В соответствии с Законами Республики Казахстан "О местном государственном управлении в Республики Казахстан", "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республики Казахстан" от 16 июля 2001 года N 242 и в целях реализации постановления Правительства Республики Казахстан "Об утверждении Правил прохождения разрешительных процедур на строительство новых и изменение существующих объектов" от 13 декабря 2002 года N 1313 областной маслихат РЕШИЛ:
1. Утвердить прилагаемые Правила застройки территории Западно-Казахстанской области.
2. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по бюджету, экономике и развитию инфраструктуры областного маслихата.
Председатель сессии
Секретарь областного маслихата
Утверждено
решением Западно-Казахстанского
областного маслихата
N 8-7от 29 мая 2004 года
ПРАВИЛА
застройки территории
Западно-Казахстанской области
г.Уральск, 2004 год
ПРАВИЛА
застройки территории
Западно-Казахстанской области Раздел 1
1. Общие положения
1. Правила застройки территории Западно-Казахстанской области (далее - Правила) разработаны в соответствии с Законами Республики Казахстан от 23 января 2001 года N 148 "О местном государственном управлении в Республике Казахстан", от 16 июля 2001 года N 242 "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан" и постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 декабря 2002 года N 1313 "Об утверждении Правил прохождения разрешительных процедур на строительство новых и изменение существующих объектов".
2. Правила определяют условия и требования по использованию субъектами архитектурной, градостроительной и строительной деятельности земельных участков, проектированию и застройке территорий населенных пунктов и природных зон, устанавливают порядок прохождения разрешительных процедур на размещение и строительство новых или изменение (перепрофилирование, переоборудования, перепланировка, реконструкция, расширение, капитальный ремонт) существующих объектов недвижимости.
3. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
объекты недвижимости в градостроительстве (далее - объекты недвижимости) - объекты, в отношении которых осуществляется деятельность по использованию, строительству и реконструкции здания, сооружения и земельные участки, на которых эти объекты располагаются;
инженерная, транспортная социальная инфраструктура - комплекс сооружений и коммуникаций инженерного оборудования, связи, транспорта, а также объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, обеспечивающих устойчивое развитие и функционирование области;
строительные нормы и правила - нормативно-технические документы, подлежащие обязательному исполнению при осуществлении застройки территории;
градостроительные регламенты - режимы, размещения, ограничения (включая обременения, запрещения и сервитуты) использования территорий (земельных участков) и других объектов недвижимости, также любых допустимых изменений их состояния, установленных в законодательном порядке;
красные линии - границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов, иных элементов в планировочной структуре населенных пунктов от улиц (проездов, площадей). Красные линии, как правило, применяются для регулирования границ застройки;
желтые линии - границы максимально допустимых зон возможного распространения завалов (обрушении) зданий (сооружений, строений) в результате разрушительных землетрясений, иных бедствий природного или техногенного характера. Желтые линии, как правило, применяются для регулирования разрывов между зданиями и сооружениями;
архитектурная деятельность (далее - архитектура) - деятельность по созданию объектов архитектуры, включающая творческий процесс создания внешнего и внутреннего облика объекта, пространственной, композиционной, объемно-планировочной и функциональной организации, зафиксированной в архитектурной части проектной документации для строительства (реконструкции, реставрации), ведение авторского надзора при реализации проекта;
градостроительная деятельность (далее - градостроительство) - деятельность в градостроительном планировании организации и развития территорий и населенных пунктов, определении видов градостроительного использования территорий, комплексном проектировании городских и сельских населенных пунктов, включающая творческий процесс формирования градостроительного пространства, создания градостроительного проекта, координацию всех смежных разделов градостроительной документации;
проект - замысел физических и юридических лиц или государства по обеспечению необходимых условий обитания и жизнедеятельности человека, представленный в форме архитектурной, градостроительной и строительной документации (чертежей, графических и текстовых материалов, инженерных и сметных расчетов);
экспертиза проектов - этап разработки пред проектной или проектной документации, предшествующий принятию заказчиком (инвестором) решения о целесообразности инвестирования проекта и его реализации. Экспертиза заключается в проведении анализа документации и установлении эффективности инвестиций, а также оценке качества проектов путем установления их соответствия либо несоответствия условиям и требованиям государственных нормативов, направленных на обеспечение государственных, общественных и частных интересов, благоприятных и безопасных условий жизнедеятельности человека, устойчивого функционирования проектируемых объектов;
архитектурно-планировочное задание - комплекс требований к назначению, основным параметрам и размещению объекта на конкретном земельном участке (площадке, трассе), а также обязательные требования, условия и ограничения к проектированию и строительству, устанавливаемые в соответствии с градостроительными регламентами для данного населенного пункта. При этом установление требований по цветовому решению и использованию материалов отделки фасадов зданий (сооружений), объемно-пространственному решению не допускается;
генеральный план населенного пункта - градостроительный проект комплексного планирования развития и застройки города, поселка, аула (села) либо другого поселения, устанавливающий зонирование, планировочную структуру и функциональную организацию их территории, систему транспортных и инженерных коммуникаций, озеленения и благоустройства;
зонирование территорий - при градостроительном планировании деление территорий на функциональные зоны с установлением видов градостроительного использования отдельных зон и возможных ограничений по их использованию;
селитебная территория - часть территории населенного пункта, предназначенная для размещения жилой, общественной (общественно-деловой) и рекреационной зон, а также отдельных частей инженерной и транспортной инфраструктур, других объектов, размещение и деятельность которых не оказывает воздействия, требующих специальных санитарно-защитных зон;
санитарно-защитная зона - территория, отделяющая зоны специального назначения, а также промышленные предприятия и другие производственные, коммунальные и складские объекты в населенном пункте от близлежащих селитебных территорий, зданий и сооружений жилищно-гражданского назначения с целью ослабления воздействия на них неблагоприятных факторов;
приемочная комиссия - временный коллегиальный орган, проводящий комплексную проверку готовности объекта (комплекса), контрольное испытание технологического оборудования и инженерных систем и принимающий построенный объект в эксплуатацию;
рабочая комиссия - временный коллегиальный орган, проводящий комплексную проверку готовности объекта для предъявления ее результатов государственной приемочной комиссии;
заявитель - заинтересованное физическое или юридическое лицо (собственник, заказчик, застройщик), имеющий намерение осуществить новое строительство либо провести реконструкцию, перепланировку или переоборудование отдельных помещений или иных частей существующего здания (сооружения) в своих целях (для проживания, оказания услуг, выпуска продукции, получения-прибыли и тому подобное);
разрешительные документы - документы, предоставляющие заявителю право на реализацию его замысла по строительству нового или изменение существующего объекта, которые включают:
решение соответствующего местного исполнительного органа о предоставлении на подведомственной территории земельного участка (территории, трассы) под строительство заявленного объекта либо разрешение на использование под строительство участка, принадлежащего заявителю на праве собственности или землепользования;
разрешение соответствующего местного исполнительного органа на проведение запрашиваемых изменений существующего объекта (отдельных частей объекта), не связанных с дополнительным отводом (прирезкой) земельного участка (территории);
разрешение на производство строительно-монтажных работ по объекту установленного назначения на предназначенной для этого строительства строительной площадке (земельном участке, территории, трассе), выдаваемое территориальными подразделениями управления архитектурно-строительного контроля и лицензирования Комитета по делам строительства Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан, осуществляющими функции государственной архитектурно-строительной инспекции. В случаях реконструкции, перепланировки, переоборудования помещений в существующих жилых зданиях, разрешение на производство указанных строительно-монтажных работ выдает местный орган (служба) архитектуры и градостроительства;
реконструкция - изменение отдельных помещений, иных частей здания или здания в целом, как правило, связанное с необходимостью обновления и модернизации изменяемого объекта;
перепланировка - изменение планировки помещения (помещений), сопряженное с изменением границ этого помещения (этих помещений);
переоборудование - изменение помещения (помещений), как правило, связанное с изменением его (их) функционального назначения, полной или частичной заменой внутренней системы технологического и (или) инженерного оборудования, необходимого для жизнеобеспечения, эксплуатации, выпуска какой-либо продукции, оказания услуг и тому подобное;
изменения конструктивных решений - изменения, которые затрагивают несущие и (или) наружные ограждающие конструкции (фундаменты, основания, каркас, колонны, опоры, ригели, фермы, наружные стены, внутренние несущие стены, лестничные площадки и марши, лифтовые шахты и тому подобное) существующих объектов либо изменения конструктивных решений, ранее заложенных в проект строительства.
