Об утверждении "Правил организации деятельности Дома ребенка" и "Правил приема детей в Дом ребенка и выписки из него"

Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по делам здравоохранения от 6 июня 2000 года N 228 Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 17.08.2000 г. за N 1221

Действующий
      Во исполнение Указа Президента Республики Казахстан от 18 мая 1998 года U983956_ "О первоочередных мерах по улучшению состояния здоровья граждан Республики Казахстан" и в целях улучшения организации работы Домов ребенка, приказываю:
      1. Утвердить прилагаемые:
      1) "Правила организации деятельности Дома ребенка" (приложение N 1);
      2) "Правила приема детей в Дом ребенка и выписки из него" (приложение N 2);
      3) Штатные нормативы (рекомендательного характера) медицинского, педагогического персонала и персонала кухни Дома ребенка (приложение N 3).
      2. Начальникам управлений (департаментов) здравоохранения областей, городов Астаны и Алматы, руководителям Домов ребенка принять к руководству и неуклонному исполнению настоящий приказ.
      3. Приказ Министерства здравоохранения Казахской ССР от 15.06.92 года N 292 "Об утверждении "Положения о Доме ребенка" и "Инструкцию о порядке приема в Дом ребенка и выписке из него" считать утратившим силу.
      4. Контроль за исполнением данного приказа возложить на первого заместителя председателя Ибраева С.Е.

      Председатель
                                                  Приложение N 1

к приказу Агентства Республики Казахстан по делам здравоохранения от 6 июня 2000 г. N 228


                               Правила
                организации деятельности Дома ребенка

           1. Состав детей и условия их содержания в Доме ребенка

      1. Дом ребенка является государственным учреждением, предназначенным для воспитания и оказания медицинской помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям с дефектами умственного и физического развития.
      2. В Доме ребенка (общего типа) воспитываются дети от рождения до трехлетнего возраста, в специализированном Доме ребенка до четырехлетнего возраста.
      3. В специализированных Домах ребенка воспитываются дети с дефектами психического и физического развития (кроме детей с задержкой психоречевого и физического развития, обусловленной условиями воспитания):
      1) с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики;
      2) с органическим поражением центральной нервной системы без нарушения психики, в том числе с детскими церебральными параличами;
      3) с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата и другими дефектами физического развития, без нарушения психики;
      4) с нарушениями слуха и речи (глухонемые, оглохшие, тугоухие);
      5) с нарушением речи (заикающиеся, с алалией и другими нарушениями речи);
      6) с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
      7) с туберкулезной интоксикацией, малыми и затихающими формами туберкулеза;
      8) с олигофренией в степени имбецильности, идиотии;
      9) со слабоумием после перенесенных органических поражений головного мозга;
      10) с умственной отсталостью всех степеней при наличии грубых нарушений двигательных функций;
      11) для детей со слепотой (слабовидение) или глухотой (слабослышание) с умственной отсталостью всех степеней при наличии грубых нарушений двигательных функций, затрудняющих воспитание, организуются отдельные группы сестринского ухода.
      4. Из Домов ребенка дети выписываются при возвращении их в семью, переводе в интернатные организации системы образования или социальной защиты населения, при усыновлении (удочерении), оформлении опекунства.
      5. В Доме ребенка создаются условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья ребенка, их гармоничное развитие.
      6. Устройство Дома ребенка и содержание детей в нем должны отвечать санитарным правилам, утвержденным Главным Государственным санитарным врачом Республики Казахстан, медицинским и педагогическим требованиям.
      7. Дом ребенка обеспечивается необходимыми методическими пособиями и игрушками в соответствии с возрастом и психическим развитием ребенка.
      8. При Доме ребенка должен быть озелененный и огороженный земельный участок с оборудованием для организации прогулок и сна детей на свежем воздухе в течение всего года.
      9. Дом ребенка должен иметь карантинную группу для вновь поступающих детей, изолятор для детей с неинфекционными заболеваниями, не требующими стационарного лечения. Число коек в изоляторе должно быть не менее 10% от коечного фонда дома ребенка.

