О Национальной пpогpамме pазгосудаpствления и пpиватизации в Республике Казахстан на 1993-1995 годы (II-ой этап)

Указ Пpезидента Республики Казахстан от 5 маpта 1993 года N 1135

Действующий
      На основании статьи 78 Конституции Республики Казахстан и в целях реализации Программы неотложных антикризисных мер и углубления социально-экономических реформ постановляю:
      1. Утвердить Национальную программу разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан на 1993-1995 годы (II-ой этап).
      2. Кабинету Министров Республики Казахстан в месячный срок разработать и утвердить развернутый план мероприятий по реализации Национальной программы разгосударствления и приватизации, включая перечень необходимых нормативных документов.
      3. Министерствам и ведомствам, государственным концернам, корпорациям и объединениям, главам областных, Алматинской и Ленинской городских администраций в месячный срок внести на утверждение в Государственный комитет Республики Казахстан по государственному имуществу взаимно согласованные перечни объектов, подлежащих разгосударствлению и приватизации в 1993

году в рамках малой и массовой приватизации, а также по 
индивидуальным проектам.
     Аналогичные перечни на 1994 и 1995 годы представлять 
Госкомимуществу не позднее октября месяца предшествующего года.

         Президент
    Республики Казахстан


              НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ 
                И ПРИВАТИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
                   НА 1993-1995 ГОДЫ (II-ой этап)

                             Введение




      Национальная программа разгосударствления и приватизации, далее - Программа, определяет цели и задачи, а также порядок и последовательность преобразования государственной собственности в Республике Казахстан в различные формы частной собственности на 1993-1995 годы.
      Основной целью приватизации является создание необходимых условий для переходов от централизованно-плановой к рыночной экономике на основе персонификации права собственности в процессе возвращения государством населению республики национального имущества путем безвозмездной и возмездной передачи производственных объектов, других материальных и нематериальных активов, принадлежащих государству.
      Реализация этой цели предполагает решение следующих главных задач:
      - ускоренное формирование рыночно ориентированных хозяйственных структур путем осуществления акционирования большинства государственных предприятий, проведения малой и массовой приватизации объектов государственной собственности;
      - создание условий для участия всех слоев населения в приватизации;
      - формирование слоя частных собственников как эффективно хозяйствующих субъектов;
      - создание конкурентной среды и обеспечение демонополизации производства;
      - развитие малого и среднего бизнеса;
      - реализацию индивидуальных проектов преобразования крупных и уникальных народнохозяйственных объектов;
      - формирование организационно-хозяйственных структур с преобладанием частного бизнеса и привлечением иностранных инвесторов;
      - развитие и укрепление системы инвестиционных структур как субъектов рынка ценных бумаг.
      Программа определяет принципиальные подходы к проведению разгосударствления и приватизации на 1993-1995 годы. Методы и направления приватизации определены в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, одобренной Верховным Советом "Программой неотложных антикризисных мер и углубления социально-экономических реформ (на период стабилизации экономики и перехода к рынку)", и перспективами социально-экономического развития Республики Казахстан, особенностями различных отраслей, местом и ролью предприятий и организаций в общественном производстве.
      Второй этап процесса разгосударствления и приватизации государственной собственности в республике предполагает соответствующий комплекс мер, предусматриваемый Программой.
      Перечень объектов, подлежащих разгосударствлению и приватизации в соответствии с Программой, конкретизированный по каждому из направлений, ежегодно утверждается Правительством. Информация о них регулярно доводится до сведения населения.
      Все объекты государственной собственности подразделяются на две классификационные группы:
      - объекты, подлежащие разгосударствлению и приватизации;
      - объекты, приватизация которых запрещена.
      Основаниями для включения объекта государственной собственности в одну из групп являются: целесообразность сохранения государственной собственности; отраслевая принадлежность объекта; социально-экономическая значимость выпускаемой продукции, выполняемых работ и услуг.
      Не подлежат приватизации объекты исключительной собственности Республики Казахстан - земля, ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, памятники истории и культуры, культурные и исторические ценности народа Республики Казахстан, средства государственного бюджета, республиканские страховые резервные и иные фонды, предприятия и имущественные комплексы, обеспечивающие суверенитет республики, ее социальное и экономическое развитие, а также учреждения, финансирование которых осуществляется полностью за счет государственного бюджета.

