В соответствии с подпунктом 28) статьи 17 и пунктом 2 статьи 49 Экологического кодекса Республики Казахстан от 9 января 2007 года, ПРИКАЗЫВАЮ :
2. Департаменту экологического регулирования довести настоящий Приказ до сведения структурных и территориальных подразделений Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан.
3. Департаменту экологического регулирования обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его официальное опубликование в установленном законодательством порядке.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня их первого официального опубликования.
Министр
"СОГЛАСОВАНО"
Председатель Агентства Республики
Казахстан по управлению земельными ресурсами
6 июля 2007 год
Министр здравоохранения
Республики Казахстан
9 июля 2007 год
Министр сельского хозяйства
Республики Казахстан
9 июля 2007 год
Министр энергетики и минеральных
ресурсов Республики Казахстан
18 июля 2007 год
Утверждены
приказом Министра
охраны окружающей среды
Республики Казахстан
от 28 июня 2007 года N 207-п
1. Правила проведения государственной экологической экспертизы (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 28) статьи 17 и пунктом 2 статьи 49 Экологического Кодекса Республики Казахстан от 9 января 2007 года (далее - Кодекс).
2. Правила определяют порядок организации деятельности и взаимодействия органов государственной экологической экспертизы Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан (далее - Министерство), его территориальных органов и местных исполнительных органов, проводящих государственную экологическую экспертизу, а также устанавливают требования к составу, содержанию материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу.
3. Правила предназначены для практического применения в органах государственной экологической экспертизы Министерства, его территориальных органов, местных исполнительных органов, проводящих государственную экологическую экспертизу, и использования в качестве информационного материала юридическими и физическими лицами, которые планируют или осуществляют деятельность на территории Республики Казахстан.
4. В Правилах, наряду с терминами и определениями, представленными в Кодексе, используются следующие основные термины и определения:
внешние эксперты - физические и юридические лица, привлеченные центральным исполнительным органом в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы) для проведения экологической экспертизы, имеющие соответствующую лицензию на выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды;
экспертные органы - органы государственной экологической экспертизы Министерства, его территориальных органов и местных исполнительных органов.
5. Государственная экологическая экспертиза - вид экспертной деятельности уполномоченного органа Республики Казахстан в области охраны окружающей среды - центрального исполнительного органа в области охраны окружающей среды - Министерства, его территориальных органов и местных исполнительных органов в пределах их компетенции, целью которой является реализация требований экологического законодательства Республики Казахстан, обеспечение условий рационального природопользования в процессе принятия решений о социально-экономическом развитии Республики, ее отдельных регионов, отраслей народного хозяйства, деятельности отдельных предприятий.
Государственная экологическая экспертиза устанавливает соответствие намечаемой и осуществляемой хозяйственной и иной деятельности нормативам качества окружающей среды и экологическим требованиям, а также определяет допустимость реализации объекта государственной экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных последствий.
6. Целями государственной экологической экспертизы является:
1) определение и ограничение возможных негативных последствий реализации планируемой и осуществляемой управленческой, хозяйственной, инвестиционной нормотворческой и иной деятельности на окружающую среду и здоровье населения;
2) соблюдение баланса интересов экономического развития и охраны окружающей среды, а также предотвращение ущерба третьим сторонам в процессе природопользования.
7. Государственная экологическая экспертиза носит обязательный характер и должна предшествовать принятию правовых, хозяйственных и управленческих решений в части природопользования и воздействия на окружающую среду и здоровье населения. Без положительного заключения государственной экологической экспертизы финансирование и реализация проектов запрещается.
