласно рыночным ценам на услуги банковского гарантирования по результатам обследования рынка услуг банковского гарантирования;
      обязательным сборам и платежам, взимаемым уполномоченными государственными органами, согласно Налоговому и Бюджетному кодексам Республики Казахстан;
      аудиторским проверкам, согласно ценовым предложениям аудиторских компаний;
      иным расходам, связанным с созданием (строительством) объекта концессии, в объеме не превышающем 1 % от суммы всех вышеперечисленных расходов на создание (строительство) объекта концессии.
      9. На этапе передачи объекта концессии в собственность государства стоимость объекта концессии определяется согласно законодательству Республики Казахстан об оценочной деятельности.
      10. При реконструкции существующего объекта концессии стоимость объекта концессии равна стоимости, определенной в соответствии со статьей 116 122 Налогового Кодекса Республики Казахстан.

3. Расчет стоимости концессионного проекта

      11. Стоимость концессионного проекта определяется на этапе разработки ТЭО и заключения договора концессии. Стоимость концессионного проекта определяется как сумма стоимости объекта концессии и расходов концессионера, произведенных в период эксплуатации объекта концессии, в соответствии с ФЭМ:

                                            (2)

      P кn t = P t эксn + P t mру + P t ayn + P t фn + P t сmрах + P t амор + P t сдрж

       + P t сl рем  + P t kl рем + P t прочие

где:

      М – срок эксплуатации объекта концессии, в годах;
      СО – стоимость объекта концессии, определенная согласно разделу 2 настоящей методики;
      Р кn t - суммарный размер всех расходов концессионера в период t эксплуатации по договору концессии вновь созданного объекта или реконструированного объекта концессии;
      P t эксn – расходы в период t на:
      проведение экспертиз (государственная экспертиза, технический надзор, авторский надзор и др.), согласно действующим нормативам соответствующей отрасли;
      получение лицензий, патентов, разрешений и иных документов, предусмотренных в соответствии с действующим законодательством, проведение которых необходимо в соответствии с действующим законодательством, в период эксплуатации объекта концессии по договору концессии;
      P t mру – расходы в период t на сырье и материалы, работы и услуги, используемые на произведение текущего содержания в период эксплуатации объекта концессии по договору концессии, включая затраты на приобретение комплектующих материалов, являющихся неотъемлемой частью реализуемого концессионного проекта;
      P t ayn – расходы в период t на управление компанией в период эксплуатации объекта концессии по договору концессии, включая технические и административные расходы периода, в пределах нормативных значений ЕТКС и Трудовому Кодексу Республики Казахстан;
      P t фn – расходы в период t на:
      выплату начисляемых вознаграждений по привлекаемым займам, рассчитываемые по рыночной ставке вознаграждения, установившейся на рынке заемного капитала. В случае привлечения инвестиции на рынке заемного капитала Республики Казахстан расходы на выплату вознаграждений по займам определяются на основе данных статистики Национального Банка Республики Казахстан «Ставки вознаграждения (средневзвешенные) по выданным кредитам» (http://www.nationalbank.kz), при привлечении иностранного капитала – расходы по выплате вознаграждений рассчитываются с учетом ставки LIBOR и маржи в размере 3 %;
      выплату начисляемых вознаграждений по инфраструктурным облигациям в период эксплуатации объекта концессии, которые определяются как уровень инфляции (потребительских цен), прогнозируемый в ФЭМ на момент расчетов согласно соответствующему одобренному Прогнозу социально-экономического развития и бюджетных параметров, размещенному на сайте Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан (www.minplan.kz) + фиксированная маржа, действующая на протяжении всего срока обращения облигаций;
      курсовые разницы по кредитам в иностранной валюте согласно соответствующему одобренному Прогнозу социально-экономического развития и бюджетных параметров, размещенному на сайте Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан (www.minplan.kz);
      P t сmрах – расходы в период t на все виды страхования, связанные с эксплуатацией объекта концессии по договору концессии, согласно рыночным ценам на услуги страхования по результатам обследования рынка страховых услуг;
      P t амор – амортизация, начисляемая в период t на основные средства и нематериальные активы, используемые непосредственно при эксплуатации объекта концессии по договору концессии в пределах норм, предусмотренных налоговым законодательством;
      P t сдрж – расходы в период t на содержание объекта концессии согласно действующим нормативам соответствующей отрасли;
      P t сl рем – расходы в период t на средний ремонт объекта концессии согласно действующим нормативам соответствующей отрасли, включая соответствующие расходы на сырье и материалы;
      P t kl рем – расходы в период t на капитальный ремонт объекта концессии согласно действующим нормативам соответствующей отрасли, включая соответствующие расходы на сырье и материалы;
      P t прочие – прочие расходы в период t, включающие в себя расходы по:
      привлечению займов, которые определяются как средние тарифы на услуги банков-участников Соглашения KASE о формировании индикатора KazPrime. Тарифы являются публичной информацией и размещены на сайтах соответствующих финансовых организаций;
      платным банковским услугам и комиссиям по банковским гарантиям, согласно рыночным ценам на услуги банковского гарантирования по результатам обследования рынка услуг банковского гарантирования;
      обязательным сборам и платежам, взимаемым уполномоченными государственными органами, согласно Налоговому и Бюджетному кодексам Республики Казахстан;
      аудиторским проверкам, согласно ценовым предложениям аудиторских компаний;
      иным расходам, связанным с эксплуатацией объекта концессии, в объеме, не превышающем 1 % от суммы всех вышеперечисленных расходов на эксплуатацию объекта концессии;

