Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные термины и определения
Применяемые в настоящем Указе термины и определения означают:
1) Безопасное недропользование - обеспечение технической, экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности при проведении Операций по недропользованию;
2) Государственное геологическое изучение недр - работы (операции), связанные с мониторингом состояния Недр, изучением геологического строения Участков, а также частей и всей территории республики в целом, определением их перспектив по наличию Полезных ископаемых, созданием государственных геологических карт, составляющих информационную основу недропользования;
3) Добыча - работы (операции), связанные с извлечением Полезных ископаемых из Недр на поверхность и из Техногенных минеральных образований, находящихся в государственной собственности, включая все технологические операции вплоть до Переработки минерального сырья;
4) Коммерческое обнаружение - обнаружение на Контрактной территории одного или нескольких Месторождений, экономически пригодных для добычи;
5) Компетентный орган - исполнительный орган, которому делегированы права, непосредственно связанные с заключением и исполнением Контрактов;
6) Контракт - договор между недропользователем (Подрядчиком) и Компетентным органом на проведение Операций по недропользованию;
7) Контрактная территория - территория, выделенная по Лицензии на проведение Операций по недропользованию и определенная географическими или иными координатами;
8) Лицензиат - владелец Лицензии на недропользование;
9) Лицензия - разрешение, выдаваемое Лицензионным органом на право проведения Операций по недропользованию на фиксированный срок в пределах Контрактной территории;
10) Лицензионный орган (Лицензиар) - исполнительный орган, в компетенцию которого в соответствии с настоящим Указом входит выдача Лицензии;
11) Месторождение - часть Недр, содержащая природное скопление Полезного ископаемого (Полезных ископаемых);
12) Минеральное сырье - извлеченная на поверхность часть Недр (горная порода, рудное сырье и другие), содержащая Полезное ископаемое (Полезные ископаемые);
13) Модельный контракт - примерный контракт, утверждаемый Правительством Республики Казахстан, в котором отражаются особенности отдельных видов Контрактов или особенности проведения отдельных Операций по недропользованию и который используется в качестве образца при составлении Контрактов;
14) Недропользователь (Подрядчик) - гражданин или юридическое лицо, государство и (или) международная организация, получившее право осуществлять операции по недропользованию в соответствии с настоящим Указом;
15) Недра - часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для проведения Операций по недропользованию, с учетом научно-технического прогресса;
16) Общераспространенные полезные ископаемые - полезные ископаемые (песок, глина, гравий и другие), используемые в их естественном состоянии или с незначительной обработкой и очисткой для удовлетворения в основном местных хозяйственных нужд;
17) Операции по недропользованию - работы, относящиеся к Государственному геологическому изучению недр, Разведке и Добыче, в том числе работы, связанные с Разведкой и Добычей подземных вод, лечебных грязей, разведкой Недр для сброса сточных вод, а также работы по Строительству и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с Добычей;
18) Переработка минерального сырья - работы, связанные с извлечением Полезного ископаемого (Полезных ископаемых) из Минерального сырья;
19) Полезное ископаемое - содержащееся в недрах природное минеральное вещество в твердом, жидком или газообразном состоянии (в том числе подземные воды и лечебные грязи), пригодное для использования в материальном производстве;
20) Положительная практика разработки Месторождений - практика, которая обычно применяется Недропользователями при Разведке и Добыче в странах мира как рациональная, безопасная, эффективная и необходимая при проведении Операции по недропользованию;
21) Право недропользования - право владения и пользования недрами в пределах Контрактной территории, предоставленное Недропользователю в соответствии с порядком, установленным настоящим Указом;
22) Применимое право - право Республики Казахстан, если это прямо предусмотрено законодательными актами или если условиями Контракта Применимое право не определено. В остальных случаях в качестве Применимого права может выступать право Республики Казахстан или право другого государства;
23) Рабочая программа - все виды планов, подготовленных для проведения Операций по недропользованию, включая планы по Государственному геологическому изучению недр, Разведке и Добыче;
24) Разведка - работы (операции), связанные с поиском Месторождений Полезных ископаемых и их оценкой;
25) Строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с Добычей, - работы (операции) по строительству и эксплуатации подземных сооружений для общего хозяйственного назначения, а также для захоронения радиоактивных отходов, вредных веществ и сточных вод;
26) Техногенные минеральные образования - отходы горного, обогатительного, металлургического и других видов производства (шлаки, отвалы, хвосты и другие), содержащие полезное ископаемое (Полезные ископаемые);
27) Участок недр (блок) - геометризированная часть Недр, выделяемая в замкнутых границах для предоставления в недропользование.
Статья 2. Задачи законодательства о Недрах и недропользовании
Задачами законодательства о Недрах и недропользовании являются регулирование проведения Операций по недропользованию в целях обеспечения защиты интересов Республики Казахстан и ее природных ресурсов, рационального использования и охраны Недр Республики Казахстан, защиты интересов Недропользователей, создания условий для равноправного развития всех форм хозяйствования, укрепления законности в области отношений по недропользованию.
Статья 3. Принципы законодательства о Недрах и недропользовании
Правовое регулирование отношений, связанных с Недрами и недропользованием, основывается на принципах:
1) обеспечения рационального, комплексного и безопасного использования Недр;
2) обеспечения охраны Недр и окружающей природной среды;
3) обеспечения сочетания республиканских и региональных интересов;
4) обеспечения воспроизводства минерально-сырьевой базы;
5) гласности проведения Операций по недропользованию;
6) платности Недропользования;
7) создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в проведение Операций по недропользованию.
Статья 4. Законодательство о Недрах и недропользовании
1. Отношения, возникающие при проведении Операций по недропользованию, регулируются настоящим Указом и другими принимаемыми в соответствии с ним нормативными и правовыми актами.
Особенности, связанные с проведением Операций по недропользованию применительно к отдельным видам Полезных ископаемых и Техногенным минеральным образованиям, определяются законодательными актами об этих видах Полезных ископаемых и о Техногенных минеральных образованиях.
2. Отношения по использованию и охране земли, вод (кроме вод подземных и лечебных грязей), лесов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха регулируются специальным законодательством.
3. Гражданско-правовые отношения, связанные с Правом недропользования, регулируются нормами гражданского законодательства, если они не урегулированы нормами настоящего Указа.
4. Иностранные граждане и юридические лица, а также лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности в отношениях по недропользованию наравне с гражданами и юридическими лицами Республики Казахстан, если иное не предусмотрено настоящим Указом или другими законодательными актами.
5. Установленные настоящим Указом права граждан и юридических лиц не могут ограничиваться актами Правительства, центральных и местных исполнительных органов и маслихатов. Такие акты не имеют юридической силы и не подлежат исполнению.
Статья 5. Право собственности на Недра, Полезные ископаемые и
Минеральное сырье
1. В соответствии с Конституцией Республики Казахстан Недра, в том числе Полезные ископаемые, находятся в государственной собственности.
2. Если иное не предусмотрено Контрактом, Минеральное сырье принадлежит Недропользователю на праве собственности (государственному предприятию Республики Казахстан - на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
3. Техногенные минеральные образования являются собственностью Недропользователя, если иное не предусмотрено Контрактом.
4. Право собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления) на Полезные ископаемые, извлеченные из Техногенных минеральных образований, находящихся в государственной собственности, определяется Контрактом.
5. Недропользователь, которому Минеральное сырье, Техногенные минеральные образования или Полезные ископаемые принадлежат на праве собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления), вправе распоряжаться Минеральным сырьем, Техногенными минеральными образованиями или Полезными ископаемыми, совершать в отношении них любые не запрещенные законодательством гражданско-правовые сделки.
Статья 6. Гласность проведения Операции по недропользованию
Все заинтересованные лица вправе ознакомиться в Лицензионном органе:
1) с условиями проведения конкурса инвестиционных программ и содержанием решения о его результатах;
2) с Лицензиями и Контрактами, за исключением положений, признанных сторонами конфиденциальными.
