Об утверждении Инструкции по классификации работ при эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений

Приказ Председателя Комитета автомобильных дорог и строительства инфраструктурного комплекса Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 14 июня 2004 года N 89. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 8 июля 2004 года N 2938

Действующий

      В целях уточнения перечня видов работ, выполняемых при эксплуатации автомобильных дорог, и основных принципов их классификации на группы, приказываю:

      1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по классификации работ при эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений.

      2. Управлению нормативно-правового обеспечения и технической политики Комитета автомобильных дорог и строительства инфраструктурного комплекса Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (Бекбосынов А.И.) обеспечить представление настоящего приказа для государственной регистрации в Министерство юстиции Республики Казахстан.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Председателя Комитета автомобильных дорог и строительства инфраструктурного комплекса Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан Ермуханова A.M.

      4. Настоящий приказ вступает в силу со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.

       Председатель

        

Утверждена             
приказом Председателя Комитета    
автомобильных дорог и строительства  
инфраструктурного комплекса   
Министерства транспорта и    
коммуникаций Республики Казахстан  
от 14 июня 2004 года N 89     
"Об утверждении          
Инструкции по классификации работ при 
эксплуатации автомобильных дорог и 
дорожных сооружений"      

Инструкция
по классификации работ при эксплуатации автомобильных дорог
и дорожных сооружений

1. Общие положения

      1. Инструкция по классификации работ при эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений (далее - Инструкция) распространяется на сеть автомобильных дорог общего пользования Республики Казахстан и предназначена для решения вопросов, связанных с планированием и распределением затрат на их ремонт и содержание.
      2. Инструкция устанавливает перечень видов работ, выполняемых при эксплуатации автомобильных дорог, и основные принципы их классификации на группы, по управлению эксплуатацией автомобильных дорог, содержанию, озеленению, текущему, среднему и капитальному ремонтам.
      3. Инструкция применяется для обоснования объемов дорожно-ремонтных работ и средств, выделяемых из республиканского и местных бюджетов для их выполнения.
      4. В настоящей инструкции используются следующие определения:
      1) Дорожная одежда - это многослойная конструкция в пределах проезжей части автомобильной дороги, воспринимающая нагрузку от автотранспортного средства и передающая ее на грунт.
      2) Содержание автомобильных дорог и дорожных сооружений - это систематический уход за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода в целях поддержания их в надлежащем состоянии, чистоте и обеспечения бесперебойного, безопасного и удобного движения по дорогам в течение всего года.
      3) Текущий ремонт - работы, выполняемые в порядке предупреждения и неотложного исправления мелких повреждений дороги и ее сооружений, проводимые в течение всего года на всем ее протяжении.
      4) Маршрутный способ ремонта автомобильной дороги - это комплекс ремонтных мероприятий, выполняемых по маршруту, за счет средств текущего ремонта, включая работы по ликвидации опасных для движения транспорта дефектов и по восстановлению ровности дорожного покрытия на локальных участках, площадью до 500 квадратных метров.
      5) Средний ремонт дорог - это комплекс работ, связанных с восстановлением первоначальных эксплуатационных качеств дороги и дорожных сооружений.
      6) Капитальный ремонт - это комплекс работ, при котором производят смену изношенных конструкций и деталей или замену их более прочными и экономичными, улучшающими транспортно-эксплуатационные характеристики ремонтируемых объектов и обеспечивающими повышение технических нормативов дорог, увеличение прочности дорожных одежд и сооружений в пределах норм, соответствующих технической категории, установленной для данной дороги. К этому виду ремонта также относятся работы, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий и восстановлением дорожных инженерных сооружений.
      7) Межремонтный срок службы дорожной одежды - это период от момента сдачи дороги в эксплуатацию после строительства, реконструкции или капитального ремонта до очередного капитального ремонта, связанного с повышением несущей способности (усилением) дорожной конструкции.
      8) Межремонтный срок службы дорожного покрытия - это период времени от сдачи дороги в эксплуатацию после строительства, реконструкции, капитального или среднего ремонта до возникновения потребности в выполнении очередного среднего ремонта, связанного с возмещением слоя износа и восстановлением ровности и сцепных качеств до требуемых значений по интенсивности движения транспорта.
      9) Управление эксплуатацией автомобильных дорог и дорожных сооружений - это комплекс организационных и регламентирующих мероприятий по обеспечению требуемого технического уровня и транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и дорожных сооружений, на основе их диагностики и мониторинга, с разработкой экономически обоснованной стратегии дорожно-ремонтных работ.
      10) Мониторинг состояния автомобильных дорог - это система наблюдений и контроля, оценки и прогноза возможных антропогенных изменений их состояния в результате эксплуатации и воздействия окружающей среды.
      11) Стратегия дорожно-ремонтных работ - это комплекс наиболее эффективных долговременных технических решений и управляющих воздействий по сохранности и улучшению транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог и дорожных сооружений при рациональном использовании выделяемых ресурсов.
      12) Управляющие автомобильными дорогами - физические и юридические лица, являющиеся собственниками автомобильных дорог или осуществляющие деятельность по управлению автомобильными дорогами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
      5. Автомобильные дороги общего пользования являются государственной собственностью. Они предназначены для обеспечения круглосуточного, круглогодичного, бесперебойного, безопасного и удобного движения транспортного потока с расчетными скоростями. В их состав входят: полоса отвода, конструктивные элементы дорог, обстановка и обустройство дорог, водоотводные и водопропускные сооружения, мосты, путепроводы, транспортные развязки, виадуки, тоннели, защитные галереи, сооружения и устройства, предназначенные для повышения безопасности дорожного движения, лесополосы, газоны, клумбы, цветники, декоративные насаждения, линейные жилые здания и комплексы дорожно-эксплуатационной службы, являющиеся государственной собственностью.
      6. Дорожные работы при эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений подразделяются на управление автомобильными дорогами и дорожными сооружениями, содержание, включая зимнее содержание и озеленение дорог, текущий, средний и капитальный ремонты.
      7. Фактически выделенные денежные ресурсы на проведение работ по эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений распределяются исходя из видов проводимых ремонтных мероприятий, установленных на основе материалов обследования и диагностики транспортно-эксплуатационного состояния дорог и дорожных сооружений, и выработанной стратегии дорожно-ремонтных работ.
      8. Классифицируемые работы при эксплуатации автомобильных дорог выполняются в соответствии с требованиями действующих в дорожной отрасли нормативно-технических документов на эти виды работ.

