Об утверждении Правил наложения дисциплинарных взысканий на административных государственных служащих Республики Казахстан

Указ Президента Республики Казахстан от 31 декабря 1999 года № 321

Действующий
      В целях укрепления дисциплины и повышения ответственности административных государственных служащих, в соответствии со статьей 28 Закона Республики Казахстан Z990453_ "О государственной службе" постановляю:
      1. Утвердить прилагаемые Правила наложения дисциплинарных взысканий

на административных государственных служащих Республики Казахстан.
     2. Признать утратившим силу Указ Президента Республики Казахстан от 
20 декабря 1996 г. № 3279  

U963279_

  "Об утверждении Положения о порядке 
наложения дисциплинарных взысканий на государственных служащих Республики 
Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 1996 г., № 51, ст. 489).
     3. Настоящий Указ вступает в силу с 1 января 2000 года.
 

     Президент
Республики Казахстан     

                                                   Утверждены 
                                               Указом Президента           
                                             Республики Казахстан 
                                            31 декабря 1999 г. № 321

                            Правила
                 наложения дисциплинарных взысканий 
                на административных государственных 
                   служащих Республики Казахстан

                      1. Общие положения


      Дисциплинарная ответственность административных государственных служащих (далее - служащие) есть вид юридической ответственности, которую несут служащие за совершение дисциплинарных проступков при исполнении ими служебных обязанностей.
      Дисциплинарный проступок служащего (далее - проступок) есть противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение служащими возложенных на них обязанностей, превышение должностных полномочий, нарушение государственной и трудовой дисциплины, нарушение норм служебной этики, а равно несоблюдение установленных Законом Республики Казахстан Z990453_ "О государственной службе" ограничений, связанных с пребыванием на государственной службе.
      Дисциплинарное взыскание (далее - взыскание) есть мера дисциплинарной ответственности, которая может быть наложена лицом, имеющим такое право в соответствии с должностными полномочиями за совершение служащими проступков (как правило, руководитель государственного органа. Далее - руководитель государственного органа).
      Служебное расследование - деятельность по сбору и проверке материалов и сведений о проступке служащего в целях полного, всестороннего и объективного выяснения обстоятельств его совершения.
      Дисциплинарная комиссия государственного органа (далее - Комиссия) - постоянный коллегиальный орган, создаваемый в государственном органе для рассмотрения материалов служебного расследования и исследования фактов, касающихся проступка в целях всестороннего, полного и объективного

установления обстоятельств совершения проступка и вынесения рекомендаций о 
мере взыскания руководителю государственного органа.
 
                  2. Виды взысканий и виды проступков
     
     1. За совершение проступка на служащих, в соответствии со статьей 28 
Закона Республики Казахстан  

Z990453_

  "О государственной службе", могут 
налагаться следующие виды взысканий:
     1) замечание;
     2) выговор;
     3) строгий выговор;
     4) предупреждение о неполном служебном соответствии;
     5) увольнение с занимаемой должности.
     2. Проступки подразделяются на следующие виды: незначительные, 
значительные и серьезные.


      3. Незначительным проступком является проступок, совершенный служащим впервые или после снятия ранее наложенного взыскания, который влечет применение к служащему взыскания в виде замечания, выговора или строгого выговора, за исключением проступка, за совершение которого предусмотрено увольнение.
      4. Значительным проступком является проступок, совершенный служащим повторно в течение года при наличии не снятого ранее наложенного взыскания в виде замечания, выговора или строгого выговора, который влечет применение к служащему взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.
      5. Серьезным проступком является проступок, за совершение которого предусмотрено увольнение по основаниям в соответствии с действующим трудовым законодательством, законодательством о государственной службе, антикоррупционным законодательством Республики Казахстан.
      6. До наложения взыскания руководитель государственного органа, либо непосредственный руководитель служащего имеют право письменно предупредить служащего о необходимости соблюдения трудовой дисциплины, служебных обязанностей. Такое предупреждение передается в кадровую службу и хранится в личном деле служащего. Письменное предупреждение не является взысканием.
      7. Служащий, которому сделано письменное предупреждение, имеет право дать письменное объяснение. Такое письменное объяснение передается в кадровую службу и хранится в личном деле служащего. Письменное предупреждение и объяснение могут быть в дальнейшем использованы в качестве дополнительных материалов в процессе проведения служебного

расследования и наложения взыскания.
     8. Письменное предупреждение и объяснение хранятся кадровой службой в 
течение шести месяцев с момента их подачи. По истечении шести месяцев они 
изымаются и уничтожаются кадровой службой из личного дела служащего.

