Об утверждении Инструкции по применению Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях в деятельности органов внутренних дел

Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 20 июня 2001 года N 486. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 10 сентября 2001 года N 1639

Действующий
      В целях упорядочения и приведения административной деятельности органов внутренних дел в соответствие с K010155_ Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях приказываю:
      1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по применению Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях в деятельности органов внутренних дел.
      2. Председателю Комитета Уголовно-исполнительной системы, начальникам Департаментов и самостоятельных управлений МВД, РГП "Кузет", УВД г. Астаны, ГУВД г. Алматы, ГУВД-УВД областей и на транспорте принять настоящую Инструкцию к руководству и обеспечить неукоснительное исполнение ее требований.
      3. С приказом ознакомить личный состав органов внутренних дел

Республики Казахстан.
     4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на 
вице-Министра внутренних дел Республики Казахстан генерал-майора полиции 
Отто И.И.
     5. Настоящий приказ вступает в силу со дня государственной 
регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
     
     Министр внутренних дел
     Республики Казахстан -
     Командующий внутренними
     войсками
     


                                            Утверждена Приказом МВД

Республики Казахстан от 20 июня 2001 года N 486


                               Инструкция
               по применению Кодекса Республики Казахстан об
              административных правонарушениях в деятельности
                         органов внутренних дел

                           1. Общие положения

      1. Настоящая Инструкция регламентирует правоприменительную деятельность органов внутренних дел Республики Казахстан (должностных лиц), в пределах их компетенции, в соответствии с K010155_ Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
      2. Законодательство об административных правонарушениях имеет задачей охрану прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, окружающей среды, общественной нравственности, собственности, общественного порядка и безопасности, установленного порядка осуществления государственной власти, охраняемых законом прав и интересов организаций от административных правонарушений, а также предупреждение их совершения.
      3. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, убеждений, пола, языка, отношения к религии и характера занятий, места жительства, принадлежности к общественным объединениям, а также любых иных обстоятельств.
      4. Физическое лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном Кодексом порядке и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа внутренних дел (должностного лица), рассмотревшего в пределах своих полномочий дело. Никто не обязан доказывать свою невиновность. Любые сомнения в виновности толкуются в пользу лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В его же пользу должны разрешаться и сомнения, возникающие при применении законодательства об административных правонарушениях.
      Физическое лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
      5. Никто не может быть подвергнут административному задержанию, приводу, доставлению в орган внутренних дел (полицию), личному досмотру и досмотру находящихся при физическом лице вещей иначе, как на основаниях и в порядке, установленных Кодексом.
      6. Арест как мера административного взыскания может налагаться только по постановлению судьи в случаях и в порядке, установленных Кодексом.
      7. Каждому задержанному, подвергнутому приводу, доставленному в орган внутренних дел (полицию) немедленно сообщаются основания задержания, привода, доставления, а также юридическая квалификация административного правонарушения, совершение которого ему вменяется.
      8. Орган внутренних дел (должностное лицо) обязан немедленно освободить незаконно задержанного, подвергнутого приводу, доставлению или находящегося под арестом свыше срока, предусмотренного постановлением судьи.
      9. Никто из участвующих в деле об административном правонарушении лиц не может подвергаться насилию, жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.
      10. Содержание лица, в отношении которого в качестве меры административного взыскания избран арест, а также лица, подвергнутого административному задержанию, должно осуществляться в условиях, исключающих угрозу его жизни и здоровью.
      11. При производстве по делам об административных правонарушениях запрещаются решения и действия, унижающие честь или умаляющие достоинство лица, участвующего в деле, не допускаются сбор, использование и распространение сведений о частной жизни, а равно сведений личного характера, которые лицо считает необходимым сохранить в тайне, для целей, не предусмотренных Кодексом.
      12. Моральный вред, причиненный лицу в ходе производства по делам об административных правонарушениях незаконными действиями должностных лиц органов внутренних дел, подлежит возмещению в установленном законом порядке.
      13. Частная жизнь граждан, личная и семейная тайна находятся под охраной закона. Каждый имеет право на тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничения этих прав в ходе производства по делу об административном правонарушении допускаются только в случаях и в порядке, прямо установленных законом.
      14. Собственность гарантируется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
      15. Производство по делам об административных правонарушениях в Республике Казахстан ведется на государственном языке, а при необходимости в производстве наравне с государственным употребляется русский язык или другие языки.
      16. Участвующим в деле лицам, не владеющим или недостаточно владеющим языком, на котором ведется производство по делу, разъясняется и обеспечивается право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства, приносить жалобы, знакомиться с материалами дела, выступать при его рассмотрении на родном языке или другом языке, которым они владеют, бесплатно пользоваться услугами переводчика.
      17. Участвующим в производстве по делам об административных правонарушениях лицам бесплатно обеспечивается перевод на язык производства необходимых им в силу закона материалов дела, изложенных на другом языке.
      18. Процессуальные документы, подлежащие вручению правонарушителю и потерпевшему, должны быть переведены на их родной язык или на язык, которым они владеют. Расходы по переводу и услуги переводчика оплачиваются за счет государственного бюджета.
      19. Никто не обязан давать показания против себя самого, супруга (супруги) и своих близких родственников, круг которых определен законом. Священнослужители не обязаны свидетельствовать против доверившихся им на исповеди. Указанные лица вправе отказаться от дачи показаний и не могут быть подвергнуты за это какой бы то ни было ответственности.
      20. Каждый имеет право на получение в ходе административного производства квалифицированной юридической помощи в соответствии с законом. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
      21. Административной ответственности подлежит физическое вменяемое лицо, достигшее ко времени совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста и юридическое лицо.
      22. Юридическое лицо подлежит ответственности за административное правонарушение в случаях, прямо предусмотренных особенной частью раздела 2 Кодекса. При этом оно подлежит ответственности, если деяние было совершено, санкционировано, одобрено органом или лицом, осуществляющим функции управления юридическим лицом.
      23. При осуществлении административного производства сотрудниками органов внутренних дел ссылки в документации по административному производству производятся только на нормы Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях.
      24. В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, U952707_ "Об органах внутренних дел Республики Казахстан" сотрудники органов внутренних дел на всей территории Республики Казахстан, независимо от занимаемой должности и внутриведомственной подчиненности, времени, в случае обращения к ним граждан и должностных лиц с заявлением или сообщением о правонарушении либо в случае непосредственного обнаружения такового, обязаны использовать всю полноту предоставленных им прав по пресечению правонарушений и задержанию правонарушителей, оказанию помощи нуждающимся в ней, охране места происшествия, а также для информирования ближайшего органа внутренних дел.
      Действия сотрудников органов внутренних дел, которыми временно ограничиваются права граждан, сопровождаются словами: "Именем закона". Каждое лицо в таком случае обязано прекратить активные действия, беспрекословно подчиниться требованиям сотрудника органов внутренних дел и выполнить его указания, связанные с исполнением служебных обязанностей.

          2. Административная ответственность несовершеннолетних

      25. Несовершеннолетними, на которых распространяется действие Кодекса, признаются лица, которым ко времени совершения административного правонарушения исполнилось шестнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. На несовершеннолетнего, совершившего административное правонарушение, может быть наложено административное взыскание либо к нему могут быть применены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:
      1) разъяснение закона;
      2) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
      3) возложение обязанности загладить причиненный вред;
      4) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
      26. Штраф назначается при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание. Размер штрафа не может превышать десяти месячных расчетных показателей.
      27. "Правилами об организации работы участковых инспекторов полиции по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Республики Казахстан", утвержденных приказом МВД РК от 17 июля 2000 года N 400, могут быть предусмотрены и иные меры воспитательного воздействия.
      28. Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько мер воспитательного воздействия.
      29. Сроки давности, предусмотренные статьей 69 Кодекса, при освобождении несовершеннолетних от административной ответственности или от исполнения административного взыскания сокращаются наполовину.
      30. Несовершеннолетний, на которого наложено административное взыскание за административное правонарушение, считается подвергнутым данному взысканию в течение шести месяцев со дня окончания исполнения постановления о наложении административного взыскания.

