Об утверждении Правил проведения финансовой и (или) технической экспертиз деятельности субъектов естественных монополий

Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 17 марта 2006 года № 77-ОД. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 31 марта 2006 года № 4166

Обновленный

      В соответствии с подпунктом 4-1) пункта 1 статьи 14-1 Закона Республики Казахстан "О естественных монополиях и регулируемых рынках" и подпунктом 6) пункта 21 Положения об Агентстве Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 октября 2007 года N 943, ПРИКАЗЫВАЮ:
       Сноска. Преамбула с изменениями, внесенными приказом Председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий от 05.02.2009 N 30-ОД (порядок введения в действие см. п.5 ).

      1. Утвердить прилагаемые Правила проведения финансовой и (или) технической экспертиз деятельности субъектов естественных монополий.

      2. Департаменту по регулированию и контролю в сфере электро- и теплоэнергетики Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий (Шкарупа А.В.) обеспечить в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.

      3. Департаменту административной работы и анализа Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий (Есиркепов Е.О.) после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан:
      1) обеспечить в установленном законодательством порядке его официальное опубликование в средствах массовой информации;
      2) довести его до сведения структурных подразделений и территориальных органов Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, областных (городов республиканского значения, столицы) исполнительных органов.

      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий Алдабергенова Н.Ш.

      5. Настоящий приказ вводится в действие со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.

      Председатель

Утверждены            
приказом Председателя Агентства 
Республики Казахстан       
по регулированию         
естественных монополий      
от 17 марта 2006 года N 77-ОД  

Правила
проведения финансовой и (или) технической экспертиз
деятельности субъектов естественных монополий

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила проведения финансовой и (или) технической экспертиз деятельности субъектов естественных монополий (далее - Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан "О естественных монополиях и регулируемых рынках" и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
       Сноска. Пункт 1 с изменениями, внесенными приказом Председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий от 05.02.2009 N 30-ОД (порядок введения в действие см. п.5 ).

      2. Правила определяют порядок и устанавливают требования по проведению финансовой и (или) технической экспертиз деятельности субъектов естественных монополий (далее - экспертизы).

      3. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

      техническая экспертиза - анализ технического состояния (технических характеристик) задействованных активов и необходимости проведения работ, обеспечивающих поддержание активов в рабочем состоянии, эффективности технологического процесса, включая соответствие установленных норм материальных, трудовых затрат, технологии производства, оценки необходимости осуществления инвестиционных программ и (или) инвестиционных проектов, уровня задействованности и правильности распределения основных средств по видам предоставляемых регулируемых услуг (товаров, работ);

      финансовая экспертиза - анализ финансово-хозяйственной деятельности субъекта естественной монополии с целью оценки исполнения им законодательства Республики Казахстан о естественных монополиях и решений уполномоченного органа, распределения доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых услуг (товаров, работ) и в целом по иной деятельности в соответствии с порядком, утвержденным уполномоченным органом, а также влияния применяемых тарифов (цен, ставок сборов) на финансовые показатели деятельности субъекта естественной монополии, проверка (оценка) исполнения тарифной сметы и соблюдения учетной политики, исполнения инвестиционных программ и (или) инвестиционных проектов;

      уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках;

      эксперт - физическое или юридическое лицо, оказывающее услуги по проведению финансовой и (или) технической экспертизы;

      компетентный орган - отраслевое министерство и (или) ведомство, а для субъектов естественной монополии, оказывающих услуги водохозяйственной и (или) канализационной систем - местные исполнительные органы.
      Иные понятия и термины, используемые в настоящих Правилах, применяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан о естественных монополиях и регулируемых рынках .
      Сноска. Пункт 3 с изменениями внесенными приказами Председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий от 19 июля 2006 года N 177-ОД (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 05.02.2009 N 30-ОД (порядок введения в действие см. п.5).

2. Основные принципы и задачи проведения экспертиз

      4. Основными принципами проведения экспертиз являются:
      1) независимость эксперта при осуществлении своей профессиональной деятельности;
      2) научный подход, полнота, всесторонность и объективность исследований объектов экспертизы, обеспечение обоснованности результатов экспертизы;
      3) составление отчета по объектам экспертиз (далее - объекты) исключительно на основании информации, содержащейся в материалах, представленных на экспертизу;
      4) обеспечение конфиденциальности информации по объектам и недопустимость использования ее для целей, не предусмотренных экспертизой.
      5) компетентность и высокий профессиональный уровень лиц, проводящих экспертизу.

