В целях повышения эффективности прокурорского надзора за применением законов органами следствия и дознания в соответствии подпунктом 4 статьи 11 Закона Республики Казахстан "О Прокуратуре", приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию "Об организации прокурорского надзора за законностью следствия и дознания".
2. Начальнику Департамента по надзору за законностью следствия и дознания Еримбетову С.С. принять меры к государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан настоящего Приказа.
3. Установить, что настоящий Приказ вступает в силу со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
Генеральный прокурор
Республики Казахстан
УТВЕРЖДЕНА
приказом Генерального Прокурора
Республики Казахстан
от 19 мая 2004 года N 28
ИНСТРУКЦИЯ
об организации прокурорского надзора
за законностью следствия и дознания
1. Общие положения
1. Настоящая Инструкция регламентирует правоприменительную деятельность органов прокуратуры Республики Казахстан при осуществлении надзора за законностью следствия и дознания в пределах их компетенции и в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.
2. В пределах предоставленной законодательством компетенции в надзорной деятельности за законностью следствия и дознания, органы прокуратуры реализуют полномочия по осуществлению функции уголовного преследования, координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью, разработке нормативных правовых актов по вопросам применения законодательства, обязательные для исполнения органами дознания и следствия, и по формированию государственной уголовно-правовой статистики.
3. Приоритетными направлениями деятельности органов прокуратуры при осуществлении надзора за законностью следствия и дознания определить:
1) надзор за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина в уголовном процессе;
2) надзор за применением законов, направленных на борьбу с экономической и коррупционной преступностью;
3) надзор за соблюдением законности при приеме, учете, регистрации, разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях;
4) надзор за применением законодательства, направленного на борьбу с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
5) надзор за применением законов, направленных на борьбу с организованными формами преступности, терроризмом и экстремизмом;
6) обеспечение координации правоохранительных органов по борьбе с преступностью, укреплению законности и правопорядка.
4. Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находившихся в его производстве дел и материалов, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе, как в случаях и порядке, предусмотренных законом. Никто не вправе разглашать материалы проверок и дел без разрешения прокурора, в производстве которого они находятся, до их завершения.
2. Разграничение полномочий при осуществлении надзора за
законностью следствия и дознания и санкционировании
следственных действий
5. В целях более четкого разграничения функций Генеральной прокуратуры, территориальных и специализированных прокуроров, исключения дублирования в их деятельности, установить следующий порядок осуществления надзора за законностью следствия и дознания:
1) Департамент по надзору за законностью следствия и дознания Генеральной прокуратуры Республики Казахстан (далее - Департамент) контролирует организацию и осуществление прокурорского надзора в этом направлении в республике и непосредственно надзирает по уголовным делам в отношении должностных лиц, назначенных Президентом Республики Казахстан, назначенных и избранных Палатами Парламента Республики Казахстан, возглавляющих центральные исполнительные органы и ведомства, депутатов Парламента, судей, а также по делам, осуществление надзора по которым поручается Генеральным Прокурором Республики Казахстан и его заместителями;
2) Главная военная прокуратура осуществляет надзор за законностью следствия в Военно-следственном департаменте Министерства внутренних дел Республики Казахстан (далее - ВСД МВД РК), и за законностью дознания в центральных аппаратах военной полиции Министерства внутренних дел (далее - ВП МВД РК), Министерства обороны Республики Казахстан (далее - МО РК), Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан (далее - ПС КНБ РК), а также другими органами уголовного преследования по всем преступлениям, совершенным военнослужащими, проходящими службу по призыву или контракту в Вооруженных силах Республики Казахстан; военнообязанными гражданами во время прохождения ими воинских сборов; лицами гражданского персонала воинских частей, соединений, учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей или в расположении этих частей, соединений и учреждений. По уголовным делам нижестоящих структур этих органов надзор осуществляется соответствующими военными прокурорами округов, гарнизонов и войск;
3) Департамент осуществляет надзор за законностью расследования уголовных дел, возбуждаемых и расследуемых работниками центральных аппаратов Комитета национальной безопасности Республики Казахстан (далее - КНБ РК), Министерства внутренних дел Республики Казахстан (далее - МВД РК), Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) Республики Казахстан (далее - АБЭКП РК), Агентства таможенного контроля Республики Казахстан (далее - АТК РК), Государственной противопожарной службы Агентства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан (далее - ГПС АЧС РК), Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан (далее - КУИС МЮ РК). По поручению (указанию) Генерального Прокурора, его заместителей, начальника Департамента обязанность санкционирования следственных действий по уголовным делам, расследуемым следователями центральных аппаратов, а также производство проверок законности возбуждения уголовных дел, задержания граждан, предъявления обвинения и иных процессуальных решений может быть возложена на прокуроров областей, городов Астаны, Алматы и приравненных к ним прокуроров, их заместителей;
4) прокуроры областей, городов Астана, Алматы, приравненные к ним прокуроры осуществляют надзор за законностью расследования уголовных дел, возбуждаемых и расследуемых работниками областных аппаратов и приравненным к ним департаментов (управлений) КНБ РК, МВД РК, АБЭКП РК, АТК РК, ГПС АЧС РК, КУИС МЮ РК.
