1. Утвердить прилагаемые Правила добровольной ликвидации банков в Республике Казахстан и ввести их в действие со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
2. Правила добровольной ликвидации банков в Республике Казахстан применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. По отношениям, возникшим до введения Правил добровольной ликвидации банков в Республике Казахстан, они применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения их в действие.
3. Управлению контроля за ликвидационным процессом банков (Бадырленова Ж.Р.) и Департаменту банковского надзора (Мекишев А.А.) совместно с Юридическим департаментом (Шарипов С.Б.) принять меры к государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан настоящего постановления и Правил добровольной ликвидации банков в Республике Казахстан.
4. Управлению контроля за ликвидационным процессом банков (Бадырленова Ж.Р.) в двухнедельный срок со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан довести настоящее постановление и Правила добровольной ликвидации банков в Республике Казахстан до сведения областных филиалов Национального Банка Республики Казахстан.
5. Департаменту банковского надзора (Мекишев А.А.) в двухнедельный срок со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан довести настоящее постановление и Правила добровольной ликвидации банков в Республике Казахстан до сведения банков второго уровня.
6. Областным филиалам Национального Банка Республики Казахстан довести настоящее постановление и Правила добровольной ликвидации банков в Республике Казахстан до сведения ликвидационных комиссий банков, ликвидируемых в добровольном порядке.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального Банка Республики Казахстан Налибаева А.З.
Председатель Национального Банка
Утверждены
постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 16 мая 2000 года N 210
ПРАВИЛА
добровольной ликвидации банков
в Республике Казахстан
Настоящие Правила определяют порядок выдачи Национальным Банком Республики Казахстан (далее - Национальный Банк) разрешения на добровольную ликвидацию банка; порядок проведения добровольной ликвидации банка; особенности деятельности ликвидационной комиссии добровольно ликвидируемого банка (далее - ликвидационная комиссия).
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан K941000_ , Указами Президента Республики Казахстан, имеющими силу Законов, "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" Z952444_ , "О Национальном Банке Республики Казахстан" Z952155_ и Законом Республики Казахстан "Об акционерных обществах" Z980281_ .
2. Действие настоящих Правил распространяется на добровольную ликвидацию негосударственных банков второго уровня.
3. Особенности ликвидации межгосударственных банков определяются международными договорами (соглашениями) о создании данных банков и их учредительными документами.
4. Регистрация прекращения деятельности банков при их добровольной ликвидации производится в порядке, определенном Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, "О государственной регистрации юридических лиц" U952198_ .
Глава 2. Порядок выдачи Национальным Банком разрешения
на добровольную ликвидацию банка
5. Банк на основании решения общего собрания акционеров вправе обратиться в Национальный Банк с ходатайством о даче разрешения на его добровольную ликвидацию.
6. Ходатайство о добровольной ликвидации подписывается лицом, уполномоченным на то общим собранием акционеров, и представляется в Национальный Банк вместе со следующими документами:
1) решением общего собрания акционеров о добровольной ликвидации банка с обязательным указанием причин ликвидации;
2) перечнем мероприятий о сроках и этапах подготовки банка к прекращению своей деятельности (план и график), утвержденным общим собранием акционеров;
3) балансовым отчетом, составленным на последнюю отчетную дату, свидетельствующим о достаточности средств банка для осуществления расчетов по его обязательствам.
В ходатайстве о добровольной ликвидации должно содержаться обязательство банка о полном удовлетворении требований всех его кредиторов.
7. Ходатайство о получении разрешения на добровольную ликвидацию банка должно быть рассмотрено Национальным Банком в течение двух месяцев со дня принятия всех надлежаще оформленных документов.
При необходимости Национальный Банк вправе предложить банку пересмотреть план и график ликвидации или запросить другие необходимые сведения (документы).
8. Решение о даче разрешения на добровольную ликвидацию банка принимается Правлением Национального Банка и вступает в силу с даты его принятия, если иное не установлено постановлением Правления.
9. В случае отказа в даче разрешения на добровольную ликвидацию Национальный Банк выносит об этом мотивированное решение за подписью Председателя Национального Банка либо его заместителя, которое должно быть доведено до сведения банка.
10. Отказ в выдаче разрешения на добровольную ликвидацию банка производится Национальным Банком по любому из следующих оснований:
1) неполнота или ненадлежащее оформление представленных документов;
2) недостаточность средств банка для расчета по его обязательствам.
