1. Утвердить Положение о дисциплинарной коллегии Верховного
Суда Республики Казахстан, областных и приравненных к ним дисциплинарных коллегиях (прилагается). 2. Настоящий Указ вступает в силу со дня подписания. Президент Республики Казахстан Утверждено Указом Президента Республики Казахстан от 12 ноября 1997 года N 3746 Положение о дисциплинарной коллегии Верховного Суда Республики Казахстан, областных и приравненных к ним дисциплинарных коллегиях I. Общие положения
1. В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Конституционного закона, "О судах и статусе судей в Республике Казахстан" настоящее Положение определяет статус, порядок формирования и деятельности дисциплинарных коллегий.
2. Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Республики Казахстан, областные и приравненные к ним дисциплинарные коллегии являются органами по рассмотрению дисциплинарных дел в отношении судей Республики Казахстан и обладают правом наложения на них дисциплинарных взысканий.
3. Дисциплинарные коллегии в своей деятельности соблюдают принцип независимости судей при отправлении правосудия.
II. Порядок формирования дисциплинарных
коллегий и их полномочия
4. Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Республики Казахстан избирается на пленуме Верховного Суда сроком на два года тайным голосованием из числа судей Верховного Суда в количестве пяти человек.
5. Областные и приравненные к ним дисциплинарные коллегии избираются на конференциях судей областей и приравненных к ним административно-территориальных единиц и военных судей сроком на три года тайным голосованием в количестве семи человек из числа судей областных, районных (городских) и приравненных к ним судов.
Конференция судей созывается председателями областных и приравненных к ним судов.
6. Председатель Верховного Суда Республики Казахстан, председатели судебных коллегий Верховного Суда, председатели областных и приравненных к ним судов, а также председатели судебных коллегий этих судов не могут быть избраны в состав дисциплинарных коллегий.
7. Судьи, рекомендуемые в состав дисциплинарных коллегий, должны отличаться высоким профессионализмом, принципиальностью, пользоваться авторитетом у юридической общественности.
8. Судьи, входящие в состав дисциплинарной коллегии, на время заседаний коллегий освобождаются от выполнения служебных обязанностей.
9. Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Республики Казахстан, областные и приравненные к ним дисциплинарные коллегии отчитываются перед органами, их избравшими, не реже одного раза в год и по окончании срока полномочий.
В случае выбытия кого-либо из членов дисциплинарной коллегии производятся довыборы на оставшийся срок полномочий этой коллегии в порядке, установленном настоящим Положением.
10. Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Республики Казахстан рассматривает дисциплинарные дела в отношении председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда, председателей областных и приравненных к ним судов, председателей судебных коллегий этих судов, а также жалобы на решения областных и приравненных к ним дисциплинарных коллегий.
Областные и приравненные к ним дисциплинарные коллегии рассматривают дисциплинарные дела в отношении судей областных и приравненных к ним судов, а также председателей и судей районных (городских) и приравненных к ним судов, старших судей судебных участков.
III. Организация работы дисциплинарной коллегии
и сроки рассмотрения дисциплинарных дел
11. Для обеспечения организации своей работы дисциплинарная коллегия из своего состава открытым голосованием избирает председателя и секретаря.
Председатель и секретарь дисциплинарной коллегии в таком же
порядке могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей. Основаниями освобождения от исполнения обязанностей являются: 1) нарушение сроков назначения к рассмотрению дисциплинарных дел на заседании дисциплинарной коллегии; 2) несвоевременное оформление решений и протоколов заседаний дисциплинарной коллегии; 3) нарушение сроков выдачи решений судье, в отношении которого рассматривалось дисциплинарное дело, и должностному лицу, возбудившему дисциплинарное дело, в случае обжалования ими решения; 4) нарушение сроков направления дисциплинарных дел на рассмотрение дисциплинарной коллегии Верховного Суда в случае обжалования решения; 5) собственное желание председателя и секретаря коллегии. 12. Председатель дисциплинарной коллегии: организует работу коллегии; назначает дату, время и место проведения заседания коллегии; из числа членов коллегии определяет докладчика; председательствует на заседаниях коллегии; осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Положением. 13. В случае отсутствия председателя дисциплинарной коллегии по его уполномочию обязанности председателя исполняет один из членов коллегии. 14. Секретарь дисциплинарной коллегии: ведет учет, регистрацию и хранение дисциплинарных дел; обеспечивают явку на заседание коллегии ее членов и сторон в дисциплинарном производстве; ведет протокол заседания коллегии; направляет на исполнение решения соответствующей дисциплинарной коллегии;
в случае обжалования решения коллегии направляет для рассмотрения дисциплинарное дело в дисциплинарную коллегию Верховного Суда либо в Высший Судебный Совет Республики Казахстан.
