В целях реализации
постановления
Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2006 года N 222 "О Сетевом графике исполнения Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 1 марта 2006 года и Программы Правительства Республики Казахстан на 2006-2008 годы"
ПРИКАЗЫВАЮ
:
1. Утвердить прилагаемые Правила организации обучения по дистанционной форме в организациях образования, дающих высшее профессиональное, дополнительное профессиональное образование Республики Казахстан.
2. Департаменту высшего и послевузовского образования Нургужин М.Р.) представить в установленном порядке настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Республики Казахстан.
Правила
организации обучения по дистанционной форме
в организациях образования, дающих высшее
профессиональное, дополнительное профессиональное
образование Республики Казахстан
1. Общие положения
1. Настоящие Правила организации обучения по дистанционной форме в организациях образования, дающих высшее профессиональное образование, разработаны в соответствии с
Законом
РК "Об образовании" в целях реализации Государственной
программы
развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы, утвержденной Указом Президента от 11 октября 2004 года N 1459.
2. Дистанционное обучение (обучение на расстоянии) - одна из форм обучения, целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью и развитием лиц, находящихся в отдалении от организаций образования, посредством электронных и телекоммуникационных средств.
1) тьютор (Tutor) - преподаватель-консультант дистанционного обучения, осуществляющий руководство самостоятельной работой обучающихся, а также контроль выполнения ими индивидуального учебного плана и усвоения учебного материала;
2) контент - информационное наполнение - тексты, графика, мультимедиа и иное информационно значимое наполнение;
3) тьюторские классы - это классы, оснащенные компьютерами, видеомониторами и другими информационно-коммуникативными средствами, и предназначенные для ведения преподавателями - тьюторами образовательного процесса в сетевом режиме.
4. Дистанционное обучение может осуществляться организациями образования, имеющими лицензию на проведение образовательной деятельности, при наличии:
материально-технических условий для реализации информационно-коммуникационных и дистанционных технологий обучения;
контента (содержания) образовательных программ по специальностям на электронных носителях;
кадрового состава, подготовленного к виртуальному взаимодействию субъектов образовательного процесса.
5. Дистанционная форма обучения может осуществляться по трем основным технологиям:
сетевая технология (автономные сетевые курсы или виртуальные кафедры, университеты с использованием Интернет);
дистанционное обучение на основе кейс-технологий;
дистанционное обучение на основе ТВ-технологий.
6. Дистанционное обучение может интегрироваться с другими формами обучения (очным и дистанционным обучением, заочным и дистанционным, вечерним и дистанционным, экстернатом и дистанционным).
7. Субъектами формы дистанционного обучения являются обучающиеся и работники организаций образования.
8. Главными задачами организации учебного процесса с использованием дистанционной формы обучения являются:
1) индивидуализация обучения;
2) увеличение эффективности (качества) обучения;
3) предоставление образовательных услуг людям, для которых традиционные формы обучения являются неприемлемыми.
9. Для организации и правильного функционирования истанционной формы обучения организации образования необходимо выполнять следующие функции:
1) поддержку учебных курсов;
2) доставку учебного материала обучающимся;
3) консультации;
4) организацию обратной связи с обучающимися;
5) контроль знаний обучающихся.
10. Необходимым условием организации учебного процесса при дистанционной форме обучения является наличие в организации образования:
образовательного Интернет-портала со страницами, содержащими учебно-методическую и учебно-административную информацию для обучающихся;
оборудования, имеющего выход в телекоммуникационную сеть (Интернет, спутниковое телевидение);
различных терминалов: мультимедийных классов, электронных читальных залов;
учебного контента (собственного и/или приобретенного) на CD, DVD дисках;
сетевого учебного мультимедиа контента (собственного и/или приобретенного);
тестирующих комплексов;
профессорско-преподавательского, учебно-вспомогательного и технического персонала, прошедшего соответствующую подготовку;
мультимедиа лабораторий для создания собственного контента (локального и сетевого);
сетевых тестирующих комплексов;
сетевых систем управления обучением (Learning Management Systems - LMS);
систем управления учебным контентом (Learning Content Management Systems - LCMS).