         3. Производство по делам об административных правонарушениях

      31. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств, исключающих производство:
      1) отсутствие события административного правонарушения (совершение деяния не предусмотренного Кодексом);
      2) отсутствие состава административного правонарушения (отсутствие одного либо нескольких признаков административного правонарушения), в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения административного правонарушения возраста, предусмотренного Кодексом, для привлечения к административной ответственности, или невменяемости физического лица, совершившего противоправное действие;
      3) отмены закона или отдельных его положений, устанавливающих административную ответственность;
      4) утраты силы закона или отдельных его положений, устанавливающих административную ответственность, вследствие признания их Конституционным Советом Республики Казахстан не соответствующими K951000_ Конституции Республики Казахстан;
      5) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
      6) наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, постановления судьи, органа внутренних дел (должностного лица) о наложении административного взыскания либо не отмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении, а также наличие по тому же факту постановления о возбуждении уголовного дела;
      7) смерти физического лица, в отношении которого ведется производство по делу.

            4. Участники производства по делам об административных
                    правонарушениях, их права и обязанности

      32. Участниками производства по делам об административных правонарушениях являются: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законные представители физического (юридического) лица, защитник, свидетель, понятой, специалист, эксперт, переводчик, прокурор.
      33. Дело об административном правонарушений рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствии указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о надлежащем его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступало ходатайства об отложении рассмотрения дела.
      34. В случае уклонения лица, привлекаемого к административной ответственности и свидетеля от явки по вызову органа внутренних дел (должностного лица), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, они могут быть подвергнуты приводу органом внутренних дел (полицией) на основании определения органа внутренних дел (должностного лица).
      35. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о надлежащем его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступало ходатайства об отложении рассмотрения дела.
      36. Потерпевший может быть опрошен в качестве свидетеля в порядке, предусмотренном статьей 594 Кодекса. Если потерпевшим является юридическое лицо, в качестве свидетеля может быть опрошен его законный представитель.
      37. Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними или по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно осуществлять свои права, осуществляют их законные представители.
      38. Законными представителями физического лица признаются родители, усыновители, опекуны, попечители и иные лица, на попечении или иждивении которых оно находится.
      39. Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законодательством Республики Казахстан (удостоверение личности, свидетельство о рождении ребенка, решение суда об усыновлении, решение органа опеки и попечительства о назначении опекунами или попечителями).
      40. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, участие его законного представителя обязательно. В случае уклонения от явки законный представитель несовершеннолетнего может быть подвергнут приводу, осуществляемому органом внутренних дел (полицией).
      41. Участие защитника в производстве по делу об административном правонарушении обязательно в случаях, если:
      1) об этом ходатайствует лицо, привлекаемое к административной ответственности;
      2) лицо, привлекаемое к административной ответственности, в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять свое право на защиту;
      3) лицо, привлекаемое к административной ответственности, не владеет языком, на котором ведется производство;
      4) в материалах дела есть данные, позволяющие полагать, что лицу, привлекаемому к административной ответственности, могут быть назначены принудительные меры медицинского характера.
      42. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе в любой момент производства по делу отказаться от защитника, что означает его намерение осуществлять свою защиту самостоятельно. Не принимается отказ от защитника по мотивам отсутствия средств для оплаты юридической помощи. Отказ оформляется в письменной форме.
      43. В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для данного дела.
      44. Свидетель вправе:
      1) отказаться от дачи показаний против себя, супруга (супруги) или близких родственников;
      2) делать заявления и замечания по поводу правильности внесения своих показаний в соответствующий протокол;
      3) при рассмотрении дела выступать на родном языке;
      4) пользоваться бесплатной помощью переводчика.
      45. Свидетель предупреждается об административной ответственности за уклонение или отказ от дачи показаний, дачу заведомо ложных показаний органу внутренних дел (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях и об уголовной ответственности за совершение этих деяний в суде.
      46. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, обязательно участие педагога или психолога. В случае необходимости опрос производится в присутствии законного представителя такого свидетеля.
      47. В качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть назначено любое незаинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия в собирании, исследовании и оценке доказательств, а также в применении технических средств.
      48. В качестве эксперта может быть вызвано незаинтересованное в деле лицо, обладающее специальными научными знаниями. Иные требования, предъявляемые к лицу, которому может быть поручено производство экспертизы, устанавливаются законодательством Республики Казахстан.
      Лицо, выступающее в качестве эксперта, вправе отказаться от дачи заключения по вопросам, выходящим за пределы его специальных знаний, а также, если представленные материалы недостаточны для дачи заключения, знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы и заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения.

                      5. Доказательства и доказывание

      49. Доказательствами по делу об административном правонарушении

являются любые фактические данные, на основе которых в установленном 
Кодексом порядке, судья или орган (должностное лицо), в производстве 
которого находится дело об административном правонарушении, устанавливает 
наличие или отсутствие события административного правонарушения, 
виновность физического лица, привлекаемого к административной 
ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для 
правильного разрешения дела.
     Доказательствами по делу об административных правонарушениях являются:
     1) объяснение лица, привлекаемого к административной ответственности;
     2) показания потерпевшего, свидетелей, заключение эксперта;
     3) вещественные доказательства;
     4) иные документы;
     5) протокол об административном правонарушении и протоколы, 
предусмотренные Кодексом.
     50. По делу об административном правонарушении подлежат доказыванию:
     1) наличие события административного правонарушения;
     2) лицо, совершившее противоправное деяние, за которое Кодексом 
предусмотрена административная ответственность;
     3) виновность физического лица в совершении административного 
правонарушения;
     4) обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную 
ответственность;
     5) характер и размер ущерба, причиненного административным 
правонарушением;
     6) обстоятельства, влекущие освобождение от административной 
ответственности;


      7) причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
      51. Экспертиза назначается органом внутренних дел (должностным лицом), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, когда обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть получены в результате исследования материалов дела, проводимого экспертом на основе специальных научных знаний. О назначении экспертизы орган (должностное лицо), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, выносит определение.

           6. Принятие мер обеспечения производства по делам
                   об административных правонарушениях