      

2. Управление эксплуатацией автомобильных дорог и дорожных сооружений

      9. Управление эксплуатацией автомобильных дорог и дорожных сооружений включает в себя следующие организационные и регламентирующие мероприятия:
      1) диагностика и мониторинг автомобильных дорог и дорожных сооружений;
      2) обоснование стратегии дорожно-ремонтных работ и планирование потребных финансовых ресурсов;
      3) организация и обеспечение безопасности и удобства движения транспорта;
      4) обеспечение сохранности автомобильных дорог и дорожных сооружений и предохранение их от преждевременного износа;
      5) организация, координация, регулирование и контроль за выполнением работ по управлению эксплуатацией автомобильных дорог и дорожных сооружений.
      10. В состав мероприятий по диагностике и мониторингу автомобильных и дорожных сооружений входят следующие работы:
      1) систематические (весенние, осенние и месячные) осмотры дорог и дорожных сооружений с оценкой качества их содержания;
      2) визуальное и инструментальное обследования с оценкой технического уровня и транспортно-эксплуатационного состояния дорог и дорожных сооружений, паспортизация дорог;
      3) учет интенсивности и состава движения транспорта на дорогах;
      4) формирование и постоянное обновление банка данных о техническом уровне и транспортно-эксплуатационном состоянии дорог и дорожных сооружений;
      5) аккредитация, аттестация и постоянное проведение поверок приборов и оборудования дорожных лабораторий.
      11. В состав мероприятий по обоснованию стратегии дорожно-ремонтных работ и планирования финансовых ресурсов входят следующие работы:
      1) анализ информационного банка данных о транспортно-эксплуатационном состоянии дорог и дорожных сооружений с обоснованием работ по содержанию и ремонтам;
      2) выработка стратегии дорожно-ремонтных работ с прогнозированием состояния сети дорог. Составление текущих и перспективных планов дорожно-ремонтных работ, в том числе планов содержания сети дорог;
      3) планирование потребных финансовых ресурсов для сохранности и поддержания сети дорог в требуемом эксплуатационном состоянии;
      4) разработка программ по повышению безопасности дорожного движения и ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП).
      12. В состав мероприятий по организации и обеспечению безопасности и удобства движения транспорта на дорогах входят следующие работы:
      1) изучение режимов движения автотранспортных потоков, разработка схем разметки дорог, дислокации дорожных знаков, регулирование скоростей движения, организация автоматизированных систем управления движением;
      2) анализ ДТП, обследование мест совершения ДТП, выявление причин и подготовка предложений по улучшению условий безопасности дорожного движения;
      3) выявление наиболее опасных, с точки зрения безопасности движения, участков дорог и разработка профилактических мероприятий для предотвращения аварийности;
      4) согласование производства строительных работ в пределах полосы отвода;
      5) разработка технических условий и согласований на примыкания и пересечения автомобильных дорог и сооружений с коммуникациями и инженерными сетями;
      6) согласование в установленном порядке открытия новых маршрутов регулярных автомобильных перевозок пассажиров и багажа;
      7) организация обучения работников линейной дорожной службы правилам оказания первой медицинской помощи пострадавшим на дорогах;
      8) заключение договоров на проведение санитарного надзора за состоянием питьевой воды в придорожных водоисточниках и контроль за их исполнением;
      9) согласование размещения объектов придорожного коммерческого сервиса;
      10) заключение договоров с организациями гидрометслужбы на получение систематической информации о прогнозах погоды на территориях, где проходят автомобильные дороги;
      11) проведение систематических наблюдений за метельными явлениями и измерений на снегомерных постах;
      12) согласование в установленном порядке работ по организации телефонной, радио и сотовой связи, а также каналов телемеханики.
      13. В состав мероприятий по обеспечению сохранности автомобильных дорог и дорожных сооружений и предохранения их от преждевременного износа входят следующие работы:
      1) постоянный патрульный надзор за состоянием автомобильных дорог и дорожных сооружений и за соблюдением правил их пользования;
      2) пропаганда в средствах массовой информации порядка пользования автомобильными дорогами и их охраны;
      3) согласование проезда крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств, являющихся собственностью юридических и физических лиц Республики Казахстан;
      4) внесение предложений по ограничению и организации движения большегрузного транспорта в неблагоприятные погодные условия, а также на ослабленных участках дорог с недостаточной прочностью дорожной одежды.
      14. В состав мероприятий по организации, координации, регулированию и контролю за управлением эксплуатацией автомобильных дорог и дорожных сооружений входят следующие работы:
      1) координация и регулирование выполнения дорожно-ремонтных работ по содержанию сети автомобильных дорог и дорожных сооружений;
      2) периодическая инвентаризация дорог и дорожных сооружений, составление отчетности;
      3) организация контроля качества при содержании и текущем ремонте дорог, совершенствование системы контроля и обеспечения качества дорожно-ремонтных работ, инструментальное обеспечение контроля качества;
      4) подбор, подготовка и переподготовка кадров дорожно-эксплуатационной службы;
      5) обеспечение сохранности и содержание объектов гражданской обороны и складов мобилизационного резерва;
      6) постоянное совершенствование структуры и методов управления эксплуатацией автомобильных дорог и дорожных сооружений.

