Сноска. Постановление с изменениями, внесенными нормативным постановлением Конституционного Совета РК от 17.04.2017 № 2.
Конституционный Совет Республики Казахстан в составе и.о. Председателя Конституционного Совета Шопина В.Д., членов Совета Бусурманова Ж.Д., Есенжанова А., Котова А.К. и Омарханова К.А., с участием представителя субъекта обращения - первого заместителя заведующего Государственно-правовым отделом Администрации Президента Республики Казахстан Донакова Т.С., рассмотрел в открытом заседании обращение Президента Республики Казахстан об официальном толковании подпункта 2 статьи 44, пункта 2 статьи 61, пункта 2 статьи 62, подпункта 2) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан.
Изучив представленные материалы, заслушав докладчиков - членов Конституционного Совета - Омарханова К.А. и Шопина В.Д., выступление представителя субъекта обращения, Конституционный Совет Республики Казахстан установил:
В Конституционный Совет Республики Казахстан 30 июня 2000 года поступило обращение Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. об официальном толковании подпункта 2) статьи 44, пункта 2 статьи 61, пункта 2 статьи 62, подпункта 2) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан в части употребляемого в этих нормах термина "закон".
При толковании указанных конституционных норм субъект обращения просит установить - термин "закон" включает в себя или не включает понятие "конституционный закон", тогда как пункт 1 статьи 13 Конституционного закона "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов" гласит, в частности, что Парламент принимает законодательные акты в форме законов Республики Казахстан, в том числе конституционных.
В ходе заседания Конституционного Совета представитель субъекта обращения в порядке подпункта 1) пункта 3 статьи 21 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Конституционного закона, "О Конституционном Совете Республики Казахстан" заявил ходатайство об увеличении объема обращения, включив в официальное толкование пункт 2 статьи 45 Конституции в части поставленного в обращении вопроса.
При рассмотрении данного обращения Конституционный Совет исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 62 Конституции Республики Казахстан Парламент принимает законодательные акты в форме законов Республики Казахстан, постановлений Парламента, постановлений Сената и Мажилиса, имеющих обязательную силу на всей территории Республики. В пункте 2 статьи 62 установлено, что законы вступают в силу после их подписания Президентом Республики. Данная норма Конституции распространяется на все виды законов, в том числе и конституционные.
Далее, в указанной статье определен порядок принятия Парламентом: законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию - большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа депутатов каждой из Палат (пункт 3); конституционных законов - большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов каждой из Палат (пункт 4); законов Республики Казахстан - большинством голосов от общего числа депутатов Палат, если иное не предусмотрено Конституцией (пункт 5).
Содержание статьи 62 Конституции свидетельствует о том, что термин "закон" как форма законодательного акта, принимаемого Парламентом, включает и "конституционный закон", что также подтверждается пунктом 1 статьи 13 Конституционного закона "О Парламенте и статусе его депутатов".
Установленное в подпункте 2) статьи 44 Конституции право Главы государства подписывать представленный Сенатом Парламента закон либо возвращать его для повторного обсуждения и голосования распространяется в равной мере и на конституционный закон. Если предположить, что термин "закон" не охватывает конституционные законы, то Президент Республики будет лишен не только права "вето" в отношении принятых Парламентом конституционных законов, но и права направлять в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 72 Конституции в Конституционный Совет обращения о проверке поступивших к нему на подпись конституционных законов на их соответствие Конституции Республики, что противоречит конституционному принципу обеспечения Президентом Республики согласованного функционирования всех ветвей власти с использованием системы сдержек и противовесов.
Пункт 2 статьи 61 Конституции закрепляет право Президента Республики определять приоритетность рассмотрения проектов законов. Здесь термин "закон" также включает не только обычные, но и конституционные законы. Это правило подтверждено и практикой законодательной деятельности. Так, Главой государства объявлялись приоритетными и срочными обычные и конституционные законы.
На основании вышеизложенного Конституционный Совет считает, что в подпункте 2) статьи 44, пункте 2 статьи 61, пункте 2 статьи 62, подпункте 2) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан категория "закон" употреблена в широком смысле, то есть включает в свое содержание не только законы Республики, но и конституционные законы Республики Казахстан.
Руководствуясь подпунктом 4) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, подпунктом 1) пункта 3 статьи 17, статьями 37 и 41 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Конституционного закона, "О Конституционном Совете Республики Казахстан", в порядке официального толкования подпункта 2) статьи 44, пункта 2 статьи 61, пункта 2 статьи 62, подпункта 2) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан в части употребляемой в этих нормах категории "закон" Конституционный Совет Республики Казахстан постановляет:
1. Категория "закон", употребляемая в подпункте 2) статьи 44, пункте 2 статьи 61, пункте 2 статьи 62, подпункте 2) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, охватывает своим содержанием понятие "конституционный закон".
2. В соответствии с пунктом 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан постановление вступает в силу со дня его принятия, обжалованию не подлежит, является общеобязательным на всей территории Республики и окончательным с учетом случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 73 Конституции Республики Казахстан.
3. Опубликовать настоящее постановление на казахском и русском языках в официальных республиканских печатных изданиях.
И.о. Председателя
Конституционного Совета
Республики Казахстан
(Специалисты: Умбетова А.М.,
Цай Л.Г.)