               2. Принципы воспитания детей в Доме ребенка

      10. Воспитание в Домах ребенка строится на принципах обеспечения и защиты прав личности ребенка, свободы его индивидуального развития, органичной связи с этнокультурой и традицией, недопустимости любых форм дискриминации. Каждый воспитанник дома ребенка имеет право на:
      1) уважительное отношение к себе и заботу со стороны взрослых;
      2) защиту от небрежного и грубого обращения, всех форм физического и психического насилия;
      3) удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении с окружающим;
      4) индивидуальной подход и развитие творческих способностей;
      5) получение квалифицированной медицинской помощи и коррекции имеющихся недостатков развития и поведения.
      11. Дети, воспитывающиеся в Доме ребенка, наблюдаются педиатром и соответствующими специалистами, при этом осуществляются углубленные медицинские осмотры врачами специализированных амбулаторно- поликлинических организаций в рамках диспансеризации.
      12. Воспитательная и лечебно-оздоровительная работа с детьми проводится медицинским и педагогическим персоналом под руководством главного врача Дома ребенка.

            3. Структура и организация работы Дома ребенка

      13. Дома ребенка создаются, реорганизуются и ликвидируются в установленном законодательством порядке. Дом ребенка пользуется правом юридического лица, имеет расчетный счет, круглую печать и штамп организации с указанием своего полного наименования на государственном языке.
      14. Во главе Дома ребенка стоит главный врач (директор), назначаемый и увольняемый территориальными органами здравоохранения.
      15. Руководитель Дома ребенка имеет право приема и увольнения персонала Дома ребенка, отвечает за постановку медицинской, воспитательной, правовой и административно-хозяйственной работы; обеспечивает работу организации в экстремальных условиях.
      16. Источником финансирования Домов ребенка являются средства государственного бюджета. Дома ребенка могут иметь дополнительные источники финансирования, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.
      17. Во всех группах специализированных Домов ребенка и в группах первого года жизни в Домах ребенка общего типа число воспитанников не должно превышать 8, в группах второго года жизни 10, третьего года жизни -
15. Списочный состав детей должен соответствовать предусмотренному числу мест в Доме ребенка.
      18. Штатные нормативы медицинского, педагогического персонала Домов ребенка зависят от количества воспитанников Дома ребенка и характера заболеваний у детей. Рекомендуемые штатные нормативы прилагаются (приложение N 1).
      19. Для оказания помощи, с целью привлечения внимания общественности к проблемам Дома ребенка создается Попечительский совет. В состав Попечительского совета (5-7 человек) входят руководитель Дома ребенка, представители территориальных органов исполнительной власти, территориальных органов образования, негосударственных организаций (детские фонды и т.д.).
                                                Приложение N 2

к приказу Агентства Республики Казахстан по делам здравоохранения от 6 июня 2000 г. N 228


