В соответствии с Программой совершенствования государственной статистики в Республике Казахстан на 1999-2005 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 ноября 1998 года N 1180, и в целях дальнейшего развития нормативной правовой базы государственной статистики приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Правила разработки и утверждения программ общегосударственных и ведомственных статистических наблюдений и ввести их в действие с момента прохождения ими регистрации и занесения в Реестр государственной регистрации нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов Министерства юстиции Республики Казахстан.
2. Контроль за соблюдением настоящих Правил возложить на Департамент координации и статистического инструментария Агентства Республики Казахстан по статистике.
Председатель
Утверждены
Приказом Агентства Республики
Казахстан по статистике
от 4 июля 2002 года N 71
Правила
разработки и утверждения программ
общегосударственных и ведомственных статистических
наблюдений
<*>
Сноска. По тексту слова "План", "Плане", "Планом" заменены словами "план", "плане", "планом" - приказом Председателя Агентства РК по статистике от 4 мая 2005 года N
76
.
1. Государственная политика Республики Казахстан в области статистики направлена на создание, функционирование и совершенствование единой статистической информационной системы на основе научной методологии и международных стандартов и строится на принципах методологического единства и централизации, то есть координации уполномоченным органом статистической деятельности государственных органов.
В целях осуществления единой политики и методологического единства уполномоченный орган определяет требования к программам статистических наблюдений для проведения общегосударственных и ведомственных статистических наблюдений и утверждает их.
Государственные статистические наблюдения включают следующие типы наблюдений - государственную статистическую отчетность и специально организованные статистические наблюдения.
План статистических работ после предварительного обсуждения с заинтересованными представителями науки и общественных организаций утверждается Правительством Республики Казахстан.
<*>
Сноска. В пункт 1 внесены изменения - приказом Председателя Агентства РК по статистике от 4 мая 2005 года N
76
.
2. Программы государственных статистических наблюдений разрабатываются с целью определения основных показателей социально-экономической, демографической и экологической сфер развития республики и ее регионов.
Уполномоченный орган осуществляет координацию статистической деятельности государственных органов и занимает ведущее положение в системе государственных статистических наблюдений. Государственные органы проводят статистические наблюдения в тех случаях, когда это обеспечивает разработку более достоверных статистических показателей, чем у уполномоченного органа.
3. В статистических формах должно содержаться минимальное количество реквизитов, необходимых для проведения качественного статистического наблюдения. Не допускаются дублирование показателей и необоснованная нагрузка на респондентов.
4. Настоящие Правила разработаны в соответствии с
Законом
Республики Казахстан "О государственной статистике" и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов.
Правила регламентируют порядок разработки и утверждения программ статистических наблюдений, представленных в виде статистических форм и инструкций по проведению общегосударственных и ведомственных статистических наблюдений и распространяются на все государственные органы, осуществляющие статистическую деятельность.
5. Программа статистического наблюдения - цель и задачи проведения наблюдения, перечень показателей (вопросов), по которым осуществляется сбор данных, методика их исчисления, представленные в виде формы, вопросника, анкеты, переписного листа, бланка учета и других (далее - формы статистические), и инструкции по проведению статистического наблюдения.
Государственные статистические наблюдения состоят из общегосударственных статистических наблюдений, организуемых уполномоченным органом в соответствии с планом статистических работ, и ведомственных статистических наблюдений, проводимых другими государственными органами, ведущими статистическую деятельность.
Органы государственной статистики - уполномоченный орган и другие государственные органы, ведущие статистическую деятельность.
6. Статистическая форма - установленная совокупность реквизитов, расположенных на рабочем поле документа по определенной схеме в зависимости от типа статистического наблюдения. Статистическая форма состоит из трех основных частей (титульная, содержательная и оформляющая) и оформляется в виде формы, вопросника, анкеты, переписного листа, бланка учета.
7. Государственная статистическая отчетность - общегосударственные и ведомственные статистические наблюдения, при которых физические лица, юридические лица и их структурные подразделения представляют органам государственной статистики в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, отчеты за подписями лиц, ответственных за представление и достоверность сообщаемых сведений.
Специально организованные статистические наблюдения - общегосударственные и ведомственные статистические наблюдения, при которых сбор первичной статистической информации осуществляется не на основе отчетов, а другими способами. По способу сбора первичной статистической информации различаются анкетные, декларационные, корреспондентские и инспекционные наблюдения, учет и перепись.