2. Обеспечение благоприятной среды обитания
и жизнедеятельности при осуществлении
архитектурной, градостроительной
и строительной деятельности
4. Граждане как потребители результатов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности имеют право на благоприятную, применительно к данной местности, среду обитания и жизнедеятельности в пределах территории населенного пункта (поселения) и на отдых путем выделения (отвода) рекреационных территорий, предназначенных для этих целей в соответствии со статьей 7 Закона Республики Казахстан "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан".
5. Архитектурная, градостроительная и строительная деятельность на территории должна осуществляться:
1) с учетом оценки ее воздействия на окружающую среду и предусматривать мероприятия по рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической, санитарно-гигиенические безопасности и охраны окружающей среды;
2) исходя из условий обеспечения установленных законодательством требований по безопасности населения, территории и населенных пунктов от воздействия опасных (вредных) природных и техногенных, антропогенных явлений и процессов;
3) исходя из условий сохранности территории и объектов признанных в установленном законодательном порядке историческими, культурными ценностями и охраняемыми ландшафтными объектами.
6. При обеспечении градостроительной документацией по планированию и застройке населенного пункта либо его части (градостроительными проектами) должны определяться состав и структура объектов социальной, производственной, рекреационной, инженерной и транспортной инфраструктуры, а также предусматривается:
1) благоустройство, озеленение, инженерная подготовка территории и необходимые сервитуты с учетом типа (роли) поселения;
2) комплексная застройка территории;
3) учет интересов различных социальных, демографических и профессиональных групп населения;
4) соблюдение нормативных требований (ограничений, условий);
5) развитие конкурентной среды в сфере обслуживания.
3. Обязанности граждан и юридических лиц
при осуществлении застройки территории
7. Граждане и юридические лица обязаны:
1) охранять, прежде всего это право граждан, как потребители архитектурной, градостроительной и строительной деятельности благоприятную среду жизнедеятельности;
2) осуществлять застройку в соответствии с проектами;
3) не совершать действия, оказывающие вредное воздействие на окружающую природную среду, памятники истории и культуры и памятники транспортной инфраструктур и благоустройства территорий, затрагивающие законные интересы третьих лиц и препятствующие реализации прав собственников, владельцев, арендаторов или пользователей сопредельных земельных участков и иных объектов недвижимости;
4) проводить работы по надлежащему содержанию зданий, строений и сооружений и иных объектов недвижимости на земельных участках и благоустройству земельных участков в соответствии с архитектурно-градостроительной документацией, строительными нормами и правилами,экологическими, санитарными, противопожарными и иными специальными нормативами:
5) выполнять предписания государственных органов надзора, осуществляющих контроль в области градостроительства;
6) предоставлять организациям, осуществляющим проведение технической инвентаризации объектов недвижимости, ведение Государственного градостроительного кадастра и мониторинга застройки территории достоверные сведения об изменении принадлежащих им объектов недвижимости.
4. Назначение Государственного градостроительного
кадастра и мониторинга застройки территории
8. Государственный градостроительный кадастр - государственная информационная система сведений, необходимых для осуществления застройки территории, в том числе для осуществления изменений объектов недвижимости.
9. Мониторинг застройки территории - система наблюдений за состоянием и изменением объектов недвижимости, которые ведутся по единой методике посредством изучения состояния среды жизнедеятельности.
10. Сведения мониторинга застройки территории подлежат внесению в Государственный градостроительный кадастр.
Раздел II. Регулирование застройки территории области
5. Градостроительные требования к использованию
земельных участков по области
11. Градостроительные требования к использованию земельных участков при их предоставлении для строительства устанавливаются с учетом генеральных планов, проектов планировки, проектов застройки, а также плана функционально-градостроительного зонирования и правил застройки.
12. Для размещения, как комплексов, так и отдельных объектов, в за счет средств заказчика разрабатывается архитектурно-градостроительная документация в виде проектов планировки и застройки архитектурно-градостроительных узлов.
13. Представление земельного участка под строительство объектов осуществляется местными исполнительными органами в порядке установленном статьями 43, 44 Земельного Кодекса Республики Казахстан. Исключением для данного правила является строительство на принадлежащих заказчику на праве собственности индивидуальных приусадебных, дачных, садовых и огороднических участках временных строений, хозяйственно-бытовых построек и элементов благоустройства, а также жилых и бытовых помещений для сезонных работ и отгонного животноводства на участках (территориях), используемых заказчиком на праве землепользования.
14. Физические и юридические лица, заинтересованные в предоставлении им прав собственности и (или) землепользования на земельный участок подают заявление в местный исполнительный орган по месту нахождения земельного участка. В заявлении должно быть указано: цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры, месторасположения, наличие другого земельного участка.
15. Выбор земельного участка для строительства объектов осуществляются территориальными органами по управлению земельными ресурсами( в населенных пунктах совместно с органами архитектуры и строительства) в соответствии с землеустроительными и градостроительными регламентами.
16. Предоставление земельных участков по области осуществляется в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан.
17. Указанные требования сохраняются в случае перехода прав на земельный участок другому лицу.
18. Юридическое лицо, владеющее земельным участком на правах собственности или долгосрочной аренды, осуществляет его освоение в соответствии с градостроительным паспортом, включающим следующую информацию:
1) коды регистрации в Государственном градостроительном кадастре;
2) общие сведения о собственнике (арендаторе);
3) общие сведения об участке;
4) коды территориальной зоны, установленные правилами застройки;
5) функционально-целевое назначение территориальной зоны, в пределах которой находится земельный участок;
6) данные об инженерно-геологических сейсмических условиях;
7) данные об градостроительных условиях;
8) план установленных границ земельного участка;
9) здания, строения и сооружения, принадлежащие собственнику,
пользователю или арендатору с указанием их параметров;
10) наличие в границах земельного участка инженерных сетей и сооружений с указанием их параметров и ограничений на использование указанных объектов;
11) градостроительные регламенты и сервитута по использованию земельных участков.
