В целях совершенствования нормативных правовых актов, регулирующих деятельность накопительных пенсионных фондов, Правление Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее - Агентство) ПОСТАНОВЛЯЕТ :
1) открытая валютная позиция - превышение требований (обязательств) накопительного пенсионного фонда в валюте отдельного иностранного государства (группы иностранных государств) над обязательствами (требованиями) накопительного пенсионного фонда в той же иностранной валюте;
2) диверсификация - размещение активов накопительного пенсионного фонда в различные финансовые инструменты, разрешенные законодательством Республики Казахстан, с целью снижения риска уменьшения их стоимости;
3) ценовой риск - риск возникновения расходов (убытков) вследствие изменения стоимости финансовых инструментов, возникающий в случае изменения условий финансовых рынков, влияющих на рыночную стоимость финансовых инструментов;
4) бэк-офис - подразделение накопительного пенсионного фонда, основной функцией которого является исполнение сделок с финансовыми инструментами, регистрация совершенных операций во вспомогательном учете на основании первичных документов, полученных от фронт-офиса, учет финансовых инструментов и денег накопительного пенсионного фонда;
5) бэк-тестинг - методы проверки эффективности процедур измерения рисков с использованием исторических данных по накопительному пенсионному фонду и сравнением рассчитанных результатов с текущими (фактическими) результатами от совершения указанных операций;
6) валютный риск - риск возникновения расходов (убытков), связанный с изменением курсов иностранных валют при осуществлении накопительным пенсионным фондом своей деятельности. Опасность расходов (убытков) возникает из-за переоценки позиций по валютам в стоимостном выражении;
7) гэп - методы измерения процентного риска и риска потери ликвидности на основе сравнения объема активов и обязательств накопительного пенсионного фонда, подверженных изменениям ставок вознаграждения или подлежащих погашению в течение определенных сроков;
8) страновой (трансфертный) риск - риск возникновения расходов (убытков) вследствие неплатежеспособности или нежелания иностранного государства или резидента иностранного государства отвечать по обязательствам по причинам, не связанным с финансовыми рисками;
9) валютная нетто-позиция накопительного пенсионного фонда - разница между совокупной суммой длинных позиций накопительного пенсионного фонда по всем иностранным валютам и совокупной суммой коротких позиций по всем иностранным валютам;
10) инвестиционная декларация - документ, определяющий перечень объектов инвестирования, цели, стратегии, условия и ограничения инвестиционной деятельности в отношении пенсионных активов, условия хеджирования и диверсификации, утвержденный советом директоров накопительного пенсионного фонда, чьи активы находятся в инвестиционном управлении, и опубликованный в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан тиражом не менее пятнадцати тысяч экземпляров;
11) кредитный риск - риск возникновения расходов (убытков) вследствие неуплаты эмитентом основного долга и вознаграждения, причитающегося инвестору в установленный условиями выпуска ценной бумаги срок.
Кредитный риск включает также риск потерь, возникающих в связи с невыполнением партнером обязательств по свопам, опционам и в период урегулирования расчетов по ценным бумагам;
12) короткая валютная позиция - открытая валютная позиция в валюте отдельного иностранного государства (группы иностранных государств), обязательства (совокупная сумма обязательств и условных обязательств) в которой превышают требования (совокупную сумму активов и условных требований) накопительного пенсионного фонда в этой же иностранной валюте;
13) операционный риск - риск возникновения расходов (убытков) вследствие нарушения (несоблюдения) накопительным пенсионным фондом требований к организации внутреннего контроля. Операционный риск также включает риски, связанные с возникновением существенных сбоев в операционных (компьютерных) системах, превышения установленных лимитов, мошенничества при совершении операций с ценными бумагами или в ходе работы бэк-офиса, ошибками операторов;
14) риск потери ликвидности - риск, связанный с возможным невыполнением либо несвоевременным выполнением накопительным пенсионным фондом своих обязательств. Риск потери ликвидности ценных бумаг как активов определяется их способностью быть проданными быстро, с низкими издержками и по приемлемым ценам;
15) процентный риск - риск возникновения расходов (убытков) вследствие неблагоприятного изменения ставок вознаграждения, включающий:
риск возникновения расходов (убытков) из-за несоответствия сроков возврата и погашения размещенных активов и привлеченных обязательств (при фиксированных ставках вознаграждения);
базисный риск, связанный с применением различных методов начисления и корректировки получаемого и уплачиваемого вознаграждения по ряду инструментов, которые при прочих равных условиях имеют сходные ценовые характеристики;
16) рыночный риск - риск возникновения расходов (убытков), связанных с неблагоприятными движениями финансовых рынков. Рыночный риск имеет макроэкономическую природу, то есть источниками рыночных рисков являются макроэкономические показатели финансовой системы;
17) стресс-тестинг - методы измерения потенциального влияния на финансовое положение накопительного пенсионного фонда исключительных, но возможных событий, которые могут оказать влияние на деятельность накопительного пенсионного фонда;
18) система управления рисками - процесс, включающий четыре основных элемента: оценка риска, измерение риска, контроль риска и мониторинг риска;
19) уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий регулирование и надзор финансового рынка и финансовых организаций;
20) длинная валютная позиция - открытая валютная позиция в валюте отдельного иностранного государства (группы иностранных государств), требования (совокупная сумма активов и условных требований) в которой превышают обязательства (совокупную сумму обязательств и условных обязательств) накопительного пенсионного фонда в этой же иностранной валюте;
21) фронт-офис - подразделение накопительного пенсионного фонда, осуществляющее работу с вкладчиками и получателями;
22) "stop-loss" - политика установления лимитов, предельно допустимый уровень потерь по операциям с финансовыми инструментами.