Непредставление государственной статистической отчетности влечет административную ответственность в соответствии с законодательством.
Государственная статистическая отчетность по времени проведения подразделяется на периодическую, предоставляемую через определенные промежутки времени, и единовременную, собираемую по мере необходимости, без определенной периодичности. Периодическая отчетность подразделяется на текущую (отчетный период которой менее года: полугодие, квартал, месяц, неделя и другие периоды) и годовую. Годовая отчетность представляется один раз в год вне связи с началом или окончанием календарного года, а также за период свыше года (два раза в пять лет, один раз в два года и другие периоды).
9. Ведомственные статистические наблюдения - наблюдения, проводимые государственными органами Республики Казахстан.
10. Уполномоченный орган - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство государственной статистикой, полномочия которого определяются законодательством Республики Казахстан. Уполномоченный орган разрабатывает и реализует государственную политику в области статистики.
Нормативные правовые акты уполномоченного органа по организации статистики обязательны для всех физических лиц, охваченных государственными статистическими наблюдениями, а также для юридических лиц.
<*>
Сноска. В пункт 10 внесены изменения - приказом Председателя Агентства РК по статистике от 4 мая 2005 года N
76
.
11. Государственные органы, ведущие статистическую деятельность - государственные органы, проводящие ведомственные статистические наблюдения. Они представляют в уполномоченный орган на согласование и утверждение программы проводимых статистических наблюдений в виде статистических форм и инструкций по проведению статистических наблюдений.
12. Учетная единица - единица, о которой представляется первичная статистическая информация.
Для обозначения круга учетных единиц на титульной части статистической формы используются термины, которые наиболее понятны для респондентов и точно описывают совокупность субъектов статистического наблюдения.
13. Разработка программ статистического наблюдения включает в себя:
1) определение цели и задач статистического наблюдения;
2) составление перечня показателей (вопросов) для сбора данных;
3) описание методики расчета показателей.
Программа статистического наблюдения, представленная в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил в виде статистической формы и инструкции по проведению статистического наблюдения, согласовывается с заинтересованными государственными органами. Согласованный пакет документов представляется на утверждение в уполномоченный орган.
Основаниями для разработки программ статистических наблюдений являются:
1) Программа совершенствования государственной статистики;
2) нормативные правовые акты Республики Казахстан, предусматривающие изменение содержания статистических форм;
3) план статистических работ;
4) перечни форм общегосударственных и ведомственных статистических наблюдений;
5) изменение наименования или функций государственного органа, осуществляющего статистическую деятельность;
6) необходимость внесения изменений в титульную, содержательную, оформляющую части статистической формы и в инструкцию по проведению статистического наблюдения.
14. Разработка программ общегосударственных статистических наблюдений осуществляются уполномоченным органом.
Разработка программ статистических наблюдений на предстоящий год осуществляются в соответствии с графиком, утверждаемым приказом уполномоченного органа.
Проведение мероприятий по разработке программ статистических наблюдений уполномоченным органом осуществляется в следующем порядке:
1) издается приказ об организации работ по разработке и утверждению статистических форм на следующий отчетный год;
2) утверждается график разработки и утверждения статистических форм;
3) вносятся и анализируются предложения по совершенствованию действующих или разработке новых статистических форм;
4) определяется перечень статистических форм на основе планируемых статистических наблюдений по отраслям статистики;
5) осуществляется разработка статистических форм и инструкций по проведению статистических наблюдений;
6) проводится экспертиза статистических форм на соответствие действующим классификациям, стандартам оформления;
7) статистические формы согласовываются с заинтересованными государственными органами.
<*>
Сноска. В пункт 14 внесены изменения - приказом Председателя Агентства РК по статистике от 4 мая 2005 года N
76
.
15. Разработка программ ведомственных статистических наблюдений проводится в соответствии с настоящими Правилами, действующим Положением о государственном органе, ведущем статистическую деятельность, и его ведомственными нормативными актами.
На согласование с заинтересованными государственными органами представляется макет статистической формы и проект инструкции по проведению статистического наблюдения.
16. Статистическая форма должна иметь определенную целостную структуру построения документа, определяющую цели и задачи статистического наблюдения. Статистическая форма содержит показатели в натуральном или стоимостном выражении, которые основаны на данных первичного и бухгалтерского учетов.