      

3. Содержание автомобильных дорог и дорожных сооружений

      15. Работы по содержанию автомобильных дорог и дорожных сооружений отличаются от других видов ремонтных работ тем, что выполняются непрерывно в течение всего года.
      В целях своевременного проведения работ по содержанию дорог и дорожных сооружений, их визуальный осмотр осуществляется ежедневно.
      В результате проведения работ по содержанию дорог должно быть обеспечено бесперебойное, безопасное и удобное движение транспорта в течение всего года.
      Работы по содержанию не требуют составления проектной документации. Их планируют на основе результатов осмотров дорог по ведомостям дефектов, в пределах средств на содержание, согласно  постановления  Правительства Республики Казахстан от 30 апреля 2003 года № 423 "Об утверждении нормативов финансирования на ремонт и содержание автомобильных дорог Республики Казахстан" (далее - нормативы финансирования).
      Работы по содержанию автомобильных дорог и дорожных сооружений подразделяются на содержание в весенний, летний и осенний периоды, зимнее содержание, озеленение дорог и прочие работы.
      16. При содержании автомобильных дорог и дорожных сооружений в весенний, летний, осенний периоды выполняют следующие работы:
      1) По земляному полотну и системе водоотвода:
      очистка водоотводных канав весной от снега, а летом от наносного мусора и грязи с вывозкой мусора;
      раскопка и засыпка осушительных воронок на обочинах, на пучинистых участках;
      планировка откосов, засев травами;
      окашивание и уборка скошенной травы;
      вырубка кустарников и корчевка деревьев, дикорастущей поросли на обочинах и откосах земляного полотна с уборкой вырубленного материала;
      планировка обочин без подсыпки материала.
      2) По полосе отвода:
      планировка полосы отвода для обеспечения стока;
      сбор мусора в полосе отвода, погрузка и вывозка его на свалку;
      вырубка и корчевка деревьев, кустарников, дикорастущей поросли, влияющих на безопасность дорожного движения, с уборкой вырубленного материала;
      окашивание полосы отвода и уборка скошенной травы, камыша и бурьяна.
      3) По проезжей части с усовершенствованными покрытиями:
      очистка и мойка проезжей части;
      уход за участками с избытком вяжущего материала.
      4) По проезжей части с переходными покрытиями:
      очистка покрытия от грязи;
      обеспыливание покрытия водой;
      профилирование и уплотнение покрытия;
      наметание каменной мелочи и высевок на покрытие, уборка катуна.
      5) По проезжей части с грунтовыми и грунтовоулучшенными покрытиями:
      профилировка покрытия для устранения образовавшихся ям, колей, других неровностей;
      утюжка - профилактическое мероприятие, проводимое до образований крупных неровностей.
      6) По обстановке и благоустройству дорог, объектам организации движения, связи, освещению:
      постоянный осмотр ограждений и сигнальных столбиков, знаков, щитков, подтягивание креплений, выпрямление щитков, очистка от пыли и грязи, мойка;
      периодический осмотр автобусных остановок, площадок отдыха, туалетов, беседок, автопавильонов, очистка от пыли, грязи и мусора, мойка;
      содержание, уход и наблюдение за исправностью средств по организации движения, связи и освещению.
      7) По искусственным сооружениям:
      очистка проезжей части вдоль тротуаров от грязи и посторонних предметов после прохода уборочной техники;
      очистка проезжей части вдоль тротуаров от снега и льда после прохода снегоуборочной техники;
      очистка водоотводных трубок от грязи, камней и снега;
      очистка водоотводных лотков под деформационными швами от наносов;
      очистка от грязи пазов для перемещения листов в деформационных швах открытого типа;
      очистка и смазка механизмов сложных конструкций деформационных швов открытого типа;
      очистка тротуаров от грязи, снега и мусора и посторонних предметов;
      прочистка окон в тротуарных блоках для пропуска воды;
      очистка от грязи и снега пространства под тротуарами;
      очистка от грязи перильного, барьерного ограждения, дорожных знаков;
      очистка поверхностей балок от грязи, наносного грунта, растительности;
      промывка опорных узлов балок;
      очистка от снега, грязи опорных частей;
      смазка рабочих поверхностей опорных частей графитовой композицией;
      подтяжка болтов крепления металлических опорных частей;
      очистка оголовков опор и подферменных площадок от мусора и грязи, снега и льда;
      очистка конусов и укрепления откосов от грязи, травы и кустарника;
      скалывание у опор и ледорезов льда;
      организация пропуска ледохода и паводковых вод;
      очистка смотровых приспособлений (лестниц, тележек);
