В целях совершенствования работы с обращениями граждан в органах и учреждениях прокуратуры Республики Казахстан, в соответствии с подпунктом 4 статьи 11 Закона Республики Казахстан "О Прокуратуре", приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по рассмотрению и разрешению обращений граждан в органах и учреждениях прокуратуры Республики Казахстан.
2. Начальникам департаментов, самостоятельных управлений и отделов Генеральной прокуратуры, Главному военному прокурору, прокурорам областей, городов Алматы, Астаны и приравненным к ним, прокурорам городов, районов, специализированных прокуратур, руководителям научных и других учреждений при Генеральной прокуратуре:
1) организовать изучение настоящей Инструкции всеми работниками прокуратуры, обеспечить рассмотрение обращений в строгом соответствии с ее требованиями;
2) принимать исчерпывающие меры по обеспечению своевременности, объективности и полноты рассмотрения обращений, используя в полном объеме полномочия, предоставленные законом, разбираться с конкретными случаями необоснованного отклонения обращений, удовлетворения повторных обращений, не допускать принятия ошибочных решений;
3) обеспечить не реже одного раза в полугодие проведение комплексного анализа работы по рассмотрению обращений, депутатских запросов, изучение причин поступления обращений с представлением справок о результатах анализа к 20 января и 20 июля в Управление документационного обеспечения и обращений граждан Cекретариата Генерального Прокурора Республики Казахстан. Итоги анализа использовать для прогнозирования и планирования надзорной деятельности.
3. Управлению документационного обеспечения и обращений граждан Секретариата Генерального Прокурора Республики Казахстан осуществлять проведение проверки выполнения настоящего приказа в органах и учреждениях прокуратуры Республики Казахстан и, не реже одного раза в полугодие, в структурных подразделениях Генеральной прокуратуры.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Управление документационного обеспечения и обращений граждан Секретариата Генерального Прокурора Республики Казахстан, соответствующие структурные подразделения Генеральной прокуратуры, прокуроров областей, городов Алматы, Астаны и приравненным к ним, прокурорам городов, районов, специализированных прокуратур, руководителей научных и других учреждений при Генеральной прокуратуре.
5. Приказ направить Главному военному прокурору, прокурорам областей, городов Алматы, Астаны и приравненным к ним, прокурорам городов, районов, специализированных прокуратур, руководителям научных и других учреждений при Генеральной прокуратуре.
6. Настоящий приказ вступает в силу со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
Генеральный Прокурор
Республики Казахстан
Утверждена
приказом Генерального Прокурора
Республики Казахстан
от 31 июля 2003 года N 47
Инструкция
по рассмотрению и разрешению обращений граждан
в органах и учреждениях прокуратуры
Республики Казахстан
1. Настоящая Инструкция детализирует вопросы рассмотрения и разрешения в органах и учреждениях прокуратуры Республики Казахстан обращений граждан, должностных и иных лиц, депутатских запросов в соответствии с Законами Республики Казахстан "
О Прокуратуре
", "
Об административных
процедурах", Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, "
О порядке рассмотрения
обращений граждан", другими законодательными актами.
2. Основные понятия, используемые в настоящей Инструкции:
1) обращение - изложенное в письменной или устной форме предложение, заявление, жалоба, отклик, запрос гражданина или надлежаще уполномоченного его представителя, в том числе поступившие из государственных органов, средств массовой информации и других организаций, от должностных и иных лиц;
2) депутатский запрос - требование депутата Парламента Республики Казахстан, направленное к Генеральному Прокурору в интересах граждан и оформленное в виде запроса, оглашенного на сессии Парламента в соответствии со
статьей 27
Конституционного закона Республики Казахстан "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов";
3) обращение депутата - не оформленное в виде запроса обращение депутата, членов комитетов и комиссии Парламента, направленное в органы прокуратуры с просьбой о рассмотрении обращения и предоставлении по нему информации;
4) коллективное обращение - обращение двух и более граждан, а также обращение, принятое на митинге или собрании и подписанное организаторами или участниками митинга, собрания;
5) дубликат обращения - обращение гражданина, являющееся копией предыдущего обращения, либо экземпляр обращения по одному и тому же вопросу и в интересах одного и того же лица;
6) повторное обращение - обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, в котором:
обжалуется решение, принятое по предыдущему обращению, поступившему в прокуратуру;
сообщается о несвоевременном рассмотрении предыдущего обращения, если со времени его поступления истек установленный законодательством срок рассмотрения;
указывается на другие недостатки, допущенные при рассмотрении и разрешении предыдущего обращения.
