Сноска. Утратил силу приказом и.о. Министра туризма и спорта РК от 08.09.2011 № 02-02-18/175 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
В целях эффективного использования спортивных сооружений, обеспечения должного контроля за соблюдением норм пропускной способности, эвакуации, общественного порядка и безопасности участников и зрителей, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила по обеспечению общественного порядка
и безопасности, а также эвакуации, оповещения участников и зрителей при проведении массовых спортивных мероприятий.
2. Комитету по делам спорта Министерства культуры, информации и спорта
Республики Казахстан в установленном законодательством порядке провести государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Председателя Комитета по делам спорта Министерства культуры, информации и спорта Республики Казахстан Турлыханова Д.Б.
4. Настоящий приказ вводится в действие со дня его официального опубликования.
И.о. Министра
СОГЛАСОВАНО
Министр внутренних дел
Республики Казахстан
2 декабря 2005 года
СОГЛАСОВАНО
Министр здравоохранения
Республики Казахстан
12 декабря 2005 года
СОГЛАСОВАНО
Министр труда и социальной
защиты населения
Республики Казахстан
7 декабря 2005 года
СОГЛАСОВАНО
Министр по чрезвычайным ситуациям
Республики Казахстан
3 декабря 2005 года
Утвержден
приказом и.о. Министра культуры, информации
и спорта Республики Казахстан
от 25 ноября 2005 года N 297
ПРАВИЛА
по обеспечению общественного порядка
и безопасности, а также эвакуации, оповещения участников и
зрителей при проведении массовых спортивных мероприятий 1. Общие положения
1. Настоящие Правила по обеспечению общественного порядка и безопасности, а также эвакуации, оповещения участников и зрителей при проведении массовых спортивных мероприятии (далее - Правила) разработаны в соответствии Законом Республики Казахстан "О физической культуре и спорте" и предусматривают основные меры обеспечения безопасности участников и зрителей, обязательные к выполнению на территории Республики Казахстан при проведении массовых спортивных мероприятии.
2. Настоящие Правила являются обязательными для следующих государственных органов и организаций, непосредственно участвующих в подготовке и проведении массовых спортивных мероприятий на территории Республики Казахстан:
1) государственные органы внутренних дел, здравоохранения и пожарной безопасности;
2) организации, по плану которых проводятся массовые спортивные мероприятия;
3) организации, на спортивных сооружениях которых проводятся массовые спортивные мероприятия.
3. Государственные органы и организации, указанные в пункте 2 настоящих Правил, в пределах своей компетенции способствуют обеспечению необходимых условий безопасности участников, зрителей и посетителей при проведении массовых спортивных мероприятий.
4. В обеспечении проводимых массовых спортивных мероприятий участвуют также организации торговли, связи, бытового обслуживания, радиовещания и телекоммуникации, которые в пределах своей функций способствуют соблюдению установленного порядка проведения массовых спортивных мероприятий.
5. Массовые спортивные мероприятия проводятся только на спортивных сооружениях и в местах, официально принятых к эксплуатации государственными комиссиями и судейскими коллегиями, при строжайшем соблюдении всеми участвующими в их проведении организациями, действующих норм и правил эксплуатации сооружений, инженерных систем, спортивно-технологического оборудования и инвентаря, а также соответствующих инструкций и других нормативных актов.
6. Физическими и юридическими лицами, в собственности которых находятся спортивные сооружения, разрабатываются инструкции, регламентирующие порядок организации и проведения спортивных мероприятий, которые также предусматривают меры, обеспечивающие поддержание общественного порядка, безопасность зрителей, пожарную безопасность, оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях, и порядок эвакуации, в случаях возникновения чрезвычайных обстоятельств. Инструкции представляются на утверждение в комиссии по контролю за проведением массовых спортивных мероприятий при местных исполнительных органах области (города, района), создаваемыми в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан.
