Об официальном толковании пункта 7 статьи 61 и подпункта 7) статьи 53 Конституции Республики Казахстан
Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 27 сентября 1999 года № 18/2
ДействующийЗаслушав докладчиков - членов Конституционного Совета Шопина В.Д., Котова А.К. и представителя субъекта обращения, изучив имеющиеся материалы, Конституционный Совет Республики Казахстан установил:
В Конституционный Совет Республики Казахстан 27 сентября 1999 года поступило обращение Премьер-Министра Республики Казахстан об официальном толковании пункта 7 статьи 61 и подпункта 7) статьи 53 Конституции Республики Казахстан. В обращении были поставлены следующие вопросы:
1. Что понимать под непринятием Парламентом внесенного Правительством проекта закона? Считается ли он не принятым, если при голосовании предложения депутатов об одобрении проекта закона в первом чтении или об его отклонении, не набрано необходимого числа голосов?
2. Каковы предельные сроки рассмотрения Парламентом вопроса о доверии Правительству, поставленному Премьер-Министром, если пунктом 7 статьи 61 Конституции предусмотрено, что голосование проводится не ранее, чем через 48 часов с момента постановки указанного вопроса?
3. Что понимается под выражением "большинством в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из Палат выражает вотум недоверия Правительству" в подпункте 7) статьи 53 Конституции и как учитывается общее число депутатов Сената, если в соответствии с постановлением Конституционного Совета от 16.05.97 года № 11/2 "Об официальном толковании пунктов 3 и 5 статьи 52 Конституции Республики Казахстан в части досрочного прекращения полномочий депутатов Сената Парламента" их полномочия признаются действительными, независимо от изменения в административно- территориальном устройстве Республики Казахстан.
При толковании пункта 7 статьи 61 Конституции Республики Казахстан Конституционный Совет исходит из следующего.
Порядок принятия Парламентом Республики Казахстан на совместном заседании Палат внесенных Правительством проектов законов установлен пунктами 1, 5 и 7 статьи 62 Конституции. Они принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Палат и не должны противоречить Конституции. При этом количество чтений по внесенным Правительством законопроектам на совместном заседании Палат Парламента Конституция не ограничивает, но однозначно предполагает результативный итог обсуждения проектов законов на совместном заседании Палат Парламента в форме принятия соответствующих законов либо их отклонения.
Если Парламент Республики Казахстан приступил к обсуждению законопроекта на совместном заседании Палат, то итоговым решением Парламента по нему не может считаться такое голосование депутатов каждой из Палат, которое не набрало большинства голосов. Постановление Парламента, которое не набрала необходимого большинства голосов как "за принятие", так и "за отклонение" проекта закона не может быть признано конституционно состоятельным.
Отсюда пункт 7 статьи 61 Конституции Республики Казахстан в части толкования положения о "непринятии Парламентом внесенного Правительством проекта закона" следует понимать не иначе как выражение несогласия депутатов Парламента в целом с рассматриваемым проектом закона и соответствующее его отклонение. В соответствии с Конституцией пункт 35 Регламента Парламента Республики Казахстан предусмотрел, что "по результатам обсуждения Парламент принимает постановление об одобрении в первом чтении законопроекта и подготовки его ко второму чтению или его отклонении".
В случае постановки Премьер-Министром вопроса о доверии Правительству на совместном заседании Палат Парламента согласно пункту 7 статьи 61 Конституции Республики Казахстан, голосование по нему проводится не ранее, чем через сорок восемь часов с момента постановки этого вопроса. Из конституционной нормы вытекает, что вопрос о доверии Правительству должен быть рассмотрен в том же совместном заседании, на котором он был внесен. Время, отводимое конституционной нормой с момента постановки вопроса о доверии Правительству, предназначено депутатам Парламента для взвешенной выработки своей позиции. По истечении установленных сорока восьми часов вопрос не может быть отложен Парламентом и в силу своей особой конституционной значимости он должен быть разрешен незамедлительно. Такой порядок решения вопроса о доверии Правительству соответствует опыту конституционализма в тех странах, где предусмотрен этот институт.
Подпункт 7) статьи 53 Конституции в части выражения Парламентом вотума недоверия Правительству "большинством в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из Палат" Конституционный Совет понимает как то, что именно количество депутатов каждой из Палат, установленное Конституцией, определяет представительность Парламента и легитимность его решений. Поэтому под "общим числом депутатов каждой из Палат" следует понимать, что для Сената численный состав установлен пунктом 2 статьи 50 Конституции, то есть по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики и семи депутатов, которые назначаются Президентом Республики Казахстан. В ныне действующем Сенате, согласно Конституции и постановлению Конституционного Совета Республики Казахстан от 16 мая 1997 года № 11/2 "Об официальном толковании пунктов 3 и 5 статьи 52 Конституции Республики Казахстан в части досрочного прекращения полномочий депутатов Сената Парламента", общее число депутатов составляет 42 депутата (39 депутатов плюс 3 депутата от пяти упраздненных областей; 2 депутата от упраздненных областей прекратили свои полномочия в соответствии с пунктом 5 статьи 52 Конституции).
Для Мажилиса численный состав установлен пунктом 3 статьи 50 Конституции Республики в количестве 77 депутатов. Общее число депутатов действующего состава Мажилиса, избранного в декабре 1995 года в соответствии с пунктом 3 статьи 50 Конституции Республики в редакции от 30 августа 1995 года, должно исчисляться исходя из 67 депутатских мандатов.
Следовательно, понятие "общее число депутатов" Сената и Мажилиса действующего Парламента - это их конституционное число - соответственно 42 и 67.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом 4) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, подпунктом 1) пункта 3 статьи 17, статьей 37 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, "О Конституционном Совете Республики Казахстан", в порядке официального толкования пункта 7 статьи 61 и подпункта 7) статьи 53 Конституции Республики Казахстан, Конституционный Совет постановляет:
1. Под непринятием Парламентом Республики Казахстан внесенного Правительством проекта закона в соответствии с пунктом 7 статьи 61 Конституции Республики Казахстан следует понимать, что проект закона, поставленный на голосование на совместном заседании Палат Парламента Республики Казахстан, не набрал предусмотренного Конституцией большинства голосов депутатов каждой из Палат за его принятие.
В случае, если при голосовании предложения депутатов об одобрении проекта закона в первом чтении или о его отклонении не набрано необходимого числа голосов, то решение Парламента Республики Казахстан не может считаться юридически состоявшимся и не влечет постановки вопроса о доверии Правительству в соответствии с пунктом 7 статьи 61 Конституции Республики Казахстан.
2. Пункт 7 статьи 61 Конституции Республики Казахстан означает, что голосование на совместном заседании Палат Парламента по вопросу о доверии Правительству проводится незамедлительно, по истечении установленных Конституцией Республики Казахстан сорока восьми часов с момента постановки вопроса о доверии.
3. Подпункт 7) статьи 53 Конституции Республики Казахстан следует понимать так, что общее число депутатов каждой из Палат Парламента исчисляется исходя из установленного пунктами 2 и 3 статьи 50 Конституции состава депутатов Сената и мажилиса Парламента Республики Казахстан.
4. В соответствии с пунктом 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан настоящее постановление вступает в силу со дня принятия, обжалованию не подлежит, является общеобязательным на всей территории Республики и окончательным с учетом случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 73 Конституции Республики Казахстан.
Председатель