О внесении изменений и дополнений в приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан "Об утверждении Инструкции об организации патрульно-постовой службы органов внутренних дел Республики Казахстан по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности" от 5 июля 2002 года N 475

Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 23 августа 2006 года N 419. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 14 сентября 2006 года N 4395

Действующий

 

      В целях повышения эффективности использования нарядов комплексных сил полиции, а также совершенствования нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность патрульно-постовой службы органов внутренних дел,  ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в  приказ  Министра внутренних дел Республики Казахстан "Об утверждении Инструкции об организации патрульно-постовой службы органов внутренних дел Республики Казахстан по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности" от 5 июля 2002 года N 475 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за N 1938, опубликованный в Бюллетене нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных государственных органов Республики Казахстан, 2002 год, N 43-44, ст. 725, с внесенными изменениями и дополнениями  приказом  Министра внутренних дел Республики Казахстан от 2 августа 2004 года N 441), следующие изменения и дополнения:
      пункт 2 изложить в следующей редакции:
      "2. Председателю Комитета внутренних войск, начальникам Департаментов внутренних дел городов Астаны, Алматы, областей и на транспорте, учебных заведений МВД Республики Казахстан:";
      в  Инструкции  об организации патрульно-постовой службы органов внутренних дел Республики Казахстан по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности, утвержденной указанным приказом:
      по всему тексту аббревиатуры "ГУВД", "УВД", "ГУВД-УВД", "УВДТ" заменить аббревиатурами "ДВД", "ДВДТ";
      по всему тексту аббревиатуру "АЧС" заменить аббревиатурой "МЧС";
      в пункте 1 слова "Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, "Об органах внутренних дел Республики Казахстан", Закон Республики Казахстан" заменить словами "Законами Республики Казахстан "Об органах внутренних дел Республики Казахстан,";
      в абзаце втором пункта 5 слова "руководством патрульной полиции ГУВД г.г. Астаны и Алматы и ГУВД-УВД областей (далее - ГУВД-УВД)" заменить словами "руководством управлений общественной безопасности Департаментов внутренних дел городов Астаны, Алматы и областей (далее - ДВД), акимами городов и районов";
      пункт 6 дополнить абзацами пятым и шестым следующего содержания:
      "3) участковых инспекторов полиции;
      4) участковых инспекторов по делам несовершеннолетних.";
      пункт 7 после слова "взвода" дополнить словами ", группы патрульной полиции в передвижных пунктах полиции)";
      подпункт 1-1) пункта 14 после слова "оборудованном" дополнить словами "компьютером, подключенным к интегрированным базам данных";
      пункт 15 дополнить абзацем третьим следующего содержания:
      "В течение смены личному составу предоставляется 1 час для отдыха и приема пищи, но не позднее 5 часов непрерывной службы на посту, маршруте патрулирования. Из общей продолжительности служебного времени перерыв исключается. В необходимых случаях производится подмена нарядов.";
      в пункте 18:
      подпункт 2) после слова "связи" дополнить словами ", бортовыми компьютерами, подключенными к интегрированным базам данных";
      в абзаце восьмом слова "патрульного автотранспорта" заменить словами "личного состава и автотранспорта строевых подразделений комплексных сил полиции";
      в пункте 19:
      подпункт 2) после слова "с общественностью," дополнить словами "негосударственными охранными структурами,";
      дополнить подпунктом 2-1) следующего содержания:
      "2-1) обеспечивают проведение в г. Астане, областных центрах и городах с административным делением, а в г. Алматы по районам ежедневного единого развода комплексных сил полиции, задействованных в обеспечении охраны общественного порядка;";
      в пункте 20:
      подпункт 1) после слова "обеспечивают" дополнить словами "разработку плана использования,";
      подпункт 2) после слов "форменной одежды," дополнить словами "обязательных норм выставления нарядов,";
      подпункт 9) пункта 21 изложить в следующей редакции:
      "9) обеспечивают своевременное проведение служебных проверок по каждому факту совершения преступлений в местах несения службы нарядов.";
      в пункте 22:
      абзацы первый и второй изложить в следующей редакции:
      "22. Начальник отдела, отделения общественной безопасности горрайлиноргана;
      1) принимает непосредственное участие в организации патрульно-постовой службы, работы старших инспекторов (инспекторов) по координации деятельности комплексных сил и средств полиции, инспекторов-навигаторов и операторов видеонаблюдения центров оперативного управления (далее - ЦОУ), а также обучении личного состава строевого подразделения;";
