В соответствии с Законами Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года
Z952200_
"О лицензировании" и от 18 июня 1996 года
Z960009_
"Об экспортном контроле вооружений, военной техники и продукции двойного назначения" Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
1) Правила осуществления экспортного контроля в Республике Казахстан;
2)
(Утратил силу - постановлением Правительства РК от 12 марта 2008 года
N 244
(вводится в действие по истечении 10 календарных дней после первого официального опубликования).
2. Министерству энергетики, индустрии и торговли Республики Казахстан в месячный срок внести в Правительство Республики Казахстан предложения о приведении ранее принятых решений Правительства в соответствие с настоящим постановлением.
3. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания и подлежит опубликованию.
1. Настоящие Правила определяют порядок лицензирования экспорта и импорта продукции, подлежащей экспортному контролю (далее - Продукция), реэкспорта Продукции и осуществления экспортного контроля в Республике Казахстан.
2. Действие настоящих Правил распространяется на физические и юридические лица независимо от форм собственности, осуществляющие экспорт и импорт Продукции с/на территории Республики Казахстан.
3. Экспорт и импорт Продукции осуществляется с соблюдением требований законодательства Республики Казахстан о защите государственных секретов.
2. Порядок выдачи лицензий на экспорт и импорт
Продукции, основания отзыва, приостановления действия и
отказа в выдаче лицензии
4. Для получения лицензии на экспорт (импорт) Продукции экспортер (импортер) подает заявление установленного образца (далее - Заявление) в уполномоченный орган Республики Казахстан по экспортному контролю (далее - Уполномоченный орган) в письменной форме.
5. В заявлении должны быть указаны:
1) экспортер (импортер) и его реквизиты;
2) покупатель (продавец), его юридический адрес;
3) страна покупателя (продавца);
4) страна назначения (происхождения) Продукции;
5) таможенный пункт, через который осуществляется декларирование Продукции;
6) характер сделки и валюта платежа;
7) номенклатура и объем Продукции (в физическом и стоимостном выражении) с указанием ее классификации в контрольном списке, кодов по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;
8) контракт (номер и дата заключения);
9) необходимый срок действия лицензии;
10) соответствующее разрешение (номер и дата принятия), в случае если для осуществления экспорта (импорта) Продукции требуется разрешение Правительства Республики Казахстан.
6. К заявлению прилагаются:
1) копия контракта (договора) купли-продажи или иного отчуждения между участниками внешнеторговой сделки и его оригинал (для сличения);
2) копия договора между импортером и потребителем (конечным пользователем) Продукции, если в качестве импортера выступает посредник;
3) копия сертификата качества (соответствия) или техническая характеристика экспортируемой и импортируемой Продукции;
4) копия свидетельства о государственной регистрации экспортера (импортера)(для юридических лиц);
5) копия лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, в случае если данный вид деятельности подлежит лицензированию на внутреннем рынке;
6) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за право занятия отдельными видами деятельности;
7) при экспорте Продукции - оригинал импортного сертификата конечного пользователя, выданный уполномоченным государственным органом страны-получателя, содержащий обязательства страны-получателя об использовании импортируемой из Республики Казахстан Продукции только для нужд этой страны и недопущении ее реэкспорта или передачи в третьи страны без согласия казахстанской стороны.
Копии документов должны быть заверены печатью экспортера (импортера).
Ответственность за достоверность представляемых сведений в Уполномоченный орган несет экспортер (импортер).
Проверка подлинности импортного сертификата конечного пользователя страны-импортера осуществляется Министерством иностранных дел Республики Казахстан.
При осуществлении экспорта ядерного оружия, других ядерных взрывных устройств, в том числе исходного или специального расщепляющего материала в государства-участники Договора о нераспространении ядерного оружия (Женева, 1 июля 1968 год), обладающие ядерным оружием, представление импортного сертификата конечного пользователя не требуется. <*>
Сноска. В пункт 6 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 16 октября 2000 г. N 1540
P001540_
.
