Об утверждении Правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой государственной аттестации обучающихся

Приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 ноября 2004 года N 953. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 22 декабря 2004 года N 3298

Действующий

    Во исполнение Закона Республики Казахстан "Об образовании" и Распоряжения Премьер-Министра Республики Казахстан от 22 октября 2004 года № 319-р "О мерах по реализации Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в закон Республики Казахстан "Об образовании", ПРИКАЗЫВАЮ:
    1. Утвердить прилагаемые Правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой государственной аттестации обучающихся.
    2. Департаменту высшего и послевузовского образования (Курманалиев К.А.) представить в установленном порядке настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Республики Казахстан.
    3. Настоящий приказ вступает в силу со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
    4. Признать утратившими силу некоторые приказы Министерства образования и науки Республики Казахстан согласно приложению.
    5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.  

    И.о. Министра  

         

Утверждены                
приказом и.о. Министра образования   
и науки Республики Казахстан      
от 20 ноября 2004 года N 953     

Правила
проведения текущего контроля успеваемости,
промежуточной и итоговой государственной аттестации
обучающихся в организациях образования

1. Основные положения

     1. Настоящие Правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой государственной аттестации обучающихся в организациях образования (далее - Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об образовании" и определяют порядок проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой государственной аттестации обучающихся в организациях образования, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.

    2. Текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая государственная аттестации проводятся с целью определения степени освоения обучающимися государственного общеобязательного стандарта соответствующего уровня.

    3. Текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая государственная аттестация проводятся в организациях образования, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего, начального и среднего профессионального и высшего профессионального образования.

    4. Текущий контроль успеваемости обучающихся - это систематическая проверка учебных достижений обучающихся, проводимая преподавателем на текущих занятиях в соответствии с учебной программой дисциплины.

    При изучении дисциплины могут быть предусмотрены различные виды текущего контроля знаний обучающихся:

    1) устный опрос - контроль, проводимый после изучения материала по одному или нескольким темам (разделам) дисциплины в виде ответов на вопросы и обсуждения ситуаций;

    2) письменный контроль - контроль, предполагающий работу с поставленными вопросами, решением задач, анализом ситуаций, выполнением практических заданий по отдельным темам (разделам) курса;

    3) комбинированный опрос - контроль, предусматривающий одновременное использование устной и письменной форм оценки знаний по одной или нескольким темам;

    4) защита и презентация домашних заданий - контроль знаний по индивидуальным или групповым домашним заданиям с целью проверки правильности их выполнения, умения обобщать пройденный материал и публично его представлять, прослеживать логическую связь между темами курса;

    5) дискуссия, тренинги, круглые столы - групповое обслуживание вопросов проблемного характера, позволяющих продемонстрировать навыки самостоятельного мышления и умение принимать решения;

    6) тесты - совокупность заданий определенной формы (открытые, закрытые, комбинированные), позволяющие объективно и качественно оценить учебные достижения обучающихся;

    7) курсовое проектирование, выполнение курсовой работы предусматривается в соответствии с типовым и/или рабочим учебным планом специальности с целью качественного усвоения теоретического материала за счет решения практических задач, выполняется в течение академического периода. Обучающиеся, не защитившие курсовые проекты (курсовые работы), не допускаются к промежуточной аттестации по соответствующей дисциплине. Без защиты курсового проекта (работы) по одной дисциплине возможно участие обучающегося на первом экзамене по другим дисциплинам.

    Текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая государственная аттестация осуществляются в следующих формах:
    1) устной;
    2) письменной;
    3) единого национального тестирования;
    4) комплексного тестирования;
    5) проверок.

    5. Промежуточная аттестация обучающихся - процедура, проводимая с целью оценки качества усвоения содержания: части или всего объема одной учебной дисциплины после завершения ее изучения.

    6. Итоговая государственная аттестация обучающихся - процедура, проводимая с целью определения степени освоения ими государственного общеобязательного стандарта соответствующего уровня образования, по результатам которой выдается документ об образовании государственного образца об уровне (ступени) образования и (или) квалификации.

2. Организация и проведение текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся в организациях образования

1. Организация и проведение текущего контроля и промежуточной
аттестации в общеобразовательных организациях образования

    7. Главная задача текущего контроля успеваемости в 1-4 классах - создание положительной мотивации учения "учиться, чтобы знать". Ведущим типом деятельности младших школьников является игра.

    8. В 1 классе оценки в количественном выражении не выставляются до 2 полугодия. Для стимулирования познавательной деятельности используется цветовая диагностика, флажки, медали, техносимволы (самолет, машина, велосипед).

    9. Содержательная оценочная система в 1-4 классах предусматривает:
    осознание и принятие младшими школьниками учебной задачи;
    построения плана ее решения;
    контроль над процессом ее решения;
    оценку результата в соответствии с эталоном;
    постановку задач дальнейшего процесса приобретения знаний, умений, навыков.
    Оценивание работы младших школьников предполагает выделение следующих моментов:
    получение задания (внимание ребенка, понимание задания, разъяснения);
    начальный момент работы - постановка проблемы - (инициатива, отсутствие пассивного отношения, необходимость во внешних побуждениях к работе);
    способность работать (предварительная общая ориентировка в работе, осознание цели и процесс ее достижения, самоконтроль и осознание ошибок);
    отношение к результатам (проверка, упорство в преодолении трудности, стремление к достижению наилучшего результата).

    10. Для качественной подготовки учащихся 1-4 классов необходимо создание в организации образования системы мониторинга уровня подготовки учащихся, направленного на максимальный учет личностных способностей, возможностей темпов развития каждого ученика, (с учетом задач, приоритетов, направлений, особенностей ее развития) разработать четкую систему контрольно-аналитической деятельности за ходом выполнения ведущих задач учебно-воспитательного процесса, предусмотрев:
    адекватность программы контроля;
    точность выбора диагностического инструментария;
    хронометраж, ритмичность контрольных процедур;
    последовательное отслеживание темпов развития каждого ученика.
    Система мониторинга содействует максимальному учету индивидуально-личностных качеств обучаемых и направлена на коррекцию знаний, умений и навыков на каждом этапе обучения.

    11. В 4 классе осуществляется промежуточный государственный контроль (ПГК), утверждаемый центральным исполнительным органом в области образования в установленном порядке.

    12. Текущий контроль в 5-9 классах проводится по усмотрению учителя не реже 1 раза в месяц. Текущий контроль осуществляется с целью проверки усвоения знаний по теме, разделу, определения пробелов в знаниях, в трудных темах. Количественная оценка за текущий контроль может не выставляться.