Глава 3. Порядок проведения добровольной ликвидации банка
11. Банк, после получения разрешения Национального Банка на добровольную ликвидацию, обязан незамедлительно:
1) письменно сообщить о ликвидации банка органу юстиции, осуществляющему регистрацию юридических лиц;
2) опубликовать информацию о добровольной ликвидации банка в официальных печатных изданиях центрального органа юстиции на государственном и русском языках с обязательным указанием порядка, сроков предъявления претензий и адреса, по которому кредиторы банка вправе предъявлять свои требования.
Срок заявления претензий не может быть менее двух месяцев с момента публикации информации о ликвидации.
12. После получения разрешения Национального Банка на добровольную ликвидацию, общее собрание акционеров банка обязано создать ликвидационную комиссию, к которой переходят полномочия по управлению имуществом и делами банка.
13. Ликвидационный процесс в банке считается начатым с даты создания ликвидационной комиссии банка.
14. С даты назначения ликвидационной комиссии банка и до завершения процесса ликвидации банка:
1) приостанавливаются полномочия общего собрания акционеров, других органов и должностных лиц добровольно ликвидируемого банка, в том числе по распоряжению имуществом и погашению обязательств, их права по управлению банком, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами;
2) действия, осуществляемые от имени или за счет ликвидируемого банка, могут иметь юридическую силу лишь в случае, если они совершены председателем ликвидационной комиссии банка, либо по выданной им доверенности;
3) сроки всех долговых обязательств ликвидируемого банка считаются истекшими;
4) прекращается начисление неустойки и вознаграждения (интереса) по всем видам кредиторской задолженности ликвидируемого банка;
5) снимаются все законодательные ограничения на обращение взыскания на имущество ликвидируемого банка;
6) все требования имущественного характера, относящиеся к банку, с этого момента могут быть предъявлены только на имя ликвидационной комиссии банка и рассмотрены ею в порядке, установленном настоящими Правилами, а также действующим законодательством.
15. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и удовлетворению их требований, а также получению задолженности с дебиторов банка.
16. Все расходы, связанные с добровольной ликвидацией банка, производятся только за счет средств этого банка.
Запрещается финансирование Национальным Банком расходов по ликвидации банка.
Глава 4. Ликвидационная комиссия
17. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами и имуществом ликвидируемого банка.
Ликвидационная комиссия принимает меры для завершения дел банка, в том числе по обеспечению расчетов с его кредиторами и акционерами.
Ликвидационная комиссия действует от имени ликвидируемого банка и самостоятельна при принятии решений по вопросам, входящим в ее компетенцию.
18. Председатель ликвидационной комиссии банка возглавляет работу ликвидационной комиссии, несет ответственность за осуществление ее деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Казахстан, а также вносит изменения в состав ликвидационной комиссии банка.
В отсутствие председателя ликвидационной комиссии банка его обязанности исполняет заместитель.
19. Освобождение от должности и назначение председателя ликвидационной комиссии относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров банка.
20. При наличии у банка областных филиалов, их ликвидация производится специальным подразделением ликвидационной комиссии банка, создаваемым на местах (далее - подразделение).
Состав подразделения формируется из числа членов ликвидационной комиссии и утверждается председателем ликвидационной комиссии.
21. Подразделение возглавляется его руководителем (далее - руководитель подразделения).
Руководитель подразделения осуществляет свою деятельность на основании доверенности, выданной ему председателем ликвидационной комиссии.
Руководитель подразделения подотчетен председателю ликвидационной комиссии.
22. Руководитель подразделения несет ответственность за деятельность подразделения и осуществление ликвидации филиала банка в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
23. Права и обязанности члена ликвидационной комиссии, руководителя подразделения, привлеченного работника ликвидационной комиссии, включая условия оплаты труда, определяются в индивидуальном трудовом договоре (контракте), заключаемом с председателем ликвидационной комиссии.
Прием на работу оформляется приказом председателя ликвидационной комиссии банка.
24. Председатель, руководитель подразделения и члены ликвидационной комиссии несут установленную законодательством Республики Казахстан ответственность за ущерб, причиненный банку, злоупотребления полномочиями, а также иные нарушения, допущенные ими в процессе ликвидации банка.
