Об утверждении Правил захода судов в порт и выхода их из порта, плавания судов в пределах акватории порта и стоянки в порту, а также пользования перевозчиками технологической связью

Приказ и.о. Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 22 июня 2005 года № 217-I. Зарегистрирован в Министерстве юстиции от 15 июля 2005 года № 3733. Утратил силу приказом и.о. Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 6 августа 2011 года № 496

Утратил силу

      Сноска. Утратил силу приказом и.о. Министра транспорта и коммуникаций РК от 06.08.2011 № 496.

      В соответствии с подпунктом 19) пункта 1 статьи 9 Закона Республики Казахстан "О внутреннем водном транспорте" ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила захода судов в порт и выхода их из порта, плавания судов в пределах акватории порта и стоянки в порту, а также пользования перевозчиками технологической связью.
      2. Департаменту водного транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (Уандыков Б.К.) представить в установленном порядке настоящий приказ в Министерство юстиции Республики Казахстан для государственной регистрации.
      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан Абылгазина Т.Б.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования.

        И.о. Министра  

Утверждены          
приказом И.о. Министра   
транспорта и коммуникаций 
Республики Казахстан    
от 22 июня 2005 года N 217-I

Правила
захода судов в порт и выхода их из порта, 
плавания судов в пределах акватории порта 
и стоянки в порту, а также пользования 
перевозчиками технологической связью

   1. Общие положения

      1. Настоящие Правила захода судов в порт и выхода их из порта, плавания судов в пределах акватории порта и стоянки в порту, а также пользования перевозчиками технологической связью (далее - Правила) разработаны в соответствии с  Законом  Республики Казахстан "О внутреннем водном транспорте".
      2. Правила определяют требования, относящиеся к режиму плавания и стоянки судов в акватории портов и подходах к ним, а также порядок пользования перевозчиками технологической связью.

      3. Настоящие Правила распространяются на физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории портов и их акваториях, а также на суда, заходящих в порты и выходящих из них, плавающих и стоящих в пределах акватории порта.
      Заход иностранных судов в порты Республики Казахстан и их обслуживание осуществляются на основании международных договоров.

      4. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
      1) вахтенный - член экипажа судна, несущий дежурство на судне, в целях обеспечения ее безопасности;
      2) уполномоченный орган - центральный исполнительный орган, осуществляющий реализацию государственной политики в сфере внутреннего водного транспорта, государственный контроль и надзор, координацию и регулирование деятельности внутреннего водного транспорта.

  2. Правила захода судов в порт и выхода их из порта Параграф 1. Информация о подходе судна  

      5. Информация о подходе судна к порту назначения передается капитаном судна при следовании в порт Республики Казахстан - капитану порта.
      6. Информация о подходе сообщается за 24 часа и уточняется за 4 часа до подхода. При длительности перехода менее 24 часов - в пределах 2 часов после выхода судна из порта отправления. Капитаны судов рыбопромыслового флота сообщают время снятия с промысла, а также время подхода к порту не позднее, чем за 24 часа.

      7. Капитан судна в информации о подходе сообщает следующие данные:
      1) название судна, его флаг, наименование владельца;
      2) порт отправления (последний порт захода, район промысла, буровая установка и другие);
      3) наибольшую длину судна;
      4) осадку судна носом и кормой;
      5) число пассажиров;
      6) название груза, особые свойства груза, название фумиганта (если груз подвергался фумигации на судне), количество (массу) груза, размещение груза на судне: на палубе, твиндеке, по трюмам (при наличии сквозных трюмов - по каждому люку), длину одного места длинномерных и массу тяжеловесных (свыше 3 тонн) грузов, а для танкера при следовании под погрузку - массу балласта и время дебалластировки у причала, название предыдущего перевезенного груза;
      7) наименование грузополучателей;
      8) потребность в бункере, пресной воде, снабжении;
      9) потребность в выполнении вспомогательных технических и ремонтных операций, а также при необходимости подает заявку на:
      баржу для сдачи льяльных, балластных, хозяйственно-фекальных сточных вод и контейнеры под мусор;
      буксирные суда и буксирные услуги;
      лоцмана.