Глава 2. Компетенция исполнительных органов
в области недропользования
Статья 7. Компетенция Правительства Республики Казахстан
Правительство Республики Казахстан:
1) организует управление государственным фондом Недр как объектом государственной собственности;
2) устанавливает правила пользования Недрами и их охраны;
3) определяет Участки Недр, предназначенные для удовлетворения государственных потребностей в стратегических и дефицитных видах Минерального сырья, устанавливает ограничения на пользование Недрами в целях обеспечения национальной безопасности, сохранности окружающей природной среды, безопасности населения, производит консервацию Участков Недр для сохранения запасов Минерального сырья в интересах будущих поколений;
4) определяет перечень общераспространенных полезных ископаемых;
5) определяет особенности порядка уплаты специальных платежей и налогов для Недропользователей, осуществляющих деятельность в различных отраслях добывающей промышленности;
6) определяет порядок лицензирования недропользования и заключения Контрактов;
7) осуществляет выдачу Лицензии на Право недропользования, вносит в них изменения в установленном настоящим Указом порядке, за исключением Общераспространенных полезных ископаемых, а также контроль за соблюдением условий выполнения Лицензий и Контрактов;
8) разрабатывает и утверждает Модельные контракты;
9) осуществляет иные полномочия в области недропользования, предоставленные ему настоящим Указом и иными законодательными актами Республики Казахстан;
10) определяет Компетентный орган по заключению и исполнению Контрактов на недропользование, за исключением Общераспространенных полезных ископаемых.
11) утверждает перечни геологических, геоморфологических и гидрогеологических объектов государственного природно-заповедного фонда республиканского и международного значения и определяет порядок их ограниченного хозяйственного использования на особо охраняемых природных территориях, а также утверждает перечни участков недр, представляющих особую экологическую, научную, культурную и иную ценность, отнесенных к категории особо охраняемых природных территорий республиканского значения. <*>
Сноска. В статью 7 внесены изменения - Законом РК от 11 мая 1999 г. N 381 Z990381_ .
Статья 8. Функции Компетентного органа
1. В функции Компетентного органа входят:
1) ведение переговоров с Недропользователем об условиях Контракта на основе выданной Лицензии, подготовка совместно с Недропользователем проекта Контракта;
2) организация проведения экспертизы проектов контрактных документов;
3) заключение Контракта;
4) обеспечение исполнения и расторжения Контракта в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством;
5) представление Контракта на регистрацию в уполномоченный Правительством Республики Казахстан орган;
6) представление в Лицензионный орган предложений об отзыве Лицензии либо изменении их условий;
7) обеспечение предоставления Недропользователю земельного участка на право землепользования в соответствии с полученной Лицензией;
8) принятие необходимых мер по обеспечению исполнения Контракта;
9) предоставление ежегодного отчета Лицензионному органу Республики Казахстан о ходе выполнения Контракта.
2. Компетентный орган обязан:
1) в ходе своей деятельности по заключению и исполнению Контрактов обеспечивать соблюдение интересов Республики Казахстан;
2) заключать Контракты на Добычу только после государственной экспертной оценки запасов Месторождений.
Статья 9. Компетенция местных исполнительных органов
Областные исполнительные органы:
1) предоставляют Недропользователю земельный участок на право землепользования в размере, определенном Лицензией и Контрактом, в соответствии с земельным законодательством; в случае необходимости производят изъятие на указанные цели земельного участка у частного собственника или землепользователя в порядке, установленном земельным законодательством;
2) осуществляют в пределах предоставленной им законодательными актами компетенции контроль за охраной земельных и водных участков, предоставленных для проведения Операций по недропользованию за соблюдением Недропользователем правил экологической безопасности, сохранением археологических памятников и других объектов историко-культурного наследия;
3) принимают участие в переговорах с Недропользователем для решения вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения региона при заключении Контракта;
4) выдают Лицензии на Разведку Общераспространенных полезных ископаемых и их Добычу в коммерческих целях;
5) определяют Компетентный орган по заключению и исполнению Контрактов на Добычу в коммерческих целях Общераспространенных полезных ископаемых.
6) утверждают по согласованию с компетентными центральными исполнительными органами перечни геологических, геоморфологических и гидрогеологических объектов государственного природно-заповедного фонда местного значения и участков недр, представляющих особую экологическую, научную, культурную и иную ценность, отнесенных к категории особо
охраняемых природных территорий местного значения. <*> Сноска. В статью 9 внесены изменения - Законом РК от 11 мая 1999 г. N 381 Z990381_ . Глава 3. Право недропользования Статья 10. Виды Права недропользования 1. Право недропользования предоставляется для ведения следующих операций: 1) Государственное геологическое изучение недр; 2) Разведка; 3) Добыча; 4) Строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с Добычей.
2. Право недропользования может быть постоянным или временным, отчуждаемым или неотчуждаемым, возмездным или безвозмездным.
3. На праве постоянного и безвозмездного недропользования осуществляется Добыча Общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд на земельных участках, принадлежащих Недропользователю на праве частной собственности или постоянного землепользования.
Все остальные виды Операций по недропользованию осуществляются на основе временного и возмездного недропользования.
4. Никто не может быть лишен Права недропользования иначе как по основаниям, установленным настоящим Указом и другими законодательными актами.
Статья 11. Субъекты Права недропользования
1. Субъектами Права недропользования могут быть физические и
юридические лица, в том числе иностранные, а также иностранные государства, международные организации. 2. Национальные недропользователи - граждане Республики Казахстан и казахстанские юридические лица. Иностранные недропользователи - иностранные граждане, иностранные юридические лица, иностранные государства, международные организации. 3. Постоянные недропользователи - лица, Право недропользования которых носит бессрочный характер. Временные недропользователи - лица, Право недропользования которых ограничено определенным сроком. Статья 12. Возникновения Права недропользования 1. Право недропользования возникает путем: 1) предоставления Права недропользования; 2) передачи Права недропользования; 3) перехода Права недропользования в порядке универсального правопреемства.
2. Предоставления Права недропользования означает наделение лица Правом недропользования непосредственно государством.
3. Передача Права недропользования означает наделение лица Правом недропользования другим Недропользователем.
4. Переход Права недропользования в порядке универсального правопреемства означает возникновение Права недропользования у правопреемника при реорганизации юридического лица.
5. Право недропользования возникает на основе Лицензии.
Статья 13. Предоставления Права недропользования
1. Предоставление Права недропользования на Разведку, Добычу, Строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с Добычей, производится на основе Лицензии и Контракта.
2. Предоставление Права недропользования на Добычу Общераспространенных полезных ископаемых в коммерческих целях производится на основе Лицензии, выдаваемой областным исполнительным органом.
3. Предоставления Права недропользования на государственное геологическое изучение недр производится на основе административного акта уполномоченного органа по использованию и охране Недр, адресованного подведомственным организациям, или контракта.
4. Предоставления Права недропользования на Добычу Общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод для собственных нужд производится одновременно с предоставлением земельного участка, под которым находится общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, в частную собственность или землепользование. При предоставлении земельного участка во временное землепользование условия пользования Общераспространенными полезными ископаемыми и подземными водами для собственных нужд могут быть оговорены договором о временном землепользовании.
Статья 14. Передача Права недропользования
1. Передача Недропользователем другому лицу (кроме дочерней организации) Права недропользования, возникшего на основе Лицензии, может быть произведена лишь с разрешения Лицензионного органа.
2. Разрешение Лицензионного органа на передачу Права недропользования конкретному лицу дается отдельно в каждом случае такой передачи. Не допускается установление в Лицензии или Контракте (в случаях, когда Контракт заключается) общего разрешения Недропользователю на передачу Права недропользования любому лицу по усмотрению Недропользователя или по соглашению с Компетентным органом.
3. Передача Права недропользования на Государственное геологическое изучение недр, предоставленного Недропользователю на основе контракта с уполномоченным органом по использованию и охране Недр, может быть произведена с согласия этого органа.
4. Передача Права недропользования на Добычу Общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод для удовлетворения собственных нужд производится одновременно с передачей земельного участка, под которым находятся Общераспространенные полезные ископаемые или подземные воды, в частную собственность или землепользование. При передаче земельного участка во временное землепользование условия пользования Общераспространенными полезными ископаемыми и подземными водами для удовлетворения собственных нужд могут быть оговорены договором о временном землепользовании.
