В целях реализации Закона Республики Казахстан "Об электроэнергетике" приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Правила организации и функционирования розничного рынка электрической энергии, а также доступа и предоставления услуг на данном рынке.
2. Департаменту электроэнергетики и твердого топлива (Бертисбаев Н.Б.) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан в установленном законодательством порядке.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-Министра энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан Оразбаева Б.Е.
4. Настоящий приказ вступает в силу со дня государственной регистрации, за исключением следующих норм, установленных вышеуказанными Правилами:
пункт 54 вводится в действие с 1 апреля 2005 года;
подпункт 2) пункта 63 вводится в действие с 1 июля 2005 года;
подпункты 2) и 3) пункта 58, подпункты 1) и 2) пункта 70 вводятся в действие с 1 октября 2005 года;
подпункт 6) пункта 70 вводится в действие с 1 января 2006 года.
Министр
Согласовано:
Председатель Агентства
Республики Казахстан
по регулированию естественных
монополий
Утверждены
приказом Министра энергетики
и минеральных ресурсов
Республики Казахстан
от 30 сентября 2004г. N 232
"Об утверждении Правил организации
и функционирования розничного рынка
электрической энергии, а также доступа
и предоставления услуг на данном рынке"
Правила
организации и функционирования розничного рынка
электрической энергии, а также доступа и предоставления
услуг на данном рынке
Глава 1. Общие положения, основные понятия и определения
1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с
Гражданским
кодексом Республики Казахстан,
Законом
Республики Казахстан "Об электроэнергетике" (далее - Закон), иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан и определяют порядок организации и функционирования розничного рынка, а также устанавливают требования доступа к субъектам для участия в розничном рынке электрической энергии и услуг в Республике Казахстан.
2. Отношения, возникающие между субъектами на розничном рынке электрической энергии и услуг (далее - розничный рынок) регулируются гражданским законодательством Республики Казахстан,
Законом
, настоящими Правилами, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан и соответствующими договорами.
3. В настоящих Правилах использованы следующие понятия и определения:
1) акт обследования - документ, удостоверяющий наличие доступа субъекта на розничный рынок электрической энергии. Акт обследования является приложением к договорам на услуги по передаче электрической энергии и электроснабжению. В акте указываются точки разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электросетей, места установки приборов коммерческого учета, их технические характеристики;
2) договор электроснабжения - документ, согласно которому энергоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть электрическую энергию, а потребитель обязуется оплачивать принятую электрическую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечить безопасность эксплуатации находящихся в его ведении электрических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением электрической энергии;
3) долговременный регистр накопленной информации - устройство хранения данных системы коммерческого учета, позволяющее сохранять все измеренные величины в течение 45 дней с интервалом отбора данных в 15 минут;
4) расчетный период - отрезок времени, определяемый договором, за который производится расчет за оказанные услуги и/или поставку электрической энергии;
5) регулирующий орган - государственный орган, осуществляющий контроль и регулирование деятельности в сфере естественных монополий;
6) розничные потребители - потребители, подключенные непосредственно к электрическим сетям региональной электросетевой компании или к сетям иных организаций, владеющих электрическими сетями, и получающие электроэнергию на розничном рынке;
7) система коммерческого учета - автоматизированные технические устройства коммерческого учета, соединенные подсистемами связи в единую базу коммерческого учета, предназначенные для учета и возможности адресного распределения электрической энергии, физического и последующего финансового урегулирования дисбалансов на рынке электрической энергии и состоящие из измерительных трансформаторов, счетчиков, устройств хранения данных, подсистем связи, устройств мониторинга отказа счетчика коммерческого учета;
8) электрические сети регионального уровня - совокупность подстанций, распределительных устройств и соединяющих их линий электропередачи, предназначенных для передачи и (или) распределения электрической энергии, находящиеся на балансе региональной электросетевой компании;
9) фактический баланс - документ, устанавливающий адресное распределение объемов поставленной и потребленной электрической энергии субъектами на розничном рынке за расчетный период;
10) электрические сети - совокупность подстанций, распределительных устройств и соединяющих их линий электропередачи, предназначенных для передачи и (или) распределения электрической энергии.
Глава 2. Организация розничного рынка электрической энергии и услуг
Параграф 1. Предмет сделок на розничном рынке
4. Предметом сделок на розничном рынке являются:
1) электрическая энергия;
2) услуги по передаче электрической энергии;
3) услуги по регулированию электрической мощности (частоты);
4) услуги по технической диспетчеризации отпуска в сеть и потребления электрической энергии (импорт электроэнергии);
5) урегулирование недоговорной поставки и потребления электрической энергии (дисбалансов).