                                Правила
              приема детей в Дом ребенка и выписки из него

      1. В Дом ребенка принимаются:
      1) дети-сироты;
      2) дети одиноких матерей (отцов);
      3) подкинутые дети;
      4) дети родителей, лишенных родительских прав, или в случае вынесения судебными органами решения об отобрании у них ребенка;
      5) дети родителей, признанных в установленном порядке недееспособными;
      6) дети, родители которых признаны в судебном порядке безвестно отсутствующими;
      7) дети, находящиеся в стационаре, не требующие обследования или лечения, и не взятые родителями или лицами, их заменяющими, после неоднократных напоминаний;
      8) дети, одного или двух родителей, не имеющих возможности их воспитывать (по состоянию здоровья, в связи с длительным отъездом, отбыванием наказания, нахождением под стражей в период следствия);
      9) дети с дефектами умственного и физического развития независимо от наличия обоих родителей.
      2. Дети принимаются в Дом ребенка из родильных домов, соматических отделений больниц, карантинов-распределителей, семей и т.д. с периода новорожденности и содержатся в нем до трехлетнего возраста; дети с дефектами физического или психического развития, с тяжелыми нарушениями слуха и речи - до четырехлетнего возраста, в случаях прогностически неясных, организация по своему усмотрению может задержать ребенка до 5-ти летнего возраста. В виде исключения в Дом ребенка (общего типа) могут приниматься дети, достигшие 3 лет, с задержкой физического и психоречевого развития, обусловленной условиями воспитания, если их перевод в интернатные организации системы образования, в соответствии с заключением специалистов, считается преждевременным.
      3. Прием детей из родильных домов и карантинов-распределителей осуществляется непосредственно в группу, из семей и стационаров - в карантинную группу или изолятор, где при этом проводятся необходимые лечебно-воспитательные мероприятия в соответствии с возрастом ребенка. Из карантинной группы (изолятора) ребенок поступает в группу.
      4. Не подлежат приему в Дом ребенка дети с острыми инфекционными заболеваниями, активной формой туберкулеза, сифилисом, заразными кожными заболеваниями, острыми заболеваниями центральной нервной системы, тяжелыми нарушениями трофики и другими заболеваниями, требующими стационарного лечения.
      5. При оформлении детей в Дом ребенка предъявляются следующие документы:
      1) заявление одного или двух родителей, или лиц их заменяющих о временном устройстве ребенка в Дом ребенка (приложение N 1);
      2) путевка (направление) соответствующего органа здравоохранения;
      3) свидетельство о рождении ребенка;
      4) выписка из истории развития ребенка (медицинской карты стационарного больного) или истории новорожденного, с обязательными подробными данными анамнеза, включая данные о наследственности, заключениями узких специалистов и лабораторными анализами, в том числе обследования на СПИД, туберкулез, сифилис и носительство австралийского антигена;
      5) справка об отсутствии инфекционных заболеваний в семье или организации, откуда ребенок поступает;
      6) справка с места учебы, работы родителей или лиц, их заменяющих, в случае временного помещения ребенка в Дом ребенка;
      7) документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей: свидетельство о смерти, решение суда о лишении родительских прав или отобрания ребенка, приговор суда, акт о подкидывании, заявление об отказе от родительских прав и согласие на усыновление (приложение N 2), справка об отъезде, болезни родителей;
      8) одинокие матери и родители, имеющие ребенка-инвалида с детства, предъявляют в Дом ребенка документацию на получение пособия, в которой делается отметка о приеме ребенка с сообщением в течение пяти дней в территориальный отдел социальной защиты населения по месту жительства родителя или родителей о помещении ребенка в Дом ребенка.
      6. При временном устройстве в Дом ребенка детей, имеющих родителей или лиц, их заменяющих, органы здравоохранения или по их поручению администрация Дома ребенка составляет соглашение о сроке пребывания ребенка (приложение 1).