2. Пределы действия Инструкции
3. Положения настоящей Инструкции распространяются на обращения граждан, должностных и иных лиц, поступающие в органы и учреждения прокуратуры, в том числе из государственных органов, средств массовой информации и других организаций, а также на депутатские запросы, оформленные в соответствии с действующим законодательством.
4. Заявления и сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, жалобы на действия и решения государственных органов и должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу, рассматриваются в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством.
5. Жалобы, ходатайства на судебные акты по уголовным, гражданским и административным делам рассматриваются в порядке и пределах полномочий, предусмотренных соответственно уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным, административным законодательством. В части, не урегулированной вышеуказанным законодательством, применяются положения настоящей Инструкции.
6. Заявления граждан о реабилитации рассматриваются в порядке, предусмотренном
Законом
Республики Казахстан "О реабилитации жертв политических репрессий". Депутатские запросы по обращениям, связанным с реабилитацией граждан, рассматриваются в соответствии с настоящей Инструкцией.
7. Обращения иностранцев и лиц без гражданства рассматриваются в соответствии с законодательством Республики Казахстан, если международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, не предусмотрены иные правила их рассмотрения.
3. Процедура и форма подачи обращения
8. Письменное обращение гражданина должно содержать фамилию, имя, отчество, данные о местожительстве, наименование органа или должностного лица, которым оно направлено, мотивы обращения, указание на нарушение закона, свои требования, дату и личную подпись обратившегося.
9. Обращения могут быть индивидуальными или коллективными и подаются в устной или письменной форме. Граждане вправе обращаться на государственном языке, языке межнационального общения, родном языке или на любом другом языке, которым они владеют. Отказ в приеме обращения запрещается.
10. Жалоба на действия (или бездействия) должностных лиц, в том числе прокурорских работников, а также на решения государственных органов подается в органы прокуратуры не позднее одного года, когда гражданину стало известно о совершении действия или принятия решения соответствующим должностным лицом или органом.
Жалобы на решения о результатах рассмотрения обращения гражданина (в том числе на действия (бездействия) должностного лица, связанные с рассмотрением обращения) подается не позднее трех месяцев, когда гражданину стало известно о принятии обжалуемого решения (совершении оспариваемого действия).
Пропущенный для обжалования срок не является основанием для государственного органа или должностного лица к отказу в принятии жалобы. Причины пропуска срока выясняются при рассмотрении жалобы по существу и могут являться одним из оснований к отказу в удовлетворении жалобы. Пропущенный по уважительной причине срок восстанавливается органом, рассматривающим жалобу.
11. Обращения, не содержащие сведений о заявителе (фамилия, имя, отчество, подпись, данные о месте жительства, работе или учебы) признаются анонимными и оставляются без рассмотрения. При наличии в таких обращениях сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях - направляются в правоохранительные органы по принадлежности.
12. Обращения с неразличимым текстом или такие, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения (об органе, принявшем обжалуемое решение, о времени его принятия и т.д.), в 5 дневный срок возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а также с разъяснением, куда им для этого следует обратиться. Копии таких обращений приобщаются в надзорные производства.
4. Регистрация, учет и рассмотрение обращений
13. Поступающие в органы прокуратуры обращения, депутатские запросы, с приложенными к ним документами, регистрируются на алфавитной картотеке в день их поступления и заводятся на них статистические карточки.
Устные обращения граждан регистрируются в карточке учета приема посетителей, в которой отражается и содержание ответа. По требованию гражданина ответ на устные обращения направляется в письменном виде.
14. Порядок приема, регистрации и учета обращений, их формирования в надзорные производства, оформления, движения, размножения, систематизации и хранения устанавливается Инструкцией по делопроизводству в органах прокуратуры Республики Казахстан.
15. Все поступающие в Генеральную прокуратуру обращения регистрируются и предварительно рассматриваются в Управлении документационного обеспечения и обращений граждан Секретариата Генерального Прокурора, а в нижестоящих прокуратурах - в соответствующих службах с изучением имеющихся материалов и надзорных производств.