              3. Основания и условия наложения взыскания
     
     9. Основанием для наложения взыскания является совершение служащим 
проступка.
     10. Взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка, 
форме и степени вины лица, его совершившего.
     11. При определении вида взыскания учитываются в совокупности:
     1) содержание и характер проступка;
     2) обстоятельства, при которых проступок совершен;
     3) негативные последствия, которые повлек или мог повлечь совершенный 
проступок;
     4) прежнее поведение лица, его совершившего;
     5) стаж государственной службы;
     6) иные обстоятельства, характеризующие личность служащего.


      12. При совершении служащим незначительного проступка с него истребуется письменное объяснение. Если в письменном объяснении служащий согласен с фактом совершения им данного проступка, то руководитель государственного органа имеет право наложить взыскание в виде замечания, выговора или строгого выговора без проведения служебного расследования.
      В случае, если служащий в своем письменном объяснении не согласен с фактом совершения им проступка, то по приказу руководителя государственного органа должно быть проведено служебное расследование в соответствии с порядком, определенным настоящими Правилами.
      13. Взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии и увольнения с занимаемой должности налагаются по результатам проведенного служебного расследования и соответствующим рекомендациям Комиссии в соответствии с порядком, определенным настоящими Правилами.
      14. Служащий, в отношении которого проводится служебное расследование, может быть временно отстранен от исполнения должностных обязанностей руководителем государственного органа, по рекомендации Комиссии, до решения вопроса об ответственности, но на срок не более четырнадцати дней.
      15. Взыскания при совершении проступка, совершенного совместно несколькими служащими, налагаются на каждого виновного в отдельности.
      16. За совершенный проступок налагается только одно взыскание.
      17. Наложение взыскания не освобождает служащего, совершившего проступок, от исполнения обязанности, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой было наложено взыскание.
      18. Применение к служащему взыскания не освобождает его от других видов ответственности, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
      19. Служащие в случае совершения ими преступлений и иных правонарушений несут иную установленную законом ответственность.

             4. Порядок проведения служебного расследования

      20. Служебные расследования назначаются приказом руководителя государственного органа и проводятся кадровой службой данного государственного органа (далее - кадровая служба) в срок не более десяти календарных дней. В случаях необходимости данный срок может быть продлен руководителем государственного органа на срок не более пяти календарных дней.
      Проведение служебных расследований без наличия приказа руководителя государственного органа не допускается.
      21. Сведения о совершении служащим проступка могут быть в любой форме, подтверждающей факт совершения проступка (жалобы граждан и служащих; докладные, записки руководителей структурных подразделений государственных органов и других служащих; акты прокурорского реагирования; материалы о дисциплинарных проступках, направленных дисциплинарными советами областей, городов Астаны и Алматы, а также Государственной комиссией по борьбе с коррупцией; служебные и иные материалы).
      22. В ходе служебного расследования кадровая служба обязана всесторонне и полно собрать все материалы и сведения, касающиеся обстоятельств совершения проступка и иных оснований расследования, и представить материалы на рассмотрение Комиссии.
      23. До рассмотрения материалов о проступке Комиссией от служащего кадровой службой должно быть истребовано письменное объяснение.
      24. Отказ служащего, в отношении которого ведется служебное расследование, дать письменное объяснение не может служить препятствием для направления материалов служебного расследования на рассмотрение Комиссии и принятия решения о наложении взыскания. В этом случае работником кадровой службы составляется соответствующий акт.

          5. Порядок формирования и работы дисциплинарной комиссии

      25. Комиссия назначается приказом руководителя государственного органа и состоит из трех членов, представляющих различные подразделения государственного органа. В состав Комиссии желательно включать государственных служащих, имеющих юридическое образование и опыт работы по данной специальности. Из числа членов Комиссии руководитель государственного органа назначает Председателя.
      26. Секретарем Комиссии является представитель кадровой службы, который определяется в каждом отдельном случае руководителем кадровой службы. Все материалы работы Комиссии хранятся в кадровой службе.
      27. Член Комиссии не имеет права участвовать в рассмотрении материалов служебного расследования и исследовании фактов, касающихся проступка в отношении служащего, являющегося его близким родственником или свойственником, или если у члена Комиссии имеется прямая или косвенная заинтересованность в данном расследовании.
      28. Комиссия на своем заседании рассматривает материалы служебного расследования и исследует факты, касающиеся проступка. Комиссия должна заслушать объяснения служащего, в отношении которого проведено служебное расследование, и представителей кадровой службы, проводивших расследование. Комиссия также имеет право заслушать свидетелей и исследовать любые факты, касающиеся проступка. День проведения заседания определяется Председателем и через кадровую службу доводится до сведения других членов и служащего.
      29. Рекомендации Комиссии принимаются путем открытого голосования и направляются руководителю государственного органа. Члены Комиссии обязаны определенно высказать свое мнение и не воздерживаться при голосовании.
      30. При наличии фактов, подтверждающих совершение проступка, Комиссия выносит рекомендации руководителю государственного органа о целесообразности наложения взыскания и его виде.
      31. В случае несогласия с рекомендацией Комиссии руководитель государственного органа имеет право поручить кадровой службе провести дополнительное служебное расследование.
      Материалы дополнительного служебного расследования рассматриваются Комиссией в ином составе.

