Об утверждении Правил организации скрининга психофизических нарушений у детей раннего возраста

Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 29 января 2003 года N 83. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 7 февраля 2003 года N 2159

Действующий

      В целях реализации Закон а Республики Казахстан "О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями" приказываю:

      1. Утвердить прилагаемые Правила организации скрининга психофизических нарушений у детей раннего возраста.

      2. Директору департамента медицинской науки и образования Министерства здравоохранения Республики Казахстан (Хамзина Н.К.) принять меры по обеспечению включения в программу медицинских колледжей курса "Скрининговые методы диагностики нарушений психофизического развития в раннем возрасте".

      3. Руководителям управлений (департаментов) здравоохранения областей и городов Алматы и Астаны предусмотреть меры по обучению медицинских работников родовспомогательных учреждений, детских поликлиник, учреждений первичной медико-санитарной помощи методам скрининга нарушений психофизического развития детей раннего возраста.

      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Директора лечебно-профилактической работы Министерства здравоохранения Республики Казахстан Сагын Х.А.      

      5. Настоящий приказ вводится в действие со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.

      Министр

Утверждены            
приказом Министра здравоохранения РК
от 29 января 2003 года N 83  
"Об утверждении Правил организации
скрининга психофизических нарушений
у детей раннего возраста"   

Правила
организации скрининга психофизического
развития детей раннего возраста

1. Общие положения

      1. Скрининг психофизического развития представляет собой массовое стандартизированное обследование детского населения в возрасте до 3-х лет с целью выявления группы детей с риском отставания в психофизическом развитии и направления их в психолого  медико-педагогические  консультации (далее - ПМПК) для оказания им коррекционно-развивающей помощи.
      2. Скрининг проводится медицинскими работниками родовспомогательных учреждений, детских поликлиник и учреждений первичной медико-санитарной помощи (далее - ПМСП).

2. Основные задачи скрининга

      3. Основными задачами скрининга являются:
      1) проведение массового скринингового обследования детей в младенческом и раннем возрасте;
      2) выявление детей с риском отставания в психофизическом развитии;
      3)  направление детей с риском отставания в психофизическом развитии в ПМПК для углубленного обследования и решения вопросов коррекционно-развивающего обучения;
      4) направление детей с риском нарушений психофизического развития к узким специалистам для углубленного обследования и оказания лечебной помощи;
      5) оказание консультативной помощи родителям по вопросам ухода и психического развития ребенка;
      6) разъяснительная работа среди населения о необходимости проведения скрининга и оказания своевременной коррекционно-развивающей помощи детям с риском отставания в развитии;
      7)  учет обследованных детей, совместная работа с ПМПК по выявлению детей, нуждающихся в коррекционно-развивающей помощи.

3. Организация и содержание работы
по проведению скрининга

      4. Скрининг психофизического развития заключается в проведении пяти скрининговых обследований, которые осуществляются в три этапа.
      5. Первый этап обследования заключается в проведении первого скрининга "Прогноз отклонений в психосоматическом развитии у новорожденных" (Скрининг 1), включая скрининг слуха. Данное обследование проводится врачом-неонатологом в родильных домах (отделениях).
      6. Второй этап обследования заключается в проведении второго скрининга "Прогностический скрининг нарушений нервно-психического развития" (Скрининг 2). Данное обследование осуществляется участковым медицинским работником организации ПМСП при первом патронаже ребенка на дому.
      7. Третий этап обследования заключается в проведении третьего скрининга "Скрининговая аттестация детей раннего возраста" (Скрининг 3), четвертого скрининга "Оценка зрительных функций у детей" (Скрининг 4) и пятого "Оценка слуховых функций у детей" (Скрининг 5). Данное обследование проводится в условиях кабинета здорового ребенка учреждений ПМСП.
      8. Руководство и контроль за проведением скрининга психофизического развития осуществляют руководители организаций ПМСП. 

4. Порядок проведения скрининга психофизических нарушений

      9. В родильных домах новорожденные обследуются врачом-неонатологом в соответствии со Скринингом 1. При наличии 5 и более микроаномалий развития, дети направляются в ПМПК. Результаты проведенного скрининга необходимо отразить в выписке из роддома. При наличии риска нарушения слуха ребенок направляется к специалисту сурдологу.
      10. Участковый медицинский работник при первом патронаже ребенка на дому проводит обследование детей (не позже первых двух месяцев жизни ребенка) в соответствии со Скринингом 2. Результаты проведенного скрининга отражаются в форме N№112 "История развития ребенка" в виде прогностической таблицы.
      11. Медицинский работник кабинета здорового ребенка организации ПМСП, ознакомившись с результатами Скрининга 2, принимает одно из нижеследующих решений:
      1) обследует ребенка в соответствии со Скринингом 3 (при наличии от 9 до 23 баллов риска нарушения нервно-психического развития);
      2) направляет ребенка в ПМПК (при наличии свыше 23 баллов
риска).
      12. При выявлении детей с риском отставания в психофизическом развитии по результатам проведения Скрининга 3, медицинский работник направляет их в ПМПК. (Скрининг 3 осуществляется в возрасте 3 месяцев, 6 месяцев, 9 месяцев, в 1 год, 1 год 6 месяцев, в 2 года, в 2 года 6 месяцев и в 3 года независимо от результатов предыдущих обследований). 
      13. Медицинский работник организации ПМСП осуществляет оценку зрительных и слуховых функций у детей, в соответствии Скрининга 4 и Скрининга 5 соответственно.
      14. При выявлении детей с риском нарушения зрения или слуха в результате проведенных скринингов 4 и 5, медицинский работник направляет детей к офтальмологу или сурдологу.