11. В вузах, обучающих по дистанционной форме обучения, создается специальная структура (факультет, центр, отдел и другое), возглавляемая руководителем дистанционного обучения и имеющая в своем составе следующие обязательные службы:
организации и управления учебного процесса;
разработки дидактических средств дистанционного обучения;
информационно-технического обеспечения.
12. Служба организации и управления учебного процесса планирует и организует учебный процесс по дистанционной форме, ведет документацию, связанную с дистанционным обучением, контролирует деятельность центров дистанционного обучения, организует повышение квалификации и сертификацию преподавателей и тьюторов.
13. Служба разработки дидактических средств дистанционного обучения осуществляет разработку, приобретение и освоение электронных учебников, мультимедийных курсов, методических пособий и других методических средств дистанционного обучения, разрабатывает тестирующие системы и другие средства контроля знаний, разрабатывает методику использования информационных ресурсов для дистанционного обучения.
14. Служба информационно-технического обеспечения разрабатывает, осваивает и поддерживает в эксплуатации программные, информационные и технические средства дистанционного обучения.
15. Учебный процесс организуется на основе рабочего учебного плана дистанционного обучения, утвержденного руководителем вуза. Рабочий учебный план составляется на основе типовых учебных планов в соответствии с требованиями государственного общеобязательного стандарта образования. Вуз использует в образовательном процессе те виды проведения учебных занятий, которые соответствуют выбранным технологиям дистанционного обучения.
16. Допускается в рамках перечня дисциплин соответствующих государственным общеобязательным стандартам образования по выбранным специальностям возможность изменения распределения дисциплин по годам и семестрам в соответствии с индивидуальным учебным планом.
17. Полный курс дистанционного обучения может быть организован по всем направлениям (специальностям) в соответствии с государственными общеобязательными стандартами образования, за исключением специальностей, определенных центральным исполнительным органом в области образования.
18. Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование различных уровней, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным образовательным программам, с ускоренным сроком обучения по дистанционному обучению.
19. Освоение в полном объеме образовательной программы в ускоренные сроки производится по соответствующим рабочим учебным планам, утвержденным руководителем вуза дистанционного обучения.
20. Индивидуальный учебный план обучающихся составляется самим обучающимся, согласовывается и утверждается руководителем дистанционного обучения в установленном вузом порядке.
21. Для лиц, поступающих на дистанционную форму обучения, до начала учебных занятий вуз проводит вводный курс обучения по ознакомлению с технологиями и системой дистанционного обучения.
22. Учебный год в вузе начинается в соответствии со сроками обучения, установленными Министерством образования и науки РК, состоит из академических периодов, количество и продолжительность которых устанавливается вузом самостоятельно.
Обучающийся по дистанционной форме обучения должен полностью освоить содержание образовательно-профессиональных программ в соответствии с государственными общеобязательными стандартами образования.
23. Вуз имеет право применения любых технологий дистанционного обучения, обеспечивающих качество знаний в соответствии с требованиями государственных общеобязательных стандартов образования.
24. При дистанционном обучении вуз предоставляет каждому обучающемуся доступ к информационно-образовательной среде. При отсутствии у обучающегося необходимых аппаратно-программных средств вуз может предоставлять их ему на арендной основе.
25. Тьюторский класс должен иметь коммуникационные каналы связи, которые должны обеспечивать подключение компьютерного учебного рабочего места к глобальной сети Интернет с пропускной способностью не менее 50 Кбит/сек.
26. Число компьютеров и их размещение определяется согласно Санитарным правилам и нормам. Все компьютеры должны быть объединены в локальную сеть. Конфигурация компьютерного рабочего места должна обеспечить выполнение соответствующих видов учебной деятельности. Количество рабочих мест для преподавателей определяется исходя их нормы: 3 часа работы в день и одно рабочее место на 2-х преподавателей.
27. Вуз дистанционного обучения обеспечивает научную и методическую помощь обучающимся через взаимодействие участников учебного процесса с использованием телекоммуникационных средств, с учетом возможностей обучающихся.
