В целях реализации Закона Республики Казахстан "О системе здравоохранения", приказываю:
1. Утвердить:
1) Правила об оказании высокоспециализированной медицинской помощи согласно приложению 1;
2) Положение о комиссиях по высокоспециализированной медицинской помощи согласно приложению 2.
2. Департаменту медицинской науки, образования, развития медицины и международных отношений (Хамзина Н.К.) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
3. Настоящий приказ вступает в силу с момента государственной регистрации и распространяется на правоотношения с 1 января 2004 года.
Министр
Приложение 1
к приказу Министра здравоохранения
Республики Казахстан
"Об утверждении Правил об
оказании высокоспециализированной
медицинской помощи"
от 22 декабря 2003 г. N 941
Правила
об оказании высокоспециализированной медицинской помощи
1. Настоящие правила определяют порядок оказания гражданам высокоспециализированной медицинской помощи, а также взаимодействие органов и организаций, ответственных за ее осуществление на различных этапах.
2. Высокоспециализированная медицинская помощь (далее - ВСМП) - медицинская помощь, оказываемая медицинскими организациями гражданам при заболеваниях, требующих особо сложных методов диагностики и лечения, а также использования уникальных медицинских технологий.
3. Виды и объем ВСМП устанавливаются в соответствии с периодическими медико-экономическими протоколами диагностики и лечения согласно перечню, утверждаемому уполномоченным органом в области здравоохранения (далее - уполномоченный орган).
4. Оказание ВСМП координируется центральной комиссией по ВСМП, создаваемой уполномоченным органом.
5. Потребность населения в ВСМП в разрезе регионов ежегодно определяется уполномоченным органом на основе анализа данных, предоставляемых местными органами государственного управления здравоохранением и профильными республиканскими медицинскими организациями.
6. На основании решения центральной комиссии уполномоченного органа по ВСМП утверждаются годовые и ежеквартальные предельные объемы ВСМП и осуществляется закуп услуг по ее оказанию у медицинских организаций, имеющих соответствующую лицензию.
7. В соответствии с утвержденными предельными объемами ВСМП, организация, осуществляющая анализ и оценку качества медицинских услуг, производит распределение структурным подразделениям учетных форм, утверждаемых уполномоченным органом (далее - учетная форма).
8. Специалисты первичной медико-санитарной помощи или организации здравоохранения направляют граждан, нуждающихся в оказании ВСМП, в региональные комиссии по ВСМП, создаваемые местными органами государственного управления здравоохранением.
9. На рассмотрение региональных комиссий по ВСМП представляются следующие документы:
1) документ, удостоверяющий личность;
2) направление специалиста первичной медико-санитарной помощи или медицинской организации с указанием клинического диагноза;
3) результаты необходимого минимального объема обследования (общий анализ крови, общий анализ мочи, анализ кала на яйца глист, флюорография органов грудной клетки, электрокардиограмма);
4) результаты лабораторных и инструментальных исследований, подтверждающих направительный диагноз, либо входящих в перечень предоперационного обследования.
10. Региональные комиссии по ВСМП определяют обоснованность направления граждан в медицинские организации для оказания ВСМП в соответствии с установленными видами и объемом, их транспортабельность, наличие необходимых медицинских исследований и принимают решение о выдаче учетной формы.
11. За обоснованность направления граждан на региональную комиссию и наличие у них необходимых обследований ответственен руководитель, направившей медицинской организации, а за обоснованность выдачи учетной формы - председатель региональной комиссии.
12. Основанием для госпитализации граждан в медицинские организации республики для оказания ВСМП является учетная форма. Все лечебно-диагностические мероприятия, предусмотренные установленными видами и объемом ВСМП, с момента обращения граждан, направленных с учетной формой в медицинские организации, осуществляются данными организациями в рамках утвержденного гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.
13. Объем ВСМП, оказанной медицинской организацией гражданам, направленным с учетной формой, ежемесячно оформляется актом выполненных работ, утверждаемым руководителем медицинской организации и согласуемым руководителем соответствующего структурного подразделения (филиала) организации, осуществляющей анализ и оценку качества медицинских услуг.
14. Результаты анализа и оценки качества медицинских услуг по оказанию ВСМП в медицинских организациях оформляются в виде акта, утверждаемого руководителем структурного подразделения (филиала) организации, осуществляющей анализ и оценку качества медицинских услуг.
15. За соответствие количества пролеченных больных, указанных в актах выполненных работ и актах анализа и оценки качества медицинских услуг за соответствующий период, ответственны лица, подписавшие данные акты, и руководитель организации, осуществляющей анализ и оценку качества медицинских услуг.
16. Возмещение затрат медицинским организациям по оказанию ВСМП производится на основании актов выполненных работ, представленных в уполномоченный орган, за счет средств республиканского бюджета в соответствии с утвержденными тарифами и корректируется с учетом актов анализа оценки качества медицинских услуг.
