Приказываю: 1. Утвердить прилагаемые Правила ведения кассовых операций в государственных учреждениях. 2. Признать утратившим силу приказ Министерства финансов Республики Казахстан от 8 сентября 1997 года N 298 V970385_ "Об утверждении Временного порядка ведения кассовых операций в бюджетных организациях". 3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан. Первый вице-Министр Правила ведения кассовых операций в государственных учреждениях 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящие Правила устанавливают порядок ведения кассовых операций, определения лимита остатка наличных денег в кассах государственных учреждений и предельной суммы использования наличных денег в расчетах.
2. Расчеты государственных учреждений по своим обязательствам производятся, как правило, в безналичном порядке.
С использованием наличных денег допускается осуществление расчетов в общей сумме по спецификам 131 "Приобретение продуктов питания", 132 "Приобретение медикаментов и прочих средств медицинского назначения", 139 "Приобретение прочих товаров", 146 "Содержание, обслуживание, текущий ремонт зданий, помещений, оборудования и других основных средств", 159 "Прочие текущие расходы" в течение месяца в размерах, не превышающих:
50-кратного расчетного показателя - для бюджетных средств;
100-кратного расчетного показателя - для средств, получаемых от реализации платных услуг.
На оставшуюся сумму годового бюджетного ассигнования заключаются договора на поставку товаров, работ и услуг, согласно порядку, установленному законодательством Республики Казахстан.
Ограничение на получение наличности не устанавливается:
по расходам на выплату заработной платы за счет бюджетных средств и средств, получаемых от реализации платных услуг, по подклассу 110 экономической классификации расходов бюджета, на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам по специфике 121 "Социальный налог";
на командировочные расходы по спецификам 136 "Командировки и служебные разъезды внутри страны", 137 "Командировки и служебные разъезды за пределы страны";
по расходам на выплату денежной компенсации взамен табачных изделий для военнослужащих срочной службы по специфике 131 "Приобретение продуктов питания";
по расходам на выплату денежной компенсации взамен форменного обмундирования военнослужащим по специфике 134 "Приобретение, пошив и ремонт предметов вещевого имущества и другого форменного и специального обмундирования";
по расходам на оплату труда внештатных физических лиц, занятых в содержании, обслуживании и ремонте зданий, помещений, оборудования и других основных средств по специфике 146 "Содержание, обслуживание, текущий ремонт зданий, помещений, оборудования и других основных средств";
по расходам на оплату труда внештатных работников, в том числе водителей по трудовым договорам, а также по командировочным расходам внештатных работников и водителей по трудовым договорам по специфике 149 "Прочие услуги";
по особым расходам по специфике 157 "Особые расходы" органов Министерства внутренних дел Республики Казахстан, Министерства обороны Республики Казахстан, Министерства государственных доходов Республики Казахстан, Службы охраны Президента Республики Казахстан, за исключением органов Комитета национальной безопасности. Обеспечение наличностью органов национальной безопасности по специфике 157 "Особые расходы" осуществляется в порядке, обусловленном особенностями планирования и финансирования их расходов, с обязательным соблюдением органами Комитета национальной безопасности требований настоящих Правил и ответственностью их за объем получаемой наличности;
по расходам на приобретение проездных билетов для лиц, освобождаемых от отбывания наказания в виде ограничения свободы, ареста или лишения свободы, до места жительства и по расходам на проведение выборов (на проведение публичных предвыборных мероприятий кандидатов и выпуск агитационных материалов, транспортные расходы кандидатов (аренда транспорта, горюче-смазочные материалы), возмещение заработной платы кандидатов в Президенты, депутаты Парламента, за исключением кандидатов, баллотирующихся по партийным спискам, а также в депутаты маслихатов) по специфике 159 "Прочие текущие расходы";
по расходам на выплату единовременных пособий репатриантам (оралманам) и членам их семей, по расходам на оплату питания спортсменам и другим участникам спортивных мероприятий по специфике 332 "Трансферты физическим лицам".