                    I. Основные направления приватизации +

      Под основными направлениями приватизации подразумеваются комплексы приватизационных методов и форм, осуществляемых в соответствии со спецификой каждой из групп приватизируемых объектов.
      Критериями отнесения предприятий к тому или иному направлению приватизации являются народнохозяйственное значение объекта, отраслевая принадлежность, численность работающих, стоимость основных фондов.
      В соответствии с численностью работающих предприятия и организации условно подразделяются на:
      - малые предприятия с численностью работающих менее 200 человек;
      - средние предприятия с численностью работающих от 200 до 5000 человек;
      - крупные предприятия с численностью работающих свыше 5000 человек.
      При составлении ежегодных перечней объектов приватизации в зависимости от отраслевых, региональных и других особенностей объекта его отнесение к группе малых, средних и крупных предприятий может уточняться.
      В соответствии с отнесением объекта приватизации к группе малых, средних и крупных предприятий Программа предусматривает развертывание процессов разгосударствления и приватизации по следующим направлениям:
      - приватизация крупных и уникальных имущественных комплексов по индивидуальным проектам;
      - массовая приватизация средних предприятий;
      - малая приватизация, осуществляемая посредством аукционов и конкурсов малых предприятий торговли, коммунального хозяйства, бытового и сервисного обслуживания.
      Индивидуальные проекты приватизации позволяют создать оптимальную организационную структуру базовых предприятий ключевых отраслей народного хозяйства, определить соотношение частного и государственного участия в их управлении, привлечь отечественных и иностранных инвесторов, начиная со стадии разработки проекта.
      Массовая приватизация создает возможность реализации права собственности для широких слоев населения республики, позволяет приобрести практический опыт работы с ценными бумагами.
      Малая приватизация формирует реальную базу для возникновения широкого слоя собственников, непосредственно обеспечивающих потребительский рынок товаров и услуг.
      Для участия в малой и массовой приватизации всех слоев населения в Республике Казахстан используются приватизационные купоны, гарантирующие каждому жителю республики право на получение определенной доли государственной собственности.
      На втором этапе приватизации в Республике Казахстан используются два вида приватизационных купонов:
      - приватизационные купоны, предназначавшиеся для выкупа жилья (жилищные купоны);
      - приватизационные инвестиционные купоны.
      Жилищные купоны, используемые на первом этапе приватизации только на выкуп жилья, на втором этапе приватизации помимо (после) выкупа жилья могут использоваться в качестве платежного средства на аукционах и конкурсах малой приватизации - при продаже предприятий торговли, бытового и сервисного обслуживания. Приватизационные инвестиционные купоны используются в процессе массовой приватизации посредством вложения их в специальные инвестиционные приватизационные фонды, приобретающие на них акции предприятий, преобразованных в акционерные общества.