      5. Основными задачами проведения экспертиз являются:
      1) анализ финансово-хозяйственной деятельности субъекта естественной монополии с целью оценки исполнения им законодательства о естественных монополиях и решений уполномоченного органа;
      2) анализ технического состояния (технических характеристик) задействованных активов и необходимости проведения работ, обеспечивающих поддержание активов в рабочем состоянии, эффективности технологического процесса, включая соответствие установленных норм материальных, трудовых затрат, технологии производства;
      3) проверка (оценка) исполнения тарифной сметы и соблюдения учетной политики, исполнения инвестиционных программ и (или) инвестиционных проектов;
      4) оценка распределения доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых услуг (товаров, работ) и в целом по иной деятельности в соответствии с порядком, утвержденным уполномоченным органом;
      5) оценка фактических затрат субъектов естественной монополии в соответствии с применением особого порядка формирования затрат;
      6) оценка влияния применяемых тарифов (цен, ставок сборов) на финансовые показатели деятельности субъекта естественной монополии;
      7) проверка достоверности сведений в представленных отчетах субъектов естественных монополий.

3. Порядок проведения экспертиз

      6. Финансовые и (или) технические экспертизы деятельности субъектов естественных монополий проводятся уполномоченным органом с привлечением для этого независимых экспертов, а при необходимости и государственных органов с периодичностью не реже одного раза в два года для финансовой экспертизы и одного раза в три года для технической экспертизы.
      Сноска. В пункт 6 внесены изменения приказом Председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий от 19 июля 2006 года N 177-ОД (вводится в действие со дня его официального опубликования).

      7. Для проведения экспертизы между уполномоченным органом и экспертом заключается договор о государственных закупках услуг по проведению экспертиз (далее - Договор), который определяет предмет, объект и условия проведения экспертизы, права и обязанности сторон, сроки проведения экспертизы, ответственность за достоверность данных, указанных в отчете, а также за невыполнение либо ненадлежащее выполнение обязательств, нарушение требований законодательства Республики Казахстан, другие существенные условия, вытекающие из специфики деятельности субъекта естественной монополий, подлежащего экспертизе.

      8. Требования при проведении экспертиз, не предусмотренные настоящими Правилами, могут быть дополнены уполномоченным органом в технической спецификации к Договору.

      9. В ходе проведения экспертизы эксперт изучает и анализирует представленную субъектом естественных монополий (далее - Субъект) информацию в соответствии с требованиями, установленными настоящими Правилами и технической спецификацией к Договору.

      10. В случае если эксперту необходима дополнительная информация в рамках проводимых экспертиз, последний может запросить ее у Субъекта и (или) уполномоченного органа.

      11. Эксперт при проведении экспертиз:
      1) обеспечивает комплексное, объективное, качественное проведение экспертиз;
      2) соблюдает требования законодательства о естественных монополиях и регулируемых рынках, государственных закупках, иных нормативных правовых актах;
      3) соблюдает установленные сроки и порядок осуществления экспертиз.
      Сноска. Пункт 11 с изменениями, внесенными приказом Председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий от 28.06.2011 № 192-ОД (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).
      12. По результатам проведенной экспертизы эксперт в сроки, предусмотренные Договором, представляет в уполномоченный орган промежуточный и окончательный отчеты, содержащие объективный, мотивированный, научно-обоснованный вывод по объектам экспертиз.

      13. Уполномоченный орган рассматривает представленные экспертом отчеты в течение 30 дней.
      В случае, если для рассмотрения отчетов необходимы дополнительные материалы и информация, уполномоченный орган запрашивает ее у эксперта или Субъекта и продлевает срок рассмотрения отчета не более чем на 30 дней, с уведомлением эксперта о продлении срока рассмотрения отчета.

      14. В случае несоответствия отчета требованиям, установленным пунктами 17 и 18 настоящих Правил, уполномоченный орган направляет эксперту информацию о необходимости его приведения в соответствие с данными требованиями с указаниями конкретных сроков.

      15. Эксперт по представленной информации дорабатывает отчет с учетом требований, предусмотренных пунктами 17 и 18 настоящих Правил и представляет его в уполномоченный орган.