16. В Генеральной прокуратуре после предварительного рассмотрения для доклада Генеральному Прокурору либо лицу, его замещающему, передаются:
1) обращения, в том числе первичные, поступившие от Президента Республики Казахстан, Премьер-Министра, руководителей Сената и Мажилиса Парламента, Государственного Секретаря, руководителя Администрации Президента и его заместителей, Секретаря Совета Безопасности, председателей Конституционного Совета и Верховного Суда, депутатские запросы, оформленные в соответствии с законодательством, а также обращения, в которых обжалуются решения и действия заместителей Генерального Прокурора, руководителей научных и иных учреждений при Генеральной прокуратуре;
2) обращения по фактам коррупции и злоупотребления служебным положением со стороны лиц, занимающих должности, относящиеся к политическим государственным служащим, предусмотренным законодательством о государственной службе, а также по другим серьезным нарушениям законности, создающим угрозу национальной безопасности государства.
17. Заместителям Генерального Прокурора передаются для доклада:
1) обращения, в том числе первичные, поступившие от депутатов Парламента (без соответствующего оформления депутатского запроса), руководителей структурных подразделений Администрации Президента, Парламента, Правительства, заместителя Секретаря Совета Безопасности, заместителей председателей Конституционного Совета и Верховного суда, руководителей министерств и ведомств с просьбой о предоставлении им информации о результатах их рассмотрения;
2) обращения, в которых обжалуются решения начальников департаментов, самостоятельных управлений и отделов Генеральной прокуратуры, прокуроров областей и приравненных к ним;
3) обращения, в которых затрагиваются вопросы, относящиеся к компетенции нескольких подразделений Генеральной прокуратуры;
4) обращения на действия сотрудников органов прокуратуры;
5) обращения, связанные с деятельностью средств массовой информации, политических партий;
6) другие обращения, в которых содержатся вопросы, входящие в компетенцию заместителей Генерального Прокурора.
18. Начальникам департаментов, самостоятельных управлений и отделов Генеральной прокуратуры, передаются для рассмотрения:
1) обращения, в том числе депутатские обращения и запросы, имеющие резолюцию руководства Генеральной прокуратуры, адресованной непосредственно руководителям структурного подразделения Генеральной прокуратуры;
2) обращения, в которых обжалуются решения и действия центральных государственных органов и их должностных лиц;
3) жалобы на вступившие в законную силу судебные акты районных, областных и приравненных к ним судов, если к обращению приложены копии ответа прокурора области, приравненного к нему прокурора или постановления надзорной инстанции областного, приравненного к нему суда;
4) жалобы на судебные акты Верховного Суда Республики Казахстан, вынесенные при рассмотрении дел по первой инстанции, в апелляционном и надзорном порядке;
5) обращения о приостановлении исполнения вступивших в законную силу судебных актов, привлечении к уголовной ответственности судей;
6) обращения, связанные с предыдущим обращением, рассмотренным ранее структурным подразделением Генеральной прокуратуры, а также обращения, к которым приложены ответы прокуроров областей (в т.ч. лиц, их замещающих и приравненных к ним прокуроров);
7) повторные обращения на решения заместителей прокуроров областей и приравненных к ним прокуроров, если эти решения приняты по обращениям, направленным неоднократно Генеральной прокуратурой;
8) обращения по другим вопросам, входящим в их компетенцию и не требующим вмешательства Генерального Прокурора и его заместителей.
19. Управлением документационного обеспечения и обращений граждан Секретариата Генерального Прокурора рассматриваются:
1) первичные обращения, в том числе поступившие от депутатов Парламента (без соответствующего оформления депутатского запроса), руководителей структурных подразделений Администрации Президента, Парламента, Правительства, заместителей Секретаря Совета Безопасности и председателя Конституционного Совета, других центральных государственных органов, не взятые на контроль и подлежащие направлению в нижестоящие прокуратуры, другие ведомства;
2) повторные обращения, поступившие от одного и того же лица по одному и тому же вопросу без приложения ответа прокуроров областей, приравненных к ним прокуроров;
3) обращения, по которым требуется разъяснение законодательства, регулирующего порядок рассмотрения обращений и приема граждан.