      7. На каждого ребенка, поступившего в Дом ребенка оформляется история развития. Сопроводительная медицинская документация подклеивается в историю развития в отдельном пакете. Документация на ребенка хранится у руководителя Детского дома или патронажной сестры. Сведения о поступивших детях заносятся в журнал приема детей в Дом ребенка, который пронумеровывается, прошнуровывается, скрепляется печатью организации и хранится в архиве Дома ребенка постоянно.
      8. Подкинутые дети принимаются в Дом ребенка по акту, составленному в территориальных органах Министерства внутренних дел или в Доме ребенка в присутствии сотрудника полиции, с последующим оформлением органами здравоохранения направления для приема в Дом ребенка. Копия акта о подкидывании, составленного в Доме ребенка, направляется в территориальные органы Министерства внутренних дел.
      В трехдневный срок, на основании записи в журнале о приеме в Дом ребенка, ребенка регистрируют в органах записи актов гражданского состояния. В случае оставления ребенка родителями в стационаре, администрация больницы составляет соответствующий акт, заверенный печатью и направляет ребенка в Дом ребенка.
      9. Руководитель Дома ребенка имеет право взыскивать в судебном порядке средства на содержание детей с родителей, если они не освобождены по закону от внесения платы за содержание детей. В этом случае средства на содержание детей взыскиваются с каждого из родителей в пользу Дома ребенка, в размере и порядке, установленных законодательством.
      10. При помещении воспитанников в больницу, санаторий они не считаются выбывшими и не регистрируются в журнале приема детей в Дом ребенка.
      11. Помещая ребенка на излечение в больницу или санаторий, администрация Дома ребенка обязана сообщить об этом родителям или лицам их заменяющим (в случае временного устройства ребенка в Дом ребенка), а также интересоваться состоянием здоровья ребенка, заносить в историю развития отметки о ходе лечения.
      12. Выписка детей из Дома ребенка производится при возвращении их в семью, переводе в интернатные организации системы образования или социального обеспечения, при передаче на усыновление (удочерение).
      Возвращение детей, временно устроенных в Дом ребенка, родителям или лицам их заменяющим, осуществляется по их заявлению. Продление срока пребывания в Доме ребенка производится по официальному распоряжению территориальных органов здравоохранения на основании нового соглашения.
      В целях защиты прав и интересов детей, в случае необоснованного отказа родителей или лиц их заменяющих, взять ребенка по истечении указанного в соглашении срока, администрация Дома ребенка обязана предъявить в суд иск о лишении их родительских прав.
      Возвращение детей родителям, давшим согласие на усыновление (отказавшимся от родительских прав), осуществляется в порядке, идентичном порядку усыновления (удочерения).
      13. Перевод детей из Дома ребенка в интернатные организации системы образования или социального обеспечения осуществляется в соответствии с заключением медико-педагогической комиссии.
      Сведения о детях, подлежащих переводу сообщаются территориальным органам образования и социальной защиты населения за 6 месяцев до срока перевода.
      14. Дом ребенка обеспечивает детей, переводимых в интернатные организации, одеждой и обувью по сезону.
      15. Передача детей на усыновление (удочерение) осуществляется в порядке, установленном законодательством. При передаче детей на усыновление в журнале приема делается отметка о передаче на усыновление без указания фамилии и адреса усыновителей. Эти данные хранятся у руководителя Дома ребенка в установленном порядке и предъявляются только следственным и судебным органам по их официальному требованию.
      Разобщение братьев и сестер при передаче их на усыновление (удочерение), а также при помещении в Дом ребенка, переводе в интернатные организации может быть допущено лишь как исключение, при наличии особых обстоятельств (например, при наличии у одного из них медицинских противопоказаний).
                                               Приложение N 3              

