Об утверждении предпродажной подготовки и продажи имущества (активов) ликвидируемых организаций, признанных банкротами по инициативе государства

Постановление Правительства Республики Казахстан от 11 августа 1998 г. № 759

Действующий

      В целях реализации Закона Республики Казахстана от 1 июля 1998 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О банкротстве" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Утвердить прилагаемые Правила предпродажной подготовки и продажи имущества (активов) ликвидируемых организаций, признанных банкротами по инициативе государства.
      2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство финансов Республики Казахстан.
     Премьер-Министр
   Республики Казахстан


                                           Утверждены

постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 августа 1998 г. № 759


              Правила предпродажной подготовки и продажи имущества
           (активов) ликвидируемых организаций, признанных банкротами
                           по инициативе государства

      Настоящие Правила разработаны в соответствии с действующим законодательством и устанавливают условия и порядок предпродажной подготовки, а также продажи производственных активов ликвидируемых организаций, признанных банкротами по инициативе государства в лице уполномоченного органа.

                         1. Общие положения

      1. Уполномоченный орган инициирует процедуры банкротства согласно перечню организаций, имеющих задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами. Перечень утверждается приказом Министра финансов Республики Казахстан и направляется в Министерство энергетики, индустрии и торговли Республики Казахстан для внесения в двухнедельный срок предложений по реструктурированию имущества (активов) (консолидации, сегментации), подготовке анализа перспективности активов или группы активов, а также предложений по их продаже.
      2. В состав имущества организации входят основные средства (фонды), включая здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию и прочие активы организации.
      3. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
      ликвидируемая организация - организация, находящаяся в процессе ликвидации в связи с признанием ее банкротства по инициативе государства в лице уполномоченного органа;
      уполномоченный орган - орган, определяемый Правительством, для представления интересов кредиторов по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды в процедурах банкротства и во внесудебной процедуре ликвидации;
      продавец - конкурсный управляющий;
      участвующий в торгах по лоту - участник, согласившийся поднятием номера на текущую цену объявленного лота;
      английский метод торгов - метод торгов, при котором стартовая цена повышается с заранее объявленным шагом до момента, когда остается один участник, предложивший наиболее высокую цену;
      голландский метод торгов - метод торгов, при котором стартовая цена понижается с объявленным шагом до момента, когда один из участников согласится купить лот по объявленной цене;
      лот - выставляемое на аукцион имущество, разделенное на неделимые для продажи единицы;
      минимальная цена лота - цена, ниже которой лот не может быть продан;
      стартовая цена лота - цена, с которой начинаются торги по каждому лоту;
      цена продажи - окончательная цена лота, установленная в результате торгов;
      победитель - участник, предложивший наиболее высокую цену за лот на торгах;
      покупатель - победитель, заключивший с продавцом договор купли-продажи;
      объект - имущество организации как имущественный комплекс; выделенное из имущества производственное подразделение, участвующее в технологическом процессе, выставляемое на торги единым лотом; консолидированное имущество (два и более имущественных комплекса, производственных подразделения, о консолидации которых принято решение уполномоченным органом), иное имущество;
      аукционист - физическое лицо, определяемое продавцом для проведения торгов и не заинтересованное в результатах торгов.
      4. При предпродажной подготовке и продаже имущества (активов) ликвидируемых организаций с непрерывным циклом производства, а также имеющих стратегическое значение для экономики отдельными решениями Правительства могут устанавливаться особые условия продажи имущества (активов) и дополнительные требования к покупателям:
      1) обеспечение начала деятельности на приобретенном объекте;
      2) определение источников финансирования бесперебойной работы

технологического процесса;
     3) проведение природоохранных мероприятий;
     4) обеспечение непрерывности электротеплоснабжения по контрактам, 
заключенным с потребителями;
     5) ограничение на совершение сделок (перепродажа, залог, передача в 
управление и др.) и/или запрет на определенные действия в отношении объекта 
в течение определенного периода времени;
     6) требования к стартовой цене на торгах;
     7) иные условия и требования.