         1. Акционирование предприятий государственного сектора

      Акционирование предприятий и организаций государственного сектора означает их преобразование в акционерные общества с полной государственной собственностью на все акции. Этот процесс является необходимой начальной стадией преобразования всех подлежащих приватизации объектов, не отнесенных к аукционной и конкурсной продаже в рамках малой приватизации.
      Преобразование в акционерные общества позволяет:
      - изменить организационную структуру управления предприятиями и повысить ее эффективность путем назначения акционерами (в государственных холдингах и компаниях - Правительством) членов наблюдательных советов;
      - обеспечить персональную ответственность членов наблюдательного совета и правления акционерного общества за финансовое состояние и законность всей деятельности общества, обеспечить его ежегодную отчетность перед акционерами;
      - обеспечить коммерциализацию деятельности преобразованных предприятий;
      - ускорить процесс приватизации за счет передачи государством права собственности на все или часть акций юридическим и физическим лицам на возмездной или безвозмездной основе;
      - создать условия преобразованным государственным предприятиям для организации предпринимательской деятельности на зарубежных рынках.
      Правительство Республики выступает инициатором преобразования государственных предприятий в акционерные общества, акции которых являются собственностью государства и управление ими осуществляется через систему холдинговых компаний.
      Порядок и условия преобразования государственных предприятий в государственные акционерные общества устанавливается соответствующим Указом Президента Республики Казахстан. Эти меры должны обеспечить проведение эффективной государственной политики размещения акций, введение упорядоченной процедуры регистрации передачи акций, защиту интересов акционеров.
      Для обеспечения поддержки работниками предприятий процесса акционирования трудовым коллективам, в случае разработки ими плана акционирования предприятия, принимаемого комиссией Государственного комитета Республики Казахстан по управлению государственным имуществом или его территориального органа (в дальнейшем - Комитет по управлению госимуществом), предоставляется право безвозмездного получения до 10 процентов от величины уставного капитала в виде привилегированных акций, но не более 12 размеров среднемесячной заработной платы по предприятию на одного работника. <*>
      После преобразования государственных предприятий в акционерное общество Комитет по управлению госимуществом принимает решение о продаже государственных акций. Продажу акций акционерных обществ осуществляет Государственный комитет Республики Казахстан по приватизации ( в дальнейшем - Комитет по приватизации) <*> .
      Предприятия, включенные в перечень приватизируемых объектов с обязательным сохранением на переходный период государственного контроля, преобразуются в акционерные общества с различной степенью государственного участия.
      Государственные пакеты акций акционерных обществ с участием государства могут решением Комитета по управлению госимуществом передаваться холдингам либо акционерным компаниям холдингового типа. Эти компании учреждаются как акционерные общества закрытого типа, осуществляют свою деятельность на коммерческой основе и обеспечивают сохранение эффективного государственного регулирования базовыми отраслями народного хозяйства. <*>
      Учреждение холдинговых компаний предусматривает последовательную реализацию следующих мероприятий:
      - акционирование государственных предприятий;
      - определение перечня предприятий, требующих координации деятельности из единого центра, имеющих наиболее тесные хозяйственные связи;
      - выделение государственного контрольного пакета акций;
      - учреждение холдинга с передачей ему права владения, пользования и управления государственными пакетами акций.
      Реализация подобного механизма преобразования позволит четко разграничить функции государственного регулирования и хозяйственного управления.
      Государственные органы управления должны осуществлять регулирование деятельности холдингов через назначение их руководства (президентов и членов наблюдательных советов), а также на основе контроля за обеспечением реализации национальных интересов - защитой окружающей среды, выполнением государственных программ и т.п.
      Наблюдательный совет холдинга осуществляет финансовый контроль за деятельностью акционерных обществ холдинга на основе участия представителей холдинга в органах управления обществ, анализа динамики прибыльности общества, контроля за крупными инвестициями и т.п.
      Назначаемые холдингом и подотчетные ему управляющие акционерными обществами осуществляют оперативное управление деятельностью акционерных обществ.
      Наиболее оптимальным в условиях Республики Казахстан является учреждение нескольких специализированных холдингов по отраслевому принципу, с предоставлением им возможности диверсификации за счет развития новых производств или прибретения пакетов акций по их выбору. Организационная структура холдинговой компании позволяет, за счет концентрации финансовых средств и их целевого использования, осуществлять быструю диверсификацию капитала путем создания новых производств или приобретения предприятий.
      В случаях необходимости немедленного изменения структуры управления в отрасли холдинги могут учреждаться на базе действующих государственных предприятий с последующим их преобразованием в акционерные общества.
      При достижении стабильной прибыльности и эффективного функционирования компаний, в случае отсутствия необходимости государственного регулирования деятельности этих обществ, государственные пакеты акций могут быть реализованы физическим и негосударственным юридическим лицам, в том числе иностранным.
      Решением Комитета по управлению госимуществом, согласованным с государственными органами управления, в указанных акционерных обществах государственный пакет акций может быть заменен "золотой акцией". <*>
      "Золотая акция" представляет собой ценную бумагу, находящуюся в собственности государства и обладающую правом вето при решении следующих вопросов: изменении профиля работ, ограничивающего возможности приоритетного выполнения государственного заказа, участия акционерного общества в экологически вредных производствах и ряда других.
      Ликвидация и предотвращение монополизации деятельности холдинговых компаний обеспечивается учреждением нескольких компаний в одной отрасли, или диверсификацией их деятельности.
      Организация аукционных продаж государственных пакетов акций

инвестиционным приватизационным фондам осуществляется Комитетом по
приватизации 
<*>
.
     Централизованный учет и сбор информации о регистрации и
деятельности акционерных обществ осуществляется Информационно-учетным
центром, который по мере развития может быть преобразован в 
Государственный депозитарий.
     Сноска. Абзацы десятый, одиннадцатый, тринадцатый,
двадцать шестой и двадцать девятый главы 1 - с изменениями,
внесенными Указом Президента Республики Казахстан от 12 мая 1995 г.
N 2268.