      8. В случае переадресовки судна, капитан радиограммой отменяет ранее поданные заявки в первоначальный порт назначения.
      9. Капитан судна в своей информации о подходе сообщает о всех неисправностях судовых грузовых устройств (механизмов).

      10. В случае отсутствия информации или представления судном неточной либо несвоевременной информации, что вызвало задержку в обработке судна, время его простоя относится за счет судна.
      11. Капитан порта информирует судно о месте его якорной стоянки, швартовки и способе выполнения погрузочно-разгрузочных или других работ не позднее, чем за 4 часа до прихода судна в порт.

  Параграф 2. Оформление прихода судна

      12. Приход судна в порт оформляется капитаном порта в течение 12 часов с момента прибытия. Приход судна оформляется по представлению капитаном судна судовых документов, судовой роли и списка пассажиров.
      13. Если в рейсе произошли какие-либо поломки устройств или узлов и механизмов, за контроль над техническим состоянием которых отвечает уполномоченный орган, капитан судна по приходу в порт письменно сообщает об этом капитану порта.

  Параграф 3. Оформление выхода судна

      14. Оформление выхода судна в рейс осуществляет капитан порта. Оформление производится при наличии судовых документов, выданных уполномоченным органом, подтверждающих удовлетворительное техническое состояние судна.

      15. Готовность судна к выходу из порта проверяется капитаном порта и санитарно-карантинной службой порта.

      16. Капитан порта может отказать в выдаче разрешения на выход из порта в случаях:
      1) непригодности судна к плаванию, нарушения требований о его загрузке, снабжении, комплектовании экипажа и при наличии других недостатков судна, создающих угрозу безопасности плавания или здоровью находящихся на судне людей, а также в случаях нарушения требований оформления судовых документов;
      2) неуплаты установленных сборов и штрафов.
      17. Также судно и груз могут быть задержаны в порту капитаном порта по требованию лица, в случае возникновения аварии, спасании, столкновении судов или ином причинении вреда, а также по требованиям порта, вытекающим из повреждений портовых сооружений, иного находящегося в порту имущества и средств навигационной обстановки, вплоть до предоставления судовладельцем или грузовладельцем достаточного обеспечения. 
      18. Обо всех нарушениях и недостатках в подготовке судов к выходу из порта, обнаруженных при проверке,  капитан порта делает запись в журнале замечаний и составляет акт. При оформлении отхода судно предъявляет представителю порта экземпляр акта с отметками об устранении замечаний.

      19. Для оформления выхода из порта, расположенного в устье реки, капитан судна Республики Казахстан предъявляет капитану порта:
      1) общую декларацию или заявление на право отхода;
      2) судовую роль;
      3) дипломы и квалификационные свидетельства членов экипажа;
      4) список пассажиров;
      5) разрешение санитарно-карантинной службы на выход из порта;
      6) расчет остойчивости;
      7) свидетельство о годности к плаванию;
      8) мерительное свидетельство;
      9) свидетельство о безопасности пассажирского судна или пассажирское свидетельство;
      10) свидетельство о безопасности грузового судна по конструкции, приложения к нему, а для танкера - дополнения к нему;
      11) свидетельство о безопасности грузового судна по оборудованию и снабжению, приложения к нему;
      12) свидетельство о безопасности грузового судна по телеграфной радиосвязи; 
      13) свидетельство о безопасности грузового судна по телефонной радиосвязи;
      14) свидетельство о минимальном составе экипажа, обеспечивающем безопасность судна;
      15) при приемке палубных тяжеловесных грузов - расчет крепления их на судне или акт о креплении в соответствии с типовыми схемами действующих технических условий (правил) крепления тяжеловесных и крупногабаритных грузов на судне;
      16) при приеме сыпучих грузов - карты технологических режимов и Типовые планы загрузки или сертификат на груз с указанием влажности и угла естественного откоса груза;
      17) международное свидетельство о грузовой марке; 
      18) классификационное свидетельство;
      19) книгу конверсии;
      20) свидетельство уполномоченного органа о соответствии конструкции и оборудования судна требованиям, установленным нормативными правовыми актами Правительства Республики Казахстан в области технического надзора и классификации судов;
      21) капитан иностранного судна при оформлении отхода предъявляет капитану порта Общую декларацию и конвенционные документы.