Передача Права недропользования на Общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды для удовлетворения собственных нужд без передачи земельного участка, под которым они находятся, не допускается.
5. Передача Права недропользования производится на основе гражданско-правовых сделок, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством, с соблюдением правил, предусмотренных пунктами 1, 2, 3 настоящей статьи.
6. Все расходы по передаче Права недропользования относятся на Недропользователя, если иное не установлено условиями передачи.
7. До тех пор, пока Недропользователь сохраняет какое-либо участие в Контракте, он и лицо, которому передается Право недропользования, несут солидарную ответственность по Контракту.
8. Передача Права недропользования производится путем передачи с соответствующим переоформлением Лицензии и других документов, на основе которых возникает право недропользования (пункт 5 статьи 12 настоящего Указа).
9. Передача Права недропользования является безусловным основанием переоформления земельного участка, а также регистрации прав на земельный участок и сделок с ним в соответствии с законодательством.
Статья 15. Передача Права недропользования в залог
1. Передача Права недропользования в залог производится на основе договора залога имущественных прав с соблюдением правил статьи 14 настоящего Указа.
2. Полученный под залог права недропользования кредит должен быть использован только на цели недропользования, предусмотренные Лицензией.
Статья 16. Переход Права недропользования в порядке
универсального правопреемства
В случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему Право Недропользования переходит к правопреемнику (правопреемникам) в соответствии с нормами гражданского законодательства с соблюдением требований пункта 3 статьи 39 настоящего Указа.
Статья 17. Особенности осуществления Права недропользования,
связанного с Техногенными минеральными образованиями
1. Добыча из Техногенных минеральных образований, находящихся в государственной собственности и не закрепленных за конкретными государственными предприятиями, производится на общих основаниях на основе Лицензии и Контракта.
2. Добыча полезных ископаемых из Техногенных минеральных образований, принадлежащих Недропользователю на праве собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления), не относится к Операциям по недропользованию. Выдача Лицензии Недропользователю или лицу, которому он продал, сдал в аренду или иным способом передал принадлежащие ему Техногенные минеральные образования, не подчиняется правилам настоящего Указа и производится в общем порядке, установленном законодательством о лицензировании (выдача Лицензии на Переработку Минерального сырья). Контракт на Добычу в этом случае не заключается.
Статья 18. Особенности осуществления Права недропользования на
Государственное геологическое изучение недр
1. Государственное геологическое изучение недр организуется уполномоченным органом по использованию и охране недр и осуществляется его подведомственными организациями или привлеченными на основе контракта гражданами, юридическими лицами.
2. Государственное геологическое изучение недр финансируется из республиканского бюджета.
Статья 19. Особенности осуществления Строительства и
эксплуатации подземных сооружений, не связанных с
Добычей
1. К Строительству и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с Добычей, применяются правила настоящего Указа, связанные с Добычей, если иное не предусмотрено законодательством.
2. Лицензия выдается на Строительство и/или на Эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с Добычей.
Статья 20. Переработка минерального сырья
1. Переработка минерального сырья не относится к Операциям по недропользованию.
2. Лицензирование Переработки минерального сырья не подчиняется правилам настоящего Указа и производится в общем порядке, установленном законодательством о лицензировании.
Глава 4. Лицензирование разведки и добычи
Статья 21. Способы выдачи Лицензии
Лицензия на право Разведки и/или Добычи предоставляется, как правило, на основе конкурса инвестиционных программ. Допускается предоставление Лицензии на основе переговоров.
Статья 22. Назначение Лицензии
1. Никто не вправе осуществлять Разведку и Добычу без соответствующей Лицензии, кроме случаев, установленных пунктами 3 и 4 статьи 13 настоящего Указа.
2. Контракт должен соответствовать условиям Лицензии. Положения Контракта, противоречащие Лицензии, являются недействительными.
3. До заключения Контракта содержание Лицензии может быть изменено только по взаимному согласию Лицензионного органа и Лицензиата.
После заключения Контракта содержание Лицензии может быть изменено только по взаимному согласию Лицензионного органа и сторон Контракта.
Изменение Лицензии влечет необходимость соответствующего изменения Контракта.
4. Лицензия на Разведку и/или Добычу выдается одновременно с геологическим и/или горным отводами, которые являются приложениями к Лицензии. Лицензия является безусловным основанием для предоставления земельного участка, если это необходимо для проведения Операций по недропользованию.
Статья 23. Лицензионный орган (лицензиар)
1. Выдача Лицензий на Разведку и Добычу, за исключением Добычи Общераспространенных полезных ископаемых, проводится Правительством Республики Казахстан.
2. Выдача Лицензий на Добычу Общераспространенных полезных ископаемых в коммерческих целях производится областным исполнительным органом.
Статья 24. Виды лицензий
Лицензии подразделяются на Лицензию на Разведку, Лицензию на Добычу, Лицензию на строительство и/или эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей. Допускается выдача совмещенной Лицензии - Лицензии на Разведку и Добычу.
Статья 25. Условия проведения конкурса инвестиционных программ
на право получения Лицензии на Разведку и/или Добычу
1. Конкурс инвестиционных программ на право получения Лицензии на Разведку и/или Добычу может быть открытым и закрытым.
Условия проведения открытого конкурса должны быть опубликованы, а закрытого - доведены до сведения всех потенциальных участников не позднее чем за 90 дней до дня его проведения.
Все лица, желающие принять участие в конкурсе, имеют право на получение информации, связанной с порядком проведения конкурса.
2. Извещение о проведении конкурса должно содержать:
1) время и место его проведения, а также срок подачи заявок;
2) основные условия конкурса;
3) указание на местонахождение и описание Участков недр (блоков), которые намечается представить для проведения Операций по недропользованию.
В извещении также указываются стартовые размеры платежей в бюджет (арендной платы, бонусов, роялти и других), стоимость пакета геологической информации, размер взноса на право участия в конкурсе, который устанавливается Лицензионным органом.
Статья 26. Заявка на право участия в конкурсе инвестиционных
программ
Заявка на участие в конкурсе должна содержать:
1) наименование заявителя, его адрес, государственную принадлежность (для юридических лиц), гражданство (для физических лиц);
2) данные о руководителях или владельцах юридического лица и лицах, которые будут представлять заявителя при получении Лицензии;
3) данные о технических, управленческих, организационных и финансовых возможностях заявителя.
Статья 27. Порядок и сроки рассмотрения заявок
1. Заявка принимается к рассмотрению после уплаты заявителем взноса на участие в конкурсе, размер которого устанавливается Лицензионным органом. О принятии заявки к участию в конкурсе заявитель официально уведомляется в месячный срок со дня ее поступления. Экспертиза заявок проводится в процессе конкурса.
2. После принятия заявки на участие в конкурсе заявителю предоставляется за плату пакет геологической информации по Участку на территории, передаваемой в недропользование. Пакет должен содержать объем геологической, горнотехнической, технологической и иной информации, необходимой заявителю для разработки Рабочей программы и технико-экономических показателей по осуществлению Разведки и/или Добычи.
Статья 28. Заявка на получение Лицензии (конкурсное
предложение)
1. Заявитель в сроки, установленные условиями конкурса, составляет конкурсное предложение на право получения Лицензии на Разведку и/или Добычу. Оценка соответствия разработанных заявителем технико-экономических показателей условиям конкурса производится экспертной комиссией и оформляется протоколом. Формирование экспертных комиссий и определение победителя конкурса из числа заявителей, получивших положительное заключение экспертной комиссии, производится Лицензионным органом.
2. Конкурсное предложение на право получения Лицензии на Разведку должно содержать:
1) информацию о предыдущей деятельности заявителя, включая список государств, в которых он осуществлял свою деятельность в последние 5 лет, банковскую справку о финансовых возможностях заявителя;
2) намерения заявителя об условиях проведения Разведки, включая программу работ и затраты на их осуществление;
3) намерения заявителя в отношении защиты окружающей природной среды, включая рекультивацию и восстановление земель Контрактной территории;
4) источники финансирования Разведки (собственные или заемные средства);
5) период, который требуется для осуществления инвестиционной программы.
