О внесении дополнения в постановление Агентства Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям от 8 июля 1999 года N 19

Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям от 19 сентября 2000 года N 214 Зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Казахстан 26 октября 2000 года N 1273

Действующий
      На основании Закона Республики Казахстан от 22 ноября 1996 года 48-I Z960048_ "О пожарной безопасности", а также целях предупреждения возникновения пожаров на автозаправочных станциях в городах, поселках и других населенных пунктах республики приказываю:
      1. Правила пожарной безопасности в Республике Казахстан. Основные

требования (ППБ 08-97), утвержденные Постановлением Агентства Республики 
Казахстан по чрезвычайным ситуациям от 8 июля 1999 года N 19  

V990866_

  и 
зарегистрированные в Министерстве юстиции Республики Казахстан 10 августа 
1999 года N 866 дополнить главой 17 "Автозаправочные станции" 
(прилагается).
     2. Настоящий приказ ввести в действие со дня регистрации в 
Министерстве юстиции Республики Казахстан.

     Председатель           
                                             Приложение 
                                             к приказу Председателя
                                             Агентства Республики Казахстан
                                             по чрезвычайным ситуациям
                                             от 19 сентября 2000 г.
                                             N 214

                      17. Автозаправочные станции

                          1. Общие положения



      1) В настоящей главе устанавливаются требования пожарной безопасности при эксплуатации автозаправочных станций (далее - АЗС), предназначенных для заправки наземных транспортных средств, а также при проведении ремонтных и регламентных работ.
      2) Эксплуатация АЗС допускается при числе работающих штатных сотрудников АЗС, как правило, не менее двух человек.
      3) В соответствии с Законом Республики Казахстан Z960048_ "О пожарной безопасности" ответственность за противопожарное состояние АЗС несут их владельцы.
      4) На основании данной главы владельцы АЗС должны разработать инструкцию о мерах пожарной безопасности.
      В инструкции указывается:
      порядок приема нефтепродуктов, условия его хранения и отпуска потребителям;
      порядок содержания территории;
      специальные противопожарные мероприятия, несоблюдение которых может вызвать пожар;
      правила содержания средств пожаротушения, приведение их в действие и вызов подразделений противопожарной службы при обнаружении пожара;
      порядок сбора, хранения и удаления промасленных обтирочных материалов и песка, хранение спецодежды, уборки помещений и очистки технологического оборудования;
      обязанности и действия персонала АЗС при возникновении пожароопасных ситуаций и пожаре до прибытия подразделений противопожарной службы;
      другие специфические особенности АЗС.
      5) В разделе инструкции "Обязанности и действия персонала АЗС при возникновении пожароопасной ситуации и пожаре" в обязательном порядке должны регламентироваться следующие действия работников АЗС:
      при возникновении пожароопасных ситуаций на АЗС необходимо отключить электропитание технологических систем (кроме электропитания систем противоаварийной и противопожарной защиты), приостановить эксплуатацию АЗС и освободить ее территорию от транспортных средств и посетителей и одновременно с этим приступить к ликвидации пожароопасной ситуации;
      при розливе топлива на площади менее 4 кв.м необходимо немедленно перекрыть место утечки и приступить к ликвидации пожароопасной ситуации;
      при розливе топлива на площади более 4 кв.м необходимо немедленно покрыть всю площадь розлива топлива воздушно-механической пеной и в последующем поддерживать слой пены толщиной не менее 0,05 м до полного слива топлива в аварийный резервуар;
      при розливе топлива в непосредственной близости от автоцистерны (в дальнейшем - АЦ) (при розливе бензина это расстояние принимается до 6 м от края пролива до габаритов АЦ и 3 м при розливе дизельного топлива) включение двигателя АЦ и ее удаление с территории АЗС (если это не грозит жизни людей) необходимо производить только при возникновении загорания разлитого топлива или после удаления загрязненного песка, которым засыпается пролив топлива для ликвидации пожароопасной ситуации. При розливе на большем расстоянии АЦ должна быть немедленно удалена с территории АЗС, объезжая места розлива на расстоянии не менее 6 м от границы пролива бензина и 3 м от границ пролива дизельного топлива;
      при загорании оборудования АЦ необходимо приступить к тушению огня при помощи порошковых огнетушителей объемом не менее 50 л каждый и штатными огнетушителями АЦ, а при образовании горящего топлива - дополнительно посредством воздушно-пенных огнетушителей объемом не менее 100 л каждый;
      в случае возникновения пожара на АЗС необходимо немедленно сообщить о пожаре противопожарной службе и приступить к тушению огня первичными средствами пожаротушения, одновременно приняв меры к освобождению территории от посетителей и транспортных средств.
      6) Все работники АЗС и водители АЦ должны проходить специальную противопожарную подготовку, которая состоит из противопожарного инструктажа (первичного и повторного и занятий по пожарно-техническому минимуму).