    13. При текущем контроле учитель и ученик - равноправные партнеры. Учитель предъявляет требования к уровню усвоения знаний, умений и навыков по схеме:
    ключевые понятия;
    общеучебные и специальные умения и навыки, формируемые при изучении темы;
    практические, опытно-экспериментальные работы, упражнения, которые необходимо выполнить;
    проблемные вопросы по теме, темы ученических исследований.
    Ученик в индивидуальном листе учета знаний по теме фиксирует свои достижения по теме.
    С целью обучения учащихся самооценке, после каждой темы необходим контроль ряда моментов:
    общие успехи в усвоении учебного материала;
    уровень усвоения знаний, умений и навыков;
    оценка его творческой деятельности;
    степень проявления личностного отношения к изучаемому материалу;
    умение работать в коллективе одноклассников и педагогов;
    трудности, испытываемые в процессе изучения учебного материала;
    степень повышения результатов учащегося в учебном труде.

    Промежуточная аттестация в 5-8 классах проводится 1 раз в год независимой комиссией, которая выставляет количественную оценку по 4-балльной шкале:
    2 балла - основные понятия не усвоены;
    3 балла - усвоены основные понятия по теме, даются им определения на основе родо-видовых признаков;
    4 балла - самостоятельное решение учебных задач или частично с помощью учителя, применение законов учебной дисциплины на практике, выполнение упражнений, практических работ;
    5 баллов - знания переводятся на креативный (творческий) уровень, проводится опытно-экспериментальная работа, сформированы исследовательские навыки.

    Текущий контроль и промежуточная аттестация в 5-9 классах должны быть открытыми, предоставлять учащимся возможность пересдачи аттестации, если результаты его не удовлетворяют.
    В 9 классе проводится ПГК.

    14. Цель проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в 10-11 классах - выполнение требований государственных общеобязательных стандартов образования.

    15. Текущий контроль по всем предметам проводится не реже 1 раза в месяц.

    16. Количественная оценка выводится по каждому предмету, исходя из нормы:
    "5" выставляется при правильном выполнении 80-100% - 24-30 вопросов;
    "4" - при 50-80% правильного выполнения - 15-23 вопроса;
    "3" - при 20-50% правильного выполнения - 6-14 вопросов;
    "2" - при 1-20% выполнения 1-5 вопросов.

    17. Кроме комплексного тестирования необходимо применять другие формы текущего контроля, способствующие развитию исследовательских навыков, стимулирующие самостоятельность и самооценку старшеклассников. При этом оценивание производится по рейтинговой системе.
    Рейтинг-метод оценивания или метод педагогического измерения, основан на суждениях экспертов. Рейтинг учащихся можно получить путем набора баллов за те виды работ, которые следует выполнить за определенный срок по определенной теме. В конце оценочного периода все баллы суммируются и получается рейтинг ученика.

    18. Положительные стороны рейтинга:
    оценка ученика не зависит от межличностных отношений учителя и ученика;
    незнание не наказывается, а прогресс познания стимулируется;
    ученик сам выбирает стратегию своей деятельности, так как оценка предлагаемых видов деятельности определена заранее.
    Рейтинговая оценка переводится в количественную 3-х-балльную систему:
    "5" - 80-100 % выполнения;
    "4" - 50-80 % выполнения;
    "3" - 30-50 % выполнения.

    19. При проведении текущего контроля и промежуточной аттестации в 10-11 классах у педагогов должен быть сформирован высокий уровень технологической культуры, под которой понимается конструктивно-аналитические умения учителя, умения по созданию новых дидактических средств, составлению технологических карт.

2. Организация и проведение текущего контроля и
промежуточной аттестации в организациях начального и
среднего профессионального образования

     20. Перечень и форма проведения текущего контроля и промежуточной аттестации устанавливается организацией образования в начале учебного года и доводится до сведения учащихся.

    21. К экзаменам допускаются учащиеся, полностью выполнившие все практические, лабораторные, расчетно-графические и курсовые работы (проекты), зачеты и не имеющие неудовлетворительных оценок по итогам текущего учета знаний.
    В случаях, если учащийся имеет по 1-2 предметам неудовлетворительные оценки, допускается к экзаменам с разрешения руководителя организации образования, а имеющим более двух неудовлетворительных оценок - решается на педагогическом совете (далее - педсовет).

    22. Экзаменационные материалы составляются на основе рабочей программы учебной дисциплины и целостно отражать объем проверяемых теоретических знаний, практических умений и навыков.

    23. По окончании каждого семестра по всем изучаемым дисциплинам преподавателями выставляются итоговые оценки успеваемости обучающихся на основании оценок текущего учета знаний, независимо от того, выносятся эти дисциплины на экзамен или нет. Экзаменационная оценка рассматривается как окончательная.

    24. Итоговые оценки за семестр по дисциплинам, не выносимым на экзамены, при переводе обучающихся на следующий курс, учитываются наравне с экзаменационными.

    25. В период подготовки к экзамену должны проводиться консультации по экзаменационным материалам за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.

    26. К началу экзамена должны быть подготовлены:
    - экзаменационные билеты (экзаменационные контрольные задания), тестовые задания;
    - наглядные пособия, материалы справочного характера, нормативные документы и образцы техники, разрешенные к использованию на экзамене;
    - учебные и технологические карты;
    - спортивный зал, оборудование, инвентарь;
    - экзаменационная ведомость.

    27. Экзамен проводится в специально подготовленных помещениях. На выполнение задания по билету обучающемуся отводится не более 1/2 академического часа.

    28. Экзамен принимается преподавателем, который вел учебные занятия по данной дисциплине в экзаменуемой группе.

    29. На проведение устного экзамена предусматривается не более одной трети (1/3) академического часа на каждого учащегося, на проведение письменного экзамена не более трех академических часов на учебную группу.

    30. Экзамены по специальным дисциплинам, связанным с прослушиванием, просмотром учебных работ, спортивными выступлениями, принимаются преподавателями соответствующей предметной (цикловой) комиссии. На их проведение предусматривается фактически затраченное время, но не более одного академического часа на каждого учащегося.

    31. Присутствие на экзамене посторонних лиц без разрешения руководителя организации образования не допускается.

    32. Письменные (тестовые задания) экзаменационные работы выполняются на бумаге со штампом организации образования.

    33. Письменные экзамены (в форме тестирования) проводятся одновременно со всем составом группы. На проведение письменного экзамена предусматривается время не более:
    1) 4-х академических часов на группу по литературе (сочинение);
    2) 3-х академических часов на группу по математике и специальным дисциплинам;
    3) 2-х академических часов на группу по государственному языку и русскому языку (изложение);
    4) 1-го учебного часа (диктант);
    5) на выполнение одного тестового задания отводится 1 или 2 минуты.

