Об утверждении Инструкции по проведению оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду при разработке предплановой, предпроектной и проектной документации

Приказ Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 28 февраля 2004 года N 68-П. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 31 марта 2004 года N 2779

Обновленный

     Для упорядочения выполнения процедуры проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду при разработке предплановой, предпроектной и проектной документации на основе требований законодательства в области охраны окружающей среды с целью предотвращения негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения Республики Казахстан, приказываю:

     1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по проведению оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду при разработке предплановой, предпроектной и проектной документации.

     2. Директору Департамента экспертизы и лицензирования Алиеву И.Ж. обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в установленном законодательством порядке.

     3. Настоящий приказ вступает в силу со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.

     4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра охраны окружающей среды Республики Казахстан Бекжанова Ж.Л.

     Министр

Утверждена            
приказом Министра охраны окружающей
среды Республики Казахстан    
от 28 февраля 2004 года N 68-п  
"Об утверждении Инструкции по   
проведению оценки воздействия   
намечаемой хозяйственной и иной  
деятельности на окружающую среду
при разработке предплановой,   
предпроектной и проектной    
документации"          

Инструкция
по проведению оценки воздействия намечаемой
хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
при разработке предплановой, предпроектной и проектной
документации

1. Общие положения

     1. Инструкция по проведению оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду при разработке предплановой, предпроектной и проектной документации (далее - Инструкция) разработана в соответствии с Законами Республики Казахстан " Об охране окружающей среды ", "Об экологической экспертизе " и другими нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
     2. Оценка воздействия на окружающую среду (далее - ОВОС) производится в целях определения экологических и иных последствий вариантов принимаемых управленческих и хозяйственных решений, разработки рекомендаций по оздоровлению окружающей среды, предотвращению уничтожения, деградации, повреждения и истощения естественных экологических систем и природных ресурсов.
     ОВОС разрабатывается для проектной документации, регламентирующей создание (развитие, реконструкцию, консервацию, ликвидацию) конкретных масштабных и (или) экологически опасных объектов и сооружений намечаемой деятельности, и в комплекте с ней представляется на согласование в государственную экологическую экспертизу.
     3. Настоящая Инструкция определяет общие положения проведения ОВОС при подготовке и принятии решений о ведении намечаемой хозяйственной и иной деятельности на всех стадиях ее организации, в соответствии с предпроектной, проектной документацией.
     ОВОС проводится для следующих видов документации:
     1) прединвестиционной стадии обоснования концепций, программ развития или отрасли, строительства предприятий, объектов, комплексов;
     2) градостроительного развития территорий, областей и застройки городов и населения мест;
     3) технико-экономического обоснования и расчетов строительства (расширения, реконструкции, технического перевооружения) предприятий, объектов, комплексов;
     4) проектов, рабочей документации, на строительство предприятий, объектов, комплексов, сертификации техники, технологии и материалов;
     5) обосновывающих материалов лицензий на природопользование и обращения с отходами производств;
     6) нормативной и инструктивно-методической документации, регулирующие вопросы охраны окружающей среды и экологической безопасности населения.
     Процедура ОВОС для действующих объектов регламентируется нормативно-методическими документами в области экологического аудита.

     

2. Термины и определения

     4. В Инструкции используются следующие основные термины и определения:
     окружающая среда - совокупность природных объектов, включая атмосферный воздух, озоновый слой земли, воду, почву, недра, животный и растительный мир, а также климат в их взаимодействии;
     воздействие - любое последствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности для окружающей среды, включая здоровье и безопасность людей, животный и растительный мир, почву, недра, воздух, климат, ландшафт, исторические памятники и другие материальные объекты, взаимосвязь между этими факторами; оно охватывает так же последствия для культурного наследия и социально-экономических условий, является результатом изменения этих факторов;
     заказчик - юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой хозяйственной и иной деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности и представляющее документацию по намечаемой деятельности на экологическую экспертизу;
     изменение - обратимая и (или) необратимая перемена в компонентах окружающей среды и (или) их сочетаниях;
     последствие - результат воздействия намечаемой хозяйственной или иной деятельности и вызванные изменения, получившие отражение в окружающей природной и (или) социально-экономической средах;
     разработчик документации по ОВОС - юридическое или физическое лицо, осуществляющее проведение оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, имеющее соответствующую лицензию на проведение указанной деятельности, выданную центральным исполнительным органом в области охраны окружающей среды;
     общественные обсуждения - обобщенное наименование обязательной составной части ОВОС, обеспечивающей прямые и обратные информационные связи, гарантирующие участие населения (общественности) в принятии решений по реализации намечаемой деятельности, затрагивающей его интересы;
     экологическая экспертиза - определение соответствия хозяйственной и иной деятельности нормативам качества окружающей среды и экологическим требованиям, допустимости реализации объекта экспертизы в целях предупреждения возможных отрицательных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними последствий;
     экологический риск - вероятность неблагоприятных для окружающей среды и здоровья населения последствий любых (преднамеренных или случайных, постепенных и катастрофических) антропогенных изменений природных объектов и факторов;
     экологическое сопровождение - процедура, обеспечивающая последовательность организационно-технических и логически взаимосвязанных действий по экологическому обоснованию намечаемой деятельности на всех стадиях ее осуществления;
     экологическая безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов и прав личности, общества от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду;
     экологическая опасность - состояние, характеризующееся наличием или вероятностью разрушения, изменения состояния окружающей среды под влиянием антропогенных и природных воздействий, в том числе обусловленных бедствиями и катастрофами, включая стихийные, и в связи с этим угрожающее жизненно важным интересам личности и общества;
     экологически опасная деятельность - прямая и опосредованная деятельность, включая управленческую и инвестиционную, оказывающая или могущая оказать вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду;
     экологически опасный объект - объект экспертизы, реализация которого может оказывать или оказывает вредное воздействие на здоровье людей и окружающую среду.

     

3. Принципы оценки воздействия на окружающую среду

     5. ОВОС осуществляется на основе следующих принципов:
     1) интеграции (комплексности) - рассмотрение вопросов воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, местное население, сельское хозяйство и промышленность осуществляется в их взаимосвязи с технологическими, техническими, социальными, экономическими, планировочными и другими проектными решениями;
     2) альтернативности - оценка последствий базируется на обязательном рассмотрении альтернативных вариантов проектных решений, включая вариант проектных решений, включая вариант отказа от намечаемой деятельности ("нулевой" вариант);
     3) достаточности - степень детализации при проведении ОВОС не должна быть ниже той, которая определяется экологической значимостью воздействия намечаемой деятельности для окружающей среды, местного населения, сельского хозяйства и промышленности;
     4) сохранения - намечаемая деятельность не должна приводить к уменьшению биологического разнообразия, снижению биопродуктивности и биомассы территорий и акваторий, а также ухудшению жизненно важных свойств природных компонентов биосферы в зоне влияния намечаемой деятельности;
     5) совместимости - намечаемая деятельность не должна ухудшать качество жизни местного населения и наносить некомпенсируемый ущерб другим видам хозяйственной деятельности, сельскому хозяйству, животному и растительному миру;
     6) гибкости - процесс ОВОС изменяется по масштабу, глубине и виду анализа в зависимости от конкретного характера намечаемой деятельности и вида документации;
     7) обязательного участия общественности - в процессе проведения ОВОС обеспечивается доступность общественности к информации по ОВОС и проводятся общественные слушания (общественные обсуждения материалов ОВОС).

