Об утверждении Правил рыболовства и добывания других водных животных в Республике Казахстан

Постановление Правительства Республики Казахстан от 4 декабря 1996 г. N 1480

Обновленный
      В соответствии со статьей 46 Закона Республики Казахстан от 21 октября 1993 г. Z933300_ "Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира" (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1993 г., N 18, ст. 439) Правительство Республики Казахстан постановляет:
      Утвердить прилагаемые Правила рыболовства и добывания других водных животных в Республике Казахстан.
     Премьер-Министр
  Республики Казахстан


                                         Утверждены

постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 декабря 1996 г. N 1480


                               Правила
            рыболовства и добывания других водных животных
                        в Республике Казахстан

      1. Правилами рыболовства и добывания других водных животных в Республике Казахстан регулируются отношения центральных и местных исполнительных органов, специально уполномоченных органов государственного управления животным миром Министерства экологии и биоресурсов Республики Казахстан (далее - специально уполномоченные органы) и природопользователей (юридических и физических лиц) в области обеспечения эффективной охраны, воспроизводства и рационального использования рыбных запасов, других водных животных в водоемах Республики Казахстан.
      2. Действие настоящих Правил распространяется на все водоемы (территориальные воды и экономические зоны внутренних морей, реки, озера, пруды, водохранилища и их придаточные воды), имеющие рыбохозяйственное значение, кроме водоемов специального назначения (накопители сточных вод и водоемы рыбопитомников, нерестово-выростных, прудовых, озерных товарных и других рыбоводных хозяйств) и особо охраняемых природных территорий.
      3. Настоящие Правила определяют государственную политику в области охраны и воспроизводства биоресурсов водоемов, реализация которых осуществляется нормативами, обеспечивающими оперативное управление и регулирование рыболовства в зависимости от состояния экосистемы конкретных водоемов в целях рационального использования их биоресурсов и утверждаемыми Министерством экологии и биоресурсов Республики Казахстан в установленном порядке.
      4. Решения о предоставлении права на промысловый лов рыбы и добычу других водных животных и закреплении водоемов или их отдельных участков принимаются на конкурсной (тендерной) основе приоритетно за организациями, специализирующимися на промысловом лове рыбы и морского зверя, независимо от форм собственности.
      Указанные решения по водоемам Урало-Каспийского и Балхаш-Илийского бассейнов, Алакульской системе озер, Бухтарминскому и Чардаринскому водохранилищам и другим водоемам, расположенным на территории двух и более областей, принимается специально уполномоченным органом по согласованию с акимами областей, а по водоемам одной области - областным исполнительным органом по предложениям специально уполномоченных органов.
      После принятия этих решений специально уполномоченными органами заключается договор с природопользователями на пользование рыбохозяйственными водоемами (участками), добычу в них рыб и других водных животных.
      5. Оптимально допустимые объемы добычи рыбы и других водных животных (лимиты, квоты) по каждому водоему с указанием их видового состава, определяемые на основе биологических обоснований научно-исследовательских организаций, после положительного заключения государственной экологической экспертизы представляются специально уполномоченным органом в установленном порядке для утверждения Правительством Республики Казахстан.
      Утвержденные лимиты и квоты вылова рыбы и других водных животных распределяются между природопользователями совместными решениями специально уполномоченных органов и областных исполнительных органов на конкурсной (тендерной) основе согласно заявкам рыбодобывающих организаций.
      6. Порядок проведения конкурсов (тендеров) утверждается совместными решениями областных исполнительных органов и специально уполномоченных органов.
      В отдельных случаях порядок проведения конкурсов (тендеров) утверждается Правительством Республики Казахстан.
      При этом преимущества предоставляются организациям, активно участвующим в проведении рыбоводно-мелиоративных мероприятий, направленных на улучшение экологического состояния водоемов, условий обитания гидробионтов и воспроизводство рыбных запасов. <*>
      Сноска. В пункт 6 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 3 февраля 2000 г. N 158 P000158_ .
      7. На рыбохозяйственных водоемах:
      не допускается деятельность, запрещенная Положением об охране рыбных запасов и регулировании рыболовства в водоемах Республики Казахстан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 5 апреля 1995 г. N 414; P950414_
      запрещается:
      останавливаться рыбопромысловым, транспортным и другим судам в пределах запретных для рыболовства мест, за исключением остановок у селений, рыбоприемных пунктов, для установки бакенов и в случае крайней необходимости (шторм, авария и др.);
      производить без разрешений специально уполномоченных органов заготовку кормовых и пищевых беспозвоночных, других гидробионтов, акклиматизацию и разведение новых видов рыб и других водных животных;
      вылавливать без особого разрешения Министерства экологии и биоресурсов Республики Казахстан вновь акклиматизированные виды рыб и других водных животных и без разрешения Правительства Республики Казахстан виды рыб и других гидробионтов, занесенные в Красную книгу Республики Казахстан и Красную книгу Международного союза охраны природы и природных ресурсов.