Первичные обращения в нижестоящие прокуратуры направляются с разъяснением заявителю о том, что при обращении с жалобой в Генеральную прокуратуру необходимо приложить ответ прокурора области или приравненного к нему прокурора.
В случае поступления повторного обращения без приложения ответа прокурора или приравненного к нему прокурора, такие обращения вышеуказанным структурным подразделением Генеральной прокуратуры направляются с контролем соответствующим прокурорам с истребованием от них информации о результатах их рассмотрения.
20. Главным военным прокурором, прокурорами областей и приравненным к ним прокурорами рассматриваются:
1) обращения, в которых обжалуются решения заместителей Главного военного прокурора, прокурора области, руководителей структурных подразделений Главной военной прокуратуры и прокуратуры области, прокурора города, района, военного, специализированного прокурора;
2) обращения, направленные с контролем Администрацией Президента, Парламентом, Генеральной прокуратурой, а также обращения, направленные другими центральными государственными органами, областными представительными и исполнительными органами с просьбой о предоставлении им информации о результатах их рассмотрения;
3) обращения, в которых обжалуются решения и действия государственных органов и должностных лиц областного уровня;
4) жалобы на судебные акты районного и приравненного к нему суда в случаях оставления жалобы без удовлетворения прокурором района, города, военным, специализированным прокурором;
5) жалобы на судебные акты областного и приравненного к нему суда, вынесенные при рассмотрении дел по первой инстанции и в апелляционном порядке;
6) другие обращения, в которых содержатся вопросы, входящие в их компетенцию.
21. Руководителями научных и других учреждений при Генеральной прокуратуре, прокурорами городов, районов, военными, специализированными прокурорами рассматриваются обращения по вопросам, входящим в их компетенцию и не требующим вмешательства вышестоящих прокуроров.
22. Перечень обращений и порядок их обязательного доклада, указанные в настоящей Инструкции, не являются исчерпывающими и могут быть расширены приказом соответствующего прокурора, вынесенным в пределах его полномочий.
23. По каждому обращению в органах прокуратуры должно быть принято одно из следующих решений:
о принятии к своему производству;
о передаче на разрешение в нижестоящие прокуратуры;
о направлении по принадлежности в другие органы;
о приобщении к ранее поступившему обращению.
24. Обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в 5-дневный срок с момента поступления направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением, куда им следует обратиться.
25. Обращения, разрешение которых не входит в компетенцию прокуратуры по территориальным и другим признакам, в 5-дневный срок с момента поступления, подлежат направлению соответствующему прокурору с одновременным уведомлением об этом заявителей.
При пересылке обращений соответствующему прокурору к ним прилагаются имеющиеся материалы, необходимые для его разрешения.
26. Обращения могут передаваться из одного подразделения в другое по согласованию между руководителями структурных подразделений, либо по указанию руководства прокуратуры с обязательной регистрацией на алфавитной картотеке. В таких случаях передача обращения оформляется соответствующим рапортом с обоснованием и указанием причин передачи обращения.
В случае несвоевременной передачи обращения в соответствующее структурное подразделение (истечение срока разрешения) решается вопрос о продлении срока его разрешения руководством прокуратуры по ходатайству руководителя структурного подразделения, не обеспечившего своевременность передачи обращения.
27. При поступлении нескольких обращений по одному и тому же вопросу и в интересах одного и того же лица, первое обращение регистрируется как основное обращение, а все последующие - как дубликаты. Такие дубликаты приобщаются к основному обращению и рассматриваются как одно целое обращение с уведомлением авторов о результатах их разрешения в пределах установленного законом срока, исчисляемого с момента поступления основного обращения.
Если после разрешения основного обращения поступило аналогичное обращение (направленное заявителем до получения ответа на основное обращение), то ответ на него направляется не позднее 10 дневного срока с момента его поступления с кратким изложением существа принятого решения и со ссылкой на дату и исходящий номер отправленного ранее ответа.
28. Снятие копий с обращений, депутатских запросов, как правило, не допускается, кроме случаев, когда разрешение их поручается нескольким подразделениям прокуратуры.
29. В органах прокуратуры ведется раздельный учет обращений, депутатских запросов взятых на контроль руководством прокуратуры, на них оформляются контрольные карточки.
