Конституционный Совет Республики Казахстан в составе председателя Хитрина Ю.А., членов Совета Абишева X.А., Балтабаева К.Ж., Бычковой С.Ф., Есенжанова А., Котова А.К., Омарханова К.А. с участием:
представителя Президента Республики Казахстан - заведующего отделом Государственно-правового управления Администрации Президента Пакирдинова М.А.,
депутатов Сената и Мажилиса Парламента Республики Казахстан Жумабаева Е.Ж. и Абдиева Ж.Н.,
секретаря Центральной избирательной комиссии Республики Фооса В.К.,
Уполномоченного по правам человека Республики Казахстан Байкадамова Б.К.,
судьи Верховного Суда Республики Полторабатько Л.Г.,
заместителя Генерального прокурора Республики Даулбаева А,К.,
первого вице-Министра юстиции Республики Меркеля И.Д.,
представителя Постоянно действующего совещания по выработке предложений по дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества Своика П.В.
рассмотрел в открытом заседании обращение Президента Республики Казахстан о проверке Конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан "О выборах в Республике Казахстан" на соответствие Конституции Республики Казахстан.
Изучив материалы конституционного производства и заключения экспертов - директора Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Жовтиса Е.А. и президента общественного фонда политико-правовых исследований "Интерлигал в Казахстане" Злотникова С.М., заслушав докладчика - члена Конституционного Совета Котова А.К., выступления представителя субъекта обращения и участников заседания, Конституционный Совет Республики Казахстан
установил:
Конституционный закон Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан "О выборах в Республике Казахстан" принят Парламентом Республики 15 марта 2004 года и представлен на подпись Президенту Республики Казахстан 24 марта 2004 года.
В соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, подпунктом 1) пункта 2 статьи 17 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Конституционного закона, "О Конституционном Совете Республики Казахстан" Президент Республики Казахстан внес обращение в Конституционный Совет на предмет рассмотрения соответствия Конституции Республики Казахстан вышеназванного Конституционного закона.
Проверяя Конституционный закон "О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан "О выборах в Республике Казахстан" на соответствие Конституции, Совет проанализировал его конституционность в целом и в частности:
подпункта 1) статьи 1 об изложении пункта 4 статьи 4 Конституционного закона "О выборах в Республике Казахстан", устанавливающего ограничение права гражданина быть избранным по признаку не погашенной или не снятой ко времени регистрации судимости;
подпункта 4) статьи 1 об изменении принципов формирования территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий в новой редакции статьи 10 Конституционного закона;
подпункта 39) статьи 1 о дополнении Конституционного закона главой 9-1 в части определения и назначения "электронной избирательной системы" (статья 50-1) и возможности присутствия в помещении для голосования специалиста по обслуживанию электронной избирательной системы (пункт 2 статьи 50-3);
учета законодателем правовых позиций Конституционного Совета, вытекающих из Конституции Республики Казахстан, которые сформулированы им в нормативных постановлениях по вопросам избирательного права;
порядка принятия Парламентом Республики Казахстан Конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан "О выборах в Республике Казахстан".
1. Статья 33 Конституции в пунктах 2 и 3 устанавливает исходные начала избирательного права Республики Казахстан.
Право избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в республиканском референдуме пункт 2 статьи 33 Конституции предоставляет только гражданам Республики Казахстан.
Пункт 3 статьи 33 Основного Закона указывает на то, кто из граждан Республики и по каким причинам исключается из состава избирательного корпуса, т.е. не обладает ни активной, ни пассивной избирательной правосубъектностью и в выборах не участвует. "Не имеют права избирать и быть избранными, участвовать в республиканском референдуме граждане, - сказано в пункте 3 статьи 33 Конституции, - признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда".
В этой конституционной норме активное избирательное право (право участвовать в голосовании на выборах) и пассивное избирательное право (право быть избранным) взяты в правовом состоянии единства, которого изначально не могут иметь и потому не имеют по Конституции граждане, признанные судом недееспособными, а также те, кто содержится в местах лишения свободы по приговору суда. О недопустимости ограничения субъективных избирательных прав граждан по отдельности в пункте 3 статьи 33 Конституция не говорит.
Статья 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года, к которому 15 ноября 2003 года присоединилась Республика Казахстан, запрещает необоснованные ограничения права голосовать и права быть избранным. Обоснованные ограничения гражданских и политических прав, в том числе избирательного права, Пакт не исключает при условии, что такие меры не являются несовместимыми с другими обязательствами государств по международному праву и не влекут дискриминации на основе признаков расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения (статьи 4 и 5 Пакта).
Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 года предусматривает установление государствами-участниками в той мере, в какой это отвечает конституционным принципам их правовых систем, процедур лишения права занимать публичные должности, включая в законодательном органе (пункты 2 и 7 статьи 30 Конвенции).