     

4. Процедура оценки воздействия на окружающую среду

     6. В процессе разработки предплановой, предпроектной и проектной документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность в Республике Казахстан, процедура ОВОС проводится в порядке последовательных действий, каждое из которых заканчивается заключением государственной экологической экспертизы.
     7. Форма разработки ОВОС, полнота проработки, объем используемых материалов, уровень и детальность экологических научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ зависят от стадии проектирования, а также масштабности и интенсивности воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на здоровье человека и окружающую среду.
     8. Материалы ОВОС оформляются в виде документа, уровень разработки которого соответствует стадии проектирования. Они являются неотъемлемой частью предпроектных и проектных документов.
     9. В соответствии с этапами разработки документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, стадиям ОВОС, предусматривающим последовательную их детализацию и конкретизацию, присваиваются наименования:
     1) обзор состояния окружающей среды;
     2) предварительная оценка воздействия на окружающую среду (ПредОВОС);
     3) оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС);
     4) раздел "Охрана окружающей среды".
     10. Первая стадия проведения ОВОС - "Обзор состояния окружающей среды", где приводится обобщенная характеристика природной и социально-экономической среды в районе намечаемой деятельности, рассматриваются основные направления хозяйственного использования территории (территориальными единицами) и определяются принципиальные позиции по ОВОС, включающие в себя:
     1) виды воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, их взаимодействие с уже существующими видами воздействия на рассматриваемой территории (типы нарушений, наименование и количество ингредиентов-загрязнителей);
     2) характеристику возможных выбросов, сбросов загрязняющих веществ, ориентировочные объемы образования отходов производства и потребления;
     3) возможные способы очистки и утилизации (захоронения) отходов производства и потребления;
     4) оценку возможности аварийных ситуаций (вероятность, масштаб, продолжительность воздействия);
     5) основные предполагаемые решения по ограничению или нейтрализации отрицательных последствий от реализации намечаемой (планируемой) деятельности, способствующие снижению общей экологической напряженности.
     11. Первая стадия ОВОС выполняется на основании технико-экономических параметров намечаемой (планируемой) деятельности по имеющимся архивным, фондовым материалам, другим специализированным литературным источникам, проектам-аналогам.
     По результатам процедуры ОВОС составляются Обзор состояния окружающей среды (далее - Обзор), включающий рекомендации и предложения по дальнейшему изучению состояния природной среды и проведению детальной оценки воздействия на окружающую среду, а также по разработке системы природоохранных мероприятий. Материалы Обзора прилагаются к Декларации о намерениях, разрабатываемой заказчиком хозяйственной деятельности.
     12. До представления Декларации о намерениях на государственную экологическую экспертизу, заказчик намечаемой деятельности обеспечивает участие общественности в обсуждении представляемой Декларации о намерениях.
     13. Положительное согласование Декларации о намерениях в природоохранных органах является основанием для разработки основного предпроектного документа - "Обоснование инвестиций" и инициирования процедуры предварительного выбора земельного участка для строительства планируемых объектов и сооружений намечаемой деятельности (в соответствии с Земельным кодексом Республики Казахстан).
     14. Во второй стадии проведения ОВОС "Предварительная оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду" (далее - ПредОВОС) - определяются потенциально возможные направления изменений в компонентах окружающей и социально-экономической среды и вызываемых ими последствий в жизни общества и окружающей среды.
     15. ПредОВОС намечаемого (планируемого) замысла хозяйственной деятельности проводится на базе анализа вариантных технических решений и использования имеющихся фондовых и специализированных научных материалов. При сложных и крупных предпроектных разработках необходимо проведение предварительных инженерно-экологических изысканий.
     16. Виды и интенсивность воздействия намечаемой хозяйственной деятельности определяются по проектам-аналогам или на основе удельных показателей, соответствующих мировым стандартам (технологиям) с указанием области, где требуются дальнейшие специальные исследования и изыскания.
     17. Проведение расчетов уровня загрязнения отдельных компонентов окружающей среды (воздуха, почвы, воды, недр и так далее) не требуется. В зависимости от значимости, экологической опасности и масштабности конкретной намечаемой хозяйственной деятельности в ПредОВОС включаются дополнительные расчеты по моделированию процессов рассеивания (распространения) загрязняющих веществ (выбросов, сбросов) в окружающей среде (воздухе, поверхностных и подземных водах, почве).
     18. Качественные и количественные параметры (выбросы, сбросы, отходы производства и потребления, площади земель, отводимые во временное и постоянное пользование и так далее), полученные в результате предварительной оценки, являются ориентировочными и не подлежат утверждению в качестве нормативов на природопользование.
     19. ПредОВОС разрабатывается в предплановой (прединвестиционной) документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, в предпроектной документации оценочного характера, разрабатываемой на начальном этапе инициирования хозяйственной и иной деятельности, а также в основном предпроектном документе "Обоснование инвестиций", предшествующем разработке проектной документации и включающем:
     1) краткое описание намечаемой деятельности, данные о местоположении и условий землепользования;
     2) сведения об окружающей природной и социально-экономической среде, содержащие ландшафтную характеристику, земельно-региональные особенности территории; данные о состоянии окружающей природной среды, антропогенного нарушения ее компонентов, особых условиях строительства (наличие повышенной сейсмичности, других опасных природных явлений и процессов); характеристику природной ценности района намечаемой деятельности, его историко-культурной значимости, наличие особо охраняемых территорий и объектов; материалы о социально-экономических особенностях территории (хозяйственное, градостроительное использование территории).
     20. Возможные виды воздействия вариантов намечаемой деятельности на окружающую среду включают в себя:
     1) характеристику вариантов намечаемой деятельности (технико-технологические параметры, потребности в ресурсах (водных, земельных, биологических, материальных, трудовых), транспортное обеспечение, для процессов строительства и эксплуатации объектов и сооружений);
     2) компонентно-качественную характеристику вариантов воздействия объектов и сооружений намечаемой деятельности при нормальном (штатном) режиме строительства и эксплуатации и аварийных ситуациях (источники, виды, степень и зоны воздействия, в том числе вид, состав, ориентировочные объемы загрязняющих веществ, характер образующихся отходов производства и потребления - вид, объем, класс токсичности);
     3) определение устойчивости окружающей природной и социально-экономической среды к возможному воздействию вариантов намечаемой хозяйственной деятельности.
     21. Анализ изменений окружающей природной и социально-экономической среды в процессе реализации вариантов намечаемой деятельности должна содержать:
     1) возможные изменения в окружающей природной и социально-экономической среде при реализации вариантов намечаемой деятельности при нормальном (штатном) режиме эксплуатации и аварийных ситуациях, и их последствиях для населения;
     2) основные направления мероприятий по охране окружающей среды, для вариантов реализации намечаемой деятельности;
     3) укрупненная оценка возможного ущерба, наносимого окружающей природной и социально-экономической среде в процессе реализации вариантов намечаемой деятельности;
     4) обоснование места размещения объекта (выбор рекомендуемого варианта намечаемой деятельности), с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории;
     5) рекомендации к последующей стадии разработки документации, обосновывающей намечаемую хозяйственную деятельность - проектной документации;
     6) предложения по организации и составу проведения специальных комплексных экологических изысканий и исследований, которые будут являться основой для проведения последующего этапа ОВОС проектной документации, обосновывающей намечаемую хозяйственную деятельность;