В исключительных случаях использование наличных денег с бюджетных счетов сверх лимита:
государственными учреждениями, содержащимися за счет республиканского бюджета, допускается по письменному разрешению Комитета казначейства, выданному по ходатайству администраторов республиканских бюджетных программ;
государственными учреждениями, содержащимися за счет средств местных бюджетов, осуществляется путем согласования увеличения лимита с соответствующим местным исполнительным органом и представлении в территориальные органы Казначейства соответствующих документов (ходатайства, расчет потребности и другие), подтверждающих осуществление таких расходов. <*>
Сноска. Пункт 2 - с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Министра финансов РК от 19 марта 2001 года N 146 V011483_ .
3. Администраторы республиканских бюджетных программ при составлении сметы расходов на предстоящий финансовый год для центрального аппарата и подведомственных государственных учреждений, содержащихся за счет средств республиканского бюджета составляют расчет лимита остатка наличных денег в кассе (приложение N 1). Расчет лимита остатка наличных денег в кассе подтверждается на основании утвержденной сметы расходов из бюджета, для администраторов республиканских бюджетных программ в Министерстве финансов Республики Казахстан, а для подведомственных государственных учреждений - соответствующими администраторами республиканских бюджетных программ.
4. Государственные учреждения, содержащиеся за счет средств местных бюджетов, также составляют расчет лимита остатка наличных денег в кассе и подтверждают его вместе со сметой расходов в соответствующем местном исполнительном органе.
5. Ежедневный лимит остатка наличных денег в кассе государственного
учреждения определяют исходя из утвержденной годовой суммы бюджетных ассигнований по спецификам 136 "Командировки и служебные разъезды внутри страны" и 137 "Командировки и служебные разъезды за пределы страны" в следующих пределах: до 5 млн. тенге - 20 тыс. тенге; от 5 до 10 млн. тенге - 40 тыс. тенге; от 10 до 20 млн. тенге - 100 тыс. тенге; свыше 20 млн. тенге - 150 тыс. тенге.
В случае, если к началу предстоящего года смета расходов для государственных учреждений, содержащихся за счет средств республиканского бюджета еще не утверждена, то в соответствии со статьей 16 Закона Республики Казахстан от 1 апреля 1999 года "О бюджетной системе" составляется смета расходов на I квартал предстоящего года и соответственно к ней определяется лимит остатка наличных денег в кассе.
До утверждения местного бюджета маслихатами на соответствующий финансовый год, согласно статье 18 Закона Республики Казахстан от 1 апреля 1999 года "О бюджетной системе", соответствующий местный исполнительный орган составляет смету расходов местного бюджета на первый квартал в размере 1/4 части проекта годового местного бюджета на текущий финансовый год и соответственно к ней определяется лимит остатка наличных денег в кассе.
Если в течение финансового года изменяется смета расходов по вышеназванным спецификам, соответственно изменяется и доводится до подведомственных государственных учреждений уточненный лимит остатка наличных денег в кассе.
Остатки наличных бюджетных денег в кассе государственного учреждения, не сданные в текущем финансовом году для зачисления на бюджетный счет, в обязательном порядке возвращаются в новом финансовом году на бюджетный счет с последующим перечислением в соответствующий бюджет по кодам бюджетной классификации доходов 201232 "Возврат неиспользованных средств, ранее полученных из республиканского бюджета" и 201233 "Возврат неиспользованных средств, ранее полученных из местного бюджета". <*>
Сноска. Пункт 5 - с дополнениями, внесенными приказом Министра финансов РК от 19 марта 2001 года N 146 V011483_ .
6. Государственные учреждения имеют право хранить в своих кассах наличные деньги, полученные по чеку из банка второго уровня, не более 3-х рабочих дней, не включая день получения денег в обслуживающем банке.
7. Принятые государственным учреждением в кассу наличные деньги сдаются, не позднее 3 банковских дней со дня их приема, в уполномоченный банк второго уровня для зачисления на соответствующие текущие счета: "Средства от платных услуг", для спонсорской и благотворительной помощи, депозитные счета и внебюджетного фонда при акиме города Алматы.