     
         2. Порядок проведения предпродажной подготовки имущества
                    (активов) ликвидируемых организаций

     5. Меры по предпродажной подготовке имущества (активов) ликвидируемых 
организаций включают в себя: 
     1) в порядке, установленном законодательством, инвентаризацию и оценку 
имущества (активов) ликвидируемых организаций;


      2) выработку предложений по реструктуризации (сегментации, консолидации) имущества (активов) ликвидируемых организаций, по результатам которой определяется объект продажи;
      3) выработку предложений по продаже имущества (активов) организаций;
      4) организацию мер по рекламе продаваемого имущества (активов) ликвидируемых организаций;
      5) подготовку и утверждение плана продажи;
      6) заключение договоров с привлекаемыми специализированными организациями, в том числе с финансовыми агентами.
      6. Конкурсный управляющий проводит инвентаризацию и оценку имущества (активов) ликвидируемой организации.
      7. Для проведения оценки имущества (активов) конкурсный управляющий вправе привлечь независимую аудиторскую организацию (аудитора), оплата услуг которой осуществляется за счет имущества банкрота.
      8. Конкурсный управляющий совместно с уполномоченным органом организует работу по подготовке к продаже активов ликвидируемых организаций с учетом данных предварительного отбора активов в соответствии с отраслевой принадлежностью, географическим расположением, технологической совместимостью и иным критериям.
      9. Для выработки рекомендаций по реструктурированию и продаже имущества (активов) (консолидации, сегментации) конкурсный управляющий совместно с уполномоченным органом вправе привлечь независимую консалтинговую, аудиторскую организацию (аудитора).
      10. С учетом рекомендаций и предложений, указанных в пунктах 1, 9 настоящих Правил, конкурсный управляющий представляет план продажи уполномоченному органу на утверждение.
      11. Для разработки детального маркетингового плана по привлечению потенциальных покупателей (инвесторов) на определенные объекты, краткого информационного меморандума на объекты для возможного распределения среди потенциальных покупателей конкурсный управляющий совместно с уполномоченным органом по согласованию с комитетом кредиторов вправе привлечь финансовых агентов из числа банков второго уровня и инвестиционных компаний.
      12. Оплата услуг финансовых агентов осуществляется из конкурсной массы в порядке, определяемом комитетом кредиторов в соответствии с соглашением между конкурсным управляющим и финансовым агентом.
      13. Конкурсный управляющий:
      1) разрабатывает и представляет на утверждение уполномоченного органа план продажи имущества (активов) ликвидируемой организации;
      2) разрабатывает информационные меморандумы об имуществе (активах) ликвидируемых организаций для представления потенциальным покупателям;
      3) организует работу по рекламе предлагаемого к продаже объекта в средствах массовой информации для привлечения максимального количества потенциальных покупателей;
      4) организует проведение торгов по продаже имущества (активов);
      5) заключает договоры купли-продажи с победителями торгов;
      6) привлекает на договорной основе финансовых агентов из числа банков второго уровня и инвестиционных компаний для выработки предложений по реструктурированию.
      14. Продавец вправе привлечь для организации торгов любое юридическое или физическое лицо на договорной основе.
      15. План продажи, представляемый на утверждение, должен содержать предложения об объекте продажи, возможности продажи в рассрочку, а также сведения о стартовой цене объекта. Возможность продажи в рассрочку включается в план продажи по согласованию с комитетом кредиторов.
      В случае разрешения продажи в рассрочку первоначальный взнос должен составлять не менее тридцати процентов от цены продажи, срок выплаты не должен превышать трех месяцев.
      16. Стартовая цена утверждается в плане продажи. Стартовая цена при голландском методе торгов равна оценочной стоимости имущества (активов) ликвидируемой организации. Оценочная стоимость имущества (активов) определяется на основании данных баланса организации на начало месяца, предшествующего месяцу, в котором вынесено решение о признании организации банкротом. Стартовая цена при английском методе торгов не может быть ниже суммы требований первой и третьей очередей кредиторов, предусмотренных Законом Республики Казахстан "О банкротстве".
      17. Продавец вправе осуществлять оценку стоимости имущества (активов) ликвидируемой организации на основании заключения независимого аудита.
      18. Определение стоимости основных средств осуществляется по остаточной стоимости, рассчитанной путем уменьшения величины их балансовой восстановительной стоимости на величину износа, исчисленного по данным бухгалтерского учета на момент оценки, исходя из норм амортизации основных средств и срока их эксплуатации, и скорректированной на коэффициенты увеличения стоимости основных фондов, определяемые в установленном законодательством порядке.
      19. Объекты незавершенного строительства и не установленное оборудование после их инвентаризации оцениваются по балансовой (восстановительной) стоимости, с учетом коэффициентов увеличения стоимости основных фондов, определяемых в установленном законодательством порядке.
      20. Запасы и затраты оцениваются, исходя из их фактического наличия на дату оценки, по балансовой стоимости.
      21. Ответственность за сохранность имущества (активов) до его продажи несет конкурсный управляющий.

