Сноска. Утратило силу постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 13.08.2009 N 20.
В соответствии с подпунктом 2) статьи 57 Бюджетного кодекса Республики Казахстан Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета ПОСТАНОВЛЯЕТ :
1. Утвердить прилагаемые Стандарты государственного финансового контроля.
2. Руководителю аппарата Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Ибрашову Т.Н. обеспечить представление настоящего постановления в Министерство юстиции Республики Казахстан для государственной регистрации в месячный срок со дня его принятия.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Члена Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Султангазина А.Ж.
4. Настоящее постановление вступает в силу с момента государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан и вводится в действие с 1 января 2005 года.
Председатель
СОГЛАСОВАНО
Председатель Комитета
финансового контроля
Министерства финансов
Республики Казахстан
9 октября 2004 г.
Утверждены
Постановлением Счетного комитета
по контролю за исполнением
республиканского бюджета
от 7 октября 2004 г. N 28
Стандарты государственного финансового контроля Глава 1. Основные положения
Настоящие стандарты государственного финансового контроля (далее - Стандарты) разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан, бюджетным законодательством Республики Казахстан и стандартами Международной организации высших контрольных органов (INTOSAI).
1. Общие положения
1. Стандартами являются нормативные документы, устанавливающие единые требования к государственному финансовому контролю.
2. Целью стандартов является определение основных принципов и условий, на основе которых государственные органы финансового контроля, ревизионные комиссии маслихатов и службы внутреннего контроля центральных государственных органов (далее - Органы контроля) и их работники осуществляют контрольное мероприятие (далее - Контроль).
3. Стандарты разработаны для обеспечения целостности, взаимосвязанности, последовательности, преемственности и объективности контроля.
4. К стандартам относятся общие стандарты, рабочие стандарты, стандарт отчетности, стандарты управления и контроля качества.
5. Практическая реализация стандартов обеспечивается путем разработки и утверждения производных от них методических и других документов, описывающих методы и процедуры осуществления контроля.
6. Контроль за выполнением стандартов государственного финансового контроля осуществляет Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета (далее - Счетный комитет), в соответствии со статьей 138 Бюджетного кодекса.
7. Центральный уполномоченный орган по внутреннему контролю может осуществлять контроль за соблюдением стандартов государственного финансового контроля службами внутреннего контроля центральных государственных органов.
2. Сфера действия и применение стандартов
8. Стандарты обязательны для соблюдения органами контроля, их работниками, работниками других государственных органов, участвующими в осуществлении контроля.
9. Специалистами аудиторских организаций и экспертами, привлекаемыми к осуществлению государственного финансового контроля, соблюдаются нормы настоящих стандартов.
Глава 2. Общие стандарты
10. Общие стандарты устанавливают единые требования к органам контроля и их работникам.
11. К общим стандартам относятся независимость, компетентность (квалификация), гласность и конфиденциальность.
§ 1. Независимость
12. Независимость предполагает недопущение любого вмешательства, подрывающего независимость органов контроля, их работников, независимость проводимого ими контроля.
Органы контроля во всех вопросах контрольной деятельности должны быть независимыми от объекта контроля и неправомерного влияния.
13. Целью стандарта «Независимость» является обеспечение беспристрастности, честности, объективности и достоверности оценок и рекомендаций органов контроля и их работников.
14. Органы контроля должны иметь функциональную и организационную независимость, необходимую для выполнения возложенных на них задач, и не допускать действия, ограничивающие их независимость и объективность при осуществлении контроля.
15. Деятельность органов контроля должна осуществляться в соответствии с независимо определенными приоритетами, утвержденными на их основе планами, программами и самостоятельно определенными методами контроля.
16. На органы контроля не могут быть возложены обязательства по видоизменению или воздержанию от проведения контроля, а также на них не должно оказываться давление с целью изменения результатов, выводов и рекомендаций, сделанных по итогам контроля.
Любые действия по вмешательству в выбор применяемых процедур контроля, характера и объема собираемых доказательств, а также необоснованные ограничения масштаба контроля должны отвергаться органами контроля.
17. Работники органов контроля должны сохранять финансовую, личностную и функциональную независимость от объекта контроля для свободного и объективного выполнения своих задач.
Недопустима любая связь, которая может повлиять на независимость и объективность работников органов контроля по политическим, психологическим, идеологическим причинам или на основе финансового и имущественного интереса.