Использование этих средств без предварительной сдачи их на соответствующие счета не допускается.
2. ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ
В УПОЛНОМОЧЕННЫХ БАНКАХ
8. Для получения наличных денег кассир государственного учреждения или лицо, его заменяющее заполняет чек на сумму, указанную в платежном поручении на перечисление денег со счета государственного учреждения в обслуживающем территориальном органе Казначейства на транзитный счет территориального органа Казначейства. Затем главный бухгалтер или лицо, возглавляющее подразделение, обеспечивающее бухгалтерский учет государственного учреждения, проверяет правильность заполнения чека и передает его вместе с платежным поручением ответственному исполнителю соответствующего территориального органа Казначейства.
9. В целях контроля за правильностью выплаты заработной платы, определенных расходов структуры специфики экономической классификации и получения наличных денег на другие цели, государственные учреждения представляют в соответствующие территориальные органы Казначейства заявку на получение наличности с бюджетного и текущего счета " Средства от платных услуг", счета для спонсорской и благотворительной помощи и депозитного счета, с указанием сумм, причитающихся к выдаче. Заявка на получение наличности представляется отдельно по бюджетным средствам, средствам, получаемым от реализации платных услуг, в виде спонсорской и благотворительной помощи, депозитных сумм и средств внебюджетного фонда
акима города Алматы вместе с денежным чеком. При этом, по средствам, получаемым в виде спонсорской и благотворительной помощи, депозитных сумм и средствам внебюджетного фонда акима города Алматы код бюджетной классификации расходов не заполняется. Заявка составляется на основании платежных ведомостей или расходных кассовых ордеров по следующей форме: ЗАЯВКА на получение наличных средств _________________________________________ (наименование государственного учреждения) к чеку N___________ дата_______________ ______________________________________________________________________ N ! Назначение платежа ! Код бюджетной ! Сумма ! ! классификации !(тенге) ______________________________________________________________________ 1. 2. 3. Итого М.П. Руководитель государственного учреждения Гл. бухгалтер
Ответственный исполнитель территориального органа Казначейства, непосредственно обслуживающий государственное учреждение, принимает и проверяет заявку, платежное поручение и чек. Проверив правильность их оформления, а также наличие на счете средств, соответствие каждого документа по сумме и спецификам, ответственный исполнитель сверяет сумму, на которую выписан чек, с суммой, указанной на лицевой стороне корешка чека, и ставит подпись на лицевой и оборотной стороне чека. Проверенное и завизированное платежное поручение передается ответственному работнику по обеспечению наличности операционного отдела для формирования реестра чеков. Реестр чеков вместе с чеками, заверенными подписями руководителя, ответственного работника по обеспечению наличности операционного отдела и печатью территориального органа Казначейства, передается в обслуживающий банк для оплаты, заявка остается в деле территориального органа Казначейства.
При осуществлении контроля расчетно-денежных документов государственных учреждений, содержащихся за счет средств республиканского и местных бюджетов и имеющих средства, получаемые от реализации платных услуг, ответственный работник по обеспечению наличности операционного отдела территориального органа Казначейства проверяет соблюдение лимита получаемых наличных денег за счет бюджетных средств и средств, получаемых от реализации платных услуг (в общей сумме по спецификам 131,132,139,146,159). Для осуществления контрольных функций территориальный орган Казначейства на каждое государственное учреждение открывает аналитическую карточку по регистрации получаемых наличных денег за месяц.
С целью контроля за своевременным оприходованием наличных денег в кассу государственного учреждения ответственным работником по обеспечению наличности операционного отдела производится сверка записи об оприходовании наличных денег на оборотной стороне корешка чековой книжки с реестром оплаченных чеков. Записи на оборотной стороне корешка чековой книжки заверяются подписью ответственного работника по обеспечению наличности операционного отдела. <*>
Сноска. Пункт 9 - с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Министра финансов РК от 19 марта 2001 года N 146 V011483_ .