19. При делении земельных участков или изменении их границ и параметров соблюдаются красные линии, линии регулирования застройки и требования градостроительных регламентов. В случае деления объектов недвижимости должны быть обеспечены условия для функционирования их частей как самостоятельных объектов недвижимости.
6. Разрешение на производство
строительно-монтажных работ
20. Разрешение на строительство-документ, удостоверяющий право собственника, пользователя или арендатора объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения, благоустройство территории.
21. Утвержденный в установленном порядке проект (эскизный проект), согласованный с местными органами (службами) архитектуры и градостроительства, а также положительное заключение экспертизы являются основанием для получения разрешения на производство строительно-монтажных работ.
22. Выдача (мотивированный отказ в выдаче) разрешений на производство строительно-монтажных работ производится государственными органами архитектурно-строительного контроля осуществляющими функции государственной архитектурно-строительной инспекции.
23. Разрешение на производство строительно-монтажных работ по изменению (реконструкции, перепланировке, переоборудованию) жилых и нежилых отдельных помещений или отдельных частей в жилых зданиях (домах, общежитиях) выдается местными органами (службами) архитектуры и градостроительства.
24. Разрешение на производство строительно-монтажных работ выдается по заявлению заинтересованного лица, имеющего намерение осуществить новое строительство либо изменить существующий объект.
В письменном заявлении указываются:
1) фамилия, имя, отчество, адрес и телефон заявителя - для физических лиц;
2) наименование организации, его государственный регистрационный номер, фамилия, имя, отчество руководителя, почтовый адрес и телефон - для юридических лиц;
3) назначение намечаемого к строительству объекта;
4) адрес (местонахождение) объекта, намечаемого к изменению и цель изменения;
5) копии документов о предоставлении (разрешение на использование) земельного участка под строительство или разрешении на изменение существующего объекта, выданного местным исполнительным органом;
6) согласованный и утвержденный в установленном порядке проект, а также положительное заключение экспертизы проекта, предусмотренного законодательством Республики Казахстан.
В необходимых случаях к заявлению могут быть приложены заключения о согласовании проекта с органами (службами) противопожарного, санитарно-эпидемиологического и экологического надзора и иные документы, предусмотренного законодательством Республики Казахстан.
25. Разрешение на производство строительно-монтажных работ не требуется при:
1) реконструкции, перепланировке, переоборудовании, техническом перевооружении, капитальном ремонте объектов, осуществляющих в существующих границах земельного участка (территории, трассы) без изменения конструкции и функционального назначения;
2) капитальном ремонте дорожного покрытия и мощении улиц, площадей, проездов, возведении и обустройстве малых архитектурных форм, открытых декоративных бассейнов, фонтанов, устройства городского оформления, элементов ландшафтной архитектуры и озеленения;
3) строительстве вспомогательных и подсобных строений временного назначения.
7. Сервитуты в области градостроительства
26. В отношении объектов недвижимости в градостроительстве могут устанавливаться публичные и частные сервитуты.
27. Публичный сервитут устанавливается на основании нормативных правовых актов местных исполнительных органов, а в случаях если это необходимо для обеспечения интересов государства и местного населения, без изъятия земельных участков.
28. Частные сервитуты в области градостроительства могут устанавливаться по договору с субъектами права частной собственности или землепользования на эти участки. Право ограниченного пользования соседним или иным земельным участком (частный сервитут) может устанавливаться в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 69 Земельного Кодекса Республики Казахстан:
1) проведения работ по инженерной подготовке территорий, работ по защите территорий от затопления и подтопления, устройству подпорных стен;
2) прохода, проезда через чужой (соседний) земельный участок, если другой путь частного собственника или землепользователя к своему участку невозможен, крайне затруднен или требует несоразмерных расходов;
3) применения проникающих на чужой (соседний) земельный участок на определенной высоте устройств при возведении зданий, строений и сооружений;
4) других нужд собственников объектов недвижимости, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
29. Порядок установления и прекращения частных сервитутов определяется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Раздел III. Порядок застройки территории
Западно-Казахстанской области
8. Общие требования к застройке территории
30. Порядок застройки на территориях Западно-Казахстанской области разработан на основе действующих нормативных актов и основывается на решениях местных исполнительных органов в части осуществления архитектурно-градостроительной деятельности.
31. Порядок является обязательным для исполнения всеми физическими и юридическими лицами, осуществляющих архитектурно-градостроительную деятельность на территории Западно-Казахстанской области, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
32. Порядок применяется с учетом действующих на территории Республики Казахстан нормативов и правил по проектированию и строительству.
33. На территории Западно-Казахстанской области все виды строительных работ осуществляются в установленном порядке, при наличии разрешительных документов, выдаваемых гражданам и юридическим лицам местными исполнительными органами (акимами городов Уральска, Аксая и районов).
34. Разрешительными документами на проектирование и строительство объекта являются:
1) Решение соответствующего местного исполнительных органов о предоставлении на подведомственной территории земельного участка под строительство объекта с указанием его конкретного целевого назначения;
2) Разрешение местных исполнительных органов на использование под строительство участка, принадлежащего гражданам или юридическим лицам на праве собственности или землепользования.
35. В письменном заявлении лица, имеющего намерение осуществить новое строительство либо изменение существующего объекта, соответственно указываются:
1) фамилия, имя, отчество, адрес и телефон заявителя, регистрационный номер налогоплательщика (РНН) - для физических лиц;
2) наименование организации, его государственный номер, фамилия, имя отчество руководителя, почтовый адрес, регистрационный номер налогоплательщика (РНН) для юридических лиц;
3) назначение, основные параметры намечаемого к строительству объекта (расчетная мощность, общая площадь, вместимость, пропускная способность и тому подобное);
4) обоснование места предполагаемого (желаемого) размещения участка нового строительства;
5) адрес (местонахождение) существующего объекта (помещения, части здания или сооружения), подлежащего изменению, цель изменения и основные параметры намечаемого изменения.
Для получения разрешения на изменение существующих объектов к заявлению прилагаются нотариально засвидетельствованная копия документа, удостоверяющего право собственности заявителя на изменяемый объект либо письменное согласие собственника (собственников) объекта на намечаемое изменение и его параметры.
36. В случаях, если заявитель указывает конкретное место и размеры (границы) запрашиваемого земельного участка, то. местные органы (службы) архитектуры и градостроительства вправе запросить у него упрощенные пред проектные материалы (эскизы), обосновывающие пожелание по местоположению участка и основных параметров объекта, намеченного к строительству.
37. По поступившему заявлению местный исполнительный орган поручает соответствующему местному органу (службе) архитектуры и градостроительства выбор земельного участка (территории, трассы) для размещения объекта нового строительства, подготовку предложений по размерам и границам земельного участка в соответствии с утвержденной градостроительной документацией и градостроительными регламентами.