18. Работники органов контроля не должны являться близкими родственниками, свойственниками должностного лица или учредителя объекта контроля.
19. Не допускается участие в контроле работников органов контроля, работавших на объекте контроля в течение подвергаемого контролю периода.
20. Если независимость работника органа контроля ставится под сомнение, он должен быть немедленно переведен на другой объект контроля без сохранения обязанностей, которые он выполнял в отношении первоначального объекта контроля.
21. В целях сохранения независимости и объективности работников органов контроля целесообразно их направления деятельности и должностные обязанности периодически менять по истечении определенного срока.
22. Независимость органов контроля и их работников не противоречит поддержанию доброжелательных отношений с объектом контроля.
Допускается налаживание сотрудничества с научными, профессиональными и другими организациями, если данные отношения не ограничивают их независимость.
§ 2. Компетенция (квалификация)
23. Работники органов контроля в совокупности должны обладать профессиональными знаниями и навыками, необходимыми для осуществления качественного контроля.
24. Целью стандарта «Компетенция» является поддержание должного профессионального уровня работников органов контроля для качественного осуществления контроля.
25. Контроль должен осуществляться работниками, имеющими в совокупности достаточный уровень знаний и навыков по всем вопросам планируемого контроля.
26. Работники органов контроля должны иметь необходимую теоретическую и профессиональную подготовку для квалифицированного осуществления контроля.
27. Работники органов контроля должны проявлять должную квалификацию на протяжении всего процесса контроля - от предварительного изучения объекта контроля до подготовки отчетов о проведении контроля.
28. Органы контроля должны осуществлять постоянный мониторинг потребности своих работников в обучении и уделять должное внимание вопросам подготовки и переподготовки кадров.
29. Профессиональные знания и навыки работников органов контроля должны совершенствоваться путем проведения непрерывного профессионального обучения и самообразования.
§ 3. Гласность
30. Органы контроля должны осуществлять свою деятельность гласно путем предоставления общественности независимой, достоверной и объективной информации о результатах контроля.
31. Целью стандарта «Гласность» является обеспечение реализации демократических основ управления экономикой, повышение эффективности контрольной деятельности государства и защита общества от коррупции и иных правонарушений.
32. Основной формой обеспечения гласности органов контроля является предоставление Президенту Республики Казахстан, Парламенту Республики Казахстан и широкой общественности информации о своей деятельности, использовании государственных финансовых ресурсов, результатах контроля и экспертно-аналитических мероприятий.
33. Гласность реализуется также путем размещения материалов по результатам контроля и иных сведений о деятельности органов контроля в средствах массовой информации, проведения пресс-конференций, брифингов и других мероприятий.
34. Гласное осуществление деятельности органов контроля возможно при соблюдении принципов законности, объективности и соответствии требованиям законодательства об охране прав и свобод личности, о государственных секретах и иных, предусмотренных законом, сведений.
§ 4. Конфиденциальность
35. Органы контроля и их работники должны соблюдать конфиденциальность информации, полученной при осуществлении контроля.
36. Целью стандарта «Конфиденциальность» является обеспечение сохранности и недоступности информации, полученной при осуществлении контроля.
37. Органы контроля и их работники должны обеспечить конфиденциальность, сохранность информации, полученной при осуществлении контроля, и ограниченность доступа к ней.
38. Обязательства конфиденциальности следует выполнять также после окончания контроля.
39. Запрашиваемая органами контроля и их работниками информация должна быть использована только для целей контроля.
40. Работники органов контроля не в праве получать прямую или косвенную выгоду от информации, полученной при осуществлении контроля.
41. Работники органов контроля не в праве делать заявления средствам массовой информации относительно каких-либо аспектов контроля до его завершения. После оформления и принятия окончательного документа по результатам контроля руководители органов контроля и/или уполномоченные им должностные лица могут представлять средствам массовой информации, информацию, касающуюся итогов проведенного контроля.
Глава 3. Рабочие стандарты
42. Рабочие стандарты систематизируют и упорядочивают действия работников органов контроля по осуществлению ими контроля.
43. К рабочим стандартам относятся планирование, надзор, доказательства и документация.
§ 1. Планирование
44. Контроль, проводимый органами контроля, должен надлежащим образом планироваться для достижения целей контроля с наименьшими затратами ресурсов.