      подпункт 3) после слова "нарядов" дополнить словами "комплексных сил полиции,";
      дополнить подпунктом 8) следующего содержания:
      "8) проводит служебные проверки по каждому факту совершения преступлений в местах несения службы нарядов и представляет заключения служебных проверок на утверждение начальнику горайлиноргана.";
      дополнить пунктом 22-1 следующего содержания:
      "22-1. Старший инспектор по координации деятельности комплексных сил полиции общественной безопасности горрайлиноргана, старший инспектор группы управления силами и средствами полиции ЦОУ ДВД:
      1) непосредственно участвует в организации патрульно-постовой службы, организует работу инспекторов по координации деятельности комплексными силами и средствами полиции, инспекторов-навигаторов и операторов видеонаблюдения ЦОУ;
      2) проверяет несение службы нарядами комплексных сил полиции, правильность ведения служебной документации; устраняет выявленные недостатки и докладывает непосредственному начальнику о фактах использования личного состава и технических средств не по назначению;
      3) осуществляет оперативное руководство всеми нарядами комплексных сил полиции, заносит информацию на рабочую карту (в экранную форму группы управления силами и средствами), обеспечивает дополнительной информацией и координирует их действия;
      4) контролирует своевременное обеспечение нарядов вооружением, снаряжением, специальными и другими техническими средствами, а также служебной документацией;
      5) ведет учет и отчетность по патрульно-постовой службе и результатам деятельности патрульно-постовых нарядов по охране общественного порядка;
      6) подготавливает материалы для проведения служебной проверки по каждому факту совершения преступлений в местах несения службы нарядов и представляет начальнику отдела, отделения общественной безопасности.";
      пункт 23 дополнить подпунктом 13) следующего содержания:
      "13) представляют в течение суток все необходимые материалы сотрудникам, которым поручено проведение служебной проверки по каждому факту совершения преступлений в местах несения службы нарядов.";
      в пункте 24:
      в абзаце первом слово "Дежурный" заменить словами "Оперативный дежурный ЦОУ, дежурный";
      в подпункте 2) после слов "на текущие сутки," дополнить словами "а также бесперебойную работу системы видеонаблюдения, имеющихся автоматизированных банков данных,";
      дополнить подпунктами 2-1) и 4-1) следующего содержания:
      "2-1) отдает распоряжения оперативным дежурным подразделений органов внутренних дел и нарядам, задействованным в плане комплексных сил полиции (далее - КСП), организует работу по своевременному выезду на место совершения преступлений следственно-оперативной группы (далее - СОГ);";
      4-1) осуществляет контроль за достоверным отражением в ежедневных сводках сведений об участии патрульно-постовых нарядов КСП в раскрытии преступлений;";
      дополнить пунктами 24-1 и 24-2 следующего содержания:
      "24-1. Инспектор-навигатор ЦОУ, инспектор по координации деятельности комплексных сил полиции:
      1) должен знать оперативную обстановку на обслуживаемой территории, осуществляет прием и внесение в компьютерную программу представляемую службой общественной безопасности (нанесение на рабочую карту) информацию по расстановке комплексных сил и средств полиции, участвующих в охране общественного порядка;
      2) производит слежение по спутниковой системе перемещение автопатрулей, контролирует скорость их движения, место дислокации в районе патрулируемого участка, осуществляет контроль за использованием личного состава, патрульного автомототранспорта по прямому назначению и запрашивает причину отклонения от маршрута и продолжительности времени стоянки, о чем своевременно докладывает старшему инспектору по КСП;
      3) поддерживает связь с нарядами в период несения службы, принимает от них доклады об изменении обстановки, осуществляет контроль за оперативной обстановкой по системе наблюдения, своевременно направляет наряды и контролирует их прибытие на место совершения правонарушений, передает сведения о вновь совершенных преступлениях, приметах разыскиваемых преступников и похищенного имущества и другую имеющую к ним отношение оперативную информацию, организовывает их розыск;
      4) принимает меры к предупреждению и пресечению преступлений и нарушений правопорядка, задержанию правонарушителей, усилению патрульно-постовой службы в местах осложнения обстановки путем маневрирования нарядами; об изменении в расстановке сил докладывает дежурному или начальнику горрайлиноргана, информирует начальника отдела, отделения общественной безопасности, командиров строевых подразделений полиции, части оперативных назначений (далее - ЧОН) и специальные моторизованные части внутренних войск (далее - СМЧ ВВ);
      5) по запросу нарядов обеспечивает проверку по учетам базы данных задержанных лиц, автотранспорта и предметов.