15. Заседания коллегии проводятся по мере необходимости.
16. Заседания дисциплинарной коллегии Верховного Суда и областной и приравненной дисциплинарной коллегии считаются правомочными, если на них присутствуют соответственно четыре и шесть членов этих коллегий.
17. Дисциплинарное дело должно быть рассмотрено в месячный срок со дня его возбуждения.
Нарушение срока рассмотрения дисциплинарного дела само по себе не влечет прекращения дисциплинарного производства.
18. Рассмотрение материалов на заседании коллегии происходит с обязательным участием судьи, в отношении которого возбуждено дисциплинарное дело.
В случае неявки судьи заседание коллегии переносится на другую дату. Если при повторной неявке судьи коллегией будет установлено, что у судьи не имеется уважительных причин (болезнь или иные обстоятельства, объективно воспрепятствовавшие участию на заседании коллегии) неявки на заседание коллегии, то дисциплинарное дело может быть рассмотрено в его отсутствие.
19. На заседании коллегии вправе принимать участие должностное лицо, возбудившее дисциплинарное дело, либо его представитель, а также другие лица, приглашенные по инициативе коллегии и (или) по ходатайству судьи, в отношении которого возбуждено дисциплинарное дело.
20. Дисциплинарная коллегия вправе запрашивать необходимую для осуществления своих полномочий информацию от председателей судов, руководителей органов юстиции, других государственных органов, организаций, граждан.
При необходимости проведения дополнительной проверки до начала рассмотрения дисциплинарного дела коллегия вправе истребовать необходимые документы и материалы, равно как и судебные дела, при рассмотрении которых судьей, по мнению должностного лица, возбудившего дисциплинарное дело, были допущены нарушения.
21. Материально-техническое обеспечение работы дисциплинарной коллегии Верховного Суда, областных и приравненных к ним дисциплинарных коллегий осуществляется за счет средств республиканского бюджета, отпущенных на содержание соответствующего суда или органа юстиции, и возлагается соответственно на Председателя Верховного Суда Республики Казахстан, председателей областных и приравненных к ним судов, Министра юстиции Республики Казахстан, начальников областных и приравненных к ним управлений юстиции.
IV. Основания и порядок возбуждения
дисциплинарного дела
22. Дисциплинарное дело в отношении судьи может быть возбуждено лишь по основаниям, предусмотренным статьей 52 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Конституционного закона, "О судах и статусе судей в Республике Казахстан".
23. Возбуждение дисциплинарного дела производится должностными лицами, имеющими на это право в соответствии со статьей 53 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Конституционного закона, "О судах и статусе судей в Республике Казахстан".
24. Дисциплинарное дело в отношении судьи может быть возбуждено не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени служебной проверки и отсутствия судьи на работе по уважительной причине, но не позднее одного года со дня совершения проступка.
25. Лицо, правомочное возбудить дисциплинарное дело, предварительно проводит служебную проверку обстоятельств и сведений, имеющих отношение к делу, и истребует письменное объяснение от судьи, в отношении которого решается вопрос о возбуждении дисциплинарного дела. Отказ судьи дать объяснение не может служить препятствием к возбуждению дисциплинарного дела.
26. О возбуждении дисциплинарного дела Председатель Верховного Суда Республики Казахстан и председатель областного и приравненного к нему суда выносят постановление, а Министр юстиции Республики Казахстан и начальники управлений юстиции издают приказы.
В постановлении, приказе должны быть приведены установленные проверкой основания возбуждения дисциплинарного дела, сведения, характеризующие личность судьи.