25. Акционеры, владеющие в совокупности пятью или более процентами выпущенных обществом акций, а также кредиторы ликвидируемого банка вправе иметь представителей в составе ликвидационной комиссии банка.
26. Ликвидационная комиссия:
1) незамедлительно истребует у руководства банка лицензии на проведение банковских операций, документы по регистрации банка, печати, штампы, бланки и все другие документы ликвидируемого банка с составлением необходимых актов о приеме-передаче документов и ценностей;
2) принимает активы банка;
3) письменно уведомляет кредиторов банка о его добровольной ликвидации;
4) в течение 10 рабочих дней с момента начала ликвидационного процесса в банке производит сверку корреспондентских счетов, закрытие корреспондентских счетов, ревизию кассы;
5) открывает текущий счет ликвидируемого банка в тенге и иностранной валюте (далее - текущий счет ликвидируемого банка);
6) представляет в банки, в которых открыты текущие счета ликвидируемого банка, и соответствующие областные филиалы Национального Банка новые карточки с образцами подписей должностных лиц, имеющих право подписи документов от имени банка;
7) зачисляет остатки денег в кассе банка, его обменных пунктах на текущий счет ликвидируемого банка;
8) размещает копии постановления Правления Национального Банка об аннулировании лицензий банка на проведение банковских операций, о даче разрешения на добровольную ликвидацию банка, решения общего собрания акционеров о назначении ликвидационной комиссии банка в месте, доступном для обозрения клиентами банка;
9) выявляет активы банка и распоряжается всеми его активами в
пределах полномочий собственника и высших органов банка с учетом цели его ликвидации; 10) выполняет от имени банка функции его руководства, соответствующие целям ликвидации и завершения деятельности банка; 11) резервирует активы и имущество банка, а также продает его имущество с публичных торгов; 12) ведет реестр требований кредиторов, в котором должны быть указаны сведения о каждом кредиторе, размере его требований, очередности удовлетворения каждого требования; 13) нанимает необходимых работников по контракту для обеспечения выполнения своих функций и обязанностей; 14) устанавливает заработную плату работникам ликвидируемого банка с учетом его финансового положения; 15) производит увольнение работников банка в соответствии с трудовым законодательством; 16) в течение всего периода ликвидации банка принимает меры по сохранности документов и имущества банка, а также иного имущества, предоставленного банку в качестве залогового обеспечения; 17) предъявляет требования от имени ликвидируемого банка и в его интересах ведет учет всех обязательств перед банком, аккумулирует на текущем счете ликвидируемого банка деньги, причитающиеся банку; 18) определяет правомерность требований кредиторов банка и удовлетворяет признанные требования в соответствии с промежуточным балансом; 19) представляет отчет о проделанной работе, а также иные сведения, касающиеся ликвидационного процесса, в Национальный Банк; 20) по завершению ликвидационного процесса банка передает в установленном порядке документы банка для хранения в архив; 21) выступает в суде от имени ликвидируемого банка; 22) имеет иные полномочия в соответствии с настоящими Правилами.
27. Подлинники разрешения на открытие банка и лицензии на проведение банковских операций, изъятые ликвидационной комиссией, подлежат возврату в Национальный Банк в недельный срок с момента начала ликвидационного процесса в банке.
28. При установлении фактов злоупотреблений или иного нарушения закона ликвидационная комиссия банка должна в установленном порядке обратиться в правоохранительные органы или в суд.
29. Текущий счет ликвидируемого банка открывается в филиале Национального Банка по месту нахождения головного банка, а также его филиалов. В исключительных случаях, с разрешения Национального Банка, допускается открытие текущего счета ликвидируемого банка в других банках.
Все деньги ликвидируемого банка и его филиалов зачисляются на текущий счет ликвидируемого банка. В дальнейшем зачисление и списание денег с текущего счета ликвидируемого банка производится в соответствии с настоящими Правилами и нормативными правовыми актами Национального Банка.
По письменному требованию клиентов ликвидируемого банка, не имеющих задолженности перед ним, ликвидационной комиссией осуществляется незамедлительный (в течение трех банковских дней со дня получения требования) возврат по новым банковским реквизитам клиентов денег, поступающих на их банковские счета в ликвидируемом банке после выдачи Национальным Банком разрешения на добровольную ликвидацию банка. Возврат отправителям денег, ошибочно перечисленных на корреспондентский счет банка как до, так и после выдачи Национальным Банком разрешения на добровольную ликвидацию банка, осуществляется ликвидационной комиссией в течение трех банковских дней со дня получения письменного требования клиента.