      24-2. Оператор видеонаблюдения ЦОУ:
      1) осуществляет круглосуточное видеонаблюдение за местами наибольшей концентрации граждан;
      2) отслеживает ситуацию на оживленных перекрестках, местах вероятного совершения уличных преступлений, производит визуальный контроль за автотранспортом;
      3) осуществляет контроль за передвижением комплексных сил и средств полиции;
      4) при осложнении оперативной обстановки, получении сигнала о преступлении определяет видеокамеру и ведет видеонаблюдение с целью раскрытия и маневрирования КСП.";
      пункт 25 изложить в следующей редакции:
      "25. Участковый инспектор полиции в пределах своей компетенции:
      1) осуществляет охрану общественного порядка на закрепленном за ним участке;
      2) оказывает помощь нарядам в пресечении преступлений и задержании преступников, организовывает взаимодействие между нарядами КСП и общественностью;
      3) докладывает начальнику и дежурному горрайлиноргана об изменении оперативной обстановки на участке и вносит предложения о наиболее целесообразной расстановке и использовании сил и средств, участвующих в охране общественного порядка;
      4) проверяет на административном участке несение службы нарядов КСП;
      5) при отсутствии на обслуживаемой территории комплексных сил полиции, осуществляет охрану общественного порядка самостоятельно.";
      в подпункте 6) пункта 27 слово "задержании" заменить словами "оперативного реагирования";
      пункты 30 и 31 изложить в следующей редакции:
      "30. Оперативное управление патрульными нарядами в период несения службы возлагается на ЦОУ и дежурные части горрайлинорганов, с использованием инспекторов (навигаторов) по координации деятельности комплексных сил полиции и циркулярной радиосвязи.
      31. Решения по организации патрульно-постовой службы принимаются и оформляются: на год - планом использования комплексных сил и средств полиции в охране общественного порядка с обязательной последующей корректировкой по необходимости, в зависимости от времени года (приложение 1); на текущие сутки - постовой ведомостью (приложение 2); на выполнение поставленной конкретной задачи - приказом, специальным планом или устным указанием.
      План использования комплексных сил и средств полиции утверждается начальником территориального органа внутренних дел.
      При этом учитываются:
      1) географические, социально-экономические особенности города (района), численность, миграцию населения, приток иногородних граждан, характеристики улиц, места размещения и режим работы предприятий, организаций и учреждений, объектов разрешительной системы, банков, специальных учреждений ОВД;
      2) количество, уровень, динамика и структура преступности, административных правонарушений, совершаемых на улицах и в других общественных местах с учетом времени года и суток и метеорологических условий;
      3) расстановка патрульно-постовых нарядов и ее соответствие реально складывающейся оперативной обстановке;
      4) результаты работы нарядов, подразделений, участвующих в патрульно-постовой службе, а также обеспеченность личного состава вооружением, средствами связи, патрульным транспортом и их использование.";
      пункт 35 изложить в следующей редакции:
      "35. План по использованию комплексных сил полиции разрабатывается в границах обслуживаемой территории и включает: - схему района, города транспортного участка, оценку оперативной обстановки, обязательные нормы выставления личного состава и транспортных средств, перечень постов и маршрутов патрулирования, в том числе дополнительных, подлежащих закрытию в период усиления охраны общественного порядка, виды нарядов, порядок взаимодействия связи между ними и другие необходимые сведения.