Параграф 2. Субъекты розничного рынка
5. Субъектами розничного рынка являются:
1) энергопроизводящие организации;
2) региональные электросетевые компании;
3) энергопередающие организации;
4) гарантирующий поставщик электрической энергии;
5) энергоснабжающие организации;
6) розничные потребители.
Параграф 3. Энергопроизводящая организация
6. Функции энергопроизводящих организаций в розничном рынке электрической энергии:
1) производство и продажа электрической энергии согласно заключенным договорам;
2) соблюдение графика выработки электрической энергии;
3) обеспечение устойчивой работы оборудования станции и параллельной работы с энергосистемой;
4) предоставление региональной электросетевой компании суточного почасового графика выработки электроэнергии с указанием потребителей.
7. Прекращение (ограничение) отпуска электроэнергии энергопроизводящей организацией допускается в следующих случаях:
1) в целях предотвращения, локализации и ликвидации аварийного нарушения в единой электроэнергетической системе (далее - ЕЭС);
2) при нарушении субъектом розничного рынка условий оплаты полученной электроэнергии;
3) при несоблюдении потребителем режимов электропотребления, определенных заключенными договорами.
Параграф 4. Региональная электросетевая компания
8. Региональная электросетевая компания (далее - РЭК) выполняет на розничном рынке следующие функции:
1) осуществляет на основе договоров услуги по передаче и распределению электрической энергии по сетям регионального уровня;
2) обеспечивает и контролирует качество передаваемой по ее сетям электрической энергии;
3) формирует базу данных о заключенных договорах на куплю-продажу электрической энергии и договорах на ее передачу;
4) составляет суточный график потребления электроэнергии на розничном рынке региона;
5) осуществляет мониторинг исполнения субъектами розничного рынка режима поставки и потребления электрической энергии в рамках суточного графика потребления на розничном рынке;
6) составляет фактический баланс поставки и потребления электрической энергии субъектами розничного рынка;
7) выявляет недоговорные поставки и потребление электроэнергии (дисбалансов) на розничном рынке для их последующего финансового урегулирования;
8) выставляет субъектам розничного рынка счета на оплату услуг по передаче электрической энергии;
9) выставляет счета на оплату услуг по регулированию электрической мощности (частоты);
10) выставляет субъектам розничного рынка счета на оплату потребленной ими в расчетный период недоговорной электрической энергии (допущенный дисбаланс);
11) производит покупку электрической энергии для покрытия нормативных потерь электрической энергии в собственных сетях, а также на хозяйственные нужды;
12) рассматривает техническую возможность передачи заявленных потребителями объемов электроэнергии и соответствие их систем коммерческого учета требованиям настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан;
13) обеспечивает беспрепятственный и не дискриминационный доступ к региональным электрическим сетям всем энергоснабжающим организациям (далее - ЭСО) и потребителям, получившим право доступа на розничный рынок;
14) обеспечивает надежность передачи электрической энергии, в соответствии с заключенными договорами и нормативными требованиями;
15) осуществляет ежемесячное снятие показаний приборов коммерческого учета у всех субъектов розничного рынка присоединенных к сетям РЭК и передачу данной информации ЭСО (ГПЭ);
16) разрабатывает схемы электроснабжения организаций, имеющих объекты непрерывного электроснабжения, на случай возникновения системной аварии;
17) разрабатывает перспективные Планы развития электрических сетей региона и осуществляет на их основе плановое развитие электрических сетей регионального уровня;
18) осуществляет выдачу технических условий на присоединение электрических сетей и установок потребителей к своим сетям;
19) осуществляет приемку системы коммерческого учета у потребителя, а также выявление случаев нарушения работы систем коммерческого учета с соответствующим оформлением акта;
20) выявляет факты ухода ЭСО из розничного рынка или прекращения ими электроснабжения потребителей или группы потребителей в регионе и уведомляет об этом гарантирующего поставщика электрической энергии (далее - ГПЭ).
9. Прекращение (ограничение) отпуска электроэнергии региональной электросетевой компанией допускается в следующих случаях:
1) в целях предотвращения, локализации и ликвидации аварийного нарушения в ЕЭС;
2) при нарушении субъектом розничного рынка условий оплаты услуг по передаче электроэнергии;
3) при несоблюдении потребителем режимов электропотребления, определенных заключенными договорами;
4) по заявкам ЭСО и ГПЭ при неоплате и/или нарушении потребителем условий заключенных договоров.