45. Целью стандарта «Планирование» является содействие качественному, экономичному, эффективному, результативному и своевременному проведению контроля.
46. Проведение каждого контроля должно планироваться надлежащим образом для обеспечения его эффективного, своевременного осуществления и достижения всех его целей.
47. Планирование осуществляется для обеспечения взаимосвязанности всех этапов контроля - от предварительного изучения объекта контроля, разработки плана, программ контроля и до составления отчета по результатам контроля.
48. Составлению плана и программ контроля должно предшествовать предварительное изучение объекта контроля на основе доступной информации, включая ознакомление с нормативными правовыми актами, относящимися к деятельности объекта контроля, процедурами его финансирования и производимыми им расходами.
19. При планировании контроля определяются приоритеты, цели и масштабы, а также необходимые для его осуществления ресурсы.
50. План контроля, все изменения и дополнения к нему утверждаются руководителем органа контроля.
51. Программы контроля, являющиеся детально разработанным порядком проведения контроля, утверждаются соответствующим должностным лицом или руководителем подразделения органа контроля.
52. Органы контроля должны уделять внимание совершенствованию методов и инструментов планирования контроля.
§ 2. Надзор
53. Работа группы контроля или отдельных работников органов контроля на каждом этапе проведения контроля должна осуществляться под систематическим надзором вышестоящих должностных лиц и других более опытных работников.
54. Целью стандарта «Надзор» является обеспечение выполнения программы контроля в полном объеме и объективности при планировании, проведении контроля и подготовке отчетов по результатам контроля.
55. Надзор должен осуществляться на всех стадиях контроля независимо от уровня квалификации и профессионализма работников органа контроля.
56. Степень надзора определяется в зависимости от сложности контроля, уровня квалификации и профессионализма группы контроля или отдельного работника органа контроля, участвующего в осуществлении контроля.
57. Руководители органов контроля самостоятельно определяют формы и методы надзора.
58. В обязательном порядке надзору подлежат содержание, методы осуществления контроля, а также действия работников органов контроля по выполнению заданий, предусмотренных программами контроля.
59. Надзор должен включать инструктирование, информирование о наиболее часто возникающих проблемах, контроль за проделанной работой, разрешение споров в случаях расхождения мнений в группе, осуществляющей контроль, а также внесение изменений в план и программы контроля.
§ 3. Доказательства
60. Доказательства, на основе которых формулируются выводы и рекомендации по результатам контроля, должны быть объективными, достоверными, достаточными, соответствующими и компетентными.
61. Целью стандарта «Доказательства» является обеспечение сбора объективных и достоверных данных, на основе которых могут быть сформулированы адекватные выводы и рекомендации по результатам контроля.
62. Рабочие документы должны содержать достаточный объем информации, служащей доказательством достоверности и объективности заключений по результатам контроля.
63. Доказательства должны соответствовать таким качественным характеристикам, как уместность в отношении цели контроля, достоверность и компетентность.
64. Основой доказательств могут служить материалы и информация, собранные непосредственно на объекте контроля, а также полученные из других достоверных данных.
65. Сбор и обработка информации должны производиться тщательным образом в соответствии с утвержденными программами контроля.
66. Выводы и рекомендации по результатам контроля должны основываться на документальных и аналитических доказательствах.
67. Методы сбора и обработки информации должны быть адекватными целям и задачам контроля. При сборе доказательств работники органов контроля могут использовать все доступные методы и процедуры сбора доказательств, не противоречащие требованиям законодательства.
§ 4. Документация
68. Органы контроля и их работники должны в установленной форме документировать доказательства и все важные аспекты проведенного контроля.
69. Целью стандарта «Документация» является обеспечение подготовки и систематизации рабочих документов по всем этапам контроля.
70. При документировании должны собираться все необходимые материалы, подтверждающие заключения контроля, которые должны быть надлежащим образом систематизированы для последующего использования и хранения.
71. Работники органов контроля самостоятельно определяют материалы, необходимые для документирования.
72. Объем и содержание документации должны определяться в зависимости от масштаба, характера контроля и сложности деятельности объекта контроля.
73. Документация должна подшиваться и храниться в установленном порядке.
74. Работники органов контроля должны обеспечить сохранность всех рабочих документов контроля.
Глава 4. Стандарт отчетности
75. Стандарт отчетности устанавливает требования к форме и содержанию отчетов органов контроля и их работников, подготавливаемых по итогам их деятельности.