В период между сессиями дистанционная форма обучения предполагает самостоятельное изучение обучаемыми теоретического материала и дистанционное консультирование тьюторами. Самостоятельная работа студента включает в себя работу с электронными учебно-методическими комплексами и дополнительными материалами. Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя - тьютора включает интерактивные консультации по всем учебным материалам дисциплины (посредством чата, форума).
28. Система консультаций при реализации образовательных программ с применением технологий дистанционного обучения может предусматривать консультации в нескольких видах:
очные индивидуальные (в отдельных случаях по инициативе обучающего);
дистанционные индивидуальные (рецензии на контрольные и аттестационные работы, по телефону, через e-mail, чат, форум);
дистанционные групповые (через чат, рубрику FAQ - часто задаваемых вопросов на Web-сайте, в виде телеконференций).
29. Формы дистанционного обучения: видео-лекции, телевизионные лекции; радио-лекции; мультимедиа-лекции; видеоконференции; теле конференции; самостоятельная работа студентов по электронным учебным изданиям (электронные учебники, мультимедийные обучающие программы, тренажеры, информационно-справочные системы), виртуальные лабораторные практикумы (имитационные модели); компьютерные тестирующие системы; консультации через форумы, чаты и электронную почту.
30. Для проведения телеконференций вуз должен иметь оборудованную студию и соответствующие комплекты видео- и проекционной аппаратуры.
31. Вуз организует систему текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, объективную в оценке их знаний и умений и защищенную против подлогов, фальсификаций путем применения электронных методов ограничения доступа, методов независимой оценки, публичных защит работ в территориальных аттестационных комиссиях.
Итоговая государственная аттестация выпускников (государственный экзамен, защита дипломных работ, проектов) производится традиционными методами в вузе дистанционного обучения.
32. Высшее учебное заведение обеспечивает обучающихся возможностью прохождения всех видов профессиональной практики, предусмотренных государственными общеобязательными стандартами образования. Практику обучающиеся проходят в виртуальных лабораториях, территориальных лабораториях или в IT-компаниях. Такая практика может быть организована как самим вузом, так и на основе договоров между вузом и предприятиями, учреждениями и иными организациями, располагающими соответствующими информационными ресурсами. Практика может осуществляться также на основе договоров между вузом и предприятиями, учреждениями и иными организациями, в соответствии с которыми указанные предприятия, учреждения и иные организации независимо от их организационно-правовых форм предоставляют места для прохождения практики.
Для обучающихся по дистанционному обучению в качестве практики, предусмотренной учебным планом, может быть зачтена работа на профильных предприятиях, в учреждениях или иных организациях в объеме часов, предусмотренных государственными общеобязательными стандартами образования.
33. Студентам, выполнившим полностью программу обучения по выбранной специальности в соответствии с общим или индивидуальным учебным планом, то есть завершившим теоретическое обучение и защитившим дипломный проект (работу), выдается документ об образовании государственного образца.
34. Вуз ведет полный учет и архивное хранение результатов учебного процесса всех обучающихся с помощью образовательной компьютерной информационной системы, оригинальной или лицензионной, ведущей электронные личные дела обучающихся.
35. Для обеспечения обучаемых учебно-методическими материалами для дистанционного обучения необходимо наличие электронных учебно-методических комплексов по дисциплинам образовательных программ, реализуемых с использованием дистанционного обучения.
36. Подготовка электронных учебно-методических комплексов осуществляется разработчиком курса по утвержденным рабочим учебным программам, разработанным в строгом соответствии с типовой учебной программой.
37. Электронный учебно-методический комплекс каждой дисциплины должен включать обязательный и дополнительный комплекты.