Параграф 5. Энергопередающая организация
10. Энергопередающая организация (далее - ЭПО) выполняет следующие функции:
1) передачу электроэнергии на договорных условиях через собственные или используемые (аренда, лизинг, доверительное управление и иные виды пользования) электрические сети потребителям розничного рынка или энергоснабжающим организациям;
2) соблюдение диспетчерского режима эксплуатации электрических сетей по указаниям диспетчера РЭК;
3) учет перетока и объема передачи электроэнергии через электрические сети;
4) производит покупку электрической энергии для покрытия нормативных потерь электрической энергии в собственных сетях, а также на хозяйственные нужды;
5) осуществляет ежемесячное снятие показаний приборов коммерческого учета за расчетный период у субъектов розничного рынка, присоединенных к сетям ЭПО и передачу этой информации ЭСО и РЭК;
6) выставляет счета на оплату услуг по передаче электрической энергии;
7) выставляет счета на оплату услуг по регулированию электрической мощности (частоты);
8) выставляет потребителям, присоединенным к его сетям, счета на потребленной ими в расчетный период недоговорной электрической энергии (допущенный дисбаланс);
9) обеспечивает качество и надежность передачи электроэнергии по сетям ЭПО в соответствии с заключенными договорами и нормативными техническими требованиями.
11. Прекращение (ограничение) передачи электроэнергии энергопередающей организацией допускается в следующих случаях:
1) в целях предотвращения, локализации и ликвидации аварийного нарушения в ЕЭС;
2) при нарушении субъектом розничного рынка условий оплаты полученной электроэнергии;
3) при несоблюдении потребителем режимов электропотребления, определенных заключенными договорами;
4) по заявкам ЭСО и ГПЭ при неоплате и/или нарушении потребителем условий заключенных договоров.
Параграф 6. Энергоснабжающие организации и гарантирующий
поставщик электрической энергии
12. Энергоснабжающие организации и гарантирующий поставщик электроэнергии выполняют следующие функции:
1) покупают электрическую энергию у энергопроизводящих организаций или на централизованных торгах и продают ее конечным розничным потребителям, расположенным в одном районе или микрорайоне, имеющим обособленную схему электроснабжения;
2) исполняют оперативные распоряжения РЭК по ведению режимов поставки-потребления;
3) представляют РЭК суточные графики поставки-потребления электрической энергии по заключенным договорам на куплю-продажу электрической энергии и оказании услуг по передаче электрической энергии по установленной форме;
4) предоставляют РЭК технологическую информацию, необходимую для осуществления мониторинга режима поставки-потребления электроэнергии;
5) получают для осуществления взаиморасчетов информацию о балансах и дисбалансах на розничном рынке электрической энергии, составленную РЭК по итогам расчетного периода, по данным систем коммерческого учета;
6) заключают договоры с системным оператором, РЭК, ЭПО на передачу электроэнергии потребителям;
7) оплачивают услуги системного оператора, РЭК, ЭПО по передаче электроэнергии;
8) оплачивают услуги РЭК по регулированию электрической мощности (частоты);
9) оплачивают РЭК потребленную в расчетный период недоговорную электрическую энергию (допущенный дисбаланс);
10) выполняют иные функции, установленные договорами, настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
13. Зона обслуживания ЭСО (ГПЭ) определяется границами в соответствии с заключенными ими договорами на электроснабжение потребителей.
14. Прекращение (ограничение) электроснабжения ЭСО и ГПЭ допускается в следующих случаях:
1) в целях предотвращения, локализации и ликвидации аварийного нарушения в ЕЭС по требованию системного оператора и РЭК;
2) при нарушении потребителями розничного рынка условий оплаты полученной электроэнергии;
3) при несоблюдении потребителем режимов электропотребления, определенных заключенными договорами.
Параграф 7. Потребители электрической энергии
15. Потребители электроэнергии выполняют на розничном рынке электрической энергии следующие функции:
1) получают и потребляют электроэнергию в соответствии с условиями заключенных договоров;
2) производят оплату отпущенной, переданной и потребленной электроэнергии в соответствии с обязательствами, принятыми в договорах, а также недоговорной электроэнергии, полученной на балансирующем рынке;
3) поддерживают надлежащее техническое состояние электроустановок и приборов коммерческого учета электроэнергии, находящихся в собственности потребителя;
4) соблюдают режим электропотребления, определенный договором электроснабжения;
5) допускают персонал РЭК, ЭПО и ЭСО (ГПЭ) к приборам коммерческого учета, а также работников Государственного энергетического надзора для контроля технического состояния и безопасности эксплуатации электроустановок и приборов учета.
16. Потребители электрической энергии на розничном рынке, в зависимости от цели использования электрической энергии, делятся на потребителей, использующих электроэнергию исключительно на освещение и другие нужды, не связанные с производством, и использующих для производства товаров, работ и предоставления услуг.