      16. В рамках рассмотрения вопросов, связанных с отраслевыми особенностями оказываемых регулируемых услуг, для проведения экспертиз уполномоченным органом могут привлекаться представители соответствующих государственных органов.

4. Требования к технической экспертизе

      17. Техническая экспертиза деятельности Субъекта включает:
      1) анализ технического состояния и оценку технических характеристик основных средств, в том числе оценку:
      степени изношенности оборудования на дату проведения экспертизы;
      сроков эксплуатации основных средств (состоявшихся и возможных) по классификационным группам, принятым в соответствии с законодательством Республики Казахстан Субъектом в данной отрасли;
      проектной и технологической мощности оборудования, наличие регламентированных резервов мощности;
      наличия приборов учета регулируемых услуг (в том числе коммерческих), других технических показателей, характеризующих деятельность субъекта, и необходимых для определения уровня затрат, принимаемых при расчете тарифа.
      На основе анализа технического состояния дается заключение о необходимости проведения регламентных эксплуатационных работ (техническое обслуживание), текущих, средних и капитальных ремонтов (увеличивающих и не увеличивающих стоимость основных средств), замены, реконструкции и модернизации основных средств по видам регулируемых услуг. При этом, должно быть дано заключение:
      соответствия установленной Субъектом периодичности всех видов ремонта требованиям инструкций, правил и нормативно-технической документации на ремонт определенного вида оборудования;
      обоснованности объемов технического обслуживания и ремонтов основных средств по видам регулируемых услуг, определенных Субъектом в целях поддержания исправного и работоспособного состояния оборудования, зданий и сооружений с учетом их фактического состояния и требований инструкций и нормативно-технических документов, утвержденных компетентным органом;
      наличия перспективных и годовых (месячных) графиков на все виды ремонта основного оборудования, зданий и сооружений Субъекта, вспомогательного оборудования, утвержденных Субъектом.
      Оценивается уровень задействованности основных средств за период, подлежащий технической экспертизе, и на момент ее проведения, а также оценивается уровень соответствующих показателей - суммарная установленная мощность оборудования, коэффициент мощности, коэффициент физического износа, коэффициент заполнения графика нагрузки и (или) других показателей с учетом специфики отрасли, обоснованность используемого в расчете допустимого уровня прибыли коэффициента задействованности активов Субъекта.
      Должна быть дана оценка соответствия распределения задействованных активов по видам регулируемых и, в целом, по нерегулируемым видам услуг требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан. В случае, если заключение эксперта по данному вопросу имеет расхождение со схемой распределения задействованных активов по видам регулируемых и, в целом, по нерегулируемым видам услуг Субъекта, эксперт обосновывает предлагаемое распределение основных средств.
      По результатам проведенного обследования эксперт предоставляет предложения по оптимизации использования основных средств, эксплуатационных и других затрат, связанных с использованием основных средств;
      2) оценку расхода сырья и материалов, в том числе утвержденных компетентным органом норм расхода сырья (топлива, энергии и других) и материалов. В случае выявления превышения фактических объемов расхода сырья и материалов над нормативными, должны быть раскрыты размеры превышения и причины их возникновения. По результатам оценки эксперт представляет предложения по оптимизации расхода сырья и материалов. Кроме того, эксперт проводит обследование аварийного (неснижаемого) запаса товарно-материальных ценностей (ТМЦ). При этом, эксперт оценивает необходимость "складирования" ТМЦ в объемах, обеспечивающих бесперебойное функционирование Субъекта, и соответствие фактических объемов ТМЦ на складе необходимым объемам;
      3) оценку трудозатрат и численности персонала Субъекта, определение соблюдения нормативных требований по безопасности и охране труда.
      Эксперт дает оценку нормативной численности персонала,  утвержденной уполномоченным государственным органом по труду, ее соответствие нормативам по труду, утвержденным и согласованным в установленном законодательством Республики Казахстан порядке, а также проводит сравнение между фактической и нормативной численностью. В случае выявления превышения фактической численности над нормативной, необходимо раскрыть размеры превышения и причины их возникновения. Эксперт представляет заключение по обоснованности разделения численности персонала Субъекта на численность персонала, учитываемую при формировании тарифа (цены, ставки сбора) на услуги (товары, работы) Субъекта, и не учитываемую, в том числе численность персонала, занятого оказанием нерегулируемых видов услуг.
      Анализ соблюдения нормативных требований по безопасности и охране труда в соответствии с законодательством Республики Казахстан включает:
      соответствие производственного процесса требованиям безопасности труда в условиях, установленных нормативно-технической документацией уполномоченного государственного органа по труду;
      оценку качественных и количественных показателей, характеризующих условия производства, производственный и трудовой процесс с точки зрения обеспечения организационных, технических, санитарно-гигиенических, биологических и иных норм, правил, процедур и критериев, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;