к приказу Агентства Республики Казахстан по делам здравоохранения от 6 июня 2000 г. N 228


                            ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ
                медицинского, педагогического персонала и
                     персонала кухни Дома ребенка
                    (рекомендательного характера)

                         1. Врачебный персонал

      1. Должности врачей-педиатров устанавливаются из расчета 1 должность

на 40 детей в Доме ребенка (общего типа) и 1 должность врача-педиатра на 
20 детей в специализированных Домах ребенка. 
     2. Должность врачей-отоларингологов в специализированных Домах 
ребенка для детей с нарушением слуха и речи устанавливаются: 
     1) 0,5 должности на 45-100 детей; 
     2) 1 должность - свыше 100 детей. 
     3. Должности врачей-психо-невропатологов в специализированных Домах 
ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с 
нарушением или без нарушения психики устанавливаются: 
     1) 0,5 должности на 30-70 детей; 
     2) 1 должность - свыше 70 детей. 

                   2. Средний медицинский персонал
     


      4. Должности медицинских сестер устанавливаются из расчета 1 должность на 40 детей в Домах ребенка (общего типа) и на 20 детей в специализированных Домах ребенка, но не менее 1 круглосуточного поста на учреждение.
      В Домах ребенка на 75 и более мест в зависимости от объема работы, в том числе по обслуживанию детей, находящихся в изоляторе на 6 и более коек или на карантине может устанавливаться необходимая дополнительная численность должностей медицинских сестер, но не более одного круглосуточного поста.
      5. Должности медицинских сестер по физиотерапии устанавливаются в зависимости от объема работы из расчета 1 должность на 15 тысяч условных физиотерапевтических единиц в год в Домах ребенка на 100 и более мест и в Домах ребенка на 45 и более мест для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением или без нарушения психики.
      6. Должности медицинских сестер по массажу и инструкторов по лечебной физкультуре для оказания соответствующей помощи детям с нарушением функции опорно-двигательного аппарата устанавливаются в Домах ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением или без

нарушения психики, исходя из действующих расчетных норм нагрузки 
указанного персонала и объема работы.
     7. Должность медицинских сестер по лечебному питанию устанавливается 
1,0 на организацию. 
     8. Должности патронажных медицинских сестер устанавливаются 1,0 на 
организацию. 
     9. Должность старшей медицинской сестры устанавливается 1,0 на 
организацию.

                      3. Педагогический персонал
     
     10. Должности воспитателей устанавливаются из расчета - один 
круглосуточный пост на: 
     1) 10 детей в возрасте до 1,5 лет и в группах для детей с 
органическим поражением центральной нервной системы с нарушением или без 
нарушения психики, независимо от возраста; 
     2) 13 детей в возрасте от 1,5 до 2-х лет и в специальных карантинах-
распределителях (в крупных городах), независимо от возраста; 
     3) 15 детей в возрасте старше 2 лет. 
     11. Должности старших воспитателей устанавливаются из расчета: 
     1) 0,5 ставки на 30-50 детей; 
     2) 1 должность на 51 и более детей. 


      12. В Домах ребенка для детей с тяжелыми органическими поражениями центральной нервной системы, нарушением психики, не подлежащих воспитанию и обучению, производить замену должностей воспитателей на должности медицинских сестер.
      13. Должности сурдологопедов устанавливаются из расчета 1 должность

на 8 детей с нарушением слуха (глухих, тугоухих, глухонемых, оглохших) в 
возрасте от 1,5 лет. 
     14. Должности логопедов устанавливаются из расчета 1 должность на 15 
детей от 1,5 лет в домах ребенка (общего типа), для детей с органическим 
поражением центральной нервной системы, патологией челюстно-лицевой 
области, дизартрией, алалией, заиканием на 8 детей, на 10 детей до 2-х лет 
и на 12 детей - старше 2-х лет. 
     15. Должность психолога устанавливается в специализированных домах 
ребенка из расчета: 
     1) 0,5 ставки на 70 детей; 
     2) 1 должность - свыше 70 детей.

                   4. Младший обслуживающий персонал
     


      16. Должности санитарок-нянь устанавливаются на период работы с 6 до 22 часов в соответствии с числом должностей воспитателей, предусмотренным для работы в группах в указанное время (с учетом разницы в продолжительности рабочего дня).
      17. В Домах ребенка (группах) для детей с органическим поражением

центральной нервной системы с нарушением или без нарушения психики 
должности санитарок-нянь устанавливаются из расчета 1 круглосуточный пост 
на 10 детей.
     В Домах ребенка на 75 и более мест для обслуживания детей в изоляторе 
на 6 и более коек может устанавливаться необходимая дополнительная 
численность должностей нянь на время, не обеспечиваемое средним 
медицинским персоналом.

                           5. Персонал кухни
     
     18. Должности повара устанавливаются из расчета: 
     1) 2 единицы в Домах ребенка до 80 коек; 
     2) 2,5 единицы в Домах ребенка свыше 80 до 100 коек; 
     3) 2,5 единицы и дополнительно 0,5 единицы на каждые 50 коек    
(сверх 100).
     19. Должности чистильщика плодоовощей и картофеля, мойщика посуды, 
кухонного рабочего устанавливаются из расчета: 
     1) 0,5 единицы в Домах ребенка свыше 50 до 65 коек; 
     2) 1 единица в Домах ребенка свыше 65 до 80 коек; 
     3) 2 единицы в  Домах ребенка свыше 80 до 100 коек; 
     4) 2 единицы и дополнительно 1 единица на каждые 50 коек в Домах 
ребенка свыше 100 коек (сверх 100).