Обязательный комплект должен состоять из:
типовой учебной программы;
рабочей учебной программы, включающей содержание предмета, календарно-тематический план, список рекомендуемой литературы (основной и дополнительной), модульное разбиение курса, график проведения дистанционных консультаций;
электронного курса лекций;
материалов практических и семинарских занятий;
лабораторного практикума (заданий, примеров, методических указаний);
заданий для самостоятельной работы студента и самостоятельной работы студента под руководством преподавателя;
материалов по организации рубежного контроля (контрольных работ, тестовых заданий, индивидуальных заданий и других);
материалов по организации итогового контроля (тестовых экзаменационных заданий, вопросов к экзамену, билетов, экзаменационных контрольных работ).
Функциональность программного обеспечения электронных учебно-методических комплексов должна соответствовать государственным общеобязательным стандартам образования.
Дополнительный комплект может включать методические указания по выполнению курсовых работ; компьютерные программы обучающего характера: тренажеры, репетиторы, справочно-методические материалы, мультимедийные варианты исполнения учебных и учебно-методических пособий и прочие материалы, помогающие усвоению учебного материала дисциплины. Учебно-методическое обеспечение должно быть достаточным для автономной и сетевой самостоятельной работы и подготовки к аттестации обучающихся.
38. Обучение по дистанционной форме обучения предполагает самостоятельное изучение обучающимися учебных курсов под руководством преподавателя-консультанта (тьютора) с использованием учебно-практических пособий для системы дистанционного обучения, а также современных средств обучения (компьютерных, телекоммуникационных).
Телевизионные средства обучения включают видеолекции коллективного или индивидуального использования с помощью кабельного или спутникового телевидения, а также телевизионные занятия в интерактивном режиме.
Компьютерные средства обучения включают электронные учебники, мультимедийные курсы, тренинговые программы с обратной связью, учебные задачи на профессиональных программах, сетевые деловые игры.
Игровые средства обучения включают активные методы коллективных занятий в виде деловых и операционных игр, дискуссий, коммуникативных занятий, а также проблемные и междисциплинарные лекции, читаемые в виртуальных образовательных средах.
39. Консультации при дистанционном обучении могут проводиться по телефону, электронной почте, через чат, а также с использованием телеконференций.
40. Лабораторный практикум при дистанционной форме обучения проводится с использованием мультимедиа-технологий, ГИС-технологий, имитационного моделирования.
41. Все виды учебной деятельности осуществляются посредством:
педагогического общения преподавателя (тьютора) со студентом (слушателем) с использованием электронных средств связи;
самостоятельной работы студента со средствами обучения.
В контактные часы, наряду с консультациями, входят все контрольные мероприятия: экзамен, защита лабораторных работ, рефератов, эссе, курсовых, расчетно-графических работ, проектов, итоговая государственная аттестация.
42. Важным моментом в организации дистанционного обучения является виртуальное (синхронное или асинхронное) взаимодействие. Синхронное взаимодействие предусматривает общение студента и преподавателя в режиме реального времени. Для этого могут использоваться чаты систем дистанционного обучения или видеоконференции. Асинхронное взаимодействие осуществляется в случае, когда студент и преподаватель не могут общаться в режиме реального времени, в этом случае контакт при дистанционном обучении организуется, посредством переписки по электронной почте, с помощью списков рассылок или телеконференции. Консультация преподавателя (синхронная и асинхронная) - обязательное условие выполнения дистанционного обучения.
43. Для управления учебным процессом и доставки обучаемым дидактических материалов применяются транспортные и информационные коммуникации, а также специализированное программное обеспечение, включающее в себя систему автоматизированного документооборота, электронные банки знаний и интерактивные мультимедийные средства обучения.
44. Разработчики курсов могут самостоятельно определять содержание дисциплины в соответствии с рабочей учебной программой для дисциплин государственного общеобязательного стандарта.
45. Вуз дистанционного обучения осуществляет подготовку и тиражирование учебных материалов, иных материалов, предназначенных для передачи по телекоммуникационным и спутниковым каналам связи, материалов текущей, промежуточной и итоговой аттестации и обеспечивает ими каждого обучающегося.
46. Вуз, реализующий дистанционную форму обучения, должен иметь электронные информационно-образовательные ресурсы.