Важным требованием, предъявляемым к статистическим формам, является соблюдение единого стандарта оформления.
Стандарт оформления статистической формы - нормативные требования, направленные на установление оптимальной совокупности реквизитов, расположенных на рабочем поле формы по определенной схеме в зависимости от типа статистического наблюдения, и устанавливаемые уполномоченным органом.
На титульном листе статистической формы указываются тип статистического наблюдения, индекс формы и периодичность, номер и дата приказа об ее утверждении, места для заполнения идентификационного кода учетной единицы, соответствующего государственному Общему классификатору предприятий и организаций (далее - ОКПО) и кода формы по Общему классификатору управленческой документации (далее - ОКУД), наименование статистического наблюдения (отчета), отчетный период, круг отчитывающихся учетных единиц, адрес и срок представления отчетности.
В целях обеспечения конфиденциальности первичной статистической информации наименование и адрес учетной единицы указываются на отрывной части формы, которая удаляется после приема и проверки правильности заполнения кода ОКПО.
Состав и методология исчисления показателей, указанных в статистических формах и инструкциях по проведению статического наблюдения, а также атрибуты формы, представленные на титульном листе, являются обязательными для всех учетных единиц и могут быть изменены путем утверждения программ статистических наблюдений.
17. Утверждение программ общегосударственных и ведомственных статистических наблюдений в виде статистических форм и инструкций по проведению статистических наблюдений, осуществляется нормативными правовыми актами уполномоченного органа и является одной из основных его функций, выполняемых в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственной статистике", Положением об уполномоченном органе, утверждаемым Правительством Республики Казахстан.
18. Нормативные правовые акты по утверждению программ статистических наблюдений не содержат иных правовых норм, кроме отраженных в Законе Республики Казахстан "О государственной статистике", принятых в соответствии с ним подзаконных актов и плане статистических работ, утверждаемом Правительством Республики Казахстан и относятся к нормативным актам, содержащим статистические, технические нормы и стандарты. Нормативные правовые акты по утверждению программ оформляются в виде приказов об утверждении статистических форм и инструкций по проведению статистического наблюдения.
19. Программы общегосударственных и ведомственных статистических наблюдений подлежат утверждению в уполномоченном органе при соблюдении следующих требований:
1) статистические формы и инструкции по проведению статистических наблюдений разработаны в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил. Примерные макеты титульных листов форм и образец таблицы статистической формы приведены в приложениях 1-7;
2) показатели и их коды соответствуют действующим государственным и ведомственным классификациям;
3) статистические формы и инструкции по проведению статистических наблюдений представлены на государственном и русском языках в трех экземплярах.
20. Устанавливаются следующие ограничения сроков, утверждения статистических форм:
1) формы государственной статистической отчетности, вводимые в текущем порядке на следующий отчетный год - не позднее, чем за 7 месяцев до начала отчетного года;
2) формы для специально организованных статистических наблюдений, вводимых в текущем порядке:
с годовой периодичностью - не позднее, чем за 6 месяцев до момента проведения статистического наблюдения,
с месячной и квартальной периодичностью, а также анкеты единовременных учетов - не позднее, чем за 3 месяца до момента проведения статистического наблюдения.
21. Формы государственной статистической отчетности могут использоваться для проведения статистических наблюдений после их включения в перечни форм общегосударственной и ведомственной статистической отчетности, утвержденных Правительством.
Формы специально организованных статистических наблюдений могут использоваться для проведения статистических наблюдений после их утверждения уполномоченным органом.
22. Статистические формы и инструкции по проведению статистических наблюдений, не утвержденные уполномоченным органом, считаются недействительными.
23. Полный перечень всех утвержденных статистических форм ежегодно формируется и распространяется уполномоченным органом. Перечень распространяется бесплатно в электронном виде на электронных носителях заказчиков.
