Об официальном толковании пункта 6 статьи 61 Конституции Республики Казахстан

Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 15 июня 2000 года N 9/2

Обновленный

      Конституционный Совет Республики Казахстан в составе и.о. Председателя Акуева Н.И., членов Совета Бусурманова Ж.Д., Есенжанова А., Котова А.К., Омарханова К.А. и Шопина В.Д. с участием представителя субъекта обращения - депутата Мажилиса Парламента Республики Даулбаева А.К., рассмотрел в открытом заседании обращение группы депутатов Парламента Республики Казахстан об официальном толковании пункта 6 статьи 61 и пункта 4 статьи 92 K951000_ Конституции Республики Казахстан.
      Изучив имеющиеся материалы, заслушав докладчика Омарханова К.А. и выступление представителя субъекта обращения, Конституционный Совет Республики Казахстан установил:
      1. В Конституционный Совет Республики 2 июня 2000 года поступило обращение группы депутатов Парламента Республики о даче официального толкования пункта 6 статьи 61 и пункта 4 статьи 92 K951000_ Конституции Республики Казахстан.
      Поводом для обращения послужила ситуация, связанная с реализацией депутатами права законодательной инициативы.
      В соответствии с пунктом 4 статьи 92 Конституции действующее на момент вступления в силу Конституции законодательство Республики Казахстан применяется в части, не противоречащей ей, и в течение двух лет со дня принятия Конституции должно быть приведено в соответствие с нею. В обращении депутаты ссылаются на то, что инициированные ими законопроекты, направленные на приведение законов в соответствие с Конституцией, не могут быть внесены ими в Мажилис Парламента из-за отрицательных заключений Правительства Республики. При этом, как изложено в обращении, заключения отражают мнение не всего Правительства, а отдельных его членов.
      Субъект обращения просит при толковании вышеупомянутых конституционных норм учесть некоторые вопросы: необходимо ли положительное заключение Правительства на законопроекты, направленные как на устранение противоречий действующих законов, так и приведение их в соответствие с Конституцией; может ли Правительство не принимать меры по выполнению требований пункта 4 статьи 92 K951000_ Конституции и своими отрицательными заключениями, оформленными с нарушением положений Конституции, препятствовать это сделать депутатам Парламента; являются ли правительственные заключения окончательными и можно ли обжаловать их в судебном порядке.
      2. Проанализировав нормы Конституции Республики и материалы конституционного производства, Конституционный Совет Республики при рассмотрении обращения группы депутатов о толковании пункта 6 статьи 61 и пункта 4 статьи 92 K951000_ Конституции Республики Казахстан исходит из следующего.
      Пункт 6 статьи 61 Конституции устанавливает, что проекты законов, предусматривающие сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, могут быть внесены лишь при наличии положительного заключения Правительства Республики.
      Конституционный Совет отмечает, что толкование пункта 6 статьи 61 Конституции содержится в постановлении Конституционного Совета Республики от 28 июня 1997 года N 14/2 S970014_ "Об официальном толковании пункта 6 статьи 61 Конституции Республики" и не требует дополнительного разъяснения.
      Компетенция Конституционного Совета по рассмотрению данного обращения депутатов Парламента ограничена лишь правом толкования конституционных норм, но не определением конституционности действий каких-либо государственных органов. Конституционный Совет в постановлении от 15 июня 2000 года N 8/2 S000008_ "Об официальном толковании пункта 4 статьи 92 Конституции Республики Казахстан" по этому поводу разъяснил, что "установленный Конституцией двухлетний срок для приведения действующего законодательства в соответствие с Конституцией является обязательным для всех субъектов, осуществляющих правотворческую деятельность. Невыполнение указанных действий в установленный срок является нарушением норм Конституции".
      Таким образом, требования пункта 4 статьи 92 K951000_ Конституции должны быть безусловно выполнены. Очевидно, что указанная конституционная задача решается полномочными субъектами законодательного процесса. Разрабатывая проект государственного бюджета, Правительство, с учетом требований пункта 4 статьи 92 Конституции, должно предусмотреть предполагаемые как сокращение государственных доходов, так и увеличение государственных расходов, связанных с приведением действующего законодательства в соответствие с Конституцией. Разумный баланс сдержек и противовесов между двумя ветвями государственной власти обеспечит выполнение соответствующих конституционных установлений.
