1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке лицензирования предпринимательской деятельности в сфере почтовой связи и телекоммуникаций, использования радиочастотного спектра в Республике Казахстан.
2. Министерству транспорта и коммуникаций Республики Казахстан в двухмесячный срок привести в соответствие с Положением о порядке лицензирования предпринимательской деятельности в сфере почтовой связи и телекоммуникаций, использования радиочастотного спектра в Республике Казахстан выданные ранее Министерством связи Республики Казахстан лицензии юридическим и физическим лицам, осуществляющим деятельность в сфере почтовой связи и телекоммуникаций.
Премьер-Министр Республики Казахстан
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 ноября 1996 г. N 1443
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке лицензирования предпринимательской деятельности
в сфере почтовой связи и телекоммуникаций, использования
радиочастотного спектра в Республике Казахстан
Настоящее Положение разработано в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, от 17 апреля 1995 г. N 2200 Z952200_ "О лицензировании", постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 1995 г. N 1894 "О реализации постановления Президента Республики Казахстан от 17 апреля 1995 г. N 2201" и определяет порядок выдачи и отзыва (прекращения), приостановления действия лицензий (патентов) на предпринимательскую деятельность в сфере почтовой связи и телекоммуникаций, использование радиочастотного спектра.
1. Общие положения
1. Лицензирование предпринимательской деятельности в сфере почтовой связи и телекоммуникаций осуществляется с целью государственного регулирования и контроля за деятельностью юридических и физических лиц (в дальнейшем - лицензиаты), предоставляющих услуги почтовой связи и телекоммуникаций потребителям любых категорий, а также эффективного использования радиочастотного спектра как ограниченного природного ресурса, являющегося собственностью государства.
2. Лицензирование этой деятельности на территории Республики Казахстан осуществляется Комитетом транспортного контроля Министерства транспорта, коммуникаций и туризма Республики Казахстан (в дальнейшем - лицензиар). <*>
Сноска. В пункт 2 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 8 сентября 1999 г. N 1334 P991334_ .
3. Лицензиар ведет единый республиканский реестр выданных лицензий на предпринимательскую деятельность в сфере почтовой связи и телекоммуникаций, реестр пользователей радиочастотного спектра, а также реестры приостановленных и отозванных лицензий.
4. Лицензии подписываются Председателем Комитета транспортного
контроля Министерства транспорта, коммуникаций и туризма Республики Казахстан. Сноска. Пункт 4 - в редакции постановления Правительства РК от 8 сентября 1999 г. N 1334 P991334_ . 5. Сведения о выданных лицензиях, а также решения о приостановлении или прекращении действия лицензий публикуются ежеквартально в периодической печати. 2. Объекты и структура лицензирования, владельцы лицензий 6. Лицензированию подлежат следующие виды предпринимательской деятельности в сфере почтовой связи и телекоммуникаций: предоставление услуг местной телефонной связи; предоставление услуг междугородной телефонной связи; предоставление услуг международной телефонной связи; предоставление услуг телеграфной связи, услуг сетей абонентского телеграфирования, "Телекс"; предоставление услуг передачи данных; предоставление услуг телематических служб ("Телетекс", "Видеотекс", "Телетекст", "Телефакс", "Бюрофакс", "Видеоконференцсвязь"); предоставление услуг сотовой связи; предоставление услуг персональной связи; предоставление услуг подвижной радиотелефонной связи; предоставление услуг подвижной радиосвязи; предоставление услуг персонального радиовызова; предоставление услуг электросвязи по выделенным сетям связи; предоставление услуг электросвязи посредством спутниковых систем связи; предоставление в аренду каналов связи; предоставление услуг по эфирной трансляции телевизионных и звуковых программ; предоставление услуг по трансляции телевизионных программ по системам спутникового телевизионного вещания; предоставление услуг по трансляции телевизионных программ по сети кабельного телевидения; предоставление услуг по трансляции звуковых программ по сетям проводного вещания; предоставление услуг по трансляции звуковых программ по системам спутникового вещания; предоставление услуг по приему, перевозке и доставке почтовых отправлений; предоставление услуг экспресс-почты; техническая эксплуатация общереспубликанских магистральных и международных линий связи; техническая эксплуатация магистральных, зоновых и местных сетей телекоммуникаций; техническая эксплуатация спутниковых систем связи; техническая эксплуатация объектов радиосвязи, радиовещания и телевидения;
использование радиочастотного спектра, связанное с деятельностью в сфере телекоммуникаций, в соответствии с Регламентом радиосвязи Международного союза электросвязи и решениями Государственной межведомственной комиссии по радиочастотам Республики Казахстан.
Услуги связи - это продукт деятельности по приему, обработке, хранению, передаче и доставке почтовых отправлений или сообщений электросвязи.
Предоставление услуг связи включает к себя и осуществление технической эксплуатации средств телекоммуникаций, и работу с потребителями услуг.