      4) оценку нормативных и коммерческих потерь, в том числе утвержденного компетентным органом уровня нормативных потерь, определение по каждому виду коммерческих потерь уровня и причин их возникновения.
      В случае, если Субъект оказывает услуги в сфере электроэнергетики эксперт дает оценку утвержденных компетентным органом нормативных потерь электроэнергии в целом по сетям Субъекта либо по ее элементам в соответствии с особенностями схем и режимов работы электрических сетей различных классов напряжения, в том числе нормативных потерь по группам напряжения - высокой (220, 110, 35 кВ) и низкой (10,6-0,4 кВ) с указанием их объема по вышеуказанным группам напряжения; проводится анализ фактического расхода подпиточной воды (пара и конденсата) и его соответствия нормам потерь пара и конденсата, утвержденным компетентным органом в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.
      По результатам проведенных обследований эксперт предоставляет предложения по уменьшению уровня нормативных и коммерческих потерь;
      5) оценку инвестиционной деятельности.
      Эксперт проводит анализ реализации инвестиционных программ (проектов), согласованных и утвержденных в установленном законодательством порядке, в части:
      сопоставления достигнутых в каждом временном интервале (полугодии) фактических объемов оказанных Субъектом услуг (товаров, работ) с показателями, установленными инвестиционной программой (проектом);
      соответствия направлений вложения инвестиций целям, предусмотренным инвестиционной программой (проектом).
      Эксперт проверяет, как осуществляется при реализации инвестиционной программы (проекта):
      увеличение либо сохранение существующего уровня ликвидности задействованных основных средств Субъекта;
      снижение нормативных и (или) сверхнормативных потерь (отражается динамика изменения);
      рост объема и качества предоставляемых услуг (товаров, работ).
      Эксперт дает оценку обоснованности корректировки инвестиционной программы (проекта) при возникновении объективных причин необходимости корректировки.
      Эксперт оценивает потребность приобретения и установки приборов учета (количество, тип и характеристики приборов), объем инвестиций, направленных на установку приборов учета.
      Эксперт анализирует и дает заключение по проводимым Субъектом мероприятиям, стимулирующим энергосбережение, и оценивает необходимость вложения инвестиций в целях реализации политики в области энергосбережения, в том числе оптимизации режимов производства и потребления энергии, организации ее учета и контроля, сокращения потерь топливно-энергетических ресурсов при их транспортировке и потреблении, обеспечения точности, достоверности и единства измерения в части учета отпускаемых и потребляемых энергетических ресурсов.
      Кроме того, эксперт проверяет наличие планов развития Субъекта. В случае, когда Субъект оказывает услуги по передаче и (или) распределению электрической энергии, эксперт проверяет наличие ежегодных планов развития национальной или региональной электрической сети с детализацией схемы существующей сети. При этом, в ежегодном плане развития электрической сети должны быть отражены следующие ключевые моменты:
      анализ существующей электрической сети с точки зрения ее топологии, нагрузки, регулирования напряжения, ограничений;
      мероприятия, направленные на снижение потерь электрической энергии в электрической сети;
      оценка необходимых капитальных вложений для обеспечения устойчивости и надежности работы электрической сети, а также максимальной экономичности работы электрической сети;
      6) информацию об исполнении предписаний соответствующих государственных органов, в том числе наличие смет затрат выполненных предписаний;
      7) анализ реализации мероприятий по поверке и техническому обслуживанию приборов учета, предусмотренных действующим тарифом (ценой, ставкой сборов) и (или) тарифной сметой, утвержденной в установленном законодательством порядке;
      8) оценку объемов оказываемых услуг, в том числе их качества.
      Должен быть проведен анализ объемов оказанных регулируемых услуг (динамика, основные потребители), с оценкой обоснованности их уровня, прозрачности, проверяемости и достоверности данных Субъекта, используемых при определении объемов оказываемых регулируемых услуг, раскрыты возможные риски по занижению фактических и прогнозных объемов регулируемых услуг, в том числе за счет увеличения объемов потерь.
      Экспертом должны быть даны рекомендации по критериям определения объемов оказываемых регулируемых услуг.
      Также объемы оказываемых услуг субъекта должны быть проанализированы с увязкой на соответствие объемам, предусмотренным заключенными договорами с юридическими лицами, объемами жилой площади физических лиц, удельным нормам расходам тепловой энергии на отопление квадратного метра жилой площади, нормам расхода тепловой энергии на ГВС, численности населения, количеством аварий в теплосетях с утечкой теплоносителя, объемам отпуска тепловой энергии в тепловые сети от энергопроизводящей организации.
      Для субъектов, оказывающих услуги по передаче и (или) распределению тепловой энергии необходимо провести обследование на соответствия температуры теплоносителя температурному графику.
      В случае, если Субъект оказывает услуги водохозяйственной и канализационной систем, по хранению, транспортировке газа или газового конденсата по магистральным и (или) распределительным трубопроводам, эксплуатации газораспределительных установок и связанных с ними газораспределительных газопроводов, необходимо провести анализ и проверку фактически оказанных объемов услуг в разрезе групп потребителей и оценку их качества.