      Все вопросы взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти предусмотрены нормами Конституции и решаются ими самими с использованием конституционных полномочий в рамках согласительных процедур, или же с участием Президента Республики - гаранта единства государственной власти, незыблемости K951000_ Конституции, обеспечивающего согласованное функционирование всех ветвей власти (статья 40 Конституции Республики).
      В связи с изложенным, судебный порядок разрешения споров между ветвями власти, в том числе по поводу отрицательного заключения Правительства по законопроектам, не допустим, поскольку конституционные нормы в силу их высшей юридической силы и верховенства не оспариваются в судах и других каких-либо органах.
      Сноска. Пункт 2 с изменением, внесенным нормативным постановлением Конституционного Совета РК от 27.04.2011 № 4.
      3. В соответствии с пунктом 6 статьи 61 Конституции требуется заключение Правительства Республики. При этом заключение будет иметь конституционно-правовую легитимность в случае, если исходит от Правительства, как коллегиального органа.
      В соответствии с действующим законодательством коллективное мнение этого государственного органа выражается либо в его постановлении (пункт 1 статьи 69 Конституции), либо на заседании, итоговый результат которого оформляется протокольным решением (статья 18 Конституционного закона Z952688_ "О Правительстве Республики Казахстан", пункты 8, 9 и 11 Регламента Правительства), подписываемым председательствующим.
      Кроме того, Правительство может вынести заключение либо другой документ по существу пункта 6 статьи 61 K951000_ Конституции, но обязательно принятые Правительством в таком составе, которые позволят учесть его мнение, как коллегиального органа (пункт 4 статьи 18 Конституционного закона Z952688_ "О Правительстве Республики Казахстан" и пункт 11 Регламента Правительства).
      С учетом конституционной значимости заключений Правительства наиболее эффективным представляется законодательное урегулирование этого вопроса с регламентацией порядка вынесения заключений, установления сроков их представления, что потребует внесения изменений и дополнений в соответствующее законодательство.
      4. В связи с тем, что толкование пункта 4 статьи 92 Конституции Республики дано в постановлении Конституционного Совета S000008_ "Об официальном толковании пункта 4 статьи 92 Конституции Республики Казахстан" от 15 июня 2000 года N 8/2 Конституционный Совет Республики не усматривает оснований и необходимости повторного разъяснения указанной конституционной нормы.
      На основании изложенного, руководствуясь подпунктом 4) пункта 1 статьи 72 K951000_ Конституции Республики Казахстан, подпунктом 1) пункта 3 статьи 17, статьями 32, 33, 37 и 41 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Конституционного закона, U952737_ "О Конституционном Совете Республики Казахстан", Конституционный Совет Республики Казахстан постановляет:
      1. Пункт 6 статьи 61 K951000_ Конституции Республики Казахстан следует понимать так, что заключения на законопроекты, предусматривающие сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, должны исходить от Правительства Республики Казахстан, как коллегиального органа.
      Заключение оформляется принятием соответствующего постановления Правительства Республики, или протокольным решением его заседания, а также иным документом, отражающим коллективное, легитимное мнение Правительства. Заключение подписывается Премьер-Министром Республики либо в его отсутствие - заместителем Премьер-Министра, замещающим Премьер-Министра в соответствии с законодательством Республики.
      Разногласия между законодательной и исполнительной ветвями власти

 

разрешаются путем согласительных процедур на основе их конституционных

полномочий.

     2. В соответствии с пунктом 3 статьи 74 


K951000_


  Конституции

Республики Казахстан постановление вступает в силу со дня его принятия и

не подлежит обжалованию, является общеобязательным и окончательным на всей

территории Республики с учетом случая, предусмотренного пунктом 4 статьи

73 Конституции Республики Казахстан.

     3. Опубликовать настоящее постановление на казахском и русском языках

в официальных республиканских печатных изданиях.


     И.О. Председателя

     Конституционного Совета

     Республики Казахстан


(Специалисты: Умбетова А.М.,

              Цай Л.Г.)