      52. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности подозреваемого в его совершении, составления протокола об административном правонарушении, когда невозможно его составление на месте совершения административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения принятого по делу постановления, уполномоченное должностное лицо органов внутренних дел вправе, в пределах своих полномочий, применять в отношении физического лица следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:
      1) доставление к месту составления протокола об административном правонарушении;
      2) административное задержание физического лица;
      3) привод;
      4) личный досмотр и досмотр транспортного средства, маломерного судна и вещей;
      5) изъятие документов и вещей;
      6) отстранение от управления транспортным средством или маломерным судном и освидетельствование его на состояние алкогольного, наркотического, токсикоманического опьянения;
      7) задержание транспортного средства или маломерного судна.
      53. Доставление, то есть принудительное препровождение физического лица в целях пресечения правонарушения, установления личности правонарушителя, а также составления протокола об административном правонарушении при невозможности составить его на месте, если составление протокола является обязательным, производится при совершении физическим лицом административных правонарушений, в случаях установленных статьей 619 Кодекса.
      54. Административное задержание, то есть временное лишение физического лица личной свободы, в частности, свободы действия и передвижения с принудительным содержанием в специальном помещении в течение определенного времени, с целью пресечения его противоправных действий может производиться органами внутренних дел (полиции) при совершении административных правонарушений, в случаях, установленных подпунктом 1) статьи 620 Кодекса.
      55. Об административном задержании составляется протокол и по просьбе лица, задержанного за совершение административного правонарушения, о месте его нахождения уведомляются его родственники, администрация по месту работы или учебы, а также защитник. О задержании несовершеннолетнего уведомление его родителей или лиц, их заменяющих, обязательно. Административное задержание длится не более трех часов, а в условиях чрезвычайного положения, нарушители могут быть задержаны сотрудниками органов внутренних дел (полицией) до окончания комендантского часа, а те из них, которые не имеют при себе документов, - до установления их личности, но не более чем на сорок восемь часов.
      Лица, подвергнутые административному задержанию или административному аресту, содержатся в специально отведенных для этого помещениях, отвечающих санитарным требованиям и исключающих возможность их самовольного оставления.
      56. Лицо, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного взыскания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию до рассмотрения дела об административном правонарушении, но не более сорока восьми часов.
      57. Срок административного задержания исчисляется с момента доставления физического лица в орган внутренних дел, а лица, находящегося в состоянии опьянения, - со времени его вытрезвления, удостоверенного медицинским работником.
      58. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, производится в необходимых случаях в целях обнаружения орудий совершения либо непосредственных объектов административного правонарушения.
      59. В исключительных случаях при наличии оснований полагать, что при физическом лице находится оружие или иные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью окружающих, личный досмотр, досмотр вещей может быть произведен без понятых с уведомлением об этом в течение двадцати четырех часов прокурора.
      60. Обнаруженные при попытке передачи в учреждениях уголовно-исполнительной системы и в условиях следственного изолятора и изолятора временного содержания (СИ и ИВС), любым скрытым от досмотра способом, запрещенные предметы изымаются. Изъятые предметы, которые не могут быть использованы в преступных целях, возвращаются лицу, у которого они были изъяты, с разъяснением причин возвращения. При обнаружении скрытых от досмотра передач или попыток передач любым способом алкогольных напитков, лекарственных и других веществ, обладающих одурманивающим действием, денег, продуктов питания, изделий и других предметов, запрещенных к хранению и использованию в указанных учреждениях, составляется протокол личного досмотра, досмотра вещей (при их проведении), а также протокол об административном правонарушении в двух экземплярах каждый. Оба протокола составляются сразу же, после выявления факта совершения административного правонарушения.
      61. Должностными лицами, уполномоченными принимать меры к обеспечению производства по делам об административном правонарушении в условиях СИ и ИВС, являются лица оперативно-начальствующего состава. Указанными лицами немедленно осуществляется сбор первичных материалов для возбуждения дел об административных правонарушениях.
      Указанными должностными лицами в течение трех часов правонарушитель и протокол об административном правонарушении с собранными материалами доставляются в территориальный орган внутренних дел, где по рапорту с указанными документами передаются дежурному органа внутренних дел для дальнейшего рассмотрения материалов и принятия решения по административному правонарушению.
      62. О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол. Копия протокола о личном досмотре вручается лицу, в отношении которого ведется производство по делу, его законному представителю.
      63. После рассмотрения дела в соответствии с вынесенным постановлением изъятые документы и вещи возвращаются их владельцу или конфискуются, или хранятся, или уничтожаются в установленном порядке. Об изъятии вещей и документов составляется протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого ведется производство по делу.
      64. Управляющий транспортным средством, водитель, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения, подлежит отстранению от управления транспортным средством и освидетельствованию на состояние опьянения.
      65. Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование и направление для медицинского освидетельствования на состояние опьянения производится, соответственно, должностными лицами дорожной полиции, военной автомобильной полиции при совершении правонарушений лицом, управляющим транспортным средством Вооруженных Сил Республики Казахстан.
      Наряду с должностными лицами дорожной полиции отстранять от управления транспортным средством водителя, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения, имеют право участковые инспекторы полиции, кроме того, другие сотрудники органов внутренних дел, которые в этом случае обязаны документально зафиксировать факт нарушения и принять меры по доставлению водителя и транспортного средства в ближайший орган внутренних дел.
      66. Направление для освидетельствования на состояние опьянения и оформление его результатов производится в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
      67. Об отстранении от управления транспортным средством, а также о направлении для освидетельствования на состояние опьянения делается отметка в протоколе административного правонарушения.
      68. Акт освидетельствования на состояние опьянения прилагается к соответствующему протоколу.
      69. При совершении нарушений, указанных в статьях 462, 466-469 Кодекса, уполномоченное должностное лицо дорожной полиции вправе задерживать транспортные средства, до устранения причин задержания транспортного средства.
      70. Задержание транспортного средства, производится должностными лицами дорожной полиции, военной автомобильной полиции при совершении административного правонарушения лицом, управляющим транспортным средством Вооруженных Сил Республики Казахстан.
      О задержании транспортного средства, изъятии государственного регистрационного номерного знака составляется акт установленной формы и приобщается к протоколу об административном правонарушении.
      Хранение задержанного транспортного средства, производится в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
      71. При уклонении водителя или иного лица, управлявшего транспортным средством, от освидетельствования в присутствии двух свидетелей составляется протокол о нарушении Правил дорожного движения (далее - ПДД), в котором указываются основания, дающие право полагать, что водитель или иное лицо находится в состоянии опьянения, и действия нарушителя по уклонению от освидетельствования. Запись об этом делается в графе, описывающей нарушение.

          7. Возбуждение дела об административных правонарушениях

      72. Возбуждение дела может быть следствием совершения лицом административного проступка, а также следствием проводимых органами внутренних дел проверок на объектах и выявления в ходе таких проверок недостатков и нарушений, являющихся основанием для применения административных взысканий.
      73. В случае, когда требуется дополнительное выяснение обстоятельств административного правонарушения, личность физического лица или сведений о юридическом лице и личности законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждается дело, протокол об административном правонарушении составляется в течение трех суток с момента выявления правонарушения.
      74. Итогом административного расследования является, как правило, составление протокола об административном правонарушении.
      75. При совершении административного правонарушения, влекущего наложение административного взыскания в виде предупреждения или штрафа, не превышающего размера одного месячного расчетного показателя, протокол об административном правонарушении не составляется, а предупреждение оформляется или штраф налагается и взимается уполномоченным на то должностным лицом органа внутренних дел на месте совершения административного правонарушения. При взимании штрафа нарушителю выдается квитанция установленного образца, являющаяся документом строгой финансовой отчетности.
      76. Предупреждение по факту об административном правонарушении, оформляется должностным лицом органа внутренних дел, где указываются все реквизиты, что и на квитанции установленного образца. Правонарушитель с принятым решением ознакамливается и предупреждается о недопустимости дальнейшего противоправного поведения.
      77. Если лицо оспаривает налагаемое взыскание за совершение административного правонарушения, в таком случае составляется протокол об административном правонарушении.
      Если нарушение совершено несколькими лицами, протокол составляется на каждого правонарушителя.
      78. При нарушении ПДД, повлекшем повреждения транспортных средств, грузов, дорог, дорожных сооружений или иного имущества, а равно причинившим потерпевшему легкий вред здоровью (легкие телесные повреждения), либо причинившим существенный материальный ущерб, должностными лицами дорожной полиции составляются и приобщаются к протоколу следующие документы:
      1) дополнение к протоколу со схемой происшествия (Приложение 1);
      2) объяснения участников происшествия и свидетелей;
      3) справки о повреждении транспортных средств (Приложение 2) выдаются водителям транспортных средств уполномоченными на то должностными лицами дежурных частей дорожной полиции после регистрации материала ДТП.
      Справка должна регистрироваться в отдельном журнале с указанием регистрационного номера и выдаваться под роспись участнику ДТП.
      Примечание: на схеме происшествия отражается картина происшествия (следы торможения, осколки и осыпания предметов и частей транспортных средств в результате ДТП); обозначается точное место столкновения, устанавливаемое по характерным признакам и показаниям участников и очевидцев происшествия; указываются точные сведения (измерения), позволяющие восстановить расположение транспортных средств после происшествия; обозначаются технические средства организации дорожного движения (знаки, разметка, ограждения, светофорные объекты и т.д.). Отображение указанных объектов на схеме проводится путем обозначения двух размеров по длине и ширине проезжей части дороги с привязкой к стационарному объекту. Фиксация положения транспортных средств производится не менее чем по двум базовым точкам транспортного средства. Отображение дорожных знаков и разметки проводится по их цифровому обозначению согласно ПДД.
      79. Схема подписывается должностным лицом, ее составившим, водителями и понятыми.
      80. При необходимости по письменным запросам юридических и физических лиц подразделениями (должностными лицами) дорожной полиции, рассмотревшими административное дело, сообщаются сведения о виновном водителе.
      81. Оформление и рассмотрение указанных дел осуществляется в административном порядке без вынесения постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела.
      Примечание: 1) оформление дел о нарушениях ПДД, повлекших причинение легкого вреда здоровью (легкого телесного повреждения), производится в порядке, предусмотренном Кодексом и настоящей Инструкцией, с оформлением протокола осмотра места ДТП и транспорта;
      2) определение понятия "легкий вред здоровью (легкое телесное повреждение)" производить в соответствии с УК РК: легкий вред здоровью это кратковременное расстройство здоровья или незначительная стойкая утрата общей трудоспособности;
      3) в случаях невозможности точного определения тяжести причиненного вреда здоровью или поступления письменного заявления от лица (либо его законного представителя), получившего вред здоровью (телесные повреждения), должностным лицом дорожной полиции назначается судебно-медицинская экспертиза, по результатам которой дальнейшее разрешение дела определяется в соответствии с УПК РК.
      82. По административным делам, составленным за нарушение ПДД, в результате которого были получены механические повреждения транспортных средств, в целях правильного разрешения дела, в необходимых случаях должны быть истребованы документы о сумме материального ущерба.
      Примечание: Под существенным ущербом, признается ущерб причиненный физическому лицу на сумму, в пятьдесят раз превышающую месячный расчетный показатель, либо ущерб, причиненный юридическому лицу или государству на сумму, в двести раз превышающую месячный расчетный показатель, установленный законодательством Республики Казахстан на момент совершения правонарушения.

