представителя Главы государства - первого заместителя заведующего Государственно-правовым отделом Администрации Президента Республики Казахстан Донакова Т.С.;
депутатов Сената и Мажилиса Парламента Республики Казахстан Жумабаева Е.Ж. и Сарпекова Р.К.;
члена Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан Фооса В.К.;
заместителя Генерального Прокурора Республики Казахстан Даулбаева А.К.;
первого вице-Министра юстиции Рахимбекова Б.Г., заместителя председателя Комитета регистрационной службы Министерства юстиции Республики Казахстан Сапарова Е.А.;
заместителя директора Департамента внутренней политики Министерства культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан Кожкенова С.А.,
рассмотрел в открытом заседании обращение Президента Республики Казахстан о проверке соответствия K951000_ Конституции Республики Казахстан Закона "О политических партиях".
Изучив документы, представленные Палатами Парламента, Правительством, Центральной избирательной комиссией и Генеральной прокуратурой Республики Казахстан, а также другие материалы конституционного производства, заслушав докладчика - члена Конституционного Совета Котова А.К., выступления представителя субъекта обращения и участников заседания, Конституционный Совет Республики Казахстан установил:
Закон Республики Казахстан "О политических партиях" принят Парламентом Республики Казахстан 26 июня 2002 года и представлен на подпись Президенту Республики Казахстан 2 июля 2002 года.
В соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 72 K951000_ Конституции Глава государства направил в Конституционный Совет обращение о проверке конституционности вышеупомянутого Закона.
Рассматривая на предмет соответствия Конституции Республики Казахстан Закон "О политических партиях", Конституционный Совет Республики Казахстан исходит из следующего.
Пункт 1 статьи 12 K951000_ Конституции устанавливает, что в Республике Казахстан признаются и гарантируются права и свободы человека в соответствии с Конституцией. Граждане Республики Казахстан согласно подпункту 1) статьи 23 Конституции имеют право на свободу объединений, деятельность которых регулируется законом. Право граждан Республики Казахстан на свободу объединения в политические партии, которое закрепляется в пункте 1 статьи 3 Закона "О политических партиях", вытекает из пункта 1 статьи 5 общих положений Конституции о том, что в Республике Казахстан признаются идеологическое и политическое многообразие. Следовательно, право граждан на свободу объединения в политические партии корреспондирует конституционному праву на свободу объединения, особые виды которого могут регулироваться отдельными законами.
Право на свободу объединения в политические партии - коллективное право, которое осуществляется гражданами Республики совместно и по личному выбору каждого из них. Оно не является абсолютным и может быть законодательно обусловлено. Государство, обеспечивая соблюдение прав и законных интересов политических партий, в том числе как юридических лиц, одновременно вправе законом устанавливать для них условия и порядок образования и деятельности, что отвечает международным стандартам в области прав и свобод человека.
В пункте 8 статьи 5 Закона "О политических партиях" установлено, что "не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной, этнической и религиозной принадлежности граждан, а также создание в государственных органах и органах местного самоуправления первичных партийных организаций политических партий". Это положение Закона согласуется с общими положениями Конституции о социальном равноправии, общественном согласии и целостности Республики, соответствует конституционным основам взаимоотношений государства и общественных объединений. Согласно пункту 1 статьи 5 K951000_ Конституции, в Республике не допускается слияние общественных и государственных институтов, создание в государственных органах организаций политических партий.
Конституционный Совет обращает внимание на положение пункта 6 статьи 4 Закона о том, что "на лиц, работающих в постоянно действующих органах политических партий, распространяется законодательство Республики Казахстан о труде, социальной защите и социальном страховании". Невмешательство в дела друг друга государства и партий, а также конституционный запрет на государственное финансирование общественных объединений (пункт 2 статьи 5 K951000_ Конституции), не могут пониматься как допускаемая возможность умаления социальных прав граждан, объединившихся в политическую партию и работающих в ее органах на постоянной основе.
Участие в деятельности политических партий, как и сама деятельность политических партий, не должны нарушать гарантированные K951000_ Конституцией права и свободы человека. Равно, как и членство в любой политической партии не освобождает от исполнения конституционных обязанностей гражданина Республики. При исполнении своих обязанностей не связаны решениями политических партий и их органов государственные служащие и депутаты.