    34. При компьютерном тестировании должны использоваться программы, предусматривающие автоматизированную обработку с выводом их на печать.

    35. В случае неявки по уважительной причине, руководитель организации образования назначает учащемуся срок сдачи экзамена.

    36. Обучающийся, имеющий по результатам промежуточной аттестации более трех неудовлетворительных оценок, исключается из организации образования по решению педагогического совета.

    37. По завершении всех экзаменов допускается пересдача экзамена, по которому учащийся получил неудовлетворительную оценку. При повторном получении неудовлетворительной оценки пересдача экзамена по этой дисциплине проводится только комиссией, назначаемой директором организации образования.

    38. Перевод обучающихся на следующий курс, назначение пересдачи экзаменов оформляется приказом директора организации образования в срок, не позднее чем через 10 дней после окончания промежуточной аттестации.

    39. Успевающим обучающимся, выполнившим лабораторные, практические и курсовые работы (проекты) по дисциплинам текущего семестра, директором организации образования может быть разрешена сдача экзаменов досрочно без освобождения от текущих учебных занятий.

    40. Курсовые проекты выполняются по окончании теоретической части или раздела предмета, обеспечивающего усвоение знаний, достаточных для выполнения курсового проекта по данному предмету.

    41. Зачет может предусматриваться по дисциплинам, которые изучаются на протяжении нескольких семестров и на изучение которых, отводится наименьший объем учебного времени по сравнению с другими предметами согласно рабочему учебному плану.

    42. Результаты сдачи зачетов оцениваются отметкой "зачтено", "не зачтено". Зачеты с дифференцированными оценками ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно") сдаются по курсовым проектам (работам), профессиональной практике, а также по специальным учебным дисциплинам, перечень которых устанавливается советом организации образования или факультета.

    43. Зачет и контрольная работа проводится за счет объема учебного времени, отводимого на изучение дисциплины.

    44. Для обеспечения самостоятельного выполнения учащимися контрольной работы проведение их в учебной группе должно осуществляться по нескольким вариантам (не менее 4 вариантов) или по индивидуальным заданиям.

    45. Контрольные работы хранятся в учебной части и уничтожаются актом по окончании учебного года.

3. Организация и проведение текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся в высших учебных заведениях

     46. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится организацией образования в соответствии с рабочим учебным планом и графиком учебного процесса, разработанными на основе государственных общеобязательных стандартов образования.

    47. Экзамены по всей дисциплине или ее части преследуют цель оценить работу обучающегося за курс (семестр), полученные теоретические знания, прочность усвояемости их, развитие творческого мышления, приобретение навыков самостоятельной работы, умение синтезировать полученные знания и применять их для решения практических задач.

    48. Зачеты служат формой проверки успешного выполнения обучающимися лабораторных и расчетно-графических заданий, курсовых проектов (работ), усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также формой проверки прохождения учебной и профессиональной практик и выполнения в процессе этого всех учебных поручений в соответствии с утвержденной программой.
    В отдельных случаях зачет можно устанавливать как по предмету в целом, так и по отдельным его частям.

    49. Для проверки учебных достижений обучающихся предусматриваются различные формы контроля и аттестации, которые определяются самостоятельно высшим учебным заведением (далее - вуз). При этом для обеспечения признания результатов контроля учебных достижений обучающихся в международном образовательном пространстве оценка знаний осуществляется по балльно-рейтинговой буквенной системе с соответствующим переводом на традиционную шкалу оценок.

    50. Промежуточная аттестация обучающихся в организациях высшего профессионального образования осуществляется в соответствии с рабочим учебным планом, академическим календарем и учебными программами, разработанными на основе государственных общеобязательных стандартов образования в форме сдачи курсовых экзаменов и зачетов.

    51. Организация и проведение промежуточной аттестации обучающихся возлагается на руководителя подразделения.

    52. Период промежуточной аттестации обучающихся в высших учебных заведениях именуется зачетно-экзаменационной сессией. При этом зачеты сдаются до начала экзаменов.

    53. Периодичность и продолжительность зачетно-экзаменационных сессий определяется в соответствии с рабочим учебным планом специальности и академическим календарем, утвержденным ученым советом вуза. Различают зимнюю и летнюю зачетно-экзаменационные сессии. При этом летняя зачетно-экзаменационная сессия является переводной, по результатам которой издается приказ руководителя высшего учебного заведения о переводе обучающихся с курса на курс.

    54. Обучающийся, показавший хорошие знания, активно участвовавший на семинарских и практических занятиях, может претендовать на зачет по учебной дисциплине без опроса.

    55. Результаты сдачи зачетов оцениваются отметкой "зачтено", "не зачтено". Зачеты с дифференцированными оценками ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно") сдаются по курсовым проектам (работам), профессиональной практике, а также по профилирующим учебным дисциплинам, перечень которых устанавливается советом организации образования или факультета.

    56. Обучающиеся должны сдать все экзамены и зачеты в строгом соответствии с учебным планом, а также по утвержденным программам, едиными для всех форм обучения в вузах (филиалах, факультетах).

    57. Обучающиеся могут сдавать экзамены и зачеты по факультативным дисциплинам, практикумам и семинарам, и по их желанию результаты сдачи вносятся в ведомость, зачетную книжку и в выписку из зачетной ведомости (приложение к диплому).

    58. При условии сдачи всех зачетов, предусмотренных учебным планом, выполнении и сдачи установленных расчетно-графических заданий, курсовых и других проектов (работ) по дисциплинам учебного плана данного семестра обучающиеся дневной формы обучения, а также вечерних отделений (факультетов, филиалов) допускаются к экзаменационной сессии.
    Обучающиеся заочной или дистанционной формы обучения допускаются к участию в экзаменационной сессии, если они не имеют академические задолженности за предыдущий курс. При этом контрольные работы должны быть выполнены и зачтены, а курсовые работы - защищены до начала экзаменов.
    Обучающийся может быть допущен к экзаменационной сессии при отсутствии зачета по одной учебной дисциплине до начала второго экзамена с разрешения руководителя подразделения.

    59. Допуск к экзаменационной сессии оформляется распоряжением руководителя подразделения с указанием фамилии, имени, отчества и академической группы обучающегося.
    При этом в зачетной книжке обучающегося ставится штамп "допущен к сессии" и подпись руководителя подразделения.

    60. Составление расписания экзаменов возлагается на руководителя подразделения. При этом расписание экзаменов составляется с таким расчетом, чтобы на подготовку к экзамену по каждой учебной дисциплине было отведено, не менее трех дней.

    61. Расписание экзаменов для всех форм обучения утверждается проректором по учебной работе и доводится до сведения обучающихся и преподавателей не позднее, чем за один месяц до начала экзаменационной сессии.