               2. Приватизация по индивидуальным проектам




      Разработка индивидуальных проектов разгосударствления и приватизации осуществляется по особо крупным и уникальным объектам и предприятиям.
      Под уникальными объектами подразумеваются предприятия, выпускающие продукцию или выполняющие работы особой социальной значимости, а также являющиеся естественной монополией государства.
      Индивидуальные проекты разгосударствления и приватизации разрабатываются под руководством Комитета по управлению госимуществом, осуществляющего, в случае необходимости, выбор консультационных или управленческих фирм. <*>
      Индивидуальный проект включает в себя поэтапную программу мероприятий:
      - всесторонний анализ деятельности и конкурентоспособности объекта, а также оценка стоимости его имущественного комплекса;
      - система предлагаемых организационно-структурных, технологических и других преобразований объекта, в том числе мероприятия по демонополизации его деятельности;
      - выбор приватизационных форм и методов.
      Разработка проекта проводится в соответствии с требованиями законодательных актов Республики Казахстан и подлежит согласованию с Госкомитетом по антимонопольной политике.
      Комитет по управлению госимуществом на основе представленных материалов определяет степень готовности объекта к приватизации, при положительном заключении, утверждает проект и дает разрешение на преобразование объекта. Реализация индивидуальных проектов осуществляется следующими методами: <*>
      - продажа определенному инвестору на оговоренных условиях;
      - реализация посредством аукционов или конкурсов;
      - (Абзац двенадцатый исключен - Указом Президента Республики Казахстан от 12 мая 1995 г. N 2268)
      - открытая продажа акций.
      Продажа акций определенному инвестору на оговоренных условиях представляет собой продажу акций юридическим и физическим лицам при выполнении ими определенных условий (реализация инвестиционных программ, обеспечение сохранения количества рабочих мест, сохранение профиля производства, повышение качества и конкурентоспособности продукции и т.п.).
      Данный способ приватизации используется для создания стабильной группы потенциальных инвесторов, привлекаемых с целью "оздоровления" предприятия.
      Аукцион представляет собой открытые конкурентные торги, на которых физическими или юридическими лицами приобретаются объекты государственной собственности. При этом от покупателей не требуется выполнения каких-либо условий по отношению к объекту приватизации и право собственности передается покупателю, предложившему максимальную цену.
      При конкурсной продаже от покупателя требуется выполнение определенных требований по отношению к объекту приватизации (сохранение профиля предприятия или назначения объекта, числа рабочих мест, финансирование объектов социальной сферы и т.п.). Проводятся коммерческие и инвестиционные конкурсы.
      Коммерческий конкурс проводится на открытых торгах. На этом конкурсе право приобретения принадлежит покупателю, предложившему максимальную цену при соблюдении конкурсных условий.
      По инвестиционному конкурсу государственные предприятия (или акции преобразованных в акционерные общества предприятий) продаются в тех случаях, когда от покупателей требуется осуществление инвестиционных программ. Объект продается покупателю, предложившему наилучший вариант инвестиционной программы в соответствии с критериями конкурса.
      Положения об инвестиционных и коммерческих конкурсах утверждаются совместно Комитетом по управлению госимуществом и Комитетом по приватизации. <*>
      Заключение контракта на управление является способом передачи права пользования юридическому или физическому лицу. Данный метод применяется в случаях, когда приватизация объекта экономически нецелесообразна или преждевременна.
      Контрактом может предоставляться право и оговориваться степень участия частных лиц, приглашенных в качестве управляющих, при последующей приватизации объекта.
      Выбор физических или негосударственных юридических лиц для заключения контракта может производиться Комитетом по управлению госимуществом на конкурсной основе. <*>
      Открытая продажа акций означает их реализацию юридическим и физическим лицам на рынке ценных бумаг.
      Акции, предназначенные для реализации населению, решением Комитета по управлению госимуществом могут быть проданы Комитетом по приватизации на аукционах инвестиционным приватизационным фондам в обмен на приватизационные инвестиционные купоны. <*>
      Исходя из народнохозяйственных интересов республики, в случае длительности и сложности мероприятий по "оздоровлению" объекта, Комитетом по управлению госимуществом может быть принято решение о преобразовании имущественного комплекса в целом, без предварительных структурных изменений, которые в дальнейшем могут производиться в процессе деятельности преобразованного объекта. <*>
      Сноска. Абзацы третий, девятый, двадцатый, двадцать третий, двадцать пятый и двадцать шестой главы 2 - с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Казахстан от 12 мая 1995 г. N 2268.

