Об утверждении Порядка ведения мониторинга земель в Республике Казахстан

Постановление Правительства Республики Казахстан от 17 сентября 1997 г. N 1347

Действующий
      В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, от 22 декабря 1995 г. N 2717 U952717_ "О земле" (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., N 24, ст. 159) Правительство Республики Казахстан постановляет:
      1. Утвердить прилагаемый Порядок ведения мониторинга земель в Республике Казахстан.
      2. Министерствам, государственным комитетам, центральным исполнительным органам, не входящим в состав Правительства Республики Казахстан, располагающим материалами о состоянии земель, в том числе об их загрязнении химическими и радиоактивными веществами, а также о заражении карантинными вредителями и болезнями растений, представлять копии этих материалов безвозмездно Комитету по управлению земельными ресурсами Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан для включения в ежегодные отчеты о наличии, качественном состоянии и использовании земель и доклады к ним.
      3. В целях недопущения дублирования в проведении почвенных и геоботанических изысканий, обеспечения достоверности данных мониторинга земель:
      возложить на Комитет по управлению земельными ресурсами Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан ведение единого государственного учета почвенных, почвенно-солевых, почвенно-эрозионных, почвенно-агрохимических, почвенно-геохимических, почвенно-мелиоративных, геоботанических изысканий и обследований.
      4. Комитету по управлению земельными ресурсами Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан разработать и в установленном порядке утвердить порядок представления данных мониторинга земель заинтересованным государственным органам, другим юридическим и физическим лицам.
      5. Рекомендовать Министерству науки - Академии наук Республики Казахстан, другим заинтересованным государственным органам оказывать научно-методическую и практическую помощь Комитету по управлению земельными ресурсами Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан в организации и ведении мониторинга земель.
      6. Признать утратившими силу:
      постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 17 августа 1992 г. N 683 P920683_ "О порядке ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель в Республике Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 1992 г., N 33, ст. 498);
      постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 30 сентября 1993 г. N 979 P930979_ "Об утверждении Положения о мониторинге земель Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 1993 г., N 40, ст. 471).
     Премьер-Министр
   Республики Казахстан


                                         Утвержден

постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 сентября 1997 г. N 1347


                               ПОРЯДОК
          ведения мониторинга земель в Республике Казахстан

                          I. Общие положения

      1. Мониторинг земель представляет собой систему базовых (исходных), оперативных, периодических наблюдений за качественным и количественным состоянием земельного фонда, проводимых в целях своевременного выявления происходящих изменений, их оценки, прогноза дальнейшего развития и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов.
      2. Мониторинг земель является составной частью мониторинга за состоянием окружающей природной среды и одновременно базой для ведения мониторинга других природных сред. Он обеспечивает соответствующей информацией ведение государственного земельного кадастра, землеустройства, контроля за использованием и охраной земель и иных функций в области государственного управления земельными ресурсами.
      3. Объектом мониторинга земель являются все земли Республики Казахстан, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и характера использования земель.
      4. При ведении мониторинга земель выявляются следующие процессы, оказывающие влияние на состояние земель:
      эволюционные (связанные с естественно-историческими процессами развития);
      цикличные (связанные с суточными, сезонными, годовыми и иными временными периодами изменений природного характера);
      антропогенные (связанные с человеческой деятельностью);
      чрезвычайные ситуации (связанные с авариями, катастрофами, стихийными и экологическими бедствиями и другие).
      5. Источниками информации для мониторинга земель служат результаты систематических наблюдений, съемок, обследований, инвентаризаций, материалы государственного контроля за использованием и охраной земель, архивные данные, другие сведения о качественном состоянии земель.
      6. Результаты мониторинга земель Комитетом по управлению земельными ресурсами Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан представляются исполнительным органам в составе отчета о наличии, качественном состоянии и использовании земель в соответствии с Порядком ведения государственного земельного кадастра в Республике Казахстан, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 июня 1996 г. N 710. P960710_
      7. Работы по ведению мониторинга земель в соответствии с государственными программами осуществляются за счет бюджетных средств.
      8. Республика Казахстан в соответствии с международными научно-техническими программами может принимать участие в работах по глобальному мониторингу земель.
      Финансирование межгосударственной и международных программ по мониторингу земель осуществляется в порядке и на условиях, определяемых соглашениями и договорами, заключенными Республикой Казахстан с другими государствами.

