В соответствии с подпунктом 3) пункта 1 статьи 15 и подпунктом 5) статьи 14-1 Закона Республики Казахстан «О естественных монополиях», а также в целях стимулирования увеличения объемов выработки электрической энергии, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила установления и отмены временных понижающих коэффициентов к тарифам (ценам, ставкам сборов) на услуги по передаче электрической энергии и (или) технической диспетчеризации отпуска в сеть.
2. Департаменту по регулированию и контролю в сфере электро- и теплоэнергетики Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий (Токубаева Д.Х.) обеспечить в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
3. Департаменту административной работы и анализа Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий (Токарева М.А.) после государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан:
1) обеспечить в установленном порядке опубликование настоящего приказа в официальных средствах массовой информации;
2) довести настоящий приказ до сведения заинтересованных государственных органов, структурных подразделений и территориальных органов Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий.
4. Признать утратившим силу приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса от 30 декабря 1999 года № 23-ОД «Об утверждении Правил установления и отмены понижающих коэффициентов к тарифам на услуги по передаче (транзиту) электрической энергии» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 1025, опубликованный в Бюллетене нормативных правовых актов центральных и иных государственных органов Республики Казахстан, 2000 года, № 3, ст. 203).
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий Алдабергенова Н.Ш.
6. Настоящий приказ вступает в силу со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
Председатель
Согласован:
Министр энергетики и минеральных
ресурсов Республики Казахстан
Председатель
Налогового Комитета
Министерства финансов
Республики Казахстан
23 декабря 2004 г.
Утверждены
приказом Председателя Агентства
Республики Казахстан по
регулированию естественных монополий
от 28 декабря 2004 года N 505-ОД
Правила
установления и отмены временных понижающих
коэффициентов к тарифам (ценам, ставкам сборов)
на услуги по передаче электрической энергии и
(или) технической диспетчеризации отпуска в сеть 1. Общие положения
1. Правила установления и отмены временных понижающих коэффициентов к тарифам (ценам, ставкам сборов) на услуги по передаче электрической энергии и (или) технической диспетчеризации отпуска в сеть (далее - Правила) разработаны в соответствии с Законами Республики Казахстан «О естественных монополиях», «Об электроэнергетике» и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан с целью определения единого порядка установления и отмены временных понижающих коэффициентов к действующим тарифам (ценам, ставкам сборов) на услуги по передаче электрической энергии по сетям межрегионального (регионального, местного) уровней и (или) технической диспетчеризации отпуска в сеть (далее - техническая диспетчеризация).
2. Настоящие Правила определяют порядок и условия установления и отмены временного понижающего коэффициента к тарифу (цене, ставке сбора) на услуги по передаче электрической энергии по сетям межрегионального (регионального, местного) уровней и (или) технической диспетчеризации (далее - временный понижающий коэффициент).
3. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
график погашения - график погашения дебиторской задолженности потребителя услуг по передаче электрической энергии и (или) технической диспетчеризации (далее - потребитель) перед энергопередающей организацией, заверенный подписями потребителя (руководителя юридического лица либо физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) и руководителя энергопередающей организации;
заинтересованные государственные органы - государственные органы Республики Казахстан, в силу своей компетенции заинтересованные в установлении или отмене временных понижающих коэффициентов к действующему тарифу (цене, ставке сбора) на услуги по передаче электрической энергии и (или) технической диспетчеризации;
отпуск в сеть - сумма отпускаемой электрической энергии с шин всех энергопроизводящих организаций и потребляемой импортируемой электрической энергии;
техническая диспетчеризация - услуга, оказываемая системным оператором по осуществлению централизованного оперативно-диспетчерского управления режимами производства и потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан;
системный оператор - организация, осуществляющая централизованное оперативно-диспетчерское управление, обеспечение параллельной работы с энергосистемами других государств, поддержание баланса в энергосистеме, оказание системных услуг и приобретение вспомогательных услуг у субъектов оптового рынка электрической энергии, а также передачу электрической энергии по национальной электрической сети, ее техническое обслуживание и поддержание в эксплуатационной готовности;
уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий контроль и регулирование деятельности в сфере естественной монополии;
энергопередающая организация - организация, осуществляющая на основе договоров передачу электрической энергии по сетям межрегионального уровня, передачу и/или распределение электрической энергии по сетям регионального и/или местного уровня (далее - передача электрической энергии);
экспортно-ориентированный потребитель - предприятие, доля выпускаемой продукции которого в размере свыше 50 % реализуется за пределы Республики Казахстан.