17. Потребители, использующие электроэнергию исключительно на освещение и другие нужды, не связанные с производством, заключают договоры на электроснабжение с ЭСО и к ним не предъявляются требования по соблюдению режимов электропотребления.
Глава 3. Функционирование розничного рынка
Параграф 1. Порядок определения гарантирующего
поставщика электрической энергии
18. На розничном рынке электрической энергии на первоначальном этапе обязанности гарантирующих поставщиков электрической энергии (ГПЭ) возлагаются на ЭСО, созданные региональными электросетевыми компаниями в соответствии со
статьей 25
Закона.
19. Зоной ответственности ГПЭ является территория, на которую распространяется действие оперативно-диспетчерского управления РЭК, и все потребители, получающие электроэнергию через электрические сети РЭК, ЭПО, а также других потребителей в данном регионе.
20. Гарантирующие поставщики электроэнергии должны соответствовать требованиям, установленным в пунктах 58 и 59 настоящих Правил, иметь гарантии на поставку электроэнергии в достаточных объемах для случаев прекращения электроснабжения потребителей не по вине этих потребителей другими ЭСО.
21. Гарантирующие поставщики электроэнергии и РЭК должны обеспечивать электроснабжение всех потребителей в зоне своей ответственности без перерывов и ограничений при отсутствии нарушений договорных условий электроснабжения со стороны потребителей.
22. По мере развития конкуренции на розничном рынке электрической энергии, а также реализации Программы создания АСКУЭ субъектами розничного рынка, утвержденной приказом Министерства энергетики и минеральных ресурсов от 18 августа 2004 года N 183, на розничном рынке электрической могут действовать 2 и более ЭСО.
23. Любой потребитель розничного рынка электрической энергии, непосредственно подключенный к сетям РЭК (ЭПО) может по собственному усмотрению выбирать поставщика электроэнергии среди ЭСО, осуществляющих деятельность по электроснабжению потребителей в определенном отдельно взятом регионе (район, село, поселок, микрорегион, город районного или областного значения, микрорайон, имеющий отдельно выделенную схему электроснабжения).
24. ГПЭ и РЭК не должен препятствовать потребителю заключить договор на электроснабжение с любой выбранной им ЭСО.
Параграф 2. Порядок смены энергоснабжающей организации
на розничном рынке электроэнергии
25. Энергоснабжающая организация (ЭСО) предварительно, за календарный месяц вперед, уведомляет своих потребителей и энергопередающие организации (РЭК) о расторжении договора электроснабжения.
26. Переход потребителей от одной ЭСО к другой ЭСО должно происходить с начала расчетного периода без перерыва в электроснабжении.
27. Новая ЭСО с представителями прежней ЭСО производит перепись показания приборов коммерческого учета и составляет акт приема-передачи, который подписывают представители передающих и принимающих ЭСО и потребителем. Данный акт приема-передачи служит основанием для взаиморасчетов сторон. В соответствии с актом приемки-передачи прежняя ЭСО выставляет счета потребителю для окончательного расчета.
28. Копия акта приема-передачи предоставляется в РЭК для составления баланса электроэнергии.
29. Прекращение электроснабжения потребителей, не по вине потребителей, без реализации норм, установленных пунктами 25-28 настоящих Правил, не допускается.
Параграф 3. Реализация сделок, совершенных на розничном рынке
30. Реализация сделок по продаже и передаче электроэнергии, совершенных на розничном рынке, производится в соответствии с суточным графиком, формируемым РЭК по заявкам на предстоящие сутки, согласованным с системным оператором в установленном законодательством порядке.
31. ЭСО, в том числе ГПЭ, формируют заявки на предстоящие сутки по суточным графикам, представленным потребителями, а также с учетом потребителей, к которым не предъявляются требования по соблюдению режимов электропотребления согласно условий пункта 17 настоящих Правил.
32. В суточном графике указываются почасовые величины поставки электрической энергии каждой энергопроизводящей организацией, поставляющей электрическую энергию на розничный рынок, и потребления каждым ЭСО (в том числе ГПЭ) и розничными потребителями, для которых была куплена электрическая энергия.
33. РЭК формирует суточный график работы субъектов розничного рынка на основе представляемых ежесуточно заявок ЭСО и розничных потребителей, согласованных с энергопроизводящими организациями и составленных на основании всех прошедших регистрацию у РЭК договоров.
34. Проект суточного графика розничного рынка РЭК направляет системному оператору для согласования и включения его показателей в суточный график поставки-потребления электроэнергии в ЕЭС Республики Казахстан.