               II. Функции центрального исполнительного
              органа по управлению земельными ресурсами
                       и его органов на местах

      9. В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, "О земле" мониторинг земель ведется Комитетом по управлению земельными ресурсами Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан и его органами на местах.
      10. Комитет по управлению земельными ресурсами Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан:
      1) организует проведение аэрофотокосмических, проектно-изыскательских, землеустроительных, топографо-геодезических, картографических, почвенных, геоботанических, оценочных работ и иных изысканий и обследований, необходимых для ведения мониторинга земель;
      2) разрабатывает и утверждает в установленном порядке в пределах своей компетенции:
      методические указания и инструкции, нормативы и стандарты документации, необходимые для ведения мониторинга земель, которые являются обязательными для всех государственных органов, других юридических и физических лиц;
      территориально-зональную сеть пунктов наблюдений за состоянием земель;
      3) организует и координирует проведение мониторинга земель на территориально-зональной сети пунктов наблюдений за состоянием земель, а также в регионах, подверженных негативным процессам;
      4) обеспечивает соблюдение совместимости данных мониторинга земель со сведениями мониторинга других природных сред;
      5) осуществляет контроль за ведением мониторинга земель местными исполнительными органами по управлению земельными ресурсами и производственными подразделениями системы центрального исполнительного органа по управлению земельными ресурсами;
      6) ежегодно в установленные сроки представляет Правительству Республики Казахстан и заинтересованным центральным исполнительным органам в сфере государственного управления сводный отчет о наличии, качественном состоянии и использовании земель Республики Казахстан, составленный на основании данных государственного земельного кадастра и мониторинга земель;
      7) осуществляет подбор, систематизацию и обобщение материалов о состоянии земель по крупным природным комплексам, областям и республике в целом;
      8) обеспечивает проведение работ по поэтапному переходу на автоматизированные методы получения, обработки и хранения данных мониторинга земель;
      9) реализует и обеспечивает на республиканском уровне обновление, сохранность, защиту информации и право доступа к ней;
      10) осуществляет информационно-справочное обслуживание пользователей.
      11. Комитет по управлению земельными ресурсами области (города республиканского значения):
      1) разрабатывает и представляет на утверждение Комитету по управлению земельными ресурсами Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан программу ведения мониторинга, а также размещение сети наблюдательных пунктов за состоянием земель на территории области, города республиканского значения;
      2) осуществляет базовый и периодический мониторинг земель на уровне области, города республиканского значения;
      3) обобщает данные мониторинга земель по отдельным природным комплексам, районам, области;
      4) ежегодно в установленные сроки представляет в соответствующий исполнительный орган и Комитет по управлению земельными ресурсами Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан отчет о наличии, качественном состоянии и использовании земель области, города республиканского значения, составленный на основании данных государственного земельного кадастра и мониторинга земель, а при выявлении особо опасных процессов - оперативные сводки;
      5) координирует деятельность районных комитетов по управлению земельными ресурсами по вопросам ведения мониторинга земель.
      12. Комитет по управлению земельными ресурсами района:
      1) накапливает и обобщает первичные данные, получаемые при непосредственных наблюдениях за состоянием земельных угодий, полей, участков в пределах района;
      2) осуществляет на локальном уровне оперативный (дежурный)

мониторинг земель с использованием данных базового и периодического
мониторинга;
     3) ежегодно в установленные сроки представляет в
соответствующий исполнительный орган и комитет по управлению
земельными ресурсами области отчет о наличии, качественном
состоянии и использовании земель района, составленный на основании
данных государственного земельного кадастра и мониторинга земель, а
при выявлении особо опасных процессов - оперативные сводки.

                 III. Структура мониторинга земель

     13. Структура мониторинга земель определяется основным целевым
назначением земель и территориальным охватом.
     14. Мониторинг проводится с учетом особенностей целевого
назначения земель и подразделяется на подсистемы, соответствующие
категориям земель:
     мониторинг земель сельскохозяйственного назначения;
     мониторинг земель населенных пунктов (городов, поселков и
сельских населенных пунктов);
     мониторинг земель промышленности, транспорта, связи, обороны и
иного несельскохозяйственного назначения;
     мониторинг земель особо охраняемых природных территорий;
     мониторинг земель лесного фонда;
     мониторинг земель водного фонда;
     мониторинг земель запаса.
     15. В зависимости от территориального охвата осуществляется
республиканский, региональный и локальный мониторинг земель:
     республиканский - охватывает всю территорию Республики Казахстан;
     региональный - охватывает территории, ограниченные
физико-географическими, административными, экономическими и иными
границами;
     локальный - ведется на территориальных объектах ниже
регионального уровня, вплоть до отдельных земельных участков и
элементарных структур ландшафтно-экологических комплексов.