Иные понятия и термины, используемые в настоящих Правилах, применяются в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
4. Временный понижающий коэффициент к действующему тарифу (цене, ставке сбора) на услуги по передаче электрической энергии и (или) технической диспетчеризации устанавливается на основе расчета экономической эффективности этой меры и ее целесообразности для государства, потребителей, для которых устанавливается временный понижающий коэффициент, и энергопередающей организации.
5. Установление для потребителя временного понижающего коэффициента к тарифу (цене, ставке сбора) на услуги по передаче электрической энергии и (или) технической диспетчеризации производится при условии 100 процентной оплаты текущих обязательств, отсутствия дебиторской задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии и (или) технической диспетчеризации или при условии погашения дебиторской задолженности в соответствии с графиком погашения.
6. На установление временного понижающего коэффициента к действующему тарифу (цене, ставке сбора) на услуги по технической диспетчеризации отпуска в сеть электрической энергии вправе претендовать все энергопроизводящие организации, к которым относятся электрические станции национального значения, электростанции, интегрированные с территориями, электростанции промышленных комплексов, предприятий, объединений и потребители импортируемой электрической энергии.
7. Временный понижающий коэффициент к тарифу (цене, ставке сбора) на услуги по технической диспетчеризации устанавливается для потребителя при увеличении отпуска в сеть по отношению к соответствующему периоду предыдущего года при условии, если планируемый годовой объем, указанный в заявке, превышает:
фактический объем отпуска в сеть за весь предыдущий год;
объем отпуска в сеть данного потребителя, предусмотренный в действующей тарифной смете текущего года и/или тарифе (цене, ставке сбора) системного оператора.
8. Для экспортно-ориентированного потребителя временный понижающий коэффициент к тарифу (цене, ставке сбора) на услуги по технической диспетчеризации устанавливается на период до 3 лет при соблюдении следующих условий:
первый год - стабилизация объема отпуска в сеть электрической энергии при ухудшении конъюнктуры рынков сбыта казахстанских товаров за рубежом (снижении объемов экспорта) либо увеличение (сохранение - при технологической невозможности увеличения) объема отпуска в сеть по отношению к предыдущему году или к объему, предусмотренному в утвержденной тарифной смете;
следующие два года действия временного понижающего коэффициента - объем отпуска в сеть не должен снижаться более чем на 5 % объема первого (базового) года предоставления временного понижающего коэффициента.
9. Временный понижающий коэффициент к тарифу (цене, ставке сбора) на услуги по передаче электрической энергии по сетям межрегионального уровня устанавливается для потребителя при увеличении объемов потребления услуг по передаче электрической энергии по сетям межрегионального уровня по отношению к соответствующему периоду предыдущего года, с соблюдением следующих условий:
планируемый годовой объем, указанный в заявке, превышает объем потребления вышеуказанных услуг данного потребителя, предусмотренный в действующей тарифной смете и/или тарифе (цене, ставке сбора) энергопередающей организации;
расстояние транспортировки электрической энергии для данного потребителя, предусмотренное в действующей тарифной смете и/или тарифе (цене, ставке сбора) энергопередающей организации, сохраняется либо увеличивается. Допускается сокращение расстояния транспортировки только при условии, что убытки энергопередающей организации от данного сокращения не превысят ее дополнительных доходов от увеличения объемов потребления.
10. Для экспортно-ориентированного потребителя временный понижающий коэффициент к тарифу (цене, ставке сбора) на услуги по передаче электрической энергии по сетям межрегионального уровня устанавливается на период до 3 лет при соблюдении следующих условий:
первый год - стабилизация объема потребления услуг по передаче электрической энергии по сетям межрегионального уровня при ухудшении конъюнктуры рынков сбыта казахстанских товаров за рубежом (снижении объемов экспорта) либо увеличение (сохранение - при технологической невозможности увеличения) объема потребления услуг энергопередающей организации по отношению к предыдущему году или к объему, предусмотренному в утвержденной тарифной смете;
следующие два года действия временного понижающего коэффициента - объем потребления услуг энергопередающей организации не должен снижаться более чем на 5 % объема первого (базового) года предоставления временного понижающего коэффициента.