3. Конкурсное предложение на право получения Лицензии на Добычу кроме того должно содержать:
1) данные Лицензии на Разведку и результаты ее использования, если таковая у заявителя имеется;
2) план разработки Месторождений, включающий в том числе количество Полезных ископаемых, которое он предполагает добывать;
3) ожидаемый срок начала Добычи и достижения ее экономически и технически возможного уровня;
4) расчет прогнозов по расходам, связанным с Добычей, и по доходам от реализации Полезных ископаемых;
5) предполагаемые денежные поступления Республики Казахстан и капитальные вложения в развитие производственной и социальной инфраструктуры Контрактной территории.
4. Конкурсное предложение на право получения совмещенной Лицензии на Разведку и Добычу должно содержать условия, необходимые для конкурсного предложения на право получения Лицензии на Разведку и Добычу.
Статья 29. Отказ в праве на участие в конкурсе инвестиционных
программ
Отказ в праве на участие в конкурсе инвестиционных программ может иметь место в следующих случаях:
1) подачи заявки на участие в конкурсе с нарушением требований статьи 26 или подачи конкурсного предложения с нарушением требований статьи 28 настоящего Указа;
2) представление заявителем неверных сведений;
3) отсутствие в заявке документальных свидетельств, что заявитель обладает или будет обладать техническими, организационными, управленческими и финансовыми возможностями, необходимыми для Разведки и/или Добычи, указанных в заявке на участие в конкурсе и/или в конкурсном предложении.
Статья 30. Подведение итогов конкурса
1. Победитель конкурса определяется на основе совокупности следующих основных критериев:
1) срока начала и интенсивности проведения Разведки;
2) срока начала Добычи и достижения ее экономически и технически возможного уровня, а также максимального коэффициента извлечения Полезных ископаемых;
3) предполагаемых размеров начальных, а также последующих платежей в бюджет;
4) размера инвестиций, сроков и условий финансирования проекта и капитальных вложений в развитие производственной и социальной инфраструктуры Контрактной территории;
5) соблюдения требований по охране Недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ.
Статья 31. Условия проведения переговоров на выдачу Лицензии
1. Переговоры на выдачу Лицензии проводятся Лицензионным органом с лицом (лицами), подавшим (подавшими) заявку на участие в переговорах.
2. Заявка на участие в переговорах должна соответствовать требованиям статьи 26 настоящего Указа.
3. В ходе переговоров Лицензионный орган знакомит заявителя (заявителей) с условиями предоставления Участка недр в недропользование. Лицо, участвующее в переговорах с Лицензионным органом, обязано подать заявку на получение Лицензии, которая должна соответствовать требованиям статьи 28 настоящего Указа.
4. Заявка на получение Лицензии, выдаваемой на основе
переговоров, рассматривается в течение трех месяцев со дня поступления. Срок рассмотрения заявки может быть продлен Лицензионным органом до шести месяцев, о чем письменно уведомляется заявитель. 5. Выдача Лицензии на основе переговоров производится с обязательным проведением изучения и оценки заявки. Статья 32. Содержание Лицензии на Разведку Лицензия на Разведку должна содержать: 1) сведения о Лицензиате; 2) определения границ Контрактной территории; 3) срок действия Лицензии и начальную дату работ; 4) вид и срок подписания Контракта; 5) минимальную программу работ; 6) условия и порядок возврата Контрактной территории; 7) обязательства Недропользователя по выполнению требований законодательства Республики Казахстан по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ; 8) условия продления срока Лицензии. Статья 33. Содержание Лицензии на Добычу и совмещенной Лицензии 1. Лицензия на Добычу должна содержать: 1) сведения о Лицензиате; 2) определение границ Контрактной территории; 3) срок действия Лицензии и дату начала работ; 4) вид и срок подписания Контракта; 5) программу работ;
6) предварительные условия о размерах инвестиций, вкладываемых Лицензиатом в проект и развитие производственной и социальной инфраструктуры Контрактной территории;
7) условия выполнения требований законодательства по охране Недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ;
8) условия продления сроков Лицензии;
9) условия обучения и использования местных кадров.
2. Совмещенная Лицензия должна содержать все условия Лицензии на Разведку и, как правило, все условия Лицензии на Добычу.
Статья 34. Срок действия лицензии
1. Лицензия на Разведку выдается на срок до шести лет. Лицензиат имеет право на продление срока действия Лицензии при условии выполнения программы работ и исполнения иных обязательств, предусмотренных Лицензией и Контрактом. Срок действии Лицензии на Разведку может быть продлен дважды с продолжительностью каждого периода до двух лет.
2. При обнаружении Полезного ископаемого Лицензиат имеет право на продление Лицензии на период, необходимый для оценки Коммерческого обнаружения. Правила пункта 4 настоящей статьи в данном случае не применяются.
3. В случае Коммерческого обнаружения владелец Лицензии на Разведку имеет исключительное право получить Лицензию на Добычу при условии выполнения требований, предусмотренных Лицензией на Разведку.
В случае, если владелец Лицензии на Разведку подал заявку на получение Лицензии на Добычу, срок действия Лицензии на Разведку продолжается на период рассмотрения заявки на получение Лицензии на Добычу.
4. Лицензия на Добычу выдается на период сроком до 25 лет.
5. Совмещенная Лицензия выдается на период, включающий периоды Разведки и Добычи, с учетом возможных сроков продления.
6. Срок Лицензии на Разведку и/или Добычу может быть продлен, если Лицензиат обратился за продлением срока не позднее 12 месяцев до окончания срока действия Лицензии.
7. Заявка о продлении срока действия Лицензии должна быть рассмотрена не позднее трех месяцев со дня ее поступления в Лицензионный орган.
При продлении срока действия Лицензии Лицензиат должен выплатить сбор, установленный для выдачи Лицензии (лицензионный сбор). Лицензии которые были отозваны Лицензионным органом, продлению не подлежат. Продолжение Разведки и/или Добычи Полезных ископаемых владельцем Лицензии, которая была отозвана, возможна лишь на условиях выдачи новой Лицензии в порядке, установленном настоящим Указом.
8. Срок действия Лицензии исчисляется со дня ее регистрации в уполномоченном Правительством Республики Казахстан органе. Регистрация Лицензии осуществляется в 10-дневный срок.
Статья 35. Территориальная сфера действия Лицензии (Контрактная
территория)
1. В пределах Контрактной территории может находится один Участок недр или несколько Участков недр как смежных между собой, так и раздельных. Выделяемый в пределах Контрактной территории Участок недр (участки недр) может (могут) ограничиваться определенной глубиной.
Если при проведении Разведки и/или Добычи Полезных ископаемых обнаружится, что географические границы Месторождения выходят за пределы Контрактной территории, указанной в Лицензии, то вопрос о ее расширении должен решаться путем ее изменения или выдачи дополнительной Лицензии без проведения конкурса. Срок действия дополнительной Лицензии определяется в соответствии со статьей 34 настоящего Указа.
2. Условия возврата Контрактной территории определяются в Контракте. При этом в период срока действия Лицензии на Разведку (до ее продления) должно быть возвращено не менее 50 процентов Контрактной территории, за исключением территории, на которой сделано Коммерческое обнаружение.
Статья 36. Права и обязанности Лицензиата
Лицензиат обладает всеми правами и несет все обязанности, предусмотренные в Лицензии и вытекающие из нее.
Статья 37. Передача прав и обязанностей Лицензиата
Права и обязанности Лицензиата могут быть переданы другому лицу в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Указа.
Статья 38. Приостановление действия Лицензии
1. Лицензионный орган вправе приостанавливать действие Лицензии на срок до шести месяцев в случаях, кода Лицензиат:
1) осуществляет деятельность, не предусмотренную Лицензией, или с нарушением условий Лицензии;
2) осуществляет деятельность в рамках Лицензии, но по программе, не предусмотренной Контрактом;
3) в процессе осуществления своей деятельности систематически или грубо нарушает законодательство в части охраны недр и окружающей природной среды, безопасного ведения работ.
2. В случае приостановления действия Лицензии Лицензионный орган уведомляет Лицензиата в письменной форме о причинах такого приостановления и устанавливает разумный срок для их устранения.