8. Задачами государственной экологической экспертизы являются:
1) определение экологической обоснованности намечаемых решений, реализация которых может повлиять на состояние окружающей среды и природных ресурсов;
2) определение полноты и правильности оценки воздействия планируемой и осуществляемой управленческой, хозяйственной, инвестиционной и иной деятельности на окружающую среду и здоровье населения, включая анализ возможных социальных, экономических и экологических последствий и определение уровня экологического риска;
3) оценка эффективности, полноты и достаточности, предлагаемых в объектах экспертизы мер по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, охране здоровья населения;
4) подготовка заключений государственной экологической экспертизы, своевременная передача их государственным и иным организациям, принимающим решение о реализации объекта экспертизы и представление необходимой информации заинтересованным органам и населению;
5) проверка соблюдения в экспертируемой документации экологических требований, содержащихся в законах Республики Казахстан, стандартах, нормах и правилах, действующих на территории Республики Казахстан.
9. Принципами государственной экологической экспертизы являются:
1) обязательность проведения государственной экологической экспертизы;
2) взаимодействие с контролирующими и надзорными государственными органами;
3) объективность и научная обоснованность выводов государственной экологической экспертизы;
4) независимость экспертных органов и экспертов при осуществлении ими своих полномочий;
5) гласность;
6) комплексность государственной экологической экспертизы и разнообразия ее видов;
7) приоритетность экологических и медико-биологических интересов.
10. Государственную экологическую экспертизу осуществляют:
1) Министерство - в части организации и проведения государственной экологической экспертизы объектов I категории (виды деятельности, относящиеся к 1 и 2 классам опасности согласно санитарной классификации производственных объектов);
2) территориальные органы Министерства - в части организации и проведения государственной экологической экспертизы объектов II и III категорий (виды деятельности, относящиеся к 3 и 4 классам опасности согласно санитарной классификации производственных объектов);
3) местные исполнительные органы - в части организации и проведения государственной экологической экспертизы объектов IV категории (виды деятельности, относящиеся к 5 классу опасности согласно санитарной классификации производственных объектов).
11. Обязательной государственной экологической экспертизе подлежат следующие объекты:
1) проекты планируемой хозяйственной и иной деятельности с сопровождающими их материалами оценки воздействия на окружающую среду (далее - ОВОС);
2) все виды предплановой и предпроектной документации, касающиеся вопросов природопользования, проекты прогнозов, экологических и иных программ, концепции основных направлений деятельности государственных органов и организаций, государственные инвестиционные программы, договоры, контракты, в том числе касающиеся изменения форм собственности и приватизации;
3) проекты реконструкции с материалами ОВОС для существующих объектов;
4) проекты нормативов эмиссий в окружающую среду;
5) проекты нормативных правовых актов Республики Казахстан, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду;
6) технико-экономические обоснования (расчеты) и проекты на размещение, строительство, реконструкцию, развитие, техническое перевооружение, перепрофилирование, ликвидацию предприятий, объектов и комплексов, зданий и сооружений, биологические обоснования на добычу и использование ресурсов животного и растительного мира;
7) проекты схем организации территорий;
8) проекты генеральных планов застройки (развития) городов и территорий, в том числе территорий специальных экономических зон и территорий с особым режимом ведения хозяйственной деятельности;
9) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий, зоны экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации, а также программы реабилитации этих территорий;
10) проекты хозяйственной и иной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую среду сопредельных государств или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов, или которая затрагивает интересы сопредельных государств, определенные международными договорами;
11) документация, обосновывающая экологические требования к новой технике, технологиям, материалам и веществам, в том числе закупаемым за рубежом;
12) документация, обосновывающая выдачу разрешений (лицензий) на использование и (или) изъятие природных ресурсов;
13) проекты нормативных правовых актов, разрабатываемые центральными государственными органами;
14) проекты нормативных правовых актов органов местного государственного управления;
15) проекты региональных планов и программ, проекты генеральных планов застройки территорий областного и районного значения.