38. Заявление о предоставлении земельного участка (территории, трассы) под строительство заявленного объекта либо разрешении на использование под строительство участка, принадлежащего заявителю на праве собственности или землепользования рассматриваются в течении 10 календарных дней для субъектов малого предпринимательства и 30 календарных дней для остальных физических и юридических лиц с момента подачи заявления.
39. В случаях невозможности положительного решения о предоставлении земельного участка либо выдачи разрешения на использование под строительство земельного участка, принадлежащего заявителю на праве собственности или землепользования, местные исполнительные органы должны в течение 10 дней с момента обращения ответить заявителю (заказчику) мотивированным отказом с указанием норм (положений, условий, ограничений, сервитутов) законодательства, в противоречие с которыми вступает его намерение.
Представление заявителем в местный исполнительный орган недостаточных, недостоверных либо иных не соответствующих законодательству или государственным нормативам оснований (заявочных документов) является мотивацией для отказа в выдаче разрешительных документов.
Отказ в выдаче положительного решения может быть обжалован заявителем в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.
40. Выданное решение местного исполнительного органа о предоставлении (прирезке) земельного участка под строительство заявленного объекта либо разрешение на использование под строительство участка, принадлежащего заявителю на праве собственности или землепользования может быть отозвано в случаях, предусмотренных законодательными актами.
41. Граждане и юридические лица, допустившие нарушения установленного порядка по застройке территории Западно-Казахстанской области (выполнение различных видов строительных работ), привлекаются к ответственности в соответствии с Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.
42. Разрешительные документы оформляются на следующие виды проектных и строительных работ:
1) новое строительство, реконструкцию (перепланировка, переоборудование), расширение, техническое перевооружение и капитальный ремонт зданий, сооружений и комплексов различного назначения;
2) капитальный ремонт, реставрацию и консервацию, определение охранных зон объектов и сооружений, отнесенных к памятникам истории, археологии, культуры и архитектуры;
3) новое строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение и капитальный ремонт подземных и наземных инженерных коммуникаций и сооружений, автомагистралей, улиц, проездов и транспортных сооружений, железнодорожных путей и сооружений, метрополитена и его сооружений, трамвайных путей и сооружений, троллейбусных линии и сооружений, остановок общественного транспорта;
4) новое строительство, реконструкцию и капитальный ремонт площадей, парков и других зеленых зон различного назначения, бассейнов и фонтанов, ограждений и малых архитектурных форм, уличного освещения, подсветки зданий, сооружений и комплексов, рекламы различных видов, информационных устройств и уличных указателей и других работ по обустройству территории общественного назначения;
5) бурение и разрытие грунта для геотехнических исследований, разработку карьеров и бурение скважин различного назначения;
6) восстановление природного ландшафта;
7) размещение и обустройство объектов временного назначения павильонов, киосков, летних площадок, рынков, автостоянок, гаражей, автозаправочных станций, пунктов технического осмотра и диагностики автомобилей, вспомогательных строений и сооружений различного назначения, установление ограждений, временных инженерных сетей, уличного освещения и других объектов;
8) снос строений и зеленых насаждений, земляные работы по планировке территорий, разборка внешних и внутренних несущих стен зданий, строений и сооружений, асфальтирование, бетонирование, и укладка тротуарных плит на основных пешеходных- участках и площадях и других видов работ, в результате которых изменяется функциональное использование и внешние параметры объекта.
43. Без разрешительных документов при обязательном контроле местных органов архитектуры и градостроительства выполняются следующие строительные работы:
1) ремонт кровли без изменения конфигурации, цвета и типа покрытия;
2) замена столярных изделий без изменения их размеров и формы;
3) внутренние отделочные работы;
4) наружные отделочные работы без изменения элементов фасада и цвета;
5) ремонт и замена санитарно-технических устройств и оборудования в зданиях и сооружениях без изменения существующей схемы инженерного обеспечения, планировки помещений и фасадов;
6) размещение торговых точек для обслуживания населения на период проведения праздничных массовых мероприятий.
9. Проектирование объектов строительства
и реконструкции на территориях
Западно-Казахстанской области
44. В соответствии с Законом Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года "О лицензировании" граждане и юридические лица, осуществляющие или имеющие намерения вести проектную и строительную деятельность на территории области, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, должны получить лицензию на данный вид работ.
45. Решение местного исполнительного органа о предоставлении (прирезке) земельного участка (разрешение на использование имеющегося у заявителя участка) под новое строительство либо разрешение на изменение существующих объектов является основанием для составления и утверждения заказчиком либо его уполномоченным лицом (застройщиком) задания на проектирование и получение им технических условий на подключение к источникам инженерного и коммунального обеспечения.
46. На основании заявления поставщики услуг по инженерному и коммунальному обеспечению должны в срок не превышающий десяти календарных дней ответить заявителю о выдаче технических условий в пределах запрашиваемых (расчетных) параметров либо отказе в выдаче технических условий в запрашиваемых параметрах. Отказ о выдаче технических условий может быть обжалован заявителем в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.
47. По заявлению заказчика местные органы (службы) архитектуры и градостроительства в течении трех рабочих дней выдают заказчику, либо его уполномоченному лицу (застройщику) архитектурно-планировочное задание на основании:
1) решения местного исполнительного органа о предоставлении (прирезке) земельного участка (разрешение на использование имеющегося земельного участка) - для нового строительства;
2) разрешения местного исполнительного органа на изменение существующих объектов для реконструкции (перепланировки, переоборудования);
3) утвержденного задания на проектирование;
4) технических условий на подключение к источникам инженерного и коммунального обеспечения.
48. Выданное архитектурно-планировочное задание означает разрешение на разработку проекта в установленном порядке. В архитектурно-планировочное задание включаются общие рекомендации по проектированию объектов различного назначения с учетом природно-климатических, сейсмических и градостроительных условий.
49. Разработанный проект должен соответствовать основным требованиям и рекомендациям архитектурно-планировочного задания. В случае отклонения проектных разработок от требований архитектурно-планировочного задания граждане и юридические лица обязаны согласовать их с местными органами архитектуры и градостроительства до предоставления проекта на окончательное согласование.
50. В случаях, когда для строительства нового или реконструкции (перепланировки, переоборудования, модернизации, реставрации) существующего объекта не требуется отвода (прирезки) земельного участка, а также если для этих целей отсутствует необходимость в подключении к источниками инженерного и коммунального обеспечения или увеличения нагрузок, то архитектурно-планировочном задании делается соответствующая запись.
51. Необходимость либо отсутствие необходимости в проведении экспертизы проекта нового строительства (изменения существующего объекта) указывается в архитектурно-планировочном задании. При этом учитывается, что по согласованию с местными органами (службами) архитектуры и строительства заказчик вправе не представлять на экспертизу проекты:
1) реконструкции (перепланировки, переоборудования) жилых и нежилых помещений в жилых зданиях (домах), выполненные лицами, обладающими лицензиями и не требующие отвода дополнительного земельного участка (прирезки территории), не снижающие расчетную прочность конструкций, не ухудшающие архитектурно-эстетических, противопожарных, противовзрывных и санитарных качеств, не оказывающие вредное воздействие на окружающую среду при эксплуатации;
2) других технически не сложных строений, предназначенных для личного пользования граждан.