Приложение 1
к Правилам разработки и утверждения
программ общегосударственных и
ведомственных статистических
наблюдений
Конфиденциальность гарантируется Кем представляется
--------------------------------------------------------------------
Государственная статистика Республики Казахстан
Информация представляется в соответствии с Законом Республики
____________________________________________________________________
Код ОКУД _______________________ Форма ____________________________
Код ОКПО __________________________ Утверждена приказом
от _________ 200__г. N _____ Представляется
(указать круг учетных единиц,
Полное наименование отчета
|
Приложение 2
к Правилам разработки и утверждения
программ общегосударственных и
ведомственных статистических
наблюдений
Конфиденциальность гарантируется Кем представляется
--------------------------------------------------------------------
Государственная статистика Республики Казахстан
Информация представляется в соответствии с Законом Республики
Код ОКУД ______________________ Форма ____________________________
Код ОКПО _____________________ Утверждена приказом
_____________________________
от _________ 200__г. N _____
Представляется
Полное наименование информации
|
Приложение 3
к Правилам разработки и утверждения
программ общегосударственных и
ведомственных статистических
наблюдений
Конфиденциальность гарантируется Кем представляется
линия отрыва адресной части
Государственная статистика Республики Казахстан
Информация представляется в соответствии с Законом Республики
Анкета ______________________
Утверждена приказом
Полное наименование анкеты Благодарим за сотрудничество |
Приложение 4
к Правилам разработки и утверждения
программ общегосударственных и
ведомственных статистических
наблюдений
Приложение 5
к Правилам разработки и утверждения
программ общегосударственных и
ведомственных статистических
наблюдений
Государственная статистика Республики Казахстан
Информация представляется в соответствии с Законом Республики
Код ОКУД ______________________ Форма ____________________________
от _______ 200__г. N ____
Представляется
Сводная информация
|
Приложение 6
к Правилам разработки и утверждения
программ общегосударственных и
ведомственных статистических
наблюдений
Примерный макет таблицы
статистической формы
_______________________
Общий заголовок
(наименование таблицы)
-----------------------
_______________________________________________________
______________________________________ |
|
Таблица статистической формы представляет собой комбинацию горизонтальных строк и вертикальных граф (колонок, столбцов). Составными элементами таблицы являются общий, боковые и верхние заголовки. В общем заголовке таблицы должно быть кратко, точно отражено основное содержание таблицы. В верхних заголовках таблицы должны быть указаны единицы измерения, период, классификации и другое.
В левой части таблицы располагаются изучаемые объекты, отдельные единицы, а в правой части - показатели, характеризующие изучаемые объекты. Отступление от этого правила делается в целях удобства расположения данных в таблице, когда несколько названий изучаемых объектов, а показателей - 15 и более.
Изучаемые объекты и показатели должны быть расположены в определенной логической последовательности, а не в случайном порядке. Строки изучаемого объекта и графы показателей по возможности размещаются по принципу от частного к общему, то есть сначала показываются слагаемые, а в конце строки или графы подводятся итоги. Когда нет необходимости приводить все слагаемые, а нужно выделить только некоторые, следует сначала показывать общие итоги, а затем в том числе отдельные слагаемые.
Строки таблицы обозначаются кодами (шифрами). Графы нумеруются порядковыми номерами или буквами. Графы правой части таблицы, предназначенные для данных, нумеруются порядковыми номерами. Графы левой части таблицы, в которой находятся изучаемые объекты, код (шифр) строк и единицы измерения обозначаются буквами "А", "Б" и так далее.
Следует по возможности избегать примечаний или оговорок в сносках к таблицам. Все необходимые оговорки следует делать в тесте изучаемого объекта, в названии графы, или в заголовке таблицы.
________________________________________________________________________
Приложение 7
к Правилам разработки и утверждения
программ общегосударственных и
ведомственных статистических
наблюдений
Реквизиты титульного листа
статистических форм
Титульный лист статистической формы содержит:
1. классификационные коды
формы документа по ОКУД
идентификационного кода по ОКПО
Коды проставляются в верхней части титульного листа
2. наименование формы
краткое - в верхнем правом углу титульного листа
полное - в нижней части титульного листа
3. сведения об утверждении формы
номер приказа, дата утверждения
4. кому представляется
полное наименование и адрес статистического органа,
осуществляющего сбор первичной статистической информации
5. кем представляется
полное наименование и почтовый адрес учетной единицы указываются на отрывной части формы в целях обеспечения
конфиденциальности
предоставленной статистической информации
6. обозначение круга учетных единиц
тип единиц и сфера их деятельности
7. дата или срок представления
Перечень сокращений
ОКУД - Общий классификатор управленческой документации;
ОКПО - Общий классификатор предприятий и организаций.