                         3. Массовая приватизация

      В процессе массовой приватизации населению Республики Казахстан предоставляется возможность обретения права собственности путем обмена приватизационных инвестиционных купонов на акции инвестиционных приватизационных фондов, приобретающих акции предприятий.
      Массовая приватизация обеспечивает ее участникам свободу выбора, конкурентность, гласность, скорость и простоту управления процессом; создает возможности эффективного распределения собственности при широком участии всех слоев населения.
      Массовая приватизация расчитана на поэтапное осуществление в течение 3-4 лет. Комитет по управлению госимуществом ежегодно определяет перечни предприятий, подлежащих акционированию с размещением их акций в системе инвестиционных приватизационных фондов. Через средства массовой информации население Республики Казахстан информируется об условиях и сроках проведения массовой приватизации. <*>
      В акционерных обществах, образованных из предприятий и организаций, не включенных в малую приватизацию и приватизацию по индивидуальным проектам, реализации инвестиционным приватизационным фондам подлежит не менее 51 процента акций. Акции предприятий, приватизация которых не требует сохранения государственного пакета акций, направляются на аукционы массовой приватизации полностью, за вычетом доли трудового коллектива.
      Пакет акций, остающийся после выделения доли акций трудового коллектива (не более 10 процентов от уставного капитала), и реализации акций инвестиционным приватизационным фондам на аукционе в обмен на приватизационные инвестиционные купоны, остается в государственной собственности. Этот резервный государственный пакет используется для государственного регулирования деятельностью предприятий на переходный период. По мере необходимости государственные пакеты акций могут быть предложены к свободной реализации.
      Осуществление массовой приватизации предполагает реализацию следующих мероприятий:
      - наделение населения Республики Казахстан приватизационными инвестиционными купонами;
      - учреждение системы инвестиционных приватизационных фондов, работающих на коммерческой основе, как посредников между владельцами приватизационных инвестиционных купонов и предприятиями.
      Начисление, обращение и порядок использования приватизационных инвестиционных купонов регламентируется специальным Положением, утверждаемым Президентом Республики Казахстан.
      Приватизационные инвестиционные купоны начисляются в сумме равной для всех жителей Республики Казахстан и их количество отражается в специальном документе. Приватизационный инвестиционный купон измеряется в условных единицах, не имеющих денежного содержания.
      Начисление приватизационных инвестиционных купонов производится отделениями Сбербанка по месту проживания получателя на основании справки о составе семьи, выдаваемой домоуправлением, и паспорта и оформляются в виде персональных счетов с указанием суммы начисленных купонов. Каждому жителю Республики Казахстан приватизационные инвестиционные купоны начисляются на отдельный счет.
      Для жителей республики, проживающих в сельской местности, к начисленной в установленном порядке сумме приватизационных инвестиционных купонов вводится повышающий коэффициент 1, 2.
      Детям до 16-ти летнего возраста эти купоны начисляются на самостоятельные счета, право распоряжения которыми может передаваться одному из родителей на основании поданного ими заявления и предъявлении свидетельства о рождении ребенка.
      Начисленная на счета сумма приватизационных инвестиционных купонов предназначается для вложения в инвестиционные приватизационные фонды в сроки, устанавливаемые Правительством. Часть купонов, используемая на первом этапе, определяется Правительством в соответствии с утверждаемым перечнем объектов массовой приватизации. Ограничение количества приватизационных инвестиционных купонов, используемых на первом этапе массовой приватизации, вводится для уменьшения риска владельцев купонов при еще неопределившейся конкурентоспособности инвестиционных приватизационных фондов. На последующих этапах массовой приватизации количество используемых приватизационных инвестиционных купонов определяется их владельцами самостоятельно.
      О сроках вложения приватизационных инвестиционных купонов население оповещается через средства массовой информации.
      На каждом из этапов приватизации владелец купонов имеет право вкладывать свои купоны в несколько инвестиционных приватизационных фондов. Выбор инвестиционных приватизационных фондов и количество вносимых приватизационных инвестиционных купонов и выбранные ими инвестиционные приватизационные фонды определяются владельцами купонов самостоятельно.
      Для уменьшения риска потерь от возможности случайной неэффективной деятельности отдельных фондов предпочтительно вложение купонов в несколько инвестиционных приватизационных фондов.
      Отсутствие прямого обмена приватизационных инвестиционных купонов на акции приватизируемых предприятий продиктовано стремлением избежать неоправданного ажиотажного спроса на акции отдельных предприятий и защитить купоны жителей республики от необоснованного обесценения.
      Внесение приватизационных инвестиционных купонов осуществляется путем перечисления их со счета владельца на соответствующие счета специально учреждаемых инвестиционных приватизационных фондов.
      Каждый инвестиционный приватизационный фонд выпускает акции, передаваемые гражданам в обмен на приватизационные инвестиционные купоны, внесенные владельцами в данный фонд. Владелец приватизационных инвестиционных купонов получает акции инвестиционного приватизационного фонда с указанием количества внесенных им купонов. Номинальная стоимость акций инвестиционного приватизационного фонда определяется не в рублях, а в процентах от капитала фонда.