Первый экземпляр карточки вместе с обращением (депутатским запросом) передается в подразделение, которому поручено его разрешение, а второй для контроля - в соответствующее подразделение, осуществляющее контроль за рассмотрением обращений, взятых на контроль руководством прокуратуры.
30. При рассмотрении обращений не допускается:
1) обращение жалобы или заявления во вред лицу, подавшему их, или в интересах которого она была подана;
2) направление обращений должностным лицам, не имеющим полномочий на их разрешение, или действия которых обжалуются;
3) возлагать проверок на лиц, в отношении которых имеются основания полагать, что они не заинтересованы в объективном решении вопроса;
4) разглашать сведения о личной жизни граждан без их согласия или сведения, составляющие государственную либо иную, охраняемую законом тайну, и другую информацию;
5) устанавливать данные о личности гражданина, не относящиеся к обращению.
31. При разрешении обращений, депутатских запросов прокурор обязан всесторонне и объективно проверить изложенные в них доводы, установить и исследовать фактические обстоятельства, связанные с обращением, в случае необходимости получить объяснения должностных и иных лиц, относительно обжалуемых действий и решений, истребовать и изучить необходимые материалы, правильно определить и применить нормы законодательства, подлежащие применению при принятии решения по обращению.
Для оперативности истребования дел и проверочных материалов используются технические средства информации и связи. Поручение об истребовании дела, необходимых материалов должно быть направлено не позднее 5-дневного срока со дня поступления обращения.
В ходе проверки обращения граждане вправе лично изложить доводы прокурору, рассматривающему его обращение, и предоставить дополнительные материалы в подтверждение обоснованности своего обращения.
В случаях выявления нарушений закона прокуроры обязаны в пределах своих полномочий принять незамедлительные и исчерпывающие меры по устранению, пресечению, предупреждению правонарушений и восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан.
Обращения, депутатские запросы считаются разрешенными и снимаются с контроля, если рассмотрены поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры, даны авторам мотивированные и исчерпывающие ответы в письменной форме.
32. Обращения, депутатские запросы о систематическом ущемлении прав и свобод граждан, многочисленных или грубых нарушениях закона, не получивших должной оценки прокурорами областей и приравненными к ним прокурорами, проверяются, как правило, с выездом на место.
При необходимости для обеспечения полноты и объективности проверок к их проведению могут привлекаться работники других правоохранительных органов, а также специалисты.
33. Депутатские запросы окончательно разрешаются непосредственно в структурных подразделениях Генеральной прокуратуры. Направление их для разрешения прокурорам областей и приравненным к ним прокурорам не допускается.
34. При наличии в обращении вопросов, относящихся к компетенции нескольких подразделений прокуратуры, организация проверки в полном объеме возлагается на руководителя подразделения, указанного среди исполнителей первым. Им же готовится проект окончательного ответа по обращению.
Обращение считается разрешенным тем структурным подразделением, которое непосредственно готовило окончательный ответ.
35. Обращения о реабилитации граждан в соответствии с
Законом
Республики Казахстан "О реабилитации жертв массовых политических репрессий" разрешаются органами прокуратуры по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессий в судебном порядке. Если решение о применении репрессии принято в административном либо ином порядке, то такие обращения направляются для разрешения в органы внутренних дел или национальной безопасности.
36. Не допускается разрешение обращений по заключениям нижестоящих прокуроров, чьи действия обжалуются.
37. Поручения нижестоящим прокурорам о проверке изложенных в обращениях, депутатских запросах доводов даются руководителем структурных подразделений Генеральной прокуратуры или его заместителем, а в областных и приравненных к ним прокуратурах - руководителем подразделения либо лицом, его замещающим, с обязательным указанием конкретных обстоятельств, подлежащих проверке, и сроков их исполнения.
При необходимости, дополнительно к запрашиваемой информации, могут быть истребованы проверочные материалы, копии актов прокурорского надзора и другие документы. В таких случаях окончательное решение по обращениям принимается прокуратурой, давшей поручение.
При подготовке поручений сроки исполнения устанавливаются с учетом отдаленности региона и объема поручаемой работы.