      Разработка плана по использованию комплексных сил и средств полиции включает в себя следующие мероприятия:
      1) изготовление схемы города (района), транспортного участка;
      2) анализ уличных преступлений и других правонарушений по месту, времени, их совершения, по дням недели и числам месяца, по лицам;
      3) установление обязательных норм ежесуточного выставления личного состава служб и подразделений на охрану общественного порядка, а также технических средств, необходимых для принятия решений на сутки;
      4) разработка постов и маршрутов патрулирования подразделениями дорожной полиции, специализированной службы охраны, специальных отрядов быстрого реагирования, специальных учреждений ОВД, в том числе при выделении дополнительных сил и средств;
      5) разработка постов и маршрутов строевых подразделений патрульной полиции, ЧОН и СМЧ ВВ;
      6) уточнение комплексной расстановки нарядов всех служб и подразделений с точки зрения обеспечения их взаимодействия и взаимозаменяемости, и на основе согласования внесение соответствующих корректировок в расстановку;
      7) подготовка текста плана КСП, содержащего обязательные нормы выставления сил и средств, перечень постов и маршрутов с указанием границ, времени начала и окончания смен, видов нарядов, порядку взаимодействия, их общих и особых обязанностей по обеспечению правопорядка, надзору за дорожным движением и охране объектов собственности;
      8) разработка карточек маршрутов патрулей, графиков инструктажа и контроля, схемы связи, вводных задач для использования на инструктажах нарядов;
      9) подготовка информационных таблиц для сбора сведений, характеризующих результаты работы комплексных сил полиции.";
      подпункт 6) пункта 36 после слова "зоны" дополнить словами "перекрываемые камерами видеонаблюдения,";
      в пункте 50 слова "не реже одного раза в месяц" заменить словом "ежедневно";
      пункт 56 после слов "оперативной обстановки," дополнить словами "проведения служебных проверок по каждому факту допущения преступлений в местах несения службы нарядов,";
      в подпункте 1) пункта 61 слова "главного управления, управления" заменить словом "департаментов";
      в пункте 65 слово "горрайлинорганов" заменить словом "горрайорганов";
      пункт 74 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
      "По преступлениям совершенным в периодических общественных местах (помещения, предназначенные для обслуживания и отдыха населения в определенные часы: рынки, санатории, зоны отдыха, культурные, развлекательные, спортивные учреждения, общественный транспорт, предприятия торговли и др.), а также по преступлениям, сообщения о которых поступили по истечению времени более чем 1 час (невозможность, несвоевременность обращения граждан) служебные проверки не проводятся.";
      в пункте 75:
      в подпункте 1) слова "административных правонарушений, нарушений правил дорожного движения," исключить;
      в подпункте 2) слова "и административных правонарушений" заменить словами "и реагировании на административные правонарушения";
      подпункт 2) пункта 80 после слов "поездов;" дополнить предложением следующего содержания:
      "Сопровождение нарядами поездов может осуществляться: сквозным - одним нарядом от пункта формирования поезда до пункта его назначения в пределах Республики Казахстан и эстафетным - несколькими нарядами в пределах обслуживаемой территории;";
      пункт 83 изложить в следующей редакции:
      "83. Работа наряда осуществляется на основе разработанного ежемесячного графика с последующей корректировкой по мере необходимости, утвержденного руководством линейного отдела (отделения) внутренних дел и согласованного с руководством пассажирских перевозок. В графике должны быть указаны перечень сопровождаемых поездов, время начала и конца работы, маршруты их сопровождения, места и время пересадок. Наряд несет службу в форменном обмундировании и экипируются положенными средствами защиты и активной обороны, а также соответствующей служебной документацией. Наряд при выполнении задач взаимодействует с линейными и территориальными органами внутренних дел по маршруту следования поезда, членами поездной бригады.";
      главу 3. "Управление и организация патрульно-постовой службы" дополнить параграфами §10 и §11 следующего содержания:
       "§10. Особенности организации патрульно-постовой службы на стационарных постах
      85-1. Стационарные посты полиции представляют собой вид патрульно-постового наряда, сочетающего в своей работе пешее патрулирование закрепленной территории с одновременным постоянным присутствием сотрудника полиции в местах массового скопления граждан.