       , – фактор дисконтирования в период j;

       WACC j – средневзвешенная стоимость капитала в период j;

       ,
      где:
      r j e – стоимость собственного капитала концессионера в период j, равна требуемой доходности собственного капитала концессионера;
      r d j – средневзвешенная стоимость заемного капитала концессионера в период j;
      Е j – средняя величина собственного капитала концессионера в период j;
      D j – средняя величина заемного капитала концессионера в период j;
      Т j – ставка корпоративного подоходного налога в период j согласно Налоговому кодексу Республики Казахстан;

       ,
      где:
      K – число кредиторов инвестиционного проекта в период j;
      D k j – чистая (за вычетом возврата) сумма кредитов, выданных k-м кредитором в период j (сумма задолженности концессионера перед k-м кредитором в период j);
      d k j - требуемая k-м кредитором процентная ставка по выданным кредитам.
      12. В ходе реализации концессионного проекта возможно проведение корректировки его стоимости с учетом изменений финансовых показателей проекта.

4. Расчет суммарной стоимости мер государственной поддержки

      13. Cуммарная стоимость государственной поддержки – это совокупная стоимость всех мер государственной поддержки.
      Суммарная стоимость государственной поддержки = стоимость поручительства государства по инфраструктурным облигациям +
      стоимость государственных гарантий по займам, привлекаемым для финансирования концессионного проекта +
      стоимость исключительных прав, связанных с эксплуатацией объекта концессии +
      стоимость предоставляемых натурных грантов в соответствии с  законодательством Республики Казахстан +
      суммы софинансирования концессионных проектов +
      сумма гарантий потребления государством определенного объема товаров (работ, услуг) в случае, если основным потребителем товаров (работ, услуг), производимых концессионером, является государство +
      сумма компенсации определенного объема инвестиционных затрат концессионера в установленные договором концессии сроки и в определенных им объемах в период действия договора концессии.
      14. При этом при предоставлении мер государственной поддержки, соблюдается следующее ограничение (далее – лимит):
      1) суммарная стоимость государственной поддержки не может превышать стоимость объекта, созданного (строящегося) за счет средств концессионера в рамках договора концессии;
      2) суммарная стоимость государственной поддержки не может превышать сумму затрат, понесенных концессионером в период реконструкции объекта концессии согласно формуле (1).

