В соответствии с пунктом 3
статьи 153
Бюджетного кодекса Республики Казахстан,
ПРИКАЗЫВАЮ
:
1. Утвердить прилагаемые Правила разработки и рассмотрения финансово-экономического обоснования бюджетных инвестиций, осуществляемых посредством участия в формировании и увеличении уставного капитала юридических лиц.
2. Департаменту стратегического планирования и инвестиционной политики (Нурашев Т.Б.) и Юридическому управлению (Айтенов М.Д.) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан Исаева Б.А.
4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
И.о. Министра
Утверждены
Приказом И.о. Министра экономики и
бюджетного планирования Республики Казахстан
от 30 сентября 2004 года N 143
"Об утверждении Правил разработки и
рассмотрения финансово-экономического
обоснования бюджетных инвестиций,
осуществляемых посредством участия в
формировании и увеличении уставного
капитала юридических лиц"
Правила разработки и рассмотрения
финансово-экономического обоснования бюджетных инвестиций,
осуществляемых посредством участия в формировании и увеличении
уставного капитала юридических лиц
1. Настоящие Правила разработки и рассмотрения финансово-экономического обоснования бюджетных инвестиций, осуществляемых посредством участия в формировании и увеличении уставного капитала юридических лиц (далее - Правила) разработаны в соответствии с пунктом 3
статьи 153
Бюджетного кодекса Республики Казахстан и определяют общую структуру, содержание, порядок разработки и рассмотрения финансово-экономических обоснований (далее - ФЭО) бюджетных инвестиций, осуществляемых посредством участия в формировании и увеличении уставного капитала юридических лиц (далее - бюджетные инвестиции).
2. Организация разработки ФЭО бюджетных инвестиций обеспечивается уполномоченными государственными органами, осуществляющими права владения, пользования и/или распоряжения государственным пакетом акций в акционерных обществах, государственными долями участия в организациях, либо государственными органами, инициирующими создание юридического лица (далее - уполномоченные государственные органы), согласно Приложению к настоящим Правилам.
3. Разработка ФЭО бюджетных инвестиций осуществляется после принятия в установленном порядке уполномоченным органом управления юридического лица положительного решения об увеличении уставного капитала юридического лица за счет бюджетных средств.
Разработка ФЭО бюджетных инвестиций для формирования уставного капитала создаваемых юридических лиц осуществляется уполномоченным государственным органом.
4. Рассмотрение ФЭО бюджетных инвестиций предусматривает проведение отраслевой экспертизы уполномоченным государственным органом и экспертизы уполномоченного органа по экономическому планированию.
5. Отраслевая экспертиза уполномоченного государственного органа предусматривает рассмотрение следующих вопросов:
обоснованность инвестиций юридического лица;
анализ ситуации в отрасли в случаях реализации и нереализации инвестиций юридического лица с отражением следующих аспектов:
роль и место проекта в структуре экономики отрасли;
соответствие государственным и отраслевым (секторальным) программам;
обоснованность выбора месторасположения и масштаба инвестиций;
анализ рынков сырья и комплектующих изделий;
анализ рынков сбыта продукции;
достаточность и оценка эффективности технических решений по инвестициям юридического лица;
обоснованность схемы и источника финансирования;
заключение о целесообразности осуществления инвестиций юридического лица;
оценка финансовых показателей юридических лиц и финансовых выгод, получаемых в результате осуществления инвестиций юридического лица;
оценка альтернативных вариантов достижения целей инвестиций юридического лица;
оценка распределения выгод, получаемых от реализации бюджетных инвестиций.
6. В случае положительного заключения отраслевой экспертизы, уполномоченные государственные органы представляют ФЭО и заключение отраслевой экспертизы в уполномоченный орган по экономическому планированию в следующем порядке:
ФЭО бюджетных инвестиций для увеличения уставного капитала национальных компаний представляются вместе с проектом плана развития на предстоящий трехлетний период соответствующей национальной компании в сроки, установленные
Правилами
разработки среднесрочных планов социально-экономического развития Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 июня 2002 года № 647;
ФЭО бюджетных инвестиций в уставные капиталы других юридических лиц представляются вместе с проектом плана финансово-хозяйственной деятельности соответствующего юридического лица, предварительно одобренного уполномоченным органом управления юридического лица в срок до 1 апреля, предшествующего планируемому.
7. Экспертиза уполномоченного органа по экономическому планированию предусматривает:
соответствие бюджетных инвестиций государственным, отраслевым (секторальным) и региональным программам;
проведение оценки влияния осуществления бюджетных инвестиций на экономику в целом;
проведение оценки экономических выгод;
обоснование бюджетных инвестиций.
8. В случае необходимости уполномоченный орган по экономическому планированию запрашивает дополнительную информацию у уполномоченного государственного органа, в установленном законодательством порядке, привлекает экспертов и консультантов для проведения экспертизы либо вносит на рассмотрение Правительства Республики Казахстан предложения по созданию рабочих групп для решения отдельных вопросов, возникающих в ходе рассмотрения ФЭО бюджетных инвестиций.
9. Положительное заключение уполномоченного органа по экономическому планированию является основанием для вынесения вопроса об осуществлении бюджетных инвестиций на рассмотрение бюджетной комиссии.