      85-2. Стационарные посты устанавливаются в обособленных жилых массивах, местах массового пребывания граждан, городской территории отдаленной от расположения органов внутренних дел, других местах, где затруднена эффективная охрана правопорядка и обращение граждан за помощью к полиции.
      85-3. Организация работы по созданию стационарных постов полиции строится в тесном взаимодействии с местными исполнительными органами, количество которых определяется исходя из наличия в городе, населенном пункте мест, где охрана общественного порядка указанными нарядами будет наиболее эффективна и целесообразна, а также с учетом имеющихся кадровых, материально-технических, финансовых и иных возможностей.
      85-4. В качестве помещений для стационарных постов полиции используются, как правило металлические павильоны заводского изготовления, по размеру и оборудованию отвечающие своему назначению, оборудованные средствами освещения, связи и обогрева в холодное время суток. Окраска павильона выполняется с использованием белого и синего цветов, указывающих на принадлежность помещения полиции и оборудование светового табло с надписью "ПОЛИЦИЯ".
      85-5. Территория, обслуживаемая стационарным постом полиции определяется исходя их конкретных условий и должна обеспечивать эффект постоянного присутствия нарядов в наиболее криминогенных местах.
      85-6. В целях обеспечения наиболее полного охвата патрулированием обслуживаемого участка и одновременно с этим постоянного присутствия на посту сотрудника полиции, в состав наряда должно включатся не менее трех человек: двух патрульных и старшего наряда. В зависимости от оперативной обстановки в состав могут быть включены сотрудники других подразделений общественной безопасности, а также представители добровольных общественных объединений.
      85-7. Распоряжением по ОВД утверждается дислокация и состав стационарных постов полиции, расчет сил и средств, образцы необходимой документации.
      Документация необходимая для стационарных постов полиции: схема поста, рабочий журнал, книга приема и сдачи дежурства, книга проверки несения службы, журнал ориентировок. При возможности стационарный пост может оборудован компьютером, подключенным к базам данных криминальной информации и средствами видео наблюдения.
      85-8. Несение службы осуществляется в круглосуточном режиме, как правило по 12-часовому графику. Время смены нарядов определяется руководством органа внутренних дел в зависимости от состояния оперативной обстановки. Каждому стационарному посту полиции присваивается порядковый номер.
       §11. Особенности организации патрульно-постовой службы передвижными пунктами полиции
      85-9. Передвижные пункты полиции (далее - ППП) являются видом патрульно-постового наряда, которым определяются маршрут движения, места остановок и используется для содержания задержанных граждан (не свыше 3-х часов), в исключительных случаях, доставки их в медицинские учреждения.
      85-10. ППП используются при проведении мероприятий по профилактике, предупреждению и пресечению правонарушений, правовой пропаганды в местах массового пребывания граждан, а также на участках (населенных пунктах) со сложной оперативной обстановкой и при чрезвычайных обстоятельствах. Использование ППП в других целях категорически запрещается.
      85-11. В зависимости от складывающейся оперативной обстановки, при отработке тех или иных участков в состав передвижных пунктов полиции привлекаются сотрудники криминальной, дорожной полиции, подразделений по делам несовершеннолетних и других служб и назначается старший ППП.
      В случае необходимости в состав ППП привлекается полицейский-кинолог со служебной собакой.
