Об утверждении Инструкции по утверждению тарифов (цен, ставок сборов) на производство и предоставление услуг (товаров, работ) субъектами естественной монополии

Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 19 марта 2003 года N 82-ОД. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 29 апреля 2003 года N 2256

Действующий

      В соответствии с Законом  Республики Казахстан от 9 июля 1998 года "О естественных монополиях", подпунктом 4) пункта 11 Положения об Агентстве Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, утвержденного постановлением  Правительства Республики Казахстан от 15 ноября 1999 года N 1713, приказываю:

      1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по утверждению тарифов (цен, ставок сборов) на производство и предоставление услуг (товаров, работ) субъектами естественной монополии.

      2. Признать утратившим силу приказ  Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 6 августа 1999 года N 59-ОД "Об утверждении Инструкции о порядке утверждения и введения цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 6 сентября 1999 года N 881, опубликованный в Бюллетене нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных государственных органов Республики Казахстан 1999 года N 3).

      3. Департаменту административной работы Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции (Шабдарбаев А.Т.) после государственной регистрации настоящего приказа:
      1) обеспечить в установленном порядке его опубликование в официальных средствах массовой информации;
      2) довести его до сведения структурных подразделений и территориальных органов Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции.

      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Сагинтаева Б.А.

      5. Настоящий приказ вводится в действие со дня его опубликования.

      Председатель

Утверждена          
приказом Председателя    
Агентства Республики Казахстан
по регулированию естественных
монополий и защите конкуренции
от 19 марта 2003 года N 82-ОД

Инструкция по утверждению тарифов (цен, ставок сборов)
на производство и предоставление услуг (товаров, работ)
субъектами естественной монополии

1. Общие положения

      1. Инструкция по утверждению тарифов (цен, ставок сборов) на производство и предоставление услуг (товаров, работ) субъектами естественной монополии (далее - Инструкция) разработана в соответствии с Законом  Республики Казахстан "О естественных монополиях" и детализирует процедуру утверждения и введения тарифов (цен, ставок сборов) (далее - тарифов) на услуги (товары, работы) субъектов естественной монополии.
      2. Используемые в целях настоящей Инструкции понятия:
      1) уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий контроль и регулирование деятельности в сфере естественной монополии;
      2) компетентный орган - отраслевое министерство и (или) ведомство, местные исполнительные органы - в случае, когда субъект естественной монополии находится в коммунальной собственности, а для субъектов естественной монополии, оказывающих услуги водохозяйственной и (или) канализационной систем - местные исполнительные органы;
      3) заявка - официальное обращение (заявление) субъекта естественной монополии в уполномоченный орган об утверждении тарифов на услуги (товары, работы);
      4) субъекты малой мощности - субъекты естественной монополии малой мощности, оказывающие коммунальные услуги:
      по производству тепловой энергии - отопительные котельные с установленной мощностью до 4 Гкал/час включительно;
      по передаче и/или распределению тепловой энергии - субъекты естественной монополии, подключенные к энергоисточнику мощностью до 4 Гкал/час включительно;
      субъекты естественной монополии, оказывающие услуги водохозяйственной системы потребителям, численность которых менее 5 тысяч человек;
      5) чрезвычайные регулирующие меры - меры, принимаемые уполномоченным органом в целях защиты жизни, здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, а также охраны окружающей среды;
      6) тарифная смета - сводные данные о статьях доходов и расходов субъекта естественной монополии, ежегодно утверждаемые уполномоченным органом.
      3. Утверждение тарифов производится уполномоченным органом в следующих случаях:
      1) по инициативе субъекта естественной монополии;
      2) по инициативе уполномоченного органа;
      3) в качестве чрезвычайной регулирующей меры.
      4. При подаче заявки и принятии решения об утверждении проектов тарифов уполномоченный орган и субъекты естественной монополии руководствуются Особым порядком формирования затрат, утвержденным уполномоченным органом, в соответствии с пунктом 2 статьи 15-1 Закона  Республики Казахстан "О естественных монополиях" (далее - Особый порядок), иными нормативными правовыми актами, включая нормативные правовые акты, устанавливающие стандарты бухгалтерского учета, налоговое законодательство, а также отраслевыми методиками расчета тарифов (цен, ставок сборов) на товары (работы, услуги) субъектов естественной монополии, утвержденными в установленном порядке.