35. Согласованный и утвержденный суточный график передается РЭК, ЭСО и розничным потребителям для исполнения.
36. В процессе реализации суточного графика розничного рынка РЭК осуществляет мониторинг поставки-потребления электрической энергии розничными потребителями.
37. Превышение заявленных объемов электроэнергии ЭСО и розничными потребителями, утвержденных РЭК в суточном графике и своевременно не согласованных, регулируется в соответствии с заключенными с РЭК договорами.
38. В аварийных ситуациях, РЭК принимает предусмотренные законодательством Республики Казахстан оперативные меры по ликвидации аварийной ситуации. Установление виновной стороны и порядок возмещения возможных убытков производится в порядке, установленном законодательством.
39. По показаниям приборов коммерческого учета и других технических средств РЭК ежесуточно ведет оперативный контроль поставки-потребления электрической энергии на розничном рынке.
40. По истечении расчетного месяца РЭК составляет фактический баланс производства-потребления электрической энергии на розничном рынке и осуществляет выявление дисбалансов, которые являются основанием для взаиморасчетов между РЭК и субъектами розничного рынка (ЭПО, ЭСО, розничные потребители).
Параграф 4. Порядок составления фактического баланса розничного рынка
и выявления дисбалансов
41. Фактический баланс производства и потребления электрической энергии составляется РЭК по показаниям приборов учета и является основанием для взаиморасчетов РЭК с ЭПО, ЭСО и розничными потребителями.
42. Выявление дисбалансов электрической энергии и их распределение между ЭСО и розничными потребителями осуществляется РЭК в соответствии с настоящими Правилами по показаниям приборов коммерческого учета за расчетный период.
43. Для выявления дисбалансов по каждому субъекту розничного рынка используется количество электроэнергии, заявленное и своевременно скорректированное в суточном графике розничного рынка и количество фактически поставленной-потребленной электрической энергии, определенное по показаниям приборов учета - коммерческих дискретных счетчиков, коммерческих индукционных счетчиков и телеизмерений.
44. Субъекты розничного рынка - покупатели (продавцы) электрической энергии, в зависимости от установленных на их границах балансовой принадлежности приборов коммерческого учета, подразделяются на три основные группы:
1) субъекты розничного рынка, имеющие возможность передавать отчетную информацию о фактическом почасовом объеме поставки-потребления электрической энергии, в границах балансовой принадлежности которых установлены дискретные счетчики, телеметрия и индукционные счетчики;
2) субъекты розничного рынка, имеющие возможность передавать скорректированную по данным индукционных счетчиков отчетную информацию о фактическом почасовом объеме поставки-потребления электрической энергии, в границах балансовой принадлежности которых установлены телеметрия и индукционные счетчики;
3) субъекты розничного рынка, не имеющие возможности предоставлять отчетную информацию о почасовом объеме поставки-потребления электрической энергии.
45. Для субъектов розничного рынка, указанных в подпункте 1) пункта 44 настоящих Правил, оснащенных средствами телеметрии и дискретными счетчиками электрической энергии, в течение операционных суток осуществляется почасовой учет фактической поставки-потребления электрической энергии, результаты которого определяются по данным дискретных счетчиков.
46. Для субъектов розничного рынка, указанных в подпункте 2) пункта 44 настоящих Правил, оснащенных средствами телеметрии и индукционными счетчиками электрической энергии, в течение операционных суток осуществляется предварительный (приближенный) почасовой учет поставки-потребления электрической энергии, результаты которого по окончании операционных суток корректируются прямо пропорционально суточному потреблению электрической энергии по данным индукционных счетчиков.
47. Для субъектов розничного рынка, указанных в подпункте 3) пункта 44 настоящих Правил, имеющих индукционные счетчики, вследствие физической невозможности почасового снятия и обработки их показаний расчет почасовых дисбалансов основывается на ежесуточных показаниях приборов коммерческого учета (до момента установки современных счетчиков по дискретному почасовому коммерческому учету электрической энергии) с учетом выявленного почасового дисбаланса электрической энергии в целом по региону и дисбалансов субъектов розничного рынка, указанных в подпунктах 1) и 2) пункта 44 настоящих Правил.
48. Объемы электрической энергии, использованные РЭК для компенсации дисбалансов в ее сетях, определяются в соответствии составленным фактическим месячным балансом поставки-потребления электрической энергии по каждому субъекту розничного рынка и направляются ЭПО, ЭСО и розничным потребителям для последующего финансового урегулирования.