3. По устранении причин, вызвавших приостановление действия
Лицензии, ее действие возобновляется, о чем Лицензиат уведомляется в письменной форме. 4. Приостановление действия Лицензии влечет приостановление Контракта, заключенного на основании данной Лицензии. 5. Приостановление действия Лицензии не влечет изменения ее общего срока. 6. О приостановлении действия лицензии уведомляется Компетентный орган. Статья 39. Прекращение действия Лицензии 1. Действие Лицензии прекращается: 1) по истечении указанного в Лицензии срока действия; 2) при ее отзыве Лицензионным органом;
3) в случае расторжения Контракта при невыполнении Недропользователем его условий, вытекающих из Лицензии, или признании Контракта недействительным;
4) в случае ликвидации юридического лица.
2. Если условием выдачи Лицензии является определенный состав участников юридического лица, получившего Лицензию, изменение состава участников без согласия Лицензионного органа может послужить основанием прекращения действия Лицензии.
При отсутствии такого условия произведенное в установленном гражданским законодательством порядке изменение состава участников юридического лица, а также преобразование юридического лица, на имя которого выдана Лицензия, не ведут к прекращению ее действия.
3. При иных видах реорганизации юридического лица, на имя которого выдана Лицензия, ее действие не прекращается при условии, что сохраняется юридическое лицо, на имя которого выдана Лицензия, либо имущественные права и обязанности, вытекающие из Лицензии, переходят по передаточному балансу к реорганизованному юридическому лицу в порядке универсального правопреемства (статья 16 настоящего Указа).
4. В случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, а также при получении согласия Лицензионного органа (пункт 2 настоящей статьи) Лицензия подлежит соответствующему переоформлению без изменения даты ее первоначальной выдачи и без возложения на Лицензиата дополнительных обязанностей.
Статья 40. Отзыв Лицензии
1. Лицензионный орган вправе отозвать выданную Лицензию в следующих случаях:
1) при отказе Лицензиата устранить причины, вызвавшие принятие решения о приостановлении действия Лицензии, либо при неустранении этих причин в срок, достаточный для их устранения;
2) при нарушении условия Лицензии о сроках заключения Контракта, кроме случаев, когда это произошло не по вине Недропользователя или вызвано уважительными причинами;
3) при непринятии Недропользователями мер, предусмотренных статьей 70 настоящего Указа.
2. Отзыв Лицензии влечет расторжение Контракта, если он был заключен, взыскание с Лицензиата убытков, причиненных досрочным расторжением Контракта либо его незаключением.
Статья 41. Признание Лицензии недействительной
1. Лицензия признается недействительной в следующих случаях:
1) при установлении в судебном порядке факта предоставления Лицензионному органу заведомо неверной информации, оказавшей влияние на его решение предоставить Лицензию данному лицу;
2) при установлении в судебном порядке факта сговора между должностными лицами, участвующими в проведении конкурса инвестиционных программ либо в предоставлении Лицензии путем переговоров с выигравшим претендентом на получение Лицензии с целью предоставления ему незаконных преимуществ перед другими претендентами, либерализации условий и снижения размера платежей в бюджет.
2. Основанием для признания Лицензии недействительной является
вступление в законную силу решения или приговора суда, подтверждающих наличие фактов, указанных в пункте 1 настоящей статьи. Лицензия считается недействительной с момента ее выдачи. Глава 5. Контракты на Разведку и Добычу Статья 42. Виды Контрактов 1. Для проведения операций по Разведке и Добыче применяются следующие виды Контрактов: 1) о разделе продукции; 2) о концессии; 3) на предоставление услуг (сервисный Контракт); 4) о совместной деятельности (с образованием и без образования юридического лица); 5) иные виды Контрактов.
2. В зависимости от условий конкретных Операций по недропользованию и других обстоятельств допускаются комбинированные и иные виды Контрактов.
Статья 43. Срок действия и условия Контракта
1. Срок действия и условия Контракта определяются соглашением сторон в соответствии с Применимым правом и Лицензией и с учетом положений Модельного контракта.
2. Условия Контракта, противоречащие Лицензии, являются недействительными.
Статья 44. Заключение и исполнение Контракта
1. Контракт до его подписания в обязательном порядке согласовывается со специальными исполнительными органами, ведающими вопросами охраны окружающей природной среды, здравоохранения и санитарии, охраны недр, горного надзора. Срок согласования не должен превышать 15 дней со дня получения соответствующим органом контрактных документов.
2. Контракт до его подписания подлежит экономической, экологической и правовой экспертизе. Срок проведения экспертизы не должен превышать 30 дней со дня предоставления контрактных документов на экспертизу.
3. Контракт регистрируется в уполномоченном Правительством
Республики Казахстан органе и вступает в силу со дня его регистрации, если иные, более поздние, сроки вступления в силу не оговорены Контрактом. 4. Порядок заключения Контрактов определяется Правительством Республики Казахстан. Статья 45. Признание Контракта недействительным 1. Контракт признается недействительным: 1) при признании недействительной Лицензии; 2) при заключении Контракта без предварительного получения Лицензии; 3) по другим основаниям, предусмотренным законодательными актами.
2. Контракт на проведение Операций по недропользованию, в котором одной из сторон не выступает Компетентный орган, является недействительным.
Статья 46. Изменение и прекращение действия Контракта
1. Условия Контракта могут быть изменены только при наличии письменного согласия обеих сторон, если вносимые изменения не противоречат требованиям Лицензии.
2. Стороны могут прекратить действие Контракта только по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательными актами и/или Контрактом. Отзыв Лицензии влечет прекращение действия Контракта.
3. Стороны не освобождаются от исполнения текущих обязательств, которые остались неисполненными к моменту вручения уведомления о прекращении действия Контракта.
Глава 6. Охрана недр и
окружающей природной среды
Статья 47. Задачи охраны недр и окружающей природной среды
Охрана недр и окружающей природной среды включает систему правовых, организационных, экономических, технологических и других мероприятий, направленных на:
1) охрану жизни и здоровья населения;
2) рациональное и комплексное использование Полезных ископаемых;
3) сохранение естественных ландшафтов и рекультивацию нарушенных земель, иных геоморфологических структур;
4) сохранение свойств энергетического состояния верхних частей Недр с целью предотвращения землетрясений, оползней, подтоплений, просадок грунта.
Статья 48. Общие экологические требования
1. На всех стадия недропользования, включая прогнозирование, планирование, проектирование, в приоритетном порядке должны соблюдаться экологические требования, предусмотренные законодательством об охране окружающей природной среды.
2. Основными требованиями по охране Недр и окружающей природной среды при проведении Операций по недропользованию являются:
1) сохранение земной поверхности за счет применения специальных методов разработки Месторождений;
2) предотвращение техногенного опустынивания земель;
3) сокращение территорий нарушаемых и отчуждаемых земель путем опережающего до начала Операций по недропользованию строительства автомобильных дорог по рациональной схеме, согласованной с органами охраны природы, а также внедрения кустового способа строительства скважин, применения технологий с внутренним отвалообразованием, использования отходов Добычи и Переработки минерального сырья;
4) предотвращение ветровой эрозии почвы, отвалов вскрышных пород и отходов производства, их окисления и самовозгорания;
5) изоляции поглощающих и пресноводных горизонтов для исключения их загрязнения;
6) предотвращение истощения и загрязнения подземных вод;
7) применение нетоксичных реагентов при приготовлении промывочных жидкостей;
8) очистка и повторное использование буровых растворов;
9) ликвидация остатков буровых и горюче-смазочных материалов в окружающей природной среде экологически безопасным способом;
10) очистка и повторное использование нефтепромысловых стоков и в системе поддержания внутрипластового давления нефтяных Месторождений.