                   3. Продажа имущества (активов) ликвидируемых
                                    организаций

      22. Продажа имущества (активов) осуществляется согласно плану продажи

на торгах (аукцион по английскому либо голландскому методу) с соблюдением 
принципов гласности, публичности и доступности.
     23. Продажа имущества, выставляемого на аукцион впервые, производится 
по английской схеме торгов. В случае признания аукциона несостоявшимся 
имущество выставляется на аукцион по голландскому методу. 
     24. Уполномоченный орган вправе вносить изменения в план продажи в 
случае признания аукциона несостоявшимся. Изменения в план продажи должны 
содержать иную структуру продаваемых активов. Конкурсный управляющий вправе 
представлять на утверждение уполномоченному органу предложения по изменению 
плана продажи. 
     25. Аукционы должны проводиться не ранее чем через месяц после 
публичного извещения об их проведении.
     26. Исключительными функциями продавца являются:
     1) прием гарантийных взносов;
     2) осуществление контроля за ходом проведения аукционов;
     3) заключение договоров купли-продажи с победителями торгов и контроль 
за их исполнением;
     4) осуществление расчетов с участниками и покупателями.
     27. Продавец осуществляет выбор аукциониста самостоятельно.
     28. К участию в аукционе допускаются физические, юридические, в том 
числе иностранные юридические лица, прошедшие регистрацию в порядке, 
определенном настоящими Правилами. 
     29. На аукционе имеют право присутствовать все желающие, оплатившие 
входной билет. Представители средств массовой информации освобождаются от 
оплаты входных билетов. 
     30. Гарантийный взнос является обеспечением следующих обязательств 
участника: 
     1) подписать протокол о результатах торгов;
     2) заключить договор купли-продажи в соответствии с протоколом о 
результатах торгов;
     3) надлежащим образом исполнить обязательства по договору купли-продажи. 