      Учреждение и деятельность инвестиционных приватизационных фондов регулируется специальным Положением об инвестиционных приватизационных фондах, утверждаемым Комитетом по приватизации. <*>
      Учредителями инвестиционных приватизационных фондов могут выступать негосударственные юридические и физические лица. Инвестиционные приватизационные фонды учреждаются как открытые акционерные общества, акционерами которых становятся жители Республики Казахстан, вложившие приватизационные инвестиционные купоны в обмен на акции фонда. Учреждение частных инвестиционных приватизационных фондов обусловлено необходимостью проведения реальной, и не номинальной приватизации, привлечения к управлению ими полноценных собственников - акционеров фондов.
      Для организационного обслуживания процесса массовой приватизации при Комитете по управлению госимуществом действует Информационно-учетный центр, сосредоточивающий и обрабатывающий информацию о создании и деятельности акционерных обществ, количестве начисленных и использованных купонов, движении акций предприятий. Информационно-учетный центр имеет свои отделения при территориальных комитетах по управлению госимуществом. <*>
      Деятельность фондов осуществляется на основе лицензии, выдаваемой специально созданной Комитетом по приватизации Межведомственной комиссией (в дальнейшем - Комиссия). В целях обеспечения объективности принимаемых решений и осуществления независимого контроля за деятельностью инвестиционных приватизационных фондов в Комиссию входят представители Комитета по приватизации, Комитета по управлению госимуществом, Министерства экономики, Министерства финансов, Государственного комитета по антимонопольной политике, Государственного комитета по статистике и анализу, Национального государственного банка. Для получения лицензии учредители инвестиционного приватизационного фонда обязаны предоставить Комиссии полную и достоверную информацию об учредителях фонда, размерах капитала фонда, условиях, на которых фонд осуществляет получение приватизационных инвестиционных купонов, ответственности фонда перед вкладчиками купонов в случае убыточной деятельности фонда. Комиссия регламентирует деятельность фондов в вопросах определения манимального размера капитала и порядка размещения акций, открытости и достоверности информации о деятельности фонда. Инвестиционный приватизационный фонд несет перед акционерами полную имущественную ответственность. Предоставление инвестиционным приватизационным фондом недостоверной информации или нарушение условий, на которых была получена лицензия, являются для Комиссии основанием для лишения фонда лицензии и его ликвидации. <*>
      Инвестиционные приватизационные фонды аккумулируют приватизационные инвестиционные купоны населения в обмен на акции фондов. Комитет по приватизации аккумулирует государственные акции, направляемые Комитетом по управлению госимуществом для реализации в рамках массовой приватизации, объявляет о сроках проведения аукционов, сосредоточивает заявки инвестиционных приватизационных фондов на участие в аукционах, организует открытые аукционы, на которых инвестиционные приватизационные фонды приобретают акции приватизируемых государственных предприятий в обмен на вложенные гражданами приватизационные инвестиционные купоны. Предполагается организация аукционов двух уровней: по реализации акций предприятий республиканского значения и по реализации акций предприятий регионального значения. Список предприятий, акции которых выставляются для аукционной реализации в обмен на приватизационные инвестиционные купоны, публикуется не менее чем за 45 дней до объявленного срока проведения аукциона с указанием количества реализуемых на аукционе акций каждого объекта, информацией о финансовом состоянии предприятия, минимальными ставками (стартовыми расценками) купонов за одну акцию предприятия. Инвестиционные приватизационные фонды подают в Комитет по приватизации заявки на участие в аукционе не позднее 15 дней до объявленной даты аукциона. В заявке указывается какое количество акций каких акционерных обществ стремится приобрести инвестиционный приватизационный фонд, а также верхняя граница количества приватизационных инвестиционных купонов, которые фонд может предложить за одну акцию. <*>
      Часть акций предприятий направляется комитетом по приватизации в открытую продажу с целью определения рыночного курса акций. <*>
      Дополнительная (вторичная) эмиссия и размещение акций осуществляются акционерными обществами в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
      Конкуренция между фондами на аукционах по приобретению акций приватизируемых предприятий основана на предложении ими наибольшего количества купонов за предлагаемые акции. При этом на одном аукционе отдельным инвестиционным приватизационным фондом не может приобретаться более 10 процентов акций определенного предприятия. Отдельный инвестиционный приватизационный фонд не имеет права сосредоточивать более 31 процента акций одного акционерного общества. Инвестиционные приватизационные фонды могут продавать и приобретать акции акционерных обществ у других инвестиционных фондов, юридических и физических лиц после завершения аукционной реализации акций в обмен на купоны. <*>
      Для успешной реализации массовой приватизации необходима организация ее информационно-агитационного обеспечения средствами массовой информации и системой специальных курсов, собеседований и учебы с участием квалифицированных специалистов.
      По окончании массовой приватизации нереализованные акции акционерных обществ направляются в открытую продажу. В случае отсутствия покупателя в установленные сроки акции возвращаются в Комитет по управлению госимуществом и могут быть переданы им на договорных условиях холдинговым или подобным им компаниям. <*>
      Сноска. Абзацы третий, двадцать первый, двадцать третий, двадцать четвертый, двадцать пятый, двадцать шестой, двадцать восьмой и тридцатый главы 3 - с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Казахстан от 12 мая 1995 г. N 2268.