Постановление, приказ направляются в двухдневный срок с необходимыми материалами на рассмотрение соответствующей дисциплинарной коллегии.
27. До направления материалов дисциплинарного дела в соответствующую дисциплинарную коллегию с ними должен быть ознакомлен судья, в отношении которого оно возбуждено. При этом судья вправе представить дополнительные объяснения либо ходатайствовать о проведении дополнительной проверки.
28. Постановление либо приказ о возбуждении дисциплинарного дела могут быть отозваны лицом, возбудившим его, до начала рассмотрения дела соответствующей дисциплинарной коллегией.
V. Порядок проведения заседаний дисциплинарных
коллегий и вынесения ими решений
29. Рассмотрение дисциплинарного дела начинается с оглашения председательствующим списка присутствующих членов дисциплинарной коллегии.
Судья, в отношении которого возбуждено дисциплинарное дело, вправе заявить отвод членам коллегии до начала рассмотрения дела. Вопрос об отводе разрешается всеми присутствующими членами коллегии.
В случае отклонения отвода и при наличии кворума заседание коллегии продолжается.
В случае удовлетворения отвода, повлекшего отсутствие кворума, заседание откладывается и принимаются меры к вызову отсутствующих членов коллегии.
После рассмотрения вопроса об отводе председатель коллегии или член коллегии докладывает материалы дисциплинарного дела.
Если на заседании коллегии присутствует лицо, возбудившее дисциплинарное дело, или его представитель, то заслушивается его сообщение о совершенном судьей дисциплинарном проступке.
Заслушивание объяснений судьи, в отношении которого возбуждено дисциплинарное дело, является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 18 настоящего Положения.
По усмотрению коллегии могут быть заслушаны сообщения других лиц и оглашено содержание документов и иных представленных материалов.
30. Решение дисциплинарной коллегии принимается простым большинством голосов членов коллегии, участвовавших в рассмотрении дела.
При равенстве голосов принятым считается решение, наиболее благоприятное для судьи, в отношении которого рассматривается дисциплинарное дело.
Член коллегии не вправе воздерживаться от голосования. Решение излагается в письменной форме и подписывается членами коллегии, принимавшими участие в рассмотрении дела. Голосование проводится в отсутствие судьи, в отношении которого возбуждено дисциплинарное
дело, и приглашенных на заседание лиц. Член коллегии, не согласный с принятым решением, может изложить свое особое мнение в письменной форме, которое приобщается к материалам дела. 31. Председательствующий оглашает решение, принятое коллегией. и разъясняет порядок обжалования. Решение по дисциплинарному делу должно содержать следующие данные: наименование коллегии и ее состав; место и время рассмотрения дела; фамилия, имя, отчество и должность судьи, в отношении которого рассмотрено дисциплинарное дело; должность и фамилия лица, возбудившего дисциплинарное дело; обстоятельства дела; мнение должностного лица, возбудившего дисциплинарное дело, или его представителя (если оно излагалось); объяснения судьи, в отношении которого рассмотрено дисциплинарное дело; сведения, характеризующие личность судьи, в отношении которого рассмотрено дисциплинарное дело; мотивировка сделанного вывода с указанием имеющихся доказательств; решение, принятое по делу; порядок обжалования решения. 32. Дисциплинарная коллегия по дисциплинарному делу выносит одно из следующих решений: 1) о наложении дисциплинарного взыскания; 2) о прекращении дисциплинарного производства;
3) о направлении материалов дисциплинарного производства
должностным лицам, возбудившим дело, с постановкой вопроса об освобождении судьи от должности или Генеральному Прокурору Республики Казахстан для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. 33. Виды дисциплинарных взысканий, налагаемых на судей, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 52 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Конституционного закона, "О судах и статусе судей в Республике Казахстан". 34. Взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка, форме и степени вины судьи его совершившего. При определении вида дисциплинарного взыскания учитываются: 1) содержание и характер проступка; 2) обстоятельства, при которых совершен проступок; 3) последствия, которые повлек или мог повлечь совершенный проступок; 4) прежнее поведение лица, его совершившего; 5) стаж работы судьей лица, привлеченного к дисциплинарной ответственности; 6) иные обстоятельства, характеризующие личность судьи. 35. За каждый совершенный проступок налагается лишь одно дисциплинарное взыскание.