30. Ликвидационная комиссия банка обязана ежемесячно, в срок до 10 числа каждого месяца, следующего за отчетным, представлять в Национальный Банк отчет о выполненной работе по форме, установленной Национальным Банком, а, при необходимости, и дополнительную информацию о деятельности ликвидационной комиссии банка на основании соответствующего запроса Национального Банка.
Подразделения, осуществляющие свою деятельность в филиалах банка, представляют отчет о своей работе по установленной форме председателю ликвидационной комиссии банка в срок до 5 числа каждого месяца, следующего за отчетным.
31. В случае нарушения сроков, установленных планом и графиком ликвидации, ликвидационная комиссия должна в десятидневный срок представить в Национальный Банк соответствующее письменное пояснение с приложением копий соответствующих документов.
Глава 5. Распоряжение активами и рассмотрение претензий
32. Ликвидационная комиссия банка обязана безотлагательно, в соответствии с настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами Национального Банка, произвести инвентаризацию имущества (активов) банка с участием уполномоченных работников ликвидируемого банка, в том числе залогового обеспечения, хранящегося в банке и вне банка, выяснить его состояние и сохранность, а также произвести оценку имущества с помощью привлеченного эксперта.
Оценка имущества балансовой стоимостью до 100 месячных расчетных показателей может производиться ликвидационной комиссией банка самостоятельно.
33. Все активы ликвидируемого банка образуют основу для формирования ликвидационной массы.
34. Активы банка включают в себя собственное имущество банка, ссуды всех типов и категорий, другие финансовые обязательства перед банком.
35. При ликвидации банка-кастодиана в ликвидационную массу не включаются вверенные ему для хранения и учета ценные бумаги, принадлежащие третьим лицам, и пенсионные активы негосударственных накопительных пенсионных фондов, за исключением средств собственного капитала негосударственных накопительных пенсионных фондов, и переводятся в другой банк по заявлению негосударственных накопительных пенсионных фондов.
36. Все кредитные договоры, договоры по залоговому обеспечению (обязательства), кредитные дела подлежат описанию с уточнением наличия данных об их учете и полноте всех прилагаемых к ним документов. При отсутствии необходимых договоров и иных материалов, выясняются причины их отсутствия и составляется соответствующий акт.
Ликвидационная комиссия банка обязана принять меры для сбора документов, являющихся доказательством выдачи кредита, необходимости его возврата, а также документов, подтверждающих обеспечение исполнения обязательства.
Осуществляется проверка соответствия условий кредитных договоров нормативным правовым актам Республики Казахстан и соответствия расчетов этим условиям. Начисление вознаграждения (интереса) по ссудам, выданным банком, до их погашения, производится в установленном порядке.
37. Выявленные при инвентаризации активов расхождения фактического наличия с данными бухгалтерского учета регулируются в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
38. Все активы и имущество ликвидируемого банка, установленные путем инвентаризации, подлежат включению в ликвидационную массу. Активы, не включенные в баланс банка на день принятия постановления Правления Национального Банка о даче разрешения на добровольную ликвидацию банка и выявленные в ходе инвентаризации, должны быть отражены в промежуточном ликвидационном балансе.
39. Если имеющихся у ликвидируемого банка денег недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества банка с публичных торгов в порядке, установленном нормативными правовыми актами Национального Банка.
40. Ликвидационная комиссия производит продажу имущества ликвидируемого банка, исходя из следующих условий и целей:
1) продажи имущества банка по возможно более высокой цене;
2) минимизации потерь от распродажи имущества банка;
3) поддержания нормальной конкуренции.
41. Юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, чьи имущественные права и законные интересы могут быть нарушены в результате принятия банком решения о добровольной ликвидации, в целях непосредственного урегулирования спора с банком обращаются к его ликвидационной комиссии с письменной претензией.
42. Претензия подлежит рассмотрению в двухнедельный срок со дня ее получения, если иные сроки не оговорены договором, заключенным между банком и его кредитором.
43. При рассмотрении претензии ликвидационная комиссия банка должна проверить законность предъявленного требования и его обоснованность (например, наличие необходимых доказательств, правильность расчета взыскиваемой суммы).