11. Временный понижающий коэффициент к тарифу (цене, ставке сбора) на услуги по передаче электрической энергии по сетям регионального и/или местного уровней устанавливается для потребителя при увеличении объемов потребления услуг по передаче электрической энергии по отношению к соответствующему периоду предыдущего года, с соблюдением следующего условия:
планируемый годовой объем, указанный в заявке, превышает объем потребления вышеуказанных услуг данного потребителя, предусмотренный в действующей тарифной смете и/или тарифе (цене, ставке сбора) энергопередающей организации.
12. Временный понижающий коэффициент к действующему тарифу (цене, ставке сбора) на услуги по передаче электрической энергии и (или) технической диспетчеризации предоставляется на определенный период, но не более чем до конца календарного года, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8, 10 настоящих Правил.
2. Порядок установления временного понижающего коэффициента
к тарифам (ценам, ставкам сборов) на услуги по передаче
электрической энергии и (или) технической диспетчеризации
13. Потребитель, претендующий на установление временного понижающего коэффициента, должен представить заявку о необходимости его установления одновременно в энергопередающую организацию, заинтересованные государственные органы, Министерство энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан (далее - Министерство), Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан (далее - Налоговый комитет) и уполномоченный орган.
При этом указанные организации и государственные органы несут в установленном законодательством порядке ответственность за разглашение сведений, составляющих коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
14. К заявке потребителя должны прилагаться необходимые материалы согласно Приложению к настоящим Правилам.
Прилагаемые к заявке материалы должны отвечать следующим требованиям:
1) каждый лист подписывается потребителем (руководителем юридического лица либо физическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), а финансовые документы и главным бухгалтером потребителя;
2) должны представляться фактические данные за предыдущий период (квартал, полугодие, 9 месяцев, год).
15. Непредставление или представление не в полном объеме необходимых материалов, требуемых в соответствии с настоящими Правилами, является основанием для отказа в рассмотрении заявки.
Энергопередающая организация, заинтересованные государственные органы, Министерство, Налоговый комитет и уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки в письменном виде уведомляют потребителя, о принятии заявки к рассмотрению либо о мотивированном отказе в ее принятии.
При этом, энергопередающая организация, заинтересованные государственные органы, Министерство и Налоговый комитет одновременно уведомляют уполномоченный орган о принятии заявки к рассмотрению либо об отказе в принятии заявки с указанием причин отказа.
В случае непредставления в уполномоченный орган в установленные сроки подтверждающих документов о принятии заявки к рассмотрению либо об отказе в принятии заявки, энергопередающей организацией, заинтересованными государственными органами, Министерством, Налоговым комитетом рассмотрение заявки уполномоченным органом приостанавливается на 5 рабочих дней.
При устранении таких нарушений рассмотрение заявки возобновляется с учетом сроков, предусмотренных в пункте 18 Правил.
Неустранение указанных нарушений в течение 5 рабочих дней с момента приостановления рассмотрения заявки является основанием для отклонения заявки.
16. При необходимости уполномоченный орган, энергопередающая организация, заинтересованные государственные органы, Министерство и Налоговый комитет вправе письменно запросить дополнительную информацию. При не предоставлении данной информации в течение 5 рабочих дней с момента запроса заявка отклоняется с одновременным письменным уведомлением об этом всех заинтересованных организаций и государственных органов.
17. Энергопередающая организация, заинтересованные государственные органы, Министерство и Налоговый комитет в течение 15 рабочих дней со дня поступления заявки на установление временного понижающего коэффициента представляют заключения об экономической целесообразности либо нецелесообразности установления временного понижающего коэффициента для потребителя и/или энергопередающей организации в уполномоченный орган и потребителю. При этом в заключении энергопередающей организации и Министерства должен быть приведен расчет предлагаемого уровня временного понижающего коэффициента и обоснование его установления.
В случае непредоставления в установленный срок заключений указанными организациями и государственными органами срок рассмотрения заявки в уполномоченном органе приостанавливается до получения всех необходимых заключений, но не более чем на 5 рабочих дней.