2. Представление и принятие заявки
на утверждение проектов тарифов

      5. При создании или реорганизации субъекта естественной монополии, а также по истечении срока действия тарифов, утвержденных с ограничением срока действия, субъект естественной монополии обязан представить в уполномоченный орган заявку на утверждение тарифов.
      Субъект естественной монополии вправе направить в уполномоченный орган заявку на утверждение тарифов в других случаях при необходимости.
      6. Изменение тарифов на услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии может производиться не чаще одного раза в два квартала, за исключением их снижения для всех потребителей по инициативе субъекта естественной монополии, производимого в порядке, утвержденном уполномоченным органом.
      7. Субъект естественной монополии обязан вместе с заявкой предоставить тарифную смету и проекты тарифов на свои услуги за шестьдесят дней до введения их в действие.
      В случае пересмотра тарифов по инициативе уполномоченного органа, субъект естественной монополии обязан в месячный срок представить экономически обоснованные расчеты и иную информацию в том же объеме, что и при подаче заявки для утверждения нового тарифа.
      8. К заявке на утверждение тарифов прилагаются:
      1) пояснительная записка о необходимости утверждения тарифов с анализом финансово-хозяйственной деятельности субъекта естественной монополии за период, прошедший с момента последнего утверждения тарифов за каждый год с расшифровкой по кварталам;
      2) проект тарифа в виде прейскуранта по установленной уполномоченным органом форме с учетом отраслевых особенностей;
      3) бухгалтерский баланс организации;
      4) отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности;
      5) отчет о движении денежных средств;
      6) сведения об инвестициях, для юридических лиц со списочной численностью работающих свыше 50 человек (форма 1-инвест);
      7) отчет по труду (форма 1-т);
      8) отчет о размерах заработной платы работников по отдельным должностям и профессиям (2-Т проф);
      9) основные показатели производственно-финансовой деятельности организации в зависимости от списочной численности работающих (форма N 2-МП или форма N 1-ПФ);
      10) отчет о наличии и движении основных средств и нематериальных активов (форма N 11);
      11) сводные данные в соответствии с приложением к настоящей Инструкции;
      12) отчет об исполнении тарифной сметы, с приложением материалов, обосновывающих фактические затраты;
      13) расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности;
      14) отчет о наличии и работе автотранспорта (1-ТР шос);
      15) расшифровка прочих и других расходов;
      16) утвержденные и согласованные в установленном порядке:
      учетную политику;
      инвестиционные проекты;
      годовые нормативные потери;
      нормативы численности персонала;
      годовую смету затрат, направленных на текущий и капитальный ремонты и другие ремонтно-восстановительные работы, не приводящие к росту стоимости основных средств;
      годовую смету затрат, направленных на проведение капитальных ремонтных работ, приводящих к увеличению стоимости основных средств;
      годовые нормы расхода сырья и материалов;
      17) решения конкурсных (тендерных) комиссий по закупке материальных, финансовых ресурсов, оборудования и услуг;
      18) сведения о результатах последней переоценки основных средств, а также о планируемых переоценках;
      19) расчет амортизационных отчислений с указанием сроков эксплуатации основных средств;
      20) сведения о фактически произведенных расходах, которые в соответствии с Особым порядком не учитываются при формировании тарифов;
      21) решение органа по управлению государственным имуществом или государственным предприятием об установлении фонда оплаты труда и должностных окладов руководителей, их заместителей, главных (старших) бухгалтеров, а также системы их премирования и иного вознаграждения (для государственных предприятий либо организаций с преобладающей долей участия государства);
      22) документы, подтверждающие планируемый объем услуг (товаров, работ) (протокола намерений, договора, расчеты объемов производства товаров исходя из обязанности качественного всеобщего обслуживания и возможностей субъекта естественной монополии, недопустимости снижения объемов с целью поддержания монопольно высоких тарифов, материалы маркетинговых исследований потребительского спроса);
      23) данные о проектной мощности субъекта естественной монополии и о фактическом ее использовании;
      24) проект тарифной сметы в соответствии с требованиями Особого порядка.
      9. Субъекты малой мощности к заявке на утверждение тарифов не прилагают документы, предусмотренные подпунктами 6), 8), 11), 13), 14), 15), 16), 20), 21) пункта 8 настоящей Инструкции. При этом такие субъекты дополнительно представляют:
      1) рассчитанные в соответствии с нормативными актами, определяющими технические и технологические нормы, правила и стандарты, а для субъекта естественной монополии, находящегося в коммунальной собственности, утвержденные компетентным органом - местным исполнительным органом:
      годовые нормативные потери;
      нормативы численности персонала;
      годовые нормы расхода сырья и материалов;
      2) согласованные с уполномоченным органом:
      учетную политику (в случае ее наличия);
      годовую смету затрат, направленных на текущий и капитальный ремонты и другие ремонтно-восстановительные работы, не приводящие к росту стоимости основных средств;
      годовую смету затрат, направленных на проведение капитальных ремонтных работ, приводящих к увеличению стоимости основных средств.
      10. Прилагаемые к заявке расчеты и обосновывающие материалы должны отвечать следующим требованиям:
      1) каждый лист обосновывающих материалов подписывается руководителем субъекта естественной монополии, а финансовые документы - руководителем и главным бухгалтером;
      2) в качестве обосновывающих материалов должны представляться фактические данные о затратах за четыре квартала, предшествующие подаче заявки, и за предыдущий календарный год;
      субъект естественной монополии вправе в течение 15 дней после принятия заявки к рассмотрению представить в уполномоченный орган уточненные фактические данные о затратах за 4 квартала, предшествующие подаче заявки;
      3) с целью исключения влияния сезонных колебаний объемов на тарифы в обоснование принимаются данные в расчете на год за исключением случаев, когда такой расчет нецелесообразен с позиций налогового учета;
      4) при расчете проектов тарифов за базу принимаются фактические объемы услуг (товаров, работ) за четыре квартала, предшествующие подаче заявки, или за предыдущий календарный год;
      5) при снижении объемов услуг (товаров, работ) должны быть представлены материалы, обосновывающие и подтверждающие снижение;
      6) подготовлены в отдельности на каждый вид деятельности, осуществляемой субъектом естественной монополии.
      11. Уполномоченный орган обязан в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки проверить полноту представленных материалов и в письменном виде уведомить субъекта естественной монополии о принятии заявки к рассмотрению или об отказе в принятии заявки к рассмотрению с приведением причин отказа.
      Причинами отказа в принятии заявки субъекта естественной монополии к рассмотрению являются:
      1) нарушение сроков представления заявки;
      2) непредставление документов, указанных в пунктах 7, 8, 9 настоящей Инструкции;
      3) несоответствие представленных документов пункту 10 настоящей Инструкции;
      4) нарушение требований о проведении конкурса (тендера), установленных законодательством.
      12. Информация, составляющая коммерческую тайну, представляется заявителем с пометкой "коммерческая тайна" и может быть направлена в отдельной обложке, но, при этом, должна быть обязательно включена в пакет информации (документов) для рассмотрения ходатайства.
      Коммерческая тайна в составе информации не может служить основанием отказа в ее предоставлении уполномоченному органу, при этом заинтересованные лица должны при предоставлении информации уполномоченному органу указать исчерпывающий перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, либо приложить копию акта заинтересованного лица об утверждении перечня сведений, составляющих коммерческую тайну.