      Примечание. В случае попадания этих рыб в орудия лова они должны быть немедленно выпущены в воду в живом виде, а факт их прилова должен быть зарегистрирован в промысловом или биологическом журналах;

      переносить различные виды орудий лова из одних водоемов в другие без специальной обработки;
      применять без разрешения специально уполномоченных органов новые орудия и способы лова, а также орудия лова с ячеей меньших размеров, предусмотренных нормативами, утвержденными Министерством экологии и биоресурсов Республики Казахстан.

      Примечание. Размер ячеи в орудиях лова определяется путем измерения расстояния между 11 узлами по жгуту, деления полученного числа на 10. При измерений орудий лова, изготовленных из растительных волокон, в мокром виде допускается снижение установленных размеров на 5 процентов;

      открывать тони, сплавы и плавы в реках на расстоянии ближе 1 км от границ зимовальных ям и ближе 1 км друг от друга, считая по всему руслу или протоки, а также новые противоположные тони;
      находиться на водоеме или в непосредственной близости от него с орудиями лова, применение которых в данном районе в данное время запрещено настоящими Правилами, а также взрывчатыми и отравляющими веществами, за исключением случаев проведения на водоемах по согласованию со специально уполномоченными органами работ, связанных с применением этих веществ;
      занимать орудиями лова и другими сооружениями для лова рыбы более 2/3 ширины реки, протоки, а также производить одновременный замет (в замок).

      Примечание. Замет невода начинается только после полной выборки на берег предыдущего невода;

      стоянка на рыбопромысловых участках, тонях частного водного и наземного транспорта, а также судов, автомашин, мотоциклов предприятий и организаций, не имеющих отношения к рыболовству.

      Примечание. Специально уполномоченные органы по согласованию с соответствующими правоохранительными органами разрабатывают и представляют на утверждение областным исполнительным органам Порядок движения судов флота, принадлежащего юридическим и физическим лицам, в запретных для рыболовства местах, а также в период нереста рыб и других водных животных;

      всякое рыболовство во вновь образуемых водоемах до особого распоряжения специально уполномоченных органов, а также лов рыбы в зимовальных ямах;
      промышленное рыболовство у плотин, шлюзов и мостов на расстоянии ближе 500 м;
      промышленный лов рыбы не зарегистрированными и не обозначенными в установленном порядке регистровыми номерами плавучими средствами;
      эксплуатация орудий лова в водоеме без бирок с указанием названия организации и параметров орудий лова согласно разрешению на право лова;
      применение ставных орудий лова для добычи осетровых в море и реках;
      добыча рыбы сверх установленного лимита;
      хранение рыбы на куканах, выброс снуловой и больной рыбы из прорези и орудий лова в воду и береговую прибрежную полосу;
      лов, прием, продажа и хранение рыбы менее установленной промысловой меры;
      прием рыбы одного вида под названием другого или под названием "прочая" и "мелочь";
      разводить водоплавающую птицу на рыбохозяйственных водоемах и производить мелиоративные работы для целей ондатрового промысла без согласования со специально уполномоченными органами;
      уничтожать или портить столбы, плавучие опознавательные знаки, обозначающие границы зимовальных ям, рыболовных участков и запретных для рыболовства мест;
      промысловый лов рыбы на протоках и узяках, соединяющих озера между собой и основной рекой, подводящих каналах и отводах мелиоративных систем, перед устьями рек и каналов на расстоянии 500 м в обе стороны от их впадения и на 500 м в глубь водоема, а также вверх по реке или каналу на расстоянии 1500 м.

      Примечание. На водоемы Урало-Каспийского бассейна не распространяется;

      устанавливать вентеря и секреты в радиусе 500 м от устья рек и истоков, впадающих каналов.

      Примечание. Установка этих видов орудий лова разрешается по линии с шагом между орудиями лова не менее 1,5 км и между линиями установки не менее 1 км в море и не менее 50 м в реках и других водоемах. В море разрешается установка не более трех сошворенных вентерей с каждого крыла, длина крыла вентерной установки не должна превышать 40 м;