     7) в зависимости от характера, масштаба планируемой деятельности, ее экономической значимости (опасности), сложности природных условий, состав ПредОВОС, объемы и достаточность детализации информации могут быть расширены по согласованию с природоохранными органами.
     22. Предплановая (прединвестиционная), а также предпроектная документация оценочного характера (бизнес-планы, технико-экономические расчеты (ТЭР), технико-экономические показатели (ТЭП) и другие им аналогичные предпроектные документы), а также основная предпроектная документация - "Обоснование инвестиции", включая ПредОВОС, представляется на согласование в государственную экологическую экспертизу.
     23. До представления предплановой, а также предпроектной документации оценочного характера на государственную экологическую экспертизу заказчик намечаемой деятельности проводит обсуждение представляемых материалов с общественностью.
     24. Положительное заключение государственной экологической экспертизы для заказчика намечаемой деятельности, рассмотренной в предплановой или предпроектной документации, является основанием для принятия решения по инициированию проектирования (детального проектирования) конкретных объектов и сооружений намечаемой деятельности по наиболее рациональному варианту, выбранному при разработке ПредОВОСа.
     25. Третья стадия проведения ОВОС - "Оценка воздействия на окружающую среду", предусматривает детальный анализ в полном объеме всех аспектов воздействия конкретных объектов и сооружений намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду (Приложение 1), и включает в себя следующие материалы по компонентам окружающей среды:
     1) воздушная среда:
     характеристика климатических условий необходимых для оценки воздействия;
     характеристика современного состояния воздушной среды (перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, с указанием кратности превышения предельно-допустимой концентрации (ПДК) или ориентированных безопасных уровней воздействия (ОБУВ) по имеющимся материалам натурных замеров);
     источники и масштабы расчетного химического загрязнения: при предусмотренной проектом максимальной загрузке оборудования, а также при возможных залповых и аварийных выбросах. Расчеты ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха проводятся с учетом действующих, строящихся и намеченных к строительству предприятий (объектов) и существующего фонового загрязнения;
     внедрение малоотходных и безотходных технологий, а также специальные мероприятия по предотвращению (сокращению) выбросов в атмосферный воздух на уровне, соответствующем передовому мировому опыту;
     предложения по этапам нормирования с установлением предельно-допустимых выбросов (ПДВ) и временно-согласованных выбросов (ВСВ) (для действующих объектов);
     обоснование принятого размера санитарно-защитной зоны (С33) с учетом прогнозируемых уровней загрязнения (в том числе от шума, электромагнитных полей и иных вредных физических воздействий);
     оценка последствий загрязнения и мероприятия по снижению отрицательного воздействия;
     предложения по организации мониторинга и контроля за состоянием атмосферного воздуха;
     разработка мероприятий по регулированию выбросов в период особо неблагоприятных метеорологических условий (НМУ).
     2) водные ресурсы:
     потребность в водных ресурсах для хозяйственной и иной деятельности на период строительства и эксплуатации, требования к качеству используемой воды;
     характеристика источника водоснабжения, его хозяйственное использование, местоположение водозабора, его характеристика;
     водный баланс объекта, с обязательным указанием динамики ежегодного объема забираемой свежей воды, как основного показателя экологической эффективности системы водопотребления и водоотведения.
     поверхностные воды:
     гидрографическая характеристика территории;
     характеристика водных объектов, потенциально затрагиваемых намечаемой деятельностью (с использованием данных максимально приближенных наблюдательных створов);
     гидрологический, гидрохимический, ледовый, термический, скоростной режимы водного потока, режимы наносов, опасные явления - паводковые затопления, заторы, наличие шуги, нагонные явления;
     оценка возможности изъятия нормативно обоснованного количества воды из поверхностного источника в естественном режиме, без дополнительного регулирования стока;
     необходимость и порядок организации зон санитарной охраны;
     количество и характеристика сбрасываемых сточных вод (с указанием места сброса, конструктивных особенностей выпуска, перечня загрязняющих веществ и их концентраций);
     обоснование максимально возможного внедрения оборотных систем, повторного использования сточных вод, способы утилизации осадков очистных сооружений;
     предложения по достижению предельно-допустимых сбросов - ПДС, в состав которых должны входить:
     оценка воздействия планируемого объекта на водную среду в процессе строительства и эксплуатации, включая возможное тепловое загрязнение водоема и последствия воздействия отбора воды на экосистему;
     оценка изменений русловых процессов, связанных с прокладкой сооружений, строительства мостов, водозаборов и выявление негативных последствий;
     водоохранные мероприятия, их эффективность, стоимость и очередность реализации;
     организация экологического мониторинга поверхностных вод.
     подземные воды:
     гидрогеологические параметры описания района, наличие и характеристика разведанных месторождений подземных вод;
     описание современного состояния эксплуатируемого водоносного горизонта (химический состав, эксплуатационные запасы, защищенность), обеспечение условий для его безопасной эксплуатации, необходимость организации зон санитарной охраны водозаборов;
     оценка влияния объекта в период строительства и эксплуатации на качество подземных вод, вероятность их загрязнения;
     анализ последствий возможного загрязнения и истощения подземных вод;
     обоснование мероприятий по защите подземных вод от загрязнения и истощения;
     программа экологического мониторинга подземных вод.
     3) недра:
     наличие минеральных и сырьевых ресурсов в зоне воздействия планируемого объекта (запасы и качество);
     потребность объекта в минеральных и сырьевых ресурсах в период строительства и эксплуатации (виды, объемы, источники получения);
     прогнозирование воздействия добычи минеральных и сырьевых ресурсов на различные компоненты окружающей природной среды и природные ресурсы;
     обоснование природоохранных мероприятий по регулированию водного режима и использованию нарушенных территорий;
     при проведении операций по недропользованию, добыче и переработке полезных ископаемых должны быть представлены следующие материалы:
     характеристика используемых месторождений (запасы полезных ископаемых, утвержденные ГКЗ, их геологические особенности и другие);
     материалы, подтверждающие возможность извлечения и реализации вредных компонентов, а для наиболее токсичных - способ их захоронения;
     радиационная характеристика полезных ископаемых и вскрышных пород (особенно используемых для рекультивации и в производстве строительных материалов);
     рекомендации по составу и размещению режимной сети скважин для изучения, контроля и оценки состояния горных пород и подземных вод в процессе эксплуатации объектов намечаемого строительства;
     предложения по максимально-возможному извлечению полезных ископаемых из недр, исключающие снижение запасов подземных ископаемых на соседних участках и в районе их добычи (в результате обводнения, выветривания, окисления, возгорания и т.д.);
     оценка возможности захоронения вредных веществ и отходов производства в недра, с предоставлением заключения специализированной научно-исследовательской организации.
     4) отходы производства и потребления:
     виды и объемы образования отходов;
     особенности загрязнения территории отходами производства и потребления (класс опасности, токсичность, физическое состояние);
     рекомендации по обезвреживанию, утилизации, захоронению всех видов отходов.
     5) физические воздействия:
     характеристика радиационной обстановки в районе работ, выявление природных и техногенных источников радиационного загрязнения;
     оценка возможного теплового, электромагнитного, шумового, воздействия и других типов воздействия, а также их последствий.
     6) земельные ресурсы и почвы:
     состояние и условия землепользования, земельный баланс территории, намечаемой для размещения объекта и прилегающих хозяйств в соответствии с видом собственности, предлагаемые изменения в землеустройстве, расчет потерь сельскохозяйственного производства и убытков землепользователей (собственников), подлежащих компенсации при создании и эксплуатации объекта;
     характеристика современного состояния почвенного покрова в зоне воздействия планируемого объекта (почвенная карта с баллами бонитета, водно-физические, химические свойства, загрязнение, нарушение, эрозия, дефляция, плодородие и механический состав почв);