10. В необходимых случаях территориальные органы Казначейства имеют право требовать от государственных учреждений представления первичных документов (ведомости на заработную плату, премирование и так далее) для проверки тождественности сумм, включенных в заявку на получение наличности.
11. При получении наличных денег в банке кассир государственного учреждения или лицо, его заменяющее, обязан пересчитать полистно общую полученную сумму в присутствии контролера банка и убедиться, что она соответствует сумме, указанной в чеке. Если кассир не пересчитал полистно полученную сумму наличных денег в присутствии контролера банка, то впоследствии при обнаружении недостачи он несет ответственность.
12. Полученные в уполномоченном банке наличные деньги приходуются в кассу государственного учреждения в тот же день, для чего кассиром выписывается приходный кассовый ордер (форма N КО-1). Приходный кассовый ордер до передачи в кассу регистрируется бухгалтерской службой в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (форма N КО-3а).
Кроме того, на оборотной стороне корешка чековой книжки делается запись об оприходовании наличных денег в кассу с указанием номера и даты приходного ордера за подписью главного бухгалтера, которая подтверждается подписью ответственного работника территориального органа Казначейства в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил. <*>
Сноска. Пункт 12 - с изменениями, внесенными приказом Министра финансов РК от 19 марта 2001 года N 146 V011483_ .
3. ПОРЯДОК ПРИЕМА И ВЫДАЧИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ
И ОФОРМЛЕНИЯ КАССОВЫХ ДОКУМЕНТОВ
13. При приеме банкнот и монет в платежи кассир государственного учреждения или лицо, его заменяющее, обязан руководствоваться признаками и порядком определения платежности денежных знаков, установленными Национальным Банком Республики Казахстан.
Прием наличных денег кассами государственных учреждений производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, им уполномоченным.
В приеме наличных денег выдается квитанция за подписями главного бухгалтера или лица, им уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира.
14. Выдача наличных денег из касс государственных учреждений производится по расходным кассовым ордерам (форма N КО-2) или надлежаще оформленным другим документам, с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу наличных денег должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером государственного учреждения или лицами, ими уполномоченными, и кассиром.
В централизованных бухгалтериях, обслуживающих государственные учреждения, на общую сумму выданной заработной платы составляется один расходный кассовый ордер, дата и номер которого проставляется на каждой платежной ведомости.
15. При выдаче денег по расходному кассовому ордеру или заменяющему его документу отдельному лицу кассир или лицо, его заменяющее, требует предъявления документа, удостоверяющего личность получателя, записывает наименование и номер документа, кем и когда он выдан, и изымает расписку получателя. Если заменяющий расходный кассовый ордер документ составлен на выдачу наличных денежных средств нескольким лицам, то получатели также предъявляют документы, удостоверяющие их личность, и расписываются в соответствующей графе платежных документов.
В государственных учреждениях выдача денег может производиться по служебному удостоверению, выданному данным государственным учреждением, при наличии на нем фотографии.
16. Документом, удостоверяющим личность, является паспорт или удостоверение личности гражданина Республики Казахстан. Документами, заменяющими паспорт, могут быть военный билет Министерства обороны Республики Казахстан, служебное удостоверение военнослужащих вооруженных сил, других войск и воинских формирований, КНБ Республики Казахстан, МВД Республики Казахстан.
17. Расписка в получении наличных денег может быть сделана только собственноручно чернилами или пастой шариковых ручек с указанием полученной суммы: тенге - прописью, тиын - цифрами. При получении наличных денег по ведомости сумма прописью не указывается.
18. Выдача наличных денег лицам, не состоящим в списочном составе государственного учреждения, производится по расходным кассовым ордерам, выписываемым отдельно на каждое лицо, или по отдельной ведомости на основании заключенных договоров.
19. Выдачу наличных денег кассир или лицо, его заменяющее, производит только лицу, указанному в расходном кассовом ордере или заменяющем его документе. Если выдача денег производится по доверенности, оформленной в установленном порядке, в тексте ордера после фамилии, имени и отчества получателя денег бухгалтерской службой указываются фамилия, имя и отчество лица, которому доверено получение денег. Если выдача денег производится по ведомости, перед распиской в получении денег кассир делает запись: "По доверенности". Доверенность остается у кассира и прикрепляется к расходному кассовому ордеру или ведомости.