6-1. Импортный сертификат конечного пользователя должен содержать следующие сведения:
1) полное наименование импортера и его адрес (в случае, если импортером выступает посредник);
2) полное наименование и адрес конечного пользователя;
3) страна конечного пользователя;
4) наименование, количество и код товара по ТН ВЭД СНГ;
5) гарантия того, что продукция будет использоваться только для нужд страны конечного пользователя и не будет реэкспортироваться или передаваться в третьи страны без разрешения уполномоченного государственного органа Республики Казахстан;
6) фамилия, имя, отчество должностного лица, подписавшего сертификат конечного пользователя, его подпись, должность и печать уполномоченного органа страны-импортера;
7) дата выдачи импортного сертификата конечного пользователя. <*>
Сноска. Дополнены пунктом 6-1 - постановлением Правительства РК от 16 октября 2000 г. N 1540
P001540_
.
7. Экспорт ядерных, специальных неядерных материалов, продукции двойного назначения, технологий, установок, оборудования по их созданию в страны, не обладающие ядерным оружием, может осуществляться только при наличии заверений со стороны компетентных государственных органов этих стран в том, что полученные ими предметы экспорта, а также произведенные на их основе или в результате их использования ядерные или специальные неядерные материалы, продукция двойного назначения, установки и оборудование:
1) не будут использоваться для производства ядерного оружия и других ядерных взрывных устройств или для достижения какой-либо военной цели;
2) будут находиться под контролем (гарантиями) Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) в течение всего срока их фактического использования в соответствии с соглашениями о гарантиях между страной-получателем и МАГАТЭ;
3) будут обеспечены мерами физической защиты на уровнях не ниже рекомендованных МАГАТЭ;
4) будут реэкспортироваться (экспортироваться) или передаваться из-под юрисдикции страны-получателя только на условиях, предусмотренных в подпунктах 1)-3) настоящего пункта; в случае урана с обогащением выше 20%, плутония или тяжелой воды реэкспорт или передача собственно предметов экспорта будет производиться только при наличии письменного согласия центрального исполнительного органа по атомной энергии Республики Казахстан.
8. Экспорт ракетной техники, ее компонентов, оборудования материалов и технологий, применяющихся при создании ракетной техники, в страны, не обладающие ракетным оружием, может осуществляться только при наличии членства этих стран в международном "Режиме контроля ракетных технологий" (РКРТ), заверений со стороны компетентных государственных органов этих стран в том, что полученные им предметы экспорта:
1) не будут использоваться для создания средств доставки оружия массового поражения, т.е. способных доставлять полезную нагрузку не менее 500 кг на дальность 300 км и более, его компонентов;
2) будут находиться под контролем согласно руководящим принципам РКРТ в течение всего срока их фактического использования страной-получателем;
3) будут обеспечены необходимыми и достаточными мерами физической защиты для исключения их утери, хищения и т.п.;
4) будут реэкспортироваться или передаваться из-под юрисдикции страны-получателя только на условиях настоящего пункта и при наличии письменного согласия казахстанской стороны.
9. Решение о выдаче лицензии или отказе в выдаче лицензии принимается Уполномоченным органом в сроки, установленные законодательством.
В случаях, когда экспорт и импорт Продукции осуществляется по лицензиям на основании разрешения Правительства Республики Казахстан, лицензии оформляются Уполномоченным органом после выхода соответствующего постановления Правительства Республики Казахстан.
10. При осуществлении экспорта и импорта продукции, указанной в пункте 7 настоящих Правил, Уполномоченный орган Республики Казахстан по атомной энергии в установленном законодательством порядке осуществляет контроль за ее использованием.
11. В отдельных случаях экспорт и импорт Продукции осуществляется без принятия специальных решений Правительством Республики Казахстан. К таким случаям относятся экспорт и импорт:
1) специальных комплектующих изделий к вооружению и военной технике для обеспечения производства и ремонта продукции военного назначения казахстанскими предприятиями промышленности по межзаводской кооперации с предприятиями зарубежных стран;
2) специальных комплектующих изделий для обеспечения производства продукции военного назначения в зарубежные страны по казахстанским лицензиям;
3) запасных частей, учебного и вспомогательного имущества к вооружению и военной технике, ранее поставленным зарубежным странам, с целью проведения работ по их техническому обслуживанию и ремонту, в том числе с использованием серийно выпускаемых комплектующих изделий взамен снятых с производства.