12. Материалы, представляемые на государственную экологическую экспертизу, должны отражать полный состав проекта, согласно действующим нормативам и содержать:
1) комплексную эколого-социальную и экономическую оценку воздействия последствий планируемой деятельности, включая:
сводную пояснительную записку;
проект с характеристиками объекта экспертизы, технологий и технологических процессов намечаемого производства, оказывающих воздействие на состояние окружающей среды. Содержание проектных материалов архитектурно-градостроительного, планировочного, прогнозного характера, экологические и иные программы, природоохранные схемы и другая предплановая и предпроектная документация должны давать полную картину намечаемой хозяйственной, производственной, научной и иной деятельности с обоснованием необходимости и целесообразности ее развития, влияния на окружающую среду;
материалы ОВОС, оформленные в виде документа, уровень разработки которого соответствует стадиям проектирования;
2) заявление об экологических последствиях планируемой деятельности;
3) результаты учета общественного мнения;
4) документы согласования реализации планируемой деятельности для объектов, которые оказывают или могут оказать отрицательное воздействие на окружающую среду, со следующими юридическими и физическими лицами:
землепользователи, собственники земельных участков;
государственные органы санитарно-эпидемиологической службы;
бассейновое управление водного хозяйства (при размещении объектов или осуществлении деятельности на водоохраной территории);
органы по управлению земельными ресурсами;
органы изучения и использования недр (на участках возможного размещения полезных ископаемых), а также при использовании подземных вод и наличии источников их возможного загрязнения);
лесохозяйственное объединение (для объектов, расположенных на землях лесного фонда);
в области охраны рыбных ресурсов (для предприятий, проводящих различные виды деятельности в рыбохозяйственных водоемах).
Необходимость согласования с указанными организациями устанавливается экспертным органом в зависимости от объектов окружающей среды, попадающих в зону воздействия намечаемой деятельности.
13. В материалах, представляемых на рассмотрение в экспертные органы, должны быть отражены, в зависимости от характеристики намечаемой деятельности, решения по:
1) внедрению эффективных материалов, энергосберегающих, мало- и безотходных технологических процессов;
2) рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, комплексной переработке и утилизации отходов производства и потребления;
3) обеспечению эффективной очистки сточных вод, использование их для технических нужд, приоритетные направления очистки, такие как отказ от сброса неочищенных вод в природные водотоки и водоемы, на рельеф местности;
4) действенности и гарантированности обосновывающих мер, касающихся охраны атмосферного воздуха от загрязнения;
5) сохранности и восстановлению почвенного, растительного покрова и животного мира, соблюдению статуса объектов природно-заповедного фонда;
6) обеспечению защиты населения и окружающей среды от вредного воздействия антропогенных физических, химических и биологических факторов.
14. ОВОС проводится на всех стадиях проектирования. Материалы ОВОС и проектные разработки намечаемой или реализуемой деятельности представляются заказчиком (инициатором) государственной экологической экспертизы и должны включать следующие сведения:
1) характеристику состояния окружающей природной среды места осуществления планируемой деятельности;
2) определение видов и уровней воздействия планируемой деятельности на окружающую среду и здоровье населения в нормальных условиях и при аварийных ситуациях и их социально-экономических последствий;
3) прогноз возможных изменений состояния окружающей среды в случае осуществления намечаемой деятельности и качественного состояния компонентов природной среды;
4) мероприятия по обеспечению охраны окружающей среды в процессе осуществления планируемой деятельности;
5) перспективы социально-экономического развития региона;
6) меры по снижению уровня экологического риска и предупреждению аварийных ситуаций;
7) возможные альтернативные варианты достижения целей планируемой деятельности, включая отказ от планируемой деятельности;
8) иные требования, согласно действующему экологическому законодательству Республики Казахстан.
15. На основании результатов выполненной ОВОС заказчиком (инициатором) подготавливается и представляется в составе экспертируемых материалов заявление об экологических последствиях планируемой или осуществляемой хозяйственной деятельности, которое является основанием для подготовки решения о ее реализации.
16. К документации, передаваемой на государственную экологическую экспертизу, также прилагаются копии:
1) в случае проведения отраслевых экспертиз - соответствующих заключений;
2) в случае представления на повторную государственную экологическую экспертизу данного проекта - ранее выданных заключений государственной экологической экспертизы;
3) в случае рассмотрения проектной документации в Министерстве - предложений и замечаний к заключению государственной экологической экспертизы от территориального органа, на территории которого планируется хозяйственная деятельность.