           8. Рассмотрение дел об административных правонарушениях

      83. Должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении руководствуется статьей 643 Кодекса.
      84. Дела об административных правонарушениях рассматриваются в пятнадцатидневный срок со дня получения, органом внутренних дел (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
      85. В случае поступления ходатайств и других обстоятельств срок рассмотрения может быть продлен органом внутренних дел (должностным лицом), рассматривающим дело, но не более чем на один месяц.
      86. Рассмотрев дело об административном правонарушении, орган внутренних дел (должностное лицо) выносит одно из следующих постановлений:
      1) о наложении административного взыскания;
      2) о прекращении производства по делу;
      3) о передаче дела на рассмотрение судье, органу (должностному лицу), правомочному налагать за данное административное правонарушение взыскание иного вида или размера, а также о передаче дела на рассмотрение по месту учета транспортного средства, в случаях, предусмотренных статьей 642 Кодекса;
      4) о принудительном исполнении постановления о наложении штрафа.
      87. Постановление по делу об административном правонарушении подписывается должностным лицом, вынесшим постановление о наложении административного взыскания и объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.
      88. Копия постановления немедленно вручается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему, законному представителю физического лица по их просьбе. В случае отсутствия указанных лиц копия постановления высылается в течение трех дней со дня его вынесения.
      89. Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:
      1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если оно не было обжаловано или опротестовано;
      2) немедленно после вынесения определения по жалобе, протесту, а также вынесения постановления в случае, предусмотренном статьей 664 Кодекса.
      90. Органы (должностные лица), которым предоставлено право налагать административные взыскания, могут вместо наложения административных взысканий на военнослужащих и находящихся на военных сборах граждан, прокуроров, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников финансовой полиции и таможенных органов, передавать материалы об административных правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.
      Проверка фактов совершения административных правонарушений этой категорией служащих должна проводиться с обязательным участием представителя органа, в котором состоит на службе это должностное лицо.
      91. Водители транспортных средств, совершившие правонарушения, предусмотренные статьями 461-469, 476 Кодекса, могут направляться на сдачу экзамена для проверки знания правил дорожного движения.
      Указанная мера административного правового воздействия может применяться как наряду с наложением административного взыскания, так и вместо него при освобождении лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности по основаниям, предусмотренным статьями 67, 68 Кодекса.
      Решение о направлении водителя на проверку знания правил дорожного движения вправе принимать начальники отделений (отделов, управлений, департаментов) дорожной полиции органов внутренних дел и их заместители.

                       9. Исполнение постановлений

      92. Обращение постановления о наложении административного взыскания к исполнению возлагается на судью, орган внутренних дел (должностное лицо), вынесший постановление. Постановление направляется органу (должностному лицу), уполномоченному приводить его в исполнение в течение суток со дня вступления его в законную силу. Постановления о наложении административных взысканий в виде лишения специального права направляются органам, уполномоченным приводить их в исполнение, немедленно после их вынесения.
      Уклонение лица от административного взыскания влечет исполнение этого взыскания в принудительном порядке в соответствии с законодательством.
      93. При наличии обстоятельств, делающих исполнение постановления о наложении административного взыскания в виде административного ареста, лишения специального права или штрафа (за исключением взыскания штрафа на месте совершения административного правонарушения) невозможным в установленные законом сроки, судья, орган внутренних дел (должностное лицо), вынесшее постановление, могут по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление, отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата штрафа может быть рассрочена судьей, органом внутренних дел (должностным лицом), вынесшим постановление, на срок до трех месяцев.
      94. Постановление о наложении административного взыскания не подлежит исполнению, если оно не было приведено в исполнение в течение одного года со дня его вступления в законную силу.
      95. В случае приостановления исполнения постановления в соответствии со статьей 659 Кодекса течение давностного срока приостанавливается до рассмотрения жалобы или протеста.
      96. Течение срока давности, предусмотренного в части первой статьи 703 Кодекса, прерывается, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от его исполнения. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения этого лица.
      97. В случае отсрочки исполнения постановления в соответствии со статьей 701 Кодекса течение давностного срока приостанавливается до истечения срока отсрочки, а при рассрочке исполнения постановления течение срока давности продлевается на срок отсрочки.
      98. Постановление о наложении административного взыскания, по которому не производилось исполнение или исполнение произведено не полностью, возвращается органом внутренних дел, исполнявшим постановление, судье, органу (должностному лицу), вынесшему постановление в соответствии со статьей 704 Кодекса.
      99. По истечении срока, установленного статьей 707 Кодекса, для добровольного исполнения, постановление о наложении штрафа направляется органом внутренних дел (должностным лицом), наложившим административное взыскание, в суд для рассмотрения его в порядке, предусмотренном Кодексом (Приложение 3).
      100. Постановление судьи о лишении права управления транспортными средствами, за исключением тракторов, самоходных машин и других видов техники, права охоты, лицензии, оружия, боевых припасов, специальных технических средств и криптографических средств защиты информации исполняется должностными лицами органов внутренних дел.
      101. Исполнение постановления о лишении права управления транспортными средствами производится путем изъятия соответственно водительского удостоверения, если водитель, лишен права управления всеми видами транспортных средств.
      Исполнение постановления о лишении права ношения и хранения оружия производится путем изъятия соответствующего удостоверения и оружия.
      Если водитель, лишен права управления не всеми видами транспортных средств, то в водительском удостоверении, удостоверении на право управления отмечается, какими видами транспортных средств, он лишен права управления.
      102. В случае уклонения водителя, лишенного права управления транспортными средствами, от сдачи водительского удостоверения, органы внутренних дел производят изъятие водительского удостоверения в установленном порядке.
      103. По истечении срока лишения специального права лицу, подвергнутому данному виду административного взыскания, изъятые документы возвращаются в установленном порядке.
      104. Постановление о проверке знаний правил дорожного движения приводится в исполнение органами дорожной полиции Министерства внутренних дел Республики Казахстан в порядке, установленном законодательством.
      105. Исполнение постановления об административном выдворении из Республики Казахстан иностранцев и лиц без гражданства производится путем официальной передачи иностранца или лиц без гражданства представителю власти государства, на территорию которого выдворяется указанное лицо, либо путем контролируемого самостоятельного выезда выдворяемого из Республики Казахстан.
      106. Органами внутренних дел осуществляется исполнение постановлений об административном выдворении при совершении правонарушений, предусмотренных статьями 394, 396 и 397 Кодекса.