3. Рассмотрение заявки и утверждение тарифов

      13. Проекты тарифов на услуги (товары, работы) субъектов естественной монополии рассматриваются уполномоченным органом в течение 45 дней при условии представления экономически обоснованных расчетов в соответствии с требованиями уполномоченного органа. Срок рассмотрения проектов тарифов исчисляется с момента подачи заявки.
      14. Уполномоченный орган проводит экспертизу проектов тарифов на основе анализа представленных субъектом естественной монополии с заявкой обосновывающих документов и расчетов, а также сравнительного анализа показателей деятельности субъектов естественной монополии, занимающихся аналогичным видом деятельности.
      15. В случаях изменения действующих тарифов на услуги (товары, работы) субъектов естественной монополии уполномоченный орган:
      1) проводит финансовую, и при необходимости, техническую экспертизу проектов тарифов с привлечением для этого независимых экспертов, государственных органов, потребителей и их общественных объединений, субъектов естественной монополии, представивших проект;
      2) разрабатывает на основе экспертизы проекта предварительное решение по предлагаемым тарифам на услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии и в случае проведения публичных слушаний выносит его на обсуждение.
      Публичные слушания проводятся в случаях и порядке, установленных Правительством Республики Казахстан.
      16. Уполномоченный орган вправе запросить дополнительную информацию с указанием сроков ее предоставления о деятельности субъекта естественной монополии в компетентных органах и у самого субъекта естественной монополии.
      В случае непредставления субъектом естественной монополии требуемой информации в сроки, установленные уполномоченным органом, или представления их не в полном объеме, уполномоченный орган вправе не учитывать заявленные затраты при формировании тарифов.
      17. Уполномоченный орган по результатам проведенной экспертизы принимает решение об утверждении или отказе в утверждении новых тарифов.
      18. Решение уполномоченного органа об утверждении или отказе в утверждении новых тарифов на услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии оформляется приказом уполномоченного органа.
      19. Решение об утверждении или отказе в утверждении новых тарифов должно быть направлено уполномоченным органом субъекту естественной монополии не позднее 15 дней до момента введения их в действие.