20. При выдаче лицу, не имеющему возможности по болезни или по другим причинам расписаться лично, по его просьбе согласно доверенности, оформленной в установленном порядке, за него может расписаться другое лицо, за исключением работников бухгалтерской службы или кассы данного государственного учреждения. На расходном кассовом ордере указываются наименование, номер, дата и место выдачи документа, удостоверяющего личность фактического получателя наличных денежных средств, и лица, за него расписавшегося.
21. Оплата труда, выплата пособий по временной нетрудоспособности, стипендий, премий производится кассиром по платежным (расчетно-платежным) ведомостям без составления расходного кассового ордера на каждого получателя.
22. На титульном (заглавном) листе платежной (расчетно-платежной) ведомости делается разрешительная надпись о выдаче наличных денег, за подписями руководителя и главного бухгалтера государственного учреждения или лиц, ими уполномоченных, с указанием сроков выдачи наличных денег и суммы прописью.
В аналогичном порядке могут оформляться и разовые выдачи наличных денег на заработную плату (при уходе в отпуск, по болезни и другим причинам), а также выдача депонированных сумм и наличных денег в подотчет на расходы, связанные со служебными командировками, нескольким лицам.
Разовые выдачи наличных денег на заработную плату отдельным лицам производятся, как правило, по расходным кассовым ордерам.
23. По истечении установленных сроков выплаты заработной платы, премий, пособий по временной нетрудоспособности кассир должен:
1) в платежной ведомости против фамилий лиц, которым не произведены выплаты, поставить штамп или сделать отметку от руки "Депонировано";
2) составить реестр депонированных сумм;
3) в конце ведомости сделать надпись о фактически выплаченной сумме и о неполученной сумме заработной платы, премии, пособий по временной нетрудоспособности, подлежащих депонированию, сверить эти суммы с общим итогом по платежной ведомости и скрепить своей подписью. Если наличные деньги выдавались не кассиром, а другим лицом, то на ведомости дополнительно делается надпись: "Деньги по ведомости выдавал (подпись)". Выдача наличных денег кассиром и раздатчиком по одной ведомости запрещается;
4) записать в кассовую книгу, фактически выплаченную сумму и поставить на ведомости штамп: "Расходный кассовый ордер N __". Бухгалтерская служба производит проверку отметок, сделанных кассирами в платежных ведомостях, и подсчет выданных и депонированных по ним сумм.
Депонированные суммы сдаются в уполномоченный банк, и на сданные суммы составляется один общий расходный кассовый ордер, служащий основанием для выписки объявления на взнос наличными с обязательным указанием 10-значного кода бюджетной классификации.
24. Приходные кассовые ордера и квитанции к ним, а также расходные кассовые ордера и заменяющие их документы должны быть заполнены бухгалтерской службой четко и ясно чернилами или пастой шариковых ручек, или выписаны на машине (пишущей, вычислительной). Никаких подчисток, помарок или исправлений, хотя бы и оговоренных, в этих документах не допускается.
В расходных кассовых ордерах указывается основание для их составления и перечисляются прилагаемые к ним документы.
Выдача расходных кассовых ордеров или заменяющих их документов на руки лицам, получающим наличные деньги, запрещается.
25. При получении приходных и расходных кассовых ордеров или заменяющих их документов кассир или лицо, его заменяющее, обязан проверить:
1) наличие и подлинность на документах подписи главного бухгалтера, а на расходном кассовом ордере или заменяющем его документе - разрешительной подписи руководителя государственного учреждения или лиц, ими уполномоченных;
2) правильность оформления документов;
3) наличие перечисленных в документах приложений. В случае несоблюдения хотя бы одного из этих требований кассир возвращает документы в бухгалтерскую службу для надлежащего оформления.
Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы вместе с приложениями подлежат обязательному гашению штампом или подписью от руки "Получено" или "Оплачено" с указанием числа, месяца, года.
26. Расходные кассовые ордера, оформленные на платежных (расчетно-платежных) ведомостях на выплату заработной платы, регистрируются после ее выдачи.
4. ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ КАССОВОЙ КНИГИ,
КНИГИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕНЕГ И
ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ ДЕНЕГ
27. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое государственное учреждение должно вести кассовую книгу по установленной форме N КО-4 или по форме N 440, если в государственном учреждении имеются денежные операции по бюджетным средствам и средствам, получаемым от реализации платных услуг, в виде спонсорской и благотворительной помощи, депозитных сумм.
28. Каждое государственное учреждение ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя, главного бухгалтера или лица, возглавляющего подразделение, обеспечивающее бухгалтерский учет данного государственного учреждения.
Записи в кассовой книге ведутся в 2 экземплярах через копировальную бумагу шариковой ручкой или чернилами. Вторые экземпляры листов должны быть отрывными и служат отчетом кассира. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами.
Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге не допускаются. Исправление ошибки в книге должно быть оговорено надписью "Исправлено" и подтверждено подписями кассира и главного бухгалтера государственного учреждения или лица, его заменяющего, с указанием даты исправления.
29. Записи в кассовую книгу производятся кассиром или лицом, его заменяющим, сразу же после получения или выдачи наличных денег по каждому ордеру или заменяющему его документу. Ежедневно, в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток наличных денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерскую службу в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге. Одновременно кассир сверяет остаток наличных денег в кассе с фактическим наличием денег.
30. Выдача наличных денег из кассы, не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере или в другом заменяющем его документе, в оправдание остатка наличных денег в кассе не принимается. Эта сумма считается недостачей и взыскивается с кассира. Наличные деньги, не оправданные приходными кассовыми ордерами, считаются излишком кассы и зачисляются в доход по коду 203109 "Прочие санкции и штрафы" соответствующего бюджета.
31. Наличные деньги, полученные государственными учреждениями в уполномоченных банках, расходуются строго по целевому назначению. Для контроля за учетом целевого использования наличных денег всем государственным учреждениям необходимо вести книгу контроля использования наличных денег по целевому назначению по форме N 453 (приложение N 2) для бюджетных средств и книгу контроля использования наличных денег по целевому назначению, поступивших от реализации платных услуг, в виде спонсорской и благотворительной помощи, депозитных сумм по форме N 454 (приложение N 3). По двум книгам показываются остаток наличных денег на начало месяца, поступление денег, расход и остаток денег на конец месяца по спецификам экономической классификации расходов. Сумма итогов остатков наличных денег по двум книгам, должна соответствовать остатку наличных денег по кассовой книге на конец месяца. Записи в книге ведутся кассиром или лицом, его заменяющим.
32. Контроль за правильным и своевременным ведением кассовой книги и книг контроля использования наличных денег по целевому назначению (приложения N 2 и N 3) возлагается на главного бухгалтера, или лицо, возглавляющее подразделение, обеспечивающее ведение бухгалтерского учета в государственном учреждении.
33. Каждое государственное учреждение для осуществления расчетов наличными деньгами должно иметь кассу. Касса - это специально оборудованное в соответствии с техническими требованиями для обеспечения сохранности наличных денег и изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег. Руководитель государственного учреждения несет в установленном соответствующим законодательством порядке ответственность в тех случаях, когда по его вине не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность наличных денег при их хранении и транспортировке.
Помещение кассы должно быть изолировано, а двери в кассу во время совершения операций - заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается. В каждом государственном учреждении составляется список лиц, имеющих доступ в кассу, который подписывается руководителем и главным бухгалтером.
34. Все наличные деньги, чеки и ценные бумаги в государственных учреждениях хранятся, как правило, в сейфах или несгораемых металлических шкафах, а в отдельных случаях - в комбинированных и обычных металлических шкафах, которые по окончании работы кассы закрываются ключом и опечатываются сургучной печатью кассира. Ключи от металлических шкафов и печати хранятся у кассиров, которым запрещается оставлять их в условленных местах, передавать посторонним лицам, либо изготавливать неучтенные дубликаты.