       10. Делопроизводство по делам об административных правонарушениях

      107. Производство по делам об административных нарушениях ведется в строгом соответствии с законодательством Республики Казахстан и в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
      108. В подразделениях органов внутренних дел производство по делам об административных правонарушениях ведется ответственным сотрудником по контролю за административной деятельностью под руководством и контролем начальника (заместителя) подразделения органа внутренних дел.
      109. В подразделениях дорожной полиции производство по делам об административных нарушениях ПДД ведется отделами (отделениями, группами) административной практики или работниками, на которых возлагаются эти обязанности, под руководством и контролем руководителя (заместителя руководителя) подразделения ДП.
      110. Бланки протоколов административных правонарушений, бланки постановлении о наложений административного взыскания, бланки актов освидетельствования, квитанции установленного образца о взимании штрафа на месте являются документами строгой отчетности. При изготовлении они должны иметь единую нумерацию в пределах области. Серия бланков должна соответствовать литеру, установленному для данной области.
      111. Получение, учет, хранение, выдача указанных бланков осуществляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к обращению с документами строгой отчетности. Количественный учет поступления и выдачи их ведется в журналах прихода, расхода бланков строгой отчетности (Приложение 4).
      112. Корешки от использованных протоколов и испорченные бланки протоколов сдаются лицу, ответственному за их получение и выдачу, о чем делается соответствующая запись в журнале.
      113. Лицо, ответственное за получение и выдачу бланков строгой отчетности, не менее одного раза в месяц проводит проверку наличия и правильного расходования бланков. Результаты проверки письменно докладываются руководителю подразделения органа внутренних дел (дорожной полиции), который в случае выявления нарушений назначает дополнительную проверку и при необходимости возбуждает дисциплинарное производство.
      114. Записи в протоколах, квитанциях о взимании штрафа на месте, журналах производятся чернилами (пастой) синего (фиолетового) или черного цвета.
      При заполнении протокола необходимо точно заполнять все предусмотренные реквизиты. Графы "фамилия, имя, отчество" заполняются печатными буквами. В графе протокола "время, место нарушения" необходимо указывать точное время и место совершения нарушения с привязкой к стационарному объекту. Например: "...20.04.2001 г. в 19.42 ч. на четной стороне ул. Темирбаева у дома N 66 ...".
      115. Если при выявлении и фиксации нарушения использовались специальные технические средства, в протоколе указываются: название, номер, дата метрологической проверки и показания использованного специального технического средства.
      116. В случае если для дачи объяснения нарушителем в протоколе недостаточно места допускается изложение объяснения на отдельном листе, который прилагается к протоколу.
      117. Материалы об административных правонарушениях в течение суток после их составления передаются под расписку в корешке протокола ответственному за регистрацию, который регистрирует их в журнале учета административного производства (Приложение 5).
      Примечание: в случаях, когда не правильно составлен протокол и другие материалы о нарушении ПДД, которые невозможно устранить, они возвращаются лицу, составившему протокол для устранения недостатков после их регистрации. Недостатки протоколов и других материалов устраняются в срок не более трех суток со дня их получения и повторно направляются в течение суток, со дня устранения недостатков.
      118. Материалы об административных правонарушениях, поступающие из других органов внутренних дел, регистрируются в отдельном журнале, который ведется ответственным сотрудником по контролю за административной деятельностью (инспектором по административной практике дорожной полиции).
      119. В органах внутренних дел, где налажена работа по ведению компьютерной (автоматизированной) регистрации административных дел и материалов, журналы учета не ведутся, регистрация, учет и передача административных дел и материалов производится по компьютерным распечаткам (квестам), которые сшиваются в соответствующие дела.
      Примечание: программы компьютерного (автоматизированного) учета административных дел должны в обязательном порядке включать реквизиты, предусмотренные журналом учета административного производства.
      120. Проверка журнала учета административного производства проводится путем проверки правильности заполнения, получения и передачи административных дел.
      121. Внутри подразделения административные дела и материалы, вместе с прилагаемыми документами, передаются от работника к работнику под расписку по разносной книге (Приложение N 6).
      122. В другие подразделения административные дела и материалы вместе с прилагаемыми документами пересылаются заказной корреспонденцией или передаются по разносной книге, о чем делается отметка в графе 7 книги. Ответственность за своевременность пересылки административных дел и материалов возлагается на руководителя подразделения органа внутренних дел.
      123. Направлять административные дела в другие ведомства запрещено, за исключением ведомств, которые по законодательству Республики Казахстан правомочны рассматривать (выносить протесты) и разрешать административные дела, а также ведомства, которые законодательством отнесены к правоохранительным, либо специальным государственным органам Республики Казахстан. В указанные ведомства административные дела пересылаются (передаются) при наличии письменных запросов на руководителя органа внутренних дел.
      Примечание: в указанные ведомства рекомендуется высылать заверенные ксерокопии административных дел.
      124. Ответственный сотрудник по контролю за административной деятельностью (инспектор административной практики ДП) после получения административных дел и материалов в соответствии с полученными от начальника (заместителя) органа внутренних дел письменными указаниями:
      1) анализирует документы по административному делу с точки зрения полноты и достоверности собранных доказательств, сведений о личности правонарушителя, точности оформления материалов дела и в случае необходимости, проводит сбор дополнительных сведений;
      2) принимает меры к передаче (пересылке) административных дел правомочному должностному лицу либо органу в сроки, предусмотренные настоящей Инструкцией;
      3) принимает меры к вызову на рассмотрение дела лиц, участие которых необходимо при рассмотрении дела, в соответствии с требованиями настоящей Инструкции;
      4) принимает меры к рассмотрению дела в сроки, установленные настоящей Инструкцией;
      5) передает административные дела на рассмотрение руководителю (заместителю) органа внутренних дел;
      6) принимает меры по исполнению вынесенных постановлений по делам об административных правонарушениях в соответствии с действующим законодательством и в порядке, установленном настоящей Инструкцией;
      7) в установленные нормативными актами МВД Республики Казахстан сроки организует и проводит выставление в отдел технической службы статистических форм автоматизированного учета административных правонарушений (ИПК-АП).
      Примечание: в подразделениях, где налажены автоматизированные формы регистрации и учета административных правонарушений, заполнение и выставление карточек ИПК-АП не обязательно.
      125. При подготовке административного дела для направления в суд лицами указанными в пункте 120, производится проверка в отношении правонарушителя на повторное в течение года совершение однородного административного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, по которому не истек срок предусмотренный статьей 66 Кодекса. Справка о проверке приобщается к административному делу.
      126. Заместитель начальника горрайлиноргана по службе, начальник отдела (отделения, группы) административной практики дорожной полиции либо работник, на которого возлагаются эти функции, организует и проводит:
      1) контроль наличия и правильного расходования бланков строгой отчетности в соответствии с требованиями настоящей Инструкцией;
      2) контроль за законностью и обоснованностью привлечения граждан к административной ответственности работниками подразделений горрайлиноргана;
      3) контроль за правильным ведением делопроизводства по административной деятельности, своевременной регистрацией административных дел и материалов, правильным и обоснованным составлением и ведением административных дел;
      4) ежемесячную сверку зарегистрированных правонарушений в органах внутренних дел с базой данных оперативно-технических служб;
      5) ежемесячную сверку в финансовых и налоговых органах сумм штрафов, поступающих в бюджет, с отчетными данными подразделений горрайлиноргана.
      127. О результатах выполнения указанных функций он не менее одного раза в месяц докладывает начальнику органа внутренних дел.
      Примечание: незаконно вынесенные сотрудниками горрайлиноргана постановления о наложении административных взысканий по представлению начальника подразделения ГОРОЛОВД отменяется начальником (заместителем) органа внутренних дел, который обязан принимать меры по восстановлению нарушенных прав и охраняемых законном интересов граждан. По результатам проверки жалобы (рассмотрение протеста) выносится определение.
      128. Контроль за деятельностью подразделений органа внутренних дел по вопросам административной деятельности возлагается на отделы (отделения, группы) организационно-аналитической работы и по контролю за административной деятельностью органа внутренних дел ГУВД, УВД областей, г.г. Астаны, Алматы, ГУВДТ, в подразделениях дорожной полиции - отделы (отделения, группы) административной практики, сотрудники которых анализируют состояние административной практики, практику наложения административных взысканий, направленность административной практики, выявляют причины и условия, способствующие совершению административных нарушений, готовят обзоры, отчеты и информацию по административной практике.
      129. В подразделениях органов внутренних дел Республики Казахстан ведется единая номенклатура дел.
      130. Все предусмотренные реквизиты бланков, журналов и дел должны заполняться в точном соответствии со своим предназначением.
      131. Листы журналов должны быть пронумерованы, прошиты и скреплены печатью. Вся номенклатура дел должна быть зарегистрирована в секретариате (канцелярии) органа внутренних дел.
      132. Документы, сведения, информация, запросы, сообщения, ответы, жалобы, протесты, заключения и другие материалы, имеющие отношения к данному административному делу, приобщаются к материалам дела и хранятся вместе с ним.
      133. Административные дела и материалы хранятся в сейфах (металлических шкафах).
      Сейфы (металлические шкафы) должны иметь надежные замки и опечатываться, ключи от них должны быть только у работников, занимающихся административной деятельностью.
      134. Не рассмотренные и неисполненные дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях в виде штрафа, хранятся в алфавитных карточных ящиках, помещенных в сейфы (металлические шкафы).
      135. Оконченные дела об административных правонарушениях (дела, по которым вынесенные постановления исполнены) ответственность за которые предусмотрена в виде предупреждения или штрафа, сшиваются в тома, сшитые листы нумеруются, на последнем листе производится заверительная подпись о количестве пронумерованных листов. Тома административных дел хранятся в архивных помещениях (шкафах) отделов (отделений) общественной безопасности (групп, отделений, отделов административной практики ДП). При необходимости изъятия административного дела, тома расшиваются, дело изымается, а вместо него подшивается справка о дальнейшем движении дела.
      136. Административные дела подлежат хранению в течение двух лет, следующих за годом исполнения постановления о наложении взыскания. Корешки протоколов, испорченные бланки административных протоколов и постановлений о наложении административных взысканий, административные дела, срок хранения которых истек, уничтожаются комиссионно во время проверки административной практики.
      137. Уничтожение оформляется соответствующими актами, которые хранятся в подразделениях органов внутренних дел.
      138. Обеспечение подразделений органов внутренних дел необходимым количеством бланков строгой отчетности, журналов, дел возлагается на ГУВД, УВД областей, г.г. Астаны, Алматы, ГУВДТ.