49. В фактическом месячном балансе поставки-потребления электрической энергии на розничном рынке по каждому субъекту розничного рынка указываются:
1) заявленные в суточный график с учетом корректировок количество электрической энергии на розничном рынке по договорам купли-продажи электрической энергии по каждому из субъектов розничного рынка, в том числе энергопередающей организации;
2) фактическое количество поставленной и потребленной на розничном рынке электрической энергии, зафиксированное приборами коммерческого учета;
3) количество не договорной поставки электрической энергии на розничном рынке.
Параграф 5. Экспорт и импорт электрической энергии
50. Отношения, возникающие на розничном рынке электрической энергии по экспортным и (или) импортным сделкам, регулируются в порядке, предусмотренном соответствующими договорами, действующим законодательством Республики Казахстан и международными договорами.
Параграф 6. Порядок компенсации затрат, связанных с потерями
при передаче
электрической энергии
51. Фактический расход электроэнергии на ее передачу по электрическим сетям энергопередающих организаций (РЭК) определяется как разница между суммарным объемом электрической энергии, вошедшей в электросети от генерирующих источников и от других электросетевых компаний по данным приборов коммерческого учета, установленным в точках поставки электрической энергии субъектам розничного рынка за минусом объемов электрической энергии, использованной ЭПО на хозяйственные нужды, и полученной потребителем ЭСО и розничными потребителями.
52. Определение величины нормативного расхода электроэнергии в электрических сетях энергопередающих организаций (РЭК) осуществляется в порядке, установленном законодательством.
53. В случае превышения величины фактического расхода электроэнергии в сетях РЭК (ЭПО) на ее передачу, рассчитанной в соответствии с пунктом 51 настоящих Правил, показателей нормативного расхода электроэнергии по ее передаче в их сетях, данные объемы электроэнергии относятся к издержкам РЭК (ЭПО).
54. Затраты региональной электросетевой компании, связанные с компенсацией нормативных технических потерь электрической энергии в ее сетях и сетях других ЭПО, используемых для передачи электрической энергии ЭСО и розничными потребителями, учитываются в тарифе РЭК, ЭПО и оплачиваются ЭСО и розничными потребителями в установленном законодательством порядке.
Параграф 7. Финансовые взаиморасчеты
55. Финансовые взаиморасчеты между субъектами розничного рынка производятся в порядке, сроки и на условиях оговоренных в договорах электроснабжения, купли-продажи, оказания услуг.
56. В системе урегулирования дисбалансов розничного рынка финансовые взаиморасчеты производятся в порядке, предусмотренном договором РЭК с ЭСО, ЭПО, розничными потребителями, и в соответствии с Инструкциями по составлению фактического баланса, выявлению и урегулированию дисбалансов электрической энергии на розничном рынке.
57. Финансовые взаиморасчеты за фактически оказанные услуги по передаче электрической энергии производится по тарифам, утвержденным регулирующим органом и количеству потребленной электрической энергии, включенному в фактический баланс электрической энергии за расчетный месяц.
Глава 4. Доступ субъектов на участие в розничном рынке электрической
энергии и услуг
Параграф 1. Требования, предъявляемые к энергоснабжающим
организациям
для получения доступа на розничный
рынок электрической энергии
58. ЭСО допускается на розничный рынок при выполнении следующих требований:
1) наличие государственной лицензии на осуществление деятельности по покупке в целях перепродажи электроэнергии;
2) наличие приборов и систем коммерческого учета электрической энергии у потребителей в зоне обслуживания ЭСО с долговременным регистром накопленной информации и возможностью передачи данных о величине потребляемой мощности и энергии, с интервалом времени не более 60 минут в каждой точке коммерческого учета;
3) наличие автоматизированной системы сбора и средств передачи данных у потребителей о величине потребляемой мощности и энергии по приборам коммерческого учета на диспетчерский пункт региональной электросетевой компании;
4) требованиям подпунктов 2) и 3) настоящего пункта должны удовлетворять коммерческий учет каждого потребителя ЭСО, за исключением потребителей, указанных в пункте 17 настоящих Правил. По согласованию с РЭК ЭСО может иметь приборы коммерческого учета в одной точке на группу потребителей, включая потребителей, указанных в пункте 17 настоящих Правил. В таком случае при допуске ЭСО к работе на розничном рынке требования подпунктов 2) и 3) настоящего пункта будут предъявляться к коммерческому учету, установленному в общей точке учета на группу потребителей;
5) при покупке электроэнергии на оптовом рынке - наличие договора с системным оператором на услуги по передаче электрической энергии;
6) наличие договоров с РЭК, ЭПО на услуги по передаче электрической энергии;
7) наличие договора с РЭК на регулирование электрической мощности (частоты);
8) наличие договора с системным оператором на техническую диспетчеризацию (импорт электроэнергии);
9) наличие договора с РЭК на оказание услуг по балансированию потребления электрической энергии, урегулированию дисбалансов для их последующего финансового урегулирования;
10) наличие договора на покупку электроэнергии у энергопроизводящей организации;
11) наличие договора электроснабжения с потребителем электрической энергии;
12) при покупке электроэнергии на централизованных торгах - наличие регистрационной карты участника централизованной торговли электрической энергией.