      31. Гарантийный взнос для участия в аукционе устанавливается в одинаковом размере для всех организаций, выставляемых на аукцион, и составляет по каждому лоту при английском методе торгов - 10% от стартовой цены лота, при голландском методе торгов - 10 % от минимальной цены лота.
      32. Участники вправе внести любое количество гарантийных взносов, при этом один гарантийный взнос дает право покупки одного лота.
      33. Размер гарантийного взноса не может быть изменен после опубликования информационного сообщения. Гарантийный взнос может быть внесен от имени участника любым другим физическим или юридическим лицом. Получателем гарантийного взноса является продавец.
      34. Гарантийный взнос участника, победившего в торгах и заключившего договор купли-продажи, относится в счет причитающихся платежей по договору купли-продажи.
      35. Гарантийный взнос не возвращается продавцом и случаях:
      1) отказа от участия в аукционе менее чем за три дня до его проведения;
      2) отказа победителя от подписания протокола о результатах торгов либо от заключения договора купли-продажи;
      3) отказа участника от подписания протокола о результатах торгов без обоснования несогласия с результатами;
      4) неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору купли-продажи.
      36. Во всех остальных случаях гарантийные взносы возвращаются в срок не более 5 банковских дней со дня окончания аукциона, а если деньги поступили на банковский счет продавца после аукциона, то в течение 5 банковских дней со дня их поступления.
      37. Информационное сообщение о проведении торгов должно быть опубликовано не менее чем за 30 дней до проведения торгов в республиканской официальной печати на казахском и русском языках во всех случаях и в областной прессе в том случае, если организация расположена в данной области и/или торги проводятся на ее территории.
      38. Информационное сообщение должно содержать:
      1) дату, место и время проведения торгов;
      2) наименование, основной профиль деятельности и адрес организации, имущество (активы) которой выставляется на продажу;
      3) размеры выставляемых лотов по каждой ликвидируемой организации;
      4) особые условия продажи имущества и дополнительные требования к участникам в случае их установления Правительством;
      5) метод проведения торгов по каждому лоту;
      6) стартовые и минимальные цены лотов, выставляемых на продажу;
      7) размер гарантийного взноса и расчетный счет получателя;
      8) место и сроки приема заявок;
      9) телефоны и адреса, где можно получить проспекты продажи, информационный бюллетень, правила проведения торгов и иную информацию;
      10) другую дополнительную информацию по решению продавца.
      39. До публикации информационного сообщения по каждой организации должны быть подготовлены:
      1) проспект продажи, содержащий информацию об объекте, необходимую будущему инвестору для оценки его финансово-экономического состояния и принятия решения об эффективности вложений капитала;
      2) информационный бюллетень, включающий все основные данные, содержащиеся в информационном сообщении, и другую дополнительную информацию об организации, характеристику основных фондов и пр. Бюллетень рассылается до публикации информационного сообщения в соответствии со списком обязательной рассылки, установленным продавцом по согласованию с уполномоченным органом;
      3) аукционная карта, содержащая список детально описанных лотов, выставляемых на аукцион, которая выдается каждому участнику в момент регистрации.
      40. После публикации информационного сообщения продавец обязан обеспечить свободный доступ всем желающим к информации об организации и правилах проведения аукциона.
      41. Другие виды рекламы осуществляются в произвольной форме и должны быть направлены на максимально широкое привлечение участников.
      42. Регистрация участников аукциона производится со дня публикации информационного сообщения и заканчивается за час до начала аукциона.
      43. Для регистрации в качестве участника аукциона необходимо представить:
      1) заявку на участие в аукционе;
      2) паспорт или иной удостоверяющий личность документ;
      3) копию платежного документа, подтверждающего внесение гарантийного взноса;
      4) документ, удостоверяющий полномочия представителя.
      44. Юридические лица дополнительно представляют нотариально заверенные копии устава и свидетельства о регистрации юридического лица.
      Иностранные юридические лица дополнительно представляют надлежащим образом легализованные учредительные документы.
      45. Продавец не вправе:
      1) требовать от участника информации о его намерениях приобрести тот или иной лот из числа выставленных на аукцион;
      2) разглашать информацию, имеющую отношение к участникам торгов, в течение всего периода подготовки торгов и их проведения;