     характеристика ожидаемого воздействия на почвенный покров (механические нарушения, химическое загрязнение), изменение свойств почв и грунтов в зоне влияния объекта в результате изменения геохимических процессов, созданием новых форм рельефа обусловленное перепланировкой поверхности территории, активизацией природных процессов, загрязнением отходами производства и потребления;
     планируемые мероприятия и проектные решения в зоне воздействия по снятию, транспортировке и хранению плодородного слоя почвы и вскрышных пород, по сохранению почвенного покрова на участках, не затрагиваемых непосредственной деятельностью, по восстановлению нарушенного почвенного покрова и приведению территории в состояние, пригодное для первоначального или иного использования (техническая и биологическая рекультивация);
     организация экологического мониторинга почв.
     7) растительность:
     современное состояние растительного покрова в зоне воздействия объекта (геоботаническая карта, флористический состав, функциональное значение, продуктивность растительных сообществ, их естественная динамика, пожароопасность, наличие лекарственных, редких, эндемичных и занесенных в Красную книгу видов растений, состояние зеленых насаждений, загрязненность и пораженность растений; сукцессии, происходящие под воздействием современного антропогенного воздействия на растительность);
     характеристика воздействия объекта и сопутствующих производств на растительные сообщества территории, угроза редким, эндемичным видам растений в зоне влияния;
     обоснование объемов использования растительных ресурсов;
     определение зоны влияния планируемой деятельности на растительность;
     ожидаемые изменения в растительном покрове (видовой состав, состояние, продуктивность сообществ, оценка адаптивности генотипов, хозяйственное и функциональное значение, загрязненность, пораженность вредителями), в зоне действия объекта и последствия этих изменений для жизни и здоровья населения;
     рекомендации по сохранению растительных сообществ, улучшению их состояния, сохранению и воспроизводству флоры;
     предложения для мониторинга растительного покрова.
     8) животный мир:
     исходное состояние водной и наземной фауны;
     наличие редких, исчезающих и занесенных в Красную книгу видов животных;
     характеристика воздействия объекта на видовой состав, численность фауны, ее генофонд, среду обитания, условия размножения, путей миграции и места концентрации животных в процессе строительства и эксплуатации, оценка адаптивности видов;
     возможные нарушения целостности естественных сообществ, среды обитания, условий размножения, воздействие на пути миграции и места концентрации животных, сокращения их видового многообразия в зоне воздействия объекта, оценка последствий этих изменений и нанесенного ущерба окружающей среде;
     мероприятия по сохранению и восстановлению целостности естественных сообществ и видового многообразия водной и наземной фауны, улучшение кормовой базы;
     программу для мониторинга животного мира.
     9) социально-экономическая среда:
     современные социально-экономические условия жизни местного населения, характеристика его трудовой деятельности;
     обеспеченность объекта в период строительства, эксплуатации и ликвидации трудовыми ресурсами, участие местного населения;
     влияние планируемого объекта на регионально-территориальное природопользование;
     прогноз изменений социально-экономических условий жизни местного населения при реализации проектных решений объекта (при нормальных условиях эксплуатации объекта и возможных аварийных ситуациях);
     санитарно-эпидемиологическое состояние территории и прогноз его изменений в результате намечаемой деятельности;
     предложения по регулированию социальных отношений в процессе намечаемой хозяйственной деятельности.
     10) оценка экологического риска реализации намечаемой деятельности в регионе:
     ценность природных комплексов (функциональное значение, особо охраняемые объекты), устойчивость выделенных комплексов (ландшафтов) к воздействию намечаемой деятельности;
     комплексная оценка последствий воздействия на окружающую среду при нормальном (без аварий) режиме эксплуатации объекта;
     вероятность аварийных ситуаций (с учетом технического уровня объекта и наличия опасных природных явлений), определяются источники, виды аварийных ситуаций, их повторяемость, зона воздействия;
     прогноз последствий аварийных ситуаций на окружающую среду и население;
     оценка неизбежного ущерба, наносимого окружающей среде и здоровью населения в результате намечаемой хозяйственной деятельности, в виде ориентировочного расчета нормативных платежей за специальное природопользование, а также проводятся расчеты размеров возможных компенсационных выплат за сверхнормативный ущерб окружающей среде в результате возможных аварийных ситуаций, расчеты технологически и статистически обоснованных компенсационных выплат используются при определении размеров экологической страховки;
     рекомендации по предупреждению аварийных ситуаций и ликвидации их последствий.
     26. Четвертой стадией процедуры ОВОС является разработка Раздела "Охрана окружающей среды" (далее - Раздел) на рабочую документацию.
     Раздел разрабатывается в том случае, если отдельные технические решения по реализации намечаемой деятельности, принятые на стадии "Проект", существенно изменяются при подготовке рабочей документации (Приложение 2). В этом случае разработка раздела носит корректирующий характер по отношению к материалам ОВОС, выполненным на третьей стадии ОВОС.
     27. Состав и содержание Раздела во многом аналогичен материалам третьей стадии ОВОС.
     На четвертой стадии характеристики и параметры воздействия на окружающую среду должны:
     определяться в соответствии с конкретными техническими решениями, рассматриваемыми в рабочей документации (проектной документации);
     излагаться в кратком виде, но в объеме достаточном для анализа принятых решений и обеспечения охраны окружающей среды от негативного воздействия рассматриваемого объекта.
     28. Раздел, как процедура ОВОС, обязателен для проектной документации "Рабочий проект", выполняемый при одностадийном техническом проектировании.
     29. Раздел разрабатывается для незначительных по своим масштабам и экологической значимости (экологически неопасных) объектов и сооружений, воздействие которых на компоненты окружающей среды имеют локальный характер и санитарно-защитные зоны для которых (в соответствии с СанПиН 1.01.001-94) предусмотрены в размерах не менее 100 м.
     При подготовке Раздела необходимо проведение специальных инженерно-экологических изысканий (наблюдений) за состоянием компонентов природной среды на территории, прилегающей к проектируемому объекту. Объем и характер инженерно-экологических изысканий (наблюдений) может быть уточнен применительно к требованиям специфики проектирования предприятий соответствующих отраслей промышленности или параметров жилищных объектов, возводимых в различных регионах.
     30. В Разделе должны рассматриваться возможные реальные альтернативные варианты реализации намечаемой деятельности и с технико-эколого-экономических позиций обосновывается выбор рекомендуемого варианта, по которому и будет осуществляться его дальнейшая реализация (строительство и эксплуатация).
     31. При разработке Раздела следует руководствоваться действующим законодательством и соответствующими отраслевыми нормативными документами Республики Казахстан, регламентирующими деятельность намечаемого замысла.
     32. Перед представлением на государственную экологическую экспертизу Раздела, заказчик намечаемой деятельности обеспечивает участие общественности в обсуждении проектной документации, включая Раздел и материалы ранее выполненного ОВОС.
     При незначительном масштабе и уровне воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду процедура проведения общественного обсуждения Раздела целесообразна на районном (городском) административном уровне. <*>
     Сноска. Пункт 32 с изменениями - приказом Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 21 апреля 2004 года N 117-П .
     33. На всех стадиях процедуры ОВОС необходимо проведение специальных научно-исследовательских и инженерно-экологических изысканий с обязательным привлечением специализированных аттестованных лабораторий в порядке установленном законодательством Республики Казахстан.
     34. Отдельным приложением к ОВОС является "Заявление об экологических последствиях", которое подготавливается заказчиком проектной документации по результатам проведенной ОВОС и представляется в составе проектных материалов на государственную экологическую экспертизу (приложение 3).
     Заявление об экологических последствиях составляется на всех стадиях выполнения процедуры ОВОС.