Проектирование, строительство и монтаж оборудования сетей и систем связи, объектов телевидения и радиовещания осуществляются заявителем на основании лицензии Министерства строительства, жилья и застройки территорий Республики Казахстан самостоятельно либо на основании договора с другим юридическим лицом, имеющим лицензию на выполнение таких работ.
7. Не лицензируется деятельность:
по предоставлению услуг связи исключительно в целях государственного управления, обороны, безопасности и правопорядка;
по созданию и эксплуатации сетей внутрипроизводственного и технологического назначения, предназначенных для управления внутрипроизводственной деятельностью и технологическими процессами, не имеющих выхода на сеть связи общего пользования и не использующих радиочастотный спектр;
по предоставлению курьерских услуг;
по предоставлению услуг местной телефонной связи ведомственными сетями (без использования радиочастотного спектра), если они предназначены для удовлетворения собственных нужд юридического лица, без предоставления услуг связи "третьим лицам";
отнесенная к монополии государства.
8. Лицензия (патент) является документом, удостоверяющим право ее владельца осуществлять предпринимательскую деятельность в сфере почтовой связи и телекоммуникаций в определенных территориальных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им требований и условий, включенных в лицензию.
9. При осуществлении предпринимательской деятельности в сфере телекоммуникаций с использованием радиочастотного спектра, а также деятельности по связи в области радиосвязи, радиовещания и телевидения кроме лицензии на осуществление деятельности лицензиат обязан также получить разрешение (я) на использование радиочастотного спектра, являющееся неотъемлемым приложением к лицензии (в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, "О лицензировании").
10. Разрешение на использование радиочастотного спектра является документом, удостоверяющим право владельца на использование закрепленных за его техническими средствами частотных присвоений (номиналов частот).
11. Лицензия (патент) юридически закрепляет права лицензиата на осуществление конкретного вида предпринимательской деятельности в области почтовой связи и телекоммуникаций и не может передаваться другому юридическому или физическому лицу. Указанное положение распространяется также и на разрешение по использованию радиочастотного спектра. Действие лицензии не распространяется на третьих лиц, связанных с лицензиатом договорными отношениями.
12. Количество выдаваемых лицензий в зависимости от вида услуги (деятельности) определяется лицензиаром в соответствии со структурой лицензирования (приложение 1). Ограничения по количеству могут быть связаны с недостаточностью радиочастотного ресурса, кодов междугородной/международной телефонной связи, телефонной нумерации сетей телекоммуникаций.
13. На каждый вид предпринимательской деятельности выдается отдельная лицензия (патент), которая не может быть использована для других видов деятельности.
Допускается выдача одной лицензии на ведение нескольких видов предпринимательской деятельности по оказанию услуг, если они предоставляются посредством единого технологического комплекса оборудования связи, принадлежащего заявителю.
3. Срок действия лицензий
14. Срок действия лицензий устанавливается лицензиаром в зависимости от вида деятельности:
пятнадцать лет - на осуществление предпринимательской деятельности по предоставлению основных услуг электросвязи (местной, междугородной и международной телефонной и телеграфной связи), услуг передачи данных соответствующими национальными сетями, связанной со строительством и эксплуатацией лицензиатом телекоммуникационных сетей, требующих больших капитальных вложений и длительных сроков окупаемости;
пятнадцать лет - на осуществление предпринимательской деятельности по предоставлению услуг сотовой или персональной связи на территории всей республики;
десять лет - на осуществление предпринимательской деятельности по предоставлению основных услуг электросвязи соответствующими зоновыми и местными сетями, выделенными и спутниковыми сетями связи;
десять лет - на осуществление предпринимательской деятельности по предоставлению услуг телематических служб, подвижной радио- и радиотелефонной связи, услуг персонального радиовызова, услуг по предоставлению в аренду каналов связи национальными сетями, выделенными и спутниковыми сетями связи;
пять лет - на осуществление предпринимательской деятельности по предоставлению услуг, перечисленных в предыдущем абзаце, соответствующими зоновыми и местными сетями (емкость сетей 5000 и менее номеров, 120 и менее каналов по линиям связи);
пять лет - на осуществление предпринимательской деятельности по предоставлению услуг почтовой связи;
три года - на осуществление предпринимательской деятельности по связи в области радиосвязи, радиовещания и телевидения;
три года - на осуществление технической эксплуатации средств и сетей связи и объектов радиосвязи, радиовещания и телевидения, использование радиочастотного спектра, не связанное с ведением предпринимательской деятельности.
15. В случае получения лицензии (патента) на предоставление телекоммуникационных услуг с использованием радиочастотного спектра разрешения на использование частотных присвоений выдаются на шесть месяцев с регулярной пролонгацией их на последующие полугодия до конца срока действия лицензии (патента) на деятельность (пункт 9 настоящего Положения).
4. Содержание лицензий
16. Лицензия (патент) выдается по установленной форме и содержит ряд обязательных условий, устанавливаемых лицензиаром.