2. Действие настоящего постановления распространяется на накопительные пенсионные фонды, имеющие лицензии на осуществление деятельности по привлечению пенсионных взносов и осуществлению пенсионных выплат.
3. Система управления рисками для накопительных пенсионных фондов предусматривает соблюдение требований к:
1) организации системы управления рисками в соответствии с
приложением 1
к настоящему постановлению;
2) практике проведения операций с финансовыми инструментами в соответствии с
приложением 2
к настоящему постановлению;
3) функционированию информационных систем и систем управленческой информации в соответствии с
приложением 3
к настоящему постановлению.
4. На накопительные пенсионные фонды, не осуществляющие самостоятельно операций с финансовыми инструментами, не распространяются следующие требования к наличию систем управления рисками, определенные:
строками 9, 11, абзацем первым столбца "Критерии требования" строки 12, абзацем шестым столбца "Критерии требования" строки 16, строками 17, 18, абзацем вторым столбца "Критерии требования" строки 20, строкой 22 приложения 1 к настоящим Правилам;
приложением 2 к настоящим Правилам;
абзацем третьим столбца "Критерии требования" строки 1, строкой 2 приложения 3 к настоящим Правилам;
строками 21, 28, 35-38, 42, 45, 51-66, 67, 69
приложения 4
к настоящим Правилам;
строками 4, 5, 6, 9, 10, 12-25
приложения 5
к настоящим Правилам.
5. Базовые критерии требований, обязательные для выполнения накопительными пенсионными фондами, определены в приложении 4 к настоящему постановлению.
6. Дополнительные критерии требований, обязательные для выполнения накопительными пенсионными фондами, определены в приложении 5 к настоящему постановлению.
7. Накопительный пенсионный фонд ежегодно, не позднее 1 июля года, следующего за отчетным, представляет в уполномоченный орган подготовленный им отчет по оценке выполнения требований, указанных в приложениях 1-3 к настоящему постановлению.
Данный отчет содержит:
1) полный перечень требований и критериев требований к наличию систем управления рисками;
2) оценку соответствия (несоответствия) накопительного пенсионного фонда каждому требованию и критерию требования к наличию систем управления рисками, в том числе подробно определяющую соответствие накопительного пенсионного фонда указанным требованиям;
3) недостатки в системе управления рисками накопительного пенсионного фонда, в том числе по требованиям и критериям требований к наличию систем управления рисками;
4) необходимые мероприятия по устранению недостатков в системе управления рисками.
8. Накопительным пенсионным фондам, имеющим лицензии на осуществление деятельности по привлечению пенсионных взносов и осуществлению пенсионных выплат, в срок до 1 января 2008 года обеспечить выполнение дополнительных критериев требований, определенных в приложении 5 к настоящему постановлению.
9. Настоящее постановление вводится в действие со дня введения в действие Закона Республики Казахстан от 11 января 2007 года "О лицензировании".
10. Департаменту стратегии и анализа (Бубеев М.С):
1) совместно с Юридическим департаментом (Байсынов М.Б.) принять меры к государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан настоящего постановления;
2) в десятидневный срок со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан довести настоящее постановление до сведения заинтересованных подразделений Агентства, накопительных пенсионных фондов и Объединения юридических лиц "Ассоциация финансистов Казахстана".