По письменному поручению (указанию) прокурора области, городов Астаны, Алматы и приравненным к ним обязанность осуществления надзора по уголовным делам о преступлениях, расследуемым следователями областных аппаратов, подсудным районным судам, не вызывающим большой общественный резонанс, не являющихся коррупционными либо не связанных с нарушением конституционных прав граждан, может быть возложена на районных, городских и приравненных к ним прокуроров, с уведомлением органа уголовного преследования. Дача конкретного поручения (указания) не освобождает прокуроров областей и приравненных к ним от ответственности за состояние надзора за законностью следствия и дознания в областных и приравненных к ним аппаратах;
5) районные, городские на правах районных и приравненные к ним прокуроры осуществляют надзор за законностью расследования уголовных дел, возбуждаемых и расследуемых работниками районных, городских аппаратов и приравненных к ним управлений (отделов) КНБ РК, МВД РК, АБЭКП РК, АТК РК, ГПС АЧС РК, КУИС МЮ РК;
6) региональные транспортные прокуроры осуществляют надзор за соблюдением органами следствия и дознания законности при расследовании преступлений, совершенных на транспорте, а также должностных преступлений, совершенных сотрудниками органов финансовой полиции на транспорте и таможни на транспорте, работниками учреждений и предприятий железнодорожного, водного, воздушного и трубопроводного транспорта и организаций, осуществляющих строительство транспортной инфраструктуры;
7) природоохранные прокуроры осуществляют надзор по уголовным делам соответствующих специализированных (экологических) подразделений органов уголовного преследования;
8) специализированные прокуроры по надзору за законностью исполнения наказаний в исправительных учреждениях осуществляют надзор по уголовным делам, по которым дознание проводится подразделениями органов уголовно-исполнительной системы;
9) вопросы взаимодействия прокуратур регламентированы приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан № 64 от 3 ноября 2003 года "О разграничении компетенции территориальных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур".
6. Санкционирование процессуальных действий должностных лиц органов уголовного преследования, совершаемых на территории другой административно-территориальной единицы, производится прокурорами областей, городов Астана и Алматы и приравненным к ним, осуществляющими надзор за законностью следствия и дознания данных органов, с обязательным в течение 24 часов уведомлением об этом надзирающего прокурора, где производятся указанные действия.
О санкционировании действий должностных лиц, осуществляющих следствие, арестов, продления сроков следствия и содержания обвиняемых под стражей по постановлениям органов следствия центральных аппаратов правоохранительных ведомств в трҰхсуточный срок информировать Департамент.
7. Вопросы санкционирования следственных действий в отношении лиц, обладающих привилегиями и иммунитетом от уголовного преследования, предания их суду, направления оконченных производством дел в суд решаются в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального
кодекса
Республики Казахстан (далее - УПК РК).
8. Вопросы санкционирования следственных действий, предания суду по уголовным делам, подсудным Верховному Суду Республики Казахстан, а также в отношении должностных лиц, назначенных Президентом Республики Казахстан, назначенных и избранных Палатами Парламента Республики Казахстан, возглавляющих центральные исполнительные органы и ведомства, депутатов Парламента, судей решают Генеральный прокурор и его заместители.
9. Территориальная подследственность расследования уголовного дела в пределах области (города) определяется прокурорами областей, городов Астана и Алматы и приравненным к ним, в пределах Республики - Генеральным Прокурором Республики Казахстан или его заместителями.
10. Жалобы на действия и решения дознавателя, органа дознания, следователя в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством подлежат рассмотрению в течение трех и семи суток тем прокурором, кто непосредственно во исполнение настоящей Инструкции осуществляет надзор за законностью следствия и дознания.