Статья 49. Требования в области охраны Недр
1. Требованиями в области охраны Недр являются:
1) обеспечение полноты опережающего геологического изучения Недр для достоверной оценки величины и структуры запасов Полезных ископаемых, Месторождений и Участков недр, предоставляемых в недропользование, в том числе для целей, не связанных с Добычей;
2) обеспечение рационального и комплексного использования ресурсов Недр на всех этапах недропользования;
3) обеспечение полноты извлечения Полезных ископаемых;
4) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в Недрах запасов основных и совместно с ними залегающих Полезных ископаемых и попутных компонентов, продуктов Переработки минерального сырья и отходов производства при разработке Месторождений;
5) использование Недр в соответствии с требованиями законодательства по охране окружающей природной среды, предохраняющими Недра от проявлений опасных техногенных процессов при Разведке, Добыче, а также Строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных С Добычей;
6) охрана Недр от обводнения, пожаров и других стихийных факторов, снижающих их качество или осложняющих эксплуатацию и разработку Месторождений;
7) предотвращение загрязнения Недр при проведении Операций по недропользованию, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов, сбросе сточных вод;
8) соблюдение установленного порядка приостановления, прекращения Операций по недропользованию, консервации и ликвидации объектов разработки Месторождений;
9) обеспечение экологических требований при складировании и размещении промышленных и бытовых отходов в целях предотвращения их накопления на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод.
2. Основу охраны Недр составляют полнота и достоверность геологического, гидрогеологического, экологического, инженерно-геологического и технологического изучения объектов недропользования.
Статья 50. Экологическое основание для проведения Операций по
недропользованию
1. Необходимым экологическим основанием для проведения Операций по недропользованию являются положительное заключение государственной экологической экспертизы на проведение этих операций и выданные на его основе разрешения на природопользование исполнительными органами, ведающими вопросами охраны окружающей природной среды, с включением в Контракт соответствующих экологических требований как обязательных условий.
2. Недропользователь обязан обеспечить предоставление на государственную экологическую экспертизу всей предпроектной и проектной документации, содержащей оценку воздействия планируемой деятельности на окружающую природную среду и раздел "Охрана окружающей природной среды" с мероприятиями на периоды Разведки и Добычи, прекращения Операций по недропользованию или консервации разработки Месторождения.
Статья 51. Государственный контроль за охраной Недр
1. Задачей государственного контроля за охраной Недр является обеспечение контроля за соблюдение исполнительными органами и Недропользователями законодательства о Недрах и установленного порядка пользования Недрами.
2. Полномочия государственного контроля за охраной Недр определяются нормами, установленными законодательством.
Статья 52. Участки недр, представляющие особую экологическую, научную,
культурную и иную ценность
1. Участки недр, представляющие собой особую экологическую, научную, культурную и иную ценность, являются особо охраняемыми природными территориями с правовым режимом особой охраны либо регулируемым режимом хозяйственной деятельности, предназначенными для сохранения типичных, уникальных и редких геологических, геоморфологических и гидрогеологических объектов государственного природно-заповедного фонда.
К участкам недр, представляющим особую экологическую, научную, культурную или иную ценность, относятся:
геологические объекты - естественные и искусственные обнажения, в которых представлены опорные или характерные разрезы, характерные тектонические структуры, редкие горные породы и минералы, метеориты, сохранившиеся остатки фауны и флоры;
геоморфологические объекты - террасы, поймы, пещеры, ущелья, каньоны, водопады и другие формы рельефа, наглядно отражающие процессы рельефообразования и имеющие особую ценность для туризма и рекреации;
гидрогеологические объекты - подземные воды и их выходы на поверхность, отличающиеся уникальными и редкими свойствами;
участки недр с наскальными рисунками, древними горными выработками и другими объектами по использованию недр, имеющими историческое, археологическое и этнографическое значения.
2. Участки недр, представляющие особую экологическую, научную, культурную или иную ценность, относятся к категориям особо охраняемых природных территорий местного и республиканского значения.
3. Изъятие участков недр, представляющих особую экологическую, научную, культурную или иную ценность, для иных нужд не допускается. <*>
Сноска. Статья 52 - в редакции Закона РК от 11 мая 1999 г. N 381 Z990381_ .
Статья 52-1. Особенности охраны и использования участков недр,
представляющих особую экологическую, научную, культурную
или иную ценность
1. Особенности охраны и использования участков недр, представляющих особую экологическую, научную, культурную или иную ценность, определяются законодательством Республики Казахстан в области особо охраняемых природных территорий.
2. В случае обнаружения геологических, геоморфологических и гидрогеологических объектов, имеющих особую экологическую, научную, культурную или иную ценность, недропользователи обязаны прекратить работы на соответствующем участке и известить об этом уполномоченный орган государственного контроля за охраной недр. <*>
Сноска. Дополнен статьей 52-1 - Законом РК от 11 мая 1999 г. N 381 Z990381_ .
Статья 53. Условия застройки площадей залегания полезных
ископаемых
1. Проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешается только после получения заключения уполномоченных органов по использованию и охране недр об отсутствии или малозначительности Полезных ископаемых в Недрах под участком предстоящей застройки.
2. Застройка площадей залегания Полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускаются с разрешения уполномоченных органов по использованию и охране недр, по горному надзору при условии обеспечения возможности извлечения Полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки.
3. Самовольная застройка площадей залегания Полезных ископаемых прекращается без возмещения производственных затрат и затрат по рекультивации земель Контрактной территории и демонтажу возведенных объектов.
Глава 7. Безопасность населения и
персонала
Статья 54. Обеспечение безопасных для населения и
персонала условий недропользования
1. Недропользователем должно быть обеспечено выполнение предусмотренных законодательством правил и норм по безопасному ведению работ, а также проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
2. Запрещается проведение Операций по недропользованию, если они представляют опасность для жизни и здоровья людей.
3. Государственный контроль за соблюдением правил и норм по технической безопасности и промышленной санитарии при недропользовании осуществляется специально уполномоченным исполнительным органом.
4. Основными требованиями по обеспечению безопасного проведения Операций по недропользованию являются:
1) допуск к работам лиц, имеющих специальную подготовку и квалификацию, а к руководству горными работами - лиц, имеющих соответствующее специальное образование;
2) обеспечение лиц, занятых на горных и буровых работах, специальной одеждой, средствами индивидуальной и коллективной защиты;
3) применение машин, оборудования и материалов, соответствующих требованиям безопасности и санитарных норм;
4) учет, надлежащее хранение и расходование взрывчатых веществ и средств взрывания, а также правильное и безопасное их использование;
5) проведение комплекса геологических, маркшейдерских и иных наблюдений, необходимых и достаточных для обеспечения технологического цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций, своевременное определение и нанесение на планы горных работ опасных зон;
6) систематический контроль за состоянием рудничной атмосферы, содержанием в ней кислорода, вредных и взрывоопасных газов и пылей;
7) своевременное пополнение технической документации и планов ликвидации аварий данными, уточняющими границы зон безопасного ведения работ;
8) соблюдение проектных систем разработки Месторождений твердых Полезных ископаемых, проектов и технологических схем разработки и обустройства Месторождений нефти, газа и подземных вод.
5. Должностные лица Недропользователей при возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью работникам обязаны немедленно приостановить работы и обеспечить транспортировку людей в безопасное место.
6. При возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью населения в зоне влияния Операций по недропользованию руководители соответствующих организаций обязаны незамедлительно информировать об этом местные исполнительные органы.
7. Недропользователи обслуживаются спасательными службами в
соответствии с положением, утвержденным Правительством Республики Казахстан. Глава 8. Государственный фонд Недр Статья 55. Учет состояния государственного фонда Недр 1. Государственный фонд Недр включает Недра Республики Казахстан. 2. Для обеспечения рационального использования государственного фонда Недр производится: 1) государственный мониторинг Недр; 2) государственная экспертиза Недр; 3) государственное хранение геологической информации (статья 69 Настоящего Указа); 4) ведение государственного баланса запасов Полезных ископаемых; 5) ведение государственных кадастров; а) Месторождений и проявлений Полезных ископаемых; б) захоронений вредных веществ, радиоактивных отходов и сброса сточных вод в недрах; в) Техногенных минеральных образований.
3. Геологическая отчетность о состоянии Недр, базирующаяся на материалах первичного учета, представляется Недропользователями по специальным формам, утверждаемым Правительством Республики Казахстан.
Статья 56. Государственный мониторинг Недр
1. Государственный мониторинг Недр представляет собой систему наблюдения за состоянием Недр для обеспечения рационального использования государственного фонда Недр и своевременного выявления их изменений, оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.