                 IV. Содержание мониторинга земель

     16. Содержание мониторинга земель составляет систематические
наблюдения за:
     состоянием земельных участков, угодий, полей;


      развитием процессов, связанных с изменением плодородия почв (опустыниванием, развитием водной и ветровой эрозии, динамикой содержания гумуса и элементов питания, изменением реакции почвенной среды, разрушением или улучшением почвенной структуры, засолением, осолонцованием, заболачиванием, переувлажнением и подтоплением земель или ликвидацией этих факторов), загрязнением почв пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами и другими токсичными веществами, промышленными, бытовыми и иными отходами, изменением других свойств почв;
      развитием процессов, связанных с изменением состояния растительного покрова природных кормовых угодий (изменением состава, структуры и урожайности, типов, качества, производственного потенциала, химизма и питательности растений), темпами деградации и восстановления, уровнем накопления токсичных химических элементов и радионуклидов, а также степенью устойчивости их к антропогенным нагрузкам;
      состоянием береговых линий рек, морей, озер, заливов, водохранилищ, лиманов, гидротехнических сооружений;
      развитием процессов, вызванных образованием оврагов, оползней, селевыми потоками, землетрясениями, карстовыми, криогенными и другими явлениями;
      состоянием земель населенных пунктов, нефте- и газодобычи, очистных сооружений, навозохранилищ, свалок, складов горюче-смазочных материалов, удобрений, стоянок автотранспорта, мест захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных материалов, а также других промышленных объектов.
      17. Мониторинг земель включает работы по:
      выполнению систематических наблюдений, изысканий, съемок, обследований (переобследований и корректировок);
      проведению анализа и оценки состояния земель;
      разработке рекомендаций по регулированию антропогенных воздействий на плодородие земель;
      разработке прогноза качественного состояния земель на определенный период времени;
      организации банка данных о земле.
      18. Оценка состояния земель выполняется путем анализа проводимых наблюдений (периодических, сезонных, суточных), изучения направленности и интенсивности изменений в сравнении полученных показателей с нормативными.
      Показатели состояния земель выражаются как в абсолютных, так и в относительных значениях, отнесенных к определенному периоду или сроку.
      19. По результатам оценки состояния земель составляются оперативные сводки, доклады, рекомендации и научные прогнозы с приложением к ним тематических карт, диаграмм и таблиц, характеризующих динамику, направленность и интенсивность развития изменений, в особенности имеющих негативный характер.