3. Организация надзора за законностью следствия и дознания
11. Осуществление надзора должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечивалась законность принимаемых органами следствия и дознания процессуальных решений, а также действий должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование.
12. Надзор за законностью следствия и дознания осуществляется на всех стадиях досудебного производства - с момента информирования органов уголовного преследования о совершенном либо готовящемся преступлении до направления уголовного дела в суд.
13. Обеспечить обоснованность возбуждения и законность расследования уголовных дел, вызвавших большой общественный резонанс в связи с совершением политическими государственными служащими преступлений, а также работниками правоохранительных органов, преступлений, связанных с нарушениями конституционных прав граждан. По данным уголовным делам установить необходимое взаимодействие и действенный надзор за законностью следствия и дознания и за законностью их рассмотрения в судах.
При возбуждении прокурорами уголовного дела, имеющего особую значимость либо большой общественный резонанс, принимать решение о создании группы из оперативных работников, для обеспечения сквозного метода надзора, когда группой сотрудников осуществляется надзор за соблюдением законности со стадии возбуждения уголовного дела до окончания его разрешения вплоть до вынесения судебного решения, вступившего в законную силу.
14. Районным, городским на правах районных и приравненным к ним прокурорам участвовать самим, либо поручать подчиненным выезжать совместно с другими правоохранительными органами на места происшествий по особо тяжким преступлениям, имеющим большой общественный резонанс, а также катастрофам, крушениям, авариям и другим чрезвычайным происшествиям на транспорте. При необходимости участвовать в производстве следственных действий. В случаях значительной отдаленности транспортных прокуратур, на места таких происшествий выезжать территориальным прокурорам. Добиваться от органов следствия и дознания принятия всех предусмотренных законом мер по раскрытию преступлений.
15. Прокурорам областей, городов Астана и Алматы и приравненным к ним прокурорам безотлагательно, но не позднее трех суток, направлять в Генеральную прокуратуру спецдонесения о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства; совершҰнных организованной преступной группой или преступным сообществом; заказных убийствах; совершҰнных иностранцами и в отношении иностранных граждан о тяжких и особо тяжких преступлениях; фактах терроризма и экстремизма; незаконного вывоза и торговли людьми с целью их сексуальной, трудовой и иной эксплуатации; коррупционных преступлениях, совершенных лицами, занимающими ответственную государственную должность, а также по всем чрезвычайным происшествиям и вызвавшим общественный резонанс преступлениям. О ходе расследования таких дел ежемесячно направлять информации в Департамент вплоть до окончательного процессуального решения и рассмотрения дела в суде. Объем и сроки представления спецдонесений прокурорами районов (городов) и приравненными к ним в прокуратуры областей и приравненным к ним определяются прокурорами областей и приравненными к ним.
16. Главному военному прокурору, прокурорам областей, городов Астана и Алматы и приравненным к ним прокурорам принимать меры по усилению борьбы с организованной преступностью, не реже одного раза в квартал изучать практику прокурорского надзора за законностью расследования уголовных дел о преступлениях, совершенных организованными преступными группами, и информировать Департамент к 10 числу последующего за окончанием квартала месяца.
17. Усилить прокурорский надзор за законностью расследования умышленных убийств, уделив особое внимание подпадающих под признаки "заказных" и совершенных в условиях неочевидности. Главному военному прокурору, прокурорам областей, городов Астана и Алматы и приравненным к ним ежеквартально к 10 числу месяца, следующего за отчетным, представлять в Департамент информации о состоянии надзора за законностью расследования умышленных убийств.
18. Департаменту обобщать состояние прокурорского надзора по указанным в пунктах 16 и 17 настоящей Инструкции вопросам не реже двух раз в год.
19. Изучение уголовных дел о преступлениях областной подсудности горрайпрокурорами и приравненным к ним производится в течение 3-х суток с момента поступления в прокуратуру. При согласии с обвинительным заключением горрайпрокурор или приравненный к нему прокурор направляет уголовное дело со своим заключением вышестоящему прокурору для решения вопроса о направлении дела по подсудности.
20. Районным, городским и приравненным к ним прокурорам ежедекадно проводить проверки соблюдения законности при приҰме, учҰте, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, с принятием своевременных мер по пресечению нарушений учҰтно-регистрационной дисциплины, принципиально реагируя на факты укрытия преступлений от учҰта вплоть до осуществления уголовного преследования. Поставленные на учҰт преступления контролировать до принятия окончательного решения.