17. К обязательным условиям лицензии относятся:
объемы работы (емкости сетей) с указанием типов применяемого оборудования, обязательства по наличию сертификатов соответствия на момент начала эксплуатации оборудования;
согласование тарифов на услуги связи с лицензиаром, если лицензиат занимает монопольное положение на рынке этого вида услуг;
ответственность лицензиата по своим обязательствам перед потребителями услуг;
требования, вытекающие из специфики отрасли, а именно:
о порядке закрепления за техническими средствами лицензиата частотных присвоений (получения разрешений на использование радиочастотного спектра);
о порядке подключения сети лицензиата к сетям связи общего пользования республики, к сетям связи других государств;
о пропуске междугородного и международного трафиков, использовании телефонных кодов, нумерации и т. д.;
о порядке взаиморасчетов между операторами разных сетей.
Лицензия может содержать и другие условия в зависимости от вида деятельности, на осуществление которого она получена.
18. Лицензиар имеет право вносить в лицензию изменения, вызванные введением новых стандартов, норм и правил эксплуатации на сетях телекоммуникаций. Порядок внесения изменений в лицензию согласовывается с лицензиатом после письменного его извещения лицензиаром о намерении внести изменения.
Изменения к лицензии, являющиеся неотъемлемым приложением к ней, подписывает Председатель Комитета транспортного контроля Министерства транспорта, коммуникаций и туризма Республики Казахстан
Сноска. В пункт 18 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 8 сентября 1999 г. N 1334 P991334_ .
5. Условия и порядок выдачи лицензий
19. Лицензия (патент) на право осуществления предпринимательской деятельности в сфере почтовой связи и телекоммуникаций, использование радиочастотного спектра выдается юридическому или физическому лицу, квалификационный уровень которого соответствует предъявляемым требованиям.
20. Для получения лицензии (патента) юридические и физические лица представляют в лицензионный орган следующие документы:
заявление по форме, утвержденной Правительством Республики Казахстан;
копию свидетельства о государственной регистрации, в котором как один из основных видов отмечена деятельность в сфере почтовой связи и телекоммуникаций;
копию свидетельства о государственной регистрации учреждения средства массовой информации при подаче заявления на деятельность по связи в области радиовещания и телевидения, если транслируемые программы создаются собственными силами заявителя;
пояснительную записку, содержащую технические предложения, составленные в соответствии с квалификационными требованиями к лицензируемым видам деятельности (приложение 2).
21. Для оформления разрешений на использование радиочастотного спектра заявитель (лицензиат) обязан представить заключение санитарного надзора о безопасности размещения радиоэлектронных передающих устройств в данном месте.
22. При подаче заявления о выдаче лицензии на предоставление технических средств для трансляции (ретрансляции) программ зарубежных теле- и радиостанций на территорию Республики Казахстан или с территории Республики Казахстан на третьи страны дополнительно представляются сведения и документы в соответствии с требованиями международных соглашений.
23. Заявление и прилагаемые к нему документы регистрируются лицензиаром, заявителю письменно сообщается его регистрационный номер и дата, регистрации.
24. Заявление не принимается к рассмотрению в следующих случаях:
подаче его на виды деятельности, отнесенные к государственной монополии;
непредставления требуемых в соответствии с пунктами 20-22 документов.
25. Заявление и прилагаемые к нему документы рассматриваются лицензиаром коллегиально (специально созданной лицензионной комиссией) в течение месяца, после чего заявителю выдается либо лицензия (патент) на осуществление заявленного вида предпринимательской деятельности после уплаты им лицензионного сбора, либо письменный мотивированный отказ.
26. Если для осуществления предпринимательской деятельности, связанной с использованием радиочастотного спектра, требуется закрепление одного частотного присвоения, разрешение на использование радиочастоты может выдаваться одновременно с лицензией на деятельность. В остальных случаях - после получения такой лицензии (пункт 1 статьи 7 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, "О лицензировании").
27. При необходимости проведения технической экспертизы материалов заявления, международной координации или координации с другими заинтересованными сторонами действий, связанных с необходимостью избежания помех со стороны других радиослужб при подборе частоты (в соответствии с Регламентом радиосвязи Международного союза электросвязи), срок рассмотрения заявления может быть продлен по согласованию с заявителем, но не более чем на два месяца.
Оплата расходов, связанных с проведением экспертизы, подбором радиочастот и расчетами электромагнитной совместимости, производится заявителем.
Заявитель вправе отказаться от назначенных лицензиаром для проведения экспертизы фирм (или конкретных специалистов), если у него есть сомнения в их компетентности или объективности, и потребовать привлечения других.
28. Выдача лицензий и разрешений может проводиться на конкурсной основе, если:
на один и тот же вид деятельности в одном регионе подано больше заявлений, чем возможно реализовать технически;
предлагаются к внедрению новые услуги связи, связанные с использованием наиболее экономически выгодных полос радиочастотного спектра.
Порядок и условия проведения конкурсов определяются Положением о порядке проведения конкурсов (приложение 3).
