Утвердить прилагаемые Основные положения и принципы зонирования земель Республики Казахстан.
Исполняющий обязанности Премьер-Министра Республики Казахстан
Утверждены
постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 октября 1997 г. N 1435
Основные положения и принципы зонирования земель
Республики Казахстан
I. Основные положения зонирования земель
1. Настоящее Положение разработано в соответствии со статьей 7 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 22 декабря 1995 г. N 2717 "О земле".
2. Зонирование земель - определение территории земель с установлением их целевого режима использования.
3. Задачами зонирования являются:
обеспечение путем зонирования:
проведения единой государственной политики в области управления земельными ресурсами;
установления границ и размеров зон, порядка и режима использования земель, включенных в различные зоны;
разработки зональных и региональных (в том числе
градостроительных) программ использования и охраны земель. 4. Зонирование земель осуществляется на республиканском и областных уровнях. 5. В соответствии с целевым назначением земель зонированию подлежат: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов); земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения; земли особо охраняемых природных территорий; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
6. Организацию зонирования земель в соответствии со статьей 11 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 22 декабря 1995 г. N 2717 "О земле" осуществляют центральный исполнительный орган по управлению земельными ресурсами и его органы на местах.
7. Центральный исполнительный орган по управлению земельными ресурсами совместно с заинтересованными центральными исполнительными органами принимает решение о зонировании земель на республиканском уровне и обеспечивает разработку и утверждение республиканских схем зонирования территории (природно-сельскохозяйственного зонирования (районирования), развития и размещения производительных сил, резервирования земель для развития и размещения особо охраняемых природных территорий и других зон).
Для проведения зонирования земель на областном уровне центральный исполнительный орган по управлению земельными ресурсами совместно с заинтересованными центральными исполнительными органами осуществляет разработку в установленном порядке межведомственных нормативных правовых актов и инструктивно-методических документов по зонированию земель.
8. Областные (Алматинский городской) исполнительные органы по управлению земельными ресурсами совместно с местными органами охраны природы, архитектуры и градостроительства и другими заинтересованными органами обеспечивают разработку проектов (схем) зонирования земель на областном (городском) уровне и внесение их на утверждение местным исполнительным органам.
При зонировании земель на областном (городском) уровне разрабатываются проекты (схемы) зонирования территорий, документов, включающих научные обоснования, прогнозы, программы по установлению их целевого режима использования (сельскохозяйственные, селитебные, промышленные, природоохранные и иного назначения).
9. Определение зон осуществляется на основе данных земельного, градостроительного и других кадастров, материалов аэрофотосъемки, почвенных, геоботанических и других изысканий и обследований, а также программ по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями, рыночных конъюнктур и перспективных экономических прогнозов.
Целевое использование земель устанавливается исходя из экономических, природных и других условий конкретного региона.
При этом обеспечивается соблюдение установленного законодательством Республики Казахстан порядка пользования лесными, водными и другими природными ресурсами, а также действующих архитектурно-планировочных, строительных, экологических, санитарно-гигиенических и иных специальных требований (норм, правил, нормативов).
10. Определенный при зонировании целевой режим использования территории, рассмотренный и утвержденный в порядке, предусмотренном законодательством, является для субъектов земельных правоотношений обязательным.
11. Данные зонирования земель, содержащие сведения о целевом режиме использования территорий, используются при организации управления земельными ресурсами, разрешении земельных споров, предоставлении земельных участков в частную собственность и землепользование, изъятии (выкупе) земель для государственных надобностей, выдаче разрешений на занятие земельного участка для изыскательских работ, осуществлении контроля за использованием и охраной земель и иных целях, связанных с регулированием земельных отношений.
12. Зонирование земель, проводимое по решению исполнительных органов, осуществляется за счет бюджетных ассигнований.