47. Кадровое обеспечение дистанционного обучения - совокупность лиц, осуществляющих преподавательскую, методическую и административную деятельность в ходе дистанционного обучения, а также техническое обеспечение процессов.
48. Важнейшей составляющей организации и качества дистанционного обучения является правильная постановка работы тьюторов:
1) Тьюторы - преподаватели: проводят вводное и заключительное занятия, разрабатывают электронные учебно-методические комплексы, помогают обучающимся в их профессиональном самоопределении, обеспечивают грамотное и эффективное использование учебно-методического сопровождения курса, координируют познавательный процесс обучающихся, проводят групповые консультационные и коммуникативные занятия, индивидуально консультируют обучающихся по различным вопросам изучаемого курса;
2) Тьюторы - менеджеры: осуществляют набор и формирование групп обучающихся, составляют график учебного процесса, управляют проведением групповых занятий, контролируют выполнение обучающимися графика учебного процесса (промежуточные тесты, итоговое тестирование, экзамен);
3) Тьюторы - консультанты: координируют познавательный процесс обучающихся, проводят групповые консультационные и коммуникативные занятия, консультируют обучающихся по различным вопросам изучаемого курса, управляют проведением групповых занятий, контролируют выполнение обучающимися графика учебного процесса (промежуточные тесты, итоговое тестирование, экзамен). Тьютор - консультант вводится в систему дистанционного обучения при наличии Центра дистанционного обучения на месте массовой дислокации обучающихся.
49. Оплата за создание дидактического материала определяется Ученым советом вуза путем формирования внутривузовской исследовательской тематики по проблемам дистанционного обучения.
50. Профессорско-преподавательский состав, задействованный в учебном процессе по дистанционному обучению, должен быть специально подготовлен для реализации образовательных программ с применением технологий дистанционного обучения и иметь документ о повышении квалификации в данной области.
Преподаватель, работающий в системе дистанционного обучения должен:
владеть методикой преподавания и применения технологий дистанционного обучения;
владеть методами и приемами индивидуальных учебных консультаций, включая консультации через Интернет;
обладать специальными знаниями и умениями в области организации мониторинга качества знаний, проверки, рецензирования, руководства написанием курсовых и контрольных работ, в том числе проектных и исследовательских;
владеть информационно-коммуникационными технологиями, прежде всего методами работы в электронных информационных сетях.
51. Количество персонала для дистанционного обучения определяется, исходя из численности обучаемых студентов по каждой из реализуемых образовательных программ с учетом их дисциплинарной насыщенности в соотношении не менее 1:8 (на одного преподавателя не менее 8 студентов).
52. Профессорско-преподавательский состав системы дистанционного образования вуза может состоять не только из профессоров, преподавателей данного учебного заведения, но и других ВУЗов и даже из других регионов, объединенных организационно, методически средствами телекоммуникации и ведущих образовательный процесс в сетевом режиме.
Профессорско-преподавательский состав системы дистанционного образования вуза может быть организован в кафедры.
53. Планирование педагогической нагрузки профессорско- преподавательского состава осуществляется на основе норм времени по видам учебной работы, установленных самостоятельно вузом.
54. Требования к безопасности информации.
Программное обеспечение должно предусматривать возможность выборочно ограничивать и управлять доступом к оперативному контенту, ресурсам и функциям конечного пользователя.
Для защиты информации и обеспечения безопасного доступа комплекс дистанционного обеспечения должен поддерживать промышленные стандарты в области безопасности Интернет - коммуникаций, такие как: SSL, PKI, технологии сильной шифрации с размерами ключей в 128-1024 бита, сертификаты для авторизации доступа к информации и обеспечения защищенного взаимодействия с технологиями дистанционного обучения.
Инфраструктура системы должна обладать развитыми средствами внутреннего аудита и протоколирования событий, происходящих в системе. Инфраструктура системы должна быть надежно защищена от несанкционированного доступа и потери данных на аппаратном и программном уровне. В вузе должны быть отработаны механизмы резервного копирования и аварийного восстановления данных об обучающихся как в вузе, дистанционного обучения так и во всех его учебных центрах.