38. В случаях, когда прокурор по объективным причинам не смог своевременно исполнить поручение, перед должностным лицом, давшим это поручение, возбуждается ходатайство о продлении срока.
39. В случаях некачественного исполнения направленного поручения или необходимости проверки дополнительных вопросов, возникших при изучении имеющихся материалов, нижестоящим прокурорам направляются поручения о проведении дополнительной проверки с замечаниями и указанием конкретных вопросов, подлежащих проверке, сроков исполнения поручения.
40. Жалобы на действия должностных лиц и решения государственных органов разрешаются только в тех случаях, когда они не нашли должного разрешения у вышестоящих должностных лиц или в органах в порядке подчиненности.
41. Обращения, в которых обжалуются действия прокурорских работников, рассматриваются вышестоящими по отношению к ним должностными лицами. Должностное лицо, к которому поступила жалоба на его собственные действия или решения, обязано немедленно направить жалобу со своими объяснениями вышестоящему прокурору.
42. Если обжалуемыми неправомерными действиями или решениями гражданину причинен моральный, физический или имущественный вред, ему должны быть разъяснены права на возмещение или устранение вреда и порядок осуществления этого права, предусмотренные законом.
43. По обращению, разрешенному с изучением уголовных, гражданских и других дел, в случае согласия с вынесенным по делу решением, составляется мотивированное заключение с учетом всех доводов заявителя. Заключение, подготовленное в Генеральной прокуратуре утверждается курирующим заместителем Генерального Прокурора, а в нижестоящих прокуратурах - руководителем прокуратуры либо его заместителем.
По обращениям, разрешенным с изучением материалов проверок, заключение об обоснованности принятого решения утверждается начальниками структурных подразделений прокуратуры.
44. Обращения могут быть оставлены без разрешения и уведомления авторов, если:
обращение является анонимным, за исключением случаев, когда в таких обращениях содержатся сведения о готовящихся или совершенных преступлениях;
обращение по содержанию лишено смысла, а в материалах проверки предыдущих обращений имеется документ, свидетельствующий о психическом заболевании заявителя, не позволяющем ему адекватно оценивать происходящие события;
имеется решение о прекращении переписки.
45. Прекращение переписки с заявителем возможно в случаях, если:
повторное обращение не содержит новых доводов или вновь открывшиеся обстоятельства, а изложенное ранее полно и объективно проверялось, о чем имеются исчерпывающие материалы, и ответ дан в порядке, установленном настоящей Инструкцией, правомочным должностным лицом прокуратуры;
в обращении имеются нецензурная брань, выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц, а заявитель ранее предупреждался о том, что при поступлении подобных обращений переписка с ним может быть прекращена.
Переписка прекращается один раз на основании мотивированного заключения исполнителя, утвержденного руководителем прокуратуры или его заместителем. О прекращении переписки сообщается заявителю с разъяснением о том, что в случае поступления аналогичных обращений, последние оставляются без разрешения и приобщаются к надзорному производству.
Переписка возобновляется, если в обращении приводятся новые данные о нарушениях закона или указываются на вновь открывшиеся обстоятельства. В таких случаях обращение проверяется в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
46. При разрешении обращений, депутатских запросов факты, установленные вступившим в законную силу решением или приговором суда, повторному доказыванию не подлежат, за исключением вновь открывшихся обстоятельств.
47. По результатам разрешения обращений может быть принято одно из следующих решений:
о полном или частичном удовлетворении обращения, если по нему приняты меры к восстановлению нарушенных прав заявителя;
об отклонении, если доводы, изложенные в обращении, не нашли своего подтверждения и признаны необоснованными;
о даче разъяснения, если по поставленным вопросам требуется разъяснение норм законодательства.
48. По окончании проверки заявителю, по его просьбе, предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, в той мере в которой это не противоречит требованиям соблюдения государственной или иной охраняемой законом тайны, законным интересам других лиц.
49. Письменное решение о предоставлении заявителю возможности ознакомиться с документами в Генеральной прокуратуре принимают начальники структурных подразделений по согласованию с Генеральным Прокурором либо его заместителем, в нижестоящих прокуратурах - руководитель прокуратуры, его заместители.