      20. Отход буксируемого судна при наличии на нем экипажа, возглавляемого капитаном, оформляется в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил. Отход буксирного каравана оформляется капитаном буксирующего судна.

      21. При оформлении отхода буксируемого судна капитаном порта предъявляются:
      1) инструкция по обеспечению безопасности буксировок; 
      2) план перехода;
      3) схема и расчет буксирной линии.
      22. При оформлении буксировки представляется акт проверки судоходного состояния, как буксировщика, так и буксируемого судна, с разрешающей на буксировку записью.

      23. Оформление отхода не требуется, если судно выходит из порта по распоряжению капитана порта в связи со стихийными явлениями или для участия в аварийно-спасательных операциях. Капитан такого судна, если это возможно, уведомляет капитана порта о своем выходе всеми доступными средствами.
      24. Разрешение на выход действительно в течение 24 часов.
      25. Суда ограниченного района плавания оформляют отход на срок действия санитарного свидетельства при условии получения разрешения капитана порта при каждом выходе из порта. Разрешение может быть получено по телефону или по УКВ связи.
      26. Если по какой-либо причине судно задержалось в порту сверх установленного срока, капитан судна сообщает об этом капитану порта и вновь оформляет отход.
      27. В случае изменений состава экипажа или технического состояния судна после оформления отхода капитан судна извещает об этом капитана порта и вновь оформляет отход.

  3. Стоянка судов в порту
 
Параграф 1. Стоянка судов на рейде

      28. Если в порту отсутствует Система управления движением судов, постановка судов на якорь или перемена места стоянки выполняется в каждом случае с разрешения (указания) капитана порта.
      29. Не допускается подъем на судах и плотах и иных плавучих объектах различных огней, которые могут быть приняты за навигационные.

      30. Суда на якоре несут радиовахту на УКВ, канал 16 (156,8 МГц).
      31. В темное время суток на судне, стоящем на якоре, включается штатное наружное освещение.
      32. Судно, стоящее на рейде с заведенными с кормы якорями (верпами), несет в темное время суток белый огонь, а днем - красный флаг, спущенный с кормы у якорной цепи на половину высоты борта.

      33. Не допускается оставлять на якоре без буксиров несамоходные плавучие средства без экипажа.
      34. Капитан судна, принявший на борт или обнаруживший на судне посторонних лиц, немедленно сообщает об этом капитану порта и передает этих лиц органам внутренних дел.
      35. Спуск на воду катеров и шлюпок допускается только с разрешения капитана порта. Данное требование не распространяется на случаи, когда необходимо неотложно использовать судовые плавучие средства для оказания помощи утопающим и выполнения аварийно-спасательных работ.

 

Параграф 2. Подготовка причалов к швартовке судов

      36. Владелец причала обеспечивает подготовку причала к подходу и отходу судна.

      37. При подготовке причала:
      1) обеспечивается достаточно свободная длина причала для швартовки подходящего судна;
      2) освобождается кордон причала от грузов и других предметов, мешающих нормальной швартовке (отшвартовке);
      3) прикордонная часть причала очищается от надолба и снега и посыпается шлаком на всем протяжении, где будут выполняться работы по швартовке (отшвартовке);
      4) прекращаются работы и движение всех видов транспорта в зоне швартовки;
      5) в темное время суток включается полное освещение причала. Место швартовки судна (местонахождение форштевня) указывается представителем владельца причала: днем - красным флажком, ночью - красным огнем.
      38. Капитан судна до швартовки получает информацию от капитана порта или лоцмана о состоянии причала, размерах свободных подходов, о глубинах на подходах к причалу и вдоль него.