52. Не допускается установление в архитектурно-планировочном задании требований или условий на проведение экспертизы по проектам:
1) индивидуальных жилых домов, выполненным лицами, обладающими лицензиями, в соответствии с архитектурно-планировочным заданием местных органов (служб) архитектуры и градостроительства. Данное правило не распространяется на индивидуальное жилищное строительство в районах (зонах) повышенной сейсмической опасности или иными особыми геологическими (гидрогеологическими) и геотехническими условиями, требующих специальных проектных решений и мероприятий при их реализации;
2) временных строений, жилых и бытовых помещений для сезонных работ и отгонного животноводства;
3) хозяйственно-бытовых построек на территории индивидуальных приусадебных участков, а также на участках садовых и огороднических товариществ (обществ);
4) благоустройства на дачных и приусадебных участках, не требующих изменения действующих инженерных сетей;
5) мобильных комплексов контейнерного и блочного исполнения, а также одноэтажных зданий (сооружений) для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, возводимых из сборно-разборных конструкций и не требующих согласования с санитарно-эпидемиологическими службами;
6) автостоянок открытого типа при количестве автомашин не более 50 единиц, а также гаражей с боксами не более чем на 2 автомашины;
7) перепланировок (переоборудования) помещений непроизводственного назначения, осуществляемых в существующих зданиях и не требующих изменения несущих конструкций;
8) защиты инженерных сетей от электрокоррозии;
9) капитального ремонта линейных инженерных сетей и сооружения на них, не требующих изменения их положения, отметок заложения, диаметра труб;
10) малых архитектурных форм и ограждений территории;
11) открытых спортивных площадок, тротуаров, мощений вокруг зданий (сооружений);
12) ремонта и замены единиц технологического или инженерного оборудования, по которым исчерпан технологический ресурс и не требующих реконструкции или перепрофилирования предприятия (цеха).
Решение о проведении экспертизы по указанным в настоящем пункте проектам принимает заказчик.
53. Не допускается в архитектурно-планировочном задании установление требований по цветовому решению и использования материалов отделки фасадов зданий (сооружений), а также их объемно-пространственному решению.
54. Разработанный в соответствии с заданием на проектирование и архитектурно-планировочным заданием, проект до его утверждения проходит необходимые согласования.
В зависимости от уровня технической сложности намеченного к строительству объекта или планируемых изменений существующего объекта, их потенциальной опасности для людей и окружающей среды в процессе строительства (реконструкции, перепланировки, переоборудования), а также при последующей эксплуатации, ожидаемого воздействия на устойчивое функционирование объекта в целом, прочность и надежность конструкций, окружающую-среду или санитарное состояние, необходимы согласования проекта с органами:
1) противопожарной службы;
2) санитарно-эпидемиологической службы;
3) экологической службы.
Сроки согласования в указанных инстанциях устанавливаются ведомственными нормативами, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан.
55. Местные органы (службы) архитектуры и градостроительства согласовывают проект в части его соответствия архитектурно-планировочному заданию и техническим условиям на подключение к источникам инженерного и коммунального обеспечения.
56. Согласованный проект проходит экспертизу, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан и настоящими правилами.
10. Проектирование индивидуальной (усадебной)
застройки в районах массового строительства
57. Архитектурный облик района индивидуальной застройки, его планировочная структура, типы домов, этажность, благоустройство определяются проектом застройки данного района, разработанного в соответствии с архитектурно-планировочным заданием местных органов архитектуры и градостроительства.
58. Проектирование и строительство индивидуальных жилых домов осуществляется в установленном порядке согласно строительным нормам и правилам застройки.
59. В районах индивидуальной застройки разрешается строительство хозяйственных построек и надворных туалетов согласно утвержденному проекту.
60. Размеры земельного участка для строительства индивидуального жилого дома устанавливаются в соответствии с нормативными правовыми актами и утвержденным проектом.
11. Реконструкция (перепланировка,
переоборудование) жилых и нежилых помещений
61. При реконструкции (перепланировке, переоборудовании) жилых и нежилых помещений в зданиях и жилых домах, требующей отвода дополнительного земельного участка (прирезки территории) или изменения его целевого назначения, собственник обязан получить в соответствии с земельным законодательством решение местных исполнительных органов о предоставлении дополнительного земельного участка или разрешение изменения целевого назначения участка, принадлежащего ему на праве собственности или землепользования.
62. Лица, заинтересованные в изменении жилых и нежилых помещений в жилых зданиях, а также иных частей жилого здания и имеющие соответствующее решение местных исполнительных органов, обращаются с заявлением в органы (службы) архитектуры и градостроительства по месту нахождения объекта.
К заявлению прилагаются нотариально засвидетельствованная копия документа, удостоверяющего право собственности заявителя на изменяемое помещение либо письменное согласие собственника (сособственников) помещений или иных частей здания на их изменение.
63. Местные органы (службы) архитектуры и градостроительства после рассмотрения представленных заявителями документов принимают решение о выдаче архитектурно-планировочного задания и необходимых исходных данных на разработку проекта изменения помещений (частей здания) или мотивированном отказе в их выдаче.
64. Отказ в выдаче разрешения на изменение, а также архитектурно- планировочного задания и исходных материалов (данных) может иметь место:
1) при отсутствии у заявителя соответствующего права собственности на подлежащий изменению объект, либо нотариально засвидетельствованного письменного согласия собственника (coсобственников) помещения;
2) если планируемое изменение предполагает использование помещения для вида деятельности, который запрещен или ограничен нормативными правовыми актами или нормативно-техническими документами.
Мотивированный отказ выдается заявителю в письменном виде с указанием конкретных нормативных правовых актов и нормативно-технических документов, которым не соответствуют документы заявителя.
65. При устранении заявителем замечаний, на основании которых был получен мотивированный отказ в выдаче исходных данных и архитектурно-планировочного задание, повторное заявление рассматривается на общих основаниях.
66. При выдаче исходных данных и архитектурно-планировочного задания местные органы (службы) архитектуры и градостроительства, в зависимости от сложности предполагаемых изменений, принимают решение об осуществлении изменения помещений или иных частей здания в следующем порядке:
1) если при технически несложном изменении, в совокупности не требующем отвода дополнительного земельного участка (прирезки, территории), не снижающая расчетную несущую способность конструкций, не ухудшающем противопожарных, санитарных и архитектурно-эстетических качеств, не оказывающем вредных воздействий на окружающую среду при эксплуатации, не являющимся объектом, подлежащим проведению государственной экспертизы проектов, то работы осуществляются по согласованному с местным органом (службой) архитектуры и градостроительства упрощенному проекту (эскизу), выполненному любым лицом.
Решение об отнесении планируемых изменений к разряду технически не сложных принимается местными органами (службами) архитектуры и градостроительства;
2) при всех иных планируемых изменениях помещений работы должны осуществляться по проекту, выполненному лицом, имеющим соответствующую лицензию, в объеме, установленном архитектурно-планировочным заданием.