      текущие и периодические осмотры мостовых сооружений;
      удаление из зоны моста кустарниковой растительности на расстоянии 15-25 метров, выше и ниже по течению и вырубка деревьев;
      очистка отверстий железобетонных труб от ила и грязи;
      закрытие осенью и открытие весной отверстий малых мостов и труб;
      пропуск ледохода, паводковых вод, предупредительные работы по защите дорог и сооружений от наводнений, наледей, заторов, лесных и степных пожаров;
      содержание и обслуживание паромных переправ, наплавных мостов.
      8) По зданиям, производственным базам, дорожным лабораториям, надворным постройкам и подсобным сооружениям эксплуатационной службы:
      систематический уход за зданиями, производственными базами, дорожными лабораториями, надворными постройками и подсобными сооружениями (очистка крыш, водосточных труб, желобов, дымоходов, прочистка водопроводных и канализационных устройств и другие работы), содержание в чистоте и порядке дворов, усадеб и подъездов к зданиям дорожной службы, защита от пожаров, содержание охранной сигнализации, службы охраны, диспетчерской службы, освещение территории, обеспечение водогазотеплоэлектроснабжения, радиосвязи и содержание их в исправном состоянии.
      17. К работам по зимнему содержанию относятся:
      1) заготовка противогололедных материалов;
      2) приготовление противогололедных материалов;
      3) изготовление средств снегозащиты (щитов, изгородей, заборов и тому подобное);
      4) установка, разборка и ремонт снегозащитных заборов, щитов, панелей и других снегозащитных устройств;
      5) патрульная снегоочистка дорог, расчистка дорог от снежных заносов, профилировка снежного покрова проезжей части дорог, удаление снежных валов с обочин, откосов и резервов;
      6) обработка проезжей части фрикционными, химическими и другими противогололедными материалами, с последующей их уборкой через требуемое время с проезжей части;
      7) регулярная расчистка от снега и льда автобусных остановок, павильонов, площадок отдыха и объектов дорожного сервиса;
      8) создание снежных валов и траншей вдоль автомобильных дорог для задержания снега;
      9) проведение противолавинных мероприятий;
      10) борьба с наледями;
      11) сбор ежедневной информации о проезжаемости на дорогах, о работе снегоуборочных машин и механизмов на автомобильных дорогах республиканского значения, о происшедших ДТП, с содержанием операторов в зимний период и в период пропуска талых и паводковых вод;
      12) теплообеспечение стоянок дорожной техники и обогревательных пунктов;
      13) установка дорожных знаков кратковременного действия на участках со скользким покрытием;
      14) организация круглосуточного дежурства дорожной техники, механизаторов в сложных погодных условиях в выходные и праздничные дни;
      15) установка недостающих знаков, ограждений в единичных случаях. Исправление повреждений, полная замена щитов дорожных знаков и ограждений с целью обеспечения безопасности дорожного движения.
      18. Озеленение автомобильных дорог выполняется для защиты от снежных и песчаных заносов от эрозии и создания архитектурно-художественного оформления. Озеленение включает уход за лесонасаждениями, зелеными насаждениями на производственных базах, клумбами, цветниками, газонами на транспортных развязках, их создание, восстановление и декоративное оформление.
      19. К уходу за лесопосадками относятся следующие работы:
      1) уход за почвой (тракторная культивация, рыхление почвы в рядах, химическая борьба с сорняками);
      2) опашка лесных полос;
      3) проведение вырубок;
      4) борьба с вредителями и болезнями придорожных насаждений;
      5) посадка новых, полив и уход за существующими зелеными насаждениями на производственных базах.
      20. К созданию, восстановлению лесопосадок и декоративному оформлению относятся следующие работы:
      1) подготовка почвы под питомники, лесопосадки и декоративное оформление, выращивание саженцев;
      2) устройство лесополос и декоративного оформления, в том числе на производственных базах;
      3) дополнение и посадка лесополос и декоративного оформления;
      4) устройство колодцев, скважин, поливочных водопроводов и дренирующих канав.
      21. К уходу за клумбами, цветниками, газонами и декоративными насаждениями на развязках относятся следующие работы:
      1) подготовка почвы;
      2) выращивание рассады;
      3) посадка, полив и прополка;
      4) уборка сорняков;
      5) уборка осенью однолетних растений.
      22. К прочим работам относятся:
      1) сторожевая и пожарная охрана дорог и дорожных сооружений;
      2) оказание первой медицинской помощи пострадавшим на дорогах;
      3) химическая и механическая борьба с карантинными растениями и вредителями в придорожной полосе.