Республика Казахстан, признавая и гарантируя права и свободы человека в соответствии с Конституцией (пункт 1 статьи 12 ), допускает обоснованные ограничения прав граждан. Они возможны "только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения" (пункт 1 статьи 39 ).
Положение Конституционного закона о том, что не подлежит регистрации в качестве кандидата в Президенты Республики, в депутаты представительных органов "лицо, имеющее судимость, которая ко времени регистрации не погашена или не снята в установленном законом порядке", отвечает целям, названным в пункте 1 статьи 39 Конституции и не носит дискриминационного характера по каким-либо признакам. Это положение Конституционного закона равным образом распространяется на всех граждан Республики, изъявивших желание баллотироваться на выборах в представительные органы любого уровня или на пост Президента.
Требования Конституции к гражданам страны, осуществляющим пассивное избирательное право значительно выше, чем к остальному большинству избирателей, поскольку им предстоит нести бремя законодательствования и государственных решений. Норма Конституционного закона о том, чтобы кандидат не имел ко времени регистрации не погашенную или не снятую судимость, вытекает из первой конституционной обязанности каждого - соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц (пункт 1 статьи 34 Конституции). Факт снятой или погашенной, в установленном законом порядке судимости, не должен препятствовать осуществлению гражданином права быть избранным.
Повышенные требования Конституционного закона к осуществлению гражданами пассивной избирательной правосубъектности Конституционный Совет считает направленными на защиту тех конституционных ценностей, в интересах которых Основной Закон допускает ограничения прав граждан. Совет признает эти требования обоснованными. К исчерпывающему перечню статей о правах и свободах человека и гражданина, не подлежащих ограничению ни в каких случаях, пункт 3 статьи 39 об избирательных правах граждан Конституция не относит. Требования Конституционного закона к пассивной избирательной правосубъектности граждан Республики не ограничивают их всеобщее активное избирательное право по Конституции .
2. Избрание согласно подпункту 4) статьи 1 Конституционного закона территориальных, окружных и участковых комиссий на основании предложений политических партий, каждая из которых вправе представлять одну кандидатуру в состав комиссий, не противоречит пункту 2 статьи 5 Конституции, запрещающему "незаконное вмешательство" общественных объединений в дела государства и возложение на общественные объединения функций государственных органов. Участвовать в деятельности избирательных комиссий представителям этих общественных объединений предписывает Конституционный закон (пункт 3 новой редакции статьи 10).
Это положение Конституционного закона соответствует демократическим принципам и духу Конституции, будет способствовать реализации пункта 1 статьи 33 Конституции о праве граждан Республики Казахстан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
3. Конституция устанавливает в Республике всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании для выборов Президента Республики Казахстан (пункт 1 статьи 41 ), депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан (пункт 1 статьи 51 ) и депутатов маслихатов (пункт 2 статьи 86 ).
В соответствии с Конституцией в стране применяются варианты мажоритарной избирательной системы, с дополнениями элементами пропорциональной избирательной системы.
Под избирательными системами в законодательстве о выборах различных стран понимаются порядок проведения и способ определения результатов выборов.
Конституционный Совет отмечает, что "электронную избирательную систему" в том смысле и назначении, в каком она устанавливается соответствующими нормами Конституционного закона, не следует понимать как введение некой самостоятельной избирательной системы или иного вида проведения и определения результатов выборов, нежели чем устанавливают те избирательные системы, основы которых заложены в нормах Конституции. Вводимая на возможную перспективу "электронная избирательная система" носит вспомогательное информационно-технологическое назначение, что подтверждается требованиями, предъявляемыми к ней Конституционным законом: обеспечить соблюдение норм Конституции и рассматриваемого Конституционного закона (пункт 1 новой статьи 50-2).
Способ подачи голосов избирателями посредством электронного голосования не отменяет обязательность тайного голосования в кабине, где запрещается присутствие иных лиц, кроме голосующего. Следовательно, применение пункта 2 новой статьи 50-3 Конституционного закона о том, что в помещении для голосования с использованием электронной избирательной системы может присутствовать специалист, правомерно исключительно для технического обслуживания этой системы до момента непосредственной подачи голоса избирателем в кабине для тайного голосования. Контроль за волеизъявлением избирателей по Конституции не допускается.
Результаты голосования с использованием "электронной избирательной системы" могут, как и при обычных способах голосования, быть обжалованы в вышестоящей избирательной комиссии или в суде (новая статья 50-8 Конституционного закона).
4. В постановлениях Конституционного Совета "Об официальном толковании пунктов 3 и 5 статьи 52 Конституции Республики Казахстан" N 7/2 от 17 мая 2001 года и "Об официальном толковании пунктов 1 и 5 статьи 52, подпункта 4) пункта 1 статьи 72 и пункта 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан" N 19/2 от 13 декабря 2001 года были обоснованы правовые позиции, согласно которым, политические партии не вправе включать в партийные списки лиц, не являющихся членами этих партий, для избрания в депутаты Мажилиса; и то, что прекращение членства в партии, на основе партийного списка которой был избран депутат Парламента, является основанием утраты депутатских полномочий.
