В заседании принимали участие: представители субъекта обращения - Котов А.К., секретарь Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Сената Парламента; Мухамеджанов Э.Б., заведующий отделом законодательства Аппарата Сената Параламента; Мухамеджанов Б.А., заведующий отделом по вопросам законодательства и судебной системы Администрации Президента Республики Казахстан; Балиева З.Я., Председатель Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан; Кулешова Е.В., секретарь Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан.
Заслушав сообщения докладчиков - членов Конституционного Совета Акуева Н.И. и Сабикенова С.Н., выступления Котова А.К., Мухамеджанова Э.Б., Балиевой З.Я., Мухамеджанова Б.А. и изучив имеющиеся материалы, Конституционный Совет
УСТАНОВИЛ:
В Конституционный Совет Республики Казахстан 30 апреля 1997 года поступило обращение Председателя Сената Парламента Республики Казахстан О.Байгелди об официальном толковании пунктов 3 и 5 статьи 52 Конституции Республики Казахстан в части, касающейся досрочного прекращения полномочий депутатов Сената Парламента. Постановлением Конституционного Совета от 4 мая 1997 года данное обращение принято к конституционному производству.
В рассматриваемом обращении ставится вопрос: "Является ли основанием для досрочного прекращения полномочий депутатов Сената изменение административно-территориального устройства Республики?"
На основании анализа Конституции Республики Казахстан и соответствующего ей законодательства по рассматриваемому вопросу Конституционный Совет при толковании указанных конституционных норм исходит из следующего.
Пункты 3 и 5 статьи 52 Коституции Республики Казахстан содержат перечень обстоятельств, являющихся основанием прекращения полномочий депутата парламента:
- совмещение депутатом обязанностей депутата Парламента с обязанностями депутата в другом представительном органе;
- совмещение депутатом обязанностей депутата Парламента с занятием иной оплачиваемой должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, а также с осуществлением предпринимательской деятельности, вхождением в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации;
- подача в отставку;
- признание депутата недееспособным;
- роспуск Парламента;
- вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении депутата Парламента;
- выезд на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан.
В пункте 5 статьи 52 Конституции Республики Казахстан установлено, что полномочия депутата Парламента прекращаются и в "...иных предусмотренных Конституцией случаях". К этим случаям относится,в частности, истечение срока полномочий парламента (статья 49, пункт 2).
Конституцией Республики Казахстан не содержит такого основания для досрочного прекращения полномочий депутатов Сената Парламента, как изменение административно-территориального устройства Республики.
Пункт 1 статьи 52 Конституции гласит, что депутат Парламента не связан каким-либо императивным мандатом. Из смысла этой нормы вытекает, что депутат в своей деятельности не может быть связан никаким наказом или поручением, а руководствуется общегосударственными интересами. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу конституционного закона, "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов" от 16 октября 1995 года Z952529_ также предусматривает в пункте 1 статьи 24: "Депутат Парламента не связан каким-либо императивным мандатом, в том числе наказом или поручением, и голосует в Парламенте по своему убеждению".
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом 4 пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, статьями 33, 37, 38 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, "О Конституционном Совете Республики Казахстан" U952737_ , в порядке официального толкования пунктов 3 и 5 статьи 52 Конституции Республики Казахстан Конституционный Совет
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Конституция Республики Казахстан устанавливает исчерпывающий перечень оснований прекращения полномочий депутатов Парламента. Изменение административно-территориального устройства республики не является основанием для досрочного прекращения полномочий депутатов Сената Парламента Республики Казахстан.
2. В соответствии с пунктом 3 статьи 74 Конституции Республики
Казахстан постановление вступает в силу со дня его принятия, является общеобязательным на всей территории Республики, окончательным и обжалованию не подлежит с учетом случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 38 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, "О Конституционном Совете Республики Казахстан". (Корректор: И.Склярова Специалист: Р.Жантасова 21.12.98г.)