5. Требования к финансовой экспертизе

      18. Финансовая экспертиза деятельности Субъекта включает:
      1) оценку наличия и ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых услуг (товаров, работ) и, в целом, по иной деятельности Субъекта.
      Оценка наличия и ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых услуг (товаров, работ) и, в целом, по иной деятельности Субъекта заключается в проведении и отражении в отчете имеющейся системы раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по видам деятельности, объективность и обоснованность разделения, а также наличие и соблюдение согласованных с уполномоченным органом методик разделения затрат по производимым видам услуг (товаров, работ) Субъектом. Проводится проверка на предмет наличия перекрестного субсидирования расходов за счет доходов от регулируемых и нерегулируемых видов услуг;
      2) оценку соответствия организации и ведения деятельности Субъекта требованиям законодательства Республики Казахстан о естественных монополиях.
      Эксперт оценивает учет затрат в соответствии с требованиями Правил об особом порядке формирования затрат, применяемом при утверждении тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги (товары, работы) субъектов естественной монополии, утвержденных приказом и.о. Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 30 июля 2003 года N 185-ОД (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за N 2438), включая:
      соответствие учетной политики требованиям законодательства Республики Казахстан о естественных монополиях, в том числе наличие в учетной политике ссылки на нормативные и нормативные правовые акты, которыми руководствуется Субъект в своей финансово-хозяйственной деятельности, наличие критериев, определенных Субъектом, при разделении основных средств в соответствии с их назначением: по каждому виду регулируемых услуг и иным видам деятельности, осуществляемым Субъектом в соответствии с законодательством Республики Казахстан о естественных монополиях (производственные и непроизводственные, общехозяйственного назначения и другие). Экспертом также должен быть проведен анализ учетной политики на предмет наличия метода списания материальных ценностей, а также мероприятий по формированию резерва по сомнительным долгам; согласования с уполномоченным органом учетной политики, и внесенных изменений и дополнений в согласованную учетную политику;
      соответствие списания сырья и материалов нормам расхода, включая энергию и топливо, утвержденным в установленном законодательством порядке. Эксперт проверяет наличие утверждения норм и нормативов (государственный орган, дату утверждения), а также в случае отсутствия утвержденных норм составляет их перечень;
      начисление амортизационных отчислений, применение методов начисления износа основных средств и нематериальных активов и их соответствие требованиям учетной политики Субъекта, согласованной с уполномоченным органом. Проведение оценки основных средств, когда согласована переоценка основных средств с уполномоченным органом, какой метод применен при проведении оценки влияния производственной переоценки стоимости имущества на тариф.
      Начисление амортизационных отчислений по приборам учета, сколько приборов учета установлено за проверяемый период, какой метод начисления амортизации применяется.
      Эксперт дает оценку проведенных в анализируемом периоде закупок материальных, финансовых ресурсов, работ и услуг, затраты на которые учитываются при формировании тарифов, на соответствие требованиям Закона Республики Казахстан "О естественных монополиях" и иным законодательным актам Республики Казахстан;
      3) анализ фактического использования амортизационных отчислений по регулируемым видам услуг (товаров, работ). Эксперт проверяет целевое направление использования амортизационных отчислений, их объем, а также наличие документального подтверждения (перечень статистических отчетов, финансовых документов) использования амортизационных отчислений. Оценивается эффективность использования средств амортизационных отчислений.
      Экспертом дается оценка средствам, полученным в виде платы за присоединение дополнительных мощностей, обоснованность их взимания, проверка соответствия уровня платы за присоединение дополнительных мощностей плате в утвержденном плане развития сетей региона, области, города, района, дается оценка целевому использованию платы за присоединение дополнительных мощностей;