Приложение
к Правилам разработки и рассмотрения
финансово-экономического обоснования
бюджетных инвестиций, осуществляемых
посредством участия в формировании
и увеличении уставного капитала
юридических лиц, утвержденных
приказом И. о. Министра экономики и
бюджетного планирования
Республики Казахстан
от 30 сентября 2004 года N 143
Типовая структура и требования к разработке
финансово-экономического обоснования бюджетных инвестиций,
осуществляемых посредством участия в формировании и увеличении
уставного капитала юридических лиц
1. Общее описание инвестиций юридического лица, предполагаемых к осуществлению за счет бюджетных инвестиций (далее - инвестиции юридического лица).
Приводится перечень направлений инвестиций юридического лица (инвестиционные проекты, программы или мероприятия). По каждому из направлений инвестиций юридического лица указываются: цели, задачи, стоимость, объем финансирования, период и график реализации, описание компонентов и структуры инвестиций, количественные и качественные показатели, планируемые к достижению в результате осуществления инвестиций, институциональная схема осуществления инвестиций и альтернативы, правовая основа, информация об организациях, участвующих в процессе осуществления инвестиций, их взаимодействия, распределение ответственности между собой и выгод.
2. Обоснование направлений инвестиций юридического лица в разрезе каждого инвестиционного проекта, программы и мероприятия и в совокупности инвестиций в следующем порядке:
1) Финансовый раздел.
В данном разделе производится финансовый анализ инвестиций, оценка финансовых затрат и доходов юридического лица, получаемых в результате осуществления инвестиций.
Финансовый анализ инвестиций включает:
анализ инвестиций проектов с использованием простых методов финансовой оценки: расчет срока окупаемости, нормы прибыли, коэффициента покрытия задолженности;
сводный расчет денежных потоков, получаемых в результате осуществления инвестиций;
расчет валового объема доходов, размера нераспределенной и чистой прибыли от осуществления инвестиций;
анализ инвестиций с помощью методов дисконтирования: расчет чистого дисконтированного дохода (NPV), внутренней нормы прибыльности (IRR), отношение дисконтируемых выгод и затрат (В/С), дисконтированного срока окупаемости;
анализ реализации инвестиций в условиях неопределенности, в том числе анализ чувствительности проекта по основным параметрам (объем сбыта, цена сбыта, прямые издержки) и расчет точек безубыточности;
оценка ликвидности инвестиций;
анализ финансовых рисков с расшифровкой основных факторов рисков, предположительного характера и диапазона изменений, предполагаемые мероприятия по снижению рисков.
2) Экономический раздел.
Данный раздел основывается на оценке эффективности инвестиций юридического лица с точки зрения национальной экономики и предусматривает проведение экономического анализа, в том числе:
анализа экономической ситуации с осуществлением инвестиций и без них;
оценки экономических выгод и затрат, в том числе: анализ результатов, следствий и влияния инвестиций на экономику государства (анализ эффективности затрат и неизмеряемые выгоды, приращенные выгоды и затраты, дополнительные выгоды потребителя, необратимые издержки, внешние эффекты, международные эффекты, косвенные выгоды проектов);
анализа наименьших затрат;
количественной оценки экономической эффективности инвестиций с приведением расчетов экономического чистого дисконтированного дохода (ENPV) и экономической внутренней нормы доходности (EIRR).
3. Обоснование и подтверждение объемов инвестиций юридического лица в разрезе каждого инвестиционного проекта, программы и мероприятия.
При осуществлении инвестиций в строительство представляется заключение государственной экспертизы на предпроектную и проектную документацию, подтверждающие экспертизу государственной комиссии;
По другим направлениям представляются расчеты и обоснования, подтверждающие стоимость инвестиций (ценовые предложения, статистические данные, оценочные акты, результаты маркетинговых исследований, оценки консультантов и другие).
4. Обоснование необходимости бюджетных инвестиций.
1) Описание текущего финансового состояния юридического лица с проведением комплексной оценки эффективности использования собственного потенциала, анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности, внутрипроизводственных показателей, динамики изменения объема уставного и собственного капиталов и планов юридического лица по дальнейшей капитализации активов;
2) Приведение исчерпывающих аргументов, подтверждающих необходимость участия бюджетных средств, где, в том числе необходимо привести оценку приоритетности всех инвестиционных проектов, программ или мероприятий юридического лица, предполагаемых к осуществлению в планируемом периоде за счет всех источников финансирования, и определение логики их отбора;
3) Рассмотрение альтернативных источников и схем финансирования инвестиционных проектов, программ и мероприятий, где необходимо предусмотреть следующие альтернативные варианты:
осуществление инвестиций с учетом бюджетных инвестиций;
осуществление инвестиций за счет собственных средств юридического лица (с приведением изменений финансово-хозяйственных показателей после оттока соответствующих объемов доходов и оборотных средств);
заимствование из других источников и иных способов финансирования.
5. Приложения.
Финансово-экономические модели по каждому из рассматриваемых вариантов реализации проекта (программы), таблицы расходов, динамик, графики окупаемости, диаграммы, рисунки, карты местности и другие материалы и документы, подтверждающие и раскрывающие информацию, приведенную в ФЭО бюджетных инвестиций.