11. Отделу международных отношений и связей с общественностью Агентства принять меры к публикации настоящего постановления в средствах массовой информации Республики Казахстан.
12. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Узбекова Г.Н.
Председатель
Приложение 1
к постановлению Правления
Агентства Республики Казахстан
по регулированию и надзору
финансового рынка и
финансовых организаций
от 30 апреля 2007 года N 133
Требования к организации системы управления рисками
N |
Наименование требования |
Критерии требования |
1. |
Советом директоров
|
В корпоративной стратегии
|
2. |
Совет директоров
|
Совет директоров утверждает
|
3. |
Совет директоров
|
Документами по внутреннему аудиту
|
4. |
Совет директоров проводит
|
Служба внутреннего аудита
|
5. |
Совет директоров
|
Совет директоров анализирует
|
6. |
Совет директоров
|
Составление годовых бюджетов
|
7. |
Совет директоров
|
Совет директоров ежемесячно
|
8. |
Правление формирует
|
Внутренние документы по вопросам
|
9. |
Правление идентифицирует и
|
Подразделение накопительного
|
10. |
Правление осуществляет
|
Правление контролирует соблюдение
|
11. |
Накопительный пенсионный
|
Правление применяет политику
|
12. |
Организационная и
|
Политика управления рисками
|
13. |
Накопительный пенсионный
|
Форматы информации о текущем
|
14. |
Внутренней политикой
|
Функциональные обязанности
|
15. |
Совет директоров утвердил
|
Политики накопительного
|
16. |
Служба внутреннего аудита
|
Политика накопительного
|
17. |
Правление и руководители
|
Внутренними политиками
|
18. |
Правление проводит
|
Правление обеспечивает
|
19. |
Правление контролирует
|
Служба внутреннего аудита по
|
20. |
Правление представляет
|
Советом директоров утверждены
|
21. |
Правление регулярно
|
Политики накопительного
|
22. |
Подразделение по управлению
|
Подразделение по управлению
|
Приложение 2
к постановлению Правления
Агентства Республики Казахстан
по регулированию и надзору
финансового рынка и
финансовых организаций
от 30 апреля 2007 года N 133
Требования к проведению операций с финансовыми инструментами
N |
Наименование требования |
Критерии требования |
1. |
Совет директоров утвердил
|
Внутренние политики управления
|
2. |
Совет директоров утвердил
|
Система двойного контроля
|
3. |
Накопительный пенсионный
|
Накопительный пенсионный фонд
|
4. |
Накопительный пенсионный
|
Накопительный пенсионный фонд
|
5. |
Накопительный пенсионный
|
Накопительный пенсионный фонд
|
6. |
Совет директоров
|
Советом директоров периодически
|
7. |
Правление утвердило
|
Правление устанавливает лимиты
|
8. |
Совет директоров утвердил
|
Подразделение по управлению
|
9. |
Подразделение по
|
Правление утверждает процедуры
|
10. |
Правление утвердило
|
Процедуры структурирования
|
11. |
Совет директоров
|
Правление определило оперативные
|
12. |
Совет директоров утвердил
|
Подразделение по управлению рисками
|
13. |
Советом директоров
|
Подразделение по управлению
|
Приложение 3
к постановлению Правления
Агентства Республики Казахстан
по регулированию и надзору
финансового рынка и
финансовых организаций
от 30 апреля 2007 года N 133
Требования
к обеспечению операционной деятельности накопительных пенсионных
фондов, функционирования информационных систем и систем
управленческой информации
N |
Наименование требования |
Критерии требования |
1. |
Правление утвердило
|
Внутренние процедуры регламентируют:
|
2. |
Правление установило
|
Служба внутреннего аудита не менее
|
3. |
Правление утверждает
|
Служба внутреннего аудита проверяет
|
4. |
Накопительный пенсионный
|
Накопительный пенсионный фонд
|
5. |
Правление накопительного
|
Лица накопительного пенсионного
|
6. |
Правление утвердило
|
Подразделение информационного
|
7. |
Правлением утверждены
|
Процедуры предусматривают
|
8. |
Правление утвердило
|
Процедуры форс-мажорных
|
9. |
Правление утвердило
|
Политика внутреннего контроля за
|
10. |
Подразделение
|
Подразделением информационного
|
11. |
Правление утвердило
|
Процедуры предусматривают:
|
12. |
Правлением утверждены
|
Подразделение информационного
|
13. |
Правлением утверждены
|
Подразделение информационного