    62. При проведении промежуточной аттестации по дисциплине учитываются баллы, полученные на экзамене (итоговом контроле), и средний балл текущей успеваемости в течение семестра по результатам проведения первого и второго рейтингов. Весовые доли текущего и итогового контроля в итоговой оценке по дисциплине определяются самостоятельно вузом.

    63. Экзамены сдаются в период экзаменационной сессии, предусмотренных рабочим учебным планом. Руководитель подразделения может в отдельных случаях (по болезни, семейным обстоятельствам, иным объективным причинам) разрешать обучающемуся индивидуальную сдачу экзаменационной сессии.
    Экзаменационные сессии по заочной форме обучения, их периоды и количество в учебном году на каждом курсе устанавливаются советом вуза.

    64. При явке на экзамен обучающийся должен иметь при себе зачетную книжку со штампом о допуске к экзаменационной сессии.

    65. Экзамены проводятся в письменной, устной или тестовой формах. Советом вуза или структурного подразделения заблаговременно устанавливаются форма и порядок проведения экзамена по каждой учебной дисциплине.

    66. Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебной программой дисциплины и с разрешения экзаменатора - справочной литературой.

    67. Успеваемость обучающегося на экзамене определяется следующими оценками: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно" и "неудовлетворительно". При рейтинговой системе контроля знаний обучающихся зачеты и экзамены следует проставлять в общеустановленной системе оценок. Положительная оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно") записывается в экзаменационную ведомость по учебной дисциплине и зачетную книжку обучающегося. Оценка "неудовлетворительно" проставляется только в экзаменационной ведомости.

    68. Если обучающийся не явился на экзамен, в экзаменационной ведомости напротив его фамилии делается отметка "не явился".

    69. Итоговую форму контроля по дисциплине (зачет или экзамен) осуществляет преподаватель, проводивший учебные занятия по данной дисциплине в течение академического периода (семестра), либо по поручению руководителя структурного подразделения преподаватель, имеющий квалификацию соответствующую профилю данной дисциплины.

    70. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения руководителя структурного подразделения не допускается.

    71. Обучающийся, не согласный с результатами оценки по итоговой форме контроля, имеет право на апелляцию.

    72. Результаты экзаменов и зачетов и предложения по улучшению учебного процесса после экзаменационной сессии выносятся на обсуждение заседаний кафедры, структурного подразделения, совета организации образования.

    73. Обучающиеся по заочной форме при успешном окончании экзаменационной сессии имеют право получить справку-вызов установленного образца.
    Выдача справок-вызовов и явка студентов на экзаменационную сессию подлежат строгому учету.

    74. Обучающиеся, полностью выполнившие требования учебного плана данного курса, успешно сдавшие все зачеты и экзамены, и набравшие установленный уровень проходного балла переводятся на следующий курс приказом руководителя вуза.

    75. Средний проходной балл для перевода с курса на курс устанавливается высшим учебным заведением самостоятельно.

    76. Обучающийся, не набравший установленного проходного балла, остается на повторный курс обучения.

    77. Обучающийся, оставленный на повторный курс обучения, может довыполнить ранее принятый индивидуальный учебный план или формировать новый индивидуальный учебный план разработанный в установленном порядке.

    78. Обучающийся, переведенный на следующий курс обучения, при наличии академической задолженности должен повторно изучить соответствующие дисциплины на платной основе.

    79. Студенты - обладатели государственных образовательных грантов и кредитов, оставленные на повторный курс обучения, продолжают свое обучение на платной основе.

    80. Для пересдачи экзамена с оценки "неудовлетворительно" на положительную, обучающийся вновь должен прослушать лекции и посетить иные предусмотренные рабочим учебным планом занятия по данной дисциплине и получить допуск к итоговой форме контроля.

    81. Повторный курс обучения или повторное посещение учебных занятий с целью ликвидации академической задолженности осуществляется на платной основе.

    82. Обучающимся, которые не смогли сдать зачеты и экзамены в общеустановленные сроки по болезни или другим уважительным причинам, руководитель подразделения устанавливает индивидуальные сроки их сдачи.

    83. Лицу, отчисленному из организации образования, выдается справка установленного образца.

3. Организация и проведение итоговой государственной
аттестации обучающихся в организациях образования

1. Организация и проведение итоговой государственной
аттестации в общеобразовательных организациях образования

     84. Одной из форм итоговой государственной аттестации обучающихся старшей ступени в средних общеобразовательных учебных заведениях, совмещенной со вступительными экзаменами в организации среднего профессионального и высшего профессионального образования, является единое национальное тестирование (далее - ЕНТ).

    85. Итоговая аттестация выпускников 11 (12) классов, желающих в текущем учебном году поступать в вузы или колледжи Республики Казахстан, претендентов на получение аттестата особого образца и знака "Алтын белгi", аттестата с отличием; участников и призеров научных соревнований школьников, республиканских и международных олимпиад по общеобразовательным предметам, а также выпускников общеобразовательных учебных заведений, обучавшихся по линии международного обмена школьников за рубежом, проводится в форме ЕНТ. Для указанных категорий выпускников сдача ЕНТ обязательна.

    86. Итоговая государственная аттестация выпускников старшей ступени школ с узбекским, уйгурским и таджикским языками обучения, не принимающих участие в ЕНТ, проводится на основании четвертных, годовых и экзаменационных оценок.

    87. Вступительные экзамены в вузы или колледжи Республики Казахстан данных выпускников, желающих в текущем учебном году поступать в вузы или колледжи Республики Казахстан, проводится по технологии комплексного тестирования.

    88. Перечень учебных предметов, выносимых на итоговую аттестацию, и сроки проведения выпускных экзаменов учащихся 9 (10), 11(12) классов организаций образования определяются Министерством.

    89. К итоговой аттестации допускаются учащиеся 9 (10), 11 (12) классов, освоившие образовательную программу не ниже требований государственных общеобязательных стандартов.

    90. Итоговая аттестация учащихся общеобразовательных учебных заведений осуществляется на основании четвертных, годовых и экзаменационных оценок.

    91. Учащимся 9 (10) класса, имеющим годовые неудовлетворительные оценки по 1-2 предметам, педсоветом разрешается выполнить дополнительные контрольные работы (в форме тестовых и письменных заданий) до проведения итоговой аттестации.

    92. Из 9 (10) классов выпускаются учащиеся, имеющие положительные годовые и итоговые оценки по всем учебным предметам.

    93. Освобождение учащихся по состоянию здоровья от уроков труда и физической культуры не влияет на их перевод в следующие классы и выпуск из организации образования.

    94. При получении по результатам итоговой государственной аттестации неудовлетворительных оценок учащимся 9 (10), 11 (12) классов разрешается повторная итоговая аттестация по соответствующим учебным предметам.