При непредоставлении в течение 5 рабочих дней с момента приостановления рассмотрения заявки заключений указанных организаций и государственных органов уполномоченный орган вправе отклонить заявку по этой причине.
18. Уполномоченный орган проводит экспертизу предоставленных потребителем обосновывающих материалов и заключений энергопередающей организации, заинтересованных государственных органов, Министерства и Налогового комитета в течение 30 рабочих дней со дня уведомления о принятии заявки к рассмотрению.
19. По результатам проведенной экспертизы, уполномоченный орган принимает решение об установлении временных понижающих коэффициентов либо отказе от такого установления.
Решение об установлении временного понижающего коэффициента принимается в виде приказа первого руководителя уполномоченного органа, либо лица, исполняющего его обязанности (далее - приказ), с указанием условий, согласно которым потребителю предоставляется временный понижающий коэффициент. Копия приказа об установлении временного понижающего коэффициента направляется потребителю, энергопередающей организации, Министерству, Налоговому комитету и заинтересованным государственным органам в течение 3 рабочих дней со дня его подписания.
В случае отказа в установлении временного понижающего коэффициента уполномоченный орган выносит соответствующее мотивированное заключение, которое направляется в течение 5 рабочих дней потребителю, энергопередающей организации, заинтересованным государственным органам, Министерству и Налоговому комитету.
20. В случае, если уполномоченным органом будет установлено, что, потребитель, претендующий на получение временного понижающего коэффициента и соответствующий требованиям, указанным в пунктах 5, 7, 8, 9, 10, 11 настоящих Правил, необоснованно занизил объем потребления электрической энергии при заключении Договора с энергопередающей организацией, представленного в обоснование при утверждении тарифа на услуги энергопередающей организации, уполномоченный орган отказывает в предоставлении временного понижающего коэффициента данному потребителю.
21. В случае, если энергопередающая организация, заинтересованные государственные органы, Министерство и Налоговый комитет выносят заключения о несогласии в предоставлении временного понижающего коэффициента, окончательное решение принимается уполномоченным органом.
22. Энергопередающая организация применяет временный понижающий коэффициент к тарифу (цене, ставке сбора) на услуги по передаче электрической энергии и (или) технической диспетчеризации, установленный приказом для конкретного потребителя, на основании дополнения к договору, заключенного между энергопередающей организацией и потребителем, со дня вступления в силу дополнения к договору. Данное дополнение к договору предусматривает ответственность потребителя за невыполнение заявленного объема потребления услуг по передаче электрической энергии и (или) технической диспетчеризации, в виде перерасчета на фактически выполненный объем потребления указанных услуг, без применения временного понижающего коэффициента за соответствующий период времени. Перерасчет производится энергопередающей организацией по согласованию с уполномоченным органом.
Дополнение к договору между энергопередающей организацией и потребителем должно быть заключено в установленном законодательством Республики Казахстан порядке не позднее 7 рабочих дней со дня вступления в силу приказа, указанного в пункте 19 настоящих Правил.
23. Уполномоченный орган должен обеспечить право каждого потребителя на установление временного понижающего коэффициента при соответствии требованиям, указанным в пунктах 5, 7, 8, 9, 10, 11 настоящих Правил.
3. Порядок отмены временных понижающих
коэффициентов к тарифам (ценам, ставкам сборов)
на услуги по передаче электрической энергии и
(или) технической диспетчеризации
24. Действие временных понижающих коэффициентов прекращается по истечении установленного срока, при этом принятие приказа об отмене временного понижающего коэффициента не требуется.
25. Установленные временные понижающие коэффициенты могут быть отменены до истечения установленного срока при наличии одного из следующих условий:
экономическая нецелесообразность дальнейшего применения временных понижающих коэффициентов;
возникновение дебиторской задолженности перед энергопередающей организацией или невыполнения графика погашения;
несоответствие критериям, установленным пунктами 7, 8, 9, 10, 11 настоящих Правил;
невыполнение условий, предусмотренных приказом и дополнением к договору, заключенному в соответствии с пунктом 22 настоящих Правил.
