Об утверждении Правил организации учебно-методической работы в организациях образования

Приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 ноября 2004 года N 946. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 15 декабря 2004 года N 3282

Действующий

      Во исполнение  распоряжения  Премьер-Министра Республики Казахстан от 22 октября 2004 года N 319-р "О мерах по реализации Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "Об образовании" ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемые Правила организации учебно-методической работы в организациях образования.
      2. Департаменту высшего и послевузовского образования (К.Курманалиев) представить в установленном порядке настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Республики Казахстан.
      3. Настоящий приказ вступает в силу со дня государственной регистрации.
      4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

       и.о.  Министр

Утверждены               
приказом и.о. Министра образования  
и науки Республики Казахстан    
от 18 ноября 2004 года N 946    

 

Правила организации учебно-методической 
работы в организациях образования

1. Общие положения

      1. Правила организации учебно-методической работы в организациях образования (далее - Правила) разработаны в соответствии с  Законом  Республики Казахстан "Об образовании".
      2. Настоящие Правила регламентируют учебно-методическую работу в организациях образования, реализующих образовательные программы среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.
      3. В Правилах используются следующие основные понятия:
      учебно-методическая работа - это деятельность организации образования по обеспечению образовательного процесса психолого-педагогическими, дидактико-методическими и учебно-материальными объектами для достижения его обучающих, воспитательных и развивающих целей;
      методист - педагогический работник организации образования, выполняющий учебно-методическую, научно-методическую работу;
      методический (учебно-методический, научно-методический) совет - форма коллегиального управления учебно-методической работой организации образования;
      заместитель руководителя организации образования по учебной (учебно-методической) работе - должность руководителя непосредственно возглавляющего учебно-методическую работу организации образования;
      учебно-методическое управление (центр, отдел, кабинет) - структурные подразделения, осуществляющие учебно-методическую работу в организациях образования;
      учебно-методические объединения - объединения субъектов образовательного процесса по отраслевому (группам специальностей, предметов), территориальным признакам для внесения предложений и рекомендаций по реализации образовательных программ различных уровней.
      4. Задачами учебно-методической работы в организациях образования являются:
      научно-методическое обеспечение реализации образовательных программ; 
      разработка, внедрение новых и совершенствование существующих технологий, методов, средств и форм образовательного процесса;
      развитие творческого мышления педагога, обеспечение повышения квалификации и профессионального мастерства педагогических работников, совершенствование научно-методического потенциала педагогического коллектива.
      5. Учебно-методическая работа в организациях образования (далее - учебно-методическая работа) осуществляется в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан, государственными общеобязательными стандартами образования и настоящими Правилами. 

 