4. Введение тарифов

      20. Введение новых тарифов осуществляется с первого числа квартала.
      Введение тарифов, утвержденных по инициативе уполномоченного органа, осуществляется с первого числа месяца, следующего за месяцем утверждения тарифов.
      21. Субъект естественной монополии обязан довести до сведения потребителя информацию об изменении тарифов не позднее, чем за 10 дней до введения их в действие.
      22. Если субъект естественной монополии не уведомит потребителей о введении новых тарифов в сроки, предусмотренные настоящей Инструкцией, то указанные тарифы не вводятся с даты, указанной в решении уполномоченного органа. Введение утвержденных тарифов осуществляется через два квартала.
      23. Уполномоченный орган вправе принимать решение об утверждении тарифов в виде чрезвычайных регулирующих мер, при этом требования пунктов 6, 15, 20, 21, 22 настоящей Инструкции не распространяются.
      24. Нарушение субъектом естественной монополии порядка подачи заявки, представление недостоверных (ложных) материалов и информации, сроков уведомления потребителей о введении новых тарифов влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Республики Казахстан.
      25. Решение уполномоченного органа о принятии или отказе в принятии заявки к рассмотрению, об утверждении или отказе в утверждении тарифов на услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии могут быть обжалованы субъектом естественной монополии или потребителем услуг (товаров, работ) в установленные законодательством порядке и сроки.

  

Приложение             
к Инструкции по утверждению тарифов
(цен, ставок сборов) на производство
и предоставление услуг (товаров, 
работ) субъектами естественной   
монополии             

Адрес (факс, тел.)
Наименование субъекта
Учредитель (управляющий)

Сводные данные для расчета проекта тарифов
(цен, ставок сборов) на услуги (товары, работы)
субъектов естественных монополий

              _______________________________________
              наименование вида услуг (товара, работ)

по состоянию на ____________200_года

___________________________________________________________________
N |    Наименование    |Всего в|    В том числе по видам услуг
п/|    показателей     |целом  |(товаров, работ), отнесенным к сфере
п |                    |по     |       естественной монополии
  |                    |пред-  |
  |                    |приятию|
  |                    |-------|-----------------------------------
  |                    |Факти- |Приня-|Факти-|Факти-|Проек- |Приня-
  |                    |ческие |то в  |ческие|ческие|тируе- |то
  |                    |показа-|дейст-|пока- |пока- |мые    |упол-
  |                    |тели за|вующем|затели|затели|субъек-|номо-
  |                    |пред-  |тарифе|за    |за    |том по-|ченным
  |                    |шест-  |в рас-|пред- |пред- |казате-|орга-
  |                    |вующие |чете  |шест- |шест- |ли для |ном в
  |                    |4 за-  |на    |вующий|вующие|расчета|расче-
  |                    |кончен-|год,  |закон-|4 за- |тарифа |те та-
  |                    |ных    |всего |ченный|кон-  |на год |рифа
  |                    |кварта-|      |год*  |ченных|       |на год
  |                    |ла/год*|      |      |квар- |       |
  |                    |       |      |      |тала  |       |
-------------------------------------------------------------------
1 |         2          |   3   |  4   |  5   |  6   |   7   |   8
__|____________________|_______|______|______|______|_______|______            
   1. Общие показатели:           
   1) Объем предостав-
   ленных услуг
   (товаров, работ)
   - всего (млн. тенге)
   в натуральных
   показателях

   2) Внутренний обо-
   рот, включаемый
   в объем услуг
   (товаров, работ) -
   (млн. тенге)
   в натуральных
   показателях

   3) Объем услуг
   (товаров, работ),
   используемых на
   собственные нужды
   - всего (млн. тенге)
   в натуральных
   показателях

   4) Объем реализован-
   ных услуг (товаров,
   работ) - всего (млн.
   тенге) в том числе:
   - услуги (товары,
   работы) по денежным
   операциям;
   - услуги (товары,
   работы), обмененные
   по бартеру;
   - платежи в
   натуральной форме

   5) Объем предостав-
   ленных услуг (товаров,
   работ) по фактичес-
   кой себестоимости -
   всего (млн. тенге)

   6) Стоимость покупной
   продукции для даль-
   нейшей передачи
   потребителям - всего
   (млн. тенге)

   7) Объем потерь това-
   ров, утвержденный
   компетентным органом
   - всего
   в натуральных показа-
   телях
   в процентах

   8) Фактические потери
   в натуральных показа-
   телях
   в процентах

   2. Затраты на произ-
   водство товаров и
   предоставление услуг
   (работ) - всего
   (млн. тенге)