21. При осуществлении надзора в этом направлении обеспечивать достоверность статистических данных о состоянии преступности, раскрываемости, показателей следственной работы и дознания, сведений о прокурорском надзоре за законностью следствия и дознания.
22. Незамедлительно подписывать статистические карточки при принятии органами следствия и дознания решения о возбуждении, прекращении либо приостановлении уголовного дела. В случае незаконности этих решений принимать меры по их отмене с выставлением статистических документов и привлечению к ответственности виновных лиц.
23. Главному военному прокурору, прокурорам областей, городов Астана, Алматы и приравненных к ним прокурорам, не реже одного раза в квартал проводить проверки достоверности учҰта и регистрации преступлений в соответствующих органах уголовного преследования, ежеквартально обобщать практику прокурорского надзора за соблюдением законности при приҰме, регистрации, разрешении заявлений и сообщений о совершҰнных или готовящихся преступлениях и принимать необходимые меры реагирования. Обобщения и копии актов реагирования представлять в Департамент к 10 числу последующего месяца за окончанием квартала.
24. Департаменту обобщать состояние прокурорского надзора по данному вопросу не реже двух раз в год.
25. Полномочиями на дачу письменных указаний в порядке
ст.197
УПК РК, вынесение постановления, подписание статистических карточек, отражающих движение уголовного дела, санкционирование процессуальных действий органов следствия и дознания (за исключением ареста), заключений об обоснованности прекращения уголовного дела, постановку резолюций о согласии с отказом в возбуждении уголовного дела и приостановления производства по делу, а равно на отмену (либо утверждение такого постановления) постановления следователей и дознавателей, нижестоящих прокуроров, истребование уголовных дел обладают:
1) на районных и приравненным к ним уровнях - прокурор и его заместители;
2) на областных и приравненным к ним уровнях (в том числе Главная военная прокуратура) - только прокурор и его заместители;
3) в Генеральной прокуратуре - Генеральный Прокурор Республики Казахстан, его заместители, начальник Департамента.
Правом вынесения постановлений по уголовным делам (помимо возбуждения уголовного дела) наделены лишь работники управлений (отделов) Департамента, прокуроры управлений (отделов) по надзору за законностью следствия и дознания Главной военной прокуратуры, прокуратур городов Астана и Алматы, областей и приравненных к ним прокуратур.
26. Законность возбуждения уголовных дел проверять по каждому вынесенному постановлению. Отмену незаконных постановлений о возбуждении уголовных дел производить, как правило, в срок до 10 суток с момента вынесения постановления.
27. Органы прокуратуры методами надзорной деятельности активно формируют правоприменительную практику по осуществлению уголовного преследования по наиболее актуальным и общественно-значимым уголовно-наказуемым деяниям. Уголовные дела прокурорами возбуждаются, как правило, по укрытым от учета преступлениям, по материалам собственных проверок, а также по имеющим большой общественный резонанс фактам и событиям.
Возбужденные прокурорами уголовные дела брать на постоянный контроль вплоть до принятия окончательного процессуального решения.
28. Главному военному прокурору, прокурорам областей, городов Астаны, Алматы и приравненным к ним прокурорам, не реже одного раза в квартал обобщать состояние расследования возбужденных прокурорами уголовных дел и практику прокурорского надзора по делам этой категории и информировать Департамент к 10 числу последующего за окончанием квартала месяца с приложением списка таких дел.
29. Департаменту обобщать состояние прокурорского надзора по данному вопросу не реже двух раз в год и сведения о возбужденных прокурорами и направленных в суды уголовных делах передавать в Департамент по надзору за рассмотрением уголовных дел в судах для дальнейшего контроля. В прокуратурах областей и приравненных к ним списки возбужденных прокурорами и направленных в суд уголовных дел передавать в соответствующие управления (отделы) по надзору за законностью рассмотрения уголовных дел в суде для дальнейшего контроля.
30. Расследуемые уголовные дела запрашивать только в случаях наличия жалобы и иных данных о незаконных действиях органов следствия и дознания, необходимости незамедлительного восстановления нарушенных прав граждан, рассмотрения ходатайств о продлении сроков следствия и ареста обвиняемых, а также для обеспечения своевременного надзора за ходом расследования уголовных дел и проверки выполнения письменных указаний прокурора.