2. Содержание учебно-методической работы в 
организациях образования

      6. Учебно-методическая работа в организациях образования, реализующих образовательные программы среднего общего образования включает следующие направления:
      1) овладение теоретическими, методологическими основами наук, достижениями педагогики и психологии, эффективными методиками, формирующими мировоззрение, умение и навыки самостоятельной работы, самообразования, развивающими умственную, познавательную активность; 
      2) ознакомление с нормативными документами в области образования;
      3) изучение и творческое освоение разнообразных форм и методов преподавания, внеклассной, внешкольной предметной и воспитательной работы;
      4) ознакомление с лучшим, новаторским опытом и творческим использованием его идей, функциями и прогрессивными идеями менеджмента, инновациями;
      5) подготовка и проведение разнообразных форм методической работы, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса и оказание практической помощи педагогу, организации образования; 
      6) анализ качества преподавания, уровня достижений обучения, воспитания учащихся;
      7) активное участие в процедуре аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц;
      8) разработка и выпуск методической продукции.
      7. Учебно-методическая работа в организациях образования, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования включает следующие направления: 
      1) организация изучения и анализ нормативных правовых документов, рекомендаций органов управления образованием; учебно-программной документации, внесение в них дополнений и коррективов;
      2) обсуждение авторских программ, предложенных для апробирования в учебном заведении;
      3) внесение предложений по изменению перечня профессий с учетом требований рынка труда;
      4) обсуждение итогов текущего, промежуточного контроля; анализ качества знаний, навыков и умений учащихся и разработка предложений по улучшению результатов;
      5) организация педагогического наставничества, оказание помощи начинающим педагогическим работникам и мастерам производственного обучения в подготовке и проведении учебных занятий и внеурочных мероприятий;
      6) организация взаимопосещения занятий, проведение открытых уроков и их обсуждение; изучение, отбор и внедрение в практику работы достижений науки и техники, передового опыта в учебно-воспитательной работе и новых технологий обучения;
      7) организация и проведение конкурсов, олимпиад по предметам и профессиям;
      8) организация обзоров педагогической, научной, методической литературы, рефератов, докладов, методических разработок и пособий, технических средств обучения и электронно-вычислительной техники; 
      9) совершенствование работы по педагогике сотрудничества, самоуправлению, привлечению учащихся к улучшению учебно-воспитательного процесса и к более широкому использованию эффективных форм организации труда, взаимопроверки и взаимопомощи.
      8. Учебно-методическая работа в организациях образования, реализующих образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования включает следующие направления: 
      1) внесение предложений по совершенствованию нормативных правовых документов, классификатора специальностей высшего профессионального образования; государственных общеобязательных стандартов образования;
      2) внедрение в учебный процесс современных учебно-методических и дидактических материалов и программного обеспечения автоматизированных систем обучения, систем информационного обеспечения, информационно-библиотечных систем;
      3) разработка рабочих учебных, календарных и поурочных планов, рабочих учебных программ, участие в подготовке проектов типовых учебных программ;
      4) разработка учебников, учебно-методических комплексов, учебно-методических пособий, в том числе на электронных носителях и дидактических материалов;
      5) проведение мероприятий по обобщению и распространению передового педагогического опыта и информатизации образования;
      6) разработка и внедрение дидактико-методических, учебно-материальных средств обучения;
      7) разработка и внедрение учебно-методической документации по новым технологиям обучения;
      8) внесение предложений по унификации образовательных программ по родственным специальностям;
      9) экспертиза рабочих учебных планов и рабочих учебных программ с учетом требований государственных общеобязательных стандартов образования;
      10) анализ влияния организации учебно-методической работы на текущую успеваемость обучающихся;
      11) разработка и экспертиза тестовых заданий и других форм контроля знаний обучающихся;
      12) осуществление мониторинга обеспеченности образовательного процесса учебной литературой и методическими разработками;
      13) разработка методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся;
      14) проведение анализа качества учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий;
      15) анализ качества преподавания, уровня учебных достижений обучающихся;
      16) организация и проведение семинаров, конференций, совещаний по совершенствованию учебно-методической работы;
      17) разработка методического обеспечения работы по ежегодному формированию контингента обучающихся с учетом профиля, уровня подготовки и возможностей;
      18) организация маркетинговых исследований с целью создания базы данных для прогноза потребности в специалистах по существующим и перспективным направлениям подготовки;
      19) разработка методического обеспечения по трудоустройству выпускников на работу и учебу после окончания учебного заведения (изучение спроса на специалистов, анкетирование выпускников, связь с предприятиями, составление карты распределения выпускников, организация ярмарки выпускников);
      20) организация перспективного планирования образовательного процесса с учетом демографической, экономической и отраслевой ситуации по регионам и в целом по стране;
      21) разработка рекомендаций по преподаванию государственного, русского и иностранных языков на всех уровнях обучения.

 

3. Порядок организации учебно-методической работы
в структурных подразделениях организаций образования

