Разъяснения по законодательству о государственной службе

Разъяснение Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы от 2 июня 2003 года

Действующий

Перечень сокращений

      Закон  Республики Казахстан от 23 июля 1999 года "О государственной службе" - Закон о госслужбе.
      Закон  Республики Казахстан от 10 декабря 1999 года "О труде в Республике Казахстан" - Закон о труде.
      Положение  о порядке прохождения государственной службы, утвержденное Указом Президента Республики Казахстан от 10 марта 2000 года N 357 - Положение.

      Вопрос 1. Законом о госслужбе предусмотрен новый институт перевода государственных служащих. Какова процедура занятия административной государственной должности административными государственными служащими без конкурсного отбора в порядке перевода?

      В соответствии с новой редакцией пункта 2 статьи 12  Закона о госслужбе, занятие административной государственной должности административными государственными служащими может осуществляться без конкурсного отбора в порядке перевода в случае его соответствия предъявляемым квалификационным требованиям к соответствующей вакантной должности с согласия административного государственного служащего и уполномоченного органа или его территориального подразделения.
      При этом, согласно пункту 18-1  Положения, руководитель государственного органа вправе назначить на вакантную административную государственную должность административного государственного служащего данного государственного органа либо другого госоргана с согласия уполномоченного органа по делам государственной службы или его территориального подразделения. С этой целью, государственный орган, принимающий на работу государственного служащего, представляет в уполномоченный орган или его территориальное подразделение следующие докумeнты:
      1) заявление административного государственного служащего на занятие соответствующей должности в порядке перевода (заявление адресуется руководителю принимающего государственного органа);
      2) заполненный послужной список, заверенный кадровой службой государственного органа.
      Представленные документы рассматриваются уполномоченным органом в течение пяти рабочих дней, и выносится одно из следующих решений, уполномоченный орган:
      1) дает согласие на назначение;
      2) отказывает в согласовании.
      Следует отметить, что основаниями для отказа в согласовании может являться только несоответствие государственного служащего предъявляемым квалификационным требованиям к соответствующей должности либо непредставление вышеуказанных документов.
      Решение может быть обжаловано в вышестоящем уполномоченном органе (если решение об отказе в согласовании принято территориальным подразделением уполномоченного органа) и (или) в суде.

      Вопрос 2. Возможен ли перевод государственных служащих без конкурсного отбора в пределах разных групп категории должностей, например с группы категорий С в группу категорий В, а также перевод на более высокую должность как в пределах одного государственного органа, так и из одного государственного органа в другой?

      Назначение административного государственного служащего в порядке перевода может осуществляться не только внутри одной группы категорий административных государственных должностей, но и в пределах разных групп категорий при условии соответствия его квалификационным требованиям, предъявляемым к вакантной административной должности той или иной категории. Кроме того, служащий может быть назначен в порядке перевода на более высокую вакантную административную государственную должность в том же государственном органе либо в другом государственном органе, в соответствии с пунктом 2 статьи 12  Закона о госслужбе и пунктом 18-1  Положения.

      Вопрос 3. На какую норму Закона необходимо ссылаться при увольнении административного государственного служащего в порядке перевода в другой государственный орган?

      В соответствии с пунктом 2 статьи 12  Закона о госслужбе, занятие административной государственной должности административными государственными служащими может осуществляться без конкурсного отбора в порядке перевода в случае его соответствия предъявляемым квалификационным требованиям к соответствующей вакантной должности с согласия административного государственного служащего и уполномоченного органа или его территориального подразделения.
      Освобождение государственного служащего от занимаемой должности в связи с переводом на другую административную государственную должность не влечет за собой прекращение государственной службы.
      Таким образом, в приказе об освобождении государственного служащего от занимаемой должности в порядке перевода на работу в другой государственный орган необходимо ссылаться на пункт 2 статьи 12  Закона о госслужбе.

      Вопрос 4. В случае перевода работника ему может предоставляться ежегодный оплачиваемый отпуск до истечения установленного законодательством срока. Как в данном случае производится оплата предоставленного отпуска и пособии для оздоровления?

      Пунктом 5 статьи 22  Закона о госслужбе предусмотрено, что в случае перевода административного государственного служащего либо в связи с назначением политического государственного служащего на другую государственную должность, если государственным служащим не был использован отпуск по прежнему месту работы, на новом месте работы оплачиваемый ежегодный отпуск может быть предоставлен до истечения срока, установленного законами Республики Казахстан.
      В соответствии со статьей 68  Закона Республики Казахстан "О труде в Республике Казахстан", при расторжении индивидуального трудового договора независимо от его основании работнику, который не использовал или использовал не полностью свое право на ежегодный трудовой отпуск, выплачивается компенсация.
      Исходя из вышеизложенного и специфики института перевода и назначения политических государственных служащих в сфере государственной службы, государственному служащему, по его желанию, может быть выплачена компенсация за неиспользованный или использованный не полностью ежегодный трудовой отпуск по прежнему месту работы, либо предоставляется отпуск на новом месте работы. При этом, пособие для оздоровления в размере двух должностных окладов выплачивается только при выходе работника в трудовой отпуск.

      Вопрос 5. Означает ли, что лица, достигшие пенсионного возраста, установленного Законом  Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан", должны быть уволены с государственной службы или им продлевается на один год пребывание на государственной службе, а также возможно ли продление срока нахождения на государственной службе указанных лиц путем заключения срочного трудового договора по взаимному согласию сторон каждый последующий год?