                         4. Малая приватизация

      Малая приватизация охватывает предприятия и организации, подлежащие обязательной приватизации, небольшие по размерам, с численностью работающих менее 200 человек.
      В рамках этого направления приватизируется основная масса объектов розничной и оптовой торговли, общественного питания и сферы бытовых услуг. Для успешного процесса малой приватизации одновременно приватизируются предприятия грузового автотранспорта. Торговые и автотранспортные объединения перед проведением малой приватизации подлежат сегментации (разукрепнению), с целью образования нескольких самостоятельных юридических лиц.
      В государственной собственности остаются предприятия торговли и общественного питания, обслуживающие малообеспеченные слои населения.
      Приватизация фирменных магазинов, принадлежащих предприятиям агропромышленного комплекса, осуществляется в составе этих предприятий.
      Приватизация объекта начинается с его подготовки к аукциону или конкурсу, о чем своевременно уведомляются работники предприятия. Государство в отдельных случаях принимает на себя все пассивы предприятия, включая его долги и обязательства перед работниками. В состав реализуемых активов предприятия входит только его имущественный комплекс: основные фонды (в случае нецелесообразности продажи здания продается право его долгосрочной аренды), сырье, материалы, запасы, инструменты и т.п.
      Комитет по управлению госимуществом и Комитет по приватизации совместно с государственными органами управления ежеквартально составляет перечни предприятий, отнесенных к малой приватизации. Опубликование списка является официальным уведомлением о начале приватизации указанных к нем предприятий. Кредиторам предоставляется определенное время на предъявление претензий к предприятию в соответствии с установленным порядком ликвидации предприятий. <*>
      Малая приватизация осуществляется в формах аукционов или конкурсов с участием в них физических и негосударственных юридических лиц. Порядок проведения аукционов и конкурсов в рамках малой приватизации определяется соответствующими положениями, утверждаемыми совместно Комитетом по приватизации и Комитетом по управлению госимуществом. При конкурсной реализации объекта предпочтение отдается гражданам Республики Казахстан и работникам реализуемого объекта при условии образования ими хозяйственного товарищества. В случае участия в аукционе или конкурсе хозяйственного товарищества, объединяющего более 50 процентов работников реализуемого объекта, им предоставляется скидка в размере до 10 процентов от цены продажи. <*>
      Не допускаются неконкурентные аукционы и конкурсы. Сумма, уплачиваемая покупателем за приобретенное на аукционе или конкурсе имущество, состоит на 50 процентов из денежных средств и на 50 процентов из приватизационных жилищных купонов.
      Для реализации механизма участия приватизационных жилищных купонов в процессе малой приватизации вводится свободная купля-продажа жилищных купонов. Процесс купли и продажи жилищных купонов осуществляется через отделения Сберегательного банка.
      Граждане вправе пользоваться услугами посредников (на договорной основе) для участия в аукционах и конкурсах, проводимых с применением жилищных купонов в качестве средства платежа.
      Использование жилищных купонов в процессе малой приватизации регулируется специальным Положением.
      Механизм использования жилищных купонов на выкуп жилья остается прежним.
      Сноска. Абзацы шестой и седьмой главы 4 - с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Казахстан от 12 мая 1995 г. N 2268.

            II. Разгосударствление и приватизация государственной
                  собственности в агропромышленном комплексе

      Разгосударствление и приватизация в агропромышленном комплексе проводятся по инициативе собственника в соответствии с Программой, с учетом специфики различных его отраслей, предприятий и организаций.
      Земля и другие природные ресурсы являются исключительной собственностью Республики Казахстан, приватизации не подлежат, но могут предоставляться в долгосрочную аренду (сроком до 99 лет).
      Приватизация государственной собственности сельскохозяйственных предприятий будет осуществляться по следующим основным направлениям:
      - преобразование совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий в фермерские и крестьянские хозяйства, сельскохозяйственные кооперативы, малые предприятия и их ассоциации и другие негосударственные формы хозяйствования;
      - образование акционерных обществ открытого или закрытого типов;
      - продажа государственного имущества по конкурсу или на аукционе.
      Приватизация птицефабрик, крупных животноводческих комплексов, тепличных комбинатов осуществляется посредством преобразования их в акционерные общества, другие хозяйственные общества или товарищества с предоставлением приоритетного права приобретения акций (долей, паев) технологически связанным с ними товаропроизводителям при условии сохранения последними непрерывности процессов производства и существующих горизонтальных связей.
      Разгосударствление и приватизация заготовительных, перерабатывающих и обслуживающих предприятий агропромышленного комплекса осуществляется путем создания на их базе акционерных обществ открытого типа. Нераспределенные и нереализованные акции остаются в собственности государства. Комитет по управлению госимуществом определяет держателя государственного пакета акций. <*>
      Приватизация хронически убыточных государственных сельскохозяйственных предприятий проводится путем безвозмездной передачи их имущества хозяйственным товариществам и акционерным обществам, образуемым трудовыми коллективами данных хозяйств, или, в случае отказа трудового коллектива от получения этого имущества, оно может быть реализовано через аукцион или конкурс.
      Приватизационные жилищные купоны могут использоваться при выкупе имущества государственных сельхозпредприятий отдельными работниками или хозяйственными товариществами, ими образованными. До 75 процентов цены продажи имущества сельскохозяйственного предприятия может быть оплачено приватизационными жилищными купонами. Продажа имущества сельскохозяйственного предприятия осуществляется с условием сохранения сельскохозяйственного профиля хозяйства. При этом новый собственник вправе использовать приобретенное имущество по своему усмотрению, если это не нарушает условия договора купли-продажи.
      В приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий принимают участие все работники приватизируемого предприятия и другие граждане, проживающие на территории данного хозяйства.
      Всем производителям сельскохозяйственной продукции предоставляется возможность участия в малой и массовой приватизации в городах на конкурсной и аукционной основе.
      Часть средств от приватизации государственной собственности направляется для развития и поддержки рыночных структур в сельском хозяйстве.
      Коллективным предприятиям предлагается пройти перерегистрацию с преобразованием в хозяйственные товарищества или акционерные общества.
      Сноска. Абзац восьмой раздела II - с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Казахстан от 12 мая 1995 г. N 2268.

