Об официальном толковании пункта 3 статьи 6 Конституции Республики Казахстан

Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 13 апреля 2000 года № 2/2

Действующий
      Конституционный Совет Республики Казахстан в составе Председателя Кима Ю.А., членов Совета Акуева Н.И., Бусурманова Ж.Д., Есенжанова А.Е., Котова А.К., Омарханова К.А. и Шопина В.Д. с участием представителя субъекта обращения - депутата Парламента Республики Казахстан Есимханова С. О. - рассмотрел в открытом заседании обращение группы депутатов Парламента Республики Казахстан об официальном толковании пункта 3 статьи 6 Конституции Республики Казахстан.
      Изучив имеющиеся материалы, заслушав докладчиков - членов Конституционного Совета Котова А.К. и Омарханова К.А., выступления представителя субъекта обращения и приглашенных, а также ознакомившись с заключением независимого специалиста - председателя экспертно- методического совета Фонда "Формирование налоговой культуры", кандидата юридических наук Порохова Е.В., Конституционный Совет Республики Казахстан,установил:
      14 марта 2000 года в Конституционный Совет Республики Казахстан поступило обращение группы депутатов Парламента Республики Казахстан об официальном толковании пункта 3 статьи 6 Конституции.
      Поводом для обращения послужило принятие 12 января 2000 года Правительством Республики Казахстан постановления № 53 P000053_ "О некоторых вопросах компании "Аксесс Индастриз, Инк.", которым товариществу с ограниченной ответственностью "Богатырь Аксесс Комир" были установлены ряд льгот, связанных с оформлением права постоянного землепользования, взиманием платы за пользование землей и за загрязнение окружающей среды.
      По мнению депутатов, передача ТОО "Богатырь Аксесс Комир" прав на земельный участок, на котором находится собственность (недвижимое имущество) - компании "Аксесс Индастриз, Инк.", не согласуется с требованиями пунктов 1 и 3 статьи 6 Конституции Республики. Они считают, что вышеупомянутый правительственный акт нарушает режим права землепользования, установленный законом и основанный на Конституции.
      Депутаты Парламента в своем обращении просят дать толкование пункта 3 статьи 6 и других норм Конституции Республики Казахстан применительно к указанной ситуации.
      1. Конституционный Совет не связывает официальное толкование соответствующих норм Конституции с оценкой конституционности и законности постановления Правительства Республики от 12 января 2000 года № 53, поскольку в его компетенцию это не входит.
      Вместе с тем, принимая во внимание, что правовое регулирование отношений собственности и земельных отношений в Казахстане вытекает из общих начал и норм Конституции Республики и основанных на них соответствующих законов и законодательных актов, равных им по юридической силе, применение которых взаимосвязано и распространяется на все общественные отношения и ситуации такого рода, Конституционный Совет считает возможным дать систематическое толкование пункта 3 статьи 6 и других сопряженных норм Конституции.
      2. Пунктом 3 статьи 6 Конституции K951000_ установлено, что "земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом". Это конституционное положение означает, что правовой режим собственности, условия и пределы осуществления собственником (хозяйствующим субъектом) его правомочий по отношению к земле, как к объекту данной нормы Конституции, определяются законом или законодательным актом равной юридической силы. Таким актом применительно к отношениям правового регулирования, ставшим предметом обращения, является Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, U952717_ "О земле" от 22 декабря 1995 года № 2717.
      Законодательный акт "О земле" основывается на общих началах Конституции для развития отношений собственности в Казахстане, как то: "собственность обязывает, пользование ею должно одновременно служить общественному благу" (пункт 2 статьи 6) и "осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц..." (пункт 5 статьи 12). Он конкретизирует эти положения как недопустимость злоупотребления земельными правами: "осуществление субъектами земельных отношений принадлежащих им прав не должно наносить вреда земле как природному объекту, окружающей природной среде, а также правам и правомерным интересам других лиц" (статья 9 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, "О земле").