76. Органы контроля и их работники по результатам проведенной работы должны подготовить письменный отчет, изложенный полно, кратко, логично, объективно, точно и конструктивно.
77. Целью стандарта «Отчетность» является обеспечение прозрачности контроля, укрепление финансовой дисциплины и обеспечение взаимодействия между органами контроля путем унификации отчетов.
78. Отчет по результатам контроля должен быть подготовлен и представлен своевременно для оперативной реализации результатов контроля.
79. Содержание отчетов должно отвечать следующим принципам:
1) Отчет о результатах контроля должен содержать всю информацию, достаточную для подтверждения того, что цели контроля были достигнуты (принцип полноты);
2) Отчет о результатах контроля должен быть кратким, систематизированным и исключать повторы (принцип краткости);
3) Отчет о результате контроля должен быть логичным и доступным для понимания (принцип логичности);
4) Отчет о результатах контроля должен составляться с учетом возражения объекта контроля (при их обоснованности), а также мнения экспертов, на основе объективного отношения к объекту контроля (принцип объективности);
5) Отчет о результатах контроля должен основываться только на собранных доказательствах с тем, чтобы не допускать неопределенности, двусмысленности, неверного толкования, с использованием общепринятых аббревиатур и терминов (принцип точности);
6) Отчет о результатах контроля должен быть нацелен на повышение эффективности исполнения республиканского и местных бюджетов, повышение финансовой дисциплины и укрепление взаимопонимания между объектами контроля и органами контроля (принцип конструктивности).
80. Отчет должен содержать вводную часть, цели контроля, масштаб контроля, изложение основных результатов контроля и заключительную часть.
По результатам контроля должны подготавливаться акты, заключения, констатирующие выявленные факты и оформленные в установленном порядке.
Постановления, предписания и представления органов контроля должны содержать выводы и рекомендации, направленные на исправление недостатков в объекте контроля, и, при необходимости, предложения по проведению последующего контроля с указанием его отдельных направлений, не охваченных настоящим контролем.
Глава 5. Стандарты управления и контроля качества
81. Стандарты управления и контроля качества устанавливают требования к осуществлению руководства деятельностью органов контроля и их работников.
82. К стандартам управления и контроля качества относятся стандарт управления и стандарт контроля качества.
§ 1. Управление
83. Органы контроля должны осуществлять надлежащее управление своей деятельностью для обеспечения высокого качества, экономичности, результативности и эффективности контроля.
84. Целью стандарта «Управление» является формирование хорошо организованного и работоспособного коллектива и обеспечение его мобилизации для достижения целей контроля.
85. Деятельность органов контроля должна осуществляться на основе утвержденного плана мероприятий.
86. Управление органами контроля должно осуществляться в соответствии с их положениями, регламентами и создавать условия для профессионального развития персонала.
87. Обязанности между должностными лицами органов контроля должны быть четко распределены.
88. Органы контроля должны создавать адекватную систему стимулов и условий для профессионального развития персонала.
89. Система стимулов должна основываться на общих критериях оценки деятельности работников органов контроля, позволяющих объективно определить меры наказаний и поощрений.
90. Органы контроля должны управлять ходом проведения каждого контроля. Управлению в обязательном порядке должны подлежать все этапы проведения контроля, а также контроль качества.
91. Процесс управления деятельностью органов контроля должен постоянно совершенствоваться.
§ 2. Контроль качества
92. Руководители органов контроля должны обеспечить контроль качества путем выборочной проверки соответствия проведенного контроля стандартам.
93. Целью стандарта «Контроль качества» является обеспечение соответствия деятельности органов контроля и их работников стандартам.
94. Контроль качества должен осуществляться регулярно на выборочной основе и гарантировать соблюдение стандартов при проведении контроля.
95. Необходимость и периодичность проведения контроля качества должна определяться руководителем органа контроля.
Сроки и продолжительность проведения контроля качества должны определяться таким образом, чтобы обеспечить его оперативность и результативность.
96. Контроль качества должен обеспечивать обратную связь по применению органами контроля и их работниками стандартов, а также реализацию мер по улучшению качества контроля.
97. Контролю качества может подлежать не вся деятельность работников органов контроля, а отдельные направления и вопросы осуществленного контроля.
98. Контроль качества должен осуществляться работниками органов контроля, которые не принимали участие в работе, контролируемой на предмет качества.