    95. В случае получения неудовлетворительных оценок по результатам повторной итоговой государственной аттестации учащиеся 9-х (10-х) классов остаются на повторный год обучения.

    96. В случае получения неудовлетворительных оценок по результатам повторной итоговой государственной аттестации выпускнику 11-го (12-го) класса выдаҰтся справка государственного образца, подтверждающая прохождение учащимся курса средней школы без завершения обучения, с указанием годовых и итоговых оценок за 10 (11)-11 (12) классы.

    97. Итоговая государственная аттестация учащихся общеобразовательных учреждений проводится комиссиями, составы которых утверждаются педсоветами данных учреждений. Трудовая (начальная профессиональная) подготовка выпускников 11 класса завершается сдачей квалификационных экзаменов.

    98. Квалификационные экзамены проводятся в сроки, согласованные с руководителями общеобразовательного учебного заведения и предприятий (организаций), где учащиеся проходили практику до начала итоговой аттестации.

    99. Учащиеся 5-10 (11) классов, имеющие неудовлетворительные итоговые оценки по 1- предметам, подлежат повторной аттестации по этим предметам. На период летних каникул этим учащимся даются соответствующие учебные задания по предметам.

    100. Повторные экзамены проводятся экзаменационной комиссией, которая принимала переводные и выпускные экзамены.

    101. Материалы летних заданий и повторных экзаменов (в письменной, устной, в форме тестирования) разрабатываются в учебном заведении. Решением педагогического совета организаций образования учащиеся, удовлетворительно выполнившие летние задания и сдавшие повторные экзамены, решением педагогического совета переводятся в следующий класс.

    102. Участники международных олимпиад по общеобразовательным предметам текущего года освобождаются от сдачи ЕНТ.

    103. Выпускники 11 (12) классов, претендующие на аттестат с отличием или аттестат особого образца и знак "Алтын белгі", от итоговой государственной аттестации не освобождаются.

    104. Учащиеся, успевающие по всем предметам, освобождаются от итоговой аттестации приказами областных, городов Астаны и Алматы управлений (департаментов) образования; учащиеся республиканских учебных заведений - приказом Министерства в случаях:
    1) по состоянию здоровья в соответствии с Перечнем заболеваний, утвержденным уполномоченным органом в области здравоохранения;
    2) инвалиды детства;
    3) в связи с участием в летних сборах кандидатов в команду Республики Казахстан на международные олимпиады (соревнования) по общеобразовательным предметам.

    105. Приказ об освобождении учащихся от выпускных экзаменов издается на основании следующих документов:
    1) заключения врачебно-консультативной комиссии (далее - ВКК) поликлиники, составленного по представлению школьного врача (в сельской местности - районного педиатра);
    2) выписки из решения педагогического совета и ходатайства школы;
    3) табеля успеваемости.
    Документы, указанные в подпунктах 2) и 3), заверяются подписью руководителя и печатью учебного заведения.

    106. Выпускнику 9 (10) класса, заболевшему в период итоговой аттестации, предоставляется возможность сдать пропущенные экзамены. Темы и тексты обязательных экзаменационных работ для таких учащихся готовятся областными, городов Астаны и Алматы управлениями (департаментами) образования.

    107. Выпускнику 11 (12) класса, сдающему итоговую государственную аттестацию в форме ЕНТ и заболевшему в период сдачи тестирования в порядке, установленном центральным исполнительным органом в области образования, при наличии соответствующей справки ВКК, предоставляется возможность поступления в колледжи и вузы по технологии комплексного тестирования (далее - КТ) в сроки, установленные для проведения КТ.

    108. Учащиеся вечерних (сменных) учебных заведений, завершившие курс обучения и не сдавшие выпускные экзамены в связи с призывом в армию, по окончании воинской службы сдают экзамены за курс средней школы за один экзаменационный период.

    109. Учащиеся, по каким-либо причинам не сдававшие ЕНТ, на основании годовых и экзаменационных оценок получают только аттестат о среднем образовании.

    110. Порядок проведения выпускных экзаменов и сроки проведения экзаменов учащихся 9 (10) классов устанавливаются администрацией организации образования в пределах сроков, определенных приказом Министерства "О завершении учебного года и проведении экзаменов учащихся общеобразовательных школ Республики Казахстан".

    111. В случае разногласий между членами экзаменационной комиссии в оценке письменной работы или устного ответа ученика вопрос решается большинством голосов с обязательной записью в протоколе особого мнения членов комиссии.

    112. В случае несогласия председателя комиссии с решением большинства ее членов вопрос решается районным (городским) отделом образования.

    113. В случае несогласия с отметкой, выставленной за письменную работу, учащийся имеет право обратиться в трехдневный срок после объявления экзаменационной оценки в апелляционную комиссию, созданную при районных (городских) отделах, областных (городских) управлениях (департаментах) при Департаменте среднего образования Министерства - для учащихся республиканских учебных заведений.

    114. Досрочная итоговая аттестация учащихся 9 (10), 11 (12) классов допускается в случае выезда выпускников за границу на учҰбу либо на постоянное место жительства.

    115. В случае выезда учащихся 11(12) классов проходят аттестацию в форме экзамена, получают аттестат о среднем образовании, но не получают сертификата, дающего право на поступление в вузы и колледжи Республики Казахстан.

    116. Досрочная итоговая аттестация проводится не ранее, чем за 2 месяца до начала государственной аттестации выпускников.

2. Организация и проведение итоговой
государственной аттестации начального и
среднего профессионального образования

     117. Состав комиссии по итоговой государственной аттестации по предоставлению руководителя профессиональной школы и колледжа утверждается с учредителем и ежегодно не менее, чем за три месяца до начала итоговой государственной аттестации.

    118. Состав комиссии по итоговой государственной аттестации:
    председатель - из числа высококвалифицированных специалистов соответствующей отрасли производства согласовывается с Министерством образования и науки Республики Казахстан.

    119. Членами комиссии являются:
    руководитель учебного заведения (заместитель председателя при одновременной работе нескольких комиссий по итоговой государственной аттестации);
    преподаватели специальных дисциплин, мастера производственного обучения;
    представитель надзорных органов по охране труда, электробезопасности, мастера производственных участков;
    секретарь комиссии по итоговой государственной аттестации (назначается приказом директора из числа членов комиссии по итоговой государственной аттестации).

    120. Комиссия по итоговой государственной аттестации определяет:
    соответствие уровня теоретической и практической подготовки обучающихся, установленным общеобязательным стандартам среднего профессионального образования;
    фактический уровень знаний, умений и практических навыков обучающихся по производственному обучению, общетехническим и специальным предметам, их соответствие требованиям учебных программ и квалификационных характеристик по профессиям (специальностям);
    решение о присвоении им соответствующей квалификации и выдаче свидетельств и дипломов (с отличием, без отличия).