      В пункте 3 статьи 6 Конституции под условиями, установленными законом для правовых режимов землепользования, следует понимать совокупность закрепленных в вышеупомянутом законодательном акте социально-правовых предпосылок, обеспечивающих правомерность конкретных решений исполнительных органов по вопросам землепользования в отношении хозяйствующих субъектов и физических лиц.
      К таковым, в частности, относится условие статьи 18 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, "О земле" - о неотделимости друг от друга права на земельный участок и права на расположенные на нем здания или сооружения. Это условие означает правовой запрет на отчуждение или предоставление земельного участка в отдельности от расположенной на нем недвижимой собственности, чем обеспечивается конституционный принцип общественного блага собственности и гражданско-правовой ответственности единого хозяйствующего субъекта.
      Другим юридическим критерием определения возможного правового режима землепользования для конкретного вида хозяйствующих субъектов является предусмотренное в статье 40 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, "О земле" условие о невозможности предоставления права постоянного землепользования иностранным землепользователям. Им, следовательно, может предоставляться только право временного землепользования на условиях аренды земельного участка с соответствующей арендной платой за землю.
      Выход за пределы, установленные Конституцией и основанным на ее положениях законодательным актом "О земле", а также несоблюдение предусмотренных последним конкретных условий предоставления прав землепользования хозяйствующим субъектам или физическим лицам со стороны исполнительного органа, осуществляющего нормативное регулирование земельных отношений подзаконными актами, означает превышение правовых границ воздействия на эти отношения. В итоге это влечет нарушение режима конституционности. Согласно пункту 1 статьи 4 Конституции не соответствующие ей законы и иные нормативные правовые акты не являются действующим правом Республики Казахстан. В пункте 3 статьи 69 Конституции установлено, что постановления Правительства и распоряжения Премьер-Министра не должны противоречить Конституции, законодательным актам, указам и распоряжениям Президента Республики.
      3. В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Конституции "в Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность". Постановлением нормативного характера от 3 ноября 1999 года № 19/2 S990019_ Конституционный Совет Республики Казахстан давал этому положению официальное толкование. Применительно к указанной в обращении ситуации, оно означает, что государство гарантирует равные правовые возможности защиты и восстановления нарушенных прав не только субъектам обеих форм собственности, но также и в отношениях между собой хозяйствующих субъектов одной формы собственности и одного вида экономической деятельности. В конкретных правоотношениях, разрешенных или допускаемых для них законодательством, такие хозяйствующие субъекты должны подчиняться одному и тому же правовому режиму.
      На основании изложенного и подпункта 4) пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан и, руководствуясь подпунктом 1) пункта 3 статьи 17, статьями 32, 33, 37 и подпунктом 2) пункта 1 статьи 41 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, U952737_ "О Конституционном Совете Республики Казахстан", Конституционный Совет Республики Казахстан постановляет:
      1. Пункт 3 статьи 6 Конституции Республики Казахстан, применительно к предмету обращения, следует понимать так, что данные конституционные положения устанавливают общие обязательные начала земельных правоотношений в Республике Казахстан, которые регулируются основанными на них законами и равными им по юридической силе законодательными актами.
      Детализация их норм подзаконными актами возможна только на

основаниях, условиях и в пределах, установленных этими законами и равными 
им по юридической силе законодательными актами.
     2. В соответствии с пунктом 3 статьи 74 Конституции Республики 
Казахстан постановление вступает в силу со дня его принятия, является 
общеобязательным на всей территории Республики, окончательным и 
обжалованию не подлежит с учетом случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 
73 Конституции Республики Казахстан.
     3. Опубликовать настоящее постановление на казахском и русском языках 
в официальных республиканских печатных изданиях.

        Председатель
    Конституционного Совета 
    Республики Казахстан

     

 (Специалисты : Польский В.Ф.,
                Петрова Г.В.)