      Подпункт 1-1) пункта 1 статьи 27  Закона о госслужбе гласит, что основанием для прекращения государственной службы административными государственными служащими является достижение ими пенсионного возраста, установленного законом Республики Казахстан, с правом продления срока их пребывания на государственной службе на один год путем заключения срочного трудового договора по взаимному согласию сторон.
      Данная норма устанавливает право продления срока пребывания указанной категории лиц на государственной службе по взаимному согласию сторон. То есть, если хотя бы одна из сторон, либо руководитель государственного органа, либо административный государственный служащий, не согласны с продлением срока, то в этом случае служащий подлежит увольнению с государственной службы.
      Также из содержания вышеназванной нормы следует, что с государственным служащим при взаимном согласии сторон может быть заключен срочный трудовой договор о продолжении работы на один год. При этом, такое право может реализовываться каждый последующий год путем заключения нового срочного трудового договора.
      При этом, следует учитывать, что продолжение работы (заключение срочного трудового договора) может осуществляться в пределах той должности, которую занимает государственный служащий. Перевод указанных лиц с одной должности на другую равно, как и перевод в другой государственный орган не допускается.

      Вопрос 6. Согласно статье 9  Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан", женщины, родившие 5 и более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста, имеют право на пенсию по возрасту в полном объеме по достижении 50 лет с последующим увеличением указанного пенсионного возраста на 6 месяцев ежегодно, начиная с 1 июля 1998 года, но не более чем на 3 года в целом.
      Военнослужащие в соответствии с законодательством, регулирующим их правовой статус, имеют право выхода на пенсию в 45 лет.
      Является ли основанием достижение указанными категориями лиц и иными аналогичными категориями граждан пенсионного возраста прекращения ими государственной службы или ограничение в поступлении на государственную службу?

      Относительно определения пенсионного возраста, по достижении которого административный государственный служащий может быть уволен с государственной службы, то он, применительно к государственной службе, составляет для мужчин - 63 года, а для женщин 58 лет. При этом, достижение льготного пенсионного возраста, установленного для отдельных категорий граждан, в данном случае значения не имеет и в качестве основания для прекращения государственной службы или ограничения в праве поступать на государственную службу не является.

    

 Вопрос 7. Может ли быть заключен срочный трудовой договор для дальнейшего прохождения государственной службы с лицами, возраст которых на момент принятия Закона  Республики Казахстан от 11 марта 2003 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О государственной службе" составляет выше: у женщин - 58 лет и у мужчин - 63 года?

      Срочный трудовой договор с государственными служащими, возраст которых на момент вступления в силу Закона  Республики Казахстан от 11 марта 2003 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О государственной службе" составляет свыше: у женщин - 58 лет и у мужчин - 63 года, может быть заключен на тех же условиях, что и для государственных служащих, у которых пенсионный возраст наступил на момент или после вступления в силу названного Закона.

      Вопрос 8. Сохраняются ли социальные гарантии, предусмотренные законодательством Республики Казахстан о государственной службе на лиц, достигших пенсионного возраста, с которыми продлен срок пребывания на государственной службе путем заключения срочного трудового договора, а также каким законом регламентируется их правовой статус?

      На лиц, достигших пенсионного возраста, с которыми заключили срочный трудовой договор, распространяются все льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Республики Казахстан о государственной службе, и их правовой статус устанавливается Законом  о госслужбе.

      Вопрос 9. Имеется ли утвержденная типовая форма срочного трудового договора, заключаемого с государственными служащими, достигшими пенсионного возраста?

      Утвержденная типовая форма срочного трудового договора отсутствует, вместе с тем, следует учитывать, что срочный трудовой договор должен заключаться в письменной форме и подписываться руководителем государственного органа и сотрудником. В срочном трудовом договоре необходимо обязательно отражать срок его действия, что и подразумевает в названии договора слово "срочный". За основу срочного трудового договора можно брать стандартный индивидуальный трудовой договор, форму которого, и правильность его заполнения вы можете получить в соответствующем территориальном подразделении Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.
      При этом, содержание срочного трудового договора должно согласовываться с положениями законодательства о государственной службе и учитывать специфику прохождения государственной службы.

      Вопрос 10. На какую должность может рекомендовать аттестационная комиссия административных государственных служащих, прошедших аттестацию, для зачисления в кадровый резерв?

      Согласно подпункту 4) пункта 1 статьи 20  Закона о госслужбе, административные государственные служащие, прошедшие аттестацию, могут быть рекомендованы аттестационной комиссией для зачисления в кадровый резерв.
      Аттестационная комиссия, изучив представленные материалы и проведя собеседование со служащим, получившим при прохождении тестирования оценки на ниже пороговых значений, устанавливаемых уполномоченным органом для данной категории должностей, может принять решение не только о соответствии государственного служащего занимаемой должности, но и в целях стимулирования служащего в карьерном росте тем же решением может рекомендовать его для зачисления в кадровый резерв для занятия должности вышестоящей категории, с условием соответствия его квалификационным требованиям той должности, на которую он рекомендован.
      Вместе с тем, следует учитывать, что комиссия может рекомендовать государственного служащего на вышестоящую должность, которая имеется у него в наличии в рамках штатного расписания.

      Вопрос 11. В соответствии с новыми изменениями, и стаж, дающий право на получение должностного оклада, в соответствии с тарифно-квалификационной сеткой оплаты труда, включается время работы лиц, временно исполнявших обязанности, предусмотренные вакантной административной должностью, в соответствии с пунктами  и 16  Положения о порядке прохождения государственной службы, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 10 марта 2000 года N 357.
      С какого срока следует включать указанное время работы?

      Время работы, предусмотренное подпунктом 13) пункта 27  Положения, следует включать всем государственным служащим независимо от периода временного исполнения ими обязанностей.
      При этом, начисление должностного оклада следует производить с 14 апреля 2003 года, то есть со дня вступления в силу Указа  Президента Республики Казахстан от 21 апреля 2003 года N 1071.