67. Один из вариантов, принятых местными органами (службами) архитектуры и градостроительства решений, указанных в пункте 66, фиксируется в архитектурно-планировочном задании.
В архитектурно-планировочном задании также указывается установленная нормами законодательства необходимость проведения экспертизы проекта намеченных изменений помещений (частей здания) либо отсутствие такой необходимости.
68. Сроки рассмотрения представленных заявителями документов в местные органы (службы) архитектуры и градостроительства для выдачи исходных данных и архитектурно-планировочного задания на разработку проекта реконструкции (перепланировки, переоборудования) помещений или иных частей жилого здания (или мотивированного отказа в их выдаче) не должны превышать трех рабочих дней.
69. Разработчики проекта должны указать в документации сведения о наличии или отсутствии проектных решений, затрагивающие интересы других собственников как в процессе работ по изменению помещений или иных частей здания, так и при последующей эксплуатации измененного объекта.
В случаях, если планируемая реконструкция (перепланировка, переоборудование) помещений (частей жилого дома) или перенос границ помещений затрагивает интересы других собственников (сособственников), то к проекту должно быть приложено их нотариально засвидетельствованное письменное согласие на эти изменения.
Необходимость получения указанного согласия других собственников устанавливается в зависимости:
1) от планируемых заявителем изменений - местными органами (службами) архитектуры и градостроительства при выдаче архитектурно-планировочного задания;
2) от принятых проектных решений - разработчиком проекта.
70. Основанием для отказа в выдаче разрешения на производство строительно-монтажных работ по изменению существующих помещений (частей здания) может иметь место только:
1) если к моменту рассмотрения заявления истек срок действия решений местных исполнительных органов о реконструкции (перепланировке, переоборудовании);
2) если проект не был утвержден или утвержден с нарушениями установленного порядка;
3) при отказе в согласовании проекта органами, указанными в пункте 54 настоящих Правил, или отрицательного заключения экспертизы проектов;
4) при несоответствии проекта нормативно-техническим документам.
71. Сроки выдачи разрешения на начало производство строительно-монтажных работ по изменению помещений (частей здания) или отказа в его выдаче не должны превышать пяти рабочих дней.
12. Проектирование инженерных сетей и сооружений
72. Проектирование магистральных инженерных сетей и сооружений осуществляется по заказу организаций и служб.
Физические и юридические лица, заинтересованные в строительстве магистральных инженерных сетей и сооружений в Западно-Казахстанской области, также могут выступать заказчиками на их проектирование и строительство с последующей передачей сетей на баланс соответствующих служб области.
73. Проектирование разводящих и внутриплощадочных инженерных сетей, обеспечивающих функционирование объектов, а также сетей внутри зданий и сооружений, независимо от их протяженности, осуществляется по заказу застройщиков в соответствии с техническими условиями инженерных служб области и архитектурно планировочным заданием, выданного местными органами (службами) архитектуры и градостроительства.
Проектирование инженерных сетей и сооружений осуществляется проектными организациями или физическими лицами, имеющими соответствующие лицензии.
74. Проекты инженерных сетей на всех стадиях и видах должны выполняться на полноценной и откорректированной топогеодезической основе в масштабе 1:500. Разработанные проекты инженерных сетей и сооружений подлежат обязательному согласованию с местными органами архитектуры и градостроительства.
Проекты инженерных сооружений (насосные, подстанции и другие объекты) согласовываются в установленном порядке с органом экспертизы.
75. Разрешение на производство работ на строительство инженерных сетей и сооружений выдается органом государственного архитектурно-строительного контроля, на основании проекта, согласованного местными органами (службами) архитектуры и градостроительства.
76. По завершении строительства инженерных сетей и сооружений до их засыпки грунтом застройщик или строительная организация обязаны обеспечить исполнительную геодезическую съемку М 1:500 вновь построенного участка инженерных сетей силами лицензированной топогеодезической организации, с последующей регистрацией в службе кадастра области.
77. Приемка в эксплуатацию инженерных сетей осуществляется по завершению их строительства или реконструкции в установленном порядке приемочной комиссией. Один экземпляр Акта комиссии предъявляется в орган государственного архитектурно-строительного контроля. Здания и сооружения инженерного назначения принимаются государственной комиссией.
78. Строительные организации, осуществляющие производство работ по строительству или ремонту инженерных сетей и сооружений без согласованной проектной документации или без разрешения на производство работ органа государственного архитектурно-строительного контроля, подвергаются административному взысканию в соответствии с Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.
13. Строительство объектов
79. Граждане и юридические лица (заказчики), на основании положительного заключения экспертизы по проектной документации получают разрешение на производство работ в органе государственного архитектурно-строительного контроля.
80. По предоставлении заказчиком необходимых документов орган государственного архитектурно-строительного контроля выдает разрешение на производство работ (ежегодно производится пролонгация данного разрешения).
81. Граждане и юридические лица; имеющие разрешение на производство строительных работ, извещают орган государственного архитектурно-строительного контроля о начале строительства объекта. Производство работ осуществляется в соответствии с установленными в проекте сроками строительства. Граждане и юридические лица, допустившие при строительстве
нарушения проекта и качества строительно-монтажных и отделочных работ, несут ответственность согласно действующему законодательству.
82. На период строительства объектов или комплексов в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности на прилегающих территориях, зданиях и сооружениях, организации удобного технологического процесса и создания эстетического восприятия стройки, в обязательном порядке предусматривается обустройство строительной площадки - установка ограждения, организация подъездов и пешеходных проходов, мойка автотранспорта и другие мероприятия в соответствии с проектом производства работ и строительным генеральным планом согласованным с местными органами архитектуры и градостроительства.
83. По завершении строительства объекта или комплекса заказчики обязаны до приемки объекта в эксплуатацию заказать и представить в областное управление архитектуры и градостроительной политики исполнительную топографическую съемку для занесения в базу данных государственного градостроительного кадастра.
14. Приемка объектов завершенного строительства
84. Приемка построенных объектов в эксплуатацию регулируется Гражданским кодексом Республики Казахстан, Законом "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан".
85. Приемка в эксплуатацию построенного объекта государственной приемочной комиссией и приемочной комиссией производится при его полной готовности в соответствии с утвержденным проектом и наличии положительного заключения рабочей комиссии.
В отдельных случаях, предусмотренного статьей 74 Закона "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан" приемка в эксплуатацию построенного объекта производится собственником (заказчиком, инвестором, застройщиком) самостоятельно.
86. Эксплуатация построенного объекта без положительного решения государственной приемочной комиссии или приемочной комиссии не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 74 Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года N 242 "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан".
87. Государственная приемочная комиссия назначается в недельный срок со дня поступления заявления или может быть постоянно действующей на территории области в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря).
88. Государственная приемочная комиссия в двухнедельный срок со дня ее назначения обязана проверить готовность объекта к нормальной эксплуатации, качество и соответствие выполненных работ проектной документации строительным нормам и правилам и принять соответствующее решение.