59. ЭСО, являющаяся гарантирующим поставщиком электрической энергии, для случаев прекращения электроснабжения не по вине потребителей без заблаговременного предупреждения, установленного пунктом 25 настоящих Правил, должна иметь:
1) договоры электроснабжения со всеми потребителями в зоне ответственности ГПЭ;
2) договоры с энергопроизводящими организациями на поставку электроэнергии.
60. Прекращение или перерывы электроснабжения потребителей при расторжении договоров каким-либо ЭСО в случае, установленном пунктом 59 настоящих Правил, РЭК и ГПЭ не допускается.
61. При поставке электроэнергии потребителям в случаях, определенных пунктом 59 настоящих Правил, договор ГПЭ с потребителями считается вступившим в силу с начала отсчета текущего расчетного периода.
62. Задолженность ЭСО, прекратившей поставку электроэнергии потребителям не по вине потребителей, перед энергопроизводящими организациями, системным оператором, РЭК (ЭПО) сохраняются за данным ЭСО и должны погашаться в установленном законодательством порядке.
Параграф 2. Требования, предъявляемые к региональным электросетевым
компаниям,
работающим на розничном рынке электрической
энергии
63. Региональные электросетевые компании осуществляют функции передачи электрической энергии по электрическим сетям в границах ее балансовой принадлежности. Для осуществления данной функции РЭК должен иметь:
1) государственную лицензию на эксплуатацию линий электропередачи (далее - ЛЭП) и подстанций, на передачу и распределение электрической энергии;
2) систему коммерческого учета с устройством хранения и интервалом отбора данных каждые 60 минут, работа которой должна быть согласована с базой данных учета системного оператора и системами коммерческого учета субъектов розничного рынка;
3) оперативно-диспетчерскую службу осуществляющую оперативно-диспетчерское управление режимами передачи потребления электрической энергии по сетям регионального уровня;
4) договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии;
5) договор на оказание услуг по регулированию электрической мощности (частоты);
6) договор на оказание услуг по балансированию потребления электрической энергии, урегулированию дисбалансов для их последующего финансового урегулирования;
7) договоры на покупку электрической энергии для покрытия нормативных потерь электрической энергии в собственных сетях, а также на хозяйственные нужды.
Параграф 3. Требования, предъявляемые к энергопередающим организациям
для работы на розничном рынке электрической энергии
64. Энергопередающая организация допускается на розничный рынок при выполнении следующих требований:
1) наличие государственной лицензии на право эксплуатации ЛЭП и подстанций, на передачу и распределение электрической энергии;
2) наличие оперативного и дежурного персонала для взаимодействия с РЭК и ЭСО;
3) наличие документов, подтверждающих право собственности или пользования (аренда, лизинг, доверительное управление и иные виды пользования) электрическими сетями;
4) наличие договоров на оказание услуг по передаче электроэнергии с потребителями электроэнергии и (или) с энергоснабжающими организациями;
5) наличие документа, подтверждающего регистрацию ЭПО в Государственном регистре субъектов естественной монополии;
6) наличие систем коммерческого учета электроэнергии на границах балансовой принадлежности между энергопередающей организацией, РЭК и другими ЭПО, соответствующие нормативным требованиям;
7) наличие договора на покупку электрической энергии для покрытия нормативных потерь электрической энергии в собственных сетях, а также на хозяйственные нужды.
Параграф 4. Требования к потребителям электроэнергии на розничном рынке
65. Присоединение и допуск потребителя к электрическим сетям производится в установленном законодательством порядке.
66. Для участия в розничном рынке потребители, использующие электрическую энергию исключительно на освещение и другие нужды, не связанные с производством, должны иметь:
1) приборы коммерческого учета электроэнергии, соответствующие нормативным требованиям;
2) договор на электроснабжение с ЭСО.
67. Потребитель, владеющий собственными электросетевыми объектами (ЛЭП, подстанция), должен иметь:
1) договор с энергопередающей организацией на присоединение к ее электрической сети;
2) государственную лицензию на эксплуатацию ЛЭП, подстанции или договор на обслуживание своей подстанции с организацией, имеющей лицензию на ведение таких работ;
3) договоры с ЭСО на поставку электроэнергии, с РЭК (ЭПО) на передачу электроэнергии;
4) приборы коммерческого учета электроэнергии, соответствующие нормативным требованиям и техническим условиям, выданным энергопередающей организацией.