              11. Особенности делопроизводства в подразделениях
                                дорожной полиции

      139. Составленные протоколы, квитанции о взимании штрафа на месте и другие документы являются административными делами о нарушении ПДД и вместе с другими материалами о нарушениях ПДД (рапорты, докладные и т.д.) по окончании смены (наряда) передаются должностным лицам дорожной полиции, ответственным за организацию надзора за движением, либо руководителям (командирам) подразделений ДП, которые проверяют правильность и обоснованность составления протоколов, законность задержания транспортных средств и принимают меры к устранению недостатков и нарушений законности.
      После проверки административные дела и материалы о нарушениях ПДД с отметкой лица, проверившего дела, заверенные подписью "Проверил. Замечаний нет" возвращаются сотрудникам дорожной полиции для их передачи на регистрацию.
      140. Административные дела и другие материалы о нарушениях ПДД в течение дежурных суток (после окончания смены, наряда) передаются под расписку в корешке протокола или журналах движения протоколов в дежурную часть подразделения ДП лицу, ответственному за регистрацию административных дел и материалов о нарушении ПДД. В подразделениях дорожной полиции, не имеющих дежурных частей, прием и регистрация административных дел может возлагаться (приказом начальника ОВД) на сотрудников дежурных частей территориальных ОВД или других сотрудников дорожной полиции.
      141. Для регистрации и учета задержанных транспортных средств ведется журнал (Приложение 7).
      Примечание: 1) в журнале учета задержанных транспортных средств регистрируются все транспортные средства, задержанные сотрудниками дорожной полиции, вне зависимости от места постановки их на стоянку, и транспортные средства, поставленные на стоянки работниками других служб. При выдачи задержанных автомототранспортных средств со стоянок, заполняется специальный бланк разрешения, который выдается под роспись законному владельцу (пользователю) автомототранспорта;
      2) при введении компьютерной регистрации материалов проверку и наличия, правильное расходование бланков можно осуществлять по компьютеру.
      142. Журнал учета материалов о нарушении ПДД и журнал учета задержанных транспортных средств ведутся дежурными частями подразделений дорожной полиции, отделами (отделениями, группами) административной практики или работниками, на которых возлагаются эти обязанности. Для обеспечения своевременности регистрации материалов о нарушении ПДД, задержанных транспортных средств указанные журналы могут передаваться (приказом начальника ОВД) для регистрации в вечернее и ночное время в дежурные части ГОРОВД.
      143. Административные дела и другие материалы о нарушении ПДД, поступившие из других органов внутренних дел (подразделений ДП), регистрируются в отдельном журнале, который ведется отделом (отделением, группой) административной практики или работником, на которого возлагаются эти обязанности.
      144. В целях обеспечения производства по делу, необходимо на местах совместно с судами определить дни, время и место рассмотрения дела. В случае если по решению судьи, органа (должностного лица), дата рассмотрения переносится на более поздний срок, лицом которым принято данное решение в протоколе делается отметка о дате и времени нового рассмотрения дела с уведомлением лица, в отношении которого ведется производство.
      145. Административные материалы о нарушении ПДД подведомственные суду составленные на лиц, проживающих в других регионах, направляются в течение суток через канцелярию (секретариат) дорожной полиции или ОВД с сопроводительным письмом по месту жительства или по месту учета транспорта председателю районного суда.
      146. Административные дела, в соответствии со статьей 541 Кодекса отнесенные к подведомственности судов, после их поступления в отдел (отделение, группу) административной практики либо лицу, на которого возложены эти обязанности, регистрируются в алфавитные журналы, при этом административные дела на лиц, задержанных за управление транспортом в нетрезвом состоянии, регистрируются в отдельном алфавитном журнале. По административным делам, направленным в суд, в алфавитном журнале в графе N 11, делается запись "направлен в суд". Направленные в суд административные дела исполняются и хранятся судами.
      147. Начальник отдела (отделения, группы) административной практики либо работник, на которого возлагаются эти обязанности, осуществляет контроль за деятельностью нижестоящего подразделения ДП (отделения, группы административной практики) по вопросам административной практики.
      148. Начальник отдела (отделения, группы) административной практики либо работник, на которого возлагаются эти обязанности, анализирует состояние административной практики на территории, обслуживаемой подразделением ДП, практику наложения административных взысканий за нарушения ПДД, направленность административной практики, выявляет причины и условия, способствующие совершению нарушений ПДД, и готовит обзоры, отчеты и информацию по административной практике.

         12. Особенности производства по делам об административных
       правонарушениях, совершенных иностранными гражданами и лицами
                             без гражданства