89. Акт государственной приемочной комиссии (а в установленных государственными нормативами случаях приемочной комиссии) о приемке построенного объекта в эксплуатацию является исключительным исходным документом при регистрации имущественного права на готовую строительную продукцию.
90. Акт приемки построенного объекта в эксплуатацию государственной комиссией подлежит утверждению. Утверждение акта приемки производится инстанцией, назначившей государственную приемочную комиссию.
По городу Уральска утверждение актов приемки в эксплуатацию объектов строительства проводится после прохождения регистрации в службе кадастра области.
Утверждение акта приемки проводится:
1) по объектам производственного назначения - не более чем в месячный срок со дня подписания акта;
2) по объектам жилищно-гражданского назначения - не более чем в семидневный срок со дня подписания акта.
91. Датой ввода в эксплуатацию принятого государственной приемочной комиссией объекта считается дата утверждения акта о вводе в эксплуатацию инстанцией, назначившей комиссию.
Датой ввода принятою приемочной комиссией объекта считается дата подписания акта о вводе объекта в эксплуатацию.
92. Полномочия государственной приемочной комиссии и приемочной комиссии по конкретному объекту начинаются с момента их назначения и прекращаются с момента утверждения акта о приемке в эксплуатацию.
93. Полномочия рабочей комиссии по конкретному объекту начинаются с момента назначения и прекращаются с момента передачи заказчику по комплексной проверке вводимого в эксплуатацию объекта.
15. Правила производства работ по строительству
и ремонту инженерных сетей и сооружений
94. Для принятия необходимых мер предосторожности и предупреждения повреждений инженерных сетей и сооружений организация, ответственная за производство работ, обязано не позднее, чем за 24 часа до начала работ вызвать на место работ представителей заинтересованных организации, установить совместно с ними точное расположение существующих сетей и сооружений и принять меры к их полной сохранности.
Руководители заинтересованных организаций обеспечивают явку своих представителей к месту производства работ и дают исчерпывающие письменные указания условий, необходимых для обеспечения сохранности принадлежащих им сетей и сооружений при производстве работ.
95. Организация, ответственная за производство работ, обязана до начала работ выполнить следующее:
а) установить по границам разрытия ограждения и предупреждающие дорожные знаки установленного образца;
б) в местах движения пешеходов подготовить пешеходные мостики с поручнями и обеспечить освещение участка разрытия в ночное время;
в) при наличии зеленных насаждений в зоне механизмов оградить их глухими щитами, гарантирующими их сохранность. При разрытиях, требующих закрытия проездов, соответствующими знаками ясно обозначается объезд.
96. Запрещается начинать разработку траншей без предварительной подготовки, гарантирующей максимальное сбережение дорожного покрытия.
97. Доставка материалов к месту выполнения работ допускается не ранее чем за 24 часа до начала выполнения работ.
98. На улицах, площадях и других благоустроенных территориях рытье траншей и котлованов для укладки подземных коммуникаций должно производится с соблюдением следующих условий:
а) работы выполняются короткими участками в соответствии с проектом производства работ;
б) работы на следующих участках разрешается начать только после завершения всех работ на предыдущем участке, включая восстановительные работы и уборку территории;
в) грунт, вынутый из траншеи и котлованов, должен вывозится с места работ немедленно;
г) обратная засыпка траншеи должна производится гравийно-оптимальной смесью с послойным уплотнением;
д) при прокладке магистральных магистральных инженерных сетей по улицам, ширина асфальтового покрытия которых 4-7 метров, асфальтобетонное покрытие восстанавливается на всю ширину существующей дороги, а при ширине более 7 метров восстановление асфальтобетонного покрытия выполняется по траншее и в зоне работы строительных механизмов;
е) при прокладке телефонной канализации, электрокабелей и других инженерных сетей по тротуарам шириной асфальтобетонного покрытия 1,5-2 метра асфальтобетонное покрытие восстанавливается по всей ширине тротуаров.
99. По окончании разработки траншеи организация, ответственная за производство работ, обязана засвидетельствовать представителю органа государственного архитектурно-строительного контроля соответствие разработки траншеи проекту сети и оформить данное соответствие актом.
100. В случае несоответствия проектов трасс инженерных сетей при производстве или окончании строительно-монтажных работ органом государственного архитектурно-строительного контроля выдается предписание на прокладку этих сетей. Затраты на переустройство инженерных сетей и их оборудования для проведения в соответствие с проектом выполняются за счет организации, производящей эти работы.
101. По окончанию монтажа инженерных сетей и строительства инженерных сооружений, но до засыпки грунтом последних строительная организация выполняет исполнительную съемку с последующей регистрацией в службе кадастра области.
102. Приемка в эксплуатацию законченных строительством инженерных сетей производится государственной приемочными и рабочими комиссиями, в которые входят представители заказчика, местных органов (служб) архитектуры и градостроительства, генерального подрядчика, субподрядных организаций, проектной организации, технической инспекции и при необходимости других заинтересованных организаций.
103. Рассмотрев предъявленную документацию, комиссия производит осмотр сооружений в натуре и устанавливает:
1) соответствие выполненных работ к исполнительным чертежам;
2) качество выполненных работ;
3) недоделки.
104. Приемка инженерных сетей в эксплуатацию должна производится после завершения всех работ, включая установку люков, колодцев и полного восстановления элементов благоустройства.
105. Ответственность за состояние колодцев, тепловых камер, люков на улицах и внутриквартальных территориях области несет эксплуатирующая организация или ведомство, в ведении которого находится данная инженерная сеть.
16. Восстановительные работы
по ликвидации аварий инженерных сетей
106. При повреждениях подземных инженерных сетей и сооружений, послуживших причинами остановки производства, несчастных случаев, руководители или другие полномочные представители организаций в эксплуатации, которой находятся эти сооружения, по получении сигнала об аварии обязаны:
а) немедленно вызвать аварийную бригаду под руководством ответственного лица для отключения и переключения поврежденных сетей;
б) уведомить об аварии местные исполнительные органы, дорожную полицию, а также другие организации, имеющие смежное подземное хозяйство у места аварии.
Примечание: если крупная авария произошла в ночное время, телефонограмма передается дежурному аппарата акима города Уральска, Аксая, районных центров.
107. Техническая инспекция и дорожная полиция по поручению сообщения об аварии в тех случаях, когда работы по ликвидации вызывают аварий для решения вопроса о закрытии проезда и установлении срока ликвидации повреждений.
108. Работы по ликвидации аварии возлагаются на организацию, допустившую повреждения инженерных сетей и сооружений.
Во всех случаях производства работ по ликвидации аварии организация, производящая работы обязаны, не прекращая работы, получить ордер на производство работ.
109. Если подземные сооружения пришли в ветхость или вместо них проложено другое сооружение, то первое сооружение исключается из эксплуатации и должно быть извлечено из грунта.
110. Работы по ликвидации недействующих сооружений, связанные с разрытием, производятся только после получения ордера Технической инспекции в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
17. Застройка жилых территорий
111. Застройка жилых территорий осуществляется по утвержденному проекту застройки, выполненному в соответствии с генеральными планами городов Уральска, Аксая и населенных пунктов.