2. Государственный мониторинг Недр финансируется из государственного бюджета.
3. Структура, содержание и порядок осуществления государственного мониторинга Недр устанавливается Правительством Республики Казахстан.
Статья 57. Государственная экспертиза Недр
1. В целях создания условий для рационального комплексного использования Недр, определения платы за пользование Недрами, границ Участков недр, предоставляемых в недропользование, запасы Полезных ископаемых, разведанных Месторождений подлежат государственной экспертизе.
2. Предоставления Права недропользования разрешается только после проведения государственной экспертизы запасов Полезных ископаемых. Заключение государственной экспертизы о рентабельности разработки разведанных запасов Полезных ископаемых является основанием для их постановки на государственный учет.
3. Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения Месторождения при условии, что представляемые на государственную экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов Полезных ископаемых, их значения для экономики республики, горнотехнических, гидрогеологических, экологических и других условий Добычи.
4. Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об Участках недр, пригодных для Строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с Добычей. Предоставление таких Участков недр в недропользование разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации.
5. Государственная экспертиза Недр осуществляется специально уполномоченным исполнительным органом в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Казахстан.
Статья 58. Государственный баланс запасов Полезных
ископаемых
1. Государственный баланс запасов Полезных ископаемых ведется уполномоченным органом по использованию и охране Недр в целях учета и состояния минерально-сырьевой базы Республики Казахстан.
2. Государственный баланс запасов Полезных ископаемых должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида Полезных ископаемых по Коммерческим обнаружениям, об их размещении, о степени промышленного освоения, Добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами Полезных ископаемых.
3. Порядок включения запасов Полезных ископаемых в государственный баланс и их списания с государственного баланса устанавливается Правительством Республики Казахстан.
Статья 59. Государственный кадастр Месторождений и
проявлений Полезных ископаемых
1. Государственный кадастр Месторождений и проявлений Полезных ископаемых ведется уполномоченным органом по использованию и охране Недр в целях обеспечения разработки республиканских и региональных программ геологического изучения Недр, комплексного использования Месторождений, а также решения других хозяйственных задач.
2. Государственный кадастр Месторождений и проявлений Полезных ископаемых включает в себя сведения по каждому Месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих Полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов, горнотехнические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки Месторождения и его геолого-экономическую оценку, а также сведения по выявленным проявлениям Полезных ископаемых.
3. Порядок ведения государственного кадастра Месторождений и проявлений Полезных ископаемых устанавливается Правительством Республики Казахстан.
Статья 60. Государственный кадастр захоронений вредных веществ,
радиоактивных отходов и сброса сточных
вод в Недра
1. Государственный кадастр захоронений вредных веществ, радиоактивных отходов и сброса сточных вод в Недра ведется уполномоченным органом по использованию и охране Недр в целях обеспечения охраны Недр и окружающей природной среды, безопасности населения.
2. Государственный кадастр захоронений вредных веществ, радиоактивных отходов и сброса сточных вод в Недра содержит сведения, характеризующие тип и вид захороненных веществ и сброшенных вод с указанием их количественных и качественных показателей, горнотехнических, специальных инженерно-геологических, гидрогеологических и экологических условий захоронения и сброса.
3. Порядок ведения государственного кадастра захоронения вредных веществ, радиоактивных отходов и сброса сточных вод в Недра устанавливается Правительством Республики Казахстан.
Статья 61. Государственный кадастр Техногенных
минеральных образований
1. Государственный кадастр Техногенных минеральных образований ведется уполномоченным органом по использованию и охране Недр в целях рационального использования Недр, охране окружающей природной среды.
2. Государственный кадастр Техногенных минеральных образований содержит сведения по складируемому объекту, характеризующие тип и вид Техногенных минеральных образований с указанием количественных и качественных показателей, горнотехнических и экологических условий хранения.
3. Порядок ведения государственного кадастра Техногенных минеральных образований устанавливается Правительством Республики Казахстан.
Глава 9. Правовые условия
Статья 62. Права Недропользователя
Недропользователь имеет право:
1) самостоятельно совершать любые законные действия по недропользованию в пределах предоставленной ему Контрактной территории в соответствии с условиями, зафиксированными в Лицензии и Контракте;
2) использовать по своему усмотрению результаты своей деятельности, в том числе Минеральное сырье, если иное не предусмотрено Контрактом;
3) сооружать на Контрактной территории, а в случае необходимости на иных земельных участках, выделенных Недропользователю в установленном порядке, объекты производственной и социальной сферы, необходимые для осуществления работ, а также по договоренности пользоваться объектами и коммуникациями общего пользования как на Контрактной территории, так и вне ее пределов;
4) в первоочередном порядке осуществлять переговоры о продлении срока действия Контракта сверх сроков, установленных в соответствии со статьей 43 настоящего Указа;
5) привлекать субподрядчиков для выполнения отдельных видов работ, связанных с проведением Операций по недропользованию;
6) передавать все или часть своих прав другим лицам с соблюдением условий, установленных настоящим Указом;
7) прекращать свою деятельность на условиях, определенных настоящим Указом и Контрактом;
8) пользоваться иными правами, предусмотренными настоящим Указом, другим законодательством, Лицензией и/или Контрактом.
Статья 63. Обязанности Недропользователя
1. Недропользователь обязан:
1) выбирать наиболее эффективные методы и технологии проведения Операций по недропользованию, основанные на стандартах, принятых в мировой практике;
2) использовать Контрактную территорию только в целях, предусмотренных Лицензией и Контрактом;
3) приступить к проведению Разведки или Добычи не позднее двух лет со дня получения Лицензии, если иной срок не предусмотрен в Лицензии;
4) проводить Операции по недропользованию в строгом соответствии с законодательством Республики Казахстан;
5) соблюдать согласованные в установленном порядке технологические схемы и проекты на проведение Операций по недропользованию, обеспечивающие безопасность персонала и населения;
6) не препятствовать другим лицам свободно передвигаться в пределах Контрактной территории, пользоваться объектами и коммуникациями общего пользования или проводить любые виды работ, в том числе Разведку и Добычу других природных ресурсов, если это не связано с особыми условиями безопасности и такая деятельность не мешает проведению Операций по недропользованию;
7) отдавать предпочтение оборудованию, материалам и готовой продукции, произведенным в Республике Казахстан, если они конкурентоспособны по экологическим и техническим качествам, ценам, рабочим параметрам и условиям поставки;
8) отдавать приоритет казахстанским организациям в услугах при проведении Операций по недропользованию, включая использование воздушного, железнодорожного, водного и других видов транспорта, если эти услуги конкурентоспособны по цене, эффективности и качеству;
9) при проведении Операций по недропользованию отдавать предпочтение казахстанским кадрам;
10) предоставлять Компетентному органу Рабочую программу, а также полую информацию о процессе ее реализации;
11) беспрепятственно предоставлять необходимые документы, информацию и доступ к местам работ контрольным органам Республики Казахстан при выполнении ими служебных функций и своевременно устранять выявленные ими нарушения;
12) предоставлять геологическую отчетность по результатам деятельности на Контрактной территории в уполномоченный орган по охране и использованию Недр;
13) своевременно уплачивать налоги и иные обязательные платежи;
14) передавать информацию о содержании операций третьим лицам, если возникает такая необходимость, только с общего согласия сторон, если иное не установлено Контрактом;
15) сохранять объекты культурно-исторического значения;
16) восстанавливать участки земли и другие природные объекты, нарушенные вследствие проведения Операций по недропользованию, до состояния, пригодного для дальнейшего использования, в соответствии с законодательством.
2. Лицензией и Контрактом могут предусматриваться и другие, не противоречащие законодательству обязанности Недропользователя.
Статья 64. Условия проведения Операций по недропользованию
1. Условия проведения операций по недропользованию, в том числе обязательная программа работ, определяются в Контракте в соответствии с Лицензией и законодательством.
2. При обнаружении Месторождения (Месторождений) в результате Разведки Недропользователь обязан уведомить об этом Компетентный орган, сделать оценку Месторождения и подготовить заключение, является ли оно Коммерческим обнаружением. Сроки уведомления об обнаружении, оценка, процедура обсуждения принятия решения о наличии Коммерческого обнаружения определяются Контрактом.