17. Документация по созданию и внедрению новой техники, технологии, материалов и веществ должна содержать:
1) техническое задание на разработку;
2) проект технических условий или проект стандарта (изменений стандарта на разрабатываемую продукцию);
3) проект инструкции по эксплуатации;
4) материалы (протоколы, справки, отчеты) о проведенных предварительных испытаниях (исследованиях), включая ОВОС;
5) для новых материалов и веществ - токсикологическое заключение органов Министерства здравоохранения Республики Казахстан;
6) характеристику новой техники, технологии, материалов и веществ по сравнению с уже существующими аналогами, описание технологического процесса.
18. Материалы на размещение объектов хозяйственной деятельности и выбор земельных участков формируются в соответствии с требованиями земельного законодательства Республики Казахстан и должны содержать следующие материалы:
1) заявление о согласовании на выделение земельного участка с указанием цели использования земельного участка, его размеров, местоположения (с приложением копии картографического материала);
2) акт выбора земельного участка под строительство объекта (или технико-экономическое обоснование вариантов его строительства), содержащий обзор состояния окружающей среды (первую стадию ОВОС);
3) материалы технико-экономического обоснования строительства объекта, привязанного к выбранной площадке, содержащие предварительную ОВОС (ПредОВОС).
19. Экспертный орган вправе запросить дополнительные материалы, которые необходимы для проведения государственной экологической экспертизы, касающиеся конкретной территории и зоны воздействия намечаемой хозяйственной деятельности.
20. Государственная экологическая экспертиза проводится путем рассмотрения, анализа и оценки объектов экологической экспертизы:
1) штатными сотрудниками экспертных органов;
2) экспертными комиссиями, создаваемыми руководителями экспертных органов с привлечением внешних экспертов;
3) межотраслевыми экспертными комиссиями, состоящими из представителей Министерства, заинтересованных государственных органов, учреждений и организаций, в том числе из зарубежных стран - в части организации и проведения государственной экологической экспертизы сложных по воздействиям на окружающую среду объектов.
21. Внешние эксперты организуют рассмотрение представленной документации и представляют предложения и замечания в виде заключения в экспертные органы.
Заключение внешних экспертов носит рекомендательный характер.
22. Процедура государственной экологической экспертизы состоит из последовательных стадий, в ходе которых экспертные органы проводят рассмотрение материалов и оценку объекта экспертизы и формируют обоснованное и объективное экспертное заключение и включает в себя:
1) регистрацию заявления (письма) о проведении государственной экологической экспертизы в отделах документационного обеспечения Министерства, его территориальных органов и местных исполнительных органов;
2) предварительную экспертизу (далее - предэкспертиза), заключающуюся в проверке наличия и полноты, переданных на экспертизу материалов, реквизитов, включая ОВОС намечаемой хозяйственной деятельности, и установлении их соответствия действующему законодательству Республики Казахстан и нормативным требованиям;
3) основную стадию экспертизы, предусматривающую определение необходимого уровня экспертизы, оценку и аналитическую обработку материалов, выявление степени экологической опасности намечаемой либо осуществляемой деятельности, достаточности и достоверности обоснований реализации объектов экспертизы;
4) заключительную стадию экспертизы, включающую обобщение отдельных экспертных оценок и результатов государственной экологической экспертизы, подготовку экспертного заключения с выводами о согласовании материалов или их отклонении.
23. Документация, не соответствующая требованиям стадии предэкспертизы, от дальнейшего рассмотрения отклоняется и возвращается заявителю с уведомлением о причинах отклонения.
24. Экспертные органы вправе отклонить заявку на проведение государственной экологической экспертизы объекта в следующих случаях:
непредставления заказчиком всех необходимых документов;
если представленные материалы ОВОС или заявление об экологических последствиях не отвечает установленным требованиям или содержат ошибочные данные, без которых принятие объективного решения не представляется возможным.