      4) оценку расходов на оплату труда, наличие согласованной и утвержденной в установленном порядке нормативной численности, соответствие трудозатрат, предусмотренных в сметах на ремонтные работы, нормативным показателям (СНиР). Проводится сравнительный анализ данных уровня средней заработной платы персонала предприятия со среднеотраслевыми показателями. Должна быть проведена оценка использования трудовых ресурсов при оказании регулируемых и нерегулируемых видов деятельности, и даны предложения по оптимизации численности персонала при оказании регулируемых услуг;
      5) оценку дебиторской и кредиторской задолженностей в части регулируемых видов деятельности. Эксперт указывает периодичность проведения инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами, правильность отражения в бухгалтерском учете, структуру дебиторской и кредиторской задолженности, порядок и основания отчуждения просроченной дебиторской задолженности Субъектом и наличие согласования отчуждения с уполномоченным органом.
      6) анализ соблюдения тарифной политики и исполнения тарифной сметы, в том числе:
      анализ исполнения тарифной сметы по статьям затрат в соответствии с требованиями Правил об особом порядке формирования затрат, применяемом при утверждении тарифов (цен, ставок сборов) на регулируемые услуги (товары, работы) субъектов естественной монополии, утвержденных приказом и.о. Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 30 июля 2003 года N 185-ОД (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за N 2438), оценку существующей калькуляции себестоимости услуг (товаров, работ) с точки зрения правильности и обоснованности расчетов. Эксперт проводит анализ исполнения тарифной сметы, по результатам которого определяет суммы отклонения (неиспользования средств) от утвержденных в тарифной смете, причины неисполнения;
      экспертизу расходов, связанных с фактическими техническими потерями, на соответствие расходам, связанным с утвержденными в установленном порядке нормативными техническими потерями;
      анализ расходов на текущий и капитальный ремонты и другие восстановительные работы, не приводящие к росту стоимости основных средств, включая сравнение с объемами и видами данных работ, утвержденными (согласованными) компетентным и уполномоченным органом;
      анализ на предмет соответствия применяемых тарифов (цен, ставок сборов), временных понижающих коэффициентов, предоставляемых льгот к тарифам (ценам, ставкам сборов), временным понижающим коэффициентам, предоставляемым льготам, установленным уполномоченным органом;
      при проведении субъектом естественной монополии в течение анализируемого периода переоценки стоимости имущества в отчете эксперта должны быть отражены наличие согласования по проведению переоценки с уполномоченным органом, методы переоценки, заключение об обооснованности применения данных методов, а также оценка влияния переоценки стоимости имущества на тариф;
      7) анализ исполнения инвестиционных проектов, согласованных с уполномоченным органом, включая:
      анализ инвестиций и их источников;
      экспертизу на предмет соответствия показателей, предусмотренных инвестиционным проектом, согласованным с уполномоченным органом, аналогичным фактическим показателям деятельности Субъекта;
      анализ объективных и субъективных причин отклонений и их влияния на исполнение данного проекта, возможное влияние на размер затрат, учитываемых при утверждении тарифов (цен, ставок сборов);
      анализ влияния реализации инвестиционного проекта на развитие спроса на предоставляемые Субъектом регулируемые услуги (товары, работы);
      8) экспертизу долгосрочных обязательств, возникших в связи с регулируемыми видами деятельности. Эксперт оценивает структуру, обоснованность привлечения заемных средств, полноту, своевременность и порядок их погашения, формы обеспечения обязательств, процентные ставки, ответственность сторон. Эксперт анализирует влияние исполнения долгосрочных обязательств на результаты регулируемых видов услуг (товары, работы);
      9) оценку краткосрочных финансовых инвестиций. Эксперт определяет виды инвестиций, доходность и их влияние на результаты регулируемых видов услуг (товары, работы);
      10) анализ структуры основных средств, задействованных в осуществлении регулируемых видов услуг и степень их задействованности.