112. Новое жилищное строительство должно предусматривать формирование жилой среды в виде градостроительных комплексов, обеспечивающих комфортные условия проживания, гарантируемый минимум социальных услуг населению и уровень инженерного обеспечения, экономически обоснованный для того или иного типа застройки.
113. Застройка жилых территорий осуществляется на основе архитектурно-градостроительной документации.
При проектировании жилых территорий и размещение жилых домов необходимо предусмотреть возможность последующего образования кондоминиумов собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных жилых домов с целью содержания и обслуживания домов и земельных участков, на которых они располагаются.
114. При проектировании комплексов многоквартирных жилых домов следует максимально использовать подземное пространство для размещения гаражей и сооружений инженерного оборудования с устройством на поверхности детских игровых, спортивных и хозяйственных площадок с учетом санитарных и противопожарных требований.
18. Организация территории
индивидуальной (усадебной) застройки
115. Организация территории индивидуальной (усадебной) застройки осуществляется по разработанному и утвержденному в установленном порядке проекту застройки.
116. Под индивидуальной (усадебной) застройкой подразумеваются усадебная (коттеджная) и блокированная застройка, при которой каждый жилой дом (квартира) имеют свой приусадебный земельный участок.
117. Согласно статьи 50 Земельного Кодекса Республики Казахстан выделение гражданам Республики Казахстан земельного участка для индивидуального строительства отдельно стоящего дома (коттеджа) производится в пределах площади не менее 0,1 гектара.
В соответствии с архитектурно-градостроительной документацией допускается увеличение приусадебного земельного участка; дополнительные земельные участки, превышающие размеры бесплатно предоставляемым гражданам в постоянное землепользование и в собственность до предельных размеров этих участков, приобретаются за плату.
118. Жилые улицы в районах индивидуальной малоэтажной застройки должны иметь ширину в «красных» линиях не менее 12 метров, проезжей части - 5,5 метров.
Тупиковые проезды могут иметь протяженность не более 100 метров оканчиваются разворотными площадками.
119. В районах индивидуального малоэтажного строительства должны:
1) резервироваться территории для размещения объектов социально бытового назначения;
2) осуществляться опережающее строительство улично-дорожной сети и инженерная инфраструктура.
120.Инженерное оборудование должно предполагать как подключение к центральным городским системам, так и устройство локальных и квартальных автономных сооружений.
19. Размещение торговых киосков и павильонов
на территории Западно-Казахстанской области
121. В целях сохранения и формирования выразительно архитектурного облика городов Уральска, Аксая и населенных пунктов и содержания улиц в надлежащем эстетическом и санитарном виде установка торговых киосков и павильонов на территории области осуществляется в соответствии с утвержденной исполнительным органом схемой дислокации торговых киосков и павильонов.
122. Действующие киоски, размещенные согласно утвержденной схеме дислокации, функционируют до предоставления предупреждения об их сносе или переносе на другой участок.
123. Земельные участки, на которых расположены торговые киоски и павильоны могут передаваться владельцам торговых киосков и павильонов только в аренду. Соответствие торгового блока и навеса остановки должно составлять равные доли от общей площади остановочного павильона.
20. Размещение сооружений для хранения
и обслуживания транспортных средств,
принадлежащих населению
124. Размещение гаражей и площадках для постоянного хранения автомобилей в жилых кварталах, микрорайонах, жилых районах осуществляется в соответствии с утвержденной местными исполнительными органами схемы дислокации гаражей и автостоянок на территории области.
125. Размещение гаражей для хранения автомобилей, принадлежащих инвалидам, производится в соответствии с установленным порядком. Оформление подготовительных материалов для отвода земельных участков этой категорий граждан осуществляют местные органы архитектуры и строительства.
126. Проектирование и строительство кооперативных гаражей и автостоянок осуществляется в порядке, установленном местными исполнительными органами, с соблюдением действующих строительных норм и правил.
Не допускается самовольное строительство гаражей, автостоянок, а также обустройство навесов на действующих автостоянках.
Граждане и юридические лица, виновные в нарушении установленного порядка по строительству гаражей автостоянок, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
127. При проектировании крупных торговых и общественных зданий необходимо предусмотреть встроенные и пристроенные подземные гаражи.
128. Станции технического обслуживания автотранспортных средств размещаются вблизи общественных магистралей в производственных базах, обособленных участках санитарно-защитных зон от промышленно-коммунальных и транспортных предприятий, в отдалении от жилой застройки.
129. Стационарные автозаправочные станции и станции технического обслуживания должны располагаться на специально отведенных площадках на общегородских магистралях с организацией удобных транспортных подъездов.
Контейнерные автозаправочные станции могут размещаться временно на резервируемых территориях с соблюдением противопожарных и экологических требований.
Допускается объединение на одной площадке станций технического обслуживания (СТО), стационарных автозаправочных станций (САЗС), пункта мойки автомобилей и других объектов обслуживания.
130. Размещение автозаправочных станций и станций технического обслуживания должно осуществляться в соответствии с утвержденной схемой их дислокации.
21. Проектирование строительство специальных
устройств в целях обеспечения удобного
передвижения инвалидов
131. Физические и юридические лица (заказчики), имеющие намерение осуществлять строительство объекта или комплекса обязаны предусматривать специальных устройств для передвижения инвалидов в объектах и комплексах определяется архитектурно-планировочным заданием, подготовленным местными органами (службами) архитектуры и градостроительства.
Раздел IV. Контроль за осуществлением
градостроительной деятельности
22. Контроль за осуществлением
градостроительной деятельности
132. Контроль за осуществлением градостроительной деятельности направлен на обеспечение реализации государственной политики в области градостроительной документацией, правилами застройки, государственными градостроительными нормативами и правилами.
133. Должностные лица местных органов (служб) архитектуры и градостроительства, территориального управления Комитета по делам строительства Республики Казахстан в пределах их компетенций имеют право:
1) проводить контроль за строительством, реконструкцией, ремонтов объектов недвижимости в целях получения информации о выполнении субъектами градостроительной деятельности требований градостроительной и проектной документации, государственных градостроительных нормативов и правил, размещений на строительство;
2) привлекать в установленном порядке лиц, виновных в нарушений законодательства Республики Казахстан об архитектуре и градостроительстве, к административной ответственности;
3) направлять материалы в компетентные органы для привлечения лиц, виновных в нарушений законодательства Республики Казахстан об архитектуре и градостроительстве, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности;
4) предъявить иск в суд о возмещении причиненного среде жизнедеятельности вреда в случае, если вред был причинен путем нарушения законодательства Республики Казахстан об архитектуре и градостроительстве;
5) принимать решения о приостановлении или прекращении градостроительной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства Республики Казахстан об архитектуре и градостроительстве.
23. Ответственность за нарушение
правил проектирования, согласования
и строительства отдельных объектов
на территории Западно-Казахстанской области
134. Ответственность за нарушение Правил застройки территории Западно-Казахстанской области устанавливается в соответствии с законодательством Республики Казахстан.