Об утверждении Типовых правил ведения производственного мониторинга

Приказ Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 2 февраля 2006 года N 45-п. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 24 февраля 2006 года N 4101

Действующий

 

      В соответствии со  статьями 8  и  25 Закона  Республики Казахстан "Об охране окружающей среды",  ПРИКАЗЫВАЮ :

      1. Утвердить прилагаемые Типовые правила ведения производственного мониторинга.

      2. Департаменту стратегического планирования и анализа обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.

      3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.

       Министр

Утверждены                  
приказом Министра охраны          
окружающей среды              
Республики Казахстан            
от 2 февраля 2006 года N 45-п       

  Типовые правила
ведения производственного мониторинга

  1. Общие положения

      1. Настоящие Типовые правила ведения производственного мониторинга (далее - Типовые правила) определяют порядок организации и ведения природопользователями - юридическими лицами (далее - природопользователи) производственного мониторинга.

      2. В настоящих Типовых правилах используются следующие основные понятия:

      1) производственный мониторинг (далее - ПМ) экспериментальная (на основе измерений) и/или косвенная (на основе расчетов) оценка определенных параметров производственного процесса, физических и химических факторов воздействия на окружающую среду и изменений в состоянии окружающей среды в результате хозяйственной или иной деятельности;

      2) эмиссии - прямое или опосредованное поступление в окружающую среду загрязняющих веществ или факторов физического воздействия.

      3. В рамках осуществления ПМ выполняется операционный мониторинг, мониторинг эмиссий и мониторинг воздействия:
      1) операционный мониторинг (или мониторинг соблюдения производственного процесса) - наблюдение за параметрами технологического процесса для подтверждения того, что показатели деятельности природопользователя находятся в диапазоне, который считается целесообразным для отслеживания надлежащего соблюдения условий технологического регламента производства;
      2) мониторинг эмиссий - наблюдение за количеством и качеством промышленных эмиссий от источников загрязнения;
      3) мониторинг воздействия - наблюдение за состоянием объектов окружающей среды как на границе санитарно-защитной зоны, так и на других выявленных участках негативного воздействия в процессе хозяйственной деятельности природопользователя.

  2. Цели и задачи ПМ

      4. ПМ ведется с целью получения достоверной информации о воздействии природопользователя на окружающую среду, оценки эффективности выполняемых природопользователем мероприятий по охране окружающей среды, оценки и прогноза последствий воздействия природопользователя на окружающую среду.

      5. Основными задачами ПМ являются:
      проведение необходимых наблюдений;
      оценка состояния объектов окружающей среды под воздействием деятельности природопользователя, соблюдения экологических требований и технологических параметров производства;
      разработка рекомендаций по эффективности применяемых мероприятий для снижения и ликвидации последствий негативного воздействия природопользователя на окружающую среду.

  3. Требования к программе ПМ

      6. Программа ПМ разрабатывается природопользователем самостоятельно либо с привлечением юридических или физических лиц на основании проектов ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду); нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ), предельно допустимых сбросов в водные объекты (ПДС) и нормативов обращения с отходами предприятий, имеющих положительное заключение государственной экологической экспертизы.

      7. Природопользователи разрабатывают и утверждают программы ПМ в течении одного месяца после получения положительного заключения  государственной экологической экспертизы  на проекты указанные в пункте 6 настоящих типовых правил.

      8. Программа ПМ должна содержать:
      перечень отслеживаемых параметров;
      период, продолжительность и частоту осуществления наблюдений и измерений;
      сведения об используемых технических средствах и методах проведения ПМ (экспериментальных и/или косвенных);
      расположение мест (точек) отбора проб с указанием их на карте-схеме;
      методы и частота ведения учета, анализа и сообщения данных;
      механизмы обеспечения качества инструментальных измерений, включая сведения об аккредитации;
      протокол действий в нештатных ситуациях;
      организационную и функциональную структуру внутренней ответственности персонала за проведение ПМ.

  4. Специфика проведения ПМ

      9. ПМ проводится природопользователями на стратегических, трансграничных и экологически опасных объектах, независимо от формы собственности.

      10. Параметры операционного мониторинга определяются самим природопользователем, за исключением параметров, которые используются для косвенного расчета эмиссий или описания условий мониторинга эмиссий и воздействия.

      11. ПМ природопользователем выполняется самостоятельно или на договорных условиях с аккредитованными лабораториями.

      12. Мониторинг воздействия природопользователем может осуществляться индивидуально или совместно с соседствующими природопользователями на паритетных началах по согласованию с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.

      13.  При проведении ПМ природопользователь:
      следует процедурным требованиям и обеспечивает достоверность получаемых данных;
      систематически оценивает результаты ПМ и принимает необходимые меры по устранению выявленных нарушений законодательства в области охраны окружающей среды;
      ведет внутренний учет, формирует и представляет отчеты по результатам ПМ в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды ежегодно до 15 января месяца следующего за отчетным годом;
      оперативно сообщает в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды о фактах несоблюдения экологических нормативов;
      представляет необходимую информацию по ПМ по запросу уполномоченного органа в области охраны окружающей среды;
      соблюдает технику безопасности;
      обеспечивает доступ государственных инспекторов по охране окружающей среде к исходным данным для подтверждения достоверности осуществляемого ПМ;
      обеспечивает доступ общественности к программе и отчетным данным по ПМ;
      самостоятельно определяет организационную и функциональную структуру внутренней ответственности персонала за проведение ПМ.