         2. Требования к содержанию помещений, зданий, сооружений и
                           территории АЗС

      1) Территория АЗС должна быть спланирована и благоустроена, постоянно очищаться от горючего мусора и розлитых нефтепродуктов.
      2) Противопожарные разрывы между зданиями и сооружениями не допускается использовать для складирования различных веществ и материалов, размещения транспортных средств и строительства как капитальных, так и временных объектов.
      3) Движение транспортных средств по территории АЗС должно быть, как правило, односторонним. При этом должен быть отдельный въезд и выезд.
      4) Перед въездом на территорию АЗС должна быть вывешена схема организации движения транспорта по ее территории и щит с инструкцией, регламентирующей меры пожарной безопасности для водителей и пассажиров.
      5) Проезды по территории АЗС, подъезды к водоисточникам и подходы к первичным средствам пожаротушения должны быть всегда сводными. В зимнее время проезды и проходы должны очищаться от снега.
      6) Для сбора используемого обтирочного материала и пропитанного нефтепродуктами песка необходимо установить металлические ящики с плотно закрывающимися крышками. Не реже одного раза в неделю обтирочные материалы и пропитанный нефтепродуктами песок должны удаляться за пределы АЗС.
      7) На территории АЗС курение запрещается. В зданиях и помещениях сервисного обслуживания водителей и пассажиров могут быть отведены специально оборудованные места для курения.
      8) На входных дверях во все помещения АЗС, а также на наружных установках должны быть выполнены надписи с указанием:
      категории помещения по взрывопожарной и пожарной опасности;
      класса взрывоопасных или пожароопасных зон по ПУЭ;
      Ф.И.О. ответственного за противопожарное состояние работника; номеров телефонов вызова подразделений противопожарной службы.
      9) Для АЗС должны быть разработаны и вывешены на видных местах:
      инструкции по мерам пожарной безопасности;
      планы зданий с указанием существующих помещений, эвакуационных выходов, мест размещения средств пожаротушения и сигнализации.
      10) АЗС должна быть обеспечена жесткой буксировочной штангой, длиной не менее 3 м, для экстренной эвакуации с территории АЗС горящего транспортного средства.
      11) АЗС должны обеспечиваться знаками безопасности и дорожными знаками, в числе которых должны быть знаки, запрещающие курение и пользование открытым огнем, знаки, регулирующие движение пассажиров и заправляемого транспорта.
      12) На АЗС допускается размещать следующие служебные и бытовые здания (помещения) для персонала АЗС: операторная, администрации, приема пищи, службы охраны, а также санузлы, кладовые для спецодежды, инструмента, запасных деталей, приборов и оборудования. Помимо указанных, на территории АЗС с подземными резервуарами допускается размещать здания (помещения) сервисного обслуживания пассажиров, водителей и их транспортных средств.
      В помещениях, отведенных под сервисное обслуживание пассажиров и водителей, допускается размещать магазин сопутствующих товаров, кафе и санузлы, для сервисного обслуживания транспортных средств - посты технического обслуживания и мойки автомобилей. На территории АЗС с наземными резервуарами, наряду с помещениями для персонала АЗС, допускается размещать помещения магазина сопутствующих товаров без торгового зала.
      13) Не допускается объединять в одном здании:
      помещения сервисного обслуживания транспортных средств и помещения сервисного обслуживания водителей и пассажиров;
      помещение магазина, в котором предусмотрена продажа легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, и помещений общественного питания.
      14) Здания АЗС, как правило, должны быть оборудованы системами центрального отопления.
      Допускается устанавливать в помещениях АЗС масляные электронагревательные приборы заводского изготовления, отвечающих требованиям пожарной безопасности, с соблюдением требуемых расстояний до горючих конструкций и материалов. Не допускается складывать на нагревательные приборы и трубопроводы различного рода горючие материалы (спецодежду, обтирочный материал и т.д.), а также сушить одежду и обувь на нагревательных приборах.
      На территории и зданиях АЗС не допускается применять отопительные установки и устройства с применением открытого огня.
      15) Спецодежда обслуживающего персонала должна храниться в металлических шкафах в подвешенном виде.
      16) При размещении АЗС вблизи посевов сельскохозяйственных культур, по которым возможно распространение пламени (зерновые, хлопчатник и т.д.) или степным массивам, вдоль прилегающих к посадкам и степным массивам границы АЗС должны опахиваться шириной не менее 4 м.