     

5. Участники проведения оценки воздействия
на окружающую среду <*>
    Сноска. Название с изменениями - приказом Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 21 апреля 2004 года N 117-П .

     35. В процессе проведения ОВОС заказчик предплановой, предпроектной и проектной документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность:
     1) организовывает выполнение всех необходимых экологических изысканий, исследований и работ (процедур) по ОВОС на всех этапах подготовки документации;
     2) обеспечивает информирование и участие общественности в процессе осуществления ОВОС;
     3) обеспечивает доступ к материалам ОВОС;
     4) учитывает результаты ОВОС при выборе варианта намечаемой (предлагаемой) деятельности;
     5) представляет материалы ОВОС государственным органам контроля и надзора в соответствии с утвержденным в Республике Казахстан порядком и процедурами;
     6) выполняет условия, рекомендации и предложения компетентных органов на всех этапах прохождения (согласования, утверждения) предплановой, предпроектной и проектной документации;
     7) несет ответственность за достаточность и эффективность мер по предотвращению (снижению до нормативных уровней) негативных воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду.
     36. Разработчик документации по ОВОС:
     1) гарантирует качество, полноту, достоверность и объективность разработки ОВОС в соответствии с законодательством Республики Казахстан в установленный заказчиком срок;
     2) совместно с заказчиком принимает участие в проведении общественного обсуждения материалов по оценке воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;
     3) совместно с заказчиком участвует в рассмотрении представляемых материалов по ОВОС в центральном исполнительном органе по охране окружающей среды при прохождении процедуры государственной экологической экспертизы.

     

6. Участие общественности в процедуре разработки
оценки воздействия на окружающую среду

     37. При разработке материалов ОВОС к предплановой, предпроектной и проектной документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, осуществляется учет общественного мнения, в том числе проведение общественных слушаний.
     Учет общественного мнения обеспечивается участием общественности в подготовке и обсуждении материалов ОВОС и организуется заказчиком намечаемой хозяйственной и иной деятельности в порядке, установленном действующим законодательством Республики Казахстан в области охраны окружающей среды.
     38. В процессе разработки ОВОС к предплановой, предпроектной и проектной документации должна выполняться следующая схема учета общественного мнения, включая:
     1) информирование общественности;
     2) прямую и обратную связи между заказчиком намечаемой хозяйственной и иной деятельности, разработчиком ОВОС, органами местного самоуправления, общественностью;
     3) учет мнения общественности в разрабатываемой документации в случае его квалифицированного обоснования, основанного на законодательстве Республики Казахстан и других нормативных правовых актах.
     39. Информирование общественности и других участников оценки воздействия на окружающую среду организуется уже на стадии подготовки начального этапа ОВОС - "обзора состояния окружающей среды".
     На этой стадии экологические и социально-экономические положения процедуры ОВОС публикуются в официальных местных средствах массовой информации - в периодической печати, по радио, на телевидении и иными способами, обеспечивающими распространение информации.
     40. Для объектов хозяйственной и иной деятельности повышенной экологической опасности или тех объектов, значимость которых и уровень воздействия на окружающую среду выходят за рамки районного администрирования, предусматривается обязательное информирование общественности через областные и республиканские средства массовой информации (СМИ).
     41. Для объектов малого бизнеса с незначительными уровнями воздействия на окружающую среду, санитарно-защитная зона которых не превышает 100 метров, располагающихся вблизи или непосредственно в жилых массивах (гаражи, стоянки, контейнерные заправочные станции, мини-пекарни, пивные цеха и так далее), требуется информирование только того населения, чьи интересы будут затронуты.
     Сообщения могут быть представлены жителям в виде информационных листков, плакатов, других информационных изданий, размещенных на видных местах в районе намечаемой деятельности.
     42. В распространяемой информации должны быть представлены следующие сведения:
     1) название, цель и местоположение намечаемой деятельности и конкретного документа, по которому будут проводиться общественные слушания;
     2) государственный орган, ответственный за организацию общественных слушаний;
     3) предусматриваемый порядок участия общественности и представляемые для этого возможности (сроки и место доступности материалов по ОВОС);
     4) начало осуществления общественных слушаний;
     5) время и место планируемого публичного слушания.
     43. Информация о намечаемой деятельности должна содержать:
     1) характеристику намечаемой деятельности, включая оценку образования возможных отходов, выбросов;
     2) описание значительности воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;
     3) описание мер, предусмотренных для предотвращения и (или) уменьшения воздействия, включая выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;
     4) рассматриваемые альтернативы намечаемой деятельности;
     5) нетехническое резюме вышеуказанного.
     44. В целях обеспечения обратной связи в информации по любым видам воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду должны содержаться сведения о возможных способах передачи отзывов и пожеланий общественности (почтовый адрес, телефон, электронная почта), а также соответствующие реквизиты ответственных лиц - представителей заказчика и разработчика ОВОС.
     45. Заказчик обязан обеспечить возможность ознакомления представителей общественности с материалами ОВОС в офисе заказчика (исполнителя) или в государственных учреждениях, куда они передаются в официальном порядке на время проведения общественных слушаний.
     46. Условия и сроки проведения общественных слушаний согласовываются органами охраны окружающей среды.
     47. Принятые решения по участию общественности оформляются протокольно.
     В протоколе четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком.
     Протокол подписывается участниками общественности.
     48. Протокол проведения общественных слушаний прилагается в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной или иной деятельности.
     49. Для рассмотрения конкретных масштабных и экологически опасных объектов могут быть созданы инициативные группы и совещательные комитеты с привлечением к обсуждению специалистов и ученых, имеющих опыт и соответствующую квалификацию.
     50. На обсуждение общественности представляется в письменной или устной форме любые замечания, информации, анализ или мнения, имеющие отношение к намечаемой деятельности, если они не затрагивают аспектов, признаваемых, в соответствии с законодательством Республики Казахстан, конфиденциальными.
     51. Заказчик и разработчик документации ОВОС представляет разъяснения технических, технологических и экологических решений, которые приняты в предплановой, предпроектной или проектной документации общественности через средства массовой информации и посредством встреч с населением.
     52. Заказчик обеспечивает доступ общественности к материалам по оценке воздействия на окружающую среду в течение всего срока с момента утверждения указанной документации и до принятия решения о реализации намечаемой деятельности.