Если к претензии не приложены документы, подтверждающие предъявленные заявителем требования, то они запрашиваются у заявителя с указанием срока их представления, который не может быть менее 5 рабочих дней, не считая времени нахождения почтового отправления в пути. При неполучении затребованных документов к указанному сроку претензия рассматривается по имеющимся документам.
44. Ликвидационная комиссия, получившая претензию, обязана признать обоснованные требования заявителя и в письменной форме уведомить его о результатах рассмотрения претензии.
В ответе на претензию указывается:
1) полное наименование, почтовые реквизиты заявителя претензии и банка (ликвидационной комиссии), который направляет ответ, дата и номер претензии, на которую дается ответ;
2) в случае признания претензии полностью или частично, указывается признанная сумма, срок и способ удовлетворения претензии, если она не подлежит денежной оценке;
3) в случае отклонения претензии полностью или частично - мотивы отклонения со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты и документы, обосновывающие отклонение претензии;
4) перечень приложенных к ответу документов и иных доказательств.
45. В случае, когда претензия отклонена полностью или частично, заявителю должны быть возвращены документы, полученные с претензией, а также направлены документы, обосновывающие отклонение претензии, если их нет у заявителя претензии.
46. Ответ направляется заказным или ценным письмом, другими средствами связи, обеспечивающими фиксирование его отправки.
47. Срок для предъявления претензий исчисляется со дня опубликования в печати объявления о добровольной ликвидации банка и установления срока для предъявления претензий.
В случае пропуска срока по уважительным причинам ликвидационная комиссия рассматривает претензию в порядке, установленном пунктами 42-46 настоящих Правил.
48. После истечения срока для предъявления претензий и рассмотрения всех предъявленных претензий ликвидационная комиссия банка в месячный срок составляет промежуточный ликвидационный баланс с учетом результатов проведенной инвентаризации активов и имущества, который должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого банка, реестре заявленных кредиторами претензий, а также результатах их рассмотрения.
В реестр требований кредиторов включаются требования кредиторов банка, которые являются бесспорными.
Промежуточный ликвидационный баланс составляется по форме, установленной Национальным Банком, и утверждается общим собранием акционеров.
Копия утвержденного промежуточного ликвидационного баланса представляется в Национальный Банк.
Глава 6. Удовлетворение требований кредиторов добровольно
ликвидируемого банка
49. Расчеты с кредиторами ликвидируемого банка производятся ликвидационной комиссией в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения.
50. Расходы, связанные с ликвидационным производством, в том числе по обеспечению деятельности ликвидационной комиссии банка, а также расходы, вытекающие из необходимости обеспечения основных функций ликвидируемого банка, производятся вне очереди и постоянно.
51. Признанные требования кредиторов банка должны быть удовлетворены ликвидационной комиссией в очередности, установленной законодательством Республики Казахстан.
52. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.
53. При удовлетворении требований кредиторов одной очереди средства распределяются между ними пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.
54. В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредиторов либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса банка обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии.
Требования кредиторов, заявленные в установленный срок, но не признанные ликвидационной комиссией, в отношении которых имеется решение суда об их удовлетворении, исполняются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
55. Претензии кредиторов, не заявленные до утверждения ликвидационного баланса, считаются погашенными.
Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд и требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
56. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ликвидируемого банка распределяется ликвидационной комиссией между его акционерами в порядке, установленном Законом Республики Казахстан "Об акционерных обществах".
57. В случае недостаточности средств для удовлетворения требований всех кредиторов, банк подлежит принудительной ликвидации в порядке, предусмотренном законодательством о банкротстве.
Глава 7. Завершение ликвидации
58. После завершения расчетов с кредиторами и акционерами ликвидируемого банка ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс и отчет о ликвидации, который утверждается общим собранием акционеров банка.
59. В семидневный срок после утверждения ликвидационного баланса и
отчета о ликвидации банка, ликвидационная комиссия обязана представить их в Национальный Банк и в Министерство юстиции Республики Казахстан. 60. Полномочия ликвидационной комиссии прекращаются после получения приказа органа юстиции о регистрации ликвидации банка и передачи документов банка для хранения в архив. Глава 8. Заключительные положения 61. Вопросы, не урегулированные настоящими Правилами, подлежат разрешению в соответствии с нормами законодательства Республики Казахстан, в части, не противоречащей банковскому законодательству. Председатель Национального Банка Республики Казахстан (Специалисты: Склярова И.В., Умбетова А.М.)