В этих постановлениях Совета обращалось внимание на необходимость приведения норм Конституционного закона "О выборах в Республике Казахстан" в соответствие с нормами Конституции. В его новой редакции пункта 2 статьи 87 и в пункте 5 новой статьи 97-1 в полной мере учитываются вышеназванные правоположения постановлений Конституционного Совета.
В подпункте 100) статьи 1, проверяемого на соответствие Конституционного закона, нашла отражение правовая позиция Конституционного Совета, сформулированная в постановлении "Об официальном толковании пункта 5 статьи 50, пункта 5 статьи 51, пунктов 4 и 5 статьи 52 Конституции Республики Казахстан" N 1 от 11 февраля 2003 года в части избрания депутатов Сената нового созыва при проведении внеочередных выборов Парламента (пункты 2 и 3 новой редакции статьи 129). Тем самым восполнен пробел в конституционном законодательстве о выборах.
Постановление Конституционного Совета "Об официальном толковании пункта 3 статьи 50 Конституции Республики Казахстан" N 1 от 12 февраля 2004 года разъясняло, что разница в числе избирателей в одномандатных территориальных избирательных округах в пределах одной административно-территориальной единицы должна быть минимальной. Восприняв эту правовую позицию Совета, Конституционный закон в подпункте 15) статьи 1 снизил конкретные пределы допустимого отклонения количества избирателей в разных избирательных округах с "двадцати пяти процентов" до "пятнадцати процентов" (пункт 2 новой редакции статьи 21), что служит обеспечению конституционного принципа равного избирательного права.
По мнению Конституционного Совета, в целом внесение Парламентом изменений и дополнений в Конституционный закон "О выборах в Республике Казахстан" расширяет гласность на всех стадиях выборов, устанавливает финансовую прозрачность и правовые гарантии альтернативности в избирательном процессе. Установление в Конституционном законе количественных параметров состава избирательных комиссий, численности доверенных лиц кандидатов и наблюдателей, количества собираемых подписей, размеров избирательных фондов и других критериев находится в сфере законодательного усмотрения Парламента.
5. Конституция предусматривает порядок и процедуры принятия Парламентом законодательных актов.
Проверяемый Конституционный закон был принят на совместном заседании Палат Парламента Республики Казахстан в ходе проведения трех чтений при голосовании "за" большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов каждой из Палат.
Предмет регулирования Конституционного закона отвечает кругу прерогатив, предоставленных Парламенту пунктом 3 статьи 61 Конституции по изданию законов, регулирующих важнейшие общественные отношения. В соответствии с пунктом 1 статьи 41 и пунктом 5 статьи 51 Конституции, определение порядка выборов Президента и депутатов Парламента страны осуществляется законодательным актом в форме Конституционного закона.
Согласно пункту 3 статьи 45 Конституции и постановлению Конституционного Совета "Об официальном толковании пункта 3 статьи 45 и подпункта 2 статьи 44 Конституции Республики Казахстан в части круга должностных лиц, обязанных скреплять своими подписями акты Парламента перед их подписанием Президентом Республики" N 13/2 от 29 мая 1997 года, настоящий Конституционный закон скреплен подписями председателей Сената и Мажилиса Парламента Республики, на которых возлагается юридическая ответственность за законность данного акта.
Таким образом, Конституционный Совет считает, что нормы Конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон "О выборах в Республике Казахстан", принятого Парламентом 15 марта 2004 года и представленного на подпись Президенту Республики 24 марта 2004 года, не противоречат Конституции как по содержанию, так и по процедуре принятия.
Сноска. Мотивировочная часть с изменением, внесенным нормативным постановлением Конституционного Совета РК от 27.04.2011 № 4.На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 2) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, подпунктом 1) пункта 2 статьи 17 , статьями 31- 33 и 37, подпунктом 1) статьи 38 и подпунктом 2) пункта 1 статьи 41 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Конституционного закона, "О Конституционном Совете Республики Казахстан" Конституционный Совет Республики Казахстан постановляет:
1. Признать Конституционный закон Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан "О выборах в Республике Казахстан" соответствующим Конституции Республики Казахстан.
2. В соответствии с пунктом 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан постановление вступает в силу со дня его принятия, обжалованию не подлежит, является общеобязательным на всей территории Республики и окончательным с учетом случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 73 Конституции Республики Казахстан.
3. Опубликовать настоящее постановление на государственном и русском языках в официальных республиканских печатных изданиях.
Председатель | |
Конституционного Совета | |
Республики Казахстан |