      149. Порядок въезда, выезда и передвижения иностранных граждан и лиц без гражданства по территории Республики Казахстан и административная ответственность за совершенные ими правонарушения определяется законодательством Республики Казахстан и нормативными правовыми актами Правительства Республики Казахстан.
      150. V001337_ Функции органов внутренних дел по контролю за порядком въезда, пребывания, а также передвижением транспортных средств иностранных граждан и лиц без гражданства изложены в совместном приказе МВД РК от 28.07.2000 года N 422 и МИД РК от 08.08.2000 года N 100.
      151. Иностранцы, иностранные юридические лица и лица без гражданства, совершившие на территории Республики Казахстан административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.
      Вопрос об административной ответственности за административные правонарушения, совершенные на территории Республики Казахстан дипломатическими представителями иностранных государств и иными иностранцами, которые пользуются иммунитетом, разрешается в соответствии с нормами международного права.
      152. В соответствии с законодательством Республики Казахстан и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, иммунитетом от административной ответственности в судебном порядке в Республике Казахстан пользуются лица определенные статьей 692 Кодекса.
      153. На территории Республики Казахстан граждане Республики Казахстан и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории республики, совершившие за пределами республики нарушения действующих на территории другого государства правил дорожного движения, административной ответственности не подлежат.
      154. Постановление, вынесенное за нарушение ПДД, должностным лицом (органом) другого государства, исполнению на территории Республики Казахстан не подлежит, за исключением случаев вынесения постановления должностным лицом (органом) государства, с которым Республика Казахстан имеет международный договор по вопросам применения административного законодательства.
      При поступлении правомочному должностному лицу (органу) Республики Казахстан административного дела о нарушении ПДД из другого государства (за исключением государств, с которыми Республика Казахстан имеет международный договор) производство по делу не ведется, постановление не исполняется, изъятые документы возвращаются владельцу. Порядок производства по административным делам о нарушениях ПДД, совершенных лицами другого государства, с которыми заключен международный договор осуществляется в соответствии Z990032_ с Конвенцией от 28 марта 1997 г.
      155. При составлении протокола об административном правонарушении, в отношении лиц указанных в пункте 175 настоящей Инструкции со странами, с которыми не заключен международный правовой договор, уполномоченным на то должностным лицом, явка о месте рассмотрения дела назначается по месту его совершения. В случае не исполнения постановления об административном взыскании административное дело находится в подразделении дорожной полиции, органе внутренних дел (у должностного лица), который вынес постановление, до исполнения постановления. По административным правонарушениям, по которым рассмотрение дел и наложение административных взысканий возложена на судей, явка на рассмотрение дела назначается по месту совершения (в суд того района, где было зафиксировано административное правонарушение).
      156. Материалы об административных правонарушениях совершенных иностранными гражданами, пользующимися иммунитетом, направляются через ГУВД, УВД областей, г. Астаны для последующей передачи в Протокольный отдел МИД РК, в МВД РК, а о нарушениях ПДД направляются в Комитет дорожной полиции МВД РК, о чем иностранный гражданин предупреждается на месте совершения нарушения.
      157. Административные дела о нарушении ПДД иностранными гражданами, не пользующимися иммунитетом, рассматриваются по месту совершения нарушения на общих основаниях.
      158. Водительские удостоверения иностранных граждан, лишенных права управления транспортными средствами на территории Республики Казахстан, вместе с копией постановления направляются через Управления ДП ГУВД, УВД областей, городов Астаны и Алматы в Комитет дорожной полиции МВД РК для передачи в Протокольный отдел МИД РК. Указанные иностранные граждане заносятся в списки иностранных граждан, лишенных права управления транспортными средствами на территории Республики Казахстан. Указанные списки ежеквартально составляются КДП МВД РК и рассылаются в территориальные подразделения дорожной полиции Республики Казахстан.
      159. В случае отсутствия возможности оплатить наложенный за нарушение ПДД штраф и в случаях не возмещения причиненного ущерба в результате совершенного дорожно-транспортного происшествия, в соответствии с законодательством Республики Казахстан иностранным гражданам может быть отсрочен выезд из Республики Казахстан до исполнения ими указанных обязательств (Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, "О правовом положении иностранных граждан в Республике Казахстан" от 19.06.95 г.).

          13. Контроль за производством по делам об административных
                               правонарушениях

      160. Контроль за правильным применением норм Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, соблюдением законности при применении мер воздействия за административное правонарушение и производство по делам об административных правонарушениях осуществляется руководителем органа внутренних дел, должностными лицами вышестоящих органов внутренних дел при осуществлении надзора.
      161. Основными целями контроля являются:
      1) обеспечение точного и единообразного применения законодательства об административных правонарушениях в подразделениях органов внутренних дел;
      2) восстановление нарушенных прав и законных интересов граждан, должностных лиц и организаций при применении административного законодательства;
      3) обеспечение гражданам права на обжалование любого акта, связанного с производством по делам об административных правонарушениях;
      4) принятие мер к должностным лицам органов внутренних дел, виновным в нарушении законности при применении административного законодательства.
      162. Председатель Комитета дорожной полиции, начальники Департаментов МВД Республики Казахстан, начальники (заместители) ГУВД, УВД областей, г.г. Астаны, Алматы, ГУВДТ не реже одного раза в год организуют комплексную проверку правоприменительной деятельности низовых подразделений органов внутренних дел в вопросах административной деятельности.
      163. К комплексной проверке допускаются должностные лица вышестоящих подразделений органов внутренних дел, имеющие на руках документ на право проведения проверки. О начале проверки ставится в известность начальник подразделения ГОРОЛОВД и руководство органа внутренних дел.
      164. В ходе комплексной проверки изучаются:
      1) уровень знания работниками подразделений органов внутренних дел административного законодательства, настоящей Инструкции и других нормативных актов МВД Республики Казахстан о порядке применения административного законодательства;
      2) состояние и порядок ведения производства по делам об административных правонарушениях, его соответствие требованиям Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях;
      3) законность и обоснованность принятых по административным делам решений;
      4) направленность и эффективность административной практики;
      5) правильность и своевременность рассмотрения жалоб и протестов;
      6) порядок и полнота исполнения вынесенных постановлений;
      7) организация контроля за административной деятельностью со стороны руководства ГУВД, УВД областей и ГУВДТ и органов внутренних дел;
      8) практика проведения оперативных совещаний по рассмотрению состояния административной деятельности при руководстве ГУВД, УВД областей, г.г. Астаны, Алматы, ГУВДТ, ГОРОЛОВД их периодичность, актуальность принимаемых управленческих решений, их влияние на конечные результаты.
      165. По результатам проверки составляется справка, которая подписывается должностным лицом, проводившим проверку и руководителями подразделений УОБ, УДП, УМП. Со справкой под роспись ознакамливается начальник органа внутренних дел. Справка докладывается должностному лицу, назначившему проверку, который принимает меры, направленные на устранение выявленных нарушений и недостатков, улучшение административной деятельности подразделения и укрепление законности.

        14. Прокурорский надзор в процессе производства по делам об
                     административных правонарушениях

      166. В соответствии со статьей 83 K951000_ Конституции Республики Казахстан высший надзор за точным и единообразным применением законов в процессе производства по делам об административных правонарушениях от имени государства осуществляется Генеральным Прокурором Республики Казахстан как непосредственно, так и через подчиненных ему прокуроров.
      167. В целях реализации своих полномочий, прокурор вправе участвовать в производстве по делам об административных правонарушениях. При этом прокурор представляет доказательства и участвует в их исследовании; излагает органу (должностному лицу), рассматривающему дело, свое мнение о виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также по другим вопросам, возникающим в процессе рассмотрения дела; высказывает органу (должностному лицу), рассматривающему дело, предложение о применении положений закона и наложении административного взыскания либо освобождении от него.
      168. Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним лицом, а также правонарушения, влекущим административный арест. В его отсутствие такое дело может быть рассмотрено лишь в случае, когда имеются данные о своевременном извещении прокурора о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.
      169. По результатам проверок производства по делам об административных правонарушениях прокурор вправе:
      1) вносить в суд, иному уполномоченному органу или его должностному лицу протест на постановление по делу об административном правонарушении;
      2) давать письменные указания уполномоченным должностным лицам и органам (кроме суда) о производстве дополнительной проверки;
      3) требовать от уполномоченных органов проведения проверки в подконтрольных или подведомственных им организациях;
      4) в установленных законом случаях прекращать производство об административном правонарушении;
      5) приостанавливать исполнение постановления об административном взыскании;
      6) выносить постановление об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному задержанию;
      7) выносить постановление или требование о снятии любых мер запретительного или ограничительного характера, наложенных должностными лицами полномочных государственных органов в связи с исполнением своих обязанностей в случаях нарушения прав и законных интересов физических, юридических лиц и государства;
      8) выносить постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.
      170. Акты прокурора, указанные в подпунктах 6) и 7) части первой, подлежат немедленному исполнению. Должностные лица, виновные в задержке исполнения указанных актов прокурора, несут ответственность, установленную законом.
                                                  Приложение 1             

к Инструкции, утвержденной приказом МВД РК от 20 июня 2001 г. N 486


                            Схема происшествия

       (на схеме указать точные сведения, позволяющие восстановить
           расположение транспортных средств после совершения 
      происшествия (производится их привязка к стационарным объектам)


Со схемой и обстоятельствами         Понятые:
происшествия, изложенными в          1.________________________________
протоколе, согласны:                  (Ф.И.О., место жительства, телефон
1. Водитель ________________           служебный или домашний, подпись)
              (подпись)              2. _______________________________    
2. Водитель __________________         (Ф.И.О., место жительства, телефон
              (подпись)                 служебный или домашний, подпись)

                                     Подпись составителя схемы ________
                                        "____" ___________ 200 __ г.
     