Учтенные дубликаты ключей в опечатанных кассирами пакетах, шкатулках и других упаковках хранятся у руководителей государственных учреждений. Не реже одного раза в квартал проводится их комиссионная проверка. При обнаружении утраты ключа руководитель государственного учреждения сообщает о происшествии в органы внутренних дел и принимает меры к немедленной замене замка металлического шкафа.
Хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данному государственному учреждению, запрещается.
35. Перед открытием помещения кассы и металлических шкафов кассир обязан осмотреть сохранность замков, дверей, оконных решеток и печатей, убедиться в исправности охранной сигнализации.
В случае повреждения или снятия печати, поломки замков, дверей и решеток кассир обязан немедленно доложить об этом руководителю государственного учреждения, который сообщает о происшествии в органы внутренних дел и принимает меры к охране кассы до прибытия сотрудников милиции.
В этом случае руководитель, главный бухгалтер или лица, их заменяющие, а также кассир государственного учреждения после получения разрешения органов внутренних дел производят проверку наличия денег и других ценностей, хранящихся в кассе. Эта проверка должна быть произведена до начала кассовых операций. О результатах проверки составляется акт в 3 экземплярах, который подписывается всеми участвующими в проверке лицами. Первый экземпляр акта передается в органы внутренних дел, второй - администратору бюджетных программ, третий - остается у государственного учреждения.
36. Кассир в соответствии с действующим законодательством о материальной ответственности работающих по трудовому индивидуальному договору несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за всякий ущерб, причиненный государственному учреждению, как в результате умышленных действий, так и в результате небрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям.
37. После издания приказа о назначении кассира на работу, руководитель государственного учреждения обязан под роспись ознакомить кассира с настоящими Правилами, после чего с кассиром или лицом, его заменяющим, заключается письменный договор о его полной материальной ответственности.
38. Кассиру запрещается передоверять выполнение порученной ему работы другим лицам.
39. В государственных учреждениях, имеющих одного кассира, в случае необходимости временной его замены, исполнение обязанностей кассира возлагается на другого работника по письменному приказу руководителя государственного учреждения. С этим работником заключается письменный договор, предусмотренный пунктом 37 настоящих Правил.
В случае внезапного оставления кассиром работы (болезнь и другие причины) находящиеся у него в подотчете ценности немедленно пересчитываются другим лицом, которому они передаются, в присутствии комиссии из лиц, назначенных руководителем государственного учреждения. О результатах пересчета и передачи ценностей составляется акт за подписями указанных лиц.
40. Руководители, главные бухгалтеры и другие работники, пользующиеся правом подписи кассовых документов, не могут исполнять обязанности кассиров.
В отдельных случаях, по письменному распоряжению руководителя государственного учреждения, обязанности кассира могут исполняться главным бухгалтером или другим работником государственного учреждения с заключением договора о полной материальной ответственности.
5. РЕВИЗИЯ КАССЫ И КОНТРОЛЬ
ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ КАССОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
41. В сроки, установленные руководителем государственного учреждения, но не реже одного раза в квартал, производится внезапная ревизия кассы с полным полистным пересчетом всех наличных денег и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Для производства ревизии кассы приказом руководителя государственного учреждения назначается комиссия, которая составляет акт.
42. При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указывается сумма недостачи или излишка и обстоятельства их возникновения.
В условиях компьютеризированного ведения кассовой книги должна производиться проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов.
43. Администраторы бюджетных программ, территориальные подразделения Комитета финансового контроля при проведении ревизии или проверок финансово-хозяйственной деятельности в государственных учреждениях обязательно производят ревизию кассы, особо обращая внимание на обеспечение сохранности наличных денег и ценностей, соблюдение предельного размера использования наличных денег в расчетах, целевого использования наличных денег, выделенных из республиканского и местных бюджетов, а также денег, поступивших от реализации платных услуг, в виде спонсорской и благотворительной помощи, депозитных сумм.