          6. Вынесение решения и порядок наложения взыскания

      32. Руководитель государственного органа самостоятельно или на основании рекомендаций Комиссии принимает следующие решения: налагает соответствующее взыскание; направляет материалы на дополнительное служебное расследование или не налагает взыскание.
      33. О принятом решении лицо, подвергнутое взысканию, в трехдневный срок (под роспись) ставится в известность кадровой службой государственного органа.
      34. Взыскание может быть объявлено служащему на заседании соответствующего государственного органа, его коллегии или в присутствии служащих, перечень которых определяется руководителем государственного органа, наложившим это взыскание.
      35. В случае нецелесообразности применения взыскания руководитель

государственного органа может ограничиться предупреждением служащего о 
необходимости строгого соблюдения дисциплины.
     36. Если в результате служебного расследования будет установлено, что 
служащий допустил действия, указывающие на признаки преступления, 
руководитель государственного органа обязан незамедлительно передать 
полученные материалы в правоохранительные органы.

                 7. Сроки наложения взыскания

     37. Взыскание налагается не позднее одного месяца со дня совершения 
проступка или со дня его обнаружения.
     38. Взыскание не может быть применено:
     1) в период временной нетрудоспособности;
     2) в период нахождения служащего в отпуске или в командировке;
     3) в случае, если со дня совершения проступка прошло более шести 
месяцев.
     39. Период временной нетрудоспособности, отпуска, командировки 
приостанавливает действие месячного срока наложения взыскания, если 
администрации стало известно о совершенном проступке в этот период или до 
его наступления.

                 8. Акты о наложении взыскания
     
     40. Взыскания налагаются путем издания приказов, распоряжений 
руководителей.
     41. В акте о наложении взыскания указывается лицо, на которое 
налагается взыскание, проступок, за совершение которого налагается 
взыскание и вид взыскания.
     42. Сведения и акты о взысканиях и предупреждениях подлежат учету 
кадровой службой государственного органа путем занесения в послужной 
список служащего.

                     9. Снятие взыскания
     
     43. Если в течение шести месяцев со дня наложения взыскания служащий 
не будет подвергнут новому взысканию, то он считается не подвергавшимся 
взысканию.


      44. Взыскание может быть снято до истечения шести месяцев, если служащий не совершил нового проступка и при этом проявил себя как добросовестный работник.
      45. Взыскание, не снятое ко дню прекращения должностных обязанностей служащим, считается снятым со дня прекращения этих обязанностей.
      46. Досрочное снятие взыскания производится наложившим его руководителем государственного органа.
      47. Для досрочного снятия взыскания непосредственный руководитель служащего, на которого взыскание было наложено, возбуждает соответствующее ходатайство по инстанции.
      Это ходатайство руководитель государственного органа, наложивший взыскание, обязан рассмотреть в срок не позднее пятнадцати календарных дней со дня его получения.
      48. Со служащего одновременно может быть снято только одно взыскание.

           10. Гарантии прав служащих при привлечении их к
                     дисциплинарной ответственности

      49. Служащий, привлекаемый к ответственности за совершение проступка, обладает правом иметь своего представителя.
      50. Служащий в обязательном порядке должен быть ознакомлен со всеми материалами, связанными с привлечением его к дисциплинарной ответственности.
      51. В случае несогласия привлекаемого к ответственности служащего с действиями или решениями руководителя государственного органа он вправе в письменной форме обжаловать эти действия или решения в уполномоченный орган по делам государственной службы или в суд.
      52. Обжалование решения о взыскании в уполномоченный орган по делам государственной службы может быть осуществлено служащим в течение одного месяца со дня ознакомления с актом о наложении на него взыскания.
      53. Запрещается передавать жалобы на рассмотрение тем руководителям государственных органов, действия которых обжалуются.
      54. Обжалование решения о наложении взыскания не приостанавливает приведения его в исполнение.