  Параграф 3. Швартовка судов

      39. Для швартовки судна к причалу владелец причала выделяет швартовщиков, количество которых зависит от валовой вместимости судна.
      40. При швартовке судна к борту судна, стоящего у причала, последнее обеспечивает силами своего экипажа кранцевую защиту своего борта и прием швартовных концов, подаваемых на судно. Прием береговых швартовных концов обеспечивает владелец причала.
      41. Маломерное судно швартуется к причалу только с разрешения капитана порта.

  Параграф 4. Стоянка судов у причалов

      42. Расстановка судов у причалов осуществляется капитаном порта. Интервал между судами должен быть не менее 10 метров.
      43. Допустимое количество судов, стоящих у причала борт к борту (лагом), устанавливается в каждом конкретном случае капитаном порта.

      44. Не допускается стоянка двух судов, ошвартованных лагом друг к другу, один из которых имеет на борту опасные грузы. 
      45. Капитан судна, ошвартованного у причала, принимет меры, исключающие загрязнение водной поверхности, причала и дна, а также организовывает постоянную очистку от снега и грязи места в районе трапов.

      46. Сходни и трапы, поданные с судна на причал, оборудуются поручнями или леерами. В районе сходни обязательно наличие спасательного круга с линем длиной не менее 30 метров. Под площадкой трапа и сходней натягиваются предохранительная сетка, исключающая возможность падения людей в воду. В темное время суток трапы (сходни) освещаются.
      47. Владелец судоремонтного предприятия обеспечивает организацию безопасной стоянки ремонтируемых судов и иных плавучих объектов, а также контроль и охрану окружающей среды на акватории судоремонтного предприятия.

      48. В темное время суток на судне, стоящем у причала, включается наружное освещение, а на баке и корме выставляются огни, обозначающие оконечности судна.
      49. Танкер или бункеровщик жидким топливом, если его грузовые танки не очищены от остатков груза и не дегазированы, кроме огней, упомянутых выше, несет на наиболее видном месте один красный огонь, видимый по всему горизонту, согласно  Правилам  плавания по внутренним водным путям Республики Казахстан, утвержденным приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 30 ноября 1999 года N 849-1, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за N 1009.
      50. На судне, стоящем у причала, независимо от его размеров и принадлежности выставляется вахтенный у трапа. Вахтенная служба обеспечивается номерами телефонов капитана порта.

      51. Судовые работы, связанные с выводом из строя главных двигателей, рулевого, якорного и швартовного устройств, а также работы за бортом со шлюпок или других плавучих средств выполняются только с письменного разрешения капитана порта.
      52. Суда, стоящие вблизи аварийного судна или проходящие мимо него, принимают меры к оказанию помощи по спасению людей, судна, груза и другого имущества.
      53. Владельцы маломерных судов, не приспособленных для постоянного нахождения на них экипажа, обеспечивают круглосуточную охрану своих судов и надзор за их стоянкой.
      54. Во время грузовых операций крен судна не превышает 50 градусов. 
      Не допускается проведение грузовых работ при скорости ветра свыше паспортных данных для каждого перегрузочного механизма.

 

Параграф 5. Смена мест стоянки

      55. О предстоящей перемене места стоянки судна дежурный диспетчер сообщает капитану судна в рабочее время не позднее чем за 2 часа.
      56. Если перешвартовка, перетяжка и перестановка судна планируется с 17 до 8 часов следующих суток, то порт информирует об этом капитана за 15 часов.
      57. Если судно, меняющее место стоянки, ставится лагом к борту другого судна, стоящего у причала, то последнее предупреждается об этом не менее чем за 1 час до начала перестановки.
      58. Перестановка судна от одного причала к другому или отвод его от причала на рейд допускается только при наличии на судне капитана или старшего помощника.
      59. В случае предстоящей перетяжки судна вдоль причала швартовы, заведенные на него с другого судна, отдаются только после уведомления об этом вахтенного помощника капитана другого судна. Если при отдаче швартовых они окажутся зажатыми тросами другого судна, то вахтенная служба другого судна ослабляет свои швартовные тросы на время отдачи швартовых.