      

4. Текущий ремонт автомобильных дорог и дорожных сооружений

      23. Текущий ремонт предусматривает выполнение работ по предупреждению и исправлению мелких повреждений дороги и дорожных сооружений. Он планируется на основе результатов осмотров дорог по ведомостям дефектов, в пределах средств на текущий ремонт, согласно нормативов финансирования.
      24. При текущем ремонте автомобильных дорог и дорожных сооружений выполняются следующие работы:
      1) По земляному полотну и водоотводу:
      исправление отдельных мелких повреждений земляного полотна, водоотводов, резервов, защитных, укрепительных и регуляционных сооружений;
      подсыпка, срезка и планировка обочин с подсыпкой объемом до 100 кубических метров на 1 километр на отдельных участках.
      2) По дорожным одеждам:
      заделка трещин, выбоин, устранение колей, ликвидация ямочности, просадок, выравнивание кромок, замена отдельных бордюров на всех типах покрытий. При планировании по устранению пучинистых участков, просадок, колей и ямочности объемы работ принимаются, согласно данных результатов весеннего и осеннего осмотров дорог, в количестве необходимом для обеспечения безопасного проезда автотранспорта;
      ремонт и заполнение швов в цементобетонных покрытиях;
      россыпь высевок и мелкого гравия по щебеночным и гравийным покрытиям, включая покрытия, обработанные битумом;
      разметка проезжей части;
      исправление профиля гравийных и грунтовых дорог на отдельных участках с добавлением новых материалов до 100 кубических метров на 1 километр;
      обеспыливание дорог хлористым кальцием, битумом и другими материалами;
      уход за вспученными участками автомобильных дорог, временное ограждение, устройство и засыпка воздушных воронок, обеспечение водоотвода с поверхности дорожных покрытий и земляного полотна.
      3) По искусственным сооружениям:
      исправление небольших повреждений, отдельных элементов сооружений (опорных частей, перил, настилов, стоек, подкосов, заборных стенок, дренажных устройств и так далее);
      локальная окраска металлических элементов мостов;
      торкретирование трещин в конструкциях, ремонт кладки, штукатурки, частичная смена заклепок;
      замена и исправление переездных и переходных мостиков через канавы;
      исправление небольших повреждений наплавных мостов, паромных переправ и причальных устройств (конопатка, ремонт обшивки, исправление такелажа и тому подобное);
      ямочный ремонт покрытия на проезжей части мостов, путепроводов, заделка трещин на покрытии;
      герметизация узлов примыкания переходных плит к открылкам;
      мелкий ремонт деформационных швов;
      устранение протекания деформационных швов подтяжкой болтов;
      заливка мастикой деформационных швов с предварительной их очисткой от старой мастики;
      приварка в деформационных швах скользящих листов (в случае их отрыва), установка недостающих пружин;
      мелкий ремонт механизмов и конструкций деформационных швов;
      замена покрытия в зоне деформационных швов или над швом;
      заливка трещин и выбоин в асфальтобетонном покрытии тротуаров;
      заделка трещин и выбоин в цементобетонном покрытии тротуаров;
      локальное восстановление окрасочного слоя (подкраска) перильного ограждения;
      нанесение разметки на бордюрное ограждение проезжей части;
      нанесение вертикальной разметки на низ фасадных балок путепроводов над автодорогами;
      нанесение вертикальной разметки на опорах путепроводов над автодорогами;
      расшивка цементным раствором швов между бетонными плитами укрепления;
      замена и ремонт отдельных поврежденных звеньев труб, оголовков, откосных крыльев с укреплением входных и выходных русел и выравнивание лотков труб;
      устранение локальных мест размыва насыпи и регуляционных сооружений;
      засыпка промоин на сопряжении моста с насыпью, с одновременным устранением воды в этих местах;
      заделка воронок размыва у опор;
      очистка элементов от гнили, замена досок, настила на деревянных мостах;
      замена отдельных заклепок, исправление незначительных деформаций элементов металлических пролетных строений.
      4) По дорожным зданиям, производственным базам, дорожным лабораториям, надворным постройкам и подсобным сооружениям эксплуатационной службы: исправление штукатурки и конопатки, окраска и побелка стен, полов, потолков, кровли, перекрытий, окон, дверей и тому подобное, клейка и замена обоев, вставка стекол, ремонт перегородок, стен, полов, потолков, кровли, перекрытий, окон, дверей, печей, колодцев, скважин, водопроводной и канализационной сети, линий связи, с частичной заменой отдельных элементов, ремонт системы теплоснабжения, вентиляции, освещения и электрооборудования, замена и ремонт лабораторного оборудования.
      5) По обстановке и благоустройству дорог, объектам организации движения, связи, освещения:
      установка недостающих знаков, ограждений в единичных случаях, исправление повреждений, полная замена щитов дорожных знаков и ограждений, установка и ремонт панно, реставрация элементов обстановки пути;
      исправление отдельных повреждений и неисправностей элементов архитектурного оформления и благоустройства;
      окраска и побелка автопавильонов, беседок, дорожных знаков, ограждений и других элементов обустройства автомобильных дорог, нанесение вертикальной и горизонтальной разметки;
      устройство и ремонт беседок, скамеек;
      исправление отдельных повреждений и неисправностей объектов организации движения, связи, освещения.
      6) Не допускается недовыполнение работ по ликвидации мелких деформаций и разрушений в целях предупреждения возможного нарастания и превращения их в более значительные разрушения.
      25. При выполнении ремонта автомобильных дорог маршрутным способом производится комплекс ремонтных работ, включающий работы по текущему ремонту, перечисленные в пункте 24, а также работы по ликвидации опасных для движения дефектов, выявленных по маршруту, в том числе по восстановлению ровности дорожного покрытия на локальных участках площадью до 500 квадратных метров. При маршрутном способе ремонта, ремонтные работы выполняются комбинированно на всем протяжении маршрута, в местах сосредоточения значительных деформаций и разрушений дорожного покрытия на локальных участках.
      Работы выполняются как специальной, так и традиционной техникой, силами дорожной организации, производящей текущий ремонт и содержание дороги по технологии работ, принятой для устранения соответствующих дефектов и исполнительным сметам, оформленным в соответствии с действующими положениями на основании ведомости дефектов.
      При ликвидации опасных дефектов и значительных деформаций и разрушений дорожного покрытия на локальных участках при маршрутном ремонте могут выполняться следующие работы:
      1) По земляному полотну:
      ликвидация небольших пучинистых участков;
      расчистка обвалов, оползней и селевых выносов;
      подсыпка и укрепление обочин.
      2) По дорожным одеждам:
      устранение пучин на покрытии на локальных участках;
      срезка наплывов и опасных неровностей на покрытии, заделка впадин с последующим устройством поверхностной обработки;
      кирковка локальных мест по ширине покрытия, с целью устранения опасных деформаций и неровностей, с последующим использованием полученного материала для слоя основания и укладкой нового слоя покрытия;
      восстановление профиля щебеночных и гравийных покрытий.