     

Приложение 1             
к Инструкции по проведению оценки   
воздействия намечаемой хозяйственной и
иной деятельности на окружающую среду
при разработке предплановой,     
предпроектной и проектной документации,
утвержденной приказом Министра охраны
окружающей среды Республики Казахстан
от 28 февраля 2004 года N 68-п    

Перечень объектов (видов деятельности), оценку воздействия
которых рекомендуется осуществлять в полном объеме

     1. Нефтеперегонные заводы (исключая предприятия, производящие только смазочные материалы из сырой нефти) и сооружения для газификации и сжижения 500 т и более угля или горючих сланцев в день.
     2. Тепловые электростанции и другие тепловые сооружения с тепловой мощностью 300 МВт или более;
     1) атомные электростанции и другие ядерные реакторы, включая демонтаж или прекращение эксплуатации таких электростанций или реакторов (кроме исследовательских установок для производства и преобразования расщепляющихся и воспроизводящих материалов максимальной мощностью не выше 1 кВт постоянной тепловой нагрузки).
     Атомные электростанции и другие ядерные реакторы перестают быть такой установкой, когда все ядерное топливо и другие радиоактивно загрязненные элементы удалены навсегда с площадки установки:
     3. Предприятия по переработке отработанного ядерного топлива;
     Сооружения, предназначенные:
     1) для производства или обогащения ядерного топлива;
     2) для регенерации отработанного ядерного топлива или высокорадиоактивных отходов;
     3) для окончательного захоронения отработанного ядерного топлива;
     4) исключительно для окончательного захоронения радиоактивных отходов;
     5) исключительно для хранения (запланированного на срок более 10 лет);
     6) отработанного ядерного топлива или радиоактивных отходов за пределами участков;
     Производства:
     4. Комбинаты первоначальной выплавки чугуна и стали;
     5. Предприятия по производству сырых цветных металлов из руд, концентратов или вторичного сырья металлургическими, химическими или электролитическими процессами.
     6. Предприятия по добыче асбеста и по производству и переработке асбеста и изделий, содержащих асбест:
     1) изделий из асбоцемента с годовым производством более 20 тыс. т готовых изделий;
     2) фрикционных материалов с годовым производством более 50 т готовых изделий;
     3) и для любого другого использования асбеста в объеме более 200 т/г.
     7. Химические комбинаты, т.е. предприятия по производству химических продуктов, использующие процессы химических преобразований, в которых участвуют несколько подразделений, функционально связанных друг с другом, и которые предусматривают:
     1) производство основных органических химикатов;
     2) производство основных неорганических химикатов;
     3) производство фосфорных, азотных или калийных удобрений (простые или комплексные удобрения);
     4) производство основных продуктов ухода за больными растениями и биоцидов;
     5) производство основных фармацевтических продуктов, использующих химические или биологические процессы;
     6) производство взрывчатых веществ.
     8. Строительство протяженных железнодорожных линий и аэропортов с длиной основной взлетной полосы 2100 м или более;
     1) строительство автострад и скоростных трасс;
     2) строительство новых дорог с четырьмя и более полосами, или спрямление и/или расширение существующих дорог с двумя и менее полосами до четырех или более полос в случаях, когда такая новая дорога или спрямляемые и/или расширяемые участки дорог имеют непрерывную протяженность 10 км и более.
     9. Континентальные водные пути и внутренние порты для прохождения судов водоизмещением более 1350 т;
     1) торговые порты, грузовые причалы речных и морских портов (исключая паромные причалы), которые могут принимать суда грузоподъемностью более 1350 т.
     10. Предприятия по сжиганию, химической переработке опасных отходов или свалки опасных отходов.
     11. Предприятия по сжиганию, химической переработке мусора, или свалки обычных (не опасных) отходов с производительностью свыше 100 т/сут.
     12. Забор подземных вод или схемы искусственной загрузки грунтовых вод, если годовой объем забираемой или загружаемой воды равен или превышает 10 млн. куб. м.
     13. Работы по переброске водных ресурсов из одного речного бассейна в другой, где эта переброска направлена на предотвращение возможного дефицита воды и где объем перебрасываемых вод превышает 100 млн. куб. м/год;
     1) во всех других случаях работы по переброске водных ресурсов между речными бассейнами, когда многолетний средний сток бассейна забора превышает 2 млрд. куб. м/год и когда объем перебрасываемых вод превышает 5% этого стока.
     В обоих случаях исключаются водопроводы питьевой воды.
     14. Станции очистки сточных вод с производительностью свыше 150 тыс. эквивалентных жителей.
     15. Добыча нефти и природного газа в коммерческих целях, где добываемый объем превышает 500 т/сут для нефти и 500 тыс. куб. м/сут для газа.
     16. Дамбы и другие сооружения, предназначенные для задержания или постоянного хранения воды, где новый или дополнительный объем задержанной или запасенной воды превышает 10 млн. куб.м.
     17. Трубопроводы для транспортировки газа, нефти или химикатов диаметром более 800 мм и длиной более 40 км.
     18. Предприятия интенсивного откорма домашней птицы или свиней с более:
     1) 85 000 бройлеров, 60 000 кур,
     2) 3 000 поросят (более 30 кг), или
     3) 900 свиней.
     19. Производственные предприятия для:
     1) производства целлюлозы из древесины и других подобных волокнистых материалов;
     2) производства бумаги и картона с производственной мощностью свыше 200 т/сут.
     20. Карьеры и открытая добыча при площади участка свыше 25 гектаров, или добыча торфа при площади участка свыше 150 га.
     21. Строительство воздушных линий электропередач с напряжением 220 кВ. или более и длиной более 15 км.
     22. Предприятия для хранения нефти, нефтехимических или химических продуктов емкостью 200 тыс.т и более.
     Перечень объектов (видов деятельности), для которых необходимость полной оценки предлагается государственными экспертными органами на основании предварительной экспертизы или с применением пороговых уровней (набора критериев), определяемых нормативными документами (извлечение).
     1. Сельское хозяйство, лесоводство и аквакультура:
     1) проекты реструктурирования сельхозугодий;
     2) проекты использования целинных земель или слабо освоенных районов для интенсивного сельскохозяйственного производства;
     3) проекты управления водными ресурсами для сельского хозяйства, включая проекты орошения и осушения земель;
     4) первоначальное лесонасаждение и сведение леса с целью преобразования для другого типа землепользования;
     5) проекты интенсивного животноводства (не вошедшие в приложение 1);
     6) интенсивное рыбоводство;
     7) отвоевание земли у моря.
     2. Добывающая промышленность:
     1) карьеры, открытая добыча полезных ископаемых и торфа (проекты, не включенные в приложение 1);
     2) подземная добыча;
     3) морская или речная добыча полезных ископаемых с выемкой грунта.
     Глубокое бурение, в частности:
     1) геотермальное бурение;
     2) бурение для хранения ядерных отходов;
     3) бурение для водоснабжения, за исключением бурения для исследования устойчивости почвы;
     4) наземные промышленные сооружения для добычи каменного угля, нефти, природного газа и руд, а также горючих сланцев.
     3. Энергетика:
     1) промышленные сооружения для производства электроэнергии, пара и горячей воды (проекты, не включенные в приложение 1);
     2) промышленные сооружения для транспортировки газа, пара и горячей воды;
     3) передача электроэнергии воздушными линиями (проекты, не включенные в приложение 1);
     4) поверхностные хранилища природного газа;
     5) подземные хранилища горючих газов;
     6) поверхностные хранилища органических топлив;
     7) промышленное брикетирование каменного угля и лигнина;
     8) сооружения для обработки и хранения радиоактивных отходов (не включенные в приложение 1);
     9) гидроэлектротехнические сооружения;
     10) сооружения для использования ветровой энергии для производства электроэнергии (ветровые фермы).
     4. Производство и обработка металлов:
     1) предприятия по производству чугуна или стали (первичная или вторичная плавка), включая непрерывную разливку;
     2) предприятия по обработке черных металлов:
     заводы горячего проката металлов;
     кузнечные цехи с механическими молотами;
     нанесение расплавленных защитных металлических покрытий;
     3) литейные заводы черной металлургии;
     4) металлоплавильные предприятия, включая сплавы цветных металлов, исключая драгоценные металлы, включая вторичное сырье (рафинирование, отливка заготовок и т.д.);
     5) предприятия поверхностной обработки металлов и пластиков, использующие электролитические или химические процессы;
     6) производство и сборка автомобилей и производство автомобильных двигателей;
     7) верфи;
     8) предприятия по производству и ремонту самолетов;
     9) производство железнодорожного оборудования;
     10) штамповка взрывом;
     11) предприятия для обжига и спекания металлических руд.
     5. Переработка минерального сырья:
     1) коксовые печи (сухая перегонка угля);
     2) цементные заводы;
     3) предприятия по производству асбеста и изготовлению изделий из асбеста (проекты, не включенные в приложение 1);
     4) предприятия по изготовлению стекла, включая стекловолокно;
     5) предприятия по плавлению минеральных веществ, включая производство минеральных волокон;
     6) производство керамических изделий обжигом, в частности кровельной черепицы, кирпича, огнеупорного кирпича, плитки, керамических изделий и фарфора.
     6. Химическая промышленность (проекты, не включенные в приложение 1):
     1) переработка полуфабрикатов и производство химикатов;
     2) производство пестицидов и фармацевтических изделий, лаков и красок, эластомеров и пероксидов;
     3) хранилища нефти, нефтехимических и химических продуктов.
     7. Пищевая промышленность:
     1) производство растительных и животных масел и жиров;
     2) упаковка и консервирование животных и растительных продуктов;
     3) производство молочных продуктов;
     4) пивоварение и соложение;
     5) кондитерские изделия и обработка сиропа;
     6) бойни;
     7) предприятия по промышленному производству крахмала;
     8) предприятия по производству рыбной муки и рыбьего жира;
     9) сахарные заводы.
     8. Текстильная, кожевенная, деревообрабатывающая и бумажная промышленность:
     1) промышленные предприятия по производству бумаги и картона (проекты, не включенные в приложение 1);
     2) фабрики предварительной обработки (операции типа мойки, отбеливания, мерсеризации) или крашения волокон и текстиля;
     3) предприятия по дублению шкур и кож;
     4) предприятия по переработке и производству целлюлозы.
     9. Резиновая промышленность, производство и обработка изделий на базе эластомеров.
     10. Проекты инфраструктуры:
     1) проекты расширения промышленных предприятий;
     2) проекты городского строительства, включая строительство торговых центров и автостоянок;
     3) строительство железных дорог и средств перегрузки вагон-судно и смешанных терминалов (проекты, не включенные в приложение 1);
     4) строительство аэродромов (проекты, не включенные в приложение 1);
     5) строительство дорог, портов и портовых сооружений, включая рыбацкие гавани (проекты, не включенные в приложение 1);
     6) строительство внутренних водных путей, не включенное в приложение 1, прокладка каналов и работы по борьбе с наводнениями;
     7) дамбы и другие сооружения для задержания воды или ее длительного хранения (проекты, не включенные в приложение 1);
     8) трамвайные и надземные линии, метрополитены, подвесные линии или другие подобные линии, используемые исключительно или главным образом для перевозки пассажиров;
     9) нефте- и газопроводы (проекты, не включенные в приложение 1);
     10) сооружения водоводов большой протяженности;
     11) прибрежная работа по борьбе с эрозией и морские работы, способные изменить побережье путем строительства, например, дамб, молов, пристаней и других морских охранных сооружений, исключая обслуживание и реконструкцию таких сооружений;
     12) забор подземных вод и схемы искусственной загрузки грунтовых вод, не включенные в приложение 1;
     13) работы для переброски водных ресурсов между речными бассейнами, не включенные в приложение 1.
     11. Другие проекты:
     1) постоянные гоночные и экспериментальные участки дорог для механических транспортных средств;
     2) предприятия по захоронению отходов (проекты, не включенные в приложение 1);
     3) очистные сооружения (проекты, не включенные в приложение 1);
     4) участки размещения шлама;
     5) свалки железного лома, включая свалки транспортных средств;
     6) испытательные стенды для двигателей, турбин или реакторов;
     7) предприятия по изготовлению искусственных минеральных волокон;
     8) предприятия по утилизации или ликвидации взрывчатых веществ;
     9) живодерни.
     12. Туризм и досуг:
     1) лыжни, подъемники, канатные дороги и связанные с ними сооружения;
     2) лодочные станции;
     3) дачные поселки и гостиничные комплексы за пределами городской черты и связанные с ними сооружения;
     4) постоянные кемпинги и места стоянки домов-фургонов;
     5) тематические парки.
     13. Любые изменения или расширения проектов, внесенных в список в данном приложении, уже утвержденные, выполненные или находящиеся в процессе выполнения, которые могут иметь существенные неблагоприятные воздействия на окружающую среду.
     14. Проекты из приложения 1, предпринятые исключительно или главным образом для разработки и испытания новых методов или изделий и используемые в течение не более двух лет.