При поступлении на конкурс только одного заявления лицензия может быть выдана на условиях объявленного конкурса.
29. Для проведения экспертизы лицензиар имеет право привлекать специалистов научно-исследовательских и учебных заведений, консалтинговых фирм, а также независимых экспертов.
6. Отказ в выдаче лицензии
30. Отказ в выдаче лицензии (патента) производится по следующим причинам:
заявитель не отвечает квалификационным требованиям,
установленным для заявителя и данного вида деятельности; в отношении заявителя имеется решение суда, запрещающее ему занятие данным видом деятельности; невозможности технической реализации вида деятельности, связанной с отсутствием радиочастот, телефонных кодов, ограничениями по мощности и дислокации телевизионных и радиовещательных станций, предусмотренными законодательными актами Республики Казахстан; по результатам конкурса; заявитель не внес плату за выдачу лицензии. 7. Приостановление, прекращение действия и отзыв лицензии (патента) 31. Лицензиар вправе приостановить действие лицензии (патента) на срок до шести месяцев в следующих случаях:
непредоставления услуг в течение трех месяцев с даты, установленной лицензией в соответствии с поданным заявлением;
наличия задолженности по платежам за лицензию или за
использование радиочастот на срок более одного месяца; предоставления недостоверной информации о качестве оказываемых потребителям услуг связи; несоблюдения установленных норм, правил технической эксплуатации и качества предоставляемых услуг; нарушения условий лицензии, выявленного в результате проверки деятельности лицензиаром или уполномоченным им органом; отказа в предоставлении лицензиару сведений, необходимых для оценки деятельности лицензиата. Время приостановления включается в общий срок действия лицензии. 32. Действие выданной лицензии прекращается при условии: истечения срока, на который выдана лицензия (патент); прекращения предпринимательской деятельности гражданина, реорганизации или ликвидации юридического лица, которому выдана лицензия (патент); подачи лицензиатом заявления о прекращении деятельности; отзыва лицензии. 33. Лицензия (патент) может быть отозвана в судебном порядке в случаях: ведения владельцем деятельности, не предусмотренной лицензией; нарушения антимонопольного законодательства по представлению уполномоченного органа;
передачи другим потребителям во временное или постоянное использование закрепленных за лицензиатом радиочастот;
неустранения в установленные сроки причин, вызвавших приостановление действия лицензии.
34. При прекращении действия лицензии сбор за ее выдачу возврату не подлежит.
35. О приостановлении действия лицензии (патента) владельцы информируются в письменном виде в недельный срок после принятия такого решения лицензиаром (лицензионной комиссией), с указанием причин.
Письменное извещение в адрес лицензиата подписывает Председатель Комитета транспортного контроля Министерства транспорта, коммуникаций и туризма Республики Казахстан.
Сноска. В пункт 35 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 8 сентября 1999 г. N 1334 P991334_ .
8. Права и обязанности лицензиатов
36. Владельцы лицензий (патентов) имеют право:
устанавливать свободные цены на предоставляемые услуги связи (кроме услуг, тарифы на которые регулируются Правительством Республики Казахстан);
на подключение к сетям связи общего пользования на равных условиях (технических и коммерческих) с другими лицензиатами, если конкурсными условиями не установлено иное;
получения нескольких лицензий на различные виды предпринимательской деятельности в сфере почтовой связи и телекоммуникаций;
на обращение в лицензионный орган для разрешения споров с другими лицензиатами;
знакомиться со всеми материалами по вопросу приостановления или прекращения действия лицензии, а также присутствовать при рассмотрении лицензиаром этих материалов.
37. Лицензиаты обладают также всеми правами, предусмотренными лицензией (патентом) и не противоречащими законодательству Республики Казахстан.
38. Владельцы лицензий (патентов) обязаны обеспечить:
соблюдение всех условий и требований лицензии (патента);
соблюдение требований законодательства Республики Казахстан, установленных стандартов, норм, правил технической эксплуатации систем, сетей и предоставления услуг. Применение сертифицированного оборудования;
публикацию тарифов на предоставляемые населению почтовые и телекоммуникационные услуги;
тайну телефонных, телеграфных и иных сообщений;
предоставление по запросу лицензионного органа статистических и справочных данных, других сведений, связанных с лицензируемой деятельностью;
своевременное и правильное внесение платежей за лицензию и за использование радиочастотного спектра;
доступ лицензиару или уполномоченным им лицам для контроля за работой технических средств;
защиту прав потребителей путем гарантирования им качества предоставляемых услуг, в том числе основных услуг электросвязи, в течение 24 часов в сутки;
выпуск справочников, содержащих списки абонентов сетей, подключаемых к сетям связи общего пользования;
предоставление сети в распоряжение государственных органов в чрезвычайных ситуациях.
