Согласовано:
Генеральный Прокурор Председатель Верховного суда
Республики Казахстан Республики Казахстан
государственный советник
В целях предотвращения фактов осуждения к лишению свободы лиц без документов, удостоверяющих личность, и обеспечения своевременного изъятия органами уголовного преследования паспортов и удостоверений граждан, привлекаемых к уголовной ответственности, приказываем:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по документированию лиц подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений, утерявших документы, удостоверяющие личность.
2. Начальникам Главных управлений внутренних дел городов Астаны, Алматы; Главных управлений внутренних дел, Управлений внутренних дел областей и на транспорте; Департаментов комитета национальной безопасности городов Астаны, Алматы и областей; Департаментов финансовой полиции по областям, городам Астаны, Алматы, на транспорте; Таможенных управлений и таможен; Управлений комитета уголовно-исполнительной системы города Астаны и областей организовать изучение Инструкции с личным составом заинтересованных служб и обеспечить ее исполнение.
3. Председателю Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции, начальникам Департамента миграционной полиции, Департамента предварительной изоляции подозреваемых и следственно-арестованных, Следственного департамента Министерства внутренних дел ежеквартально обобщать сведения о ходе документирования подозреваемых и обвиняемых, факты осуждения лиц без документов, удостоверяющих личность, своевременно принимать соответствующие скоординированные меры.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-Министра внутренних дел Республики Казахстан генерал-майора полиции Отто И.И., заместителя Председателя КНБ Республики Казахстан генерал-майора Нуриманова М.А., заместителя Председателя АФП Республики Казахстан полковника финансовой полиции Жашибекова Г.Б., заместителя Председателя АТК Республики Казахстан полковника таможенной службы Кунанбаева Д.А.
5. Настоящий приказ вводится в действие со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
Министр внутренних дел Председатель комитета
Республики Казахстан национальной безопасности
генерал-полковник Республики Казахстан
генерал-лейтенант
Министр юстиции Председатель агентства
Республики Казахстан финансовой полиции
Республики Казахстан
полковник финансовой полиции
Председатель агентства
таможенного контроля
Республики Казахстан
Утверждена
приказом Министра внутренних дел
от 22 января 2003 года N 34
Утверждена
приказом Председателя комитета
национальной безопасности
от от 22 января 2003 года N 16
Утверждена
приказом Министра юстиции
от 22 января 2003 года N 8
Утверждена
приказом Председателя агентства
финансовой полиции
от 22 января 2003 года N 10
Утверждена
приказом Председателя агентства
таможенного контроля
от 22 января 2003 года N 29 №
Инструкция
о порядке документирования обвиняемых,
утерявших документы, удостоверяющие личность,
в отношении которых избрана мера пресечения - арест
1. Настоящая Инструкция о порядке документирования обвиняемых, утерявших документы, удостоверяющие личность, в отношении которых избрана мера пресечения - арест
(далее - Инструкция)
разработана в соответствии с Правилами документирования и регистрации населения Республики Казахстан, утвержденными
постановлением
Правительства Республики Казахстан от 12 июля 2000 года N 1063.
2. Инструкция регламентирует порядок документирования подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений, утерявших документы, удостоверяющие личность, в отношении которых избрана мера пресечения - арест.
3. Органом предварительного следствия и дознания, при решении вопроса об аресте в отношении подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления, изымаются документы, удостоверяющие личность - паспорт, удостоверение личности, вид на жительство иностранца в Республике Казахстан, удостоверение лица без гражданства (далее - документы, удостоверяющие личность).
Сведения об изъятых документах, удостоверяющих личность, вносятся в протокол обыска или выемки с указанием в них фамилии, имени и отчества владельца, серии и номера паспорта, удостоверения, когда и каким органом выданы. Изъятые документы приобщаются к уголовному делу, а ксерокопии их направляются в места содержания под стражей для приобщения к личному делу следственно-арестованного.
Документы, удостоверяющие личность следственно-арестованного, вместе с уголовным делом (в пакете) направляются по подсудности (подследственности). В случае освобождения следственно-арестованного из-под стражи или прекращения в отношении его уголовного преследования, документы возвращаются владельцу под расписку.
Если у подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления документы, удостоверяющие личность, были утрачены (или отсутствуют), то орган предварительного следствия и дознания через адресное бюро либо ДМП МВД РК устанавливает сведения о документах и принимает меры по их изъятию или восстановлению.