В этих случаях экспорт и импорт осуществляется на основании контракта и лицензии.
12. Перемещение в целях ремонта казахстанских образцов вооружения, военной техники, учебного и вспомогательного имущества военного назначения, в том числе их составных частей через таможенную границу Республики Казахстан осуществляется по решению Уполномоченного органа.
13. Лицензии выдаются на срок, установленный законодательством для лицензирования экспорта (импорта) товаров (работ, услуг).
14. Лицензия, выданная на экспорт Продукции в одно государство, не может быть использована для экспорта в другое государство. Лицензия, выданная одному Лицензиату, не может быть передана другим юридическим и физическим лицам.
15. В выдаче лицензии может быть отказано по основаниям, установленным законодательными актами.
При отказе в выдаче лицензии экспортеру (импортеру) дается мотивированный ответ в письменном виде в сроки, установленные для выдачи лицензии.
16. Уполномоченный орган вправе приостановить действие лицензии на срок до шести месяцев с указанием причины приостановления.
Причинами приостановления действия лицензии могут быть:
1) представление экспортером (импортером) соответствующего заявления;
2) неисполнение экспортером (импортером) требований, содержащихся в лицензии;
3) выявление недостоверности сведений, представленных экспортером (импортером) для получения лицензии;
4) нарушение экспортером (импортером) законодательства Республики Казахстан в сферах лицензирования и экспортного контроля.
Решение о приостановлении действия выданной лицензии доводится до экспортера (импортера) и таможенного органа в письменной форме в 3-дневный срок со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии.
17. После устранения причин, вызвавших приостановление действия лицензии, ее действие возобновляется, о чем экспортер (импортер) и таможенные органы уведомляются Уполномоченным органом в письменной форме.
18. Прекращение действия и отзыв лицензии осуществляется в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
19. Лицензионные правила на осуществление экспортных и импортных операций с Продукцией в обязательном порядке должны содержать следующие обязанности экспортера (импортера):
1) представлять полные и достоверные сведения, требуемые для решения вопроса о выдаче лицензии;
2) предусмотреть в условиях контракта доступ представителей Уполномоченного органа и других государственных органов Республики Казахстан, задействованных в системе экспортного контроля, к проверке конечного использования Продукции (данная обязанность не распространяется на экспортеров исходного или специального расщепляющего материала в государства-участники Договора о нераспространении ядерного оружия) и обязанность ведения конечным пользователем учета проводимых работ по их использованию;
3) в необходимых случаях предоставлять полномочным представителям Уполномоченного органа и других государственных органов Республики Казахстан, задействованных в системе экспортного контроля, доступ для досмотра Продукции на предотгрузочном этапе;
4) представлять в Уполномоченный орган:
информацию о выявлении случаев нецелевого использования конечным пользователем Продукции;
информацию и документы, необходимые для ведения учета и отчетности по экспорту и импорту Продукции;
5) представлять в таможенные органы - оригиналы лицензий, контрактов, заверенных печатью Уполномоченного органа с оттисками "руксат-лицензия".
Лицензионные правила на осуществление импортных операций с Продукцией также должны содержать обязанности импортера о недопущении передачи импортируемой Продукции иным лицам без разрешения уполномоченного государственного органа Республики Казахстан по экспортному контролю. <*>
Сноска. В пункт 19 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 16 октября 2000 г. N 1540
P001540_
.
4. Организация контроля за выполнением обязательств
казахстанских и иностранных импортеров по конечному
использованию Продукции
20. При необходимости может быть осуществлена проверка конечного использования Продукции.
Проверка осуществляется на месте использования Продукции комиссией, состав которой утверждается Уполномоченным органом.
В состав комиссии включаются представители государственных органов Республики Казахстан, задействованных в системе экспортного контроля, а также экспортера (изготовителя) продукции.