39. Владельцы лицензий (патентов) несут ответственность за соблюдение требований, включенных в лицензии (патенты), в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
9. Плата за выдачу лицензии (патента)
40. Лицензиатами ежегодно уплачивается лицензионный сбор по истечении двенадцатимесячного периода с момента уплаты сбора в первый раз при получении лицензии в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, от 24 апреля 1995 г. N 2235 Z952235_ "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" и Положением о порядке уплаты лицензионного сбора за право занятия отдельными видами деятельности, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 16 августа 1995 г. N 1127.
Копия платежного поручения представляется лицензиару.
41. При утрате лицензии (патента) (потери, уничтожении и т. д.) выдается новая лицензия (патент) с пометкой "дубликат". За выдачу дубликата лицензиат вносит плату лицензиару в размере 50 процентов от суммы, взимаемой за выдачу лицензии.
42. Для получения лицензии (патента) или дубликата заявитель должен предъявить копию платежного документа.
10. Контроль за соблюдением условий лицензий
(патентов)
43. Лицензиар осуществляет приобретение, учет и хранение бланков лицензий, а также контроль за соблюдением условий лицензий (патентов) их владельцами.
44. Контроль за соблюдением лицензионных условий лицензиатами осуществляет лицензиар.
Сноска. Пункт 44 - в редакции постановления Правительства РК от 8 сентября 1999 г. N 1334 P991334_ .
45. Сроки проведения плановых проверок согласовываются с лицензиатами с целью избежания вынужденных простоев и перерывов в технологических процессах, могущих привести к нанесению материального ущерба.
46. Решение о приостановлении действия лицензии (патента) или подаче иска об отзыве лицензии на основании таких рекомендаций по результатам проверок принимает лицензиар. Патент может быть отозван только в судебном порядке по иску лицензиара.
47. Лицензиаты возмещают расходы, связанные с проверками деятельности по жалобам обслуживаемых ими потребителей, если будет установлен факт нарушения прав последних.
В остальных случаях расходы возмещают инициаторы проверок.
11. Разрешение споров
48. Если лицензия (патент) не выдана в установленный срок, или отказ представляется заявителю необоснованным, он вправе в месячный срок обжаловать эти действия в судебном порядке.
Лицензиат также вправе обжаловать действия лицензиара в части приостановления действия лицензии или внесения в нее новых условий в судебном порядке.
49. За необоснованный отказ в выдаче лицензии (патента), нарушение сроков рассмотрения заявлений, необоснованное приостановление действия лицензий (патентов), разглашение относящихся к коммерческой тайне сведений, полученных при проверке
деятельности лицензиатов, лицензиар несет ответственность в порядке, установленном действующим законодательством Республики Казахстан. 50. Возмещение убытков, вызванных необоснованным отказом в выдаче лицензии или нарушением прав лицензиата, осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Казахстан. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 С Т Р У К Т У Р А лицензирования предпринимательской деятельности в сфере почтовой связи и телекоммуникаций на территории Республики Казахстан Виды деятельности, отнесенные к монополии государства 1. Проектирование, строительство и эксплуатация сетей повышенной живучести. 2. Эксплуатация технических средств магистральной КВ радиосвязи. 3. Выпуск знаков почтовой оплаты. 4. Предоставление услуг фельдъегерской связи и спецсвязи. Сохранение монополии на вышеперечисленные виды деятельности необходимо в целях защиты интересов государства. Сектор ограниченной конкуренции 1. Предоставление услуг междугородной и международной телефонной связи абонентам сети общего пользования. 2. Предоставление услуг телеграфной связи сети общего пользования, сетей абонентского телеграфирования, "Телекс". 3. Эксплуатация технических средств радиосвязи, радиовещания и телевидения, предназначенных для распространения государственных программ вещания. 4. Предоставление услуг передачи данных. 5. Предоставление услуг телематических служб. 6. Предоставление услуг сотовой связи. 7. Предоставление услуг персональной связи. 8. Предоставление услуг электросвязи по выделенным сетям связи. 9. Предоставление услуг электросвязи посредством спутниковых систем связи. 10. Предоставление каналов связи в аренду. 11. Предоставление услуг по трансляции телевизионных и звуковых программ по системам спутникового вещания. 12. Предоставление услуг по эфирной трансляции телевизионных и звуковых программ. 13. Предоставление услуг по приему, перевозке и доставке почтовых отправлений на территории республики или нескольких областей. 14. Предоставление услуг экспресс-почты. 15. Эксплуатация общереспубликанских магистральных и международных линий связи. 16. Техническая эксплуатация магистральных сетей связи. 17. Техническая эксплуатация спутниковых систем связи.