          3. Требования к эксплуатации технологического оборудования

      1) Технологическое оборудование АЗС:
      - должно соответствовать проектной, технико-эксплуатационной документации (далее - ТЭД) и техническим условиям (далее - ТУ);
      - должно иметь исправные приборы контроля и регулирования;
      - должно быть герметичным.
      2) Запрещается эксплуатация технологического оборудования:
      - при наличии утечек топлива;
      - при отсутствии, неисправности, отключении или с просроченными сроками проверки приборов контроля и регулирования;
      - при наличии любых неисправностей.
      3) Запрещается вносить конструктивные изменения в технологическое оборудование, повышающие степень пожарной опасности АЗС.
      4) Контрольно-измерительные приборы должны быть опломбированы и иметь четко обозначенные предельно-допустимые параметры (давление, температура, концентрация, уровень налива и т.д.), обеспечивающие пожаробезопасную работу технологического оборудования.
      При отклонении хотя бы одного параметра от допустимых пределов автоматически должны подавать предупредительные (световые или звуковые) сигналы.
      5) Основное и вспомогательное технологическое оборудование должно иметь защиту от статического электричества.
      6) Резервуары для хранения топлива должны быть оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-го заполнения резервуаров автоматическую выдачу сигнала (светового или звукового), а при достижении максимально допустимой степени заполнения 95% - автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 с.
      7) Крышки и патрубки фланцев, патрубков, штуцеров и другие устройства, отделяющие топливо и его пары от атмосферы, должны быть оборудованы в местах соприкосновения с арматурой неискрящими и устойчивыми к воздействию нефтепродуктов и окружающей среды прокладками.
      Указанные крышки и заглушки, которые предусматривается открывать при эксплуатации, должны быть выполнены из неискрообразующего материала.
      8) Резервуары для хранения топлива должны быть оборудованы линиями деаэрации.
      Трубопроводы линии деаэрации должны оснащаться огнепреградителями или дыхательными клапанами со встроенными огнепреградителями, сохраняющими работоспособность в любое время года.

                    4. Ремонтные и регламентные работы

      1) Работы в зонах, в которых возможно образование горючих паровоздушных смесей, следует выполнять искробезопасным инструментом и в одежде и обуви, неспособных вызвать искру.
      2) Перевозка, перемещение на площадке, установка, ремонт бывших в употреблении резервуаров допускается только после полного удаления топлива, пропарки водяным паром, промывки теплой водой, продувки инертным газом и проверки на наличие паров топлива с помощью газоанализатора.
      Концентрация паров топлива в емкости не должна превышать 20% нижнего концентрационного предела воспламенения (НКПВ).
      3) Для проведения пневматических испытаний на герметичность технологических систем АЗС (межстенное пространство резервуара, внутреннее пространство резервуара, трубопроводы и т.п.) необходимо использовать негорючие газы (азот, углекислый газ и т.п.). В случае обнаружения негерметичности оборудования эксплуатация АЗС должна быть приостановлена.
      4) Удаление подтоварной воды с включениями твердых частиц (шлама) из всех видов резервуаров должно производиться закрытым способом. Используемое для этих целей оборудование должно быть выполнено из неискрящего материала и предназначена для работы с бензином и дизельным топливом. При использовании ручных насосов слив шлама должен осуществляться только в закрытую емкость с минимально возможной открытой площадью испарения. При обесшламливании все люки и штуцера, несвязанные с этой операцией, должны быть закрыты. Емкость для шлама должна быть установлена на поддон на прилегающей к резервуару территории и заземлена. Обесшламливание многокамерных резервуаров должно производиться раздельно для каждой камеры.
      После окончания обесшламливания шлам должен удаляться за пределы территории АЗС.
      5) При ремонте дыхательных клапанов или огнепреградителей, установленных на выходе трубопроводов систем деаэрации, предварительно должна быть герметично перекрыта запорная арматура на этом трубопроводе.

                 5. Требования к эксплуатации оборудования для
                            приема и выдачи топлива