7. Областные (города республиканского значения, столицы) и районные (города областного значения) исполнительные органы по вопросам физической культуры и спорта совместно с соответствующими местными исполнительными органами с участием инженерных служб спортивных сооружении, проектных и строительных организаций ежегодно проводят технические обследования спортивных сооружений, используемых для проведения массовых спортивных мероприятий, в целях установления их эксплуатационной надежности и устойчивости строительных конструкций, соответствия путей эвакуации нормативам, а также определения мер пожарной безопасности. По результатам обследования местными исполнительными органами области (города, района) составляется акт технического обследования.
8. Не выполнение требований, предусмотренных настоящими Правилами, послужившее причиной возникновения чрезвычайных обстоятельств при проведении массовых спортивных мероприятий, влечет ответственность, предусмотренные законами Республики Казахстан.
2. Правила обеспечения общественного порядка и безопасности при
проведении массовых спортивных мероприятий
9. Массовые спортивные мероприятия проводятся в соответствии с утвержденными планами, положениями, правилами, регламентами, и другими нормативными правовыми актами и требованиями по обеспечению безопасности участников и зрителей.
10. При проведении массовых спортивных мероприятии для обеспечения общественного порядка и безопасности при местных исполнительных органах области (города, района) создаются комиссии по контролю за проведением массовых спортивных мероприятий (далее - комиссии) под председательством заместителя акима, соответствующей административно-территориальной единицы. В состав данных комиссий включаются, также представители государственных органов и других заинтересованных организаций.
Государственные органы и организации, указанные в пункте 2 настоящих Правил, вносят на рассмотрение комиссии предложения по вопросам, связанным с обеспечением безопасности участников и зрителей при проведении массовых спортивных мероприятий.
При комиссии могут создаваться рабочие группы, в состав которых входят соответствующие специалисты с учетом особенностей спортивных сооружений и иных мест проведения соревнований, представители государственных органов и организации, указанных в пункте 2 настоящих Правил, и других заинтересованных организаций.
Рабочие группы, в зависимости от характера мероприятий, погодных и других факторов могущих влиять на обеспечение безопасности участников соревнований и зрителей не менее чем за 4 часа до начала проведения мероприятий осуществляют оперативно-технический осмотр объекта, при необходимости принимают меры к устранению выявленных недостатков, оформляют протокол принятия окончательного решения о возможности проведения данного спортивного соревнования. При обнаружении обстоятельств, осложняющих проведение массовых спортивных мероприятий, обеспечение охраны общественного порядка и безопасности зрителей и участников, вносят в комиссию предложения о запрещении проведения данного мероприятия или о проведении его без зрителей.
11. В случае проведение международных, республиканских спортивных мероприятий, спартакиад могут создаваться организационные комитеты.
12. При подготовке и проведении массовых спортивных мероприятий должно быть задействовано необходимое количество обслуживающего персонала и технических средств участвующих организаций.
13. Во время проведения массовых спортивных мероприятий не разрешается торговля спиртными напитками на спортивных сооружениях. В иных местах проведения массовых спортивных мероприятий ограничивается продажа напитков в стеклотаре.
3. Требования к организациям, непосредственно участвующим в
подготовке и проведении массовых спортивных мероприятий
14. Организации, проводящие мероприятия, обеспечивают:
1) согласование мест и сроков проведения массовых спортивных мероприятий с местными исполнительными органами области (города, района):
комплексных массовых спортивных мероприятий - за год;
международных соревнований - за 6 месяцев;
республиканских соревнований - за 3 месяца;
областных, городских и районных соревнований - за месяц до начала соревнований;
2) представление в государственные органы, указанные в пункте 2 настоящих Правил, и организации, на спортивных сооружениях которых проводятся массовые спортивные мероприятия положения о проведении массовых спортивных мероприятий с указанием спортивно-технических условий, программы, регламента, и других специальных требований для разработки мер по охране общественного порядка, обеспечения безопасности участников мероприятий и зрителей, комплексных массовых спортивных мероприятий - за 3 месяца, областных, городских и районных соревнований - за месяц до начало соревнований;
3) подготовку участников мероприятий, судей, вспомогательного персонала (знание и соблюдение ими правил техники безопасности и внутреннего распорядка на сооружении);
4) выполнение Правил проведения спортивных мероприятий по видам спорта, исполнения судейской коллегией и вспомогательным персоналом своих функциональных обязанностей;
5) своевременное прибытие участников соревнования, соблюдение ими правил проведения соревнований, норм поведения в общественных местах и эстетических требований к спортивной форме.