   8) Сырье и материалы

   9) Покупные изделия
   и полуфабрикаты,
   вспомогательные
   материалы

   10) Топливо

   11) Энергия из нее
   электроэнергия

   12) ГСМ

   13) Износ основных
   средств***
   в том числе:
   по приборам учета

   14) Амортизация
   нематериальных
   активов***

   15) Оплата работ и
   услуг производствен-
   ного характера,
   выполняемых сторон-
   ними организациями:
   в том числе
   ремонт основных
   средств***
   капитальный ремонт,
   не ведущий к увели-
   чению стоимости
   основных фондов**
   текущий ремонт ***

   16) Оплата работ и
   услуг производст-
   венного характера,
   выполняемых хозяйст-
   венным способом:
   в том числе
   зар.плата
   расходы на материалы
   ГСМ и т.д.

   17) Стоимость потерь           Х
   товаров, предназна-
   ченных для дальней-
   шей передачи
   потребителям:
   по нормативу, утвер-
   жденному компетентным
   органом
   фактические потери

   18) Расходы на оплату
   труда - всего***
   в том числе:
   Производственный
   персонал
   Вспомогательный
   персонал

   19) Отчисления от
   оплаты труда
   Отчисления в
   Пенсионные фонды

   20) Другие затраты***

   3. Расходы периода -
   всего (млн, тенге)

   21) Общие и админист-
   ративные расходы***
   в том числе:
   Оплата труда:
   Административный
   персонал
   Из него: головной
   офис
   Отчисления от оплаты
   труда
   Административного
   персонала
   Налоговые платежи***
   Отчисления во
   внебюджетные фонды
   Затраты за счет
   создания резерва
   (кроме зарплаты)***

   22) Оплата услуг
   сторонних организа-
   ций, из них:
   Коммунального
   хозяйства
   Консультационные,
   информационные,
   аудиторские ***
   услуги связи
   услуги Банка
   Охрана объектов

   23) Прочие затраты
   общехозяйственного
   характера - всего***
   Из них
   Арендная плата ***:
   за недвижимость
   за транспортные
   средства
   командировочные

   24) Расходы по
   реализации***
   Из них представитель-
   ские расходы

   25) Расходы на
   выплату процентов ***

   4. Всего затрат
   (млн. тенге) и
   (строка 2 + строка 3)

   26) Расходы, не
   учитываемые при
   формировании тарифа
   (цены, ставки сборов)
   в том числе:
   Расходы на социальную
   сферу ***
   Потери от недостачи и
   порчи товарно-мате-
   риальных запасов***

   5. Тариф (цена,
   ставка сбора) без НДС

   6. Норма прибыли
   в том числе:
   капитальный ремонт,
   приводящий к увеличе-
   нию стоимости основ-
   ных фондов
   Другие затраты,
   осуществляющие за счет
   прибыли
   Прибыль в составе
   тарифа
   Тарифный доход
   Совокупный доход
   (убыток) после
   налогообложения
   Выплата дивидендов

   Справочно:
   1. Численность всего
   (чел) в том числе:
   Производственный
   персонал:
   по нормативу
   фактически
   Вспомогательный
   персонал:
   по нормативу
   фактически
   Административный
   персонал в т.ч.
   головной офис

   2. Средняя зарплата
   (в тенге), в том
   числе:
   Производственный
   персонал
   Вспомогательный
   персонал
   Административный
   персонал
   в том числе головной
   офис

   3. Среднегодовая
   балансовая стоимость
   основных производст-
   венных фондов и
   активов (млн. тенге)
   Из них:
   Стоимость незадейст-
   вованных активов
   Стоимость законсер-
   вированных основных
   фондов

   4. Чистый оборотный
   капитал

   5. Дебиторская
   задолженность
   в том числе
   Коммерческие
   организации
   Некоммерческие
   организации
   Население

   6. Кредиторская
   задолженность
-------------------------------------------------------------------

      Примечание:
      Расчет проекта тарифа (цены, ставки сбора) на услуги (товары, работы) производится в соответствии с требованиями Особого порядка с учетом отраслевых особенностей структуры предприятия и методических указаний.
      * Графы представляются в соответствии с требованиями Особого порядка.
      ** Строка 6), графы 4, 7, 8 определяются по ставке прибыли на задействованные активы, утвержденные уполномоченным органом в установленном порядке.
      *** По всем строкам, кроме 1)-7) и 15), 19) представляются необходимые расчеты и полная расшифровка расходов, включаемых в эти строки.

      Подписи:
      Руководитель
      Главный бухгалтер