      

5. Средний ремонт автомобильных дорог и дорожных сооружений

      26. Средний ремонт предусматривает периодическое выполнение работ, связанных с восстановлением первоначальных эксплуатационных качеств дороги и дорожных сооружений.
      27. При среднем ремонте производят периодическое восстановление слоя износа и ровности дорожных покрытий, а также исправление повреждений земляного полотна, водоотвода, искусственных, защитных, укрепительных, регуляционных и других дорожных сооружений.
      Объемы работ по среднему ремонту определяются сметным расчетом, составляемым на основании результатов диагностики дорог и ведомостей дефектов.
      28. При среднем ремонте автомобильных дорог и дорожных сооружений выполняют следующие работы:
      1) По земляному полотну и водоотводу:
      подъемка и уширение небольших по протяженности участков земляного полотна на сырых и снегозаносимых местах, ликвидация небольших пучинистых участков;
      прочистка существующих водоотводных канав, прокопка новых канав, исправление повреждений и уменьшение крутизны откосов насыпей и выемок, исправление дренажных, защитных и укрепительных устройств, водоотводных сооружений и отводящих русел у мостов и труб, засев травами;
      засев травами откосов земляного полотна и резервов, с проведением необходимых агротехнических мероприятий по созданию устойчивого дернового покрова, расчистка обвалов, оползней и селевых выносов;
      подсыпка, срезка, планировка и укрепление обочин.
      1) По дорожным одеждам:
      устройство поверхностных обработок;
      восстановление изношенных верхних слоев усовершенствованных покрытий и устройство дорожной одежды на отдельных и пучинистых участках, с разборкой существующей дорожной одежды и стабилизацией грунта с устройством, в необходимых случаях, поверхностной обработки;
      кирковка или регенерация усовершенствованного покрытия, имеющего наплывы, колеи, гребенку с добавлением нового материала;
      замена, подъемка или выравнивание отдельных плит железобетонных и цементобетонных покрытий;
      восстановление профиля щебеночных и гравийных покрытий, а также грунтовых дорог с добавлением материалов в количестве до 500 кубических метров на один километр дороги;
      улучшение проезжей части гравийных и грунтовых дорог вяжущими и обеспыливающими материалами;
      устройство виражей и обеспечение видимости на опасных для движения кривых;
      разметка проезжей части на ремонтируемых участках.
      3) По искусственным сооружениям:
      восстановление водоотводного лотка под деформационными швами;
      ремонт водоотводных трубок (наращивание трубок или устройство дополнительных трубок);
      устройство швов в покрытии в месте примыкания гидроизоляции к тротуару и заливка их мастикой;
      ремонт изоляции у водоотводных трубок;
      ремонт узлов сопряжения моста с насыпью при просадке более 10 сантиметров (выравнивание за счет дополнительного покрытия с досыпкой щебня);
      замена крайних тротуарных плит сопряжения с насыпью;
      устранение отдельных смещений переходных плит с восстановлением дорожной одежды;
      засыпка грунта под переходные плиты при его вымывании со вскрытием плит;
      частичная замена деталей деформационных швов, имеющих стальные элементы;
      замена деформационных швов закрытого типа с мастичным и резиновым заполнителем, когда работы выполняются в уровне дорожной одежды;
      замена деформационных швов на тротуарах;
      выравнивание покрытия тротуара, устройство нового покрытия;
      заделка выбоин широких щелей в тротуарных блоках, обработка фасада тротуаров защитным покрытием;
      устранение отдельных сколов и трещин в тротуарных блоках;
      зачеканка и изоляция стыков тротуарных блоков;
      восстановление тротуаров, усиление или замена отдельных поврежденных блоков;
      устранение проломов тротуарных плит;
      устройство изоляции или покрытие тротуаров асфальтобетоном;
      ремонт отдельных секций, усиление анкеровки отдельных стоек перил;
      замена перил по всей длине или на части длины мостового сооружения;
      окраска перил по всей длине;
      замена узлов крепления стоек перил с новой анкеровкой;
      гидрофобизация или окраска всех поверхностей бетона конструкций (плит, ребер балок, арок и других элементов);
      ремонт стыков диафрагм;
      частичная перестройка или ремонт мостов и путепроводов, а также полная или частичная перестройка водопропускных труб, с доведением их габаритов и расчетных нагрузок до норм, соответствующих технической категории, установленной для ремонтируемой дороги, утвержденной технической документацией;
      выполнение несложных ремонтных работ на мостах (смена настилов, балочных клеток, отдельных узлов и элементов, исправление кладки, сопряжений с земляным полотном и так далее);
      контроль строительного подъема в предварительно-напряженных железобетонных и металлических пролетных строениях;
      восстановление или замена покрытий на проезжей части моста;
      зачеканка щелей в тротуарных блоках, укладка покрытий на тротуарах;
      ремонт или реконструкция ограждений;
      ремонт деформационных швов с заменой материалов и конструкций;
      ремонт гидроизоляции;
      ремонт и замена тротуаров, перил, бордюров;
      улучшение водоотвода на проезжей части моста, замена водоотводных трубок и окон;
      гидроизоляция фасадных поверхностей железобетонных конструкций, окраска поверхностей главных балок;
      поверхностная герметизация трещин, заделка раковин, сколов, восстановление защитного слоя железобетонных элементов моста;
      сплошная окраска металлических пролетных строений;
      восстановление объединения балок между собой;
      ремонт дренажа и водоотвода, сопряжений моста с насыпью с заменой переходных плит;
      ремонт укреплений откосов земляного полотна и регуляционных сооружений;
      ликвидация промоин у опор и регуляционных сооружений;
      усиление отдельных элементов в металлических пролетных строениях, выправка элементов решетки на мостах со сквозными фермами;
      замена заклепок на высокопрочные болты;
      ремонт и восстановление проектного положения опорных частей;
      ремонт и восстановление сливов на опорных площадках;
      расшивка швов облицовки, инъектирование растворов в трещины;
      ремонт и восстановление смотровых устройств пролетных строений и опор;
      ремонт тела опор;
      усиление опорных частей в местах опирания железобетонных пролетных строений;
      замена или ремонт отдельных звеньев и оголовков труб, исправление изоляции и стыков;
      ремонт подпорных стен, укрепительных и регуляционных сооружений, галерей и навесов, а также замена их отдельных элементов.
      4) По обстановке и благоустройству дорог, объектам организации движения, связи, освещению:
      устройство новых и ремонт существующих тротуаров и пешеходных дорожек на участках дорог, проходящих через населенные пункты;
      устройство новых отдельных ограждений, установка новых и замена (восстановление) дорожных знаков и направляющих устройств на ремонтируемых участках, ремонт ограждений, включая архитектурное оформление и благоустройство отдельных развязок, площадок отдыха, стоянок автомобилей, достопримечательных мест;
      ремонт съездов и переездов, летних и тракторных путей;
      ремонт сигнализации, объектов организации дорожного движения, средств связи и освещения;
      ремонт элементов обустройства автодорог (автопавильонов, подпорных стен, информационных панно и других сооружений).
      5) Другие виды работ, обеспечивающие восстановление эксплуатационного состояния дороги и безопасность движения транспортных средств.