      устанавливать ставные орудия лова в шахматном порядке;
      движение автомобильного и иного транспорта в период ледового покрова по р. Урал, предустьевом пространстве и в северо-восточной части Каспийского моря в пределах заповедной зоны Республики Казахстан без согласования со специально уполномоченными органами.
      8. Природопользователь обязан:
      обеспечивать охрану мест лова, не допускать лов рыбы посторонними лицами и организациями на предоставленных пользователю рыболовных участках;
      содержать в надлежащем санитарном состоянии береговые участки, места лова и закрепленные водоемы;
      беспрепятственно допускать государственных инспекторов специально уполномоченных органов на места лова, суда и другие плавучие средства, в производственные помещения и склады, приемные пункты для проверки орудий лова, способов лова и осмотра добытой рыбы, предоставлять им учетные материалы по добыче рыбы и используемым средствам производства, а также возможность бесплатно пользоваться при служебных поездках попутными судами и другими видами транспорта;
      своими силами и за счет собственных средств производить в обязательном порядке по согласованию с природоохранными органами и научно-исследовательскими организациями расчистку предоставленных им тоней, плавов и других мест лова, рыбоводные и мелиоративные работы (улучшение условий воспроизводства, зарыбление, борьба с заморами, выкос водной растительности, спасение молоди промысловых рыб, сбор и захоронение погибшей рыбы и др.);
      не производить на рыбопромысловых участках без разрешения специально уполномоченных органов работы, изменяющие естественные условия в водоеме;
      обозначать границы рыбопромысловых участков знаками по образцу, установленному специально уполномоченными органами;
      вести на каждом рыбопромысловом участке, судне, бригаде или звене промысловый журнал по установленной форме, заверенный печатью специально уполномоченных органов, и предъявлять его по их требованию;
      предоставлять рыбоводным предприятиям и контрольно-наблюдательным ихтиологическим пунктам производителей рыб на договорных началах;
      немедленно выпускать в воду в живом виде из всех орудий лова, кроме сетей и наживных крючковых снастей, весь прилов рыб, промысел которых запрещен настоящими Правилами рыболовства;
      обозначать на всех судах, занимающихся добычей рыбы (независимо от их размеров и назначения), регистрационные номера;
      по требованию специально уполномоченных органов производить своими силами выборку из воды орудий лова, применяемых с нарушением настоящих Правил рыболовства, доставку задержанных орудий лова, плавсредства и уловов рыбы до приемного пункта;
      предоставленные им водоемы (участки) не передавать другим организациям;
      не допускать нарушений Положения об охране рыбных запасов и регулирования рыболовства на водоемах Республики Казахстан и настоящих Правил рыболовства на закрепленных за ними рыбопромысловых участках (тонях, плавах, районах).
      9. Специально уполномоченным органам предоставляется право:
      переносить по согласованию с соответствующими научно-исследовательскими организациями сроки запрета до 15 дней в ту или другую сторону в зависимости от гидрометеорологических условий без изменения общей продолжительности запретного периода.

      Примечание. Сроки запретного периода на лов рыбы распространяются на первое и последнее число запрета включительно;

      по согласованию с научными и рыбохозяйственными организациями определять границы нерестовых участков и зимовальных ям, обозначая их специальными знаками;
      разрешать природопользователям вне лимита отлов рыбы в замороопасных водоемах всеми орудиями лова и в любое время года;
      разрешать промысловый лов мелкочастиковых, туводных, култучных рыб специальными орудиями лова в местах и сроки, определяемые специально уполномоченными органами по согласованию с научно-исследовательскими организациями, с полным приемом частиковых рыб в пределах общего объема, утверждаемого Правительством Республики Казахстан;
      разрешать лов рыбы с помощью ботания (загона) на отдельных закоряженных участках водоемов;
      разрешать по рекомендациям научно-исследовательских организаций мелиоративный отлов хищных рыб во всех водоемах в любое время года в пределах общего объема, утверждаемого Правительством Республики Казахстан;
      разрешать лов рыбы и других гидробионтов для научно-исследовательских целей, а также проведение экспериментального научно-промыслового лова собственными силами рыбохозяйственным научным организациям или с привлечением рыбодобывающих организаций в зависимости от поставленных задач на всех рыбохозяйственных водоемах, включая запретные периоды, зоны и участки, на основании программ научных исследований и экспериментальных работ, утвержденных учеными советами научно-исследовательских организаций и прошедших государственную экологическую экспертизу;
      разрешать проведение на водоемах:
      а) работ по акклиматизации ценных видов рыб, других гидробионтов, зарыбление водоемов в соответствии с биологическими обоснованиями научных организаций;
      б) контрольный лов рыбы во всех водоемах и в любое время года ихтиологическим службам специально уполномоченных органов с целью определения нерестилищ, зимовальных ям, миграции рыб, их состояния в период размножения, выработки рекомендаций по изменению режима рыболовства и рациональному использованию рыбных запасов;
      беспрепятственно посещать гидротехнические сооружения и водоемы на территории заповедников, а также предприятия и организации, использующие рыбохозяйственные водоемы для забора воды, сброса сточных вод и отходов производства;
      в случае необходимости открывать в пределах промысловой зоны новые тоневые участки или закрывать действующие по ходатайству рыбодобывающей организации и по рекомендациям научно-исследовательских организаций;
      приостанавливать и отменять противоречащие Правилам рыболовства действия и указания должностных лиц природопользователей.
      10. Дополнения и изменения в настоящие Правила могут быть внесены Правительством Республики Казахстан по предложениям специально уполномоченных органов на основе рекомендаций научных организаций, предложений республиканского органа государственного управления рыбным хозяйством и положительного заключения государственной экологической экспертизы.