Лицензии выдаются как на территорию области, так и на территорию всей республики. Ограничения в количестве лицензий могут возникнуть в связи с наличием свободных международных кодов, закрепленных Международным союзом электросвязи за Республикой Казахстан, свободной
емкостью сегментов спутников на орбитах и требованиями технических стандартов, принятых к внедрению на территории республики, наличием свободных радиочастот и т. д. Сектор свободной конкуренции 1. Предоставление услуг местной телефонной связи. 2. Предоставление услуг подвижной радиотелефонной связи (кроме сотовой и персональной). 3. Предоставление услуг подвижной радиосвязи. 4. Предоставление услуг персонального радиовызова. 5. Предоставление услуг по трансляции телевизионных программ по сетям кабельного телевидения. 6. Предоставление услуг по приему, перевозке и доставке почтовых отправлений на территории одной области. 7. Техническая эксплуатация зоновых и местных сетей телекоммуникаций. 8. Техническая эксплуатация объектов радиосвязи, радиовещания и телевидения. Лицензии выдаются только на территорию одной области. Заявители, желающие осуществлять тот или иной вид деятельности на территории нескольких областей, получают соответствующее количество лицензий. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Порядок представления сведений по квалификационным требованиям в сфере почтовой связи и телекоммуникаций 1. К субъекту, запрашивающему лицензию на право занятия предпринимательской деятельностью Заявитель должен представить сведения о себе, содержащие следующую информацию: общую характеристику заявителя - наименование, организационная форма, основные виды деятельности; опыт и масштаб прежней деятельности в области заявляемых услуг связи;
число сотрудников, занятых на предприятии, по заявляемому виду деятельности, их квалификацию (по дипломам высшего или среднего специального образования по профилю отрасли "связь" со стажем работы в соответствии с квалификацией не менее трех лет), соответствие требованиям по обеспечению качественного и безопасного осуществления лицензируемого вида деятельности, предоставления услуг;
источники инвестиций для создания или развития средств телекоммуникаций (собственные средства, финансирование за счет бюджета, кредиты банка - с гарантией правительства или без, выпуск и продажа акций и т. д.);
права владения, распоряжения и пользования техническими средствами (полностью заявителя, совместно с другими юридическими лицами, полностью других юридических лиц - использование на правах аренды);
степень самостоятельности по взаимоотношениям с потребителями услуг (осуществляется самостоятельно или требуются посредники - "поставщики услуг", либо заявитель сам является посредником другого юридического лица);
степень самостоятельности в эксплуатации средств телекоммуникаций.
2. К лицензируемым видам деятельности
Заявитель представляет на рассмотрение лицензиару технические предложения по виду деятельности, на который запрашивается лицензия.
Технические предложения должны дать полное и ясное представление об организации деятельности лицензиата по предоставлению пользователям услуг связи.
Состав и содержание технических предложений:
1. Наименование создаваемой сети, на основании каких решений будет осуществляться деятельность по предоставлению услуг (решение совета директоров, собрания акционеров, поручение администрации и т. д.).
2. Территория, на которой будут предоставляться услуги, по этапам создания и/или развития и с привязкой к административно-территориальному делению Республики Казахстан.
3. Оценка спроса на предоставляемые услуги, прогноз конкурентоспособности этих услуг.
4. Основные технические решения:
емкость сети, в т.ч. по этапам создания и/или развития, ожидаемый трафик;
типы выбранного оборудования (коммутационное, системы передачи на соединительных линиях, типы линий на абонентском участке, аппаратура сопряжения, терминальное оборудование), фирмы-производители, наличие сертификатов соответствия, признанных в Государственной системе сертификации Республики Казахстан; при использовании радиосредств - привести перечень оборудования, на которое необходимо получить частотные присвоения;
использование аппаратуры повременного учета стоимости телефонных переговоров, аппаратуры определения номера (для местной телефонной связи);
схема организации связи в привязке к административным пунктам и этапам создания сети с необходимыми пояснениями;
взаимодействие с сетями связи общего пользования, другими сетями связи на территории Казахстана;
способы организации межстанционных соединений (по собственным средствам сети связи заявителя с указанием конкретных технических средств, по арендованным каналам других сетей);
способ организации выхода сети заявителя на зарубежные сети связи (для международной связи), компании - операторы связи. Приложить копии протоколов о намерениях или других документов, подтверждающих возможности сотрудничества. Технические средства, которые будут использоваться для организации связи с сетями зарубежных партнеров, возможность транзита через сети взаимодействующих партнеров на третьи страны;
план нумерации с указанием нумерации при организации входящей и исходящей местной, междугородной, международной связи. Необходимость выделения междугородного и/или внутри зонового кодов. Планы нумерации и необходимость выделения кодов для выделенных сетей;
планируемая нагрузка на одного абонента в сети заявителя;
использование пунктов коллективного пользования и таксофонов;
метрологическое обеспечение;
качественные показатели предоставляемых услуг, гарантируемые потребителям, работы сети (время ожидания соединения, процент отказов в часы наибольшей нагрузки, среднее время устранения повреждений и т. д.);
принципы организации системы управления и эксплуатации.
5. В технических предложениях по организации систем и/или сетей радиотелефонной связи необходимо:
указать выбранный стандарт, диапазон частот, тип оборудования, указать точные места установки передающего оборудования, способы организации сопряжения с сетью связи общего пользования;
привести расчет необходимого числа частотных каналов. При намерении подключения создаваемой сети к сети связи общего пользования излагаются основные технические решения в соответствии с пунктом 4.
