Об официальном толковании подпункта 1) статьи 55 и пункта 1 статьи 82 Конституции Республики Казахстан

Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 5 июля 2000 года N 11/2

Обновленный

      Сноска. По тексту постановления слова ", председателей коллегий", ", председатели коллегий", ", председателями коллегий" исключены нормативным постановлением Конституционного Совета РК от 27.04.2011 № 4.

      Конституционный Совет Республики Казахстан в составе и.о. Председателя Шопина В.Д., членов Совета Бусурманова Ж.Д., Есенжанова А., Котова А.К. и Омарханова К.А., с участием представителя субъекта обращения - депутата Мажилиса Парламента Республики Казахстан Даулбаева А.К. - рассмотрел в открытом заседании обращение группы депутатов Парламента Республики Казахстан об официальном толковании подпункта 1) статьи 55 и пункта 1 статьи 82 K951000_ Конституции Республики Казахстан.
      Изучив имеющиеся материалы, заслушав докладчика - члена Конституционного Совета Котова А.К., выступления участников заседания, Конституционный Совет Республики Казахстан установил:
      В Конституционный Совет Республики Казахстан 9 июня 2000 года поступило обращение группы депутатов Парламента Республики Казахстан об официальном толковании подпункта 1) статьи 55 и пункта 1 статьи 82 K951000_ Конституции Республики Казахстан.
      Как изложено в данном обращении, на практике избрание Сенатом Председателя Верховного Суда и судей Верховного Суда Республики производится не на альтернативной основе. Депутаты Парламента просят дать толкование подпункта 1) статьи 55 и пункта 1 статьи 82 Конституции Республики Казахстан, а именно: понимается ли под словом "избрание", упомянутом в вышеприведенных статьях Конституции Республики, возможность отбора кандидатов на должность Председателя Верховного Суда и судей Верховного Суда Республики на альтернативной основе?
      При толковании названных конституционных норм Конституционный Совет исходит из следующего.
      Подпунктом 1) статьи 55 Конституции Республики установлено, что к исключительному ведению Сената относится "избрание и освобождение от должности по представлению Президента Республики Казахстан Председателя Верховного Суда и судей Верховного Суда Республики, принятие их присяги". Порядок этого избрания предусмотрен пунктом 1 статьи 82 Конституции Республики Казахстан, согласно которому Председатель Верховного Суда и судьи Верховного Суда Республики Казахстан избираются Сенатом по представлению Президента Республики, основанному на рекомендации Высшего Судебного Совета Республики.
      Альтернативность отбора на высшие судейские должности обеспечивается требованиями, предъявляемыми к кандидатам в судьи, процедурами сдачи квалификационных экзаменов и получения рекомендаций Высшего Судебного Совета, предусмотренных пунктом 2 статьи 43 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Конституционного закона, U952694_ "О судах и статусе судей в Республике Казахстан". Только после этого Высшим Судебным Советом даются рекомендации Президенту Республики к представлению в Сенат Парламента конкретных лиц, обладающих безупречной репутацией и отвечающих другим установленным законом требованиям, для избрания на должности Председателя Верховного Суда и судей Верховного Суда Республики Казахстан. Представление об освобождении от этих высших судейских должностей производится в соответствующем порядке.
      В ходе последующего обсуждения на пленарном заседании Сената Парламента той или иной представленной Президентом Республики кандидатуры на должность Председателя Верховного Суда и судей Верховного Суда Республики Казахстан Сенат избирает их на соответствующие должности, что по сути является демократической процедурой замещения высших судейских должностей страны. Сенат также вправе отклонить и не избрать ту или иную представленную Президентом кандидатуру на соответствующую судейскую должность, как, например, это имело место в ходе рассмотрения Сенатом вопроса о формировании Верховного Суда Республики в октябре 1996 года.
      Правовыми последствиями неизбрания любого из указанных должностных лиц станет повторение согласно Конституции всех процедур в Высшем Судебном Совете. Президент Республики вправе, основываясь на рекомендации Высшего Судебного Совета, представить для избрания в Сенате Председателем Верховного Суда и судьями Верховного Суда Республики Казахстан те же или другие кандидатуры.
      Выдвижение кандидатов для избрания на указанные должности другими государственными органами, должностными лицами и в ином порядке действующим конституционным правом не предусмотрено.
      На основании изложенного и подпункта 4) пункта 1 статьи 72 K951000_ Конституции Республики Казахстан, руководствуясь подпунктом 1) пункта 3 статьи 17, статьями 32, 33, 37 и подпунктом 2) пункта 1 статьи 41 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Конституционного закона, U952737_ "О Конституционном Совете Республики Казахстан", Конституционный Совет Республики Казахстан постановляет:
      1. Подпункт 1) статьи 55 и пункт 1 статьи 82 K951000_ Конституции Республики Казахстан следует понимать и применять как установленные Конституцией Республики обязательные способ и порядок наделения полномочиями и освобождения от должности Председателя Верховного Суда и судей Верховного Суда Республики Казахстан.
      2. В соответствии с пунктом 3 статьи 74 Конституции Республики Казахстан постановление вступает в силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию, является общеобязательным и окончательным на всей территории Республики с учетом случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 73 K951000_ Конституции Республики Казахстан.
      3. Опубликовать настоящее постановление на казахском и русском языках в официальных республиканских печатных изданиях.

     И.о. Председателя
  Конституционного Совета
    Республики Казахстан