3. При коммерческом обнаружении Недропользователю предоставляется право на полное или частичное возмещение затрат в соответствии с условиями Контракта.
Если в результате Разведки не найдено Коммерческое обнаружение, Недропользователь не имеет права на возмещение вложенных средств.
Статья 65. Совместная разработка Месторождения
1. Совместная разработка Месторождения означает координацию между Недропользователями операций по Добыче в разных частях одного и того же Месторождения.
2. Недропользователи могут заключать между собой письменное соглашение по совместной разработке Месторождения. Данное соглашение подлежит согласованию с Компетентным органом.
Статья 66. Прекращение или приостановление проведения
Операций по недропользованию
1. При прекращении либо приостановлении проведения Операций по недропользованию все производственные объекты Недропользователя должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей природной среды. При приостановлении проведения Операций по недропользованию должна быть произведена консервация Месторождения, что означает обеспечение сохранности Месторождения на все время приостановления работ.
2. При прекращении или приостановлении Добычи, а также Строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с Добычей, геологическая и иная документация на момент завершения работ сдается на хранение в порядке, установленном статьей 69 настоящего Указа.
3. Прекращение или приостановление проведения Операций по недропользованию производится с соблюдением положений, установленных пунктами 2 и 3 статьи 46 настоящего Указа.
Статья 67. Право Республики Казахстан на приобретение Полезных
ископаемых
1. Республика Казахстан имеет первоочередное право на приобретение Полезных ископаемых из доли иностранного Недропользователя или негосударственного Недропользователя Республики Казахстан по ценам, не превышающим цены мирового рынка. Предельный объем приобретаемых Полезных ископаемых, порядок определения их цен и вид оплаты оговариваются в Контракте.
2. Условия приобретения Полезных ископаемых у казахстанского государственного Недропользователя определяются Правительством Республики Казахстан в соответствии с законодательством.
Статья 68. Реквизиция Полезных ископаемых
1. В случае войны, стихийных бедствий или в иных случаях, предусмотренных законодательством о чрезвычайных ситуациях, Правительство Республики Казахстан имеет право реквизиции части или всех Полезных ископаемых, принадлежащих Недропользователю. Реквизиция может осуществляться в размерах, необходимых для нужд Республики в течение всего периода чрезвычайной ситуации. Реквизиция Полезных ископаемых производится у каждого Недропользователя независимо от формы собственности и государственной принадлежности.
2. Республика Казахстан гарантирует компенсацию за реквизированные Полезные ископаемые натурой или выплатой их стоимости иностранному Недропользователю в свободно конвертируемой валюте, а национальному Недропользователю - в национальной валюте по ценам мирового рынка, действующим на день реквизиции.
Статья 69. Право собственности на информацию о Недрах
1. Информация о геологическом строении Недр, содержащихся в них Полезных ископаемых, геологических параметрах Месторождений, величине запасов, условиях разработки, а также любых особенностях Недр, содержащихся в геологических отчетах, картах и иных материалах, находится в государственной собственности, если она получена за счет бюджетных ассигнований Республики, и в собственности Недропользователя, если она получена за счет собственных средств Недропользователя.
2. Независимо от источника финансирования геологическая и иная информация о Недрах в обязательном порядке безвозмездно по установленному стандарту передается на хранение, систематизацию и обобщение в уполномоченный орган по использованию и охране Недр.
3. Порядок использования в учебных, научных, коммерческих и иных целях геологической информации о Недрах, находящейся в государственной собственности, определяется Правительством Республики Казахстан.
4. Порядок использования в учебных, научных, коммерческих и иных целях геологической информации, полученной за счет средств Недропользователя и переданной им в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи уполномоченному органу по использованию и охране Недр, определяется соглашением собственника информации и уполномоченным органом по использованию и охране Недр.
Этим соглашением также определяется срок конфиденциальности всей геологической информации или ее части, а также возможность и условия передачи геологической информации в период действия Контракта из собственности Недропользователя в собственность Республики Казахстан.
5. При прекращении действия Контракта вся геологическая информация переходит в собственность государства. Недропользователь обязан безвозмездно передать уполномоченному органу по использованию и охране Недр все документы и иные материальные носители геологической информации.
Статья 70. Контроль за соблюдением Недропользователем
условий Контракта и Лицензий
Если Недропользователь необоснованно нарушает сроки начала проведения Разведки или Добычи, установленные подпунктом 3 пункта 1 статьи 63 настоящего Указа, или осуществляет Добычу на недостаточном уровне с учетом геологических возможностей Месторождения, Лицензионный орган письменным уведомлением может указать Недропользователю на необходимость начала проведения Разведки или Добычи или принятия в определенный срок таких мер, которые обеспечат Добычу в объемах, обоснованных положительной практикой разработки Месторождений.
В случае невыполнения требований уведомления в установленный срок Лицензионный орган вправе отозвать Лицензию в соответствии со статьей 40 настоящего Указа.
Статья 71. Гарантии прав Недропользователя
Недропользователю гарантируется защита его прав в соответствии с законодательством. Изменения и дополнения законодательства, ухудшающие положение Недропользователя, не применяются к Лицензиям и Контрактам, выданным и заключенным до таких изменений и дополнений.
Глава 10. Переходные и заключительные
положения
Статья 72. Собственность на Техногенные минеральные
образования
Техногенные минеральные образования, заскладированные до 30 мая 1992 года или включенные в государственный фонд минеральных ресурсов до вступления в силу настоящего Указа, являются государственной собственностью.
Статья 73. Порядок применения настоящего Указа
1. Настоящий Указ применяется к отношениям по недропользованию и другим правоотношениям, возникшим после вступления его в силу. По отношениям по недропользованию и другим правоотношениям, возникшим до вступления его в силу, настоящий Указ применяется к тем правам и обязанностям, которые возникли после вступления его в силу.
2. Лицензии, выданные, и Контракты, заключенные до введения в действие настоящего Указа, а также все связанные с ними акты исполнительных органов Республики Казахстан сохраняют свое действие.
3. Недропользователям, занимавшим Контрактную территорию до вступления в силу настоящего Указа, Лицензия на Разведку и/или Добычу выдается, как правило, на основе переговоров.
Статья 74. Применение законодательства в связи со
вступлением в силу настоящего Указа
Принятые до вступления в силу настоящего Указа нормативные правовые акты, регулирующие отношения по недропользованию, применяются в части, не противоречащей настоящему Указу.
Статья 75. Порядок вступления в силу настоящего Указа
Настоящий Указ вступает в силу со дня опубликования.
Статья 76. Меры по реализации настоящего Указа
1. С даты вступления в силу настоящего Указа признать утратившими силу:
Кодекс Республики Казахстан "О недрах и переработке минерального сырья" от 30 мая 1992 г. (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1992 г., N 9, ст. 248; 1995 г., N 24);
постановление Верховного Совета Республики Казахстан от 30 мая 1992 г. "О порядке введения в действие Кодекса Республики Казахстан "О недрах и переработке минерального сырья" (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1992 г., N 9, ст. 248);
пункт 1 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 5 апреля 1994 г., N 1637 "О дополнительных мерах по упорядочению недропользования для геологического изучения и добычи полезных ископаемых" (САПП Республики Казахстан, 1994 г., N 16, ст. 152).
2. Правительству Республики Казахстан в целях реализации Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, "О недрах и недропользовании":
1) до 1 июля 1996 года:
разработать предложения по приведению законодательства Республики Казахстан в соответствие с Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, "О недрах и недропользовании";
привести решения Правительства Республики Казахстан в
соответствие с Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, "О недрах и недропользовании"; обеспечить пересмотр и отмену государственными органами их нормативных актов, противоречащих Указу Президента Республики Казахстан, имеющему силу Закона, "О недрах и недропользовании"; 2) разработать и утвердить до 1 июля 1996 года: положение о порядке заключения контрактов на проведение операций по недропользованию; положение о порядке лицензирования недропользования; положение о Государственном кадастре недр; положение о геологической информации; Модельный контракт на проведение операций по недропользованию. Президент Республики Казахстан (Специалист: Цай Л.Г. Оператор: Мартина Н.)