В случае рассмотрения на одном заседании коллегии нескольких дисциплинарных дел в отношении одного судьи, то по результатам их рассмотрения коллегия принимает одно решение с учетом обстоятельств, предусмотренных пунктом 34 настоящего Положения.
36. Коллегия прекращает дисциплинарное производство в случаях:
1) пропуска сроков возбуждения дисциплинарного дела;
2) необоснованного возбуждения дисциплинарного дела.
37. Если должностное лицо, перед которым в соответствии с решением дисциплинарной коллегии поставлен вопрос об освобождении судьи или возбуждении в отношении его уголовного дела, не находит для этого оснований, то дисциплинарное дело возвращается в ту же дисциплинарную коллегию для повторного рассмотрения. При этом время со дня вынесения первоначального решения до возвращения материалов не засчитывается в сроки привлечения к дисциплинарной ответственности.
38. Решение дисциплинарной коллегии в течение двух дней после его вынесения выдается либо направляется судье, в отношении которого состоялось решение коллегии, лицу, возбудившему дисциплинарное дело, а также Министру юстиции и (или) начальнику соответствующего управления юстиции, для приобщения к личному делу судьи.
VI. Обжалование решений дисциплинарных коллегий
и порядок рассмотрения жалоб
39. Решение областной и приравненной к ней дисциплинарной коллегии может быть обжаловано в десятидневный срок судьей, в отношении которого оно вынесено, а также лицом, возбудившим дисциплинарное дело, в дисциплинарную коллегию Верховного Суда Республики Казахстан.
Решение дисциплинарной коллегии Верховного Суда может быть обжаловано в десятидневный срок судьей, в отношении которого оно вынесено, а также лицом, возбудившим дисциплинарное дело, в Высший Судебный Совет Республики Казахстан.
40. В случае пропуска срока обжалования решения областной и приравненной к ней дисциплинарной коллегии по уважительной причине дисциплинарная коллегия Верховного Суда может его восстановить по ходатайству судьи, в отношении которого вынесено это решение.
41. На заседание дисциплинарной коллегии Верховного Суда,
рассматривающего дисциплинарное дело по жалобе судьи, привлеченного к дисциплинарной ответственности, или лица, возбудившего дисциплинарное дело, может быть вызван судья, привлеченный к дисциплинарной ответственности. Жалобы по дисциплинарному делу подлежат рассмотрению в месячный срок. 42. В результате рассмотрения дисциплинарного дела по жалобе дисциплинарная коллегия Верховного Суда выносит одно из следующих решений: 1) оставить решение без изменения; 2) изменить решение; 3) отменить решение и прекратить дисциплинарное дело, либо направить дисциплинарное дело для нового рассмотрения в ту же дисциплинарную коллегию. VII. Срок действия дисциплинарного взыскания и порядок его снятия
43. Сроки действия дисциплинарного взыскания определяются в соответствии со статьей 57 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Конституционного закона, "О судах и статусе судей в Республике Казахстан".
44. В случае наложения на судью нескольких взысканий, он считается имеющим взыскание до истечения годичного срока со дня наложения последнего по времени взыскания.
45. Дисциплинарное взыскание может быть досрочно снято дисциплинарной коллегией, которой оно было наложено, по представлению лица, возбудившего дисциплинарное дело, либо по ходатайству судьи, на которого наложено взыскание.
46. О досрочном снятии дисциплинарного взыскания дисциплинарная коллегия сообщает лицу, возбудившему дисциплинарное дело, и судье, с которого снято взыскание.
VIII. Делопроизводство в дисциплинарной коллегии
47. Решения дисциплинарных коллегий направляются на исполнение в трехдневный срок секретарем коллегии, о чем делается отметка в дисциплинарном производстве и заносится запись об этом в книгу регистрации дисциплинарных дел.
48. Законченное производством дисциплинарное дело хранится соответственно в архивах Верховного Суда, областных и приравненных к ним судов в течение сроков, предусмотренных для хранения личных дел судей.