                III. Участие иностранных юридических
               и физических лиц в процессе приватизации

      Иностранные юридические и физические лица участвуют во всех видах приватизационных процессов. Их деятельность регламентируется действующим законодательством Республики Казахстан, Межправительственными договорами и соглашениями.
      Иностранные юридические и физические лица участвуют в процессе приватизации объектов государственной собственности после рассмотрения их финансовых возможностей и выдачи соответствующих лицензий Национальным агентством по иностранным инвестициям.
      Порядок и условия участия иностранных юридических и физических лиц в приватизации государственной собственности, осуществляемой по индивидуальным проектам, определяются Комитетом по управлению госимуществом совместно с Комитетом по приватизации и Министерством экономики в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан, если иное не оговорено Межправительственными договорами и соглашениями. <*>
      Министерство экономики, по возможности, предоставляет заинтересованным юридическим и физическим лицам информацию об экономических и финансовых возможностях привлекаемых инвесторов.
      При участии иностранных юридических и физических лиц в процессе приватизации оценка объекта производится как в национальной, так и в иностранной валюте в соответствии с уровнем мировых цен на аналогичные виды имущества и виды деятельности.
      Сноска. Абзац третий раздела III - с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Казахстан от 12 мая 1995 г. N 2268.

           IV. Организационная система управления процессом
                  разгосударствления и приватизации

      Решения о разгосударствлении и приватизации государственной собственности на территории Республики Казахстан принимают Комитет по управлению госимуществом и его территориальные органы с участием министерств, ведомств и глав местных администраций. Непосредственную работу по продаже государственной собственности осуществляет Комитет по приватизации. <*>
      Подготовительную работу по оценке имущества и подготовку документов к приватизации наряду с органами Комитета по управлению госимуществом и Комитета по приватизации проводят государственные предприятия, в отношении которых было принято решение о приватизации, бюро по приватизации, негосударственные коммерческие структуры, имеющие лицензию от Комитета по управлению госимуществом на проведение указанных работ. <*>
      Контроль за реализацией Программы осуществляет Президент Республики Казахстан. Выполнение Программы приватизации систематически освещается республиканской и местной печатью.
      Сноска. Абзацы первый и второй раздела IV в редакции Указа Президента Республики Казахстан от 12 мая 1995 г. N 2268.

          V. Порядок поступления и распределения средств,
            полученных от приватизации государственной
                         собственности

      Под средствами, полученными от приватизации, понимаются все денежные и иные поступления от продажи объектов государственной собственности.
      Дивиденды на государственные пакеты акций и арендная плата, получаемые Комитетом по управлению госимуществом и его территориальными комитетами, не включаются в состав средств от приватизации и подлежат перечислению в бюджет на специальные счета. <*>
      Согласно Закону "О разгосударствлении и приватизации" средства, полученные от приватизации, являются собственностью государства и зачисляются на специальные счета.
      Денежные средства, полученные от аукционной продажи в рамках малой приватизации, перечисляются на специальные счета после погашения долгов приватизируемых объектов.
      Средства, поступающие на специальный республиканский счет, направляются на погашение внутреннего государственного долга и другие цели по представлению Правительства Президенту Республики Казахстан.
      Средства, поступающие на счета местных администраций, а также часть средств со специального республиканского счета могут быть направлены на поддержку и защиту малообеспеченных и социально незащищенных слоев населения, выплаты по безработице, подготовку и переподготовку кадров и другие цели.
      Порядок расходования указанных средств определяется главами местных администраций.
      Правительством утверждается часть средств, направляемая на реализацию Программы приватизации.
      Сноска. Абзац второй раздела V - с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Казахстан от 12 мая 1995 г. N 2268.

                    VI. Меры социальной защиты

      Реализация Программы должна сопровождаться осуществлением мер социальной защиты населения республики, в том числе:
      - обеспечением занятости высвобождающихся в процессе разгосударствления и приватизации работников на основе: предоставления возможности смены деятельности и профессии через систему государственных и частных учреждений по подготовке и переподготовке кадров; организации системы общественных работ на основе утвержденного Правительством положения; финансирования общественных работ за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также средств заинтересованных предприятий; создания системы налоговых льгот для развития малого бизнеса, использующего высвобождаемые в ходе приватизации трудовые ресурсы, а также труд пенсионеров и инвалидов;
      - созданием специальных государственных, частных и смешанных фондов для: поддержки и социальной защиты малообеспеченных и социально незащищенных слоев населения в размере 10-15 процентов от средств, полученных в ходе приватизации государственного имущества; выплат по безработице за счет отчислений предприятий, ассигнований государственного и местных бюджетов, добровольных пожертвований юридических и физических лиц; социально-экономического развития регионов экологического бедствия за счет отчислений 10 процентов средств, полученных от приватизации государственного имущества, и добровольных пожертвований предпринимателей.