68. Потребитель, владеющий собственными электросетевыми объектами (ЛЭП, подстанция), и к сетям которого присоединены другие потребители-субабоненты, дополнительно к требованиям, определенным в пункте 67 настоящих Правил, должен иметь:
1) разрешение энергопередающей организации на присоединение потребителей-субабонентов к своим электросетевым устройствам;
2) раздельный коммерческий учет потребления электроэнергии потребителями-субабонентами.
69. Потребитель-субабонент, присоединенный к электрической сети энергопередающей организации через электросетевые объекты другого потребителя, должен иметь:
1) договор электроснабжения с ЭСО;
2) приборы коммерческого учета, соответствующие нормативным требованиям.
70. Розничные потребители, заключившие договоры купли-продажи электроэнергии с энергопроизводящей организацией и получающие электрическую энергию через сети энергопередающих организаций регионального уровня, допускаются на розничный рынок при выполнении следующих требований:
1) наличие приборов и систем коммерческого учета электрической энергии с долговременным регистром накопленной информации, для каждого измеряемого объема и возможностью передачи данных о величине потребляемой мощности и энергии, с интервалом времени не более 60 минут;
2) наличие автоматизированной системы сбора и средств передачи данных о величине потребляемой мощности и энергии от приборов коммерческого учета до диспетчерского пункта региональной энергопередающей сети;
3) наличие оперативного и дежурного персонала;
4) при покупке электроэнергии на оптовом рынке - наличие договора с системным оператором на услуги по передаче электрической энергии;
5) наличие договора РЭК на услуги по регулированию электрической мощности (частоты);
6) наличие договора с РЭК на оказание услуг по балансированию потребления электрической энергии, урегулированию дисбалансов;
7) наличие договора на куплю-продажу электроэнергии с энергопроизводящей организацией;
8) наличие договора на оказание услуг по передаче электрической энергии с РЭК и другими ЭПО.
Параграф 5. Порядок доступа на розничный рынок электрической энергии и услуг
71. Региональная электросетевая компания и иные энергопередающие организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии на розничном рынке электрической энергии, должны обеспечить беспрепятственный и не дискриминационный доступ к электрическим сетям всем ЭСО (ГПЭ), соответствующим требованиям, установленным пунктом 58 настоящих Правил.
72. Диспетчерские пункты, оперативный персонал, приборы коммерческого учета, средства передачи от них данных, системам сбора и передачи телеметрической информации и средства связи, имеющиеся у РЭК, ЭПО, ЭСО и ГПЭ, должны соответствовать требованиям, установленным действующими нормативными техническими документами.
73. Выполнение субъектами розничного рынка требований для получения доступа на розничный рынок электрической энергии, указанных в пунктах 58, 63, 64, 66-70 настоящих Правил, оформляется актом обследования, составляемый РЭК при заключении договоров на услуги по передаче электроэнергии с ЭПО, ЭСО и розничными потребителями.
74. Потребитель может заключить договор одновременно с энергоснабжающей организацией - на электроснабжение (покупка электроэнергии), с РЭК, ЭПО - на передачу электроэнергии при наличии у последних технической возможности.
75. РЭК (ЭПО) не должен препятствовать заключению договора энергоснабжения потребителей, указанных в пункте 74 настоящих Правил, с энергоснабжающей организацией и на оказание услуг по передаче электрической энергии по своим сетям, при наличии у него технической возможности.
76. При отсутствии у РЭК технической возможности передачи электроэнергии, техническая возможность подтверждается заключением экспертной организации и производится в установленном законодательством порядке.
77. В процессе регулирования взаимоотношений между субъектами на розничном рынке РЭК:
1) принимает меры оперативно-технического характера, направленные на соблюдение заданного в установленном порядке режима поставки-потребления проданной и (или) купленной на розничном рынке электрической энергии;
2) направляет субъектам розничного рынка представленную системным оператором информацию об оплате допущенных ими дисбалансов электрической энергии;
3) направляет субъектам розничного рынка счета на оплату фактически оказанных услуг по передаче электрической энергии;
4) ограничивает или прекращает отпуск (передачу) электрической энергии субъекту розничного рынка в случае невыполнения договорных обязательств по оплате потребленной электроэнергии, услуг по передаче электроэнергии, по регулированию электрической мощности (частоты), а также в случае неоплаты за объемы недоговорной поставки и потребления электрической энергии (дисбаланса);
5) осуществляет финансовое урегулирование выявленных дисбалансов электрической энергии с субъектами розничного рынка.