|
Приложение 4
к постановлению Правления
Агентства Республики Казахстан
по регулированию и надзору
финансового рынка и
финансовых организаций
от 30 апреля 2007 года N 133
Базовые критерии требований, обязательные для выполнения
накопительными пенсионными фондами
Организация системы управления рисками |
|
1. |
Советом директоров утверждена инвестиционная декларация. |
2. |
Совет директоров утверждает внутренние документы,
|
3. |
Документами по внутреннему аудиту предусматриваются оптимальные
|
4. |
Полномочия службы внутреннего аудита предусматривают подготовку
|
5. |
Служба внутреннего аудита осуществляет мониторинг проводимых и
|
6. |
Служба внутреннего аудита проводит оценку возможности появления
|
7. |
Правление анализирует аудиторский отчет службы внутреннего
|
8. |
Внутренними документами установлено подразделение накопительного
|
9. |
Правление проводит улучшение системы учета и отчетности
|
10. |
Служба внутреннего аудита осуществляет контроль за соблюдением
|
11. |
Совет директоров по мере необходимости получает необходимую
|
12. |
Совет директоров анализирует аудиторские отчеты внешних
|
13. |
Совет директоров анализирует деятельность правления на предмет
|
14. |
Совет директоров проводит контроль с выяснением причин
|
15. |
Совет директоров анализирует возможные конфликты интересов в
|
16. |
Совет директоров в пределах своих полномочий может применить
|
17. |
Составление годовых бюджетов и стратегических планов проводится
|
18. |
Правление представляет совету директоров и акционерам
|
19. |
Совет директоров ежемесячно получает для анализа следующие
|
20. |
Внутренние документы по вопросам организационно-функциональной
|
21. |
Политика управления рисками предусматривает положения,
|
22. |
Служба внутреннего аудита проводит проверки руководящих
|
23. |
Политики по управлению рисками и внутреннему контролю определяют
|
24. |
Перечень управленческой информации, представляемой совету
|
25. |
Функциональные обязанности персонала подразделения
|
26. |
Политики накопительного пенсионного фонда по работе с
|
27. |
Политика накопительного пенсионного фонда по внутреннему аудиту
|
28. |
Служба внутреннего аудита в соответствии с политиками аудита
|
29. |
Служба внутреннего аудита в соответствии с политиками аудита
|
30. |
Персонал службы внутреннего аудита соответствует
|
31. |
Внутренними политиками накопительного пенсионного фонда
|
32. |
Политикой накопительного пенсионного фонда по внутреннему аудиту
|
33. |
Служба внутреннего аудита совместно с внешним аудитором
|
34. |
Служба внутреннего аудита осуществляет мониторинг проводимых и
|
35. |
Внутренними политиками устанавливается подразделение
|
36. |
Внутренними политиками предусматриваются полномочия
|
37. |
Правление обеспечивает соответствие собственного капитала
|
38. |
Правлением в пределах совокупных лимитов рисков, установленных
|
39. |
Служба внутреннего аудита по результатам проводимых проверок
|
40. |
Служба внутреннего аудита проводит оценку возможности появления
|
41. |
Совет директоров утверждены формы и сроки представления
|
42. |
Совет директоров на регулярной основе анализирует инвестиционные
|
43. |
Совет директоров анализирует заключения внешних аудиторов по
|
44. |
Политики накопительного пенсионного фонда по учету и отчетности
|
45. |
Подразделение по управлению рисками:
|
46. |
Квалификационные требования к персоналу подразделения по
|
47. |
Подразделение накопительного пенсионного фонда по управлению
|
48. |
Подразделение по управлению рисками проводит анализ:
|
49. |
Подразделение по управлению рисками прогнозирует воздействие на
|
50. |
Подразделение по управлению рисками организует проведение
|
Проведение операций с финансовыми инструментами |
|
51. |
Система двойного контроля предусматривает:
|
52. |
Накопительный пенсионный фонд располагает системой по сбору
|
53. |
Служба внутреннего аудита и внешние аудиторы проверяют точность
|
54. |
Подразделение по управлению рисками осуществляет мониторинг
|
55. |
Советом директоров периодически определяется совокупный лимит. |
56. |
Подразделение накопительного пенсионного фонда, осуществляющее