      В состав каждого экипажа, согласно утвержденного графика или исходя из оперативной обстановки обязательно включается участковый инспектор полиции, на чьем закрепленном участке запланировано мероприятие для принятия решений по административным правонарушениям.
      85-12. Передвижные пункты полиции оборудуются на базе микроавтобусов, окрашиваются в соответствии с цветографической схемой, установленной ГОСТом Республики Казахстан, надписями на государственном и русском языках "Передвижной пункт полиции" на бортах, лобовой и задней части автобуса, а также должны иметь проблесковый маяк на крыше и громкоговорящую установку.
      Передняя часть салона предназначена для экипажа ППП и должна быть оборудована сиденьями, столиком, металлическим ящиком для хранения служебной документации, криминалистической, компьютерной и другой техникой, мобильной и носимыми радиостанциями, диктофоном с набором кассет, двумя-тремя светящимися жезлами, цифровым фотоаппаратом, карманными фонарями и медицинской аптечкой.
      Задняя часть автобуса (микроавтобуса) предназначена для кратковременного содержания задержанных правонарушителей и должна быть перегорожена прочной металлической решеткой с закрывающейся на замок такой же дверью, а окна этой части салона закрыты решеткой.
      85-13. На борту ППП предусматривается следующая документация: ежедневный план-задание, карточка маршрута, бортовой журнал, планшет с планом участка, обслуживаемого передвижным пунктом полиции; маршрутами его движения и местами стоянок; маршрутами движения и остановок пеших и автопатрулей, приданных передвижному пункту полиции.";
      подпункт 2) пункта 88 после слова "горрайлиноргана" дополнить словами "или медицинские учреждения";
      подпункт 6) пункта 89 после слова "помощь" дополнить словами "группам оперативного реагирования,";
      пункт 90 дополнить подпунктами 1-1) и 6) следующего содержания:
      "1-1) постоянно находиться в движении, общении с пассажирами, контролировать пассажиропоток в зоне поста, держать под пристальным вниманием перемещение граждан по объекту транспорта;
      6) до прибытия следственно-оперативной группы принимать меры по выявлению участников, очевидцев и сохранению обстановки места происшествия, оказанию помощи пострадавшим, полученные данные сообщать сотрудникам СОГ письменно.";
      главу 4. "Обеспечение охраны общественного порядка" дополнить параграфом §7 следующего содержания:
       "§7. Взаимодействие с общественными формированиями правоохранительной направленности и негосударственными охранными структурами
      100-1. Патрульно-постовые наряды обязаны:
      1) постоянно взаимодействовать с общественными формированиями правоохранительной направленности и негосударственными охранными структурами по обеспечению правопорядка на улицах и в других общественных местах;
      2) при совместном несении службы обучать представителей общественных формирований правоохранительной направленности, негосударственных охранных структур приемам и методам работы по предупреждению, выявлению и пресечению наиболее распространенных видов правонарушений, знакомить их с оперативной обстановкой на обслуживаемой территории; оказывать помощь в задержании и доставлении в органы внутренних дел правонарушителей;
      3) при получении информации о преступлении ориентировать представителей общественных формирований правоохранительной направленности, негосударственных охранных структур об обстоятельствах его совершения, приметах преступников, задействовать их в установлении свидетелей и очевидцев, охране места происшествия.";
      в пункте 170 слова "Агентством Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям" заменить словами "Министерством по чрезвычайным ситуациям";

      2. Председателям Комитетов, начальникам Департаментов, учебных заведений Министерства внутренних дел организовать изучение настоящего приказа личным составом служб и подразделений и обеспечить его неукоснительное исполнение.

      3. Комитету административной полиции Министерства внутренних дел Республики Казахстан направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Республики Казахстан и обеспечить его официальное опубликование после государственной регистрации.

      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Вице-министра внутренних дел генерал-майора полиции Шпекбаева А.Ж. и Председателя Комитета административной полиции Министерства внутренних дел Республики Казахстан полковника полиции Туксаитова К.Т.

      5. Настоящий приказ вводится в действие со дня официального опубликования.

      Министр