      3) требовать предоставления дополнительных документов для регистрации в качестве участника, кроме перечисленных в пунктах 43, 44 настоящих Правил.
      46. Лицо, прошедшее регистрацию, получает билет участника, который обменивается на аукционный номер в день аукциона. Использование аукционного номера другим лицом в процессе торгов запрещено.
      47. Аукцион проводит аукционист. Аукцион начинается с объявления правил его проведения. Присутствующие лица не имеют права влиять на ход аукциона или нарушать правила его проведения, в противном случае они могут быть удалены из зала проведения аукциона.
      48. Решение о последовательности выставления лотов на торги принимает аукционист. Этот порядок может не соответствовать порядку, установленному в аукционной карте.
      49. Торги по каждому лоту начинаются с объявления аукционистом объекта продажи, краткой его характеристики, метода проведения торгов, стартовой цены и шага изменения цены. Аукционист вправе менять шаг в процессе торгов, объявляя об этом. Шаг изменения устанавливается в пределах от 5 до 10% текущей цены лота.
      50. Торги проводятся по одному из двух ниже описанных методов:
      1) аукционист объявляет стартовую цену лота и шаг увеличения цены. Поднятием номера участники торга повышают стартовую цену, но не менее чем на объявленный шаг. Аукционист объявляет аукционные номера участвующих в торгах по лоту, закрепляет цену и предлагает ее повысить. Торги по лоту идут до максимально предложенной цены. Участник, предложивший наиболее высокую цену за лот, объявляется аукционистом. Аукционист трижды повторяет последнюю цену лота, при этом после каждого повторения последней цены лота должно пройти не менее 10 секунд, и при отсутствии других поднятых номеров с ударом молотка объявляет о продаже данного лота (английский метод торгов);
      2) аукционист объявляет стартовую цену лота и понижает ее с заявленным шагом, объявляя новую цену. Аукционист называет номер участника, который первый поднял аукционный номер при объявленной цене и с ударом молотка объявляет его победителем по данному лоту. Если при объявлении аукционистом минимальной цены лота ни один из участников не изъявил желание приобрести данный лот, то лот снимается с торгов (голландский метод торгов). В случае, если одновременно поднимаются два или более номера, решение о том, кто становится победителем, принимает аукционист в следующем порядке: аукционист предлагает участникам повысить цену, и победителем становится участник, предложивший наивысшую цену. Участники не вправе оспаривать решение аукциониста.
      51. Торги по лоту считаются состоявшимися только в том случае, если количество участвующих в торгах по лоту не менее двух.
      52. Голландский метод торгов может быть реализован с использованием электронных систем.
      53. Результаты торгов по каждому проданному лоту оформляются протоколом о результатах торгов, который подписывается продавцом, аукционистом, победителем и всеми участниками по окончании торга по каждому лоту. Аукционист вправе объявить перерыв для подписания протокола. Участникам торгов возвращается гарантийный взнос только в случае подписания ими протокола о результатах торгов. Участник торгов, не подписавший протокол, обязан обосновать свое несогласие с результатами.
      54. Протокол о результатах торгов является документом, фиксирующим результаты торгов и обязательства победителя и продавца заключить договор купли-продажи объекта по цене продажи. Победитель обязан заключить договор купли-продажи в срок не более десяти рабочих дней со дня подписания протокола.
      55. Договор купли-продажи объекта заключается в письменной форме между продавцом и покупателем и должен содержать ссылку на протокол о результатах торгов как основание заключения договора.
      56. Расчеты по договору купли-продажи производятся между продавцом и покупателем. Авансовый платеж вносится в размере не менее 15% от цены продажи имущества (активов) в срок не позднее 5 банковских дней со дня подписания договора купли-продажи. Гарантийный взнос засчитывается в счет причитающегося авансового платежа. Оставшаяся сумма должна быть внесена не позднее 30 календарных дней со дня подписания договора купли-продажи.
      57. В случае просрочки окончательного платежа более чем на 5 банковских дней продавец вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке и потребовать от покупателя возмещения реальных убытков в части, не покрытой гарантийным взносом.
      58. Право собственности на имущество (активы) организации по договору купли-продажи наступает у покупателя с момента регистрации сделки в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

                        4. Заключительные положения

      59. Средства, полученные от продажи имущества (активов) ликвидируемых организаций, направляются на погашение требований кредиторов в соответствии с очередностью, установленной Законом Республики Казахстан "О банкротстве".