     

Приложение 2             
к Инструкции по проведению оценки   
воздействия намечаемой хозяйственной и
иной деятельности на окружающую среду
при разработке предплановой,     
предпроектной и проектной документации,
утвержденной приказом Министра охраны
окружающей среды Республики Казахстан
от 28 февраля 2004 года N 68-п    

         Соответствие стадий разработки материалов
ОВОС стадиям выполнения предплановой (прединвестиционной),
 предпроектной и проектной документации, обосновывающей
 хозяйственную и иную деятельность в Республике Казахстан

Стадии разработки   Стадии строительного          Стадии
  материалов         проектирования        градостроительного
     ОВОС         объектов и сооружений      проектирования
                    производственного      (в соответствии с
                        назначения        СНиП РК 3.01-07-2001)

1.Обзор состояния        Декларация          Генеральная схема
окружающей среды      (ходатайство) о          расселения и
(первая стадия          намерениях,         градостроительного
     ОВОС)             обоснование         развития Республики
                    размещения объекта   Казахстан, региональные
                       (пункт 3.1         (межобластные) схемы
                      СП 11-101-95)            расселения и
                                            градостроительного
                                            развития территорий

2.Предварительная        Обоснование         Комплексные схемы
     оценка         инвестиций, а также     градостроительного
воздействия на           ТЭО, ТЭР,         планирования развития
окружающую среду    бизнес-план и другие    территорий областей и
  - ПредОВОС           предпроектные        комплексные проекты
(вторая стадия           документы          градостроительного
     ОВОС)           (пункты 2.1, 3.1      планирования развития
                     СНиП РКА 2.2.-1-           территорий
                     2001, Закон РК          административных
                     от 16 июля 2001 г.      районов. Концепции
                     N 242-II ЗРК "Об     (долгосрочные прогнозы
                      архитектурной,       развития) генерального
                    градостроительной и        плана города.
                       строительной
                      деятельности в
                   Республике Казахстан")

3. Оценка воздей-          Проект             Генеральные планы
ствия на окружающую   (пункты 2.3, 3.10,       крупных городов.
среду - ОВОС для        4.1 СНиП РКА          Проекты планировки
масштабных и (или)      2.2-01-2001)         крупных промышленных
экологически опасных                          зон и промышленных
видов деятельности,                                районов
для которых проект-
ная документация
разрабатывается в
две стадии "Проект -
рабочая документа-
ция" (третья стадия
ОВОС)

4. Раздел "Охрана     Рабочая документация     Генеральные планы
окружающей среды".     (пункт 2.3 СНиП РКА     городов с населением
В составе рабочей          2.2-01-2001)       менее 50 тыс человек,
документации данный                           поселков и сельских
раздел является                                населенных пунктов.
корректировкой ОВОС,                           Проекты планировки
разрабатываемого для                          небольших промышленных
стадии "Проект"                                зон и промышленных
(четвертая стадия                                   районов
ОВОС).
В составе докумен-        Рабочий проект
тации "Рабочий         (пункт 2.3 СНиП РКА
проект" для незначи-       2.2-01-2001)
тельных и (или)
экологически неопас-
ных видов деятель-
ности выполняется
детальный анализ на
уровне разработки
третьей стадии ОВОС