      9. Учебно-методическая работа осуществляется во всех структурных подразделениях, реализующих, координирующих учебный процесс, образовательные программы среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования (кафедрах, отделениях, факультетах, филиалах) и в специализированных структурных подразделениях по учебно-методической работе (учебно-методические отделы, управления, центры, кабинеты).
      10. Специализированные структурные подразделения осуществляют учебно-методическую работу на основе настоящих Правил; положения, утверждаемого в порядке, предусмотренном уставом организации образования.
      11. Работниками специализированных структурных подразделений по учебно-методической работе являются методисты, количество которых устанавливается советом организации образования, исходя из набора специальностей, специализаций данного вуза, а также численности обучающихся и преподавателей.
      12. Специализированные структурные подразделения осуществляют следующую учебно-методическую работу:
      1) руководство учебно-методической работой кафедр, отделений, факультетов; 
      2) экспертиза нормативных правовых документов по учебно-методической работе и рекомендация их для рассмотрения методическими советами; 
      3) анализ состояния учебно-воспитательного процесса, методической работы и выработка рекомендаций по их совершенствованию; 
      4) анализ и рекомендация к публикации и распространению учебно-методической продукции. 
      13. Коллегиальное управление учебно-методической работой осуществляется в порядке, установленном центральным исполнительным органом Республики Казахстан в области образования и настоящими Правилами. 
      14. Руководство учебно-методической работой учебных заведений, реализующих образовательные программы среднего общего образования, осуществляет методический кабинет местного органа управления образованием.
      15. Непосредственное руководство учебно-методической работой организации образования осуществляет заместитель руководителя организации образования по учебной (учебно-методической) работе. 
      16. Общее руководство учебно-методической работой структурных подразделений осуществляют выборные представительные органы - методические советы (учебно-методический, научно-методический) соответствующих подразделений. Порядок создания и деятельности, состав и полномочия методического совета структурного подразделения определяются советом организации образования.
      17. Формами коллективной методической работы являются предметные и цикловые комиссии, школы передового опыта, инструктивно-методические совещания, семинары, лектории, практикумы и конференции.
      18. Методические предметные и цикловые комиссии создаются при наличии трех и более преподавателей специальных и общеобразовательных дисциплин, предметов, включая мастеров производственного обучения по специальностям.
      При недостаточном количестве преподавателей для образования методической комиссии руководство организации образования должно организовать их участие в работе комиссий, объединяющих педагогических работников соответствующих предметов (профессий) из нескольких организаций образования районов, городов.
      19. Руководство методическими комиссиями осуществляют председатели, избранные из числа наиболее опытных преподавателей и мастеров производственного обучения. К работе методических комиссий могут привлекаться научные и педагогические сотрудники научных учреждений, специалисты предприятий.
      20. Учебно-методическая документация разрабатывается соответствующими структурными подразделениями организаций образования, проходит обсуждение в методических комиссиях, методических советах структурных подразделений, организации образования и после получения их положительного заключения утверждается руководителем, заместителем руководителя по учебной, учебно-методической работе организации образования. 
      21. Структурные подразделения организаций образования в соответствии с государственными общеобязательными стандартами, типовыми учебными планами разрабатывают рабочие учебные планы, которые рассматриваются соответствующими методическими комиссиями, советами структурных подразделений (факультетов, отделений), специализированными структурными подразделениями по учебно-методической работе организации образования и после получения положительного заключения во всех соответствующих методических советах утверждаются руководителем организации образования.
      22. Рабочие учебные программы и поурочные планы разрабатываются преподавателями в соответствии с типовой учебной программой, рассматриваются методическим советом структурного подразделения, организации образования и утверждается заместителем руководителя организации образования по учебной (учебно-методической) работе.
      23. Организация разработки и издания учебной литературы для организаций образования, осуществляется в порядке, установленном центральным исполнительным органом в области образования.
      24. Разработка учебников, учебно-методических пособий осуществляется автором или авторским коллективом из числа высококвалифицированных специалистов. Макет учебника, учебно-методического пособия проходит обсуждение в методических комиссиях, методических советах структурных подразделений и после получения их положительного заключения, направляется на рассмотрение совета организации образования. Рекомендованный советом организации образования макет учебника, учебно-методического пособия не менее чем с 3 рецензиями специалистов с ученой степенью и учителями с высшими категориями соответствующей отрасли наук для проведения экспертизы и получения разрешения к использованию представляется в центральный исполнительный орган в области образования. 
      25. Методические указания и рекомендации разрабатываются преподавателями организации образования. После обсуждения и получения положительного заключения в методических комиссиях, методических советах структурных подразделений, организации образования, утверждаются заместителем руководителя организации образования по учебной (учебно-методической) работе.

 

4. Объединения по учебно-методической работе

      26. Интересы субъектов образовательной процесса, касающиеся учебно-методической работы могут представлять их объединения, создаваемые и действующие в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      27. Учебно-методические объединения создаются на добровольных началах по отраслевому (группам специальностей, предметов), территориальному квалификационному признаку. В них входят представители организаций образования, работодателей и социальных партнеров.