      

6. Капитальный ремонт автомобильных дорог и дорожных
сооружений

      29. Капитальный ремонт предусматривает периодическое выполнение работ, связанных с повышением транспортно-эксплуатационного состояния дороги и дорожных сооружений, в частности, с увеличением прочности дорожных одежд и дорожных сооружений в пределах норм существующей технической категории дороги.
      30. Участки дорог, подлежащие капитальному ремонту, устанавливаются на основе межремонтных сроков службы и результатов диагностики дороги.
      31. Капитальный ремонт автомобильных дорог и дорожных сооружений выполняется по проектной (проектно-сметной) документации, прошедшей государственную экспертизу и утвержденной в порядке, установленном действующим законодательством Республики Казахстан. Проект на капитальный ремонт дороги выполняют на основе результатов диагностики и оценки транспортно-эксплуатационного состояния дороги. В отдельных случаях, при работах, вызванных аварийными ситуациями, разрешается проводить капитальный ремонт по ведомостям дефектов и исполнительным сметам, оформленным в последующем в соответствии с действующим законодательством.
      32. При капитальном ремонте разрешается производить отдельные спрямления дороги как в плане, так и в продольном профиле, протяженностью до 25% от общей длины дороги.
      33. При капитальном ремонте выполняют следующие работы:
      1) По земляному полотну и водоотводу:
      исправление земляного полотна с доведением его геометрических параметров до норм, соответствующих технической категории, установленной для ремонтируемой дороги, утвержденной технической документацией (уширение, подъемка, замена грунтов, обеспечение видимости, увеличение радиусов закруглений, смягчение продольных уклонов, устройство вертикальных кривых и виражей), спрямление отдельных участков дороги;
      устранение пучинистых, оползневых и обвальных участков, устройство дренажей, изолирующих прослоек и другие работы, обеспечивающие устойчивость земляного полотна;
      восстановление и перестройка существующих, а также постройка новых необходимых водоотводных устройств, берегозащитных и противоэрозионных сооружений;
      устройство земляного полотна и системы водоотвода на пересечениях и примыканиях автомобильных дорог, а также выполнение работ по устройству площадок для остановки, стоянки автомобилей и площадок отдыха вне проезжей части автомобильных дорог;
      рекультивация придорожных резервов, ликвидируемых участков дорог, расположенных в зоне работ по капитальному ремонту дорог;
      ликвидация последствий паводковых, селевых, ливневых и других стихийных разрушений.
      2) По дорожным одеждам:
      усиление (утолщение), уширение дорожных одежд не более чем на одну полосу движения и устройство более совершенных типов дорожной одежды с регенерацией и использованием существующих дорожных одежд в качестве оснований, а также устройство дорожных одежд вновь на переустраиваемых (спрямляемых) участках дорог и на обходах населенных пунктов и подъездах к ним, устройство дорожных одежд на транспортных развязках, инженерных устройствах, тротуарах, переходных и велосипедных дорожках, автобусных остановках, площадках отдыха и стоянках автотранспорта;
      исправление профиля щебеночных и гравийных покрытий, а также грунтовых дорог с добавлением новых материалов, улучшение проезжей части вяжущими материалами;
      устройство новых и замена изношенных бордюров из искусственных и естественных материалов и укрепительных полос по краям усовершенствованных покрытий, в том числе по типу основной дорожной одежды.
      3) По искусственным сооружениям:
      постройка, перестройка полностью или частично, с уширением и усилением, мостов, в том числе пешеходных, путепроводов, с доведением их габаритов и несущей способности под расчетные нагрузки, согласно утвержденной технической документации на данный ремонт (ремонт моста с уширением габарита без добавления новых балок; с уширением габарита и добавлением новых балок увеличения и усиления ригеля; с уширением габарита, с добавлением новых балок увеличения опор с одной стороны или с двух сторон);
      выправка и усиление элементов главных балок и ферм металлического моста;
      замена металлических пролетных строений;
      замена проезжей части моста;