     Примечание:
     Показатели (число детей на 1 должность, 1 пост), которые используются 
в нормативах для расчета числа должностей персонала, не являются нормами 
нагрузки (обслуживания) работников. Последние устанавливаются 
руководителями домов ребенка по согласованию с профсоюзными комитетами в 
зависимости от обслуживаемого контингента детей, времени работы (днем, 
ночью) и других конкретных условий.


                                                       Приложение N 1

к Правилу приема детей в Дом ребенка и выписки из него, утвержденного приказом Агентства Республики Казахстан по делам здравоохранения от 6 июня 2000 г. N 228


     Примерный образец
                                          Руководителю Дома ребенка
                                          гор. _____________________ 
                                               _____________________

                            Заявление
            о временном устройстве ребенка в Дом ребенка

     О себе сообщаю следующее:
     Ф.И.О. 
     Дата и место рождения: 
     Прописан (когда, по какому адресу): 
     Паспорт или удостоверение личности (номер, когда и кем выдан): 
     Семейное положение: 
     Отношение к ребенку (мать, отец, бабушка, дедушка, опекун и т.д.): 
     Прошу принять (передать) моего ребенка________________года рождения, 
     родившегося(уюся) в родильном доме N гор._____________в Дом ребенка 
     на срок__________года.
     Причина временного устройства ребенка в Дом ребенка: 
     Я предупрежден(а), что в случае необоснованного отказа забрать 
ребенка в указанный в заявлении срок, а также отказа от участия в его 
воспитании администрация Дома ребенка имеет право предъявить в суд иск о 
лишении родительских прав.

     Подпись матери или лица, ее заменяющего: 
     Подпись руководителя Дома ребенка:                 
     Дата (число, месяц, год).

     Печать организации
                                                        Приложение N 2
                                              к Правилу приема детей в 
                                              Дом ребенка и выписки из 
                                                   него, утвержденного 
                                                    приказом Агентства 
                                               Республики Казахстан по 
                                                 делам здравоохранения
                                               от 6 июня 2000 г. N 228

     Примерный образец
                                     Руководителю родильного дома N __
                                       города ________________________
                                              ________________________

                              Заявление
        о согласии на усыновление (отказ от родительских прав)

     О себе сообщаю:

Ф.И.О. 
Дата и место рождения: 
Место жительства: 
Прописан (когда, по какому адресу): 
Паспорт или удостоверение личности (когда и кем выдан): 
Семейное положение:________________________ 
Отношение к ребенку (мать, отец, бабушка, дедушка, опекун и т.д.): 
Прошу передать моего ребенка____________________ родившегося(уюся) 
в родильном доме N гор.________________на государственное обеспечение, так 
как я отказываюсь от родительских прав на него.
Причина отказа: __________________________________________________

Не возражаю против передачи ребенка на усыновление (удочерение), претензий к усыновителям иметь не буду. Правовые последствия передачи ребенка на усыновление мне разъяснены.

Данные о себе (рост, цвет волос, цвет глаз, национальность):
профессия:               
На учете в кожно-венерологическом, психоневрологическом, наркологическом 
диспансерах (не состою или состою):
Данные об отце ребенка (рост, цвет волос, цвет глаз, национальность): 
профессия:
На учете в кожно-венерологическом, психоневрологическом, наркологическом 
диспансерах (не состоит или состоит).
     Заявление написано добровольно.

Подпись_______________                      Дата_____________

Подпись гр.           и данные ее паспорта заверяем:

Главный врач (директор) родильного дома:  
Лечащий врач:

Печать учреждения
     
(Специалисты: Склярова И.В.,
              Умбетова А.М.)