25. Проведение государственной экологической экспертизы в зависимости от сложности рассматриваемых материалов, определяемым руководителем экспертного органа, осуществляется на следующих трех уровнях:
1) первый уровень - экспертиза материалов, осуществляемая отдельными экспертами из числа специалистов экспертного органа;
2) второй уровень - экспертиза материалов, осуществляемая специалистами экспертного органа с привлечением внешних экспертов для экспертизы и анализа специальных вопросов;
3) третий уровень - экспертиза материалов по наиболее сложным объектам, осуществляемая межотраслевыми экспертными комиссиями, состоящими из представителей Министерства, заинтересованных государственных органов, учреждений и организаций, в том числе из зарубежных стран.
26. Рассмотрение проектных материалов, осуществляемое экспертными органами Министерства, проводится с учетом замечаний и предложений к проекту заключения государственной экологической экспертизы, или участия специалистов его территориальных органов (по месту расположения объекта), и реализуется следующим образом:
1) оцениваются и анализируются проектные материалы в части необходимости, целесообразности и возможности реализации намечаемой хозяйственной деятельности, а также оценки проблемы в целом, с выработкой предложений по согласованию;
2) формируются предложения или замечания и представляются в письменной форме;
3) представители территориальных органов в случае необходимости участвуют в проведении процесса государственной экологической экспертизы с представлением предварительного анализа ситуации. В данном случае срок рассмотрения материалов территориальными органами с выдачей замечаний и предложений должен составлять две недели.
27. Выводы заключений отраслевых экспертиз, осуществляемых иными государственными органами, используются государственной экологической экспертизой в качестве обосновывающих материалов; выводы заключений общественной экологической экспертизы - в качестве имеющих рекомендательный характер.
28. Результатом осуществления государственной экологической экспертизы является экспертное заключение по форме, установленной Приказом Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 17 апреля 2007 года N 114-п "Об утверждении формы заключения государственной экологической экспертизы". Заключение завершается одним из следующих выводов:
1) "не согласовывается";
2) "согласовывается";
3) "согласовывается при условии доработки по замечаниям данного экспертного заключения".
29. При заключении с выводом "не согласовывается" инициатор экспертизы дорабатывает материалы по замечаниям государственной экологической экспертизы и представляет их на повторную государственную экологическую экспертизу либо отказывается от намечаемой деятельности.
30. Заключение с выводом "согласовывается при условии доработки по замечаниям данного экспертного заключения" принимается по позициям проекта, не влияющим на состояние окружающей среды при его реализации и не затрагивающим параметров, необходимых для выдачи экологического разрешения.
В этом случае эксперт - ответственный исполнитель экспертизы проекта представляет копию заключения органам государственного контроля Министерства для обеспечения контроля выполнения условий заключения.
31. Заключение государственной экологической экспертизы подписывается руководителями экспертных органов: Главными государственными экологическими экспертами Республики Казахстан, области (города республиканского значения, столицы), руководителями экспертных подразделений местного исполнительного органа (города республиканского значения, столицы) в пределах его компетенции на бланке установленного образца.
32. Результаты государственной экологической экспертизы особо сложных по воздействию на окружающую среду объектов, рассматриваются на Экспертных советах государственной экологической экспертизы в соответствии с их положениями, утверждаемыми в установленном порядке.
33. Срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать трех месяцев с момента передачи экспертным органам, всей необходимой документации, прошедшей предварительную экспертизу.
34. Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается с момента передачи экспертным органам всей необходимой документации, прошедшей стадию предэкспертизы, срок которой не должен превышать двух недель.
35. Положительное заключение государственной экологической экспертизы к проектной документации действует в течение пяти лет со дня его выдачи.
36. Объекты государственной экологической экспертизы, не реализованные в течение указанного срока, подлежат повторной государственной экологической экспертизе.