    121. Продолжительность заседаний комиссии по итоговой аттестации комиссии не должна превышать 6 часов в день.

    122. Комиссия по итоговой государственной аттестации создается не позднее, чем за один месяц до проведения итоговой государственной аттестации.

    123. Комиссия по итоговой государственной аттестации назначается на один учебный год, ее состав не менее 5 членов комиссии.

    124. Работа итоговой государственной аттестации проводится согласно установленному расписанию, которое должно быть объявлено в учебном заведении не позднее, чем за две недели до начала работы комиссии.

    125. В комиссию по итоговой государственной аттестации представляются следующие материалы и документы:
    Государственный общеобязательный стандарт образования по специальности (профессии);
    приказ руководителя профессиональной школы (лицея), колледжа о допуске учащихся к итоговой аттестации;
    сводные ведомости итоговых оценок экзаменуемой группы;
    комплект итоговых экзаменационных билетов и перечень вопросов, выносимых на итоговые экзамены, согласно учебной программы (если проводится итоговый экзамен);
    выполненные дипломные проекты с письменными заключениями руководителей дипломного проектирования и рецензиями;
    перечень используемой справочной литературы;
    зачетные книжки учащихся;
    книга протоколов заседаний комиссии по итоговой государственной аттестации.

    126. Учащемуся, получившему неудовлетворительную оценку при защите дипломного проекта или итоговой государственной аттестации, выдается справка установленного образца об окончании полного курса обучения по специальности.

    127. В случаях, когда защита дипломной работы признается неудовлетворительной, государственная аттестационная комиссия устанавливает, может ли обучающийся представить на повторную защиту ту же работу с доработкой, определяемой комиссией, или же обязан разработать новую тему.
    Пересдача итоговой государственной аттестации или повторная защита дипломной работы лицам, получившим оценку "неудовлетворительно", в данный период итоговой государственной аттестации не разрешается.

    128. Документы, предоставленные в комиссию по итоговой государственной аттестации о состоянии здоровья, после получения неудовлетворительной оценки не рассматриваются.

    129. Учащиеся, не сдавшие итоговые государственные экзамены в установленные учебным планом сроки, по уважительным причинам, подтвержденным соответствующими документами, допускаются к сдаче государственного экзамена по приказу руководителя профессиональной школы (лицея), колледжа в период работы комиссии по итоговой государственной аттестации.

    130. Лицам, получившим при повторной сдаче итоговой государственной аттестации положительные оценки, выдается диплом или свидетельство об окончании начального и среднего профессионального учебного заведения в установленном порядке. Справка об окончании полного курса обучения и академическая справка остаются в личном деле учащихся.

    131. Заседание комиссии по итоговой государственной аттестации оформляется соответствующим протоколом, который подписывается председателем, членами и секретарем итоговой государственной аттестации. Протоколы итоговой государственной аттестации хранятся в архиве профессиональной школы (лицея) и колледжа.

    132. По окончании аттестации председатель итоговой государственной аттестации в двухнедельный срок составляет отчет об итогах аттестации.

    133. В отчете председателя итоговой государственной аттестации должны быть отражены уровень подготовки специалистов по данной специальности (профессии); характеристика знаний обучающихся, выявленных на итоговом экзамене, недостатки в подготовке обучающихся по отдельным вопросам дисциплин. Отчет должен содержать глубокий анализ качества подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена по данному направлению. В отчете также даются конкретные рекомендации по дальнейшему совершенствованию подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов в начальном и среднем профессиональном учебном заведении.

    134. Председатель комиссии по итоговой государственной аттестации или его заместитель докладывают педагогическому Совету о результатах проведения итоговой государственной аттестации.

    135. Обучающимся, прошедшим итоговую государственную аттестацию, выдаются свидетельства и (или) диплом о начальном и среднем профессиональном образовании государственного образца.

3. Организация и проведение итоговой государственной
аттестации обучающихся высших учебных заведений

     136. Итоговая государственная аттестация обучающихся в организациях образования, дающих высшее образование, проводится в сроки, предусмотренные графиком учебного процесса (академическим календарем) и рабочими учебными планами высших профессиональных учебных заведений.

    137. Продолжительность итоговой государственной аттестации обучающихся устанавливается сроком не менее, чем 4 недели.

    138. Итоговая государственная аттестация обучающихся проводится по формам, определенным государственными общеобязательными стандартами образования, для специальностей бакалавриата, магистратуры и высшего специального образования.

    139. Обучающиеся должны сдать все государственные экзамены и защитить дипломную работу (магистерскую диссертацию) в строгом соответствии с учебным планом и едиными для всех форм обучения учебными программами.

    140. Обучающийся по образовательной программе бакалавриата имеет право по уважительной причине с согласия руководителя организации образования вместо дипломной работы сдавать два государственных экзамена. В данном случае перечень государственных экзаменов утверждается решением выпускающей кафедры. При этом обучающийся пишет заявление на имя руководителя организации образования и представляет соответствующую медицинскую справку. Другие случаи замены дипломной работы на сдачу дополнительных государственных экзаменов не допускаются.

    141. К итоговой государственной аттестации допускаются обучающиеся, завершившие образовательный процесс в соответствии с требованиями учебного плана и учебных программ.

    142. Основным критерием завершенности образовательного процесса является освоение обучавшимися необходимого объема теоретического курса обучения в соответствии с требованиями государственных общеобязательных стандартов образования специальностей бакалавриата, магистратуры и высшего специального образования.

    143. Допуск к итоговой государственной аттестации обучающихся оформляется распоряжением руководителя подразделения по списку обучающихся и представляется в государственную аттестационную комиссию.

    144. На руководителей подразделений возлагается ответственность по составлению расписания работы государственной аттестационной комиссии.

    145. Расписание работы государственной аттестационной комиссии утверждается ректором и доводится до общего сведения не позднее, чем за две недели до начала работы государственной аттестационной комиссии. Продолжительность заседания государственной аттестационной комиссии не должна превышать 6 часов в день.

    146. До начала проведения итоговой государственной аттестации обучающихся в государственную аттестационную комиссию представляются следующие документы:
    1) справка руководителя подразделения о выполнении обучавшимися учебного плана, полученных ими оценок по всем дисциплинам, их объеме, сданным курсовым проектам (работам) и видам практик;
    2) отзыв научного руководителя дипломной работы (магистерской диссертации), где дается аргументированное заключение "допускается к защите" или "не допускается к защите";
    3) рецензия специалиста соответствующей практической профессиональной деятельности, научной организации или организации образования (официального оппонента), где дается всесторонняя характеристика представленной к защите дипломной работы (магистерской диссертации) и аргументированное заключение с указанием оценки ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно" или "неудовлетворительно") и возможности присвоения квалификации по соответствующей специальности и присуждения академической степени "бакалавра" или "магистра".