      1) Слив топлива из автоцистерн (АЦ) должен быть выполнен по закрытой схеме. Выход паров топлива в окружающую среду, за исключением дыхательных устройств резервуаров и АЦ, должен быть исключен.
      2) Перед сливом топлива из АЦ необходимо замерить уровень топлива в резервуаре и убедиться в исправности защитных устройств. Процесс слива должен контролироваться работниками АЗС и водителем АЦ.
      3) При смене вида топлива в резервуаре (бензин-дизельное топливо) последний должен быть тщательно очищен от ранее хранимого продукта и на корпусе резервуара или на видных местах наливных трубопроводов подземных резервуаров выполнена надпись с указанием вида хранимого топлива.
      4) При въезде на АЗС АЦ с топливом с ее территории должны быть удалены весь транспорт и посторонние лица. Наличие на АЗС одновременно двух и более АЦ не допускается.
      5) Операции по сливу топлива из АЦ должны проводиться не менее чем двумя работниками АЗС и при выполнении следующих условий:
      у заправочной площадки для АЦ устанавливать два передвижных воздушно-пенных огнетушителя объемом не менее 100 л каждый;
      перекрыть лоток отвода атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами, с заправочной площадки АЦ и открыть трубопровод отвода проливов топлива в аварийный резервуар;
      заземлить АЦ и приступить к операции по сливу топлива в резервуары АЗС.
      При сливе нефтепродукта с автопоезда отдельно заземляется каждая цистерна, до полного ее опорожнения.
      6) Гибкий медный заземляющий проводник должен быть постоянно подсоединен к корпусу АЦ и иметь на конце устройство для подсоединения (зажим, наконечник под болт и т.д.) к заземляющему устройству.
      Не допускается подсоединять заземляющие проводники к окрашенным и загрязненным металлическим частям АЦ.
      7) При заправке транспортных средств на АЗС должны соблюдаться следующие требования:
      мотоциклы и мотороллеры должны подаваться к топливозаправочным колонкам с заглушенными двигателями, пуск и остановка которых производится на расстоянии не менее 15 м от колонок, автомобили - своим ходом;
      до пуска двигателя водитель должен протереть насухо загрязненные нефтепродуктами части транспорта;
      пролитые на землю нефтепродукты должны посыпаться песком, а пропитанный песок и обтирочные материалы должны собирать в металлические ящики с плотно закрывающимися крышками и по окончанию рабочего дня удаляться с территории АЗС;
      расстояние от автомобиля стоящим под заправкой и следующим за ним в очереди, должно быть не менее 1 м.
      8) На АЗС запрещается заправлять транспортные средства: с работающим двигателем;
      с пассажирами (за исключением легковых автомобилей с количеством дверей не менее четырех);
      груженные взрывчатыми веществами, сжатыми и сжиженными горючими газами, легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, легкогорючими материалами, ядовитыми и радиоактивными веществами и другими опасными веществами и материалами;
      с загрязненным нефтепродуктами двигателем внутреннего сгорания.

           6. Требования к передвижным автозаправочным станциям

      1) Передвижные автозаправочные станции следует размещать на площадках, согласованных с территориальными органами госпожнадзора АЧС Республики Казахстан.
      2) Не допускается использовать в качестве автозаправочных станций

автотопливозаправщики и другую непредназначенную для этих целей технику.
     3) Перед началом эксплуатации передвижной автозаправочной станции 
необходимо:
     проверить герметичность станции по контрольно-измерительным приборам 
и визуально;
     подсоединить заземляющий проводник автозаправочной станции к 
устройству заземления площадки;
     приготовить поддон для установки его под топливный бак транспортного 
средства;
     установить барьеры, ограничивающие подъезд транспортных средств к 
автозаправочной станции не менее чем на 1 м;
     установить предупреждающий знак и информационный щит.

             7. Требования к эксплуатации электрооборудования



      1) Обслуживание электрооборудования АЗС должно производиться специализированными организациями, имеющими лицензию на проведение такого вида работ.
      2) Все неисправности в электросетях и электрооборудовании должны немедленно устраняться. Неисправные участки электросети и электрооборудование должны отключаться до приведения их в пожаробезопасное состояние.
      3) Поверхность электрооборудования, электросветильники, электропроводка, кабельные линии и распределительные устройства должны регулярно очищаться от грязи, пыли и нефтепродуктов.
      4) Электрооборудование должно подбираться в соответствии с классом взрывоопасной зоны по ПУЭ. Электрооборудование, не имеющее маркировки взрывозащиты завода-изготовителя, к эксплуатации во взрывоопасных зонах не допускается.
      5) Во взрыво- и пожароопасных зонах запрещается:
      подавать электрическое напряжение на установки при отсутствии или неисправном защитном заземлении (занулении), неисправных блокирующих устройствах, нарушении целостности корпуса (оболочки);
      вскрывать корпус электроустановки при нахождении токоведущих частей под напряжением;
      включать электрооборудование после автоматического его отключения без выяснения причин отключения;
      включать электроустановки без защиты их от токов короткого замыкания и перегрузок.
      6) Для передвижных и переносных электроприемников, используемых для ремонтных и регламентных работ должны применяться гибкие кабели и провода с медными жилами в оболочке, стойкой к механическим воздействиям и нефтепродуктам.
      7) Для временного освещения помещений с взрывоопасными зонами, открытых технологических площадок, аппаратуры и другого технологического оборудования должны применяться аккумуляторные фонари во взрывозащищенном исполнении.
      Переносные светильники должны быть исправны и отвечать требованиям ПУЭ.
      8) Включать и выключать переносные аккумуляторные фонари следует за пределами взрывоопасной зоны.
      9) В нерабочее время все электрооборудование, за исключением электрооборудования систем безопасности, должно быть обесточено.
      Доступ к отключающей электроаппаратуре посторонних лиц должен быть исключен.
      10) Смена ламп и источников питания должна производиться с учетом восстановления взрывозащищенности светильников и фонарей.
      11) Все неисправности в электросетях и электроаппаратуре, которые могут вызвать короткое замыкание, искрение, перегрев изоляции кабелей и проводов, отказа автоматических систем управления и защиты должны немедленно устраняться.
      12) Проверка и ремонт молниезащитных устройств должна проводиться в соответствии с разработанным регламентом.
      Результаты проверок, испытаний молниезащитных устройств, а также проведения регламентных и ремонтных работ должны фиксироваться в специальном журнале.