            V. Организация и порядок ведения мониторинга
                                земель

      20. Организация мониторинга и формирование сведений о состоянии земельных угодий, полей и участков обеспечиваются проведением топографо-геодезических, аэрокосмических, картографических, землеустроительных, инвентаризационных, почвенных, геоботанических и иных обследований и изысканий, а также осуществлением непосредственных наблюдений и государственного контроля за использованием и охраной земель.
      21. Для ведения мониторинга необходимые сведения о состоянии земель безвозмездно представляются:
      1) комитету по управлению земельными ресурсами области (города республиканского значения) до 1 января следующего за отчетным года - гражданами и юридическими лицами, осуществляющими тематическое картографирование земель и наблюдение за их состоянием;
      2) Комитету по управлению земельными ресурсами Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан не позднее 1 февраля следующего за отчетным года:
      Министерством экологии и биоресурсов Республики Казахстан - о загрязнении почв отходами производства, химическими, радиоактивными, биологическими веществами;
      Министерством энергетики и природных ресурсов Республики Казахстан - о состоянии геологической среды;
      другими заинтересованными министерствами и ведомствами - об иных видах загрязнения и состояния земель при возникновении обстоятельств чрезвычайного характера.
      22. Собственники земельных участков и землепользователи первичные данные о состоянии земельных угодий, полей, участков, получаемые при непосредственных наблюдениях, представляют районному комитету по управлению земельными ресурсами одновременно с отчетом о происшедших изменениях в составе земель за отчетный период.
      23. Комитет по управлению земельными ресурсами района обобщает представленные данные и одновременно с отчетом о наличии, качественном состоянии и использовании земель направляет их районному исполнительному органу и областному комитету по управлению земельными ресурсами.
      24. По результатам обобщения и оценки представленных данных, а также полученных по материалам новых съемок, обследований, изысканий сведений о состоянии земельного фонда комитет по управлению земельными ресурсами области направляет областному исполнительному органу и Комитету по управлению земельными ресурсами Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан в составе отчета о наличии, качественном состоянии и использовании земель предложения по организации и совершенствованию мониторинга земель на территории области.
      25. Комитет по управлению земельными ресурсами города Алматы обобщает полученные от расположенных в черте города Алматы собственников земельных участков и землепользователей данные и в составе отчета о наличии, качественном состоянии и использовании земель направляет их городскому исполнительному органу и Комитету по управлению земельными ресурсами Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан.
      26. Комитет по управлению земельными ресурсами Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан обобщает полученные предложения, а также сведения о состояний земель, представленные заинтересованными центральными исполнительными органами, осуществляющими руководство соответствующими отраслями государственного управления, и на их основе разрабатывает программу ведения мониторинга земель в республике, определяет территориально-зональную сеть пунктов наблюдений за состоянием земель.
      27. После согласования указанной программы и сети пунктов наблюдений с заинтересованными центральными исполнительными органами, осуществляющими руководство соответствующими отраслями государственного управления, эти документы утверждаются Комитетом по управлению земельными ресурсами Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан.
      28. В случае проявления негативных процессов в регионе Комитет по управлению земельными ресурсами Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан образует комиссию, которая по результатам проведенных обследований вносит предложения по программе ведения мониторинга и размещению сети наблюдательных пунктов за состоянием земель в данном регионе, которые утверждаются в соответствии с настоящим Порядком.
      29. Территориально-зональная сеть мониторинга включает стационарные и полустационарные пункты наблюдения за состоянием земель.
      Стационарные пункты наблюдений создаются для систематического получения информации о состоянии земель с заданной полнотой и точностью. К таким пунктам относятся стационарные площадки, ключевые участки и полигоны.
      Полустационарные пункты наблюдений (полустационарные площадка, профиль) организуются в зависимости от конкретных условий и целей работы. Наблюдения на них проводятся периодически с интервалами в 3, 5, 10 и более лет.
      30. Уровень мониторинга определяется программой проводимых наблюдений за состоянием земель на наблюдательных пунктах.
      31. Мониторинг земель ведется с соблюдением принципа совместимости разнородных данных, основанного на применении единых классификаторов, кодов, системы единиц, стандартных форматов данных и нормативно-технической базы, государственной системы координат и высот.
      32. Для получения информации по мониторингу земель используются материалы:
      дистанционного зондирования (съемок и наблюдений с космических аппаратов, с высотных самолетов, с помощью средств малой авиации и др.);
      наземных съемок (почвенных, геоботанических и др.) и наблюдений на пунктах территориально-зональной сети;
      фондовых данных (карт, картограмм, схем, табличных и других материалов).
      33. Съемки и наблюдения с космических носителей выполняются для получения характеристик состояния земель на республиканском и региональном уровнях.
      Съемки и наблюдения с помощью воздушных носителей аппаратуры проводятся для локального уровня мониторинга земель.
      Наземные наблюдения, изыскания, обследования и съемки проводятся по всем категориям земель с использованием стационарных и полустационарных площадок, ключевых участков, полигонов и профилей.
      34. В зависимости от сроков и периодичности проведения осуществляются следующие группы наблюдений за состоянием земель:
      базовые (исходные, фиксирующие состояние объектов наблюдения на момент начала ведения мониторинга земель);
      оперативные (фиксирующие текущие изменения);
      периодические (через год и более).
      35. Результаты мониторинга земель оформляются в виде отчетов, таблиц, карт и картограмм как на бумажных носителях, так и с использованием электронных систем сбора, обработки и хранения информации.
      36. Документация по мониторингу земель включает базовые и отчетные документы.
      В базовых документах фиксируется исходное (фоновое) состояние регионального объекта или земельного участка. К базовым документам относятся исходные тематические карты состояния земель, картографические материалы и собранные сведения о качественном состоянии земель.
      Отчетными документами являются унифицированные формы, таблицы с отражением в них фиксируемого изменения состояния земель.
      37. Документация по мониторингу земель должна соответствовать следующим требованиям:
      исполняться на бланках установленного образца;
      картографические материалы изготавливаются в соответствии с техническими требованиями, устанавливаемыми центральным исполнительным органом по управлению земельными ресурсами;
      сведения, содержащиеся на планах (чертежах) земельных участков, отнесенные к государственной тайне, используются и хранятся в соответствии с установленными правилами, обеспечивающими их секретность.
      38. Получаемая информация по мониторингу земель обобщается и анализируется соответствующими органами по управлению земельными ресурсами, накапливается и хранится в архивах и банке данных автоматизированной информационной системы.

             VI. Использование информации по мониторингу
                                земель

      39. Пользователями информацией по мониторингу земель являются:
      государственные и местные исполнительные органы - по вопросам планирования развития территорий, зонирования земель, разработки программ по рациональному использованию природных ресурсов, градостроительного кадастра, другим вопросам, связанным с управлением земельными ресурсами;
      государственные органы охраны окружающей среды и природных ресурсов - по вопросам проведения контроля за использованием природных ресурсов и состоянием окружающей среды, разработки природоохранных мероприятий;
      иные юридические и физические лица.
      40. Пользование информацией мониторинга осуществляется в форме ознакомления и (или) получения стандартно оформленных на бумажных или магнитных носителях документов, а также непосредственно санкционированного доступа к банку данных с применением технических телекоммуникационных средств связи.
      41. Нарушение режима доступа к информации мониторинга земель или предоставление недостоверной информации влечет за собой ответственность согласно действующему законодательству.