Проверка конечного использования также может осуществляться работниками посольств Республики Казахстан в соответствующих инспектируемых странах и других уполномоченных организациях.
21. Уведомление о проведении проверки иностранного импортера (конечного пользователя) Продукции направляется в страну-получатель через Министерство иностранных дел Республики Казахстан.
22. Результаты проведенной проверки представляются комиссией в Уполномоченный орган, который в случае выявления нарушений использования Продукции, информирует об этом Министерство иностранных дел и Комитет национальной безопасности Республики Казахстан для принятия соответствующих мер.
23. Вывоз (реэкспорт) из Республики Казахстан импортированной Продукции осуществляется в порядке, установленном для экспорта Продукции.
24. Реэкспорт продукции, происходящей из Республики Казахстан и подлежащей экспортному контролю, осуществляется по разрешению Уполномоченного органа.
25. Обязательными условиями для выдачи разрешения на реэкспорт Продукции, завезенной на таможенную территорию Республики Казахстан являются:
1) разрешение компетентного центрального исполнительного органа страны происхождения;
2) представление в Уполномоченный орган контракта о поставке реэкспортируемой продукции.
6. Порядок организации учета и отчетности о вывозе Продукции
26. При экспорте Продукции из Республики Казахстан экспортер обязан представлять в Уполномоченный орган:
1) в 3-дневный срок по осуществлению отгрузки каждой партии Продукции копии грузовых таможенных деклараций;
2) информацию о доставке Продукции импортеру (конечному пользователю);
3) информацию, подтвержденную копиями банковских документов, о всех расчетах, произведенных за поставленную Продукцию.
27. После осуществления экспортером (импортером) поставки всего объема Продукции указанный в лицензии таможенный орган, в котором находится оригинал лицензии, в 10-дневный срок направляет в Уполномоченный орган копию лицензии с соответствующей отметкой о ее исполнении, заверенную печатью и подписью первого руководителя соответствующего таможенного органа.
28. Уполномоченный орган на основании представляемых ему в соответствии с настоящими Правилами документов ведет банк данных об экспорте (импорте) Продукции.
29. В случае экспорта продукции, указанной в пункте 7 настоящих Правил, экспортер в 5-дневный срок обязан представить копии полученных лицензий и сведения о фактическом вывозе Продукции за пределы таможенной территории Республики Казахстан в государственный орган Республики Казахстан в области использования атомной энергии.
30. Таможенные органы по требованию Уполномоченного органа и Комитета национальной безопасности Республики Казахстан представляет необходимые данные о перемещении Продукции по территории Республики Казахстан.
Правила
оформления обязательств по использованию ввозимой в
Республику Казахстан продукции, подлежащей экспортному контролю,
и проверок их исполнения
Сноска. Правила утратили силу постановлением Правительства РК от 12 марта 2008 года N 244 (вводится в действие по истечении 10 календарных дней после первого официального опубликования)
Приложение 1 к Правилам оформления
обязательств по использованию ввозимой
продукции, подлежащей экспортному
контролю, и проверок их исполнения
Гарантийное обязательство импортера
(конечного пользователя)
Сноска. Приложение утратило силу постановлением Правительства РК от 12 марта 2008 года N 244 (вводится в действие по истечении 10 календарных дней после первого официального опубликования)
Приложение 2 к Правилам оформления
обязательств по использованию ввозимой
продукции, подлежащей экспортному
контролю, и проверок их исполнения
Импортный сертификат конечного пользователя
Сноска. Приложение утратило силу постановлением Правительства РК от 12 марта 2008 года N 244 (вводится в действие по истечении 10 календарных дней после первого официального опубликования)
Приложение 3 к Правилам оформления
обязательств по использованию ввозимой
продукции, подлежащей экспортному
контролю, и проверок их исполнения
Сертификат подтверждения доставки
Сноска. Приложение утратило силу постановлением Правительства РК от 12 марта 2008 года N 244 (вводится в действие по истечении 10 календарных дней после первого официального опубликования)