6. На все радиооборудование, независимо от области его применения (сети электросвязи, радиосвязь, радиовещание и телевидение), представляются:
тактико-технические данные РЭС;
характеристики радиопередатчиков, характеристики излучаемых сигналов;
характеристики радиоприемников;
характеристики антенн.
7. При создании спутниковых систем связи или использовании земных станций спутниковой связи для организации каналов между административными пунктами должны быть представлены следующие данные:
назначение, расположение и принадлежность (страна) используемых искусственных спутников Земли (ИСЗ), их тип и точки стояния, зона обслуживания;
величина загрузки ИСЗ создаваемой системой и рост загрузки по этапам развития;
диапазон частот на линиях вверх и вниз, типы модуляции, уплотнения и межстанционного доступа;
типы земных станций, входящих в систему связи, фирмы-производители, наличие сертификатов, признанных в Государственной системе сертификации Республики Казахстан;
энергетические параметры системы;
сопряжение с наземными линиями связи.
8. Технические предложения на предоставление услуг по трансляции радио- или телепрограмм должны содержать также данные по типу зданий, в которых размещается радиопередающее оборудование, типу опор для размещения антенн, сведения о способах подачи программ от источников их формирования до радиопередающей станции.
9. По почтовой связи необходимо указать:
порядок пересылки почтовых отправлений от приема до выдачи адресату с указанием используемых транспортных средств;
порядок предъявления на таможенный досмотр почтовых отправлений, поступающих из-за рубежа и направляемых за рубеж.
Для всех видов деятельности по предоставлению услуг заявитель должен:
указать категории пользователей, которым предоставляются услуги связи (все юридические и физические лица или ограниченные категории пользователей), а также свою ответственность перед пользователями за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по предоставлению услуг в гарантированные сроки и с соответствующим
качеством; представить бизнес-план предприятия. Технические предложения оформляются в виде пояснительной записки в двух экземплярах машинописным текстом с приложением необходимых схем, таблиц, графиков. Текст пояснительной записки составляется на казахском или русском языках. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 П О Л О Ж Е Н И Е о порядке проведения конкурсов на получение лицензий на предпринимательскую деятельность в сфере почтовой связи и телекоммуникаций и разрешений на использование радиочастотного спектра в Республике Казахстан 1. Общие положения
Настоящее Положение содержит общие правила организации и проведения конкурсов на получение лицензий на предпринимательскую деятельность в сфере почтовой связи и телекоммуникаций, разрешений на использование радиочастотного спектра в Республике Казахстан.
Основанием для проведения конкурса, является приказ Комитета транспортного контроля Министерства транспорта, коммуникаций и туризма Республики Казахстан.
Для организации и проведения конкурса создается специальная комиссия, состав которой утверждается приказом Комитета транспортного контроля Министерства транспорта, коммуникаций и туризма Республики Казахстан.
Для каждого конкурса комиссиями будут разрабатываться индивидуальные условия проведения и требования к заявителям, но в строгом соответствии с данным Положением.
Решения о конкурсной выдаче лицензий на тот или иной вид предпринимательской деятельности в сфере почтовой связи и телекоммуникаций и разрешений, если он связан с использованием радиочастотного спектра, принимаются при наличии нескольких претендентов на ведение одного и того же вида деятельности в одном регионе при ограниченности частотного ресурса в данном регионе, ограниченности другой технической возможности реализации такой деятельности.
Такое же решение может быть принято для выбора наилучшего оператора (или двух-трех операторов) при внедрении новых услуг подвижной радио- и/или радиотелефонной связи с целью наиболее эффективного использования радиочастотного спектра как ограниченного природного ресурса, принадлежащего государству.
Конкурс может быть объявлен и решением Правительства Республики Казахстан. <*>
Сноска. В раздел 1 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 8 сентября 1999 г. N 1334 P991334_ .
2. Конкурсная комиссия
В состав конкурсной комиссии кроме представителей лицензиара и Государственной межведомственной комиссии по радиочастотам Республики Казахстан могут быть введены эксперты независимых консалтинговых фирм, в том числе юридических, представители Государственного комитета Республики Казахстан по ценовой и антимонопольной политике, Государственного комитета Республики Казахстан по управлению государственным имуществом, Национального агентства по делам печати и массовой информации (по согласованию), местных исполнительных органов, другие специалисты в зависимости от вида деятельности и территории, на которую будет распространяться действие лицензии.
Конкурсная комиссия организует, проводит конкурс и выдает лицензиару итоговый документ, служащий основанием для оформления лицензии и/или разрешения.
Конкурсная комиссия имеет право дополнительно привлекать к работе экспертов и консультантов.
Деятельность комиссии осуществляется в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан и настоящим Положением, на основе гласности, коллегиального принятия окончательного решения.