15. Организации, на спортивных сооружениях которых проводятся массовые спортивные мероприятия, обеспечивают:
1) бесперебойную работу инженерных систем и систем оповещения внутренних и наружных противопожарных водопроводов, имеющихся на объектах, надежность конструкции зданий и сооружений, готовность трибун, путей эвакуации, обеспечив выход-вход (двери, ворота) легко открывающимися засовами, исключив при этом использование навесных замков, на период проведения мероприятия, наличие обслуживающего персонала и контроля за его действиями в соответствии со служебными инструкциями, информацию о числе проданных билетов, выданных пропусков, в том числе и на автотранспорт;
2) наличие, надлежащее содержание и оборудование мест для размещения участников мероприятия, служб охраны общественного порядка, обслуживающего персонала, мест общего пользования; санитарно-гигиенический режим помещений, арен и территории, готовность средств пожаротушения;
3) представление не позднее двух дней до проведения массового спортивного мероприятия государственным органам внутренних дел и пожарной безопасности информации о предполагаемом числе зрителей на предстоящем мероприятии;
4) проведение воспитательной и разъяснительной работы с посетителями, особенно с молодежью и подростками, пропаганды порядка и пожарной безопасности, а также правил поведения участников и зрителей и при этом используется наглядная агитация, местная радиотрансляционная сеть и так далее;
5) размещение пожарной техники с установкой на водоисточник с обязательным согласованием их с государственным органом пожарной безопасности;
6) свободные проезды и подъезды к спортивным сооружениям пожарной техники;
7) размещение на спортивных сооружениях (на видных местах) знаков безопасности, указателей, плакатов с правилами поведения посетителей, планов эвакуации и инструкций о мерах пожарной безопасности;
8) наличие, исправность и соответствие правилам проведения соревнований спортивно-технологического инвентаря, оборудования с их функциональным назначением и табелем;
9) рекламу мероприятия, информацию для зрителей и участников о правилах поведения, порядке эвакуации со спортивного сооружения с их функциональным назначением и табелем;
10) распространение билетов на массовые спортивные мероприятия;
11) контрольно-пропускной режим, размещение участников и зрителей на аренах и трибунах согласно билетам и пропускам;
12) совместно с соответствующими службами организацию общественного питания, медицинского обслуживания, движения и стоянок автотранспорта, работу гардеробов и камер хранения, а также других видов обслуживания.
16. Продажа входных билетов и выдача пропусков без указания мест, трибун и секторов, а также распространение их в количествах превышающих наличие мест по установленным нормам, не допускается.
17. Государственный орган внутренних дел обеспечивает:
1) привлечение необходимых сил и технических средств, обеспечивающих охрану общественного порядка и безопасность при проведении массовых спортивных мероприятий, принятие других дополнительных мер по обеспечению безопасности, исходя из информации о предполагаемом числе зрителей и конкретных условий в день проведения спортивного мероприятия;
2) охрану общественного порядка у касс во время продажи билетов и на прилегающей к спортивным сооружениям территории;
3) безопасный проход зрителей и участников к местам проведения мероприятий, на трибуны согласно установленному порядку, (совместно с организаторами мероприятий и администрацией спортивного сооружения);
4) содействие администрации в недопущении прохода на спортивные объекты лиц в нетрезвом состоянии, а также имеющих при себе свертки, портфели и другие предметы, в которых возможен пронос спиртных напитков, напитков в стеклянной таре, взрывчатых веществ и оружия;
5) содействие администрации и контрольно-распорядительным службам спортивных сооружений в осуществлении организационного прохода зрителей и их размещении на трибунах и в иных отведенных для этого местах;
6) охрану общественного порядка на трибунах спортивных сооружений и прилегающей территории, соблюдение посетителями установленных правил поведения;
7) совместно с соответствующими службами спортивного сооружения управление процессом эвакуации зрителей с трибун и прилегающей к нему территории, а также посадку зрителей на общественный транспорт;
8) совместно с соответствующими службами контроль за состоянием путей эвакуации и пожарной безопасности.