31. Сроки проверки законности принятия процессуального решения по отказным материалам, по прекращенным и приостановленным уголовным делам не могут превышать 1 месяца со дня поступления в прокуратуру.
32. При согласии с отказом в возбуждении уголовного дела и приостановлении производства по уголовному делу прокурор оформляет это письменной резолюцией на постановлении; при согласии с прекращением производств составляется мотивированное заключение. Резолюция накладывается лично прокурором либо его заместителем с указанием сведений о должности, фамилии, инициалов, даты и подписи.
При письменном запросе Генеральной прокуратурой уголовного дела либо отказного материала прокуратура области и приравненная к ней обязана представить их с мотивированным заключением об обоснованности принятых процессуальных решений.
33. Выявленные нарушения законности подлежат устранению путҰм отмены незаконных постановлений следователей и дознавателей, признания добытых незаконным путҰм доказательств недопустимыми с одновременной постановкой вопроса об ответственности виновных лиц.
34. Решениям органов следствия и дознания о прекращении уголовного дела и об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям давать принципиальную, критическую оценку допустимости и относимости доказательств о виновности лица, при наличии сомнений производить проверки достоверности фактов примирения сторон, согласия на применение акта амнистии.
35. Указания прокурора по уголовным делам и розыскным делам должны ориентировать органы уголовного преследования на проведение следственно-оперативных мероприятий, направленных на установление всех обстоятельств, послуживших основаниями для их возбуждения. Исполнение указания прокурора должно находиться на контроле надзирающего прокурора.
36. Организация надзора за применением
Закона
Республики Казахстан "О борьбе с коррупцией", а также осуществление прокурорского надзора за расследованием уголовных дел, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, регулируются отдельно.
37. Главному военному прокурору, прокурорам областей, городов Астана, Алматы, районов, городов и приравненным к ним военным и специализированным прокурорам не реже одного раза в квартал производить сверки с территориальными подразделениями Комитета по правовой статистики и специальных учетов Генеральной прокуратуры Республики Казахстан по статистическим сведениям о прокурорском надзоре за законностью следствия и дознания.
4. Осуществление прокурорского надзора за защитой
конституционных прав граждан в уголовном процессе
38. Защита конституционных прав и свобод граждан в уголовном процессе является важнейшей обязанностью работников органов прокуратуры.
39. Районным, городским и приравненным к ним прокурорам постоянно проверять соблюдение работниками правоохранительных органов требований
главы 17
УПК РК. Проверки проводить в приемниках-распределителях, специальных приемниках для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, медицинских вытрезвителях, изоляторов временного содержания городских управлений внутренних дел (районных отделов внутренних дел), следственных изоляторах, служебных помещениях органов уголовного преследования. Практиковать проведение внезапных проверок в ночное время, в праздничные и выходные дни. Выяснять законность задержания каждого подозреваемого. В случае незаконности задержания немедленно освобождать подозреваемого с принятием мер реагирования в отношении виновных должностных лиц. Особое внимание уделять вопросам законности задержания несовершеннолетних, инвалидов, женщин, иностранных граждан. Пресекать практику использования задержания, как средства добывания доказательств.
40. Прокурорам областей, городов Астана, Алматы и приравненным к ним прокурорам проверки законности задержания подозреваемых проводить ежедекадно.
41. Прокуроры областей, городов Астана, Алматы и приравненные к ним прокуроры незамедлительно, но не позднее суток, сообщают в Генеральную прокуратуру о задержании следователем центрального аппарата органов уголовного преследования лица, подозреваемого в совершении преступления, в порядке
ст.132
УПК РК.
42. Прокурорам оперативно решать вопросы об аресте лиц, совершивших преступления. Прокурорам районов, городов и приравненным к ним военным и специализированным прокурорам санкции на арест давать, как правило, в служебных помещениях органов внутренних дел, национальной безопасности и финансовой полиции.
43. При решении вопроса о даче санкции на арест в обязательном порядке тщательно знакомиться со всеми материалами дела, лично допрашивать подозреваемых и обвиняемых. Протокол допроса приобщается к уголовному делу.