Работник прокуратуры, ознакомивший заявителя с документами, составляет и приобщает к материалам надзорного производства справку о том, с какими материалами он ознакомлен. При отказе в удовлетворении просьбы заявителю дается соответствующее разъяснение за подписью начальника структурного подразделения прокуратуры.
50. Обращения, поступающие в органы прокуратуры разрешаются в срок не позднее 30 дней со дня поступления в прокуратуру, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней, если иной срок не установлен законодательными актами. В тех случаях, когда по ним требуется проведение дополнительной проверки, сроки могут быть продлены руководителем прокуратуры либо его заместителем, но не более чем на один месяц, о чем сообщается автору и органу, взявшему обращение на контроль.
51. Обращения, поступившие с контролем от Президента Республики Казахстан, председателей Сената и Мажилиса Парламента, Премьер-Министра, Государственного Секретаря, Руководителя Администрации Президента и его заместителей, Секретаря Совета Безопасности, председателя Конституционного Совета, а также обращения, взятые на контроль Генеральным Прокурором, его заместителями, разрешаются безотлагательно, но не позднее сроков, указанных в пункте 50 настоящей Инструкции.
Продление срока разрешения указанных обращений (за исключением обращений, взятых на контроль Президентом Республики Казахстан, Руководителем Администрации Президента или его заместителем, срок разрешения которых продлевается должностным лицом, взявшим обращение на контроль), осуществляется заместителями Генерального Прокурора не более чем на 30 дней, о чем сообщается автору обращения и должностному лицу, взявшему обращение на контроль.
52. Депутатские запросы, оформленные в соответствии с законодательством (в том числе по вопросам, связанным с реабилитацией граждан), разрешаются в срок не позднее 30 дней со дня поступления запроса.
53. Обращения о реабилитации граждан в соответствии с
Законом
Республики Казахстан "О реабилитации жертв массовых политических репрессий", разрешаются в срок не позднее трех месяцев со дня поступления обращения в прокуратуру. Срок для принятия решения по обращению может быть продлен в исключительных случаях, связанных с необходимостью получения дополнительной информации, документов, справок, но не более чем до шести месяцев с обязательным уведомлением заявителя о причинах и сроках задержки принятия решения по его обращению.
54. Жалобы на действия и решения дознавателя, органа дознания, следователя в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством подлежат рассмотрению в течение трех суток с момента их поступления. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до семи суток с извещением об этом автора обращения.
55. Жалобы, ходатайства на вступившие в законную силу судебные акты по уголовным, гражданским и административным делам разрешаются в течение одного месяца с момента их поступления. Поручение о направлении дела по таким обращениям направляются не позднее 5 дневного срока со дня поступления обращения. В случае задержки с поступлением дела срок разрешения обращения продлевается руководителем прокуратуры либо его заместителем, но не более чем на один месяц.
56. Ходатайство о продлении срока разрешения обращений оформляется не позднее чем за один день до истечения срока их разрешения.
57. Срок рассмотрения и разрешения обращений, депутатских запросов исчисляется с момента регистрации в день их поступления в прокуратуру.
Окончанием срока рассмотрения и разрешения обращений, депутатских запросов считается дата направления письменного ответа или устного сообщения автору с изложением принятого решения.
При возвращении проекта ответа на доработку, если по обращению истекает срок его разрешения, по ходатайству руководителя соответствующего структурного подразделения срок его может быть продлен руководителем прокуратуры либо его заместителем.
7. Направление ответов на обращения
58. Ответы на обращения должны быть по содержанию мотивированными, обоснованными, краткими и стилистически грамотными.
При полном или частичном удовлетворении обращения в случае, если по результатам его рассмотрения внесен протест, предъявлено исковое заявление либо приняты другие меры прокурорского надзора, автору обращения об этом должно быть сообщено с разъяснением последующего порядка получения информации о результатах рассмотрения внесенных актов прокурорского надзора.
При отказе в удовлетворении обращений ответ автору должен быть направлен со ссылкой на правовые нормы, конкретные доказательства, опровергающие доводы заявителя.
При отсутствии в обращении каких-либо требований или ходатайств дается разъяснение, которое излагается в доступной форме, со ссылкой на нормы законодательства. Также и в случаях отклонения обращения, пропуска срока обжалования действий должностных лиц и опротестования решений государственных органов, в том числе судебных актов, заявителям должно быть разъяснено их право и порядок обжалования принятого решения, подачи ходатайства о восстановлении пропущенного срока.