Анализируя норму пункта 6 статьи 10 Закона "О политических партиях" Конституционный Совет обращает внимание, что она устанавливает в виде условия государственной регистрации политической партии количественный критерий. Для государственной регистрации, сказано в Законе, в составе партии "должно быть не менее пятидесяти тысяч членов партии, представляющих структурные подразделения (филиалы и представительства) партии во всех областях, городе республиканского значения и столице численностью не менее семисот членов партии в каждой из них". Этот регистрационный и другие количественные критерии для учреждения и деятельности политических партий в Казахстане, в частности, установленные пунктами 1 и 3 статьи 6 Закона "О политических партиях", не являются предметом конституционного регулирования. Вопросы о них, как и в целом установление основополагающих принципов и норм правосубъектности физических и юридических лиц, отнесены пунктом 3 статьи 61 K951000_ Конституции на уровень регулирования законами.
В законодательстве о партиях других стран присутствие подобных критериев определяется тем, что государства, предоставляя политическим партиям право на участие в избирательном процессе и на пропорциональное представительство в парламентах, одновременно устанавливают необходимые к ним требования, которые бы свидетельствовали о наличии у политической партии значительной поддержки в обществе и одновременно позволяли бы сдерживать социально необусловленную фрагментацию партийной системы.
Требования пункта 6 статьи 10 и пунктов 1 и 3 статьи 6 Закона "О политических партиях" являются общими для всех создаваемых (перерегистрируемых) политических партий и обязательны для них в равной степени. Отказ в государственной регистрации политической партии возможен по законным основаниям и может быть обжалован в суд.
Что касается самих количественных показателей этих критериев Закона "О политических партиях", то необходимо отметить, что сообразное определение и установление их абсолютных выражений относится к компетенции Парламента Республики и находится в сфере его законодательного усмотрения. Вместе с тем Совет констатирует наличие в зарубежном законодательстве о партиях количественного требования к численности политических партий для их государственной регистрации значительно превышающего то, что предусмотрено пунктом 6 статьи 10 рассматриваемого Закона Республики Казахстан "О политических партиях".
Подпункт 6) пункта 5 статьи 14 Закона предусматривает в качестве основания ликвидации политической партии по решению суда "двукратное подряд неучастие политической партии в выборах депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан". Конституционный Совет не находит его противоречащим общим положениям и нормам K951000_ Конституции и считает, что подпункт 6) пункта 5 статьи 14 Закона имеет целью создание для общества и всех его слоев гарантий постоянства и активности политической деятельности партий, претендующих на выражение их политических интересов. Такие нормы в законодательстве о партиях признаются защищающими и стимулирующими действительный плюрализм в обществе.
Предусмотренная статьей 21 Закона, государственная перерегистрация ранее созданных политических партий, по мнению Конституционного Совета, направлена на приведение порядка их организации и деятельности в соответствие с требованиями нового Закона, обязательными для всех политических партий.
Данная норма о перерегистрации распространяется на все без исключения существующие политические партии, то есть соблюдается принцип их равенства перед законом. Ранее созданные и вновь создаваемые партии ставятся этим Законом в одинаковые правовые условия.
Таким образом, рассмотрение положений Закона Республики Казахстан "О политических партиях" на предмет соответствия K951000_ Конституции показало, что этот Закон, принятый Парламентом по инициативе депутатов 26 июня 2002 года, не противоречит положениям и нормам Конституции.
Закон дополняет закрепленное статьей 23 Конституции право граждан Республики на свободу объединений, исходя из признания существенного различия между политическими партиями и иными видами общественных объединений. Специализация законодательного регулирования условий и порядка образования и деятельности политических партий, установление их публично-правового статуса является общей тенденцией современного конституционализма.
На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 2) пункта 1 статьи 72 K951000_ Конституции Республики Казахстан, подпунктом 1) пункта 2 статьи 17, статьями 31, 32, 33, 37, 38 и 39 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Конституционного закона, U952737_ "О Конституционном Совете Республики Казахстан", Конституционный Совет Республики Казахстан постановляет:
1. Признать Закон Республики Казахстан "О политических партиях" соответствующим Конституции Республики Казахстан.
2. В соответствии с пунктом 3 статьи 74 K951000_ Конституции Республики Казахстан постановление вступает в силу со дня его принятия, обжалованию не подлежит, является общеобязательным на всей территории Республики и окончательным с учетом случая, предусмотренного пунктом 4
статьи 73 Конституции Республики Казахстан. 3. Опубликовать настоящее постановление на казахском и русском языках в официальных республиканских печатных изданиях. Председатель Конституционного Совета Республики Казахстан (Специалисты: Умбетова А.М., Мартина Н.А.)