      постройка и перестройка водопропускной трубы;
      замена звеньев, оголовков и укрепление труб;
      замена поврежденных колец труб;
      наращивание длины трубы за счет новых колец и оголовков;
      замена наплавных мостов, паромных переправ, железнодорожных переездов постоянными мостами и путепроводами;
      устройство и восстановление подпорных стен, защитных укрепительных и регуляционных сооружений;
      испытание перестроенных и вновь построенных мостов;
      ремонт и замена конструктивных элементов тоннелей, защитных галерей и навесов на горных дорогах, а также замена временных галерей и навесов постоянными.
      4) По зданиям, подсобным сооружениям и производственным базам эксплуатационной службы:
      внутренняя перепланировка зданий в пределах наружных стен, пристройка к существующим зданиям подсобно-вспомогательных и санитарно-бытовых помещений;
      исправление дефектов и повреждений зданий, с заменой до 40% материалов стен и перекрытий, замена деревянных фундаментов на постоянные;
      устройство центрального отопления, водоснабжения, газификации, канализации, электроосвещения и присоединение к существующим сетям, газопроводам и линиям связи;
      устройство надворных построек (сараев, гаражей до трех машин, складов, колодцев, выгребных ям и так далее), оград, дворового и приусадебного благоустройства, стоимостью не более 25% стоимости зданий;
      постройка временных зданий и подсобных сооружений (битумные, камнедробильные, асфальтобетонные, цементобетонные базы), необходимых для работ по ремонту дорог в пределах сметных сумм, предусмотренных на временные здания и сооружения, жилых домов постоянного типа вместо временных в местах осуществления работ по капитальному ремонту дорог, в целях использования таких домов в дальнейшем для размещения линейных работников дорожно-эксплуатационной службы;
      освоение резервов грунта, месторождений местных каменных материалов и отходов промышленных предприятий (золы уноса, бокситовый шлам и так далее) для производства ремонтных работ, устройство к ним подъездных дорог, энергообеспечения, площадок для складирования материалов.
      Ежегодные затраты на эти цели не должны превышать 10% от общих средств капитального ремонта текущего года.
      5) По обстановке и благоустройству дорог, объектам организации движения, связи и освещению дорог:
      архитектурное оформление и благоустройство дорог или их отдельных участков;
      устройство остановочных, посадочных площадок и автопавильонов, островков безопасности, площадок отдыха (с беседками, водоисточниками, смотровыми ямами или эстакадами для профилактического осмотра автомобилей в пути и другим обустройством), площадок для остановки или стоянки автомобилей, пешеходных переходов (в том числе в разных уровнях), а также тротуаров, пешеходных дорожек на участках дорог, проходящих в пределах населенных пунктов;
      устройство новых или замена барьерных ограждений, направляющих устройств и дорожных знаков на участках, где проводится капитальный ремонт;
      устройство новых и переустройство существующих пересечений и примыканий автомобильных дорог в одном и в разных уровнях, а также отдельных переездов, съездов и виражей на всей дороге или ее участках, подъездов к зданиям линейной дорожной службы и комплексам дорожного сервиса;
      устройство новых или переустройство существующих летних тракторных путей, сооружение временных объездных путей на период ремонта или восстановления участков дорог, разрушенных стихийными бедствиями;
      устройство новых (монтаж) технических средств организации и регулирования движения на пересечениях автомобильных дорог между собой и с железными дорогами;
      устройство электроосвещения на отдельных участках дорог, мостах и паромных переправах, сооружений дорожной линейной (телетайпной) или радиосвязи и других средств технологической связи;
      устройство и оборудование пунктов по учету движения, снегомерных и водомерных постов и других устройств, необходимых для изучения работы дороги, ее отдельных элементов, сооружений и проходящих по ней транспортных потоков;
      проведение мероприятий по охране окружающей среды (установка пылеулавливающих устройств на котельных, защита водоисточников от загрязнений и другие работы).

_____________________________________