              8. Водоснабжение, средства пожаротушения и связи

      1) Наружное пожаротушение должно осуществляться от пожарных гидрантов или от противопожарного водоема (водоемов) вместимостью не менее 100 куб.м.
      2) У места размещения пожарного гидранта должен быть установлен световой или флуоресцентный указатель с нанесенным буквенным индексом ПГ, цифровыми значениями расстояния в метрах от указателя до гидранта и внутреннего диаметра трубопровода в миллиметрах.
      У пожарного водоема устанавливается аналогичный указатель с нанесенным буквенным индексом ПВ, цифровыми значениями запаса воды в кубических метрах и количества пожарных автомобилей, которые могут быть одновременно установлены на площадке водоема.
      3) Помещения АЗС должны оборудоваться системами автоматической пожарной сигнализации в соответствии с требованиями СН В3.1.1-98 "Нормы оборудования зданий, помещений и сооружений системами автоматической пожарной сигнализации, автоматическими установками пожаротушения и оповещения людей о пожаре". Оборудование пожарной сигнализацией помещений для персонала АЗС с круглосуточным пребыванием людей допускается не предусматривать.
      4) АЗС должны быть оснащены телефонной или радиосвязью для немедленного вызова противопожарной службы в случае возникновения пожара, а также системой громкоговорящей связи.
      5) Производственные и общественные помещения АЗС должны обеспечиваться огнетушителями в зависимости от их огнетушащей способности, площади и класса пожара в соответствии с требованиями приложения 3 настоящих правил.
      6) Для тушения загораний электропультов и арматуры резервуаров необходимо предусматривать ручные углекислотные или порошковые огнетушители.
      7) АЗС должны быть обеспечены передвижными воздушно-пенными огнетушителями вместимостью не менее 100 л каждый в количестве не менее двух для покрытия поверхностей заправочных площадок для АЦ.
      Кроме того, АЗС должны оснащаться передвижными первичными средствами пожаротушения из расчета:
      на заправочный островок, имеющий до 4 топливораздаточных колонок, должны предусматриваться 2 передвижных порошковых огнетушителя (вместимостью не менее 50 л каждый) для тушения загораний заправляемой техники, 1 воздушно-пенный огнетушитель (вместимостью не менее 10 л) и 1 порошковый огнетушитель (вместимостью не менее 5 л);
      на заправочный островок, имеющий от 4 до 8 топливораздаточных колонок, - 2 передвижных порошковых огнетушителя (вместимостью не менее 50 л каждый) для тушения загораний заправляемой техники, 2 воздушно-пенных огнетушителя (вместимостью не менее 10 л) и 2 порошковых огнетушителя (вместимостью 5 л). Размещение огнетушителей должно предусматриваться на заправочных островках;
      на каждую заправочную площадку для АЦ - 2 передвижных порошковых огнетушителя (вместимостью 50 л каждый) для тушения загорания АЦ. При наличии на АЗС таких огнетушителей, для тушения загораний заправляемой техники, дополнительных огнетушителей для тушения АЦ допускается не предусматривать.
      8) Передвижные автозаправочные станции необходимо оснащать одним

воздушно-пенным огнетушителем вместимостью 10 л и одним порошковым 
огнетушителем вместимостью 5 л.
     9) Места размещения огнетушителей должны обозначаться 
соответствующими указательными знаками.
     
(Специалисты: Склярова И.В.,
              Умбетова А.М.)