18. Государственный орган пожарной безопасности обеспечивает:
1) дежурство пожарными отделениями (расчетами) с привлечением пожарной техники на период проведения массовых спортивных мероприятий;
2) привлечение необходимых сил и технических средств при проведении массовых спортивных мероприятий, принятие других дополнительных мер по обеспечению пожарной безопасности, исходя из информации о предполагаемом числе зрителей и конкретных условий в день проведения спортивного мероприятия;
3) контроль за состоянием внутреннего и наружного противопожарного водоснабжения, путей эвакуации, средств связи и оповещения, проездов и подъездов к спортивным сооружениям, наличием первичных средств пожаротушения, наглядной агитации и пропаганде;
4) приостановление, запрет эксплуатации отдельных помещений, участков, находящихся в пожароугрожающем состоянии и создающих угрозу гибели людей, согласно законодательству Республики Казахстан;
5) совместно с соответствующими службами спортивного сооружения управление процессом эвакуации участников и зрителей со спортивного сооружения, а также с прилегающей к нему территории.
4. Требования к зрителям и посетителям массовых спортивных
мероприятий
19. Не допускается:
1) вход на территорию спортивного сооружения без билетов или документов, дающих право на вход;
2) посещение детьми и подростками до 16 лет массовых спортивных мероприятий в вечернее время без сопровождения родителей;
3) нарушение общественного порядка и общественных норм поведения;
4) нарушение пожарной безопасности;
5) пронос предметов, препятствующих проведению соревнования или создающих опасность для окружающих;
6) пронос и распитие спиртных напитков;
7) провоцирование зрителей к беспорядкам, срывам соревнований;
8) создание опасности для нормального прохода и эвакуации зрителей;
9) повреждение технических систем, средств пожаротушения.
5. Основная документация, регламентирующая порядок проведения массовых спортивных мероприятий
20. Обязательным является наличие на спортивном сооружении документации, регламентирующей функциональные обязанности служб, обеспечивающих организацию и проведение спортивных мероприятий:
1) документы, регламентирующие соблюдение правил технической эксплуатации спортивного сооружения:
акт государственной комиссии и пригодности сооружения к эксплуатации (надежность, устойчивость строительных конструкции и технических систем, соответствие установленным нормативам путей эвакуации зрителей, обеспечение взрыво- и пожаробезопасности, спортивно-технологических условий проведения соревнований);
инструкции по технике безопасности технических служб;
инструкция по взрыво-пожаробезопасности;
инструкция о медицинском обеспечении;
должностные инструкции сотрудников;
2) документы, регламентирующие общий порядок эксплуатации спортивного сооружения при проведении спортивных мероприятий:
инструкция, регламентирующая порядок организации и проведения массовых спортивных мероприятий с учетом местных условий и специфики, утвержденная соответствующим исполнительным органом области (города, района);
схемы организации движения зрителей по территории спортивного сооружения, путей заполнения трибун и эвакуации;
расположения билетных касс, пунктов питания, гардеробов, мест отдыха, медицинской помощи; размещения средств пожаротушения;
правила поведения посетителей спортивного сооружения.
3) документы, регламентирующие порядок проведения каждого очередного массового спортивного мероприятия (или серии однотипных):
положения о проведении спортивного мероприятия по виду спорта, утвержденного организацией, на спортивных сооружениях которого проводятся массовые спортивные мероприятия;
акт о готовности спортивного сооружения и служб к проведению спортивного мероприятия, утвержденный руководителем спортивного сооружения;
протокол оперативно-технического осмотра объекта, который подписывается членами комиссии;
тексты для службы информации спортивных сооружений.