|
57. |
Совет директоров устанавливает процедуры определения лимитов по
|
58. |
Правление устанавливает лимиты позиций по принятым в
|
59. |
Подразделение по управлению рисками использует ежедневную
|
60. |
Правление утверждает процедуры ежедневного мониторинга
|
61. |
Результаты мониторинга вместе с отчетом о доходах/расходах по
|
62. |
Подразделение по управлению рисками осуществляет мониторинг
|
63. |
Процедуры структурирования предусматривают:
|
64. |
Правление определило оперативные процедуры по недопущению
|
65. |
Накопительный пенсионный фонд проводит анализ изменения
|
66. |
Накопительный пенсионный фонд осуществляет контроль ликвидности
|
67. |
Подразделение по управлению рисками регулярно проводит
|
Требования к обеспечению операционной деятельности
|
|
68. |
Внутренние процедуры регламентируют:
|
69. |
Служба внутреннего аудита не менее чем раз в полгода проводит
|
70. |
Служба внутреннего аудита проверяет операции накопительного
|
71. |
Накопительный пенсионный фонд располагает правилами и
|
72. |
Лица накопительного пенсионного фонда, осуществляющие контроль
|
73. |
Проверки проводятся службой внутреннего аудита в соответствии с
|
74. |
Служба внутреннего аудита регулярно по результатам проведенных
|
75. |
Подразделение информационного обеспечения располагает системой
|
76. |
Правление утверждает процедуры и устанавливает ответственность
|
77. |
Процедуры предусматривают обязательное наличие:
|
78. |
Накопительный пенсионный фонд регулярно формирует резервные
|
79. |
Процедуры форс-мажорных обстоятельств предусматривают правила и
|
80. |
Политика внутреннего контроля за обеспечением целостности данных
|
81. |
Подразделением информационного обеспечения заполняются листы
|
82. |
Подразделение информационного обеспечения отслеживает причины
|
83. |
Подразделение информационного обеспечения регулярно анализирует
|
84. |
Процедуры предусматривают:
|
85. |
Подразделение информационного обеспечения, не менее чем раз в
|
86. |
Подразделение информационного обеспечения раз в квартал
|
87. |
Подразделение информационного обеспечения осуществляет
|
88. |
Накопительный пенсионный фонд располагает системой, позволяющей
|
Приложение 5
к постановлению Правления
Агентства Республики Казахстан
по регулированию и надзору
финансового рынка и
финансовых организаций
от 30 апреля 2007 года N 133
Дополнительные критерии требований, обязательные для
выполнения накопительными пенсионными фондами
Организация системы управления рисками |
|
1. |
В корпоративной стратегии накопительного пенсионного фонда
|
2. |
Долгосрочная стратегия накопительного пенсионного фонда
|
3. |
Совет директоров контролирует и анализирует результаты
|
4. |
Подразделение накопительного пенсионного фонда,
|
5. |
Подразделение накопительного пенсионного фонда,
|
6. |
В части совокупных лимитов, утвержденных советом
|
7. |
Правление контролирует соблюдение совокупных лимитов по
|
8. |
Правление контролирует соблюдение подразделениями
|
9. |
Правление применяет политику распределения рисков по видам
|
10. |
Накопительный пенсионный фонд располагает
|
11. |
Форматы информации о текущем финансовом состоянии
|
12. |
Подразделения проводят оценку (начисление) ожидаемых
|
Проведение операций с финансовыми инструментами |
|
13. |
Внутренние политики управления сделками регламентируют:
|
14. |
Накопительный пенсионный фонд отслеживает доходы/расходы и
|
15. |
Накопительный пенсионный фонд проводит тест на обесценение
|
16. |
Накопительный пенсионный фонд регулярно в течение каждого
|
17. |
Советом директоров накопительного пенсионного фонда
|
18. |
Накопительный пенсионный фонд проводит оценку стоимости
|
19. |
Накопительный пенсионный фонд использует результаты оценки
|
20. |
Правление устанавливает диапазон лимитов "stop-loss" для
|
21. |
Служба внутреннего аудита проверяет правильность
|
22. |
Подразделение по управлению рисками проводит анализ
|
23. |
Подразделение по управлению рисками не менее чем раз в
|
24. |
Накопительный пенсионный фонд использует процедуры
|
25. |
Совет директоров устанавливает лимиты по открытым валютным
|