При утрате документов, удостоверяющих личность, орган уголовного преследования отбирает у подозреваемого в совершении преступления, заявление на имя начальника органа внутренних дел, изложенное в произвольной форме, с обязательным указанием обстоятельств утраты, даты и органа их выдачи. Орган уголовного преследования запрашивает ксерокопию Ф-1 на утраченный документ в подразделении миграционной полиции, заверенную гербовой печатью и подписью должностного лица, которую с заявлением подозреваемого об утере документа направляет в соответствующее подразделение миграционной полиции для его восстановления.
В случаях задержания или ареста иностранного гражданина, орган предварительного следствия и дознания немедленно сообщает об этом в Департамент консульской службы МИД Республики Казахстан с одновременным оповещением Департамента миграционной полиции МВД Республики Казахстан, где указывается наличие и отсутствие у задержанного лица документов, удостоверяющих личность.
4. Сотрудник миграционной полиции на лицо, содержащееся под стражей, заполняет заявление Ф-1 непосредственно в следственном изоляторе.
Производство по делу об утрате документов, удостоверяющих личность, должно быть окончено подразделением миграционной полиции в срок не более десяти дней, а в случаях, когда необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов и принятие других мер, в срок до одного месяца.
5. Прокурор области, района (города) и приравненный к ним, при решении вопроса о направлении дела в отношении следственно-арестованного в суд для рассмотрения по существу, в соответствии со статьей 280 Уголовно-процессуального
кодекса
Республики Казахстан, проверяет наличие документов, удостоверяющих личность. При отсутствии указанных документов, требует от органа расследования приобщения их в уголовное дело, а при утрате - принятия мер к восстановлению.
6. Председатель районного (городского), областного и приравненных к ним судов, при решении вопроса о назначении судебного заседания по уголовным делам в отношении следственно-арестованных проверяет наличие документов, удостоверяющих личность. При отсутствии документов, удостоверяющих личность обвиняемого, уголовное дело подлежит возвращению прокурору для их восстановления.
Документы, удостоверяющие личность осужденного к лишению свободы, судебным органом направляются в места предварительной изоляции вместе с сообщением о вступлении приговора в законную силу для приобщения их к личному делу осужденного.
7. Администрация мест предварительной изоляции подозреваемых и следственно-арестованных осуществляет контроль за наличием и поступлением документов, удостоверяющих личность осужденного, от органа, ведущего уголовный процесс.
Для снятия с регистрационного учета лица, осужденного к лишению свободы, администрация мест содержания под стражей составляет листок убытия в 2-х экземплярах и талон статистического учета, один листок убытия и талон статистического учета направляет в орган внутренних дел по месту прежнего жительства, а 2-й - приобщает к личному делу осужденного.
Документы, удостоверяющие личность, хранятся в личном деле осужденного.
При направлении осужденного из следственного изолятора в исправительное учреждение для отбывания наказания, конвоировании из исправительного учреждения в следственный изолятор, а также при переводе его из одного исправительного учреждения в другое, документы, удостоверяющие личность, пересылаются вместе с личным делом, при этом сведения о них (номера и кем выданы) вносятся в опись документов, хранящихся в конверте на внутренней стороне обложки личного дела осужденного, а их наличие обязательно отражаются в справке по личному делу.
При освобождении из мест лишения свободы документы, удостоверяющие личность, возвращаются владельцу под расписку, при этом на внутренней стороне обложки личного дела и на оборотной стороне справки об освобождении производятся записи о возвращении документов с указанием номеров.
8. Лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы и не имеющие документов, удостоверяющих личность, документируются подразделениями миграционной полиции по месту дислокации исправительного учреждения в таком же порядке, как и лица, содержащиеся в местах предварительной изоляции.
9. Расходы по документированию (фотографирование, оплата госпошлины) производятся за счет лица, привлекаемого к уголовной ответственности, осужденного. В случае отсутствия средств у указанных лиц, расходы по документированию осуществляются государственным учреждением, в котором они содержатся, за счет соответствующих бюджетов. Администрация государственного учреждения представляет сотруднику миграционной полиции, осуществляющему документирование, квитанцию об оплате государственной пошлины и фотографии для изготовления документов.
Возмещение государству затраченных средств на документирование обвиняемых обеспечиваются органами уголовного преследования путем предъявления им иска на стадии досудебного производства по уголовному делу.