44. УчҰт санкций на арест вести в отдельном журнале, хранящемся в сейфе прокурора. В журнале отражаются номер уголовного дела, дата возбуждения, орган и лицо, производящее следствие, фамилия, имя, отчество подозреваемого или обвиняемого, дата и место рождения, гражданство, место жительства и работы, статья обвинения либо подозрения, дата задержания, должность и фамилия лица, санкционировавшего арест, статья
УПК РК
, в порядке которой санкционирован арест (
142
,
150
,
267
), дата ареста, дата продления срока ареста, результаты расследования и судебного рассмотрения дела с отметкой о вступлении приговора в силу.
45. Применять в качестве меры пресечения арест в строгом соответствии с законом, учитывая обстоятельства, изложенные в
статьях 139
,
141
,
150 УПК
РК. Санкцию на арест давать только прокурорам, имеющим на это право в соответствии с частью 4
статьи 150
УПК РК.
46. Применять арест в отношении подозреваемых только в исключительных случаях. К несовершеннолетним арест применять лишь в случаях невозможности применения иной меры пресечения.
47. Прокуроры несут персональную ответственность за обоснованность и своевременность решения вопроса об аресте, а равно, за необоснованный отказ в даче санкции. Отказ в даче санкции должен быть мотивирован в письменной форме. В каждом случае отказа дачи санкции на арест в отношении лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления при изменении меры пресечения в виде ареста на иную на стадии дознания и следствия, прокурорам в суточный срок письменно докладывать об этом вышестоящему прокурору с указанием мотивов.
48. Обеспечить неукоснительное соблюдение установленного УПК РК порядка продления сроков следствия и ареста. В каждом случае продления процессуальных сроков разбираться с их причинами и принимать меры к лицам, допустившим волокиту.
49. Перед решением вопроса о предании обвиняемого суду в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, тщательно проверять обеспечение всесторонности, полноты и объективности следствия и дознания. В случае невыполнения этих требований возвращать уголовные дела для дополнительного расследования с принятием, в пределах своих полномочий, мер реагирования к виновным лицам. Прокуроры несут персональную ответственность за обоснованность и своевременность направления дела в суд.
50. Вносить вопросы законности и обоснованности ареста и привлечения к уголовной ответственности лиц, которым в качестве меры пресечения избирался арест, а затем производство по делу было прекращено либо приостановлено в стадии дознания или следствия либо судом, и дел, по которым вынесены оправдательные приговоры, на рассмотрение коллегии прокуратуры, решать вопросы об ответственности должностных лиц, виновных в необоснованном привлечении к уголовной ответственности и незаконном аресте граждан.
51. Главному военному прокурору, прокурорам областей, городов Астаны, Алматы и приравненным к ним ежеквартально обобщать практику прокурорского надзора по защите конституционных прав и свобод граждан в уголовном процессе и к 10 числу последующего за окончанием квартала месяца представлять в Департамент информации с приложением копий документов прокурорского реагирования и списка незаконно арестованных лиц.
52. Департаменту обобщать состояние прокурорского надзора по данному вопросу не реже двух раз в год.
53. Департаменту, его управлениям и отделам, постоянно проводить работу по разработке и внедрению современных методов организации надзора за законностью следствия и дознания, повышении квалификации сотрудников.
5. Заключительные положения
54. Основными критериями оценки деятельности органов прокуратуры по обеспечению соблюдения законности в досудебной деятельности органов уголовного преследования считать:
1) своевременное выявление, устранение нарушений законности, а также причин и условий, способствующих им;
2) мерами прокурорского надзора обеспечение принципа неотвратимости наказания за совершенные преступления, в том числе в отношении лиц, занимающих ответственные государственные должности;
3) предотвращение, предупреждение фактов нарушений органами уголовного преследования конституционных прав и свобод граждан в уголовном процессе, а также восстановление их правоспособности;
4) исключение погони за количественными показателями за счет обеспечения полноты надзора в данной сфере;
5) обеспечение реального возмещения ущерба и возмещаемости процессуальных издержек, отслеживая по уголовным делам фактическое причинение ущерба и его реальное возмещение.
55. Прокурорам областей, городов Астана, Алматы и приравненным к ним обеспечить своевременное (еженедельное), качественное представление информации в компьютерную базу данных "О надзоре за законностью следствия и дознания" в соответствии с указанием Генерального Прокурора Республики Казахстан № 54/15р от 3 апреля 2001 года. Представляемые сведения считаются официальной (подписанной заместителем прокурора области или приравненным к нему, курирующим вопросы надзора за законностью следствия и дознания) и оперативной информацией.