    147. В государственную аттестационную комиссию могут быть представлены также другие материалы, характеризующие научную и практическую ценность выполненной дипломной работы (магистерской диссертации), неофициальные отзывы, письменные заключения с организаций, осуществляющих практическую деятельность по профилю дипломной работы (магистерской диссертации), справки или акты внедрения результатов научного исследования, макеты, образцы материалов, изделий, сельскохозяйственных продуктов, коллекции минералов, гербарии и тому подобное.

    148. Рецензирование дипломной работы и магистерской диссертации осуществляется только внешними специалистами их сторонних организаций.

    149. Рецензенты дипломных работ утверждаются приказом руководителя организации образования общим списком по представлению заведующего выпускающей кафедры с указанием места работы и занимаемой должности.

    150. Официальные оппоненты магистерских диссертаций утверждаются приказом руководителя организации образования индивидуально по каждой магистерской диссертации на основании решения ученого совета организации образования или науки с указанием места работы, занимаемой должности, ученой степени, ученого звания и основных публикаций по профилю защищаемой диссертации.

    151. Итоговая государственная аттестация обучающихся в вузах проводится в форме сдачи государственных экзаменов (по фундаментальным профилирующим дисциплинам или специальности) и/или защиты дипломной работы (магистерской диссертации).

    152. Государственные экзамены (по фундаментальным профилирующим дисциплинам или специальности) проводятся в следующих формах: устно, письменно, тестирование (комплексное тестирование) в объеме их учебных программ.

    153. Государственный экзамен по специальности в форме комплексного тестирования проводится по программе, разработанной самостоятельно высшим учебным заведением на основе учебных программ дисциплин, включенных в данный комплексный экзамен.

    154. Вуз может провести один комплексный экзамен по фундаментальным профилирующим дисциплинам, по которым предусмотрена сдача государственного экзамена в соответствии с государственными общеобязательными стандартами специальности.

    155. Вуз самостоятельно разрабатывают и утверждают тестовые задания, их виды (открытые, закрытые, комбинированные тесты), технологию проведения тестирования.

    156. В случае проведения государственного экзамена в форме тестирования, его результаты оформляют в виде экзаменационной ведомости и объявляются в день его проведения после их обработки.

    157. Защита дипломной работы (магистерской диссертации) проводится на открытом заседании государственной аттестационной комиссии с участием не менее половины ее членов.

    158. Продолжительность защиты одной дипломной работы, как правило, не должна превышать 50 минут на одного студента. Для защиты дипломной работы обучающийся выступает с докладом перед государственной аттестационной комиссией не более 15 минут.

    159. Продолжительность защиты одной магистерской диссертации, не должна превышать 100 минут на одного магистранта. Для защиты магистерской диссертации магистрант выступает с докладом перед государственной аттестационной комиссией не более 20 минут. Присутствие и выступление на заседании государственной аттестационной комиссии по защите магистерской диссертации научного руководителя и официального оппонента строго обязательно. На защите магистерской диссертации могут присутствовать и принимать участие в обсуждаемой проблеме специалисты из организаций, осуществляющих практическую деятельность по профилю работы, неофициальные оппоненты и другие заинтересованные лица.

    160. В государственную аттестационную комиссию наряду с документами, указанными в подпунктах 1), 2), 3) пункта 146 и пункте 147, магистрант должен представить список публикаций, утвержденный в установленном порядке.

    161. По результатам защиты дипломной работы (магистерской диссертации) выставляются оценки "отлично", "хорошо", "удовлетворительно" и "неудовлетворительно". При этом принимается во внимание уровень теоретической, научной и практической подготовки обучающегося, а также отзывы научного руководителя и рецензента (официального оппонента).

    162. Результаты защиты дипломной работы (магистерской диссертации) объявляются в день их проведения после оформления протоколов заседания государственной аттестационной комиссии.

    163. Обучающемуся, защитившему дипломную работу (магистерскую диссертацию) и сдавшему государственные экзамены, решением государственной аттестационной комиссии присваивается квалификация в соответствии с полученной специальностью, а также присуждается академическая степень (бакалавра или магистра) при освоении соответствующей образовательной программы.

    164. Обучающемуся, прошедшему итоговую государственную аттестацию, и, подтвердившему усвоение образовательной профессиональной программы соответствующего уровня высшего профессионального образования, выдается диплом государственного образца с приложением.

    165. Приложение к диплому заполняется на основании справки руководителя подразделения о выполнении обучающимся учебного плана, на основании полученных им оценок по всем дисциплинам в объеме, предусмотренном государственными общеобязательными стандартами образования, сданным курсовым проектам (работам), видам практик и результатов итоговой государственной аттестации.

    166. При наличии нескольких экзаменационных оценок по одной и той же учебной дисциплине в справку вносится, как правило, последняя по времени оценка. В случаях, если последняя оценка не характеризует общего уровня подготовки обучающегося по данной дисциплине, в связи с незначительным объемом или недостаточным научно-учебным значением программного материала последнего семестра, соответствующей кафедре предоставляется право своим решением определить, какую оценку (за какой курс или семестр) следует ввести в академическую справку. Среднюю оценку выводить не разрешается.

    167. Обучающемуся, сдавшему экзамены и дифференцированные зачеты с оценкой "отлично" не менее, чем по 75 процентам всех дисциплин учебного плана, а по остальным дисциплинам - с оценкой "хорошо", и сдавшему государственные экзамены и защитившему выпускную работу с оценкой "отлично", выдается диплом с отличием (без учета оценки по военной подготовке).

    168. Повторная сдача государственного экзамена и защита дипломной работы (магистерской диссертации) с целью повышения положительной оценки не допускается.

    169. Пересдача государственных экзаменов и/или повторная защита дипломной работы (магистерской диссертации) лицам, получившим оценку "неудовлетворительно", в данный период итоговой государственной аттестации не разрешается.

    170. В случаях, когда защита дипломной работы (магистерской диссертации) признается неудовлетворительной, государственная аттестационная комиссия устанавливает, может ли обучающийся представить на повторную защиту ту же работу с доработкой, определяемой комиссией, или же может разработать новую тему, которая определяется выпускающей кафедрой.

    171. Повторная итоговая государственная аттестация обучающегося проводится в следующий период итоговой государственной аттестации только по тем ее формам, по которым в предыдущую итоговую государственную аттестацию получена неудовлетворительная оценка.
    При этом перечень дисциплин, выносимых на государственные экзамены для лиц, которые не сдали эти экзамены, определяется учебным планом, действующим в год окончания обучавшимся теоретического курса.