II. Принципы зонирования земель
13. Определение территории земель с установлением их целевого режима использования основывается на принципах законодательства Республики Казахстан, регулирующих отношения по использованию и охране земли, недр, лесных и водных ресурсов, растительного и животного мира, а также архитектурно-градостроительной деятельности.
14. Зонирование земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципах:
приоритета земель сельскохозяйственного назначения;
особой охраны сельскохозяйственных угодий;
целевого использования земель сельскохозяйственного назначения;
возмещения потерь сельскохозяйственного производства при изъятии сельскохозяйственных угодий для использования их в целях, не связанных с ведением сельского хозяйства.
15. Зонирование земель населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов) основывается на следующих основных принципах:
использования земель городов, поселков, сельских населенных пунктов в соответствии с их генеральными планами, проектами планировки и застройки и планами земельно-хозяйственного устройства территории;
выделения за пределами городской черты пригородных зон с установленным режимом их использования.
В пригородных зонах зонирование территории осуществляется с выделением зон интенсивного развития пригородного сельскохозяйственного производства, особо градостроительного регулирования (резервных территорий для развития города, размещения и строительства сооружений, необходимых для нормального функционирования инженерной и транспортной инфраструктур), зеленых зон, занятых лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, выполняющими защитные и санитарно-гигиенические функции, и являющихся местом отдыха населения.
16. Зонирование земель промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан, регулирующим отношения по использованию и охране земли, недр, охране окружающей среды, другими законодательными и нормативными актами и основывается на следующих основных принципах:
обеспечения рационального, комплексного и безопасного использования земли и недр;
обеспечения охраны окружающей природной среды;
создания необходимых условий для функционирования промышленных, транспортных и иных объектов, а также выполнения задач в области укрепления обороноспособности страны;
установления вокруг промышленных, транспортных и иных объектов зон с особыми условиями пользования землей, в пределах которых органом, принявшим решение о предоставлении земель в собственность или землепользование, ограничиваются или запрещаются те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.
В зонах с особыми условиями пользования землей определяются:
санитарно-защитные зоны промышленных предприятий;
селеопасные, оползнеопасные и защитные лесные зоны, примыкающие к полосе отвода железных и автомобильных дорог;
защитные зоны водозаборных сооружений;
приаэродромные полосы;
охранные зоны магистральных трубопроводов, линий связи, радиофикации и электропередачи;
водоохранные зоны и полосы.
17. Зонирование земель особо охраняемых природных территорий осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области охраны окружающей среды и основывается на следующих основных принципах:
сохранения государственного природно-заповедного фонда, биологического разнообразия и естественных экологических систем;
целевого использования особо охраняемых природных территорий;
рационального использования особо охраняемых природных
территорий в целях развития науки, культуры, просвещения и образования; развития туризма и рекреации с учетом социально-экономических факторов и интересов местного населения; государственной поддержки мероприятий по использованию и охране особо охраняемых природных территорий; государственного регулирования и контроля в области особо охраняемых природных территорий; платности использования особо охраняемых природных территорий; возмещения ущерба, причиненного нарушением законодательства об особо охраняемых природных территорий. 18. Зонирование земель лесного фонда осуществляется на принципах: обеспечения условий для повышения экологического и ресурсного потенциала лесов; рационального и неистощительного использования лесных ресурсов, их охраны, защиты и воспроизводства;
возмещения потерь лесохозяйственного производства, вызванного изъятием лесных угодий для использования их в целях, не связанных с ведением лесного и сельского хозяйства или ухудшения качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, организаций и граждан.
19. Зонирование земель водного фонда осуществляется на следующих основных принципах:
обеспечения рационального использования вод для нужд населения, отраслей экономики и окружающей природной среды;
охраны водных ресурсов от загрязнения, засорения и истощения;
предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод.
20. Зонирование земель запаса осуществляется на принципе перспективного определения целевого режима земель, не предоставленных в собственность или землепользование, для нужд сельского хозяйства, промышленности и иных целей.