обратная сторона

                       Дополнение к протоколу N ______
                   о нарушении Правил дорожного движения

В результате происшествия повреждено:
1-ое транспортное средство: ______________________________________________
                            (марка, номерной знак, внешние повреждения)
2-ое транспортное средство: ______________________________________________
                            (марка, номерной знак, принадлежность,
__________________________________________________________________________
                     место учета, внешние повреждения)
     Сведения о водителе: ________________________________________________
                            (фамилия, имя, отчество, место жительства
__________________________________________________________________________
 и работы, телефон, категория, серия, номер водительского удостоверения)
__________________________________________________________________________


                                                Приложение 2             

к Инструкции, утвержденной приказом МВД РК от 20 июня 2001 г. N 486

Угловой штамп
   органа
внутренних дел


                                 Справка




     Выдана гр. ________________________________________________________
                                  (Ф.И.О.)
о том, что "____" ____________ 200__г. _______ час _____ мин.
________________________________________________________________________
                       (указать точное место)
в результате дорожно-транспортного происшествия автомобиль (мотоцикл):
марка _____________, номерной знак _____________________________________,
двигатель ___________________, кузов (рама) _________________________, - 
получил механические повреждения _______________________________________
                                         (характер повреждений,
________________________________________________________________________
          обнаруженных внешним осмотром и место их расположения)

Сведения о других участниках ДТП:
________________________________________________________________________
            (Ф.И.О., точный адрес места жительства и работы)
________________________________________________________________________
        (должность, звание, фамилия и инициалы, выдавшего справку)

       М.П.
 ____________________
    (подпись)

     Примечание. Справка не является основанием для определения суммы
причиненного материального ущерба.


                                                 Приложение 3             

к Инструкции, утвержденной приказом МВД РК от 20 июня 2001 г. N 486

                                           В суд_____________________




     В соответствии со ст. ст. 708, 709  

K010155_

  Кодекса Республики 
Казахстан об административных правонарушениях, направляем Вам материал 
административного производства в отношении ____________________________
                                       (физического, юридического лица)
_______________________________________________________________________
для принудительного исполнения.

     Приложение: на____листах.

     Должностное лицо ОВД _____________________________________________
                          (должность, наименование горрайлиноргана
_______________________________________________________________________
                          звание, фамилия, инициалы)


                                                 Приложение 4             

к Инструкции, утвержденной приказом МВД РК от 20 июня 2001 г. N 486
_______________________________________________________________________
                       Наименование горрайлиноргана
                                Журнал



              прихода и расхода бланков строгой отчетности

              (протоколов об административном нарушении) 

                                         Начат: "___" ________ 200__г.
                                       Окончен: "___" ________ 200__г.

                I раздел. Приход бланков (начальные 10 листов)
__________________________________________________________________________ 
 N |   Дата    |Откуда поступили|Наименование|Количество|Серия | Бланк 
п/п|поступления|бланки (наимено-| бланков    |          |с N__ |получил
   |           |вание органа)   |            |          |по N__|(должность,
   |           |Основание (номер|            |          |      |фамилия и
   |           |накладной, дове-|            |          |      |подпись) 
   |           |ренности и др.) |            |          |      |
___|___________|________________|____________|__________|______|___________
 1 |     2     |        3       |     4      |     5    |   6  |    7
___|___________|________________|____________|__________|______|___________
     
                    II раздел. Расход бланков
__________________________________________________________________________ 
 N |  Дата   |Наименование|Количество|Серия |Бланк      |Отметка о 
п/п| выдачи  |    бланков |          |с N__ |получил    |приеме испор-
   |         |            |          |по N__|(должность,|ченных бланков
   |         |            |          |      |фамилия и  |(наименование, 
   |         |            |          |      |подпись)   |серия, номер, 
   |         |            |          |      |           |дата, подпись 
   |         |            |          |      |           |принявшего) 
___|_________|____________|__________|______|___________|__________________
 1 |    2    |      3     |     4    |  5   |     6     |      7
___|_________|____________|__________|______|___________|__________________


                                                 Приложение 5             

к Инструкции, утвержденной приказом МВД РК от 20 июня 2001 г. N 486

__________________________________________________________________
                    Наименование горрайлиноргана

                              Журнал
          учета материалов дел административного производства
                                                                           
                                 Начат: "____"________200__г.
                               Окончен: "____"________200__г.
___________________________________________________________________________
 N |  Ф.И.О.  |Граждан-|Дата и   |Место  |Серия |Ф.И.О.лица,|   Дата
п/п|нарушителя| ство   |краткое  |работы |  и   |получившего|рассмотрения
   |          |        |существо |наруши-|номер |протокол и |и принятое по
   |          |        |нарушения|теля   |прото-|прилагаемые|делу решение
   |          |        |         |       |кола  |документы  |
   |          |        |         |       |      |для испол- |
   |          |        |         |       |      |нения. Дата|
   |          |        |         |       |      |и подпись  |
___|__________|________|_________|_______|______|___________|______________
 1 |    2     |    3   |    4    |   5   |  6   |    7      |     8
___|__________|________|_________|_______|______|___________|______________

Продолжение таблицы
_____________________________________
Номер дела, где хранятся  |Примечание|
материалы после исполнения|          |
постановления или куда    |          |
направлен протокол и при- |          |
лагаемые документы (дата, |          |
наименование органа)      |          |
__________________________|__________|
           9              |   10     |
__________________________|__________|


                                                 Приложение 6             

к Инструкции, утвержденной приказом МВД РК от 20 июня 2001 г. N 486

_________________________________________________________________________
                      Наименование горрайлиноргана



                           Разносная книга

                       административных дел


                                  Начат: "___"________ 200__г.
                               Окончена: "___"________ 200__г.
___________________________________________________________________________
 N |Дата|       Номер          |Прилагаемые|Должность, |Подпись|Примечание
п/п|    |административного дела|документы  |Ф.И.О.лица,|       |
   |    |   или материала об   |           |получившего|       |
   |    |   административном   |           |администра-|       |
   |    |   правонарушении     |           |тивное дело|       |
___|____|______________________|___________|___________|_______|___________
 1 |  2 |         3            |     4     |     5     |   6   |    7
___|____|______________________|___________|___________|_______|___________
___________________________________________________________________________
         


                                                 Приложение 7 
<*>
          

к Инструкции, утвержденной приказом МВД РК от 20 июня 2001 г. N 486

_________________________________________________________________________
             Наименование подразделения дорожной полиции



                           Журнал регистрации

                  задержанных транспортных средств 
                           ______________
                                год
___________________________________________________________________________
  |Дата и время |  Марка   |Принад-   |Регистраци-|Основание |Должность,
  |задержания   |транспорт-|лежность  |онный номер|задержания|Ф.И.О.лица,
  |транспортного|  ного    |транспорт-|администр. |транспорт.|задержавшего
  |средства     |средства, |  ного    |дела или   |средства  |транспортное
  |             |  ГРНЗ    |средства  |материала  |          | средство
  |             |          |          |о нарушении|          |
  |             |          |          |ПДД        |          |
__|_____________|__________|__________|___________|__________|_____________
 1|      2      |     3    |     4    |     5     |     6    |      7
___________________________________________________________________________
Продолжение таблицы     
___________________________________________________________________________
   Дата     |Основание   |Ф.И.О., лица|Подпись| Ф.И.О.   |Примечание
  выдачи    |выдачи      |получившего |о полу-|должност. | 
разрешения  |разрешения  |разрешение  |чении  |лица,     |
на получение|на получение|на получение|разре- |выдавшего |
транспортно-|транспортно-|ТС          |шения  |разрешение|
го средства |го средства |            |       |          |
____________|____________|____________|_______|__________|________________
    8       |     9      |     10     |   11  |    12    |     13
____________|____________|____________|_______|__________|________________
      
      Примечание РЦПИ: текст формы Журнала на двух языках - казахском и 
русском (см. бумажный вариант).
     
     (Специалисты: Пучкова О.Я.,
                   Умбетова А.М.)