59. По результатам разрешения обращений, депутатских запросов ответы направляются в следующем порядке:
1) в Генеральной прокуратуре:
ответы об отклонении поступивших в первые обращений (за исключением надзорных жалоб на вступившие в законную силу судебные акты), разъяснении норм законодательства даются руководителями самостоятельных структурных подразделений Генеральной прокуратуры;
ответы на обращения, в которых обжалуются решения руководителей самостоятельных структурных подразделений Генеральной прокуратуры, действия работников органов прокуратуры, а также ответы об отклонении надзорных жалоб на вступившие в законную силу судебные акты направляются за подписью заместителей Генерального Прокурора;
информации по обращениям, поступившим от депутатов Парламента (без соответствующего оформления депутатского запроса), руководителей структурных подразделений Администрации Президента, Парламента, Правительства, заместителя Секретаря Совета Безопасности, заместителей председателей Конституционного Совета и Верховного суда, руководителей министерств и ведомств с просьбой о предоставлении информации по ним, направляются за подписью заместителей Генерального Прокурора;
информации по обращениям, взятым на контроль Президентом Республики Казахстан, Премьер-Министром, руководителями Сената и Мажилиса Парламента, Государственным Секретарем, руководителем Администрации Президента и его заместителями, Секретарем Совета Безопасности, председателем Конституционного Совета, направляются за подписью Генерального Прокурора или лицом, его замещающим;
ответы на обращения, в которых обжалуются решения и действия заместителей Генерального Прокурора, на обращения, взятые на контроль Генеральным Прокурором, а также ответы на депутатские запросы, оформленные в соответствии с законодательством, направляются за подписью Генерального Прокурора или лицом, его замещающим.
По депутатским запросам, предварительно все необходимые материалы с проектом ответа либо по указанию Генерального Прокурора, в виде доклада для выступления на сессии Парламента представляются Генеральному прокурору не позднее трех дней до истечения срока разрешения запроса.
2) в Главной военной прокуратуре, прокуратурах областей и приравненных к ним прокуратурах:
ответы на обращения, поступившие с контролем из Администрации Президента, Парламента, Правительства, Генеральной прокуратуры, других центральных государственных органов, на обращения, в которых обжалуются решения заместителей Главного военного прокурора, прокурора области, приравненного к нему прокурора, а также ответы об отклонении жалоб на вступившие в законную силу судебные акты направляются за подписью Главного военного прокурора, прокурора области, приравненного к нему прокурора или лицом, их замещающим;
ответы об отклонении первичных обращений, в которых обжалуются решения прокурора района, города, военного, специализированного прокурора, руководителей структурных подразделений Главной военной прокуратуры, прокуратуры области, приравненных к ним прокуратур, направляются за подписью заместителей Главного военного прокурора, прокурора области, приравненного к нему прокурора (за исключением обращений, связанных с обжалованием вступивших в законную силу судебных актов);
ответы разъяснительного характера даются руководителями самостоятельных структурных подразделений прокуратуры;
3) в прокуратурах городов, районов, военных и специализированных прокуратурах ответы об отклонении обращений, разъяснении норм законодательства даются руководителем прокуратуры;
4) ответы об удовлетворении обращения направляются авторам за подписью прокурора, рассматривающего обращение, либо другого должностного лица по указанию руководителя прокуратуры.
60. Результаты рассмотрения обращений, депутатских запросов отражаются в статистической карточке, заведенной по обращению, которая является основой статистического отчета каждого структурного подразделения. Эти карточки заполняются и подписываются исполнителями, которые несут полную ответственность за объективность и полноту отраженных в карточке сведений.
Составление отчетов по обращениям, согласно установленной форме, возлагается на структурные подразделения, которые непосредственно занимаются разрешением обращений, депутатских запросов.
61. Ответственность за организацию работы с обращениями (депутатскими запросами), своевременным и правильным их разрешением, а также за достоверность статистического отчета по обращениям несут руководители структурных подразделений Генеральной прокуратуры, Главной военной прокуратуры, научных и иных учреждений при Генеральной прокуратуре, прокуроры областей, городов, районов, приравненные к ним прокуроры.