44. Ответственность за соблюдение кассовой дисциплины возлагается на руководителя государственного учреждения, главного бухгалтера, руководителя финансовой службы и кассира.
Приложение N 1
Расчет
лимита остатка наличных денег в кассе
__________________________________________ (наименование государственного учреждения) (тыс.тенге) ---------------------------------------------------------------------- N ! Специфика !Годовая сумма бюджетных ! ! ассигнований ---------------------------------------------------------------------- 1! 2 ! 3 ---------------------------------------------------------------------- 136 "Командировки и служебные разъезды внутри страны" 137 "Командировки и служебные разъезды за пределы страны" Итого ---------------------------------------------------------------------- Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается в зависимости от годовой суммы, предусмотренной в смете расходов, в следующих размерах: до 5 млн. тенге - 20 тыс.тенге; от 5 до 10 млн.тенге - 40 тыс.тенге; от 10 до 20 млн.тенге - 100 тыс.тенге; свыше 20 млн.тенге - 150 тыс.тенге. Руководитель государственного учреждения _____________ ________________ (подпись) (Ф.И.О.) Лимит остатка наличных денег в кассе в размере_________________________ (сумма) на__________200__года подтверждаю на основании проверенных мною смет: ___________________ ___________________________________ (подпись) (Ф.И.О. ответственного исполнителя) Дата "___"_____200__г. Приложение N 2 Форма N 453 Книга контроля использования наличных денег по целевому назначению Наименование государственного учреждения______________________________ ___________________месяц 200__г. (тенге) ---------------------------------------------------------------------- N!Содержание операции!Дата!Номер до!Поступило (израсходовано) наличных ! ! !кумента !---------------------------------- ! ! ! !111!112!113!121!131!132!133!134!136 ---------------------------------------------------------------------- 1! 2 ! 3 ! 4 ! 5 ! 6 ! 7 ! 8 ! 9 !10 !11 !12 !13 ---------------------------------------------------------------------- Остаток на начало месяца Приход Итого по приходу ---------------------------------------------------------------------- Расход Итого по расходу ---------------------------------------------------------------------- Остаток на конец месяца ---------------------------------------------------------------------- (Продолжение таблицы) ---------------------------------- денег по спецификам ! Итого по! ----------------------!спецификам! 137!139!147!151!и т.д.! ! ---------------------------------- 14! 15! 16! 17! 18 ! 19 ! ---------------------------------- Приложение N 3 Форма N 454
Книга
контроля использования наличных денег по
целевому назначению, поступивших от реализации платных услуг, в виде спонсорской и благотворительной помощи, депозитных сумм Наименование государственного учреждения______________________________ __________________месяц 200__г. ---------------------------------------------------------------------- N!Содержание!Дата!Номер до!Поступило из банка по чеку (израсходовано) !операции ! !кумента !наличных денег по спецификам ! ! ! !------------------------------------------- ! ! ! !111!112!113!121!131!132!133!134!136!137!139 ---------------------------------------------------------------------- 1! 2 ! 3 ! 4 ! 5 ! 6 ! 7 ! 8 ! 9 !10 !11 !12 !13 !14 !15 ---------------------------------------------------------------------- Остаток на нач.месяца Приход Итого по приходу Расход Итого по расходу Остаток на конец месяца ---------------------------------------------------------------------- (Продолжение таблицы) ---------------------------------------------------------------------- !Поступило наличными в кассу для зачисления !Итого пос ! на следующие счета !тупило -------------!-----------------------------------------------!(сдано) 147!151!и т.д!средства от плат!депозит!спонсор.и !внебюд.фонд!в банк !ных услуг !ный !благот. по!акима горо-!наличных -------------!----------------!-------!мощь !да Алматы !денег ! ! ! ! !----------!-----------!-------- 16 !17 ! 18 ! 19 ! 20 ! 21 ! 22 ! 23 ---------------------------------------------------------------------- (Специалисты: Цай Л.Г. Мартина Н.А.)