    172. Обучающийся, получивший при итоговой государственной аттестации неудовлетворительную оценку, отчисляется из высшего учебного заведения приказом руководителя организации образования с выдачей справки установленного образца.

    173. Документы, представленные в государственную аттестационную комиссию о состоянии здоровья после получения неудовлетворительной оценки, не рассматриваются.

    174. Итоговая государственная аттестация обучающихся проводится государственной аттестационной комиссией, которая организуется как единая для всех форм обучения, по каждой специальности.
    При наличии большого числа оканчивающих обучение организуется несколько государственных аттестационных комиссий по одной и той же специальности с учетом специализаций.
    При малом числе оканчивающих обучение может быть организована объединенная государственная аттестационная комиссия по родственным специальностям.

    175. В сферу деятельности государственной аттестационной комиссии входит:
    1) проверка уровня соответствия научно-теоретической и практической подготовки выпускаемых специалистов, установленного государственными общеобязательными стандартами специальностей бакалавриата, магистратуры и высшего специального образования;
    2) принятие решения о присвоении им соответствующей квалификации и выдаче диплома (без отличия, с отличием);
    3) присуждение академической степени бакалавра или магистра по соответствующей специальности;
    4) разработка предложений, направленных на дальнейшее улучшение качества подготовки специалистов.

    176. Государственная аттестационная комиссия организуется в составе председателя и членов комиссии ежегодно и действует в течение календарного года.

    177. Председатель государственной аттестационной комиссии утверждается центральным исполнительным органом в области образования из числа профессоров, доцентов, ученых, преподавателей, опытных специалистов производства и учителей, имеющих большой практический стаж, соответствующих профилю выпускаемых специалистов, и, не работающих в данной организации образования.

    178. Председатель государственной аттестационной комиссии по защите магистерской диссертации, должен иметь ученую степень, ученое звание, или академическую степень "магистра" по соответствующему профилю.

    179. В состав государственной аттестационной комиссии на правах ее членов входят: руководитель подразделения или заведующий выпускающей кафедры. Остальные члены государственной аттестационной комиссии формируются из числа ведущих профессоров, доцентов, высококвалифицированных специалистов, соответствующих профилю выпускаемых специалистов. Количественный состав одной государственной аттестационной комиссии должен составлять не менее четырех человек.

    180. В состав государственной аттестационной комиссии по защите магистерской диссертации включаются, лица, имеющие ученую степень, ученое звание по соответствующему профилю.

    181. Состав государственной аттестационной комиссии утверждается приказом руководителя вуза, ежегодно не позднее 31 января.

    182. Решения об оценках защиты дипломной работы (магистерской диссертации), а также о присвоении квалификации, присуждении академической степени и выдаче диплома государственного образца (без отличия, с отличием) принимаются государственной аттестационной комиссией на закрытом заседании открытым голосованием простым большинством голосов членов комиссии, участвовавших в заседании. При равном числе голосов голос председателя комиссии является решающим.

    183. Все заседания государственной аттестационной комиссии протоколируются.
    Протоколов заседаний государственной аттестационной комиссии ведутся индивидуально на каждого обучающегося по установленным формам.

    184. Протокол заполняется секретарем государственной аттестационной комиссии, утвержденным в составе комиссии из числа преподавателей выпускающей кафедры.

    185. В протоколы вносятся оценки знаний, выявленные на государственных экзаменах и защите дипломной работы (магистерской диссертации), а также записываются заданные вопросы и мнения членов государственных аттестационных комиссий. В случаях, если мнение одного члена государственной аттестационной комиссии не совпадает с мнением остальных членов комиссии, он имеет право свое мнение записать в протокол и лично подписаться. В протоколе указывается присвоение квалификации, академическая степень, а также какой диплом (с отличием или без отличия) выдается выпускнику вуза.

    186. Протоколы подписываются председателем и членами аттестационной комиссии, участвовавшими в заседании.

    187. Протоколы заседания государственной аттестационной комиссии должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью учебного отдела (учебно-методического управления) вуза.

    188. Протоколы заседания государственной аттестационной комиссии хранятся в архиве вуза.

    189. По окончании работы государственной аттестационной комиссии председатель комиссии составляет отчет.

    190. Отчет председателя государственной аттестационной комиссии обсуждается и утверждается на заседании ученого совета вуза или структурного подразделения.

    191. Председатель государственной аттестационной комиссии в месячный срок после завершения итоговой государственной аттестации обучающихся представляет утвержденный отчет в центральный исполнительный орган в области образования и руководителю организации образования.

    192. В отчете председателя государственной аттестационной комиссии должны быть отражены уровень подготовки специалистов по данной специальности в высшем учебном заведении; качество выполнения выпускных работ; соответствие тематики выпускных работ современному состоянию науки, техники, культуры и запросам производства; характеристика знаний обучающихся, выявленных на государственных экзаменах, недостатки в подготовке специалистов по отдельным дисциплинам. Отчет должен содержать глубокий анализ качества подготовки специалистов по данному направлению. В отчете также даются конкретные рекомендации по дальнейшему совершенствованию подготовки специалистов в высшем учебном заведении.

    193. Решение вопросов, не предусмотренных данными Правилами, относятся к компетенции ученого (педагогического) совета организации образования, дающей среднее, начальное, среднее и высшее профессиональное образование, а в период работы государственной аттестационной комиссии - относятся к компетенции комиссии.

Приложение                
приказу и.о. Министра образования   
и науки Республики Казахстан     
от 20 ноября 2004 года N 953     

Перечень утративших силу приказов
Министра образования и науки Республики Казахстан

    1. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 15 февраля 2000 года N 124 "О завершении 1999-2000 учебного года и проведении экзаменов учащихся общеобразовательных школ Республики Казахстан" (зарегистрирован Министерством юстиции Республики Казахстан 18 апреля 2000 года за N 1114).

    2. Приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 июля 2000 года N 714 "О порядке организации и проведения итоговой аттестации обучающихся в высших учебных заведениях" (зарегистрирован Министерством юстиции Республики Казахстан 17 августа 2000 года за N 1222), опубликован в Бюллетене нормативных правовых актов Республики Казахстан, 2000 г., № 10, ст. 276).

    3. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 февраля 2003 года N 82 "О внесении изменений и дополнений в некоторые приказы Министра образования и науки Республики Казахстан" (зарегистрирован Министерством юстиции Республики Казахстан 17 марта 2003 года N 2210), опубликован в Бюллетене нормативных правовых актов Республики Казахстан 17 марта 2003 года, № 22.