При рассмотрении заявочных документов конкурса и принятии
решения должна быть обеспечена полная конфиденциальность. Комиссия имеет право отклонить любое предложение, представленное в конкурсную комиссию, если заявитель: представил ложные сведения; нарушает действующие на территории Республики Казахстан законы; материалы его заявки не соответствуют установленным конкурсной комиссией требованиям. Комиссия вправе запрашивать дополнительные сведения у заявителей, если это необходимо для принятия окончательного решения, а также приглашать на заседания заявителей. 3. Организация конкурса После принятия решения о проведении конкурса сведения об этом публикуются лицензиаром в печати. Комиссия готовит конкурсную документацию, содержащую следующую информацию: условия и сроки проведения конкурса и необходимые в связи с этим процедуры; требования к содержанию заявок на участие в конкурсе;
отношения между новыми операторами и операторами существующих сетей, в т. ч. сети общего пользования, включая вопросы взаиморасчетов за подключения;
проект лицензии, в котором оговариваются обязательства по объему сети, услугам, уровням тарифов и другие условия.
После завершения подготовки конкурсной документации дается еще одно рекламное сообщение в печати о готовности разослать документы конкурса за установленную плату всем потенциальным участникам и о сроках начала и окончания приема заявок на участие в нем.
На стадии подготовки заявочных документов на конкурс претенденты имеют право задавать комиссии вопросы, представленные в письменной форме и касающиеся проведения конкурса и содержания конкурсной документации. Вопросы и ответы на них комиссия рассылает всем сторонам, получившим конкурсную документацию.
Поступающие заявочные материалы регистрируются комиссией. Заявителям сообщается письменно дата регистрации заявки и номер.
Все вопросы и ответы также должны быть зарегистрированы.
После окончания приема заявочных документов дается сообщение в прессу об этом и о перечне фирм, представивших заявки.
В определенный условиями проведения конкурса срок комиссия рассматривает поступившие документы и выбирает наилучшее предложение. Итоговое решение должно быть аргументировано и оформлено на основании протокола заседания комиссий в трехдневный сред после заседания. Это решение передается лицензиару для публикации и выдачи лицензии и/или разрешения победителю конкурса, которому также выдается копия решения. Протокол заседания комиссии подписывают все ее члены, итоговое решение - председатель комиссии.
Заседание конкурсной комиссии считается правомочным при наличии не менее 2/3 ее членов, решение, принятое большинством голосов квалифицированных специалистов.
Материалы, поступившие на рассмотрение в конкурсную комиссию, возврату не подлежат и остаются в собственности Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан.
4. Требования, предъявляемые к участникам конкурса
и заявочным материалам
К участию в конкурсе допускаются юридические, независимо от форм собственности, и физические лица, в том числе иностранные, имеющие собственные средства или гарантии банков по выделению кредитов на осуществление технического проекта или предложения, представляемого на конкурс.
Заявителем конкурсного предложения признается юридическое или физическое лицо, представившее заявочные материалы, соответствующие требованиям, предъявленным конкурсной комиссией, и получившее регистрационный номер.
В заявочных материалах отражается следующая информация:
1. Описание заявителя - общая характеристика, наименование, организационная форма.
Если заявка на участие в конкурсе подана консорциумом - приводится краткое описание членов консорциума, включая название и местоположение, род деятельности; распределение обязанностей в рамках консорциума, предлагаемая юридическая форма: акции, финансовое обеспечение акций и т. д.
2. Возможности заявителя - приводятся сведения, касающиеся разработки, внедрения и технического обслуживания создаваемой сети или объекта. Если заявка подана консорциумом, то описывается вклад каждого члена консорциума.
3. Финансовые возможности - финансовый менеджмент и перечень источников финансирования с документальным подтверждением.
4. Технические возможности заявителя.
В данном разделе подробно излагаются основные технические решения в соответствии с квалификационными требованиями к лицензируемому виду деятельности (приложение 2 к Положению о лицензировании). Заявитель должен показать, какое качество обслуживания и предоставляемых услуг он может гарантировать, а также подтвердить свою готовность представлять информацию о состоянии используемых технических средств, тарифах на всю номенклатуру услуг, а также статистические отчетные данные, не препятствовать государственным службам при проведении проверок технических параметров оборудования.
5. Оценка рынка:
оценка заявителем рынка с учетом существующих услуг и ожидаемой перспективы развития;
описание метода (ов) получения этой оценки;
предполагаемая потребность в заявляемых услугах на срок действия лицензии и планы перспективного развития.
6. План работы с описанием основных факторов и положений плана, включая развитие по годам с увязкой по территории охвата; общие затраты на ввод в строй, техническое обслуживание и другие капиталовложения на последующие годы действия лицензии; бизнес-план (капитальные вложения, тарифы на услуги, прибыль) для оценки предложения по экономическим показателям на срок, на который будет выдана лицензия.
Заявители могут дополнительно сообщать любые сведения по существу конкурса, которые, по их мнению, дадут возможность комиссии более объективно оценить проекты (предложения), могут указать возможные пути модернизации проекта (предложения) и сроки их реализации.