Приложение 2
к приказу Министра здравоохранения
Республики Казахстан
"Об утверждении Правил об
оказании высокоспециализированной
медицинской помощи"
от 22 декабря 2003 г. N 941
Положение о комиссиях
по высокоспециализированной медицинской помощи
1. Настоящее Положение определяет организацию работы и регулирование деятельности Комиссий по высокоспециализированной медицинской помощи (далее - Комиссии).
2. В республике создаются следующие Комиссии:
1) центральная Комиссия;
2) региональные Комиссии.
3. Комиссии являются постоянно действующими органами, создаваемыми в целях упорядочения направления граждан в медицинские организации республики для оказания высокоспециализированной медицинской помощи (далее - ВСМП).
4. В своей работе Комиссии руководствуются настоящим положением и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими правоотношения в сфере оказания гражданам медицинской помощи.
2. Состав, регламент, задачи и функции
центральной Комиссии
5. Центральная Комиссия создается приказом руководителя уполномоченного органа в области здравоохранения (далее - уполномоченный орган).
6. Центральная Комиссия возглавляется заместителем руководителя уполномоченного органа, курирующим администрирование республиканской бюджетной программы по оказанию ВСМП. В состав Комиссии входят руководители и ответственные сотрудники уполномоченного органа и организации, осуществляющей анализ и оценку качества медицинских услуг. Один из членов Комиссии выполняет функции секретаря.
7. Заседания центральной Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в квартал и считаются правомочными, если на них присутствуют не менее двух третей от числа членов Комиссии.
8. Решения центральной Комиссии принимаются простым большинством голосов среди присутствующих. При равном количестве голосов голос председателя является решающим. Решения Комиссии оформляются протоколом и утверждаются приказом руководителя уполномоченного органа.
9. Задачей центральной Комиссии является координация мероприятий по оказанию ВСМП населению.
10. Функциями центральной Комиссии являются:
1) выбор медицинских организаций для осуществления государственных закупок медицинских услуг по оказанию ВСМП по фиксированным тарифам;
2) принятие решений об установлении предельных объемов ВСМП;
3) принятие решений об установлении тарифов на оказание ВСМП, включая случаи снятия, изменения диагноза и направления госпитализированных для оказания ВСМП граждан в другие медицинские организации;
4) анализ выполнения предельных объемов ВСМП медицинскими организациями для принятия необходимых управленческих решений;
5) рассмотрение апелляций, связанных с решением региональных Комиссий.
3. Состав, регламент, задачи и функции
региональных Комиссий
11. Региональные Комиссии создаются приказами руководителей местных органов государственного управления здравоохранением.
12. Региональная Комиссия функционирует на базе медицинской организации областного (для городов Астана, Алматы - городского) уровня.
13. Региональная Комиссия возглавляется председателем не ниже первого заместителя руководителя местного органа государственного управления здравоохранением.
14. В состав региональной Комиссии входят руководитель медицинской организации, на базе которой функционирует комиссия, в качестве заместителя председателя, главные специалисты местных органов управления здравоохранением, а при отсутствии последних - эксперты по профилям ВСМП, а также представитель организации, осуществляющей анализ и оценку качества медицинских услуг, ответственный за выдачу и учет учетной формы, утверждаемой уполномоченным органом (далее - учетная форма). Один из членов комиссии выполняет функции секретаря.
15. Заседания региональной Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже 2 раз в месяц и считаются правомочными при участии не менее половины от числа членов Комиссии, включая председателя либо его заместителя, представителя организации, осуществляющей анализ и оценку качества медицинских услуг, и главных специалистов местных органов управления здравоохранением либо экспертов по рассматриваемым на данном заседании профилям ВСМП.
16. Решения региональной Комиссии принимаются простым большинством голосов среди присутствующих. При равном количестве голосов голос председателя является решающим. Решения комиссии оформляются протоколом.
17. Задачей региональных комиссий является направление граждан, нуждающихся в ВСМП, в профильные медицинские организации в соответствии с потребностью региона.
18. Функциями региональных Комиссий являются:
1) принятие и рассмотрение документов граждан, направленных на Комиссию;
2) установление показаний для оказания ВСМП гражданам в соответствии с видами и объемом по утвержденному перечню;
3) установление соответствия проведенного объема обследования необходимому минимуму, а при выявлении несоответствия - направление граждан на дообследование;
4) принятие решений о целесообразности направления граждан в медицинские организации республики для оказания ВСМП;
5) выдача гражданам учетных форм;
6) мониторинг фактического оказания ВСМП гражданам, направленным данной комиссией;
7) разъяснение гражданам прав на получение бесплатной ВСМП.