 

Параграф 6. Действия при шторме

      60. С получением данных о резком ухудшении погоды капитан порта немедленно информирует капитанов всех судов, стоящих у причалов порта.
      61. При получении штормового предупреждения или при явных признаках ухудшения погоды капитан судна принимает меры по обеспечению безопасности судна.
      62. С получением штормового предупреждения капитан порта передает в диспетчерскую службу порта список судов, которым на время шторма надлежит покинуть порт, а также дислокацию отстоя судов, оставляемых в порту, с учетом расстановки их в наиболее укрытых местах. Одновременно дает указания капитанам судов о проведении необходимых мероприятий по обеспечению безопасности оставшихся в порту судов и плавучих средств.
      63. Любое технически исправное судно по требованию капитана порта на время шторма покидает порт.

 

Параграф 7. Зимовка и стоянка на приколе в порту

      64. Решение о возможности зимнего отстоя судна, стоянки на ремонте или на приколе в каждом случае принимается руководителем порта по заявке собственника судов или судовладельца или капитана судна, в которой по каждому судну указываются:
      1) тип, наименование, регистрационный номер, длина, ширина и осадка;
      2) порт приписки;
      3) место желаемой стоянки в порту;
      4) фамилия капитана или иного ответственного лица;
      5) фамилии членов экипажа, остающихся на судне на зимовку, или сторожей, которые будут проживать на судне;
      6) порядок несения вахтенной службы командой (сторожами) и расписание дежурств;
      7) адреса собственника судна или судовладельца и капитана судна;
      8) схема расстановки судов.

      65. При зимовке нескольких судов собственник судов или судовладелец формирует караван, назначает капитана каравана, ответственного за безопасность стоянки всех судов каравана.
      66. Капитан (шкипер) судна в случае выезда из порта зимовки уведомляет капитана порта о лице, ответственном за судно и экипаж в период его отсутствия.
      67. Суда, поставленные на зимовку, имеют разработанные, утвержденные судовладельцем и согласованные с капитаном порта планы мероприятий по обеспечению безопасности судна в период стоянки на отстое.
      68. Перед постановкой на отстой на наливных судах выполняется полная зачистка и дегазация танков и насосных отделений.
      69. Запасы жидкого топлива на зимующем судне могут быть оставлены только с разрешения капитана порта.
      70. Во время стоянки суда обеспечиваются связью с капитаном порта.

  Параграф 8. Предотвращение загрязнения акватории

      71. Суда немедленно сообщают капитану порта и дежурному диспетчеру порта захода о случаях сброса любых вредных веществ, как со своего судна, так и с любого другого судна, а также о замеченных загрязнениях.
      72. Порт обеспечивает прием всех видов скопившихся на судне загрязненных вод и бытовых отходов.
      73. Твердые отсепарированные остатки нефтепродуктов, промасленная ветошь, мусор, мелкая тара, технические, пищевые и прочие бытовые отходы вывозятся с судна по заявке в предоставляемой портом специальной таре.
      74. На судне, стоящем в порту у причала, отливные шпигаты охлаждающей воды следует закрывать специальными щитами, а выводимый за борт отработанный пар направлять по добавочным трубам в воду. Щиты устанавливаются до подхода судна к причалу.

 

4. Пользование технологической связью

      75. Не допускается использование судном на акватории порта телеграфной и телефонной радиостанции, за исключением, когда судно находится в опасности, или передает сообщение для предотвращения бедствия, или оказывает помощь другим терпящим судам.
      На акватории порта допускается использование УКВ радиостанций и средств спутниковой связи. 
      76. Не допускается на канале УКВ, предназначенном для регулирования движения судов, вести переговоры, не относящиеся к регулированию движения.
      77. Судно, ошвартованное у причала, может использовать спутниковую или радиосвязь на УКВ, в случае, если связь с абонентом через береговую телефонную сеть невозможна.