      CO > S,

      где S – суммарная стоимость мер государственной поддержки.  

      15. Расчет суммарной стоимости мер государственной поддержки производится с использованием ФЭМ. В целях определения оптимального уровня государственной поддержки разрабатывается два варианта ФЭМ: базовая ФЭМ и расширенная ФЭМ.
      16. При разработке базовой ФЭМ используется предположение, что проект осуществляется при отсутствии мер государственной поддержки. Соответственно в рамках базовой ФЭМ вычисляется чистая приведенная стоимость проекта без учета мер финансовой государственной поддержки (далее – базовая NPV).
      17. При расчете базовой NPV должны соблюдаться следующие требования и предположения:
      1) проект финансируется только из коммерческих источников по рыночной стоимости заимствования (процентной ставке);
      2) меры финансовой государственной поддержки не предоставляются;
      3) допускается наличие отрицательной базовой NPV;
      4) не допускается наличие кассовых разрывов (отрицательной величины денежных средств).
      18. Если базовая NPV – величина неотрицательная, и рентабельность капитала концессионера за весь период концессии равна или превышает ставку рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан (далее – целевая рентабельность), меры финансовой государственной поддержки не предоставляются.
      19. В иных случаях меры финансовой государственной поддержки предоставляются, при этом суммарная государственная поддержка не может превышать лимит.
      20. Меры нефинансовой государственной поддержки предоставляются концессионеру для обеспечения возможности концессионера реализовать концессионный проект.
      21. Расширенная ФЭМ разрабатывается на основе базовой ФЭМ в случае предоставления мер государственной поддержки. Расширенная ФЭМ разрабатывается путем включения в базовую ФЭМ мер государственной поддержки.
      22. При разработке расширенной ФЭМ в целях определения оптимальной структуры государственной поддержки применяется принцип очередности мер государственной поддержки. Принцип очередности предполагает, что в первую очередь в ФЭМ включаются меры нефинансовой государственной поддержки, во вторую очередь – меры финансовой государственной поддержки. При этом согласно статье 14 Закона при предоставлении мер государственной поддержки за исключением натурных грантов концессионер должен выпускать инфраструктурные облигации в объеме не менее двадцати процентов по отношению к стоимости объекта концессии.
      23. Стоимость предоставляемых натурных грантов в соответствии с  законодательством Республики Казахстан является стоимостью, определенной согласно законодательству об оценочной деятельности.
      24. Натурные гранты предоставляются с учетом лимита в целях обеспечения возможности концессионера по реализации концессионного проекта.
      25. Стоимость исключительных прав, связанных с эксплуатацией объекта концессии является стоимостью, определенной согласно законодательству о правах интеллектуальной собственности.
      26. Передача исключительных прав осуществляется с учетом лимита для обеспечения возможности концессионера по реализации концессионного проекта.
      27. Сумма гарантий потребления государством определенного объема товаров (работ, услуг) в случае, если основным потребителем товаров (работ, услуг), производимых концессионером, является государство, равна совокупной величине платежей из государственного бюджета за потребление товаров (работ, услуг), произведенных концессионером согласно концессионному соглашению.
      28. Гарантии потребления могут предоставляться в рамках социальных проектов с учетом лимита.
      29. При разработке расширенной ФЭМ применяется принцип приоритетности мер финансовой государственной поддержки. Принцип приоритетности предполагает, что каждая последующая по приоритетности мера финансовой государственной поддержки предоставляется только в случае недостаточности суммы предыдущих мер государственной поддержки для обеспечения доведения рентабельности капитала концессионера за весь период концессии до уровня целевой рентабельности с учетом лимита. При этом объем предыдущих предоставленных мер государственной поддержки может сокращаться для соблюдения лимита.
      30. Меры финансовой государственной поддержки предоставляются в порядке убывания приоритетности:
      1) поручительство государства по инфраструктурным облигациям в рамках договоров концессии;
      2) государственные гарантии по займам, привлекаемым для финансирования концессионных проектов;
      3) компенсация определенного объема инвестиционных затрат концессионера в установленные договором концессии сроки и в определенных им объемах в период действия договора концессии;
      4) софинансирование концессионных проектов.
      31. Стоимость поручительства государства по инфраструктурным облигациям в рамках договоров концессии является стоимостью исполнения поручительства и рассчитывается как сумма основного долга по облигационному займу, обеспеченного поручительством, и вознаграждения по нему по наиболее высокой процентной ставке, прогнозируемой на период концессии, начисленного за 1 период начисления и 6 месяцев:

      G = D*(1 + r/p + 0,5*r),                        (3)

      где G – стоимость государственной поддержки в рамках поручительства государства по инфраструктурным облигациям,
      D – сумма основного долга,
      r – процентная ставка, определяемая как максимальный уровень инфляции, прогнозируемый в ФЭМ, + фиксированная маржа, действующая на протяжении всего срока обращения облигаций,
      p – количество периодов начисления купонного вознаграждения в календарном году.
      32. С целью соблюдения баланса интересов и принципа распределения рисков между государством, концессионером, финансирующими сторонами и потребителями стоимость поручительства государства, предоставляемого потенциальному концессионеру, не может превышать 50 % от стоимости объекта с учетом лимита. При этом, для социальных проектов стоимость предоставляемого поручительства государства не может превышать стоимость объекта с учетом лимита. Поручительство государства представляется с учетом лимитов предоставления поручительств государства, определенных согласно бюджетному законодательству.
      33. Стоимость государственной гарантии по негосударственным займам рассчитывается как сумма основного долга по займу, обеспеченного государственной гарантией, и вознаграждения по нему по наиболее высокой процентной ставке, прогнозируемой на период концессии, начисленного за 1 период начисления и 1 месяц, либо за период в соответствии с условиями договора:

      Г = D*(1 + r/p + r/12)                          (4)

      где Г – стоимость государственных гарантий;
      D – сумма основного долга по займу, гарантируемому государством;
      r – наиболее высокая прогнозируемая на период концессии годовая ставка вознаграждения по займу, гарантируемому государством, в соответствии с условиями договора о займе или конкурсной заявки. На этапе разработки ТЭО определяется как ставка LIBOR + 1 %;
      p – количество периодов начисления вознаграждения по займу, гарантируемому государством, в календарном году.
      34. С целью соблюдения баланса интересов и принципа распределения рисков между государством, концессионером, финансирующими сторонами и потребителями государственные гарантии по негосударственным займам предоставляются потенциальному концессионеру в пределах до 50 % от стоимости объекта с учетом лимита. При этом, для социальных проектов стоимость предоставляемых государственных гарантий не может превышать стоимость объекта с учетом лимита. Государственные гарантии представляются с учетом лимитов предоставления государственных гарантий, определенных согласно бюджетному законодательству.
      35. Сумма компенсации определенного объема инвестиционных затрат концессионера равна совокупной величине платежей в течение периода эксплуатации объекта концессии в целях возмещения инвестиционных затрат концессионера из государственного бюджета концессионеру.
      36. Компенсация определенного объема инвестиционных затрат концессионера предоставляется потенциальному концессионеру в суммарном размере до 100 % от стоимости объекта с учетом лимита.
      37. Сумма софинансирования концессионного проекта равна совокупной величине расходов, производимых из государственного бюджета в течение периода строительства (реконструкции) объекта концессии.
      38. С целью соблюдения баланса интересов и принципа распределения рисков между государством, концессионером, финансирующими сторонами и потребителями софинансирование концессионного проекта предоставляется потенциальному концессионеру в суммарном размере до 50 % от стоимости объекта с учетом лимита.
      39. С целью соблюдения баланса интересов и принципа распределения рисков между государством, концессионером, финансирующими сторонами и потребителями сумма стоимости поручительства государства, государственных гарантий и софинансирования по концессионным проектам за исключением социальных, не может превышать 50 % от стоимости объекта с учетом лимита.