     ______________________________________________________________

     

Приложение 3              
к Инструкции по проведению оценки   
воздействия намечаемой хозяйственной и
иной деятельности на окружающую среду
при разработке предплановой,     
предпроектной и проектной документации,
утвержденной приказом Министра охраны
окружающей среды Республики Казахстан
от 28 февраля 2004 года N 68-п    

             Заявление об экологических последствиях

     _____________________________________________________________
                     (наименование объекта)

Инвестор (заказчик)________________________________________________
                         (полное и сокращенное название)

Реквизиты__________________________________________________________
     (почтовый адрес, телефон, телефакс, телетайп, расчетный счет)

Источники финансирования___________________________________________
           (госбюджет, частные инвестиции, иностранные инвестиции)

Местоположение объекта_____________________________________________
                        (область, район, населенный пункт или
___________________________________________________________________
   расстояние и направление от ближайшего населенного пункта)

Полное наименование объекта,
сокращенное обозначение,
ведомственная принадлежность
или указание
собственника_______________________________________________________

Представленные проектные
материалы (полное название
документации)______________________________________________________
            (Обоснование инвестиций, ТЭО, проект, рабочий проект,
___________________________________________________________________
 генеральный план поселений, проект детальной планировки и т.п)

Генеральная проектная
организация
___________________________________________________________________
   (название, реквизиты, ф. и. о. главного инженера проекта)

Сноска. В зависимости от уровня оценки воздействия, района
размещения объекта, специфики производственной (градостроительной)
деятельности состав показателей может изменяться при условии
отражения всех аспектов воздействия.

Характеристика объекта
Расчетная площадь земельного отвода __________________________
Радиус и площадь санитарно-защитной зоны (СЗЗ)________________
Количество и этажность производственных корпусов _____________
Намечающееся строительство сопутствующих объектов социально-
культурного назначения _______________________________________
Номенклатура основной выпускаемой продукции и объем производства
в натуральном выражении (проектные показатели на полную мощность)
1)__________________________________________________________
2)__________________________________________________________
3)_____________________________________________________ и т.д.
Основные технологические процессы
1)_________________________________________________________
2)_____________________________________________________и т.д.
Обоснование социально-экономической необходимости намечаемой
деятельности_________________________________________________
Сроки намечаемого строительства (первая очередь, на полную
мощность)____________________________________________________
1. Виды и объемы сырья:
1. Местное
1)__________________________________________________________
2)__________________________________________________________
2. Привозное
1)__________________________________________________________
2)__________________________________________________________
Технологическое и энергетическое топливо __________________________
Электроэнергия_____________________________________________________
       (объем и предварительное согласование источника получения)

Тепло _____________________________________________________________
      (объем и предварительное согласование источника получения)

     Условия природопользования и возможное влияние намечаемой
деятельности на окружающую среду

Атмосфера
Перечень и количество загрязняющих веществ, предполагающихся к
выбросу в атмосферу:
суммарный выброс, т/год______________________________________
твердые, т/год_______________________________________________
газообразные, т/год__________________________________________
Перечень основных ингредиентов в составе выбросов
1)__________________________________________________________
2)______________________________________________________и т.д
Предполагаемые концентрации вредных веществ на границе
санитарно-защитной зоны
1)__________________________________________________________
2) _____________________________________________________и т.д.
Источники физического воздействия, их интенсивность и зоны
возможного влияния:
Электромагнитные излучения _________________________________
Акустические________________________________________________
Вибрационные_______________________________________________

Водная среда:
Забор свежей воды:
Разовый, для заполнения водооборотных
систем, м куб._______________________________________________
Постоянный, м куб /год________________________________________
Источники водоснабжения:
Поверхностные, шт./(м куб./год)________________________________
Подземные, шт./(м куб./год)____________________________________
Водоводы и водопроводы _____________________________________
   (протяженность материал диаметр, пропускная способность)
Количество сбрасываемых сточных вод:
В природные водоемы и водотоки, м. куб./год______________________
В пруды-накопители, м. куб./год__________________________________
В посторонние канализационные системы, м. куб./год_______________
Концентрация (мг/л) и объем (т/год) основных загрязняющих веществ,
содержащихся в сточных водах (по ингредиентам)___________________
Концентрация загрязняющих веществ по ингредиентам в ближайшем
месте водопользования (при наличии сброса сточных вод в водоемы
или водотоки), мг/л______________________________________________

Земли
Характеристика отчуждаемых земель:
Площадь:
в постоянное пользование, га__________________________________
во временное пользование, га__________________________________
в т. ч. пашня, га_____________________________________________
лесные насаждения, га_________________________________________
Нарушенные земли, требующие рекультивации:
в т. ч. карьеры, шт/га________________________________________
отвалы, шт/га_________________________________________________
накопители (пруды-отстойники, гидрозолошлакоотвалы,
хвостохранилища и т. д.), шт/га_______________________________
прочие, шт/га_________________________________________________

Недра (для горнорудных предприятий и территорий)
Вид и способ добычи полезных ископаемых т(м. куб.)/год________
в т. ч. строительных материалов_______________________________
Комплексность и эффективность использования извлекаемых из недр
пород
(т/год)/% извлечения:
Основное сырье
1)__________________________________________________________
2)__________________________________________________________
Сопутствующие компоненты
1)__________________________________________________________
2)__________________________________________________________
Объем пустых пород и отходов обогащения, складируемых на
поверхности:
ежегодно, т (м куб).________________________________________
по итогам всего срока деятельности предприятия, т (м куб)____

Растительность
Типы растительности, подвергающиеся частичному или полному
истощению, га_______________________________________________
(степь, луг, кустарник, древесные насаждения и т. д.)
В т.ч.
площади рубок в лесах, га __________________________________
объем получаемой древесины, куб. м _________________________
Загрязнение растительности, в т.ч. с/х культур, токсичными
веществами (расчетное)_________ ____________________________

Фауна
Источники прямого воздействия на животный мир, в том числе
на гидрофауну:
1)_________________________________________________________
2)_____________________________________________________и т.д.
Воздействие на охраняемые природные территории (заповедники,
национальные парки, заказники) _____________________________

Отходы производства
Объем неутилизируемых отходов, т/год _______________________
в т.ч. токсичных, т/год ____________________________________
Предлагаемые способы нейтрализации и захоронения отходов _____
Наличие радиоактивных источников, оценка их возможного воздействия
__________________________________________________

Возможность аварийных ситуаций
Потенциально опасные технологические линии и объекты:_________
Вероятность возникновения аварийных ситуаций__________________
Радиус возможного воздействия ________________________________
Комплексная оценка изменений в окружающей среде, вызванных
воздействием объекта, а также его влияния на условия жизни и
здоровье населения____________________________________________
Прогноз состояния окружающей среды и возможных последствий в
социально-общественной сфере по результатам деятельности
объекта___________________________________________
     Обязательства заказчика (инициатора хозяйственной
деятельности) по созданию благоприятных условий жизни населения
в процессе строительства, эксплуатации объекта и его ликвидации
_____________________________________________________________

     Приложение*
     Список организаций и исполнителей, принимающих участие в разработке проектной документации и проведении ОВОС.
     Заключения заинтересованных организаций и ведомств, надзорных органов.
     Материалы общественных слушаний.

     ______________________________
     *При передаче ЗЭП в органы, утверждающие проектную
документацию, прилагается заключение государственной экологической
экспертизы.