26. В случае возникновения условий, предусмотренных в пункте 25 настоящих Правил, энергопередающей организации необходимо незамедлительно представить об этом информацию в уполномоченный орган и потребителю. При этом энергопередающая организация, потребитель, Министерство, Налоговый комитет и заинтересованные государственные органы вправе обратиться в уполномоченный орган с предложением об отмене установленных временных понижающих коэффициентов, предоставив материалы, обосновывающие необходимость отмены.
Энергопередающая организация не вправе самостоятельно отменять действие установленного временного понижающего коэффициента.
Решение об отмене установленных временных понижающих коэффициентов принимает уполномоченный орган.
27. Уполномоченный орган для рассмотрения вопроса об отмене установленных временных понижающих коэффициентов вправе письменно запросить необходимые заключения энергопередающей организации, Министерства, Налогового комитета, заинтересованных государственных органов. При непредставлении в течение 10 рабочих дней с момента запроса заключений указанных организаций и государственных органов, уполномоченный орган проводит экспертизу обосновывающих материалов по отмене установленных временных понижающих коэффициентов, с учетом имеющихся в наличии заключений, в течение 20 рабочих дней с момента истечения срока представления заключений.
28. По результатам проведенной экспертизы уполномоченный орган принимает решение в виде приказа об отмене установленных временных понижающих коэффициентов с уведомлением потребителя, энергопередающей организации, Министерства и Налогового комитета и заинтересованных государственных органов в течение 7 рабочих дней с момента принятия решения.
29. При отклонении предложения об отмене действия временных понижающих коэффициентов уполномоченным органом выносится мотивированное заключение, которое направляется лицу, обратившемуся с таким предложением.
Приложение
к Правилам установления и отмены
временных понижающих коэффициентов
к тарифам (ценам, ставкам сборов) на
услуги по передаче электрической энергии
и (или) технической диспетчеризации
отпуска в сеть
Материалы, предоставляемые потребителем,
претендующим на получение временного понижающего
коэффициента к тарифу (цене, ставке сбора) на
услуги по передаче электрической энергии и (или)
технической диспетчеризации отпуска в сеть
1. Заявка на получение временного понижающего коэффициента (в произвольной форме).
2. Полное наименование потребителя услуг (юридическое лицо либо физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), вид деятельности.
3. Справка-обоснование необходимости установления временного понижающего коэффициента.
4. Справка-обоснование о сохранении или увеличении налоговых обязательств перед бюджетом в результате установления временного понижающего коэффициента к тарифу (цене, ставке сбора) на услуги по передаче электрической энергии и (или) технической диспетчеризации.
5. Анализ финансово-хозяйственной деятельности потребителя услуг в объеме баланса и пояснительная записка за предшествующий период (квартал, полугодие, 9 месяцев, год).
6. Состояние задолженности перед энергопередающей организацией (акт сверки взаиморасчетов на первое число текущего месяца и график погашения дебиторской задолженности потребителя перед энергопередающей организацией, заверенный подписями потребителя и первого руководителя энергопередающей организации).
7. Наименование выпускаемой продукции, себестоимость выпускаемой продукции с разбивкой по статьям затрат (в т.ч. затраты на покупку электрической энергии, на оплату услуг по передаче электрической энергии и (или) технической диспетчеризации).
8. Наименование энергоисточника, откуда транспортируется электрическая энергия.
9. Протяженность транспортировки.
10. Фактический (за соответствующий период предыдущего года) и планируемый объем передачи электрической энергии по сетям энергопередающей организации с разбивкой по месяцам с указанием тарифов (цен, ставок сборов) и сумм оплаты.
11. Фактический (за соответствующий период предыдущего года) и планируемый объем отпуска в сеть с разбивкой по месяцам с указанием тарифов и сумм оплаты.
Примечание:
Материалы, указанные в пунктах 8, 9, 10, предоставляются потребителями услуг по передаче электрической энергии. При наличии нескольких энергоисточников данные пункты повторяются для каждого энергоисточника.
Материалы, указанные в пункте 11, предоставляются потребителями услуг по технической диспетчеризации отпуска в сеть.
Потребители, осуществляющие межгосударственный транзит электрической энергии по сетям энергопередающей организации, вправе не предоставлять материалы, указанные в пунктах 5, 7.